Improving the organizational mechanisms of multi-agent projects in clusters

Andreeva T.A.1
1 Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской Академии наук, Russia

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 2 (April-June 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48614453
Cited: 3 by 24.01.2023

Abstract:
The relevance of the chosen topic is explained by the need to use an integrated approach to organizational management mechanisms of multi-agent systems and projects. Their implementation would effectively solve complex interregional and interdisciplinary problems in the Russian economy. The research topic is related to the fact that during the formation and implementation of multi-agent cluster programs and projects most owners of such programs and projects feel the need to improve the organizational mechanisms of their management. The article considers an integrated approach to solving the problem of cluster project effective management. It is complemented by organizational mechanisms and management structures that are not currently used, but are able to ensure successful group communication of independent, self-organizing and self-governing participants of a multi-agent cluster project, based on competitive cooperation and, as a result, the possibility of obtaining additional synergetic effect. This determines the novelty of the study.

Keywords: management, organizational mechanisms, improvement, multi-agent cluster projects

Funding:
Финансирование. Исследования проведены в рамках базового проекта 5.6.1.5. (0260-2021-0002) плана НИР ИЭОПП СО РАН «Интеграция и взаимодействие мезоэкономических систем и рынков России и ее восточных регионов: методология, анализ, прогнозирование»

JEL-classification: M11, M21, M29



Введение. Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью совершенствования организационных механизмов управления мультиагентных систем и проектов с целью повышения их результативности за счет комплексного подхода к процессу управления такими системами и проектами.

Вопросам управления и реализации кластерных проектов посвящено множество методических материалов, например: «Механизмы управления организационными проектами» [1, с. 4–31] (Organizational project management mechanisms, 2003), «Подходы и методологии управления проектами» [2] (Project management approaches and methodologies 2021), а также работы отечественных и зарубежных авторов, таких как Воропаев В.И. [3, с. 206–209] (Voropaev, 2009, р. 206–209), Осьмаков В.С., Товб А.С., Ученов А.А. [4, с. 6–20] (Osmakov, Tovb, Uchenov, Tsipes, 2018, р. 6–20), Мазур И.И. [5, с. 395–417] (Mazur, Shapiro, 2010, р. 395–417), Дитхелм Г. [6, с. 51–70, 187–203; 7, с. 10–83] (Ditkhelm, 2004, р. 51–70, 187–203; Ditkhelm, 2004, р. 10–83), Пинто Дж. [8, с. 215–301] (Pinto, 2004, р. 215–301), Фунтов В.Н. [9, с. 89–105] (Funtov, 2008, р. 89–105), Вулдридж М., Дженнингс Н.Р. [10, с. 563–592] (Wooldridge, Jennings, 1999, р. 563–592), Бристоу М., Фанг Л., Хипель К.В. [11, с. 834–850] (Bristow, Fang, Hipel, 2014, р. 834–850) и др. Однако остаются нерешенными вопросы совершенствования организационных механизмов мультиагентных, кластерных проектов. В частности, отсутствие определенности руководства кластерных проектов в необходимости использования современных организационных механизмов реализации мультиагентных, кластерных проектов, что определило цель проведенного исследования.

Целью исследования является формирование комплексного подхода к разработке и совершенствованию структуры организационных механизмов реализации мультиагентных кластерных проектов.

В статье рассматривается комплексный подход к управлению процессами реализации кластерных проектов, он дополняется не используемыми в настоящее время организационными механизмами и управленческими структурами, способными обеспечить успешную групповую коммуникацию независимых, способных к самоорганизации и самоуправлению участников мультиагентного кластерного проекта на основе конкурентного сотрудничества и, как следствие, возможности получения дополнительного синергетического эффекта. Это определяет новизну исследования.

Можно предположить, что использование комплексного подхода к разработке структуры организационных механизмов реализации мультиагентных кластерных проектов позволит обосновать необходимость использовать современные подходы к управлению за счет совершенствования структуры управляющего субъекта мультиагентными кластерными проектами.

Методология проведенного исследования основана на системном анализе как универсальной методологии решения управленческих проблем. В процессе исследования использовались и применялись такие методы, как сравнительный, структурно-логический анализ и синтез.

Разработка и совершенствование организационных механизмов реализации мультиагентных проектов напрямую связаны со структурами, в которых формируются и реализуются эти проекты. В качестве примера такой структуры в статье рассматриваются кластерные образования (мультиагентные системы), которые не всегда создают максимально благоприятные условия внутри кластера для реализации мультиагентных проектов.

Мультиагентные системы, в которых выполняются совместные проекты, существенно отличаются от классических систем (табл. 1).

Таблица 1

Особенности мультиагентных систем управления

Классические системы
Мультиагентные системы
Иерархии больших программ
Большие сети малых агентов
Последовательное выполнение операций
Параллельное выполнение операций
Инструкции сверху вниз
Переговоры
Централизованные решения
Распределенные решения
Управляются данными
Управляются знаниями
Предсказуемость
Самоорганизация
Стабильность
Эволюция
Стремление уменьшать сложность
Стремление наращивать сложность
Тотальный контроль
Создание условий для развития
Источник: [12].

В данном случае понятие «знание» включает знания отдельных организаций – участников, входящих в мультиагентные структуры, и знания людей, входящих в эти организации, их интеллектуальные, профессиональные, творческие возможности, умеющие работать в команде, обладающие стремлением к достижению общих целей, способностями к самоуправлению и самоорганизации [13] (Novikov, 2007).

Анализ систем управления в кластерах показал, что не существует единой для всех кластеров организационной структуры, которая учитывает региональную специфику кластера, участники кластера не всегда участвуют в управлении кластером [14, с. 10–11] (Skvortsov, 2016, р. 10–11)

Кластер, являясь мультиагентной системой по существу, не использует механизмы управления, необходимые для эффективного управления такой системой, т.е. организационная структура в кластерных образованиях не является в настоящее время благоприятной средой для выполнения мультиагентных проектов, необходимо ее совершенствование.

В таких условиях участники не могут реализовать свои конкурентные преимущества при выполнении кластерных проектов, несмотря на то, что цель создания кластера – это формирование таких условий его участникам, при которых они смогут самостоятельно реализовывать свои конкурентные преимущества [15] (Akhenbakh, 2012). Следовательно, говоря о совершенствовании организационных механизмов реализации мультиагентных проектов, мы должны создать им условия внутри тех образований, в которых они будут реализовываться.

Кластер как пример мультиагентной системы должен использовать следующие организационные механизмы:

v механизмы кооперации и координации,

v механизмы организации,

v механизмы коммуникации,

v механизмы согласования,

v механизмы распределения задач,

v мультиагентное обучение,

v механизмы надежности и устойчивости системы к сбоям.

При этом необходимо учитывать состояние участников проекта, знания, желания и намерения (BDI), а также условия, в которых он находится: автономность, независимость, ограниченность представления в понимании всей сложности системы [16] и децентрализация, в силу разделения задач при достижении общей цели [17].

Понятие механизма применительно к организационным системам может существовать в двух видах: механизм функционирования как более общее понятие (это законы, правила, процедуры, которые регулируют взаимодействие участников системы) и механизм управления, который представляет собой совокупность процедур принятия управленческих решений. В работе [14] (Skvortsov, 2016) описываются условия для создания наиболее рациональной, перспективной организационной структуры механизма управления конкретным кластером, основанной на демократическом внутреннем регулировании через центр кластерного развития взамен централизованного управления кластером с помощью управляющей компании. Это позволило обеспечить доверие между участниками кластера и руководящим органом, значительно повысить интерес к их взаимодействию.

Но как показывает практика, создания только центра кластерного развития недостаточно для того, чтобы обеспечить механизмы кооперации, коммуникации и координации между участниками кластера, требуется либо совершенствование структуры управляющего субъекта управления кластером – он должен быть коллегиальным, включающим не только субъект управления, но и участников кластера, либо, как предлагается в работе [15] (Akhenbakh, 2012), создание специального органа – регионального фасилатора, т.е. посредника, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию независимых, способных к самоорганизации и самоуправлению участников кластера.

Особое внимание при рассмотрении организационных механизмов реализации мультиагентных проектов следует уделить понятию мультиагентных проектов и отличию их от других видов проектов, в частности:

§ классический проект, который осуществляется в структуре предприятий и организаций, – это уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующий конкретным требованиям, включая ограничения по срокам, стоимости и ресурсам [18] (Belikov, 2001);

§ бизнес-проект, который выполняется в условиях временных ограничений с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией по его разработке и реализации [19] (Popov, Lyapunov, 2001);

§ инвестиционный проект рассматривается как вложение средств в перспективный проект с целью получения прибыли [20].

Определение и содержание мультиагентных кластерных проектов существенно отличается от этих трех видов проектов тем, что в нем должна учитываться региональная специфика, он не выполняется одним участником, а выполняется всеми или несколькими участникам кластера, их целью является развитие кластера, затраты, риски и прибыль от реализации таких проектов распределяются между участниками кластера, выполняющими проект, источниками финансирования могут быть не только собственные и заемные средства, как в инвестиционных проектах, а также региональные и государственные субсидии. Особенностью мультиагентных кластерных проектов является возможность получения синергетического эффекта от кооперации участников кластера при выполнении отдельных задач.

Определение совместного кластерного проекта дано в проекте национального стандарта «Территориальные кластеры» – как комплекс мероприятий, реализуемых участниками кластера при содействии специализированной организации кластера, направленных на развитие кластера за счет осуществления инвестиций, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, совместного продвижения товаров и услуг на рынок, реализации иных форм сотрудничества [21].

Если рассматривать определение с точки зрения механизма реализации мультиагентных кластерных проектов, то его можно сформулировать как комплекс мероприятий, реализуемых независимыми участниками кластера при содействии специализированной организации кластера, направленных на достижение совместных целей развития кластера независимыми участниками проекта за счет осуществления инвестиций, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, совместного продвижения товаров и услуг на рынок, реализации иных форм сотрудничества, используя при этом преимущества конкурентного сотрудничества, возможности получения дополнительного синергетического эффекта от кооперации в условиях саморазвития и самоорганизации.

При этом совместный кластерный проект должен отвечать стратегическим приоритетам кластера.

Исходя из определения мультиагентного проекта, его реализация предполагает использование механизмов кооперации, координации, дополнительных форм организации, обеспеченности рационального взаимодействия между участниками кластера и всем персоналом, выполняющим проект, как на стадии формирования, целеполагания, так и на стадии реализации, обеспечения реализации необходимыми ресурсами и получения необходимой добавленной стоимости, требует разработки бизнес-процесса и расчета синергетического эффекта от кооперации, создания необходимой инфраструктуры. Проблемы, которые будут возникать в процессе реализации проекта, требуют мониторинга и внесения корректировок в процесс реализации.

Для достижения значительного синергетического эффекта, о чем свидетельствуют работы по использованию синергии в управлении, на первый план выступает как проблема обеспеченности принятия совместных решений по использованию материальных и финансовых ресурсов кластерных образований, так и создание в коллективе климата доверия и психологического комфорта участников кластера, заинтересованность независимых участников в достижении общих целей кластерного проекта даже при наличии собственных целей саморазвития и самоорганизации конкурентной соревновательности в кластере [22–24] (Budanov, 2007; Knyazeva, 2015; Potasheva, 2012).

Учет всех особенностей реализации мультиагентных проектов требует сочетания дополнительных организационных механизмов, способных обеспечить рациональное управление сложным процессом реализации мультиагентных проектов. К ним относятся введение рефлекторного управления, мягкого доминирования в системе взаимоотношений лидера и независимых участников кластера.

Подчеркнуты две актуальные проблемы для управления организационными проектами: «необходимость учета эффектов саморазвития и самоорганизации и необходимость постановки и решения задачи синтеза оптимального комплекса механизмов управления» [25, с. 19] (Balshov, Zalozhnev, Novikov, 2003, р. 19).

Организационную структуру механизмов управления формированием и реализацией мультиагентных проектов (табл. 2) можно сформировать, рассмотрев основные элементы традиционного проекта (рис. 1).

Рисунок 1. Основные элементы проекта

Источник: составлено автором.

Таблица 2

Организационная структура механизмов управления формированием и реализацией мультиагентных проектов

Составляющие формирования и реализации мультиагентого проекта
Механизмы развития и взаимодействия в мультиагентных проектах
Результаты составляющих формирования и реализации мультиагентных проектов
Выработка стратегии проекта
Целеполагание, саморазвитие, инерционность принятия решений
Эффективность стратегии
Выработка вида организационной структуры управления проектом
согласование интересов,
самоорганизация,
создание специального органа, обеспечивающего связи между участниками кластерного проекта
Возможность управления в соответствии с ситуационным и системным подходами.
Формирование структуры управления исполнителями проекта
Мягкое доминирование в системе взаимоотношений
Рефлексное управление
Организация взаимодействия субъекта и множества объектов проекта
Кооперация, координация
Синергетический эффект
Организация взаимодействия персонала, выполняющего проект (команда)
Самоопределение,
социально- психологические методы
Воздействие на людей с целью управления их деятельностью
Формирование бизнес-процесса для выполнения цели проекта
Механизм ресурсного обеспечения бизнес-процесса проекта
Достижение цели проекта
Оценка экономической ситуации выполнения проекта (региональные и иные условия)
Инфраструктурная поддержка выполнения проектов
Возможности использования аутсорсинга, помощи региона, государства.
Реализация управленческих решений
Мониторинг реализации проекта,
коррекция действий (оценивание результатов, несоответствий, разработка мер по минимизации несоответствий).
Оценка результатов выполнения проекта
Источник: составлено автором.

Остановимся на ключевых понятиях, использованных в таблице 2 и отражающих особенности используемых при характеристике организационной структуры механизмов управления формированием и реализацией мультиагентных проектов.

Самоорганизация – это способность сложных систем к спонтанному упорядочению своей внутренней структуры. Самоорганизация в системах возможна при большом количестве участников, действия которых являются кооперативными и когерентными. Самоорганизация предполагает развитие системы, переход ее в качественно новое состояние через точку бифуркации. В процессе самоорганизации наряду с появлением дополнительного синергетического эффекта возможна диссипация системы – когда мы имеем обратный процесс, который дает отрицательный синергетический эффект [22, 29–29] (Budanov, 2007; Knyazeva, Kurdyumov, 2002; Branskiy, Pozharskiy, 2001; Gakashev, 2017; Gakashev, Akatov, Tolchin, 2015))

Управление деятельностью участников мультиагентного кластерного проекта предполагает использование механизмов кооперации и координации, т.е. согласование их интересов и действий в процессе выполнения проекта.

Кооперация – это взаимодействие людей или отдельных организаций, объединенных общей целью или решением конкретной задачи и интересы которых совпадают в процессе совместной деятельности.

Координация определяет согласованность действий субъектов управления и участников выполнения проекта во времени, установление коммуникаций и зон ответственности внутри системы, а также между системой и внешней средой. Объект координирования – это как управляемая, так и управляющие подсистемы.

В процессе рефлексивного мониторинга реализации проекта в координации и кооперации могут возникать проблемы конфликта интересов независимых участников, несогласованность их действий. В этом случае появляется необходимость проведения мероприятий по коррекции рефлексных взаимоотношений с целью минимизации конфликта интересов участников путем использования по возможности заранее сформированных модификаций существующих структур управления. Пример оптимальной организационной структуры управления конкретным кластером, основанной на рефлекторном управлении кластером некоммерческим объединением в виде центра кластерного развития, описан в источнике [14] (Skvortsov, 2016).

Синергетический эффект возникает в результате кооперации участников кластерного проекта при благоприятных условиях за счет суммирования эффектов отдельных участников.

Понятие рефлексивного управления, введенное В Лефевром, можно рассматривать как «процесс передачи оснований для принятия решения одним из персонажей другому» [30] (Lefevr, 2003).

Методология формирования команд проектов представлена в таблице 3.

Таблица 3

Методология формирования команд проектов

Группа
Команда
Объединяют интересы или обязанности
Объединяет цель, с которой все согласны
Независимые за пределами обязанностей
Взаимозависимы
Цели индивидуальные
Цель общая
Поступают независимо друг от друга
Действуют сообща
Результат неопределенный или отсутствует вовсе
Конкретный измеримый результат
Существуют неопределенный срок
Существуют в период выполнения работ для достижения цели
Источник: [31, с. 181] (Ershov, 2015, р. 181).

Заключение. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. Разработка и совершенствование организационных механизмов реализации мультиагентных проектов напрямую связаны со структурами, в которых формируются и реализуются эти проекты.

2. Необходимо создать условия для реализации кластерного проекта, т.е. он должен быть реализован в структуре мультиагентной системы, так как реализация его в классической системе не позволит использовать необходимые организационные механизмы.

3. В работе предложено авторское определение мультиагентного кластерного проекта, что позволяет создать основу для повышения реализуемости проектов и положительного отношения независимых участников проекта к использованию субъектом управления проектом как лидером передовых подходов в управлении.

4. В процессе исследования разработана и предложена авторская структура организационных механизмов управления формированием и реализацией мультиагентных проектов

Анализ организационных механизмов управления формированием и реализацией мультиагентных проектов показал, что для практической реализации управления такими проектами необходимо в кластерных образованиях либо совершенствование структуры управляющего субъекта управления кластером – он должен быть коллегиальным, включающим не только субъект управления, но и участников кластера, либо создание специального органа – регионального фасилатора, т.е. посредника, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию независимых, способных к самоорганизации и самоуправлению участников кластера, используя возможности конкурентного сотрудничества.


References:

Kommercheskaya otsenka investitsionnyh proektov: osnovnye polozheniya metodiki [Commercial evaluation of investment projects: the main provisions of the methodology] (0). (in Russian).

Mekhanizmy upravleniya organizatsionnymi proektami [Organizational project management mechanisms] (2003). (in Russian).

Akhenbakh Yu.A. (2012). Formirovanie i razvitie nauchno–proizvodstvennyh klasterov v regione: teoriya, metodologiya, praktika [Formation and development of research and production clusters in the region: theory, methodology, practice] (in Russian).

Balshov V.G., Zalozhnev A.Yu., Novikov D.A. (2003). Mekhanizmy upravleniya organizatsionnymi proektami [Organizational project management mechanisms] (in Russian).

Belikov A.Yu. (2001). Razrabotka i otsenka tipovogo biznesproekta [Development and evaluation of a typical business project] (in Russian).

Branskiy V., Pozharskiy S. (2001). Sotsialnaya sinergetika i akmeologiya [Social synergetics and acmeology] (in Russian).

Bristow M., Fang L., Hipel K. W. (2014). Agent-Based Modelling of Competitive and Cooperative Behavior Under Conflict IEEE Transactions on Systems, Man, and Cybernetics: Systems. (44 (7)). 834-850.

Budanov V.G. (2007). Metodologiya sinergetiki v post neklassicheskoy nauke i obrazovanii [Methodology of synergetics in postnonclassical science and education] (in Russian).

Ditkhelm G. (2004). Upravlenie proektami [Project management] (in Russian).

Ditkhelm G. (2004). Upravlenie proektami [Project management] (in Russian).

Ershov S.V. (2015). Upravlenie proektami i programmami [Project and program management] (in Russian).

Funtov V.N. (2008). Upravlenie proektami firmy: teoriya i praktika [Company project management: theory and practice] (in Russian).

Gakashev M.M. (2017). Podkhod k upravleniyu realizuemostyu proektov vysokotekhnologichnogo predpriyatiya v kvaziintegrirovannyh promyshlennyh obrazovaniyakh [An approach to managing the feasibility of high-tech enterprise projects in quasi-integrated industrial entities]. Regional economics and management: electronic scientific journal. (4). 20-31. (in Russian).

Gakashev M.M., Akatov N.B., Tolchin S.V. (2015). Podkhody k formirovaniyu sovremennoy modeli upravleniya promyshlennymi klasterami [Approaches to the formation of the modern management model of industrial clusters]. Vestnik PNIPU «Sotsialno – ekonomicheskie nauki». (4). 19-35. (in Russian).

Knyazeva E., Kurdyumov S. (2002). Osnovaniya sinergetiki [The foundations of synergetics] (in Russian).

Knyazeva E.N. (2015). Innovatsionnaya slozhnost: Metodologiya [Innovative complexity: Methodology] (in Russian).

Lefevr V. A. (2003). Refleksiya [Reflection] (in Russian).

Mazur I. I., Shapiro V.D., (2010). Upravlenie proektami [Project management] (in Russian).

Novikov D.A. (2007). Upravlenie proektami: organizatsionnye mekhanizmy [Project management: organizational mechanisms] (in Russian).

Osmakov V.S., Tovb A.S., Uchenov A.A., Tsipes G.L. (2018). Analiz proektno-orientirovannogo upravleniya v Minpromtorge Rossii [Analysis of project-oriented management in the Ministry of Industry and Trade of Russia]. Zhurnal: Upravlenie proektami i programmami. (1). (in Russian).

Pinto Dzh. (2004). Upravlenie proektami [Project management] (in Russian).

Popov V.M., Lyapunov S.I. (2001). Biznes-planirovanie [Business planning] (in Russian).

Potasheva G.A. (2012). Sinergeticheskiy podkhod k upravleniyu [Synergetic approach to management] (in Russian).

Skvortsov E.N. (2016). Formirovanie organizatsionnoy struktury upravleniya klasterom [Organizational structure of cluster management] (in Russian).

Voropaev V.I. (2009). Osobennosti upravleniya proektami v usloviyakh krizisa [Features of project management in a crisis]. Upravlenie proektami i programmami. (3). 206–209. (in Russian).

Wooldridge M., Jennings N. R. (1999). The Cooperative Problem-Solving Process Journal of Logic & Computation. (9 (4)). 563-592.

Страница обновлена: 26.03.2025 в 06:39:07