Рецензия на книгу Д.В. Муна, В.В. Попеты «Предупреждение техногенных катастроф» В 3 кн. Книга 1 : Уроки истории (Москва, Берлин 2022)

Цветкова В.А.1
1 Библиотека по естественным наукам Российской академии наук, Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 1 (Январь-март 2022)

Цитировать:
Цветкова В.А. Рецензия на книгу Д.В. Муна, В.В. Попеты «Предупреждение техногенных катастроф» В 3 кн. Книга 1 : Уроки истории (Москва, Берлин 2022) // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 1. – С. 755-760. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114251.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48333817



Авторы не впервые предлагают материалы на тему техногенных катастроф. Ранее были предложены интереснейшие издания: Мун Д. В. , Попета В. В. , Попета A. B. , Смолков П.Е. От «Титаника» до «Фукусимы». Алгоритмы техногенных катастроф. – Издательский дом «Библио-глобус», 2016; Мун Д., Попета В., Смолков П. От «Титаника» до «Зимней вишни». Алгоритмы грядущих катастроф. – Директ-Медиа, 2018. Настоящая задумка авторов – расширить материал и подготовить его в трех книгах – интересна и актуальна. Развитие новых технологий, с одной стороны, – фактор, определяющий прогрессивные направления развития современного общества, а с другой – приводящий к формированию предпосылок для новых техногенных катастроф. Авторы планируют представить три логически связанные книги: 1-ая – «Уроки истории»; 2-ая – «Управление рисками и потенциалом «человеческого фактора»»; 3-я – «Горизонты грядущих катастроф» как прогноз будущего, тем самым предоставив обществу и то, что произошло, и то, что может быть случиться. Таим образом, авторы анализируют весьма печальный опыт самых прогрессивных технологических решений и пытаются предупредить нас о тех рисках, которые накапливаются и которые необходимо предупредить или смягчить удары.

Первая книга «Уроки истории» особенно важна, так как содержит огромный информационный материал по наиболее серьезным катастрофам, произошедшим на пути развития прогрессивных технологических решений. Материал в книге представлен профессионально и грамотно, при этом воспринимается как увлекательнейшее чтение по самым серьезным вопросам современной техносферы.

Целевая задача, поставленная авторами: постепенное формирование рискоориентированного мышления у широкой аудитории в вопросах повышения надежности и бесперебойности функционирования техносферы, профилактики ошибок человеческого фактора. Авторы акцентируют внимание на «человеческом факторе». Такой подход обоснован, поскольку от момента зарождения идеи до ее практической реализации ключевой фигурой остается ЧЕЛОВЕК. Именно человеческий фактор, как правило, приводит к трагическим событиям, то есть «у каждого чрезвычайного события есть фамилия, имя и отчество».

При этом авторы очень доходчиво, грамотно показывают, что катастрофы могут происходить на воде, под водой, на земле, в воздухе – в любых условиях по схожим причинам.

Авторы рассмотрели техногенные катастрофы, начиная с жестокой потребительской эксплуатации земельных угодий, что привело к утрате плодородных земель, примером этому является пустыня Сахара. Катастрофы на воде убедительно рассмотрены, начиная с гибели корабля «ВАЗА» – «Владычицы морей» (1628 г.), до трагедии с Титаником в 1912 г. Проходят столетия, а мы наблюдаем один и тот же сценарий, замешанный на алчности, стремлении экономить и получить прибыль, продемонстрировать роскошь в ущерб безопасности, непрофессионализм формируемого дешевого обслуживающего персонала, вмешательство владельцев в проектную документацию и т.д. Авторы детально проанализировали опыт на примере судостроительной компании «Уайт Стар Лайн», которая упорно не учитывала опыт катастроф лайнеров «Атлантик» и «Олимпик». Судьба Титаника была предопределена именно человеческим фактором, поскольку предыдущий опыт катастроф ничему не научил владельцев компании: Титаник как бы впитал весь отрицательный опыт, что и привело к трагическому исходу.

Воздухоплавание. Здесь, на примере истории дирижаблестроения, тенденций к гигантомании, просматриваются те же причины катастрофы, что и у океанских судов: пренебрежение погодными условиями, ошибки экипажей, отсутствие индивидуальных средств безопасности, стремление к показной роскоши, пренебрежение квалифицированными специалистами. Однако конец эры дирижаблей стал толчком к развитию нового направления – самолетостроения. Именно это направление сейчас доминирует в воздушных перевозках, и именно здесь мы сталкиваемся с новыми катастрофами, основными причинами которых остается в значительной степени все тот же «человеческий фактор».

Интересна глава 6, в которой рассмотрены вопиющие примеры использования особо опасных радийсодержащих веществ в погоне за экономической выгодой якобы для поддержания красоты («Сияющая красота» в косметологии) или украшения изделий (фосфор). Опасность для жизни огромного числа людей нисколько не смущает владельцев этих предприятий. Даже в «Боржом» добавляли радий – более изощренного способа убийства людей придумать трудно. И все это во имя экономической выгоды.

И вот новая эра – эра активного использования ядерной энергии. Авторы детально рассмотрели риски атомной энергетики, посвятив этим вопросам четыре главы: «Немирный атом – ядерные катастрофы», «Радиоактивные отходы», «Катастрофы и жертвы «закрытой системы» NASA», «От Обнинска до Чернобыля: достижения и катастрофы советской атомной энергетики».

С августа 1945 г., с бомбардировки американцами японских городов Херосимы и Нагасаки, начался риск глобальной ядерной техногенной катастрофы. Авария с ядерным оружием происходят везде: в воздухе, в воде, под водой, на земле и под землей, – нет естественных средств защиты для людей от этого вида оружия. Однако «мирный атом» призван на службу человеку. Это, в первую очередь, атомные электростанции. Даже такие страшные катастрофы, как Чернобыль (1985 г.) и Фукусима (2011 г.) не могут остановить использование атома для мирных технологий.

Нельзя не обратить внимание на справедливо внесенный авторами раздел, касающийся хранения радиоактивных отходов, которых становится все больше как в результате использования «мирного атома», так и не мирного. Это и Хэнфордский проект, когда жидкие радиоактивные отходы сливались в реку Колумбия или просто на землю, отзвуки этого подхода наблюдаются по настоящее время, и Кыштымская авария (НПО Маяк – объект 817) – 1957 г., которой присвоен 6 уровень опасности, уступающий только Чернобылю и Фукусиме.

В главе 9 «Катастрофы и жертвы «закрытой системы» NASA» авторы затрагивают роль NASA (National Aeronautics and Space Administration – Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США), в том числе в трагической гибели космического корабля «Челленджер». Порог требований по безопасности космических кораблей и полетов был снижен, предупреждение эксперта Р. Божоли, который просто предрек катастрофу, было проигнорировано. Более того, NASA, как большая закрытая корпорация, скрывало возникающие проблемы в области космических полетов. Это привело к появлению понятия «информационная непроводимость», то есть «сор нельзя выносить из избы». К сожалению, система сокрытия как позитивных разработок, так и неудач характерна для крупных корпораций в условиях погони за престижем, первенством и получением максимальной прибыли любой ценой.

Интересна приведенная авторами ссылка на фильм режиссера Джеймса Бриджеса «Китайский синдром», 1979 г. Это фантастический триллер, основанный на реальных предпосылках, фильм-пророчество, сюжет которого воплотился в жизнь через 14 дней после премьеры: произошла трагедия в США на АЭС «Три Майл Айленд» (The Tree Mile Island –TMI) 27 марта 1979 г.

Токсичные производства также представляют серьезную опасность для окружающей среды и человеческих жизней. Авторы рассмотрели историю восхождения и краха токсичной компании «Юнион карбайд», когда вредные химические соединения вырвались из хранилищ, что привело к масштабной техногенной катастрофе. И опять доминирует жадность, пренебрежение техникой безопасности и людьми, проживающими в зоне этих территорий.

В специальной главе «От Обнинска до Чернобыля: достижения и катастрофы советской атомной энергетики» рассмотрен непростой путь советской (ныне российской) атомной энергетики. Через пять лет после Второй мировой войны 16 мая 1950 года вышло постановление «О научно-исследовательских, проектных и экспериментальных работах по использованию атомной энергии для мирных целей». Точкой отсчета считается 26 июня 1954 года, когда была запущена первая АЭС, г. Обнинск. Этот день отмечается как Всемирный день мирного атома. Советские технологии построения АЭС были использованы как в стране, так и за ее пределами. При этом авторы отмечают, что зарубежные проекты строились с учетом принятых на международном уровне правил безопасности, тогда как на территории собственной страны эти правила не всегда учитывались. Например, за рубежом не используются уран-графитовые реакторы, тогда как в России до сих пор подобные реакторы работают, хотя и с более совершенной системой защиты.

Впереди у нас космические полеты, межпланетные экспедиции, освоение космического пространства. Через какие трагедии и катастрофы нужно будет пройти (а они уже есть) на этом пути – трудно пока представить. Но изложенное в научно-фантастической повести Артура Кларка «Космическая одиссея» постепенно приближается (Артур Кларк «Космическая одиссея». / [пер. с англ. Я. Берлина, Д. Старкова, Н. Галь, И. Почиталина]. – Москва: Издательство «Э», 2017. – 656 с. Оригинал: Arthur C. Clarke “2001: A SPACE ODYSSEY”, 1968; “2010: ODYSSEY TWO”, 1982; “2061: ODYSSEY THREE”, 1987). И там опять присутствует «человеческий фактор».

Техногенные катастрофы – это те сферы, где человек внедрил, или делал попытки внедрить, передовые технологические решения. И именно здесь происходит странная вещь: чем дольше используется то или иное достижение, тем больше персонал забывает и игнорирует критерии безопасности (принцип привыкания). И это одна из важнейших позиций человеческого фактора в трагедиях техносферы.

Настоящий период характеризуется значительным спадом в качестве технического и фундаментального образования, что, безусловно, отрицательно отразится на проекционных и эксплуатационных параметрах высокотехнологичных проектов. Мы постоянно сталкивается со сбоями в электросетях, а именно, электрические сети на настоящем периоде поддерживают всю современную технологическую инфраструктуру; мы видим крушения авиационных аппаратов – небольших вертолетов и крупных авиалайнеров, космических кораблей, аварии на железнодорожном транспорте. Этот список можно продолжать, но причина в основном кроется в некомпетентности персонала, недостаточной его теоретической и практической подготовке. Не зря, когда мы рассматриваем вопросы искусственного интеллекта, основным фактором становится способность системы к обучению. Если мы утеряем опыт учить и обучаться, то какие новые прорывные технологии ждут нас в будущем?!

Книга написана увлекательно, понятным, живым языком, что делает ее легко воспринимаемой широкой аудиторией читателей. Огромный иллюстративный материал показывает результаты катастроф, подчеркивает их трагичность и заставляет задуматься о том, что к этому привело: почему, кто, что дальше. Авторы дали определения ключевых терминов, что значительно упрощает понимание многих аспектов изложенного.

Если мы не научимся правильно оценивать ошибки прошлого, то «эхо этих ошибок долгие годы будет стучаться в двери потомков»

В заключение использую фразу из авторского текста книги: «Знание – это сила. Знание, помноженное на технологии – это власть». Поэтому, если достижения становятся достоянием одержимых властью людей – жди беды. Будем надеяться, что Знания и понимание ужаса возможных катастроф будут сдерживающими факторами в принятии решений относительно техногенной сферы.


Источники:

1. Мун Д.В., Попета В.В. Предупреждение техногенных катастроф. / В 3 кн. Книга 1 : Уроки истории. - Москва ; Берлин : Директмедиа Паблишинг, 2022. – 288 c.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 22:12:04