«Умный город» и «утечка мозгов» (на примере Алматы)

Cагандыкова С.Ш.1, Омаров Г.Б.1, Ананьев Т.В.1, Балкенова А.Б.
1 Международный университет информационных технологий

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать:
Cагандыкова С.Ш., Омаров Г.Б., Ананьев Т.В., Балкенова А.Б. «Умный город» и «утечка мозгов» (на примере Алматы) // Экономика Центральной Азии. – 2023. – Том 7. – № 2. – С. 151-170. – doi: 10.18334/asia.7.2.117607.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54385274

Аннотация:
Построение «умного города» предполагает стабильное наличие «умных людей». В связи с этим в данной работе исследуются тенденции, сложившиеся во внешней миграции населения города Алматы, который занимает высокий рейтинг среди «умных городов» Казахстана. Исследование охватывает более, чем двадцатилетний период (2000-2021 годы). Анализ проводится с целью выявления наличия «утечки мозгов», ее масштабов и направлений. Он проводится по трем направлениям: по уровню образования (высшее и среднее профессиональное), по ключевым специальностям (архитектурно-строительная, техническая, экономическая, педагогическая), и по странам, в зависимости от индексов человеческого развития и глобальной конкурентоспособности талантов. В работе сделан эмпирического подход к анализу явлений, проводится описание, измерение, сопоставление, обобщение, а также сравнительный анализ статистических данных, предоставляемых Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан и международными организациями. Сделаны выводы, что сложившиеся тенденции во внешней миграции населения Алматы нельзя признать благоприятными для становления Алматы как «умного города», и они нуждаются в изменении.

Ключевые слова: Умный город, утечка мозгов, внешняя миграция Алматы, индекс человеческого развития, индекс глобальной конкурентоспособности талантов



Введение

«Умный город» – это прежде всего умные люди. Чем больше умных людей, тем больше возможностей для новых идей и научных разработок, больше шансов для внедрения инноваций в реальную экономику, в умный город, от которого зависит качество жизни населения. Под умными людьми в данном исследовании мы понимаем квалифицированных специалистов, работающих в разных отраслях экономики, конкурентоспособных на международных рынках рабочей силы, а потому подверженных миграционным процессам в поисках реализации своих возможностей и высокой оплаты за труд.

Общее видение политики Казахстана в сфере внешней миграции и необходимости увеличения квалифицированных кадров дано в Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2023 – 2027 годы [1]. Но для принятия правильных решений для ее реализации необходимо объективно и всесторонне оценивать тенденции внешней миграции и глобальную конкуренцию за умы. В данном исследовании находят отражение эти вопросы, основанные на анализе статистических данных и с учетом международных индексов.

Считается, если из города происходит «утечка мозгов», то ему наносится экономический и культурный ущерб, и напротив, регионы, принимающие и обеспечивающие специалистов-иммигрантов, приобретают относительно дешёвый интеллектуальный капитал для развития «умных городов». Какая ситуация сложилась в Алматы? Какие тенденции преобладают? «Утечка мозга» или «прирост мозга»? (Gain brain or drain brain?) На эти вопросы должны быть даны ответы. Алматы занимает высший рейтинг среди «умных городов» Казахстана, но не числится в списке «умных городов» мира, предоставляемых известными рейтинговыми компаниями, например, IMD-SUTD Smart City Index Report (2021) [2]. Для включения в эту международную рейтинговую систему «умных городов» необходимо достигнуть высоких показателей по многим направлениям, что невозможно без увеличения количества умных специалистов и предотвращения «утечки мозгов». Поэтому целью данного исследования является рассмотрение основных направлений внешней миграции жителей Алматы и выявление признаков наличия «утечки мозгов».

Понятия умный город и утечка мозгов

Понятие «умный город» имеет много разных определений, суть которых сводится к тому, что это город, который оптимальным образом применяет информационные и коммуникационные технологии (далее ИКТ) во всех сферах с целью оптимизации использования ограниченных ресурсов и повышения качества жизни. ИКТ должно способствовать повышению эффективности работы, обмену информацией с общественностью и обеспечению более высокого качества государственных услуг и благосостоянию граждан [3]. Из определения вытекает, что для умных городов требуются умные программисты, тестировщики, сетевые администраторы, сетевые архитекторы и другие специалисты в области ИКТ. Однако, нельзя ограничивать круг умных людей этими видами специалистов. Так как грамотно реализовать свои возможности они могут только совместно с умными специалистами других отраслей экономики или обладая одновременно специализированными знаниями в этих отраслях.

Опасностью для развития «умного города» может стать отток умного населения, к которому мы применяем понятие «утечка мозгов» (от англ. brain drain). Это понятие было введено британским Королевским обществом для описания значительных миграционных процессов в среде учёных и инженеров в период второй мировой войны и после нее из Великобритании в США и Канаду. В литературе отсутствует четкий показатель, который можно использовать в качестве конкретного индикатора «утечки мозгов» или определения его уровня. В связи с этим в этой статье мы руководствуемся подходами данными в докладе ОЭСР (1997) [4], где различаются два основных понятия: «обмен мозгами» и «потеря мозгов». «Обмен мозгами» подразумевает двусторонний поток специалистов (циркулирование) между странами. В тех случаях, если одно направление потока становится преобладающим, можно говорить о «притоке мозгов» или об «утечке мозгов».

В статье мы будем рассматривать «утечку мозгов» на фоне миграционных процессов в городе Алматы. Миграционное направление теории человеческого капитала предполагает, что население перемещается из регионов с плохими возможностями в регионы с лучшими возможностями, туда, где цена человеческого капитала выше [5]. Но чтобы получить работу в лучших регионах по высокой цене, рабочая сила должна быть конкурентоспособна на рынках рабочей силы в этих регионах, т.е. иметь как хорошие практические знания, умения, высокую квалификацию, другие положительные характеристики, но не обязательно только среднее и высшее образование. Часть населения, эмигрировавшая в страны с высокими индексами, могла бы стать важным ресурсом построения умного города. Поэтому исследование «утечки мозгов» дополнено изучением оттока населения Алматы в зависимости от индексов человеческого развития и глобальной конкурентоспособности талантов.

Данные и индексы

В исследовании используются статистические данные Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (БНС АСПиР РК) [6], характеризующие миграционные процессы в Казахстане и в Алматы, в частности. Наибольшую важность имеют данные раздела «Внешняя миграция» - прибытие и выбытие населения по уровню их образования (высшее и среднее специальное (профессиональное) образование), специальностям и страновым направлениям: «СНГ (Содружество Независимых Государств)» и «Другие страны». Для удобства исследования группировка миграционных потоков населения по страновым направлениям изменена. Вместо СНГ создана группа «Страны постсоветского пространства», в которую вошли не только страны СНГ, но и добавлены из раздела «Другие страны» Литва, Латвия, Эстония и Грузии. За счет этого, вторая статистическая группа – «Другие страны» - соответственно уменьшилась. Такое деление стран обусловлено тем, что несмотря на экономические и культурные различия, все постсоветские страны обладали некоторыми общими чертами, включающими в себя знание в той или иной мере русского языка, получение знаний в системе высшего и среднего образования и другие.

Для анализа в работе использованы в основном 3 индекса: Глобальный Индекс Конкурентоспособности Талантов (далее GTCI), Индекс Человеческого Развития (далее HDI) и Индекс Умных Городов (далее SCI).

Первый индекс – GTCI [7], впервые был опубликован в 2013 году. Он разрабатывался специалистами INSEAD – (французская бизнес-школа и исследовательский институт), Portulans Institute, и the Human Capital Leadership Institute и представляет собой всеобъемлющий ежегодный сравнительный рейтинг, в котором измеряется, насколько эффективно отдельные страны привлекают, поддерживают и развивают таланты. Благодаря ему желающие переехать талантливые люди из разных уголков мира могут выбрать наиболее благоприятную для этих целей страну. Индекс охватывает 133 страны и 175 городов. Все они оценивались по следующим критериям: создание возможностей для развития, привлечение, рост и удержание талантов, профессиональные и технические навыки работников, а также глобальные знания. Согласно GTCI-2022, Швейцария, Сингапур, Дания, США, Швеция являются наиболее благоприятными для привлечения талантов, Правительство этих стран поддерживает экономические, правовые и социальные меры для привлечения квалифицированных работников.

GTCI «умных городов» этих стран, как правило, также высокий. Сан-Франциско, Бостон, Сиэтл (США) и Цюрих, Женева, Лозанна (Швейцария), Сингапур, Хельсинки (Финляндия), Мюнхен (Германия) и Дублин (Ирландия) вошли в топ-10 самых конкурентоспособных городов мира в области привлечения талантов в 2022 году. Одновременно их рейтинг среди «умных городов» в пределах «ААА - В», т.е. высокий.

Второй индекс – HDI [8], был разработан в 1990 году. Он является комплексным сравнительным показателем не просто ожидаемой продолжительности жизни, но и грамотности, образования и уровня жизни для стран во всём мире, рассчитывается в ООН. Этот индекс используется для выявления отличий между развитыми, развивающимися и недостаточно развитыми странами, а также для оценки воздействия экономической политики на качество жизни. Данные публикуются на сайте UNDP в разделе статистики, а также представляются в регулярных отчетах Human Development Report. «Умные города» и развитые страны имеют высокий HDI. Этот индекс является своеобразным ориентиром для людей, желающим поменять свое место проживания, чтобы полнее реализовать свои интеллектуальные и иные возможности и достигнуть максимального результата в достижении своих экономических и социальных желаний. Так как индекс GTC отсутствует для 4 стран: Афганистан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан, входящих в рассматриваемую в данном исследовании группу стран - основных мигрантов в/из Алматы, а также сравнительно новым индексом, то HDI является важным составляющим исследования.

Третий индекс – SCI. В нашей статье использован глобальный SCI из доклада IMD-SUTD Smart City Index (2021) Польза данного индекса состоит в том, что он сводит города к одномерной модели, характеризующейся рядом показателей. Однако, отметим, что для оценки Smart Cities существует множество и других индексов. Например, AT Kearney Global Cities Index, IESE Cities in Motion Index, EasyPark Cities of the Future Index, Mori-Foundation Global Power City Index и Smart EcoCity Index. Все они имеют свои собственные критерии оценки и методологии ранжирования. И это проблема, поскольку ни один рейтинг не является общепризнанным. Что создает определенную путаницу в отношении того, каким индексам следовать [9] (Chai Keong Toh, 2022 ). На данный момент Алматы не присутствует в рейтингах перечисленных глобальных индексов. Полагаем, что для продвижения ее к статусу «умного города» вне зависимости от видов критериев, требуется прежде всего наличие стабильного интеллектуального ресурса – квалифицированных специалистов, ученых. Должен быть реализован подход перехода от brain drain к brain gain.

Внешняя миграция по образованию и специальностям

За последние 30 лет истории Казахстана в стране преобладала эмиграция населения. Если в 90-х годах она была вызвана резкими изменениями в политике и экономике страны, получившей независимость, то в последующие 20 лет сложились уже устойчивые процессы преобладания оттока населения. За период с 2000 по 2021 гг. из Казахстана выехало трудоспособного населения на постоянное место жительство свыше 811 тыс. человек. Доля Алматы в этом показателе - 7,6%. Это самый высокий показатель по сравнению с южными и западными регионами страны, где данный показатель колеблется в пределах 0,1% - 4,7%, но ниже, чем в северных, восточных и центральных областях - 8,8% – 13,0%. Из Алматы выехало 61,4 тыс. трудоспособного населения по всем потокам за период с 2000 по 2021 год, или 90,2 тыс. человек, включая все категории населения, а не только трудоспособных.

Среди трудоспособного населения 80% - это люди с высшим (61%) и средним специальным (19%) образованием. По нашим расчетом, уровень корреляции между выбытием трудоспособного населения с одной стороны и выбытием специалистов с высшим и средним образованием составил 0,984 за 22 года. Вместе с тем, в 2000 - 2003 годах численность эмигрирующих специалистов со средним образованием была примерно в 2 раза меньше, чем специалистов с высшим образованием, в последующие 12 лет этот показатель держался на уровне 3, а к 2021 году соотношение достигло 6 раз.

Доля оттока кадров в общей численности трудоспособного населения была наивысшей в 2000-2001 годах, но по своей относительной величине она была незначительной. Ее размер составлял 1% от численности трудового населения Алматы в эти годы, или по 7,3 тыс. человек ежегодно покидало город. В течение последующих 6 лет наблюдалось значительное

Рисунок 1. Динамика численности и внешней миграции трудоспособного населения. г. Алматы

Источник: составлено автором по материалам [6].

снижение данного показателя, а в 2008 году, характеризуемом началом мирового финансового кризиса, он достиг заметного падения. В этот год выехало 1,5 тыс. человек. Минимальный уровень выехавших из Алматы (0,13% или 1,3 тыс. человек) был достигнут в 2013 г. Некоторое увеличение выбытия наблюдалось в последующие годы (с 2014 по 2019 годы) до 0,2%, но оно прервалось в период коронавирусной пандемии 2020 г., когда мировое сообщество ограничило перемещение населения между странами (рис.1). Характер оттока имел волнообразный характер: три волны для специалистов с высшим образованием и параллельно, три волны для специалистов со средним профессиональным образованием с наивысшим пиком в 2000-2001 годах (рис. 2). Незначительные подъемы также наблюдались в 2011-2012 годах и в 2016-2017 годах.

Несмотря на то, что отток кадров в зарубежные страны не прекращался, численность трудоспособного населения Алматы в 2021 году по сравнению с 2000 годом увеличилась на 42,5%. Но этот рост не связан с внешними миграционными процессами, так как приток населения за 22 года в целом был меньше на 6,5 тыс. человек. Доля населения с образованием выше среднего школьного в общем количестве иммигрантов составила всего лишь 47% (13% - с высшим и 34% - со средним специальным образованием).

С одной стороны, уровень оттока трудоспособного населения в районе 0,1-1,0% свидетельствует, что его выбытие из Алматы было незначительным и не могло оказать существенного влияния на качество трудового потенциала города в рассматриваемый период. Тем более, начиная с 2006 года, доля выбытия в общей численности трудоспособного населения стабилизировалась и не превышала даже 0,2%. Так как масштабы оттока были невелики, то нет достаточных оснований характеризовать данный период однозначно «утечкой мозгов», ведь это понятие подразумевает масштабные процессы.

Но с другой стороны, за 22 года отток специалистов с высшим образованием составил 35 тыс. человек, что в почти в 2 раза больше притока, а для специалистов со средним специальным образованием - 12 тыс. человек, что в 1,5 раза больше притока людей с соответствующим уровнем образования. Если исходить из этого критерия, то можно утверждать о наличии «утечки мозгов».

Таким образом, хотя масштабы оттока кадров из Алматы были относительно низкими, все же следует признать, что утечка интеллектуального капитала происходила. Для строительства «умного города» - это негативный индикатор.


- выбытие - прибытие

Рисунок 2. Динамика внешней миграция населения в возрасте старше 15 лет по уровню образования в Алматы (человек)

Источник: составлено автором по материалам [6].

Если рассматривать миграционные процессы в Алматы с позиции отдельных специальностей, востребованных для развития Алматы, как «умного города», то сложившиеся тенденции в циркуляции экономистов, строителей, инженеров, педагогов нельзя признать положительными. В большинстве случаев на протяжении всех 22 лет ежегодный отток этих специалистов превышает приток (рис. 3). Наиболее востребованы за рубежом были эмигранты из Алматы, имеющие архитектурно-строительную и техническую специальности. Их количество составило почти 8 тыс. человек, что в 4,2 раза больше, чем специалистов по экономике и педагогическим специальностям вместе. Для экономистов с 2014 года сложилась тенденция значительного преобладания количества эмигрантов над иммигрантами, как и в начале 2000-х. Для педагогов миграция происходила не однозначно, только в начале и конце рассматриваемого периода чётко видно преобладание прибытия над выбытием. В целом, разница между потоками выбытия и прибытия за 22 года составляет по педагогической специальности - 543 человека, технической специальности - 3 648 человек, экономической специальности - 1 335 человек, архитектурно-строительной специальности - 4 233 человек. Эти данные подтверждают «утечку мозгов» по ключевым специальностям «умного города».

Архитектурно-строительная специальность
Педагогическая специальность


Экономическая специальность
Техническая специальность


- выбытие
- прибытие

Рисунок 3. Динамика внешней миграции населения в возрасте старше 15 лет в г. Алматы по специальностям (человек)

Источник: составлено автором по материалам [6]

Дополнительным индикатором «утечки мозгов» может служить анализ основных направлений становой миграции населения с учетом индексов GTCI и HDI.

Внешняя миграция по странам.

Рисунок 4. Внешняя миграция по всем потокам в Алматы, 2000 - 2021 годы

Источник: составлено автором по материалам [6].

По данным БНС АСПиР РК выбытие из Алматы за период с 2000 по 2021 год происходило в основном в страны постсоветского пространства (рис. 5). Этот отток составляет 81%, от общего числа выехавших. Отток в Другие страны примерно в 4 раза меньше - 19%. Прибытие так же в основном происходило из стран постсоветского пространства, но в меньших масштабах - 68%, а доля прибытия из других стран - 32%. Рассмотрим данные показатели более детально с учетом индексов HDI и GTCI. На рисунке 4 представлены 26 стран, с которыми у Алматы был миграционный обмен последние 22 года. Страны распределены по местам, в соответствии с достигнутыми ими рейтингами.

Рисунок 5. Рейтинги стран по HDI и GTCI

Источник: составлено автором по материалам [7,8].

«Другие страны»
Можно предположить, что в целом, выехавшие из Алматы население обладало хорошими знаниями, талантами, способностями, которые они могли активно использовать в развитии Алматы, как «умного города». Косвенным доказательством, что выехавшие из Казахстана были потенциально важным экономическим ресурсом, может служить тот факт, что из Алматы эмиграция происходила в основном в страны с более высокими HDI и GTCI за пределами постсоветского пространства (рис. 6,7).

Так основным направлением эмиграции стали такие высокоразвитые страны Азии, Европы и Америки, как США, Канада, Германия и Израиль. В 2022 г. в соответствии с GTCI США занимали 4 место, Канада - 15, Германии – 14, Израиля – 23, а Казахстана лишь 62 место. Более того, Канада и Германия стабильно входят в первую 20-ку стран по HDI. Место Казахстана в 2021 г. по HDI всего лишь 56. В эти перечисленные выше высокоразвитые 4 страны переехал 91% от общего числа эмигрантов, предоставивших информацию о направлении своего выбытия в другие страны. Причем с 2000 по 2005 годы выехало больше половины всех эмигрантов. В Турцию и Китай переехало 8%, на Афганистан, Монголию, Польшу, Грецию, Иран и Корею приходится менее 1%. 10% выехавших не указали страну эмиграции.

Рисунок 6. Миграция населения Алматы, другие страны, 2001 - 2021 годы

Источник: составлено автором по материалам [6].

Хотя Германия и Израиль проводят политику этнически избирательной иммиграции (репатриации), выезд в эти высокоразвитые страны, требовал, как правило, подтвержденной высокой квалификации, соответствие ее установленным в этих странах профессиональным требованиям и культуре. Поскольку культурные, языковые различия достаточно высоки, то неудивительно, что был неизбежен возврат из США, Канады, Германии и Израиля части ранее выбывших туда граждан Казахстана. Также часть населения, получившая образование в развитых вернулась назад. Происходящее отчасти напоминает процесс, для которого в 1998 году было введено новое понятие — «циркуляция мозгов» (Brain Circulation). Под «циркуляцией мозгов» понимаются циклические перемещения — за границу для обучения и дальнейшей работы, а затем — возвращение на родину и улучшение профессиональной позиции за счёт преимуществ, полученных во время пребывания за рубежом [10].

В целом, на долю США, Канады, Германии и Израиля приходится 13% притока из других стран в Алматы за рассматриваемый период. Это столько же сколько приходится на одну только Турцию - 13%. Наибольшую долю в притоке населения в Алматы из других стран составляют граждане Китая – 44%. Всего доля всех перечисленных выше шести стран составляет подавляющую часть притока населения – 70%.

Рисунок 7. Динамика HDI по странам

Источник: составлено автором по материалам [11].

Китай находился на 78 месте по HDI в 2021 г., и в течение 22 лет его HDI был ниже, чем в Казахстане (рис. 7), при этом среди городов и областей Казахстана Алматы всегда занимал один из высших рейтингов по HDI (0,855 в 2018 г.), тогда как в Алматы переезжало в основном население Синьцзян -Уйгурского автономного округа, где традиционно этот показатель всегда был одним из самых низких (0,717 в 2017 г.). Поводом для миграции из Китая стала государственная политика Казахстана, стимулирующая приток этнических казахов. По данным Е. Садовской (2015), всего с 1991 года в Казахстан вернулись 2 млн. этнических казахов, и с этого года репатриация оралманов стала главным направлением государственной миграционной политики Казахстана вне зависимости от их уровня образования и квалификации. Доля казахов среди иммигрантов из КНР в 2007-2012 достигла свыше 99%, тогда как в 90-е годы она в среднем составляла 89,8% [12]. Иммиграция рабочей силы из слаборазвитых регионов Китая не могла компенсировать утечку мозгов из Алматы в развитые страны.

Турция в 2021 году опережала Казахстан по HDI, занимая 48 место в рейтинге стран. Однако это опережение было достигнуто лишь в 2015 году (Рис. 7). До 2015 года рейтинг был ниже. И основной поток иммигрантов из Турции приходился на этот период. Так, ежегодно в среднем переезжал из Турции в Алматы 171 человек в 2005-2009, в следующее пятилетие этот показатель увеличился до 209 человек в год, а с 2015 по 2020 год приток резко упал, и в Алматы в среднем прибывало по 74 человека. Миграция из Турции в Алматы также ассоциируется с относительно низким GTCI по сравнению с Алматы и во многом связана с политическим и экономическим прагматизмом, выгодными торговыми отношениями, языковым и культурно-историческим родством между тюркскими народами и схожие религиозные ценности. Повлияли на иммиграцию и схожий менталитет, территориальная близость, родственные отношения, более высокие доходы в отдельных отраслях экономики и возможности трудоустройства в них.

С 2020 года в Алматы появились иммигранты из Афганистана. Доля прибывших в 2021 году составила более 18% от общего количества иммигрировавших в Алматы в этот год. Быстрый приток населения Афганистана в таких масштабах (страны с низким уровнем HDI: 180 место из 185 стран), не мог позитивно сказаться на улучшении качественного состава рабочей силы Алматы. В 2009 - 2016 годы 54,5% населения этой страны жили ниже национальной черты бедности. GTCI для Афганистана не рассчитывается. В стране наблюдается высокий уровень терроризма, экстремизма, радикализма, бедности и коррупции. Грамотность населения в 2021 год составляла порядка 38.2 %. Более половины взрослых афганцев не умеют читать и писать: грамотность оценивалась на уровне 54,5 % для мужчин и лишь 29,8 % для женщин [13].

«Постсоветские страны»

Рисунок 8. Миграция населения Алматы, страны постсоветского пространства (2000 -2021 годы)

Источник: составлено автором по материалам [6].

Наибольший отток населения Алматы произошёл за период с 2000 по 2021 год в Россию (рис. 8). И составил почти 68 тыс. человек. Это 75% от всех покинувших город за 22 года, включая постсоветские и другие страны. А доля только среди выехавших в постсоветские страны составляет почти 93%. При этом доля стран, не входящих в СНГ минимальная: Прибалтики и Грузия по – 0,08%, а доля стран, входящих в СНГ, за исключением России, составляет почти 7%. Таким образом, основным направлением выбытия за 22 года стала Россия. Логично предположить, что в Россию выезжали большей частью русские. В большинстве случав этническая принадлежность соответствует названию страны эмиграции. На Украину выезжали украинцы, в Белоруссию – белорусы и т.д. Этнические казахи также покидали Казахстан в направлении России. В отличие от мигрантов из Центральной Азии, прибывающие в Российскую Федерацию, мигранты из Казахстана состояли большей частью из студентов и высококвалифицированных специалистов [14]. Численность казахов, покинувших Алматы по направлению СНГ в 28 раз меньше, чем численность русских за период с 2009 по 2021 годы. В 2021 г. по GTCI Россия занимала 57 место, то есть на 5 пунктов выше, чем в Казахстане, что стимулировало отток талантливой молодежи и квалифицированных работников в эту страну. По HDI Россия также опережала Казахстан на 4 пункта (52 место – Россия и 56 место -Казахстан). В предыдущие годы — это опережение было существеннее, но имело тенденцию к постепенному снижению (рис. 7).

За 22 года население Алматы пополнялось за счет миграции опять же из стран России, а также Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. На Эти страны приходилось 93% всей иммиграции. Граждане Прибалтики не эмигрировали в Алматы. Остальную часть (7%) составили иммигранты из Азербайджана, Армении, Беларуси, Молдовы, Туркменистана и Украины. Высокая доля иммиграции Россиян может быть объяснена тем, то наблюдался некоторый возвратом населения, а также оттоком этнических казахов на родину. Учитывая, что HDI у России и Казахстана близки по своему значению, общая граница, наличие родственников, русский язык, схожие условия для бизнеса способствовали значительной циркуляции населения между регионами России и Алматы. Однако, численность эмигрантов почти в 4 раза была больше численности иммигрантов. Сальдо миграции достигло почти 51 тыс. человек. И этот отток также можно рассматривать как потерю квалифицированных кадров с учётом индексов, так как в Алматы активно стали эмигрировать жители Центрально-Азиатских республик, в которых ниже не просто уровень жизни по экономическим показателям, но и рейтинги HDI и GTCI, а последний не рассчитываются для 4 из них. Стабильно переезжали в Алматы граждане Таджикистана. Их доля составила 4% от общего числа иммигрантов из постсоветских стран. Более активно иммигрировали жители из Кыргызстана - 17%, а доля иммигрантов из Узбекистана достигла 33%. Приток из Узбекистана и Киргизии был наивысшим с 2000 года по 2005 годы. Иммиграция из Таджикистана достигла максимума в 2011 г. В последующие годы наблюдалось абсолютное снижение численности иммигрантов из этих стран вплоть до 2020 года. Значительная часть иммигрантов из центрально-азиатских стран были этнические казахи - кандасы. К примеру, в 2022 году более половины кадансов (63,5%), прибывших в Казахстан были выходцами из Узбекистана, 9,9% – из России, 9,1% – из Туркменистана. 5,5% прибывших этнических казахов поселились в Алматы [15].

Среднеазиатские эмигранты также, как и казахстанские, имели возможность и пользовались ею для перемещения в страны постсоветского пространства или выезжали в более развитые другие страны. Эмиграция в развитые страны с высокими HDI и GTCI требует, как правило, больших усилий, знаний, умений, чем в постсоветские страны. Таким образом, иммигранты из среднеазиатских стран по уровню своего образования могут быть конкурентны на ранке рабочей силы в Алматы, но этот уровень предположительно ниже уровня казахстанских эмигрантов, выехавших в США, Канаду, Германию и другие развитые страны с более высокими доходами, уровнем жизни в целом. Замещение выбывшего населения из Алматы переселенцами из Центральной Азии, и других стран по своим качественным характеристикам не может быть равнозначным. Если исходить из действующей конкуренции между странами за умы, HDI и GTCI, то специалисты с высшим и средним образованием эмигрировавшие в Алматы далеко не всегда могут демонстрировать достаточно высокие показатели работы по сравнению с теми, кто эмигрировал в развитые страны, где в основу миграционный политики закладываются, как правило, высокие требования к качеству знаний, а не только этнические приоритеты.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов. Во внешних миграционных потоках Алматы за последние два десятилетия сложилась, во-первых, тенденция оттока квалифицированных кадров («утечки мозгов») в страны с более высокими, чем у Казахстана индексом человеческого развития и индексом глобальной конкурентоспособности талантов: Германия, США, Канада, Израиль, Россия. Во-вторых, учитывая тот факт, что из перечисленных стран происходил, хоть и незначительный, точнее, в разы меньший, но все же обратный отток кадров в Алматы, то можно говорить о присутствии некоторой «циркуляции мозгов» и обмене интеллектуальным кадровым потенциалом. Такая циркуляция населения с более развитыми странами может обогатить новыми знаниями и идеями. В-третьих, в Алматы наблюдается лишь частичное восполнение утраченных кадров иммигрантами из стран с более низкими HDI и GTCI индексами – Китая (например, Синьцзян-Уйгурский автономный округ), Турции (до 2015 г.), Узбекистана, Кыргызстана, Афганистана и др. А этот факт дает основание полагать, что иммигранты менее конкурентоспособны, чем покинувшие страну алмаатинцы в направлении Америки и Европы.

Хотя доля выбытия трудоспособного населения в общей численности трудоспособного населения г. Алматы была незначительна в рассматриваемый период по своим масштабам и составляла порядка 0,1-1,0%, эмиграция актуальных для построения умного города специалистов - экономистов, строителей, инженеров и педагогов превышала их иммиграцию. В особенности высоким был отток представителей архитектурно-строительной и технической специальностей. При сравнении выбытия и прибытия специалистов с высшим и средним специальным образованием выявлено отрицательное сальдо за 22 года. Причем выбытие специалистов с высшим образованием превысило их прибытие почти в 2 раза, для специалистов со средним профессиональным показателем это превышение составило 1,5 раза. Это еще один индикатор оттока квалифицированных кадров.

Для получения статуса «умного города» наличие утечки мозгов явно негативный показатель. Изменение ситуации в сложившихся миграционных процессах и достижения позитивных результатов, очевидно, невозможно без комплексной долгосрочной программы, затрагивающей все сферы жизнедеятельности общества. Для разработки такой программы и для перехода от brain drain к brain gain должны быть проведены дополнительные всесторонние научные исследования опыта умных городов США, Канады, Германии, России, Китая, проведен глубокий анализ отечественного позитивного и негативного опыта поддержки квалифицированных кадров и талантливой молодежи.


Источники:

1. The concept of the migration policy of the Republic of Kazakhstan for 2023 – 2027. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/enbek/documents/details/383914?lang=ru (дата обращения: 11.01.2023).
2. Smart City Index 2021. A tool for action, an instrument for better lives for all citizens. [Электронный ресурс]. URL: https://imd.cld.bz/Smart-City-Index-2021 (дата обращения: 15.01.2023).
3. What is a Smart City? – definition and examples. [Электронный ресурс]. URL: https://www.twi-global.com/technical-knowledge/faqs/what-is-a-smart-city (дата обращения: 27.01.2023).
4. Salt J. Directorate for Education, Employment, Labour and Social Affairs - International Migration Unit - Occasional Papers N°3 International Movements of the Highly Skilled. OCDE/GD(97)169. Paris. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/migration/mig/2383909.pdf (дата обращения: 30.01.2023).
5. Спиридонова Н. В., Судова Т. Л. Миграция человеческого капитала как фактор устойчивого развития // Проблемы современной экономики. – 2019. – № 3 (71). – c. 146–150.
6. Bureau of National Statistics of the Agency for Strategic Planning and Reforms of the Republic of Kazakhstan. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/stat?lang=en (дата обращения: 14.01.2023).
7. INSEAD (2022) The Global Talent Competitiveness Index 2022: The Tectonics of Talent: Is the World Drifting Towards Increased Talent Inequalities? Fontainebleau, France. [Электронный ресурс]. URL: https://www.insead.edu/sites/default/files/assets/dept/fr/gtci/GTCI-2022-report.pdf (дата обращения: 25.01.2023).
8. The 2021/2022 Human Development Report. [Электронный ресурс]. URL: https://hdr.undp.org/content/human-development-report-2021-22 (дата обращения: 11.02.2023).
9. Chai Keong Toh Smart city indexes, criteria, indicators and rankings: An in‐depth investigation and analysis. 13 July 2022. IET Smart Cities. [Электронный ресурс]. URL: https://ietresearch.onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1049/smc2.12036 (дата обращения: 9.02.2023).
10. «Утечка мозгов» как глобальное явление. Причины и последствия. Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. 05.04.2008. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/1653 (дата обращения: 24.01.2023).
11. Global Data Lab. [Электронный ресурс]. URL: https://globaldatalab.org/shdi/shdi/ (дата обращения: 18.01.2023).
12. Садовская E. Репатриация казахов из Китая // Demoskop Weekly. – 2015. – № 629 – 630.
13. The population of Afghanistan. Country meters. [Электронный ресурс]. URL: https://countrymeters.info/ru/Afghanistan#population_2023 (дата обращения: 18.01.2023).
14. Nikiforova E., Brednikova O. On labor migration to Russia: Central Asian migrants and migrant families in the matrix of Russia’s bordering policies // Political Geography. – 2018. – № 66. – p. 142–150.
15. С начала года статус кандаса получили почти 18 тысяч человек. Kapital.kz. 2022.12.2012. [Электронный ресурс]. URL: https://kapital.kz/gosudarstvo/111206/s-nachala-goda-status-kandasa-poluchili-pochti-18-tysyach-chelovek.htm (дата обращения: 25.01.2023).

Страница обновлена: 14.07.2024 в 12:09:09