Совершенствование бизнес-образования под влиянием потребностей бизнеса и предпринимательства
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 15
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 9 (69), Сентябрь 2012
Цитировать:
Евенко Л.И. Совершенствование бизнес-образования под влиянием потребностей бизнеса и предпринимательства // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 9. – С. 78-83.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17896968
Цитирований: 15 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Статья посвящена проблемам бизнес-образования. Подчеркивается необходимость повышения ценности программ МВА, то есть выработки нового взгляда и новых подходов к разработке стратегии организаций и к обучению этому. Выход видится в обеспечении достаточно серьезного изменения пропорций между лекционно-семинарской и самостоятельной работой, которую отечественная профессура не умеет (а часто не хочет) должным образом организовать, а администрация программ не знает, как ее адекватно компенсировать. Большое значение может сыграть выполнение индивидуальных и групповых проектов, в том числе на реальных объектах, которое должно носить характер консультаций по решению актуальных проблем предприятия, что будет выгодно обеим сторонам.
Ключевые слова: информационные технологии, менеджмент, управление, бизнес-процессы, программы МВА, экономическая наука, методы решения проблем, школы бизнеса
Бизнес-образование, которое стало одним из важных сегментов экономического образования, главным образом, взрослых работающих людей, постоянно развивается, приобретая все новое содержание и меняя формы, методы, образовательные технологии. Его главная цель – это обучение людей, которые работают или же намереваются работать в организациях рыночной среды, занимающихся бизнесом с целью получения прибыли.
Дженералисты на втором плане
Если проанализировать характер программ МВА, многие все более отходят от идеи подготовки менеджеров-дженералистов. По сути дела, руководителей общего профиля в высшем звене корпораций готовят в малом числе школ бизнеса, реализующих полноценные программы ExecutiveMBA. Это, прежде всего, «Сколково», СпбГУ, Институт бизнеса и делового администрирования и Высшая школа международного бизнеса РАНХиГС, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП), а также региональные школы бизнеса Екатеринбурга, Казани, Калининграда и некоторые другие. Основную же массу обучающихся на программах под маркой МВА составляют те, кто стремится занять должности функциональных руководителей в высших звеньях корпораций. В частности, в ГУУ готовят руководителей информационных и маркетинговых служб, Финансовая академия и иже с ней – финансовых директоров и т.п. Большинство же российских программ МВА ориентированы на подготовку руководителей среднего звена в корпорациях определенных отраслей, что практикуют МИРБИС, МГУ путей сообщения (МИИТ), Региональный институт АПК (Нижний Новгород), Московский строительный университет, Университет нефти и газа и другие.
Спрос на подготовку менеджеров-дженералистов поддерживается лишь на уровне собственников или руководителей независимых компаний, все больше осознающих, что учиться предпринимательству лучше в российских, а не в зарубежных школах бизнеса из-за больших различий в среде бизнеса. Западный опыт интересен тем, кто уже добился предпринимательского успеха и ставит перед собой амбициозные задачи значительного роста и диверсификации бизнеса, выхода на внешние рынки; реализации по-настоящему инновационных идей в новых для себя сферах и т.п. Отсюда отечественные программы Executive МВА должны быть в большей степени интернационализированными.
В целом же нынешняя предпринимательская среда в России не особенно благоприятна для стимулирования спроса на программы МВА дженералистского типа, последние совершили настоящий скачок в США 1960-х–70-х годов, в «эру конгломератов», когда крупные корпорации создавали в своих структурах дивизионы – более или менее автономные отделения фирм. Во главе таких структурных бизнес-единиц нужно было ставить менеджеров-дженералистов с разносторонней подготовкой и умением действовать самостоятельно, что и предложили программы МВА.
«Обязательный набор» для предпринимателя
Доминирует ли такая потребность в современной российской практике? Очевидно, что нет. Хотя, так называемые, «холдинги» создаются у нас повсеместно, реально «децентрализации предпринимательства» внутри корпораций не происходит, и управляющие компании не выпускают ключевых решений из своих рук.
Поэтому отечественным компаниям пока еще больше нужны высококвалифицированные функциональные руководители, чем независимые предприниматели, что отражается и на карьерных предпочтениях многих выпускников программ МВА, стремящихся попасть в государственные или очень крупные частные структуры и не рискующих ринуться в стихию самостоятельного предпринимательства.
Поэтому «образовательный канон» программ МВА, в основе которого все еще находится более или менее сбалансированное изучение функций управления (финансов, маркетинга, управления операциями, управления персоналом, информационных систем, логистики и т.п.) и интегративных дисциплин, таких как стратегический менеджмент, все еще живуч, хотя и критикуется с разных сторон. Однако во всех наиболее авторитетных аккредитационных системах программ МВА жесткий контроль за обязательностью серьезного прохождения полного набора базовых функциональных дисциплин (corecources) является одним из центральных моментов.
Но интеграция, комплексность становятся все более существенным источником конкурентных преимуществ и в России, а это труднодостижимо при функциональной специализации.
Организационные структуры многих современных компаний – это уже не монстры с вертикальными «шахтами» функциональных служб, а налаживание горизонтальных бизнес-процессов дает больше для совершенствования управления, чем наращивание вертикали власти. Развертывание принципиальных бизнес-процессов в проекты и целевые программы, то есть их превращение в структуры межфункционального характера, подрывает идею профессиональной специализации в управлении, хотя ее значение конечно, в принципе, сохраняется. Если учесть, что изменения, инновации, динамика и адаптация создают зачастую большие конкурентные преимущества, чем планирование и контроль, а информационные технологии способны придать бизнес-процессам и программно-целевым структурам большую гибкость и огромное разнообразие, то становится ясным, что в программах обучения и, в частности МВА, следует решительнее отходить от «канонов».
На сегодня можно достаточно серьезно рассматривать тезис о том, что сама концепция МВА находится в кризисе, хотя значительное приспособление к новым требованиям со стороны практики бизнеса можно осуществить, пока еще не жертвуя таким великим брендом, которым в бизнес-образовании является МВА.
Глобализация ждать не будет
Первым из направлений, которое, по-видимому, может повысить ценность программ МВА – это необходимость выработки нового взгляда и новых подходов к разработке стратегии организаций и к обучению этому. Стратегический менеджмент, зародившийся в 60-е годы XX столетия, дал инструментарий рассмотрения организации как открытой системы и повернул мышление менеджеров к проблемам потребителя, конкуренции и будущего развития.
Ничего подобного в традиционной российской (точнее советской) экономической науке не было. Однако, ринувшись в эту область, мы обнаружили большие отличия внешней среды, то есть «якобы рыночной» экономики России, от условий бизнеса за рубежом и остановились в недоумении, с одной стороны, наблюдая успех некоторых западных моделей конкуренции, использованных отдельными российскими (или, по сути, совместными) компаниями, с другой, – понимая, что российские феномены использования «административного ресурса», альянса с властью и сопротивления враждебному окружению совершенно не изучены и не осмыслены, но имеют огромную стратегическую важность. Нам крайне необходимы «конкретные ситуации» (casestudies) по стратегиям в условиях России (как удачным, так и неудачным), и наша наука и практика ждут своего Михаила Портера.
Проблема осложняется, а в чем-то упрощается вступлением России в ВТО, когда внешняя среда бизнеса, станет еще более создающей возможности для достижения успеха в конкуренции и использования зарубежных технологий, в том числе управленческих, но при этом конкуренция обострится, поставив многие субъекты российского бизнеса на грань выживания и банкротства. До последнего времени проблематика международного бизнеса мало волновала руководителей обычных российских предприятий, для которых взыскание дебиторской задолженности или налаживание ритмичной логистики рассматривались как более важные проблемы. Но сейчас целый комплекс правовых, финансовых, маркетинговых проблем должен рассматриваться в программах обучения в контексте нарастающей глобализации или, по крайней мере, интернационализации бизнеса.
Искать, осваивать и применять на практике
Вторая область, где отечественное бизнес-образование не использует имеющихся возможностей и уже сильно отстает, – это применение информационных технологий, осмысливание их влияния на бизнес и менеджмент. Дело даже не во внедрении информационных систем и современного программного обеспечения. Необходимо серьезно задуматься над теми фундаментальными изменениями, которые вносят информационные технологии в организационные формы, процессы, методы ведения бизнеса.
Переход к сетевым организационным структурам; аутсорсинг не только вспомогательных, но и основных функций в корпорациях; формирование систем управления знаниями; интернет-маркетинг и новые виды услуг и взаимоотношений (например, финансовые взаиморасчеты и ценообразование, не выходящие за рамки интернета) – это и многое другое, зародившееся под влиянием информационных технологий, будет все больше определять конкурентоспособность в ближайшем будущем, а значит, должно быть научно осмыслено и преобразовано в учебные программы.
Третья сфера – это развитие личностных универсальных компетенций бизнесменов и менеджеров. В условиях быстрой изменчивости внешней среды и практики бизнеса, устаревания многих подходов, методов, приемов работы, появления новой информации, радикально меняется ценность конкретного знания, и на первый план выдвигается обновление знаний, умение учиться, самостоятельно искать, осваивать, а затем и применять новые идеи и методы на практике.
Развитию личностных качеств уже уделяется внимание в программах МВА посредством использования тренингов по формированию лидерских качеств, социализации, эффективным коммуникациям и т.п. Однако аналитическим навыкам работы, методам решения проблем, развитию креативности практически никто не учит, а электронными базами данных не умеют пользоваться не только слушатели, но и преподаватели. Необходимо встраивать соответствующие занятия в программы МВА и стимулировать слушателей к развитию «мягких» (soft) квалификаций менеджеров и к интеллектуальному предпринимательству.
Выход видится в обеспечении достаточно серьезного изменения пропорций между лекционно-семинарской и самостоятельной работой, которую наша профессура не умеет (а часто не хочет) должным образом организовать, а администрация программ не знает, как ее адекватно компенсировать.
Большое значение может сыграть выполнение индивидуальных и групповых проектов, в том числе на реальных объектах, которое должно носить характер консультаций по решению актуальных проблем предприятия, что будет выгодно обеим сторонам. Однако и основам консультирования нужно учить в рамках программ МВА, что весьма полезно для руководителя, который в последующем будет привлекать консультантов.
Четвертая сфера совершенствования – повышение степени конкретности программ МВА, где должен быть повышен удельный вес дисциплин, дающих конкретные инструменты решения важных производственных проблем. Такие курсы, как «Тотальное управление качеством», «Бережливое производство», «Энергосбережение» и вообще «Управление операциями», должны давать менеджеру ясное понимание того, что это за концепции и методы, но зачастую как подойти к их использованию на деле и как управлять командой более узких специалистов, которым предстоит решать соответствующие задачи. Инструментарий может быть и аналитическим (те же статистические методы), но главное – получение живого опыта его применения. Поэтому для преподавания прикладных дисциплин следует привлекать практиков, шире использовать посещение предприятий, где многие новаторские подходы к управлению операциями и повышению производительности и эффективности оправдали себя.
Несомненную перспективу имеют и комбинированные программы МВА в сочетании с инженерной подготовкой, что в отечественной практике пока не распространяется.
Выводы
Представители бизнеса нередко справедливо критикуют российское бизнес-образование за его оторванность от практики и малую отдачу в деле подготовки адекватных кадров. Для этого имеются определенные основания, но решение проблем должно быть конкретным, сопровождающихся разработкой новых учебных программ и дисциплин с их апробацией в школах бизнеса. Необходимо обеспечить взаимодействие образования и практики с внимательным учетом динамичных потребителей российских деловых организаций.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 22:40:27