Инструменты повышения эффективности инновационной деятельности структур государственно-частного партнерства

Баранова И.В.1, Мурадов А.А.2
1 Московский государственный технологический университет "Станкин"
2 Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 1 (2013)

Цитировать:
Баранова И.В., Мурадов А.А. Инструменты повышения эффективности инновационной деятельности структур государственно-частного партнерства // Вопросы инновационной экономики. – 2013. – Том 3. – № 1. – С. 12-19.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=26236612
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:

Обоснованы основные направления повышения эффективности инновационной деятельности структур государственно-частного партнерства. Для этого в рамках создаваемых структур предлагается активизировать использование финансовых инструментов, включая венчурное финансирование, а также совершенствовать механизмы управления ресурсной системой. Выявлена роль ресурсного обеспечения в стратегии повышения эффективности инновационной деятельности структуры государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: инновационная деятельность, государственно-частное партнерство, интеллектуальный капитал, венчурное финансирование, интеллектуальные ресурсы, макроэкономическая система, инновационные и финансовые риски



Возросший уровень турбулентности внешней среды диктует изменение стратегической парадигмы развития российской экономики. Происходит смещение этой парадигмы в инновационные области. Это касается не только разработки новых технологий и продуктов, но и способов организации и управления различными бизнес-процессами и сферами деятельности, продвижения инновационных разработок на отечественные и мировые рынки. Именно инновации, интегрируя результаты интеллектуального труда персонала, выступают как фактор эффективного функционирования различных предпринимательских структур, обеспечивая качественно новый уровень развития отечественной макроэкономической системы.

В этой ситуации одним из приоритетных направлений деятельности предпринимательских структур становится создание и практическое использование инновационных технологий, продуктов и услуг. Это предполагает появление в конкурентной стратегии субъектов предпринимательской деятельности инновационной составляющей. Выделение инновационной стратегии как самостоятельного функционального элемента конкурентной стратегии ускоряет процессы модернизации производства, приводит к необходимости создания организационно-производственных систем, базирующихся на принципах обеспечения гибкости и высокого уровня автоматизации производственных процессов. Кроме того, стремление создать объекты интеллектуальной собственности, конкурентоспособные на мировом и отечественном рынках, требует постоянного поиска новых видов ресурсов, формирования новых организационных схем привлечения этих ресурсов. Это в равной степени касается, как материальных и финансовых ресурсов, так и интеллектуальных.

Инновационная деятельность трансформируется в один или несколько проектов инновационной направленности. Каждый из этих проектов характеризуется рядом параметров, основными из которых являются:

· существенный потенциал эффективности проекта;

· высокий уровень неопределенности получения положительных результатов от реализации проекта;

· низкая ликвидность проекта.

Наличие противоречивых критериев оценки инновационных проектов затрудняет решение задачи формирования портфеля проектов. Кроме того, такие факторы как высокий уровень неопределенности создания конкурентоспособных результатов интеллектуальной деятельности и низкая ликвидность проекта обуславливают появление специфических инновационных рисков. Проявление этих рисков в процессе реализации одного проекта или портфеля проектов в целом увеличивает интегральный риск инновационной деятельности [6-8].

Поэтому необходимы соответствующие структуры, финансовый и интеллектуальный потенциал которых был бы достаточен для покрытия рисков, возникающих в сфере инновационной деятельности. Формирование таких структур особенно актуально для проектов, реализация которых ориентирована на создание инновационных продуктов и технологий с качественно новыми характеристиками. В теории инновационного менеджмента эти продукты и технологии, как правило, рассматриваются как прорывные результаты интеллектуальной деятельности (прорывные инновации) [8].

Одной из разновидностей структур, обеспечивающих высокую эффективность инновационной деятельности, выступают структуры, сформированные в рамках государственно-частного партнерства. Взаимодействие государства и бизнеса в инновационной сфере (государственно-частное партнерство), представляет собой специфическую форму отношений между государством и частным бизнесом, как правило, на долгосрочную (и значительно реже на среднесрочную) перспективу. Эти отношения охватывают правовые, финансово-экономические, организационно-управленческие и другие аспекты.

Одной из задач структур, созданных в рамках государственно-частного партнерства в инновационной сфере, является получение положительных результатов интеллектуальной деятельности. Воплощением этих результатов будут являться конкурентоспособные технологии и продукты (объекты интеллектуальной собственности), созданные в процессе реализации одного или нескольких проектов (портфеля проектов) инновационной направленности. Конкурентоспособность полученных структурой государственно-частного партнерства результатов интеллектуальной деятельности достигается за счет глубины проработки технологических, конструкторских и организационно-управленческих решений. Эта глубина обусловлена тем, что структура государственно-частного партнерства может вовлечь в сферу инновационной деятельности ресурсы требуемого объема и качества. Поэтому перечисленные нами факторы выступает в виде своеобразной гарантии обеспечения конкурентоспособности инновационных результатов на отечественных и мировых рынках наукоемкой продукции и услуг.

При функционировании структуры государственно-частного партнерства одной из фундаментальных задач является разработка механизмов управления рисками в сфере инновационной деятельности. Целью решения подобной задачи выступает минимизация возможных негативных последствий проявления рисков. Эта задача актуальна не только для уровня отдельных структур, осуществляющих инновационную деятельность, но и для макроэкономического уровня в целом.

Формируя инновационную составляющую конкурентной стратегии структуры государственно-частного партнерства, необходимо предусмотреть механизмы минимизации потенциально возможных рисков. Эти механизмы могут предполагать как уклонение от рисков и их предотвращение, так и компенсацию рисков. В качестве конкретных инструментов механизма управления рисками могут использоваться разделение рисков между участниками инновационной деятельности, создание фондов для покрытия рисков, диверсификация рисков и т.д.

Так для решения сформулированной нами задачи в мировой и отечественной практике государственно-частного партнерства широко используется такой финансовый инструмент, как венчурное финансирование. Однако этот инструмент может быть эффективен только в определенных организационно-экономических условиях. Этими условиями являются обособление реализуемых проектов в виде венчурных подразделений, высокая потенциальная эффективность проектов и ряд других условий.

Государственно-частное партнерство предполагает, что в рамках возникающих взаимоотношений между государством и частным бизнесом в единую систему управления интегрируются все подсистемы управления реализуемыми в инновационной сфере проектами. Тогда система управления будет охватывать все стадии и этапы инновационной деятельности, начиная от разработки новшества, включая его освоение и заканчивая реализацией на существующих или вновь создаваемых рынках [4].

Возникающие взаимоотношения должны быть реализованы на взаимовыгодных для всех сторон партнерства условиях. Так, например, для проработки инновационной идеи целесообразно использовать такую форму государственно-частного партнерства, как технологические платформы. Здесь государство выступает заказчиком результата интеллектуальной деятельности, а другие участники партнерства, объединяя финансовые, материальные, интеллектуальные, организационно-управленческие и информационные ресурсы, реализуют государственный заказ на инновационные разработки.

Государство, как одна из сторон партнерства, являясь носителем общественно значимых интересов, реализует в рамках партнерства ряд функций. Основными из них являются, во-первых, отмеченная нами функция формирования макроэкономических целей инновационной деятельности, а во-вторых, функция контроля результативности и эффективности этой деятельности. При этом государство заинтересовано, в достижении не только народно-хозяйственной эффективности реализуемых в рамках партнерства инновационных проектов и программ, но и эффективности использования вложенных в партнерство государственных средств, т.е. обеспечении бюджетного эффекта от инновационной деятельности. Частный партнер, являясь эффективным собственником, в первую очередь преследует достижение финансово-экономических целей, обеспечивающих максимизацию прибыли, достижение высокого уровня капитализации бизнеса.

Поэтому, формируя структуры государственно-частного партнерства, необходимо сформировать механизмы эффективного распределения между участниками партнерства рисков, обязательств и полученных финансово-экономических результатов. В этой ситуации участники, представляющие в партнерстве частный бизнес, заинтересованы в получении от государства различных гарантий, льгот и преференций, которые в конечном итоге и формируют целесообразность участия бизнеса в государственно-частном партнерстве. Часто достижение финансово-экономических интересов частного бизнеса является результатом его участия в создании объектов производственной и социальной инфраструктуры, которые в конечном итоге будут являться государственной собственностью (например, такой механизм заложен в законе «О концессионных соглашениях»).

Используя венчурное финансирование, как инструмент, обеспечивающий эффективность инновационной деятельности структур государственно-частного партнерства, государство осуществляет вложение капитала в инновационную деятельность либо непосредственно через ОАО «Российская венчурная компания (РВК)», либо через региональные венчурные фонды, которым РВК выделяет до 49 % требуемого объема инвестиционных ресурсов. При этом РВК выступает как государственный фонд создаваемых в Российской Федерации других венчурных фондов.

Венчурное финансирование, как форма привлечения капитала, особенно актуально на начальных стадиях инновационной деятельности созданной в рамках государственно-частного партнерства структуры. Подобная актуальность обусловлена тем, что этот финансовый инструмент минимизирует инновационные риски структуры. Это достигается путем расширения числа участников партнерства. Во-первых, за счет привлечения на начальной стадии венчурных инвесторов, готовых взять на себя высокие риски инновационной деятельности, формализованной в виде одного или нескольких проектов [2]. Во-вторых, на стадии замещения рискового венчурного капитала менее рисковыми инвестиционными инструментами. Например, путем привлечения банков проектного и структурного финансирования, лизинговых структур и т.д.

Подобная схема привлечения капитала достаточно органично дополняет известные на практике организационные схемы государственно-частного партнерства (концессионные соглашения, технико-внедренческие особые экономические зоны, инновационно-производственные кластеры и т.д.). Используемые в рамках государственно-частного партнерства схемы и инструменты предполагают создание инновационной инфраструктуры, а также управление объектами созданной инфраструктуры. В настоящее время данные задачи начинают успешно решаться в рамках перечисленных нами организационных схем государственно-частного партнерства.

Оценка конечных результатов инновационного проекта, реализуемого на условиях государственно-частного партнерства с использованием различных форм привлечением капитала (например, капитала венчурных инвесторов), базируется на определении показателей эффективности. Такими показателями могут быть чистый дисконтированный доход, внутренняя норма рентабельности, дисконтированный срок окупаемости и ряд других динамических показателей эффективности. Достаточно часто в качестве главного показателя выбирается чистый дисконтированный доход, который оценивается по критерию неотрицательности данного параметра.

Другой задачей, решаемой структурой государственно-частного партнерства, выступает задача создания механизма надежного ресурсного обеспечения инновационной деятельности. Усиление инновационной направленности конкурентной стратегии структуры, образованной в рамках государственно-частного партнерства (особенно, если эта структура ориентируется на создание прорывных инноваций), диктует более высокий уровень требований не только к объемам, но и к качеству вовлекаемых в инновационную сферу ресурсов. Это касается всех видов ресурсов – финансовых, материальных ресурсов.

Эффективное ресурсообеспечение структуры государственно-частного партнерства особенно важно в условиях обострения конкурентной борьбы на рынках сбыта высокотехнологичной продукции. Решая актуальную для сегодняшнего этапа развития российской экономики задачу импортозамещения, отечественным предприятиям недостаточно располагать только финансовыми или материальными ресурсами, необходимы интеллектуальные ресурсы.

Таким образом, постоянно меняющиеся факторы внешней и внутренней среды структуры государственно-частного партнерства обуславливают экономическую целесообразность интеграции в систему управления структурой не только подсистемы управления рисками, но и таких подсистем, как подсистемы управления ресурсами, качеством, знаниями и т.д. В этой связи актуальной задачей становится диверсификация ресурсной базы. Этот инструмент с одной стороны снижает риск привлечения ресурсов, но с другой – усложняет подсистему управления ресурсным потенциалом структуры государственно-частного партнерства [5]. Усложнение подсистемы управления ресурсами, используемыми для решения задач инновационной деятельности структуры государственно-частного партнерства, существенным образом увеличивает стоимость привлекаемых ресурсов, сужая область эффективности реализуемых структурой проектов. Снижение стоимости финансовых ресурсов осуществляется путем ориентации на упомянутые нами ранее инструменты венчурного, проектного и структурного финансирования, привлечения финансового лизинга, использования лицензионных соглашений и т.д.

Сложнее обстоит дело с управлением интеллектуальными ресурсами. В ситуации, когда структура государственно-частного партнерства ориентируется на качественно новый уровень интеллектуальной деятельности, привлекаемые структурой ресурсы, как правило, становятся более дорогими. Возрастание стоимости этой категории ресурсов обусловлено дополнительными затратами на привлечение персонала с более высоким уровнем квалификации и профессиональных компетенций, расходами на подготовку и обучение персонала, необходимостью разработки и использования различных информационных систем, включая интеллектуальные информационные системы.

Поэтому необходимо обеспечить условия для эффективного использования всех элементов интеллектуальных ресурсов. Одним из таких условий выступает формирование подсистемы обеспечения интеллектуальными ресурсами, интегрированной в единую систему ресурсного обеспечения структуры государственно-частного партнерства. Это приводит к тому, что создаваемая подсистема управления интеллектуальным капиталом (элементами которой являются интеллектуальные ресурсы), становится важным конкурентным преимуществом структуры государственно-частного партнерства.

Подсистему управления интеллектуальным капиталом необходимо постоянно совершенствовать, дополняя ее новыми компонентами. Одним из направлений такого совершенствования становится повышение эффективности управления человеческим и информационным капиталом [1, 3]. Это позволит структуре, образованной в рамках взаимодействия государства и бизнеса в сфере инновационной деятельности, наилучшим образом использовать материальные, финансовые, интеллектуальные и информационные ресурсы, преобразуя их в конкурентоспособные результаты интеллектуальной деятельности.


Источники:

1. Интеллект современного предприятия: Монография / С.Д. Николаев, А.В. Зайцев, Й. Крафт и др. М.: ИД «Комсомольская правда», 2010. – 252 с.
2. Каширин А.И., Семенов А.С. Инновационный бизнес: венчурное и бизнес-ангельское инвестирование. М.: Дело, 2012. – 255 с.
3. Лукичева Л.И. Управление интеллектуальным капиталом: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2009. – 551 с.
4. Рубвальтер Д.А., Кольцов А.В., Наумов Е.А. Нормативно-правовое обеспечение государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сферах в России: проблемы и направления совершенствования / Центр исследований и статистики науки. – М., 2008, – с. 24 – 56.
5. Управление высокотехнологичным бизнесом: (Серия «Классика Harvard Business Review») / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 256 с.
6. Управление инновациями: (Серия «Идеи, которые работают») / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 237 с.
7. Харгадон Э. Управление инновациями: Опыт ведущих компаний / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 304 с.
8. Чесбро Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий. – М.: Поколение, 2007. – 333 с.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:02:49