Обучение и трудоустройство мигрантов как условие социально-экономического развития трудодефицитных регионов
Кязимов К.Г.1
1 Академия труда и социальных отношений
Скачать PDF | Загрузок: 39 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Миграция и социально-экономическое развитие *
Том 1, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29846990
Цитирований: 5 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
В статье анализируются миграционные процессы и их влияние на социально-экономическое развитие регионов страны. Показано, что при самом благоприятном развитии событий дефицит трудовых ресурсов не может быть сглажен только мерами демографической политики, и единственным источником компенсации сокращения трудовых ресурсов на ближайшие десятилетия будет оставаться миграция. Обосновывается, что обучение и трудоустройство мигрантов является условием социально- экономического развития трудодефицитных регионов страны. Развитие трудовых ресурсов из числа мигрантов посредством формирования потребностей в мигрантах, их обучения профессии, трудоустройство и оценка эффективности обучения является важным фактором совершенствования демографической ситуации в стране.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, социализация, миграционная политика, депопуляция, социальная мобильность, обучение мигрантов, трудоустройства мигрантов
JEL-классификация: J23, J61, R23
Социально-экономическое развитие региона – это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время постоянных структурных изменений.
В концепции «Стратегии социально-экономического развития регионов РФ» обозначены основные направления федеральной региональной политики – создание условий и содействие социальному и экономическому развитию регионов, повышение качества жизни и благосостояния населения, вывод экономического роста на позиции устойчивости и высокого качества, создание условий конкурентного развития регионов страны.
Одной из основных целей федеральной региональной политики в соответствии с Концепцией является создание условий для развития человеческих ресурсов, подготовка кадров необходимой квалификации, формирования миграционных процессов в интересах экономического развития регионов.
Основой государственной миграционной политики является «Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года», утвержденная Президентом РФ в июле 2012 г. В концепции отмечается, что «переселение мигрантов на постоянное место жительства в РФ становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов» [1].
В.В. Путин в своем предвыборном послании в 2012 году сообщил, что Российская Федерация нуждается в ежегодном приглашении 300 тысяч мигрантов и поставил задачу, чтобы прибывающие в соответствии с установленным порядком мигранты, не имеющие профессии и не владеющие русским языком, должны не только осваивать профессии, но и изучать русский язык.
Постановлением Правительства РФ в 2016 г. потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в РФ на основании визы, составляет 213929 человек (0,3 % от численности экономически-активного населения РФ).
Реализация потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в РФ на основании визы, осуществляется в соответствии с распределением по приоритетным профессионально-квалификационным группам [2]. По прогнозу Федеральной службы статистики в 2010-2030 гг. при сокращении численности населения на 2,8 млн чел. население в трудоспособном возрасте сократится по «среднему варианту», на 12,1 млн чел. При самом благоприятном развитии событий в «высоком варианте» прогноза Росстата естественная убыль населения РФ в 2011-2030 гг. составит 5,0 млн чел. [8]. Дефицит трудовых ресурсов не может быть сглажен только мерами демографической политики, и единственным источником компенсации сокращения трудовых ресурсов на ближайшие десятилетия будет оставаться миграция.
По подсчетам экспертов только половина рабочих рук, потерянных из‑за демографического кризиса и снижения доли трудоспособного населения, может быть восполнена за счет мобилизации внутренних трудовых ресурсов. Таким образом, необходима эффективная миграционная политика, которая, в свою очередь, невозможна без оценки реальной потребности регионов в мигрантах [7]. Согласно прогнозу Росстата миграционный прирост в 2011-2030 годах составит 10,5 млн человек по «высокому варианту» и 7 млн человек – по «среднему» варианту, что существенно выше современных масштабов [6].
Если дефицит трудовых ресурсов может восполнятся притоком временных трудовых мигрантов, то депопуляция может быть сглажена исключительно притоком иммигрантов, переселяющихся в РФ на постоянное жительство [8].
Иммиграция населения является важнейшей составной частью формирующегося общего рынка труда стран СНГ. Перемещения рабочей силы между странами, обусловленные структурными сдвигами в экономике и переливами инвестиций, связывают национальные трудовые рынки в единый процесс, дополняя движение товаров и услуг в рамках создаваемого общего экономического пространства [9]. В РФ уровень производительности труда существенно уступает уровню развитых стран [3]. Это означает, что качество рабочей силы и повышение производительности труда работников РФ, в т.ч. и иммигрантов, является важным условием их адаптации в российской экономике. В связи с этим в трудодефицитных регионах страны встают проблемы четкого осознания новых вызовов, сопряженных с притоком выходцев из иных социумов, с иными традициями и культурой межэтнических взаимодействий.
Успешное решение этой важной проблемы с точки зрения социологии обусловливает необходимость осуществления следующих мероприятий.
1. Подготовка иммигрантов к профессиональной деятельности. Профессиональная ориентация и профессиональное обучение (при необходимости) и трудоустройство иммигрантов.
2. Социализация. Период профессионального обучения иммигрантов – это период наведения «мостиков» между человеком и обществом, приобретения новых знакомств, выработка новых коммуникаций на различном уровне, установка контактов, которые будут полезны иммигрантам в будущем.
3. Социальная мобильность. Выработка социального лифта, позволяющая иммигрантам подниматься из своей социальной страты на более высокие этажи.
Развитие трудовых ресурсов из числа мигрантов посредством формирования потребностей в мигрантах, их обучения профессии (специальности), трудоустройство и оценка эффективности обучения является важным фактором совершенствования демографической ситуации в стране. Методологической основой формирования заказа на профессиональное обучение мигрантов является анализ спроса на рабочую силу, профессионально-квалификационной структуры вакантных рабочих мест и, прежде всего, ключевые проблемы и показатели региональных рынков труда.
Эти показатели отечественные ученые Д. Чернейко и В. Перекрест назвали общим рейтингом ключевых проблем рынка труда (ОРКПРТ) [4].
Для успешного обучения и трудоустройства мигрантов на предприятия трудодефицитных регионов необходимо реализовать следующие мероприятия.
1. Прежде всего, необходимо определить общую потребность в мигрантах для предприятий и организаций региона. Обосновать привлечение мигрантов для конкретных предприятий в разрезе соответствующих профессий и специальностей.
2. Провести подготовительную работу по выявлению исходного уровня профессиональной подготовки мигрантов, знание ими русского языка.
3. На основе обоснованной потребности провести отбор претендентов на вакантные рабочие места предприятий, отдавая предпочтение лицам, имеющим соответствующие профессии (специальности) и владеющим русским языком.
4. Если не удается удовлетворить потребность за счет привлечения мигрантов, имеющих соответствующие профессии (специальности) и владеющие русским языком, то необходимо определить количество лиц, нуждающихся в обучении.
5. Организовать обучение мигрантов по одному из следующих вариантов:
- обучение лиц, не имеющих профессий, но владеющих русским языком;
- обучение лиц, имеющих профессии, но не владеющих русским языком;
- обучение мигрантов, не имеющих профессий и не владеющих русским языком.
6. Определить учреждения профессионального образования (УПО) или учебную сеть предприятий для заключения договора на обучение мигрантов.
7. Осуществить трудоустройство мигрантов по полученной профессии.
8. Определить экономическую эффективность обучения и трудоустройства мигрантов.
В сложившейся практике основным критерием эффективности обучения мигрантов считается трудоустройство после профессионального обучения. Исследования последних лет показали необходимость применения комплексных подходов к оценке эффективности профессионального обучения.
В международной практике существуют два подхода к оценке эффективности профессионального обучения – это разработки Дональда Киркпатрика и Джека Филипса. Д. Киркпатрик предложил подход, выделив четыре уровня оценки обучения, каждый из которых влияет на следующий уровень:
1. Оценка реакции учащихся на обучение.
2. Оценка уровня знаний, умений, компетенций, полученных участниками обучения.
3. Оценка поведения на рабочем месте.
4. Оценка влияния на результаты работы организации.
При переходе от уровня к уровню процесс оценки становится более трудным, но при этом он позволяет получить ценную информацию [5].
Д. Филипс взял за основу модель Д. Киркпатрика, снабдил инструментами каждый из четырех уровней, а также добавил пятый, в котором рассчитывается коэффициент возврата на инвестиции в обучение (Return on Investment – ROI), то есть, прибыль организации от результатов, полученных после обучения сотрудников.
ROI = (Доход – Затраты ) / (Затраты) х 100 % (1)
При этом затраты на обучение принимаются за 100 %. По опыту ведущих российских и зарубежных экспертов считается, что наиболее приемлемым является ROI в диапазоне от 100 % до 700 %. Коэффициент рассчитывается по формуле (1).
ROI = (доход от обучения – затраты на обучение) / (затраты на обучение) × 100 %.
Для расчета коэффициента ROI определяются следующие показатели:
количество мигрантов, привлекаемых к работе в регионе;
количество мигрантов, нуждающихся в освоении профессии;
затраты на обучение мигрантов профессии;
доходы, которые получат предприятия региона от работы мигрантов, трудоустроенных после обученных профессии (специальности).
Рассмотрим наиболее приближенный к практике вариант, когда предприятия региона ежегодно в установленном порядке приглашают на работу 1000 мигрантов и примерно 20 % из них не имеют соответствующие профессии (специальности).
На основе вышеперечисленных показателей произведем оценку эффективности результатов обучения.
1. По результатам изучения исходного уровня знаний и умений приглашенных мигрантов выяснилось, что 20 % из них, то есть 200 человек, нуждаются в обучении нужной профессии.
2. Обучение одного мигранта профессии (специальности) обходится в среднем 8000 рублей в месяц (по данным практики).
3. Срок обучения составляет в среднем 3 месяца (по данным практики).
4. Опыт наиболее успешных отечественных и зарубежных компаний показывает, что инвестиции в персонал дают быструю и высокую отдачу. Сегодня $1, вложенный в развитие человеческих ресурсов, приносит от 3 $ до 8 $ дохода.
Для наших расчетов примем коэффициент примерно 4, в этом случае доход предприятий региона от работы одного обученного и трудоустроенного мигранта составит примерно 30000 рублей в месяц. Тогда: Затраты на обучения профессии одного мигранта за 3 месяцев составят: 8000 х 3 = 24000 рублей.
Затраты на обучение профессии (специальности) 200 мигрантов за 3 месяца составят: 24000 х 200 = 4800000 рублей.
Доходы предприятий региона от работы одного обученного мигранта за 3 месяца составят: 30000 х 3 = 90000 рублей.
Доходы предприятий региона от работы 200 обученных мигрантов за 3 месяца составят: 90000х200=18000000 рублей. Пользуясь формулой (1), получим:
ROI = (18000000- 4800000) / (4800000) х 100 = 275 %.
Полученный результат ROI = 275 % – коэффициент возврата на инвестиции в обучение мигрантов находится в диапазоне до 700 %, что показывает на эффективность профессионального обучения, является приемлемым и соответствует опыту ведущих российских и международных компаний.
Вместе с тем для оптимизации притока мигрантов необходимо осуществлять на основании визы их предварительный отбор, особенно из числа квалифицированных иммигрантов, владеющих русским языком.
Прежде всего, необходимо осуществлять подготовку квалифицированных кадров во всех уровнях профессионального образования, повышать престиж рабочих и инженерных специальностей, готовить кадры, востребованные экономикой регионов.
Эффективное воспроизводство квалифицированных кадров, развитие всех уровней профессионального образования, внутрифирменного обучения персонала, профессионального обучения, трудоустройства и эффективной занятости высвобождаемых работников, незанятого населения и трудовых мигрантов возможны лишь на основе реализации стратегии социально-экономического развития регионов РФ, федеральных и региональных программ развития профессионального образования.
На этом этапе требуется разработка комплекса взаимосвязанных средств обучения, внедрение педагогических технологий, новых форм и методов обучения. Наиболее эффективной формой осуществления этих связей являются учебно-методические комплексы [10].
Исключительно важное значение имеет также создание и функционирование в регионах страны инновационной образовательной среды. Функционирование инновационной среды регионов должно проходить в условиях осуществления активной политики занятости, приоритеты развития занятости должны включаться в систему приоритетов регионов и являться одним из факторов, определяющих социально-экономическую политику государства и развития кадрового потенциала общества.
Таким образом, методологической основой профессионального обучения, трудоустройства и занятости мигрантов является определение спроса работодателей региона на трудовых мигрантов, организация их обучения, формирование у них знаний, навыков умений, профессиональных и общекультурных компетенций, трудоустройство по полученной профессии и эффективная занятость.
Источники:
2. Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 № 1359 «Об определении потребности в привлечение в РФ иностранных работников, прибывающих в РФ на основе визы, в т.ч. по приоритетным профессионально- квалификационным группам, и утверждении квот на 2016 г.
3. Ремизов М. Карта русского: Политика замещающей миграции в России — последствия и альтернативы [Электронный ресурс] // Svpressa.ru. – 2014. – 7 апреля. – Режим доступа: http://svpressa.ru/politic/article/85145/
4. Кязимов К.Г. Рынок труда и профессиональное образование [Электронный ресурс] // Pmuc.ru. –2006. – 16 августа. – Режим доступа: http://www.pmuc.ru/jornal/number21/Kyazimov.htm
5. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения: Учебник для вузов. – М.: Перспектива, 2011. – С. 256.
6. Мукомель В.И. Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики // Мир России. – 2011. – № 1. – С. 34-50.
7. Опыт и образование трудовых мигрантов работодателей не интересует [Электронный ресурс] // Iq.hse.ru. – 2015. – 29 октября. – Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/177664262.html; Международное информационное агентство «Фергана» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fergananews.com/
8. Предположительная численность населения РФ до 2030 г. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2009. – http://www.gks.ru/wps/PA_l_0_S5/Documents/jsp/Detaildefault.jsp?category=1112178611292&elementld=1140095525812
9. Топилин А.В. Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития. – М.: Экономика, 2004. – С. 85.
10. Кязимов К.Г. Формирование профессиональных компетенций // Профессиональное образование. Столица. – 2008. – № 5. – С. 10-11.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:08