Эмпирическое исследование внешнеторговой деятельности Венгрии: «умные» инвестиции в инновации и транспортную инфраструктуру

Хмелева Г.А.1, Неделька Э.2
1 Самарский государственный экономический университет, Россия, Самара
2 Университет Шопрона

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)

Цитировать:
Хмелева Г.А., Неделька Э. Эмпирическое исследование внешнеторговой деятельности Венгрии: «умные» инвестиции в инновации и транспортную инфраструктуру // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 4. – С. 1987-1996. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113984.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48125329
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
Интеграция стран в мирохозяйственные связи служит свидетельством конкурентоспособности экономики. Венгрия, как и многие страны мира с начала 20 века испытала сложные периоды адаптации к рыночным условиям, негативного влияния глобального кризиса и пандемии. Однако открытость экономики и мощный экспортный потенциал, сформированный за прошедшие годы, позволяет стране достаточно быстро восстанавливаться. Вместе с тем пока еще недостаточно изученным остается вопрос о ключевых факторах экспортного потенциала страны в настоящее время. На примере Венгрии в статье представлен анализ объемно-структурных параметров внешнеторговой деятельности за период с 1999 года, выполнен прогноз на ближайшие годы, а также с помощью регрессионного анализа выявлены ключевые факторы, способствующие повышению конкурентоспособности страны на основе наиболее полного использования экспортного потенциала. Показано, что для Венгрии правомочно прогнозировать дальнейший устойчивый рост экспорта и снижение импорта, поскольку в стране успешно развиваются ключевые факторы экспортного потенциала региона, прежде всего - транспортно-логистическая система, человеческий капитал в средне и высокотехнологичном секторе, наукоемком сервисном векторе, инвестиции в НИР, электронная коммерция.

Ключевые слова: экспорт, импорт, экспортный потенциал, интеграция, транспортно-логистическая система, человеческий капитал, электронная коммерция, наукоемкий сектор

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Фонда «За русский язык и культуру» в Венгрии в рамках научного проекта № 19-510-23001.

JEL-классификация: F14, F17, F43



Введение

Классическая экономическая теория определяет внешнеэкономическую деятельность как важный ресурс для экономики. Экспорт позволяет повышать экономический рост за счет роста спроса на товары и услуги [1] (Asanova, Fedorenko, Khmeleva, 2020). Импорт не только способствует внутренней конкуренции, но и в условиях глобальной экономики служит важным звеном цепочек добавленной стоимости, позволяет дополнять внутренний рынок качественными товарами, которые страна не производит. Существуют разные точки зрения на соотношение экспорта и импорта. Ученые не всегда положительно высказываются в отношении наращивания импорта [2] (Berezinskaya, Vedev, 2015), но всегда отмечают важность экспорта [3] (Yakushev, 2017). Обсуждаются вопросы о влиянии открытости на устойчивость экономики и импортозамещения [4] (Frumkin, 2016).

Среди работ, охватывающих исследование указанных выше проблем, выделим работы ученых: Андронова И.В., Гарибова Ф.М., Миновска Мила [5] (Andronova, Garibova, Minovska, 2020), Дробот Е.В. [6] (Drobot, 2016), Федоренко Р.В., Тойменцева И.А., Цегледи Т. [7] (Fedorenko, Tojmenceva, Cegledi, 2021), Спартак А.Н., Лихачев А.Е. [8] (Spartak, Lihachev, 2017), Гладков И.С. [9] (Gladkov, 2019).

Недостаточно изученным остается вопрос о ключевых факторах повышения экспортного потенциала в условиях инноваций, цифровой экономики, электронной коммерции [10] (Orlova, 2016). В этой связи представляет интерес опыт стран с открытой экономикой и высокой степенью интеграции в мирохозяйственные связи.

Цель нашего исследования – провести анализ, прогнозирование экспортно-импортных потоков, выявить ключевые факторы повышения экспортного потенциала Венгрии.

Гипотеза исследования заключается в том, что ключевыми факторами развития экспортного потенциала Венгрии являются умные инвестиции в транспортно-логистическую систему, человеческий капитал в средне- и высокотехнологичном секторе, наукоемком сервисном векторе, инвестиции в НИР, электронную коммерцию.

Эмпирической базой исследования послужили данные Евростата, Еврокомиссии, Центрального статистического агентства Венгрии.

Открытость венгерской экономики

Вопрос о внешней торговле, факторах развития экспортного потенциала Венгрии вовсе не является тривиальным [11] (van Beers, Biessen, 1996). С одной стороны, для Венгрии характерно уникальное положение в центре Европы, окруженной странами, находящимися в равных торговых условиях (рис. 1).

Рисунок 1. Венгрия на карте Европы

Источник: Goggle.maps

С другой стороны, не только европейские страны ведут активную торговлю в Венгрией, но и страны дальнего зарубежья. Таким образом, можно предположить, что в Венгрии успешно развивается экспортный потенциал. Это позволяет сохранять показатель ВВП на душу населения на уровне две трети от среднего ВВП Европы. Общий ВВП в 2019 году составил 163,5 млрд долл., в 2020 году – более 155 млрд долл. Экономика Венгрии в высокой степени открытая, поскольку внешний товарооборот превосходит ВВП страны на 40% [12].

В Венгрии ведут деятельность крупнейшие мировые компании, такие как Motors, Coca-Cola, National Instruments, Microsoft, IBM и многие другие, предоставляя рабочие места многим тысячам венгров. Прямые иностранные инвестиции способствуют модернизации производства и стимулируют экономический рост.

Анализ и прогнозирование объемно-структурных параметров экспортно-импортных товаропотоков Венгрии

Для начала воспользуемся показателем внешнего товарооборота (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика внешнего товарооборота и доли экспорта во внешней торговле, %

Источник: рассчитано авторами по данным Евростата.

Из рисунка видно, что внешний товарооборот имеет положительную динамику, доля экспорта последовательно увеличивается. На такое положение дел оказало влияние масштабное привлечение прямых иностранных инвестиций, которые составили с 1989 года более 98 млрд долл. [12]. Основными направлениями инвестиций выступили базисные для перспективного развития сектора: автомобилестроение, IT-технологии, электроника, пищевая промышленность, логистика, а также деятельность сервисных предприятий [13] (ITA). Важным шагом для стимулирования экономики выступила правительственная инициатива по снижению корпоративного налога с 19% до 9%.

Интенсивный рост внешнего товарооборота в абсолютных значениях приходится на 1999–2008 гг. Глобальный финансовый кризис оказал сильное негативное влияние. Важно отметить, что переломным этапом для роста экспорта выступил этап преодоления кризиса 2009 года. До этого момента венгерская экономика успешно накапливала экспортный потенциал, формируя мощный каркас факторов экспортного потенциала – транспортная инфраструктура, образовательный потенциал, наращивая инвестиции в экономику. Темпы роста внешнего товарооборота в 2011–2019 гг. существенно снизились, доля экспорта снижается. Можно было бы предположить, что экономика Венгрии вступила в фазу зрелости, торгово-экономические связи сформировались.

Прогноз экспорта с точностью 86% (R2 = 0,86) показывает, что экспорт в предстоящие годы будет возрастать (рис. 3).

Рисунок 3. Прогноз экспорта Венгрии

Источник: рассчитано авторами по данным Евростата.

Отметим, что пандемия COVID-19 оказала негативное влияние на экспорт Венгрии, который снизился в 2020 году на 2,7%. Однако ретроспективный анализ внешнего товарооборота, проведенный выше, позволяет рассчитывать на скорую адаптацию и продолжение повышательного тренда.

Рисунок 4. Прогноз импорта Венгрии

Источник: рассчитано авторами по данным Евростата.

Что касается импорта, то прогнозные значения указывают на рост значений. Точность прогноза составила 82% (R2 = 0,83). Под влиянием пандемии импорт показал снижение несколько выше, чем экспорт – 4,7%.

В структуре венгерского экспорта 2019 года наиболее значимыми статьями являются машины и транспортные средства (57,4%), продукты переработки (30,7%), продукты питания, напитки, табак (6,9%). Экспортными продуктами с высоким удельным весом по группе «Машины и оборудование» являются дорожные транспортные средства, их доля составляет 30%. Активно развивается продукция переработки, экспорт фармацевтической продукции достиг 16%. Процессы интернационализации венгерской экономики обуславливают высокий товарообмен технологичной продукцией. Наряду с высоким экспортом высокие значения имеет импорт машин и транспортных средств, составляющий 48,5%. Доля импорта продукции переработки составляет 36%, энергоносителей – 8% [14] (KSH). Таким образом, можно отметить индустриальный тип развития экономики Венгрии, ориентированной на развитие производства с высокой долей добавленной стоимости.

Целесообразно дополнить экспортно-импортный профиль Венгрии данными о важнейших торговых партнерах. Это, прежде всего, страны Евросоюза: Германия с долей товарооборота более 26%, Австрия, Словакия, Польша, Италия. Среди стран, не входящих в Европейский союз, важное место во внешнем товарообороте занимают такие страны, как Китай (6,1%), Россия (3,8%).

Исследование ключевых факторов экспортного потенциала

В данной статье под экспортным потенциалом понимаем совокупность ресурсов и возможностей страны для увеличения внешнего товарооборота. В более ранних исследованиях было выявлено, что ключевую роль в развитии экспортно-импортных операций имеет транспортная инфраструктура [15] (Fedorenko, 2020). Кроме того, современные тенденции показывают опережающий рост электронной коммерции, необходимость наращивать затраты на исследования и разработки. В этой связи была выдвинута гипотеза о ключевом значении в повышении внешнего товарооборота таких показателей, как сети автодорог (км), затраты на НИР (% от ВВП), доля занятых в средне-, высокотехнологичных производствах и наукоемких секторах услуг (%), доля оборота предприятий в электронной коммерции (%). Используя метод множественной регрессии, провели расчеты в программе STATISTICA за период 2008–2019 гг. Наша гипотеза подтвердилась, результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты регрессионной модели внешнеторгового оборота Венгрии

N=11
Сводка регрессии для зависимой переменной: Внешний товарооборот, млрд долл.
R= ,931 R?= ,868 Adjusted R?= ,779
F(4,6)=9,8608 p<,00830 Std.Error of estimate: 11,279
b*
Стандартная ошибка отклонения b*
b
Стандартная ошибка отклонения b
t (6)
p-value
Внешний товарооборот (независимая переменная)


-10,444
54,848
-0,190
0,0855
Сети автодорог, км.
0,220
0,373
0,043
0,074
6,590
0,0576
Затраты на НИР, % от ВВП
0,217
0,262
39,322
47,482
4,828
0,0439
Доля занятых в средне, высокотехнологичных производствах и наукоемких секторах услуг, %
0,076
0,344
2,626
11,753
6,223
0,0830
Доля оборота предприятий в электронной коммерции, %
0,496
0,279
3,889
2,186
5,778
0,0125
Источник: рассчитано авторами по данным Евростата.

Данные показывают высокий уровень качества модели. Внешнеторговый оборот на 93% объясняет полученная регрессионная модель, поскольку коэффициент детерминации составил 0,931. Коэффициенты, описывающие влияние независимых переменных на внешнеторговый оборот, распределены следующим образом. Коэффициент влияния сетей автодорог составил 0,220, затрат на НИР – 0,217, доли занятых в средне-, высокотехнологичных производствах и наукоемких секторах услуг – 0,076, доли оборота предприятий электронной коммерции – 0,496.

Заключение

Проведенное исследование позволило подтвердить устойчивость динамики внешнеторгового оборота Венгрии благодаря высокому уровню включенности в международные мирохозяйственные связи. Можно ожидать, что и далее повышательный тренд на интеграцию венгерской экономики сохранится за счет увеличения экспорта. В свою очередь, регрессионная модель экспортного потенциала показывает, что Венгрия уже сегодня формирует важные предпосылки для будущего развития на основе экспортоориентированной экономики. Так, страна располагает развитой сетью автомагистралей, связывающей венгерские регионы с другими странам Евросоюза, а также открывает доступ на рынки России и Китая. Положительная динамика затрат на НИР является основой для формирования средне- и высокотехнологичного экспорта, а также услуг в наукоемких отраслях. Важно отметить, что Венгрия использует как собственные механизмы стимулирования, так и является участником общеевропейских программ в сфере устойчивого развития и инноваций Horizon Europe, приграничного сотрудничества Interreg и других. Залогом будущего роста экономики на основе инноваций является высококвалифицированный потенциал. Доля занятых в высокотехнологичном и наукоемком секторах последовательно возрастает. Бизнес Венгрии все больше использует возможности электронной коммерции, доля оборота в этой сфере также возрастает. Резюмируя, отметим, что вывод о ключевых факторах экспортного потенциала (дорожная инфраструктура, инвестиции в НИР, кадровый потенциал, электронная торговля) справедлив, на наш взгляд, не только в отношении венгерской экономики. Эмпирические данные подтвердили ранее высказанные теоретические гипотезы и выводы в отношении отдельных из представленных в работе факторов. Для любой страны мира важно развивать инфраструктуру, человеческий капитал, новые технологии как основу будущего роста экономики. Венгрия уже в настоящее время получает синергетический эффект от умных инвестиций в инновации и транспортную инфраструктуру.


Источники:

1. Асанова С.С., Федоренко Р.В., Хмелева Г.А. Влияние COVID-19 на экспортный потенциал Самарской области в медицинской промышленности // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1525-1540. – doi: 10.18334/eo.10.4.110992 .
2. Березинская О.Б., Ведев А.Л. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения // Вопросы экономики. – 2015. – № 1. – c. 103-115. – doi: 10.32609/0042-8736-2015-1-103-115 .
3. Якушев Н.О. Высокотехнологичный экспорт России и его территориальная специфика // Проблемы развития территории. – 2017. – № 3(89). – c. 62-77.
4. Фрумкин Б.Е. Продовольственное эмбарго и продовольственное импортозамещение: опыт России // Журнал новой экономической ассоциации. – 2016. – № 4(32). – c. 162-169. – doi: 10.31737/2221-2264-2016-32-4-9 .
5. Андронова И.В., Гарибова Ф.М., Миновска Мила Россия и ЕС: динамика и структура торговых отношений // Экономические стратегии. – 2020. – № 1(167). – c. 36-41. – doi: 10.33917/es-1.167.2020.36-41 .
6. Дробот Е.В. Исследование экономического потенциала евразийского экономического союза: факторы конкурентоспособности и угрозы экономической безопасности // Российское предпринимательство. – 2016. – № 12. – c. 1407-1428. – doi: 10.18334/rp.17.12.35388 .
7. Федоренко Р.В., Тойменцева И.А., Цегледи Т. Совершенствование транспортно-логистической инфраструктуры Cамарского региона как залог успешной интеграции в систему мировых хозяйственных связей // The Scientific Heritage. – 2021. – № 77. – c. 41-45.
8. Спартак А.Н., Лихачев А.Е. Экспортный потенциал России в инновационных сегментах мирового рынка // Российский внешнеэкономический вестник. – 2017. – № 10. – c. 3-22.
9. Гладков И.С. Международная торговля на фоне замедления мировой экономики // Международная экономика. – 2019. – № 12. – c. 44-50.
10. Орлова Н.Л. Ресурс: новое прочтение и геоэкономическое измерение экспортного потенциала. / Монография. - М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2016. – 460 c.
11. van Beers C., Biessen G. Trade Possibilities and Structure of Foreign Trade: The Case of Hungary and Poland // Comparative Economic Studies. – 1996. – № 38. – p. 1-19. – doi: 10.1057/ces.1996.10.
12. Eurostat database. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/en/web/main/data/database (дата обращения: 10.12.2021).
13. Обзор рынка Венгрии. ITA: International Trade Administration. [Электронный ресурс]. URL: https://www.trade.gov/country-commercial-guides/hungary-market-overview (дата обращения: 10.12.2021).
14. Ksh: Центральное статистическое агентство Венгрии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ksh.hu/?lang=en (дата обращения: 10.12.2021).
15. Федоренко Р.В. Проблемы развития таможенно-логистической инфраструктуры международного транспортного коридора «ВОСТОК - ЗАПАД» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2020. – № 3. – c. 491-504. – doi: 10.22363/2313-2329-2020-28-3-491-504 .

Страница обновлена: 14.07.2024 в 22:28:33