Improving the process of managing the sustainable development in a modern enterprise

Popov V.L.1, Belmas S.M.1, Mylnikova E.M.1
1 Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 16, Number 3 (March 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48218606
Cited: 6 by 30.01.2024

Abstract:
The problem of ensuring the sustainable strategic development of an enterprise in modern economic conditions is analyze. A conceptual model of managing the sustainable development of an enterprise that operates in the 21st century is developed. The proposed model is based on a process approach to management according tocontrol actions both from above and below. Impacts "from above" are carried out at the enterprise level due to such factors as adaptability, effective management, adequate remuneration system and digitalization. The impacts "from below" are explained by the commitment of the self-developing personnel, due to the initiation of such elements as leadership behaviour and total mentoring. The developed model can be used by the management of the organization as a basis for regulatory documentation aimed at increasing the number of initiated and implemented projects that are directly related to sustainable development of the enterprise, focused on the future.

Keywords: modern enterprise's sustainable development, project management, organizational environment, self-developing personnel

JEL-classification: L26, M11, M21, Q01



Введение

Устойчивое развитие предприятия в долгосрочной перспективе обеспечивает его конкурентоспособность. Процесс движения к желаемому будущему необходимо моделировать, прежде всего, для того, чтобы, определив первостепенные факторы развития, активно на них воздействовать [1].

Значительным событием в области стратегического менеджмента было создание модели «живой» организации, в которой было предложено двенадцать доминирующих факторов, определяющих процесс развития [2]. Но, в тоже время существенным недостатком данной модели (модели «живой» организации) является применение к процессу развития предприятия классических принципов административного управления (управления «сверху»), где проявлению инициативы со стороны персонала компании, отводится ничтожно малая роль [3].

В связи с этим концепция управления «Менеджмент 2.0» подвергла существенной ревизии многие постулаты модели административного менеджмента [4]. Однако, следует заметить, что концепция «Менеджмент 2.0.» – это комплексный взгляд на вопросы управления предприятием, включающий двадцать пять идей, которые, к сожалению, не являются логически выстроенной моделью управления [5].

На основании выше изложенного, авторами была сформулирована цель статьи – моделирование процесса управления развитием предприятия, функционирующего в современных условиях хозяйствования и ориентирующего свою деятельность на перспективу.

Научная новизна статьи заключается в разработке концептуальной модели управления устойчивым развитием современного предприятия, которая затрагивает вопросы саморазвития персонала и базируется на использовании процессного подхода к управлению при обозначении таких управляющих манипуляций, как: воздействие «сверху» и воздействие «снизу».

Для раскрытия заявленной темы статьи были использованы такие общенаучные методы познания, как: описание; анализ; сравнение; синтез; моделирование; обобщение и гипотетико-дедуктивный метод, применяемые при декомпозиции воздействий на доминирующие факторы, которые обеспечивают процесс управления устойчивым развитием современного предприятия.

Степень научной проработанности статьи, сформирована на попытках различных авторов создать модель управления предприятием, построенную на основе концепции «Менеджмент 2.0». Например, в своей монографии А. В. Молодчик, С. В. Комаров, И. А. Эсаулова и Д. Димитракиев рассматривают механизмы и формы самоорганизации и саморазвития [6]. Монография А. Г. Теслинова посвящена изучению концептов проектирования сложных управленческих решений [7]. В работе М. А. Молодчик, И. А. Эсауловой и А. В. Молодчика представлены модели использования знаниевого потенциала и инициативы персонала (подхода «снизу») [8]. Статья О. С. Гречишкиной и М. Е. Гречишкина повествует о преимуществах использования категорийного менеджмента 2.0 для производителей [9]. А. П. Андруник и М. В. Гагарина в своей публикации обосновывают необходимость анализа такого вектора развития предприятия, как «Менеджмент 2.0» [10].

Изучая и анализируя научную, монографическую и периодическую литературу, необходимо упомянуть о том, что каждый из выше указанных подходов при построении моделей управления предприятием является практически ценным, но надо признать, что предложенные подходы не дают целостной картины процесса управления устойчивым развитием современного предприятия.

Применяемый в рамках настоящей публикации системно – процессный подход управления предприятием основан на использовании классификатора процессов. Данный классификатор разработан Международной бенчмаркинговой палатой в части развития тринадцатой группы процессов «Управление улучшениями и изменениями», а именно, в пункте 13.4.2. «Внедрение постоянного процесса улучшения» [11]. Из этого следует, что системно – процессный подход по своей сути не является абсолютно новым. Так, в работе Д. А. Маркова, Н. А. Марковой и В. Л. Попова представлены результаты апробирования указанного подхода при внедрении на промышленных предприятиях новых производственных систем [12]. На основе процессного подхода при реализации Национального проекта «Производительность труда» И. Малакаев и Ю. Баранов разработали практическое руководство по внедрению на предприятии концепции бережливого производства [13].

Однако, необходимо подчеркнуть, что эффективность применения системно – процессного подхода весьма невысока, как бы того хотелось. По мнению авторов настоящей статьи, причина подобного явления кроется в том, что в рассматриваемом подходе занижена роль и влияние управления «снизу». Ведь еще в работе М. Ротера убедительно показано, что основная проблема того, что никто в мире не может в полной мере повторить опыт компании TOYOTA заключена в том, что постоянное совершенствование и адаптация на предприятии должны базироваться на создании организационных алгоритмов совершенствования и адаптации. Иначе говоря, необходимо создать способ управления, создающий у всех сотрудников компании инициативу адаптироваться, совершенствоваться и способствовать непрерывному развитию предприятия [14].

Концептуальная модель управления устойчивым развитием современного предприятия

На основе использования принципа комбинаторики авторами настоящей публикации разработана и наглядно представлена на рисунке концептуальная модель управления устойчивым развитием современного предприятия.

Рисунок. Концептуальная модель управления устойчивым развитием современного предприятия

Источник: составлено авторами

Изучая и анализируя влияние внешнего окружения, на предприятии формируются идеи, которые могут быть в дальнейшем реализованы на практике в формате проектов развития организации. Однако, претворение в жизнь новых идей, возможно только при осуществлении грамотных управленческих действий со стороны руководящего состава организации, которые направлены не только на получение сиюминутной прибыли, но и ориентированы на долгосрочное, успешное функционирование предприятия [15].

Проведенное авторами исследование позволило выявить доминирующие факторы, которые влияют на степень обеспечения устойчивого развития предприятия в перспективе, с учетом процессного подхода к управлению. Данные факторы авторы публикации представляют в формате управленческих воздействий как «сверху» так и «снизу».

Управленческие воздействия «сверху» осуществляются на уровне предприятия за счет таких факторов, как:

- Адаптивность – это способность всех элементов системы своевременно реагировать на происходящие изменения с учетом сохранения уже занимаемых позиций на рынке;

- Эффективный менеджмент – это действенные направления со стороны руководителей различных уровней организации на объекты управления с целью получения нужных результатов;

- Система вознаграждения – это совокупность обеспечения все того, что сотрудниками предприятия будет восприниматься как ценность (причем, как материальная, так и нематериальная);

- Цифровизация – это процедура трансформации всех имеющихся информационных ресурсов компании на основе поступающих информационных потоков [16, 17].

Управленческие воздействия «снизу» обусловлены приверженностью саморазвивающегося персонала предприятия, за счет инициирования таких элементов, как:

- Лидерство – это стиль влияния на поведение сотрудников организации, основанный на признании с их стороны эффективности и продуктивности решений, которые принимаются и реализуются руководством предприятия;

- Наставничество – это уровень взаимоотношений персонала компании, где более опытный, квалифицированный и компетентный работник предприятия берет на себя обязательства по оказанию помощи в различных вопросах «новичкам», которые впервые сталкиваются с профессиональной тематикой выполняемых функций.

Раскрывая сущность приверженного и саморазвивающегося персонала организации можно утверждать, что в данном контексте – это сотрудники предприятия, которые готовы к процессам улучшения и совершенствования, несмотря на постоянные и необходимые изменения, обусловленные как динамикой во внешнем окружении, так и реформированием со стороны факторов внутренней среды [18,19].

Заключение

С целью создания на современном предприятии эффективной системы стратегического управления проектами устойчивого развития авторами настоящей статьи разработана концептуальная модель. Данная модель управления устойчивым развитием современного предприятия базируется на доминирующих факторах. Выявленные в ходе исследования факторы влияют на интенсивность генерирования идей и степень их воплощение в реальность [20]. Однако стоит еще раз обратить особое внимание на управленческие воздействия «снизу». Как показывает практика, для современной организации очень актуальна корпоративная культура предприятия, которая играет определяющую роль в процессе развития [21]. Существующая на предприятиях корпоративная культура требует трансформации. Опыт компании TOYOTA свидетельствует о том, что непрерывное развитие – это болезненное реформирование, которое происходит ежедневно. И персонал предприятия должен быть к этому готов, поскольку именно он является главным внутренним механизмом реформирования. Корпоративная культура предприятия должна обеспечить условия готовности организации к постоянной адаптации. Для этого требуется огромная кропотливая работа и длительный период времени [14].

Предлагаемая авторская модель управления устойчивым развитием современного предприятия может быть использована как в качестве основы для разработки регламентирующих документов организации, так и содействовать увеличению количества проектов, направленных на перспективное развитие предприятия.


References:

Model upravleniya izmeneniyami pri tsifrovizatsii kompanii [Model of management of changes during company digitalization]. (2020). Vestnik Permskogo natsionalnogo issledovatelskogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsialno-ekonomicheskie nauki. (2). 208-220. (in Russian). doi: 10.15593/2224-9354/2020.2.15.

Andrunik A. P., Gagarina M.V. (2014). Mnogourovnevaya model upravleniya innovatsionnymi organizatsiyami v svete novoy paradigmy «Menedzhment 2.0» [Multi-level model of innovative organizations in the light of a new paradigm "management 2.0"]. Modern problems of science and education. (2). 458. (in Russian).

Babkin A., Mylnikova E., Chernovalova G., Belmas S., Nagibina N. (2022). Information-Infrastructure Mechanism for Managing Industrial Enterprise Self-Development in the Setting of Digitization Lecture Notes in Networks and Systems. 246 762-770. doi: 10.1007/978-3-030-81619-3_85.

Dokukina A. A. (2021). Gibkie podkhody k upravleniyu innovatsionnymi proektami organizatsiy: znachenie i vozmozhnosti Agile [Flexible approaches to the management of innovative projects of organizations: the importance and possibilities of Agile]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (2). 333-348. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.2.111586.

Drobot E. V., Makarov I. N., Komissarov R. S. (2019). Formirovanie liderstva na rynke na osnove upravleniya znaniyami [The formation of market leadership on the basis of knowledge management]. Leadership and management. (4). 349-360. (in Russian). doi: 10.18334/lim.6.4.41348.

Galieva G. I., Belmas S. M., Marieva A. A. (2020). Razvitie proizvodstvennoy sistemy predpriyatiya v kontekste promyshlennoy politiki RF [Development of the enterprise's production system in the context of industrial policy of the russian federation]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. (12-1). 28-37. (in Russian). doi: 10.34670/AR.2020.92.12.032.

Grechishkina O. S., Grechishkin M. E. (2021). Kategoriynyy menedzhment 2.0: novovvedeniya i vozmozhnosti [Category management 2.0: innovations and opportunities]. Innovatsii. Nauka. Obrazovanie. (35). 1458-1463. (in Russian).

Guiyar F. Zh., Kelli D. N. (2000). Preobrazovanie organizatsii [Organization Transformation] (in Russian).

Komarov S. V. (2013). Smena paradigmy menedzhmenta: samorazvivayushchiesya, samoorganizuyushchiesya sistemy [Paradigm shift in management: self-developing and self-organizing systems]. Vestnik Permskogo natsionalnogo issledovatelskogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsialno-ekonomicheskie nauki. (20 (48)). 82-97. (in Russian).

Markov D. A. (2018). Berezhlivoe i bystroreagiruyushchee proizvodstvo [Lean and fast-reacting production] (in Russian).

Molodchik A. V. (2019). Mekhanizmy i formy samoorganizatsii i samorazvitiya [Mechanisms and forms of self-organization and self-development] (in Russian).

Molodchik A. V., Gagarina M. V. (2015). Teoreticheskoe obosnovanie samorazvivayushchikhsya, samoorganizuyushchikhsya sistem (2S – sistemy) [Theoretical justification of self-developing, self-organizing systems (2c – systems)]. Modern problems of science and education. (1). 786. (in Russian).

Molodchik M. A., Esaulova I. A., Molodchik A. V. (2021). Model upravleniya znaniyami na osnove organizatsionno-motivatsionnyh mekhanizmov [Knowledge management model based on organizational and motivational mechanisms]. Management Sciences. (2). 85-98. (in Russian). doi: 10.26794/2404-022X-2021-11-2-85-98.

Mylnikova E. M. (2010). Operativnoe upravlenie proizvodstvom kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti promyshlennogo predpriyatiya [Operational production management as a factor of increasing the competitiveness of an industrial enterprise] (in Russian).

Mylnikova E. M., Nagibina N. P., Chernovalova G. A. (2019). Mekhanizm samorazvitiya promyshlennogo predpriyatiya kak innovatsionnaya metodika povysheniya urovnya ego konkurentosposobnosti [Self-development mechanism of the industrial enterprise as an innovative method of increasing the level of its competitiveness]. Leadership and management. (3). 165-176. (in Russian). doi: 10.18334/lim.6.3.40923.

Patrushev V. S., Popov V. L. (2021). Mekhanizm upravleniya innovatsionnym razvitiem vysokotekhnologichnogo predpriyatiya s polnym proizvodstvennym tsiklom [The mechanism for managing the innovative development of a high-tech enterprise with a full production cycle]. Zhurnal prikladnyh issledovaniy. (4). 30-38. (in Russian). doi: 10.47576/2712-7516_2021_4_2_30.

Popov V. L. (2018). Sovershenstvovanie sistemy upravleniya protsessom razrabotki innovatsionnoy produktsii [Improvement of the management system for innovative products development]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 621-630. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.8.4.39555.

Roter M. Toyota Kata. (2014). Liderstvo, menedzhment i razvitie sotrudnikov dlya dostizheniya vydayushchikhsya rezultatov [Leadership, management and employee development to achieve outstanding results] (in Russian).

Stegniy V. N. (2017). Kultura v informatsionno-innovatsionnom obshchestve [Culture in the information and innovation society] (in Russian).

Teslinov A. G. (2009). Kontseptualnoe proektirovanie slozhnyh resheniy [Conceptual design of complex solutions] (in Russian).

Страница обновлена: 06.05.2025 в 12:47:15