Qualification deficits of managers and specialists responsible for urban planning at the municipal level (the Samara region case)
Komarov V.V.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - Самарский филиал, Russia
Download PDF | Downloads: 13 | Citations: 2
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 2 (February 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48122577
Cited: 2 by 30.01.2024
Abstract:
The results of the study of municipal employees' qualification deficits are presented. Such studies are of great practical importance. They reveal hidden reserves associated with insufficient use of human resources, which means they allow to find additional ways to improve processes. The purpose of identifying qualification deficits is to obtain reliable and objective data reflecting the quality of the human resources organization, on the basis of which effective programs for individual and group personnel development can be formed. This will increase the overall efficiency. The features of the practical application of methods for determining qualification deficits are revealed. Particular attention is paid to the specifics of the local self-government authorities.
Keywords: qualification deficits, qualification deficits matrix, professional activity functional map, staff development program, labour functions, local self-government authorities
JEL-classification: M12, M14, M54, M59
Введение
Анализ деятельности органов местного самоуправления (далее – ОМС), оценка эффективности их деятельности, а также должностных лиц, отвечающих за отдельные аспекты реализации целевых муниципальных программ, повышение открытости и прозрачности данной системы, в том числе путем установления понятных, доступных, легко проверяемых показателей эффективности работы органов и должностных лиц местного самоуправления, привязанных к результатам их деятельности и характеризующих основные сферы их ответственности, является важной и актуальной государственной задачей. При этом основными индикаторами – показателями эффективности деятельности ОМС рассматриваются социально-экономические показатели и результаты опросов населения. Однако, как отмечено в Рекомендациях Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы РФ по итогам работы тематического круглого стола, оценка эффективности деятельности ОМС осложняется одним объективным обстоятельством, которое крайне сложно исключить: изначально муниципальные образования обладают различным материально-финансовым и кадровым потенциалом [4, c. 16].
Рассматривая кадровые вопросы муниципального управления в РФ, исследователи отмечают ряд проблем. Среди них: отсутствие официальной концепции кадровой политики, программ ее реализации и полноценного, наделенного распорядительными полномочиями федерального органа управления кадрами государственной и муниципальной службы Российской Федерации; некомпетентность руководителей органов муниципальной политики, слабость научно-методической работы кадровых служб и их низкий статус [7, 17] (Aminov, 2016; Tokmurzin, Korigova, 2019). Кроме того, стоит отметить, что муниципальная служба неконкурентоспособна на современном рынке труда, что приводит к проблемам ее кадрового обеспечения [8, 11, 15] (Astakhov, 2007; Kayl, Epinina, 2014; Masilova, Lobov, 2019).
Анализ кадрового потенциала муниципальных служащих и вопросы его планомерного развития должны рассматриваться в связке с формированием системы оценки эффективности деятельности ОМС. Таким образом, эффективность реализации государственной и муниципальной политики, национальных проектов, программ развития территорий во многом зависит от уровня квалификации исполнителей – государственных и муниципальных служащих, руководителей и специалистов подведомственных учреждений, на которых возложено выполнение соответствующих задач и функций.
В апреле 2020 года министерством строительства Самарской области по согласованию с департаментом по кадровой политике и государственного управления администрации губернатора Самарской области была утверждена Региональная программа формирования системы развития руководителей и специалистов, ответственных за реализацию проектов строительства и вопросы градостроительства на муниципальном уровне (далее – Программа).
В Программе отмечалось, что пробелы в знаниях, недостаточность опыта и определенных компетенций руководителей и специалистов муниципальных органов власти могут негативно отразиться на сроках и качестве реализации отдельных строительных проектов, реализации градостроительной политики в регионе в целом [3, с. 1]. Целью Программы стало создание региональной системы оценки и развития руководителей и специалистов, отвечающих на муниципальном уровне за вопросы строительства, способной обеспечить соответствие уровня квалификации работников, их ключевых компетенций требованиям к эффективному решению стратегических и тактических задач в сферах ответственности.
Очевидно, что для эффективного выполнения задач социально-экономического развития территорий, в том числе связанных с реализацией национальных проектов, муниципальным служащим нужна не только качественная профессиональная подготовка, но и получение дополнительных специальных знаний, в целом постоянное повышение своей квалификации [9, с. 107] (Akhmetchina, 2018, р. 107).
Основными способами выявления потребности работников в обучении традиционно являются: анкетирование руководителей и специалистов; опрос руководителей; анализ результатов деятельности сотрудников; наблюдение за рабочим поведением; анализ результатов аттестации работников; оценка компетенций [10, с. 173] (Gribova, Kornienko, 2018, р. 173). В последнее время этот перечень активно дополняется такими аналитическими и социологическими методами, как анализ документации, процессов и продуктов деятельности; функциональный анализ трудовой деятельности; экспертная оценка (в том числе групповая); структурированное интервью [16, с. 35–46] (Postalyuk, 2019, р. 35–46).
Мы полагаем, что только системный подход, основанный на анализе содержания трудовой деятельности и выявлении квалификационных дефицитов, не позволяющих в полной мере осуществлять трудовые функции, поможет определить объективные потребности работников в обучении. В целом оценка кадрового потенциала позволяет не только получить объективные данные о квалификационных дефицитах работников и сформировать обоснованную программу развития работников, но и соотнести полученные данные с потребностями организации и программой ее развития, дать работнику объективную и обширную информацию о состоянии его трудового потенциала, повысить его мотивацию к саморазвитию [14, с. 50] (Komarov, Fedorchenko, 2020, р. 50).
Целью данной работы является систематизация и описание методов оценки квалификационных дефицитов, выявление особенностей их применения для определения кадрового потенциала муниципальных служащих. Новизна работы заключается в расширении методологии выявления квалификационных дефицитов путем рассмотрения нового метода оценки на основе степени участия работника в реализации трудовой функции, а также описания комплексной методики, включающей кадровый анализ, квалификационный анализ, выявление ресурсов для развития персонала.
Этапы проведения исследования
Наше исследование проводилось в течение 2020 года (апрель – декабрь). Задачей первого этапа исследования стал анализ кадрового состава работников, а также анализ вариативности структур муниципалитетов с соответствующими функциями, выявление системных проблем и разработка предложений по структуре дальнейших действий. Проведенный анализ позволил получить информацию о количественном составе работников, включенных в поле программы, их основных кадровых характеристиках, а также о видовом разнообразии муниципальных структур по выделенным направлениям и подходам к распределению ответственности между работниками.
Ключевой вывод на основе проведенного анализа следующий: кадровый состав муниципальных структур, отвечающих за вопросы строительства, архитектуры и градостроительства, в целом отвечает уровню задач и требований в данной сфере, при этом просматривается проблема недостаточной квалификации у значительного числа работников и, соответственно, потребность в ее повышении. О потребности в повышении квалификации работников рассматриваемых структур свидетельствуют данные, полученные на первом этапе исследования, о наличии непрофильного профессионального образования у каждого пятого работника; небольшого количества работников (38% от общего количества), прошедших повышение квалификации за последние пять лет (особенно эта проблема отмечается в сельских муниципалитетах). Мы также определили, что каждый десятый работник муниципальных подразделений строительства, архитектуры и градостроительства имеет стаж работы по профилю менее года. Также можно судить о невысокой стабильности руководства этих подразделений (ежегодно меняется 20–25% руководителей).
Кроме того, структуры муниципалитетов, отвечающие за вопросы строительства, архитектуры и градостроительства, отличаются разнообразием и в ряде случаев дополнены непрофильными функциями. Представленные данные о ключевых функциях работников позволяют судить об отсутствии единого подхода к определению задач и функций, системности в понимании процессов градостроительной деятельности на муниципальном уровне.
С учетом анализа полученных данных в рамках второго этапа реализации программы министерством строительства были сформированы типовые функциональные профессиональные карты руководителей и специалистов, ответственных за реализацию проектов строительства и градостроительства на муниципальном уровне. Они помогут структурировать деятельность соответствующих муниципальных подразделений на основе единых в регионе подходов к оценке квалификации, компетентности и развития государственных и муниципальных служащих. При разработке типовых функциональных карт использовались положения о структурах подразделениях ОМС, в сфере ответственности которых находятся вопросы градостроительства, должностные инструкции руководителей и специалистов этих подразделений, а также нормативные документы регионального [1] и федерального [2, 5, 6] уровня.
Третий и четвертый этапы реализации программы направлены на разработку инструментария и проведение исследования актуального уровня квалификации руководителей и специалистов ОМС, отвечающих за вопросы градостроительства, выявление их квалификационных дефицитов. Объективные данные, полученные в ходе проведенного исследования, указывают, какие именно квалификационные дефициты муниципальных служащих в настоящее время тормозят реализацию социально-экономических проектов развития территорий.
В нашем исследовании мы берем за основу определение квалификационного дефицита (далее – КД), сформулированное Посталюк Н.Ю.: разница между набором профессиональных и общих компетенций, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности или отдельных трудовых функций, и наличным уровнем готовности работника к реализации этой деятельности [16, с. 6] (Postalyuk, 2019, р. 6). В современной российской теории и практике встречается схожий термин – «профессиональный дефицит» как осознанные или неосознанные ограничения в профессиональной компетенции специалиста [12, с. 10] (Kogan, Kuteynitsyna, Postalyuk, Prudnikova, 2019, р. 10).
Мы исходим из того, что КД – это показатель, отражающий недостижение требуемого уровня по конкретной компетенции, недостаточность профессиональных знаний или умений, определенного навыка в работе. Выявление значительного количества дефицитов, затрудняющих реализацию большей части основных трудовых функций, свидетельствует о несоответствии работника занимаемой должности. Некритичная масса КД подвергается устранению путем целенаправленной работы по повышению квалификации работника, развитию его отдельных навыков.
Всего в базу нашего исследования было включено 264 человека – это примерно треть от общего числа руководителей и специалистов ОМС соответствующих направлений деятельности. Предметом исследования стали показатели, характеризующие квалификационные дефициты руководителей и специалистов ОМС, отвечающих за вопросы градостроительства.
Широкий спектр задач исследования в итоге концентрируется на двух аспектах: общая оценка состояния кадрового потенциала муниципальных служащих, включенных в базу исследования, и определение их потребностей в обучении. Актуальность этих задач вызвана расширением деятельности ОМС в рамках реализации национальных проектов, что качественно меняет требования к профессиональным навыкам муниципальных служащих. Условием развития любой деятельности является синхронизация новых требований к квалификации работников и реального уровня их компетентности [13, с. 104] (Kogan, Postalyuk, Prudnikova, 2019, р. 104). В рамках нашего исследования анализировались отдельные характеристики, оказывающие прямое влияние на уровень квалификации работников.
Первая группа участников исследования – заместители глав ОМС, курирующие вопросы градостроительства. Эти руководители имеют различный стаж работы в занимаемой должности, что отражает опыт, влияющий на показатели уровня квалификации. Половина опрошенных заместителей имеют стаж работы в должности менее трех лет, каждый пятый работает на своей должности менее года.
Большинство опрошенных заместителей (89%) помимо градостроительства курируют иные вопросы. Мы решили определить, какое время занимает решение различных вопросов у заместителей глав и какое место в этом распределении принадлежит вопросам строительства, архитектуры и градостроительства. Наиболее трудозатратными, по мнению заместителей глав, являются вопросы, связанные со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом – в среднем более пятой части рабочего времени (21%) уходит на решение этих вопросов. Также почти пятую часть времени (19%) заместители глав в среднем тратят на решение вопросов координации работы подчиненных подразделений, учреждений с организациями и ведомствами государственного, регионального и местного значения. Непосредственное решение вопросов строительства, архитектуры и градостроительства занимает в среднем 38%.
На рисунке 1 приведена диаграмма со средними показателями распределения рабочего времени заместителей глав ОМС.
Рисунок 1. Диаграмма распределения рабочего времени заместителей глав ОМС, курирующих вопросы строительства, архитектуры и градостроительства (средние значения)
Источник: составлено автором.
Вторая группа участников исследования – руководители подразделений (муниципальных учреждений) ОМС в области строительства, архитектуры и градостроительства. Эти участники исследования представляют большинство муниципальных формирований Самарской области, что позволяет получить в целом объективные данные в рамках решения поставленных задач и выявления КД.
Третья группа исследования – работники подразделений (муниципальных учреждений) ОМС в области строительства, архитектуры и градостроительства. Участники этой группы представляют подавляющее большинство муниципальных районов и городских округов Самарской области, что позволяет с высокой достоверностью сделать общие выводы о состоянии уровня квалификации муниципальных работников региона в сфере строительства, архитектуры и градостроительства.
Как уже отмечалось, на втором этапе нашей работы были спроектированы перечни трудовых функций (далее – ТФ): основные ТФ руководителей и специалистов по архитектуре и градостроительству; основные ТФ руководителей и специалистов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. Указанные перечни помогли сформировать инструментарий исследования – анкеты (опросники) для оценки и самооценки с перечнем функций и базовых квалификационных требований. Опросники были оформлены как интерактивные ссылки информационных писем, по которым участники исследования могли переходить в единую базу для их заполнения. Таким образом, основная часть исследования осуществлялась дистанционно.
Информация, полученная из опросников, позволяет определить и обобщить следующие данные об участниках исследования:
ü соответствие участников исследования базовым квалификационным требованиям по критериям: наличие профильного образования; наличие необходимого (релевантного) опыта работы;
ü выполняемые участниками исследования ТФ: перечень, степень участия и оценка готовности к их выполнению;
ü степень выраженности дополнительных компетенций (гибких навыков), необходимых при выполнении трудовых функций – важных для результативной работы;
ü потребность участников исследования в повышении квалификации, саморазвитии, их основные мотивационные установки.
Обобщение указанных данных позволяет выявить основные КД целевых групп и на их основе сформировать программы развития работников по направлениям деятельности.
На следующем этапе исследования мы провели анализ соответствия участников базовым квалификационным требованиям. Согласно полученным данным, профильное образование имеют 81% участников исследования. Данный показатель примерно одинаков для городских и сельских муниципальных образований. Более трети работников, входящих в базу исследования, имеют большой стаж работы по специальности и стаж муниципальной службы – более 15 лет. Это самая многочисленная категория работников. Самые малочисленные категории – работники со стажем менее года и от 1 до 3 лет.
В рамках данного исследования мы взяли за основу не формальные данные, а представление самих работников и их руководителей о том, как они воспринимают достаточность уровня и направленности профессионального образования, а также опыта работы для эффективного выполнения ТФ. Полученные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Соответствие руководителей и сотрудников подразделений, отвечающих за вопросы строительства, архитектуры и градостроительства на муниципальном уровне, базовым квалификационным требованиям
№ п/п
|
Группа для оценки соответствия квалификационным
требованиям
|
вид оценки
|
количество участников группы (чел.)
|
количество работников, соответствующих
базовым квалификационным требованиям (чел. и в % к общему числу)
| |||
по уровню и профилю образования
|
по опыту работы
| ||||||
1
|
Руководители подразделений ОМС
по архитектуре и градостроительству
|
оценка
заместителя главы
|
11
|
9
|
81,8%
|
10
|
90,9%
|
самооценка
|
37
|
32
|
86,5%
|
31
|
83,8%
| ||
2
|
Руководители подразделений ОМС
по строительству
|
оценка
заместителя главы
|
8
|
8
|
100,0%
|
7
|
87,5%
|
самооценка
|
22
|
21
|
95,5%
|
20
|
90,9%
| ||
3
|
Сотрудники подразделений ОМС по
архитектуре и градостроительству
|
оценка
руководителя
|
55
|
46
|
83,6%
|
45
|
81,8%
|
самооценка
|
96
|
70
|
72,9%
|
74
|
77,1%
| ||
4
|
Сотрудники подразделений ОМС по
строительству
|
оценка
руководителя
|
29
|
23
|
79,3%
|
23
|
79,3%
|
самооценка
|
75
|
54
|
72,0%
|
64
|
85,3%
| ||
ИТОГО
|
333
|
263
|
79,0%
|
274
|
82,3%
| ||
в том числе по направлениям:
|
|
|
|
|
| ||
архитектуры и градостроительства
|
199
|
157
|
78,9%
|
160
|
80,4%
| ||
строительства и реконструкции
|
134
|
106
|
79,1%
|
114
|
85,1%
|
Как мы видим, полученный результат соответствует предварительным данным и может быть экстраполирован на весь массив работников, задействованных на муниципальном уровне в решении вопросов строительства, архитектуры и градостроительства. Примерно каждый пятый работник данного массива частично или (редко) полностью не соответствует заявленным базовым требованиям к уровню профессионального образования и опыту работы.
Данный факт является подтверждением необходимости организации специальных образовательных программ (повышения квалификации и/или переподготовки) для руководителей и работников ОМС по вопросам строительства, архитектуры и градостроительства. Такие программы необходимо наполнить не только теоретическим содержанием, но и практическим, чтобы повысить их эффективность и устранить некоторые проблемы отсутствия релевантного опыта у слушателей.
Выявление квалификационных дефицитов
Основная часть исследования была связана с выявлением КД муниципальных служащих. Им было предложено оценить степень готовности собственной или подчиненного работника к выполнению ТФ, в реализации которых они принимают участие в каком-либо виде, по 5-балльной шкале, где 5 – максимальная степень готовности (имеются необходимые знания, умения, опыт), 1 – неготовность (отсутствие необходимых знаний, умений, опыта).
Кроме того, респондентам нужно было определить степень своего участия в реализации той или иной функции и выбрать вариант ответа из предложенного списка:
ü О – работник отвечает за реализацию функции;
ü У – работник принимает участие в реализации функции в какой-либо части;
ü В – работник визирует (согласовывает) документ, результирующий выполнение трудовой функции;
ü К – работник осуществляет контроль реализации ТФ.
При анализе полученных анкет выявился еще один вид участия в реализации ТФ – Потенциальная (П) – это та функция работника, которую он в настоящее время не выполняет, но она может быть востребована в ближайшее время, в том числе как временная (например, при замене отсутствующего работника).
Значимость каждого вида участия в осуществлении ТФ очевидно разная. Их можно условно разделить на три группы:
1-я группа – О (ответственность за функцию) и К (контроль реализации функции). Готовность к выполнению таких функций должна иметь только отличную оценку (5 – по предложенной шкале оценки готовности к выполнению ТФ). Если готовность оценивается на «4», то это значит, что для успешной реализации функции работнику не хватает каких-либо малозначимых (т.е. не оказывающих решающее значение на конечный результат) знаний/умений/навыков/компетенций – это можно назвать квалификационным дефицитом 3 степени.
Оценка 3 для этой группы означает, что работник удовлетворительно будет справляться с решением задач по реализации данной функции – это КД 2 степени. Соответственно, оценка 2 – КД 1 степени. Оценка 1, означающая, что работник полностью не готов к реализации этой функции из-за отсутствия необходимой квалификации и если ему по каким-то причинам все-таки поручено будет их выполнение без соответствующей подготовки (обучения), то мы получим ситуацию, когда работник будет не соответствовать занимаемой должности. Это уже не КД, а отсутствие готовности к выполнению функции.
2-я группа – В (визирование – проверка документации полностью или в какой-либо части) и У (участие в реализации функции, когда ответственность за эффективное выполнение функции возложена на другого работника). Отсутствие КД покажут нам такие оценки готовности к выполнению этих функций, как 5 и 4. При участии и даже визировании работник не всегда должен досконально знать и понимать весь процесс реализации функции. Исключение составляют функции, где визирование означает отметку контроля, но это происходит в рамках реализации функции К (контроль), а значит, оценивается по правилам 1-й группы. Оценка 3 для этой группы означает, что у работника выявлен КД 3 степени, а оценка 2 – КД 2 степени. Оценка 1, соответственно, означает КД 1 степени. Работник не готов к реализации самой функции, но вполне может принимать посильное участие в ее реализации и, таким образом, развивать недостающие элементы необходимой квалификации.
В 3-ю группу входит только один вид участия – П (потенциальная функция). Если работнику может быть поручено выполнению какой-либо ТФ, а в настоящее время он не готов к ее выполнению (оценка 1), то вряд ли это целесообразно – такое не должно происходить. При оценке готовности «2» в силу крайней производственной необходимости работнику может быть доверено выполнение функции в какой-либо части, но с пониманием того, что мы имеем дело с КД 3 степени.
С учетом вышеизложенного можно представить описание степеней КД в матрице (рис. 2). Матрица КД – это таблица «разрывов» между трудовыми действиями (функциями), требуемыми для данного вида профессиональной деятельности, и имеющимися компетенциями целевой группы или отдельного работника. Трудовые функции, по которым определен КД 1 степени, являются наиболее актуальными и приоритетными с точки зрения формирования индивидуальных программ развития работников, у которых они выявлены.
Менее «проблемные» – трудовые функции с КД 2 категории. Эти ТФ также имеют достаточно высокую актуальность для программ ликвидации КД, но приоритетность их для формирования программ профессионального роста несколько ниже. КД 3 степени менее актуальны, они могут быть преодолены в процессе самообразования работников или работы с наставником (без проведения специальных образовательных мероприятий) [12, с. 59–60] (Kogan, Kuteynitsyna, Postalyuk, Prudnikova, 2019, р. 59–60).
|
Оценка
готовности
к выполнению ТФ | ||||
1
|
2
|
3
|
4
| ||
Квалификационные
дефициты
|
1
степени
|
В
|
О
| ||
У
|
К
| ||||
2
степени
|
В
|
О
| |||
У
|
К
| ||||
3
степени
|
П
|
В
|
О
| ||
У
|
К
|
Источник: составлено автором.
Таким образом, получив данные от участников исследования о степени их участия в выполнении ТФ, а также оценку их готовности к выполнению функций, можно определить:
ü имеются ли у работника квалификационные дефициты и какой степени (определение индивидуальных КД);
ü какие именно трудовые функции вызывают наибольшие затруднения при их выполнении (определение групповых КД).
Сводные данные о количестве выявленных индивидуальных квалификационных дефицитов на основе описанной методики представлены в таблице 2. Количество выявленных КД на индивидуальном уровне показывает общий уровень кадрового потенциала рассматриваемых подразделений ОМС.
Как видно из таблицы 2, значительная часть участников исследования не имеют квалификационных дефицитов (42% от общего количества респондентов). Более половины опрошенных (58%) – работники, имеющие КД разной степени, что дает нам информацию о направлениях формирования соответствующих программ развития работников.
Таблица 2
Наличие квалификационных дефицитов у руководителей и специалистов ОМС, отвечающих за вопросы строительства, архитектуры и градостроительства
Категория
участников исследования / наименование показателя
|
Квалификационные
дефициты
| |||
1
степени
|
2
степени
|
3
степени
|
нет
| |
Руководители
подразделений ОМС
| ||||
Оценка
заместителя главы
|
|
|
|
|
общее
количество участников
|
19
| |||
выявлено
квалификационных дефицитов
|
0
|
18
|
82
|
|
количество
участников, у которых выявлены квалификационные дефициты
|
0
|
4
|
12
|
|
процент
участников с данной категорией КД в общем количестве участников
|
0%
|
21%
|
63%
|
32%
|
нет
квалификационных дефицитов (чел.)
|
|
|
|
6
|
в
том числе когда все оценки отличные
|
|
|
|
5
|
Самооценка
|
|
|
|
|
общее
количество участников
|
59
| |||
выявлено
квалификационных дефицитов
|
1
|
28
|
375
|
|
количество
участников, у которых выявлены квалификационные дефициты
|
1
|
11
|
40
|
|
процент
участников с данной категорией КД в общем количестве участников
|
2%
|
19%
|
68%
|
32%
|
нет
квалификационных дефицитов (чел.)
|
|
|
|
19
|
в
том числе когда все оценки отличные
|
|
|
|
13
|
Сотрудники
подразделений ОМС
| ||||
Оценка
руководителя
|
|
|
|
|
общее
количество участников
|
84
| |||
выявлено
квалификационных дефицитов
|
1
|
27
|
181
|
|
количество
участников, у которых выявлены квалификационные дефициты
|
1
|
9
|
35
|
|
процент
участников с данной категорией КД в общем количестве участников
|
1%
|
11%
|
19%
|
57%
|
нет
квалификационных дефицитов (чел.)
|
|
|
|
48
|
в
том числе когда все оценки отличные
|
|
|
|
26
|
Самооценка
|
|
|
|
|
общее
количество участников
|
171
| |||
выявлено
квалификационных дефицитов
|
31
|
158
|
663
|
|
количество
участников, у которых выявлены квалификационные дефициты
|
9
|
41
|
96
|
|
процент
участников с данной категорией КД в общем количестве участников
|
5%
|
24%
|
56%
|
39%
|
нет
квалификационных дефицитов (чел.)
|
|
|
|
67
|
в
том числе когда все оценки отличные
|
|
|
|
58
|
Источник: составлено автором.
У 20% от общего числа участников исследования выявлены КД 2 степени. То есть почти каждый пятый участник исследования имеет существенный КД, устранение которого желательно проводить путем участия в соответствующих программах повышения квалификации и тренингах.
55% участников имеют КД 3 степени – это те квалификационные дефициты, устранение которых возможно путем самоподготовки или с участием наставника на рабочем месте. При наличии большого количества КД 3 степени по определенным ТФ их также можно устранить путем организации проведения отдельных семинаров по соответствующим темам.
У 11 опрошенных (3% от общего числа участников исследования) выявлены КД 1 степени. Это некритичное значение, но при этом на основе экстраполяции путем сопоставления с общим количеством работников, занятых в данных направлениях работы, можно предположить, что реально количество таких работников составляет несколько десятков человек, что достаточно для обязательного проведения обучающих мероприятий по соответствующим темам, связанным с выявленными дефицитами.
Для определения групповых КД мы применили другую методику определения степени выраженности дефицита – на основе средних оценок готовности по каждой трудовой функции. В рамках данной методики проводится анализ оценок готовности участников исследования к реализации ТФ, и на основе средних оценок определяются самые проблематичные в этом плане функции. Данный аналитический подход предполагает, что полученные невысокие средние оценки укажут на те ТФ, при реализации которых возможно наличие значительного количества выявленных КД.
Если средняя оценка готовности к выполнению ТФ выше 4,5 (по 5-балльной шкале), то, вероятнее всего, по данной функции некритичное количество КД или они отсутствуют. Если средняя оценка готовности к выполнению функции от 4,1 до 4,5, то с большой долей вероятности у некоторых участников исследования будет выявлен КД дефицит 3 степени по данной ТФ.
Если средняя оценка готовности к выполнению функции ниже 4,1, то мы имеем дело с ТФ, при реализации которой у некоторых участников исследования возникают трудности, а у части из их числа, вероятно, имеется КД 2 степени или 1 степени по данной ТФ.
Из рассмотренных в рамках исследования 43 ТФ в области архитектуры и градостроительства 17 (40%) имеют невысокие средние оценки готовности к их выполнению, только один показатель (ТФ под номером 2.2.2. в перечне функций [1]) находится в нижней категории оценок (3,6 и ниже).
Рисунок 3. Диаграмма средних оценок готовности руководителей и специалистов подразделений архитектуры и градостроительства ОМС к выполнению трудовых функций (по всей базе исследования)
Источник: составлено автором.
На рисунке 3 можно наглядно увидеть, какие ТФ выделяются по степени готовности к их выполнению (по итоговым средним значениям, с учетом показателей всех групп): высокими оценками можно считать те, которые на рисунке выходят за рамки большего круга (больше 4,1); средними являются оценки, находящиеся между кругами пороговых значений (от 3,6 до 4,1); низкими будут оценки, находящиеся на границе малого круга и внутри него.
Аналогично проведен анализ средних оценок готовности к выполнению ТФ руководителей и специалистов подразделений ОМС по строительству.
Рисунок 4. Диаграмма средних оценок готовности руководителей и специалистов подразделений строительства, реконструкции и капитального ремонта (по всей базе исследования)
Источник: составлено автором.
Из рассмотренных 45 трудовых функций в области строительства, реконструкции и капитального ремонта 17 (38%) имеют невысокие средние оценки готовности к их выполнению, только один показатель (ТФ под номером 4.2 [2]) находится в нижней категории оценок (рис. 4). При дальнейшей реализации Программы развития руководителей и специалистов, ответственных на муниципальном уровне за вопросы градостроительства, сравнение полученных данных о выявленных КД и обновленные данные по оценке КД (по итогам проведения обучающих мероприятий) поможет определить эффективность программных мер, прежде всего при анализе результативности программ развития работников.
Еще одним объектом нашего внимания в исследовании были гибкие навыки руководителей и работников муниципальных служб, включенных в базу исследования. Участникам было предложено оценить степень выраженности гибких навыков (собственных и подчиненных сотрудников), необходимых в работе. В целях нашего исследования мы выделили две группы таких навыков, наиболее подходящих, по нашему мнению, как необходимые для эффективной работы муниципального служащего: общие гибкие навыки (общие компетенции) и управленческие компетенции.
Важность всех предложенных навыков отметили практически все респонденты. В некоторых случаях была отмечена неважность навыка публичных выступлений специалистами, в своей работе не встречающимися с такой необходимостью.
Для оценки выраженности навыков была предложена трехбалльная шкала оценивания: превосходное владение навыком, работник уверенно и эффективно применяет его в работе (3 балла); владение навыком в достаточной степени, но не будет лишним его развитие (2 балла); навык необходимо развивать, так как при использовании его в работе возникают затруднения (1 балл); 0 баллов – работник не владеет навыком.
В среднем участники исследования довольно высоко оценили гибкие навыки свои и своих подчиненных. Средняя оценка по всем группам исследования колеблется в пределах от 2,2 до 2,5. Самые высокие средние оценки (2,6 и выше) получили следующие компетенции: исполнительность, дисциплинированность; упорство в достижении поставленных целей; ответственность за результат; умение работать в команде.
Самые низкие средние оценки (2,1 и ниже) получили следующие компетенции: навыки мониторинга своей работы на основе «контрольных точек»; развитие подчиненных; навыки публичных выступлений, деловых переговоров.
Также следует отметить те компетенции, которые получили оценку 2,2, как близкие к порогу удовлетворительных значений: навыки эффективного планирования работы, умение расставлять приоритеты, управлять временем; навыки делового общения, письма, умение составлять программные документы, нормативные акты по профилю деятельности; умение прогнозировать, предвидеть возможности и риски; мотивация подчиненных.
Участникам исследования была предоставлена возможность расширить предложенный список гибких навыков, дополнив его теми компетенциями, которые также важны для эффективного выполнения работы по должности. Наиболее популярными дополнениями стали лидерские и цифровые навыки, а также навыки стрессоустойчивости и коммуникабельности.
В дальнейшей работе при формировании программ развития сотрудников важно учесть результаты данного раздела – предусмотреть проведение соответствующих тренингов и мастер-классов с целью совершенствования компетенций, способствующих эффективному выполнению поставленных задач и реализации трудовых функций.
Также в рамках нашего исследования был проведен анализ потребности участников в повышении квалификации. Участники исследования имели возможность изложить свое мнение о том, какие знания, умения, навыки следует развивать им самим или подчиненным сотрудникам. Потребность в повышении квалификации, изложенная опрошенными, несет в себе важную информацию о том, какие квалификационные дефициты они испытывают (собственные или наблюдают у подчиненных), таким образом, эта информация существенно дополняет полученные данные о КД и может быть использована в дальнейшей работе при формировании целевых программ повышения квалификации.
Анализ потребностей участников исследования в развитии показал их высокую заинтересованность в освоении новых знаний, профессиональных умений, совершенствовании гибких навыков. Однако свое мнение на этот счет высказали не все респонденты. Значительное количество опрошенных указали, что «обучение не требуется», или «имеющихся навыков и знаний достаточно», или просто пропустили ответ на данный вопрос.
При анализе стремления к саморазвитию мы выделили две группы участников исследования: в первую попали респонденты, дающие оценку себе и, соответственно, высказывающиеся о собственных потребностях в развитии; а во второй группе – участники исследования, дающие оценку другим, т.е. здесь речь может идти о проецировании собственной мотивации на подчиненных, а также об отношении к развитию работников, а значит о мотивации к развитию подразделения в целом.
В составе первой группы – 230 человек, из них 74% ответили положительно о необходимости освоения новых знаний и указали каких именно. Половина из опрошенных этой группы отметили, какие именно профессиональные умения им необходимо развивать. Примерно треть этой группы проявили стремление к развитию гибких навыков. Похожая ситуация и во второй группе исследования мотивации к развитию, за исключением потребности в освоении знаний – эту потребность для своих подчиненных отметили только 56% руководителей.
Дополнительно мы проанализировали степень готовности к саморазвитию этой группы респондентов. Анализ показал, что 74% оцениваемых сотрудников, по мнению их руководителей, имеют высокую степень мотивации к саморазвитию, т.е. эти работники постоянно повышают свой уровень квалификации. 23% имеют среднюю степень такого стремления, а 3% – низкую. Более того, мы считаем, что недостаточно только иметь стремление к саморазвитию, важно определить (понять) степень обучаемости сотрудника. Результаты опроса этого аспекта развития сотрудников настораживают – почти половине оцениваемых сотрудников (48%) руководители дали такую характеристику: «иногда испытывает трудности в освоении отдельных тем знаний, умений», т.е. у работника есть проблемы с обучаемостью.
Этот же вывод подтверждает тот факт, что каждый пятый участник исследования (22%) при самооценке готовности к выполнению трудовых функций поставил себе исключительно отличные оценки. Возможно «отличники» среди респондентов действительно есть, однако такой подход к самооценке свидетельствует скорее о завышении реальных показателей в большинстве случаев. При этом завышенная самооценка является существенным препятствием на пути саморазвития, так как человек с подобной позицией не чувствует потребности в развитии.
Заключение
В рамках исследования выявлено, что 21% участников частично или полностью не соответствуют базовым квалификационным требованиям по уровню профессионального образования и опыта работы по профилю деятельности, что не может не отразиться на общем уровне квалификации работников и в большинстве случаев является причиной квалификационных дефицитов.
В целом оценки готовности к выполнению трудовых функций, указанные участниками исследования, свидетельствуют о достаточном уровне их квалификации при реализации основных задач. Однако у большинства участников выявлены квалификационные дефициты по отдельным направлениям работы – у 56% руководителей и специалистов подразделений ОМС по архитектуре и градостроительству и у 53% – по строительству. При этом 23% респондентов имеют квалификационные дефициты 1 и 2 степени.
В ходе исследования выявлены трудовые функции, при реализации которых у участников возникают наибольшие затруднения. Таких функций около 40% от общего количества ТФ.
Респонденты отмечают достаточный и высокий уровень реализации гибких навыков (свой и подчиненных), необходимых для эффективного выполнения трудовых функций. Средняя оценка выраженности большинства гибких навыков превышает базовый уровень. При этом отмечены некоторые навыки, которые требуется развивать. Большинство участников исследования также проявили высокую заинтересованность в освоении новых профессиональных знаний и умений. Эти данные необходимо проанализировать с точки зрения необходимости их включения в ближайшие целевые программы повышения квалификации.
При формировании программ повышения квалификации необходимо учесть и мотивационную составляющую: значительная часть опрошенных не считают нужным для себя участие в каком-либо обучении, не испытывают потребности в саморазвитии. Каждый пятый участник исследования, вероятно, имеет завышенную самооценку, что существенным образом отражается на мотивации к обучению.
Основным итогом нашего исследования являются выявленные квалификационные дефициты разного рода, которые могут быть положены в основу программ повышения квалификации – т.е. мы получили существенную основу для дальнейшей реализации Региональной программы развития муниципальных служащих. Кроме того, данный анализ позволил выявить возможные риски при реализации следующих этапов работы, например связанные с обучаемостью и мотивацией работников.
[1] ТФ 2.2.2. Внедрение технологий и механизмов информационной модели объекта капитального строительства и BIM-технологий в строительстве, механизмов снижения сроков и затрат на проектирование, строительство и содержание объектов КС.
[2] ТФ 4.2. Подготовка технико-экономических обоснований проектов строительства и реконструкции, инвестиционных программ; организация «Пусковых встреч» с формированием комплекта документов в соответствии с утвержденным стандартом.
References:
Akhmetchina E.S. (2018). Problemy kadrovogo obespecheniya organov mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii [Problems of staffing of local self-government bodies in the Russian Federation]. The young scientist. (39(225)). 107-110. (in Russian).
Aminov S.N. (2016). Effektivnost deyatelnosti munitsipalnyh sluzhashchikh [Efficiency of municipal employees]. Economy and society (Ekonomika i socium). (6-3(25)). 537-539. (in Russian).
Astakhov Yu.V. (2007). Sostoyanie i perspektivy razvitiya kadrovoy raboty v sisteme munitsipalnoy sluzhby (Belgorodskiy opyt) [State and prospects of the development of the human resource in system of the municipal service]. Omsk scientific bulletin. (6(62)). 59-62. (in Russian).
Gribova O.V., Kornienko M.V. (2018). Kadrovyy menedzhment v organakh mestnoy vlasti [Peculiarities of human resources management in local authorities]. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obschestvennye nauki. (3(47)). 168-177. (in Russian). doi: 10.21685/2072-3016-2018-3-17 .
Kayl Ya.Ya., Epinina V.S. (2014). Problemy kadrovogo obespecheniya organov mestnogo samoupravleniya i puti ikh resheniya [Problems of staffing of local self-government bodies and ways to solve them]. Kadry i upravlenie. (10). 28-36. (in Russian).
Kogan E.Ya., Kuteynitsyna T.G., Postalyuk N.Yu., Prudnikova V.A. (2019). Tekhnologiya vyyavleniya kvalifikatsionnyh defitsitov pedagogicheskikh rabotnikov [Technology for identifying qualification deficits of teaching staff] Samara: OOO «Ofort». (in Russian).
Kogan E.Ya., Postalyuk N.Yu., Prudnikova V.A. (2019). Issledovanie kvalifikatsionnyh defitsitov personala [Studies of staff qualification deficits]. Public service. (4(120)). 99-104. (in Russian). doi: 10.22394/2070-8378-2019-21-4-99-104 .
Komarov V.V., Fedorchenko G.A. (2020). Otsenka kadrovogo potentsiala masterov proizvodstva s ispolzovaniem metoda vyyavleniya kvalifikatsionnyh defitsitov (na primere provedennogo issledovaniya v PAO «Kuznetsov») [Assessment of the personnel potential of production masters using the method of identifying qualification deficiencies (on the example of a study conducted in JSC «Kuznetsov»)]. Human resource management and intellectual resources management in Russia. 9 (4(49)). 42-51. (in Russian). doi: 10.12737/2305-7807-2020-42-51 .
Masilova M.G., Lobov V.E. (2019). Problemy kadrovogo obespecheniya organov mestnogo samoupravleniya i puti ikh resheniya [Problems of staffing local government and ways to solve them]. Territory of New Opportunities: Vladivostok State University of Economics and Service Bulletin. 11 (4). 170-179. (in Russian). doi: 10.24866/VVSU/2073-3984/2019-4/170-179 .
Postalyuk N.Yu. (2019). Rekomendatsii po organizatsii razvitiya kvalifikatsiy personala v sootvetstvii s menyayushchimisya trebovaniyami proizvodstva [Recommendations on the organization of the development of personnel qualifications in accordance with the changing requirements of production] M.: Izdatelskiy dom «Delo» RANKhiGS. (in Russian).
Tokmurzin T.M., Korigova M.M. (2019). Osobennosti i problemy kadrovoy politiki v sfere munitsipalnogo upravleniya v Rossiyskoy Federatsii [Features and problems of personnel policy in the field of municipal administration in the Russian Federation]. Alley of Science. (1(28)). 658-662. (in Russian).
Страница обновлена: 01.05.2025 в 13:47:00