Анализ концептуальных подходов формирования предпринимательских решений
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 16
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 (96), Декабрь 2014
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=22702313
Цитирований: 16 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассмотрены подходы к исследованию организации управления предпринимательской деятельностью как креативного процесса, возможность создания инструмента формализации логики предпринимателя, алгоритма развития инновационного проекта. Проведен анализ теоретических исследований предпринимательства как определенного процесса с самого начала, когда будущий участник предпринимательской деятельности должен понять в динамике значимость многофакторного выбора реализации и установления связности между собой и системой деятельности, приводящей к пониманию достижения цели – коммерциализации. Представлена схема принятия решения предпринимателем-инноватором на основе таких категорий средств, как сама личность предпринимателя, знания, которыми он обладает, связи и взаимоотношения, которые он может использовать.
Ключевые слова: инновации, управление предприятием, опыт, образование, творчество, экономика знаний, предприниматель-инноватор, креативные методы, логика мышления, формализация
Число и многообразие предпринимателей постоянно растет. Также постоянно множатся виды предпринимательской деятельности в количественном измерении. Однако число исследований в области организации предпринимательской деятельности, рекомендаций по совершенствованию подготовки предпринимателей и самого инновационного процесса до сих пор остается достаточно ограниченным.
Управляемая креативность
В значительной мере это объясняется тем, что вся деятельность и большинство этапов работы предпринимателя лежат в области креатива, характеризуется наличием рисков и неопределенности, отсутствием стандартов. Именно поэтому пока не удается формализовать, представить алгоритм или создать модель действий предпринимателя на всех этапах его деятельности. Но опыт показывает, что при всем многообразии историй успеха и неуспеха ситуаций, требующих принятия решений, логика их принятия часто повторяются. Не пропустить событие, принять в этот момент правильное решение – путь к успеху.
В настоящее время предприниматели-инноваторы нуждаются в использовании некого инструмента, который поможет им формализовать логику, алгоритм развития инновационной деятельности.
В области управления инновационной деятельностью накоплен значительный опыт, однако подходы, позволяющие формализовать креативный процесс, еще не сложились.
Креативные методы, в отличие от математических (строгих), предполагают изучение принципов переработки информации, генерируемой человеком на различных этапах его деятельности при решении разнообразных задач. Первые попытки формализации творческой деятельности относятся к глубокой древности. Этими вопросами занимались Евклид, Аполлоний и Аристей Старший. Они разработали некоторые приемы анализа и синтеза. Ряд эвристических приемов приписывают Платону. В дальнейшем вопросами формализации творческой деятельности интересовались Б. Больцано, А. Пуанкаре и др.
Сложность проблематики, тесная связь между точными и общественными науками, отсутствие широких экспериментальных возможностей не позволили этим ученым дать системное изложение творческих методов.
Советский инженер-патентовед, ученый, изобретатель и писатель Генрих Альтшуллер был убежден, что из опыта предшественников возможно выявить устойчиво повторяющиеся приемы успешных изобретений. С этой целью было проведено исследование более 40 тыс. авторских свидетельств и патентов, и на основе выявленных закономерностей развития технических систем и приемов изобретательства разработана теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Данную теорию десятки тысяч людей во всем мире используют для решения творческих проблем в различных областях человеческой деятельности.
Однако ТРИЗ не может в полном объеме применяться для решения организационно-экономических задач в инновационной деятельности предпринимателя-инноватора в связи с тем, что она, как правило, представляет собой набор случайных воздействий со стороны внешней среды, характеризуется отсутствием четкой структуры и логики, использованием элементов творчества. Все это приводит к необходимости использовать другие подходы к формализации креативной деятельности.
Что из чего исходит?
Современные научные исследования в области предпринимательской деятельности направлены на то, чтобы лучше понять структуру действий и направленность решений предпринимателя, благодаря этому отбросить некоторые ошибочные идеи уже на ранних стадиях. Анализ одних работ показывает, что опытные предприниматели действуют с учетом «приемлемых потерь», т.е. они действительно готовы к потерям. Другие исследования позволяют лучше понять, каким образом создаются рынки еще не существующие.
Специальные исследования в области предпринимательских знаний направлены на то, чтобы попытаться понять, что происходит в голове предпринимателя-инноватора, каков способ его мышления и принятия решений. Последующие перспективы этих исследований могут лучше понять архитектуру предпринимательской мысли, в особенности то, как предприниматель задумывает свой проект, как достичь успеха.
Из анализа большого количества реальных проектов и сравнения манеры думать и принимать решения между инженерами и предпринимателями обнаруживается значительная разница. Однако эта разница известна ученым-исследователям, но с опозданием доходит до практиков. И тем не менее, уже сегодня известно, что удачливые предприниматели, как правило, имеют, чем удивить, способны предвидеть изменения и использовать связанные с этим возможности.
Исследования в области предпринимательства развиваются широким фронтом в бизнес-школах и подразделениях крупных университетов, где занимаются развитием управленческих навыков и лидерских качеств.
Часто весьма плодотворной базой подобных исследований являются бизнес-инкубаторы и научные парки, в которых сосредоточено огромное количество самых разнообразных бизнес-проектов и множество различных типов предпринимателей-инноваторов.
Теоретические исследования в этом направлении чаще всего и главным образом сводятся к рассмотрению возможности выработки стратегии достижения цели.
При этом в исследованиях предпринимательства наблюдается явный тренд в сторону комплексных исследований, сочетающих сбор и анализ микроданных с анализом макроэкономических индикаторов, углубляются представления о предмете исследований предпринимательства. Важная роль отводится анализу возникновения и реализации бизнес-идей, изучению различных факторов, способствующих распознаванию логики предпринимателей, совершенствуются методики исследований, включающие в себя сбор и анализ как количественных, так и качественных данных, предполагающие реактивные и проактивные подходы – вплоть до постановочных кейсов и симуляционного моделирования.
Сара Сарасвати [1] и Саймон [2] рассматривают концептуальную схему работы инноватора в рамках создания рациональности с учетом имеющихся ограничений.
В своих трудах Сарасвати и Саймон сходятся в том, что теории реализации (задуманного) и квазидекомпозиция являются основой эффективной аналитики в понимании динамики процесса создания предприятия. К тому же, и Сарасвати, и Саймон уточняют, что декомпозиция процесса «способа достижения» (цели) является началом возникновения квазиразложимой системы.
Исследования этого разветвления будут возможны, если мы найдем возможность измерения составляющих системы, описывающих неформальную среду, в которую погружен предприниматель. Эта задача может быть достижима с учетом многослойности системы. И действительно, в своих работах Weic [3], Walsh [4] и Ward [5] предлагают раскрыть и понять структуру и содержание информации, связанной с особой средой, с тем чтобы руководитель, принимая решения, мог их использовать.
Необходимо также раскрыть содержание и структуру форм знаний, каковыми руководитель-предприниматель владеет и использует при принятии решений.
Как сложный, динамичный и креативный процесс, предпринимательство необходимо рассматривать на базе взаимодействия бизнеса, науки о сложных и информационных системах и когнитивной психологии.
Теоретическую основу для дальнейших исследований представляют собой результаты научных работ, проведенных в соответствующих областях наук С. Сарасвати, Саймоном, Уолшем, Вейком и Уордом (см. рис.1).
Науки о сложных и
информационных системах
|
Когнитивная
психология
|
Рис.1. Интегрированные зависимости результатов научных исследований инноваций
В этой интегрированной зависимости выделены основные элементы рассмотренных теоретических подходов для создания концепции, которая может дать ответ на вопрос: «Какой процесс принятия предпринимателем решения приведет к успеху?».
Согласно Сарасвати, в зависимости от личностных качеств предпринимателя, опыта, которым он обладает, а также стадии, на которой находится бизнес-проект, инноваторы-предприниматели могут опираться на деятельную логику в достижении возможных целей, исходя из используемых способов и средств, или логику причинную, в соответствии с которой изыскивается выбор в достижении заранее установленной цели. Различия в подходах указанных логик и характеристики ситуаций приведены в таблице.
Таблица
Различие характеристик и факторов в использовании причинной и деятельной логики
Характеристики ситуаций для решения
|
Причинный подход
|
Деятельный подход
|
Видение будущего
|
Будущее – это
продолжение прошлого. Определение предсказания необходимо и полезно
|
Будущее – это
сотворенное желанием автора, который постепенно вступает в проект
|
Данные для
действий
|
Ориентация в
направлении цели: определить подцели, план действий
|
Ориентация в
направлении различия средств, которые участвуют в мышлении: цель возникает в
центре действия, начиная с необходимых инструментов
|
Видение ресурсов
и рисков
|
Поиск
оптимального значения, учитывающего риски, для максимизации возврата ожиданий
с привлеченными ресурсами
|
Поиск
удовлетворяющих возможностей, учитывая всевозможный риск
|
Порядок действий
по отношению к окружающей среде
|
Анализ
компетенций
|
Поиск партнеров
|
Порядок действий
относительно неожиданности (непредвиденности)
|
Неожиданность по
своей сути бесполезна
|
Сюрприз –
потенциально новый инструмент или новый эффект
|
Опытный предприниматель использует особую рациональность, которая называется «деятельная логика». Она складывается на основе особого мышления предпринимателя. Ее отличительные характеристики: представлять новые цели, возможности интегрированного использования инструментов, расширение и поиск взаимодействия с различными заинтересованными сторонами.
В этом процессе предприниматели обладают и могут использовать три категории средств: сама личность предпринимателя; знания, которыми он обладает; связи и взаимоотношения, которые он может использовать.
Эти средства направляются и концентрируются вокруг следующих вопросов:
- Кто они? Отражение их характерных черт, вкусов, возможностей;
- Что они знают? Речь об образовании, подготовке, компетенции, опыте;
- Кто их знает? Профессиональные и социальные сети.
В определении точной цели и последующего поиска средств для ее реализации предприниматели используют инструментарий, отвечающий на вопросы: Кто я? Что я знаю? Кого я знаю?
И, как следствие, предприниматель выбирает достижимые усилия – что я могу сделать?
Рис. 2. Схема принятия решения предпринимателя-инноватора в соответствии с деятельной логикой
Взаимодействие различных заинтересованных сторон позволяет им проверить область возможностей. К тому же, это взаимодействие позволяет определить успешные заинтересованные стороны для присоединения к проекту. Как следствие, полученная связь (взаимодействие) обогащает имеющиеся средства в поисках ожидания новых усилий и определении новых перспектив (целей). Этот процесс повторяющийся, кумулятивный, как и процесс вовлечения новых заинтересованных сторон.
Выводы
На наш взгляд, создание инструмента в виде гибкой итеративной модели креативного процесса принятия решений в предпринимательской деятельности существенно повысит их эффективность. Модель такого рода должна основываться не только на особенностях креативной логики, но и на тщательном информационном анализе, который будет также являться обязательной базой для маркетинговых исследований инновационного продукта.
Авторы полагают, что дальнейшие исследования в этом направлении должны вестись на основе системного подхода. При этом на первом этапе изобретение должно быть сформулировано в виде технологического предложения с функциями, отражающими его конкурентные преимущества. На следующем этапе развития предпринимательского проекта необходимо найти рынки с такими ключевыми потребностями, которые удовлетворяются конкурентными преимуществами инновационного предложения, и далее, как это следует из разработок Сарасвати, необходим поиск инструментов и средств для реализации бизнес-проекта.
Источники:
2. Simon H. Rationality as process and as process of thought», 1978. American Economics Review.
3. Weick K. Theory construction as disciplined reflexivity. Academy of Management Review, Vol. 24, № 4. 1999.
4. Walsh J. Managerial and organizational cognition. Organization Science, Vol. 6, № 3, 1995.
5. Ward T. Cognition, creativity and entreneurship, Vol. № 19, 2004.
6. Альтшуллер И., Фияксель Э. Клуб инноваций и палитра инноваторов. – М.: Дело, 2007.
7. Дубина И. Управление творчеством персонала в условиях инновационной экономики. – М.: Academia, 2009.
8. Ефимушкин С., Рыженко С., Овсянникова А. Креативный маркетинг в создании инновационного продукта // Креативная экономика, 2013. – № 10.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:52:36