Меры финансовой и налоговой поддержки экономики и населения в период пандемии во Франции
Матыцын А.В.1, Колчин С.П.
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 12 (Декабрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47943168
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023
Аннотация:
Вспышка COVID-19, возникшая в Китае в конце 2019 года, чрезвычайно быстро распространилась по большинству стран мира в первые месяцы 2020 года и была объявлена пандемией Всемирной организацией здравоохранения 11 марта 2020 года. В целях замедления скорости распространения большинство стран ввели жесткие меры, побуждающие людей ограничивать физическое взаимодействие, начиная от запрета публичных мероприятий, закрытия школ, второстепенных предприятий и границ до полной изоляции по всей стране. Эти беспрецедентные меры существенно повлияли на экономику на глобальном и национальном уровнях - по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Авторами анализируется политика Французской Республики по противодействию пандемии COVID-19, а также меры финансовой и налоговой поддержки экономики и населения в период пандемии В результате анализа, авторами были идентифицированы основные меры поддержки населения в период пандемии коронавирусной инфекции, определены преимущества политики Французской Республики над политикой Российской Федерации, а также сформирован ряд рекомендаций, которые могут поспособствовать снижению безработицы и увеличению темпов восстановления экономики. Статья будет интересна экономистам и политологам, а также специалистам в области экономики и политики Франции и мировой экономики, в частности.
Ключевые слова: пандемия, меры финансовой и налоговой поддержки, экономический спад, антикризисное управление, централизация
JEL-классификация: E24, J64, H12
ВВЕДЕНИЕ
В период пандемии COVID-19 центральное правительство Французской Республики приняло решение жесткого реагирования на пандемию, приняв решительные меры сдерживания. Основной стратегией контроля распространения пандемии во Франции на период пандемии коронавирусной инфекции являлось введение юридически обязательных правил для населения республики.
Причины выбора стратегии реагирования на кризис, вызванный пандемией, по мнению авторов, следует анализировать, используя национальные «исходные условия» и зависимости институционального пути. Это направление рассуждений теоретически подкреплено историческим институционализмом, согласно которому ответы на вновь возникающие проблемы предварительно структурируются существующими институциональными механизмами и исторически укоренившимися моделями решения проблем; таким образом, подчеркивается зависимость от пути как важные детерминанты институционального выбора и развития [3, c. 72] (Sokhrabi, Alsafi, O’Nil, Khan, Kervan, Al-Dzhabir, Iosifidis, Aga, 2020, р. 72).
Эта концепция также теоретически подкрепляется исследованиями административных традиций, согласно которым культурные модели административных организаций дают ключ к пониманию организационных преобразований и институциональных реакций на новые вызовы [5, c. 99]. Следовательно, можно ожидать, что объем политических реакций и вариантов управления в ответ на новые вызовы, такие как пандемия COVID-19, будет ограничен институциональными и культурными «зависимостями пути» [5, c. 101].
Цель исследования заключается в:
1. Определении особенностей политики Французской Республики в период пандемии коронавирусной инфекции.
2. Определении эффективности мер, введенных Францией по ограничению распространения коронавирусной инфекции.
3. Сравнении эффективности антиковидных мер во Франции и Российской Федерации.
4. Формировании рекомендаций по улучшению политики Франции по минимизации последствий коронавирусной инфекции и восстановлению экономической системы.
Авторы выдвигают гипотезу, что радикальные меры Французской Республики по борьбе против коронавирусной инфекции, которые включали в себя в том числе ограничения гражданских свобод населения, являлись необходимыми и позволили реализовать вакцинацию населения в кратчайшие сроки, минимизировать негативные последствия для малого и среднего бизнеса, а также ускорить темпы восстановления национальной экономической системы.
МЕТОДОЛОГИЯ
В сравнительном государственном управлении были разработаны подходы для более систематического рассмотрения вопроса о том, как различные административные организации справляются с серьезными кризисами, особенно с трансграничными характеристиками, такими как COVID-19, и какие институциональные варианты выбираются для реагирования на чрезвычайные ситуации [6, c. 11]. Исследователи неоднократно указывают на кризисы как на важные стимуляторы политического развития и институциональных реформ [7, c. 10]. В то же время, основываясь на вышеупомянутых линиях теоретической рефлексии, они подчеркивают влияние национальных институциональных условий и административной культуры на возможные реакции государства на глобальные вызовы.
Вопросами национальных и мировых политик по противодействию пандемии и минимизации последствий занимаются многие авторитетные, как российские, так и мировые ученые. Так, например, в работе Дробот Е.В «Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления» [1] (Drobot, 2020) использовался аналитический подход, основанный на анализе глобальной статистики по COVID-19, что позволило обобщить основные негативные тенденции современной мировой экономики на конец 2020 г., что впоследствии позволило сформулировать предложения по проведению экономической политики в условиях пандемии COVID-19. В исследовании Осама Али Маер, Мун Д.В. и Фатма Джиха «Ответные меры на пандемию COVID-19: экономика и здравоохранение экономически развитых и развивающихся стран» авторами был осуществлен эволюционный анализ развития пандемии в ряде стран с высоким и низким уровнем доходов и выделены ряд ключевых индикаторов, которые в той или иной степени повлияли на эволюцию и масштабы пандемии COVID-19 на национальном уровне [2] (Osama, Mun, Fatma, 2020).
ОБСУЖДЕНИЕ
Французская Республика принадлежит к континентальной европейской системе, из чего следует, что данная страна может быть рассмотрена в качестве унитарно-централизованной системы. Государственная система Франции основана на политической культуре признания государственного регулирующего органа с высоким уровнем бюрократии, который может быть охарактеризован сильным центром, который контролирует обширный аппарат деконцентрированных государственных органов власти на региональном уровне, а также на уровне департаментов через префектов, назначаемых центральным правительством. Субнациональный и местный уровень функционально подчинены, хотя были модернизированы и усилены после реформ децентрализации начиная с 1980-х годов.
Во Франции на начальном этапе реализовывалась модель «Stop and Go», стратегия разрывов и разворотов, полная остановка и перезагрузка, а также сильная поддержка населения. Следует отметить, что во Франции государство и общество рассматриваются как отдельные сферы, отмеченные иерархическим подчинением, а не контактом или культурой доверия. Таким образом, юридически обязательные решения, имеющие характерные признаки авторитарных мер, к которым относятся санкции и штрафы, считались важными для обеспечения реализации антиковидных мер.
Кроме того, следует отметить, что во Франции прослеживалось единообразное обращение к населению со стороны местных властей, основанное на преобладании центрального правительства в управлении кризисом при региональной поддержке префектов.
В стране временно были приостановлены ряд гражданских свобод. Франция представляет собой крайность с полной изоляцией, продлившейся с 24 марта 2020 г., когда президент республики объявил «чрезвычайное санитарное положение» на основании Закона о чрезвычайном положении в контексте борьбы с COVID-19 до 11 мая 2020 г. В течение этого периода полной изоляции французам разрешалось покидать свои дома только для поездок на работу и с работы (при условии наличия справки от работодателя) и максимум на один час в день в радиусе одного километра (при наличии самодекларации).
Блокирование экономики и социальной жизни одновременно создало потребность в формировании политики, связанной с методами снятия антиковидных ограничений. Франция предприняла политику постепенного снятия ограничений. Обязательство носить маски в общественном транспорте и на других объектах стало неотъемлемой частью стратегии выхода – с апреля 2020 г. маски стали обязательными во Франции в качестве альтернативы полной изоляции.
С точки зрения государственного управления, структуры и механизмы координации играют ключевую роль в объяснении того, как субъекты справляются с серьезными кризисами. Институциональные правила, распределение задач и полномочий по уровням и секторам государственного управления, а также свобода действий вовлеченных административных единиц в значительной степени влияют на динамику и результаты антикризисного управления. Важными аспектами в этом отношении являются степень централизации и децентрализации, с одной стороны, и автономия уровней или агентств, с другой. Однако институциональный контекст и административные условия не полностью определяют политические решения и выбор участников. Вместо этого они обеспечивают коридоры для действий и могут использоваться политическими деятелями в качестве основы для отстаивания конкретных решений проблем [8, c. 10]. В рамках централизованных структур управления кризисами правительства могут более напрямую вмешиваться, чтобы добиться централизованного введения и контроля единых мер смягчения по всей стране.
Кроме того, важной особенностью политики Французской Республики является роль специализированных агентств и организаций, предоставляющих профессиональные знания в области политики и решающих конкретные технические и логистические проблемы. Франция представляет собой яркий пример централизованной единой стратегии управления, направленной на преодоление кризиса. Центральное правительство, президент, комитет национальной обороны при президенте, специально назначенные внешние консультативные советы и постоянное внутреннее подразделение кризисного управления в национальном министерстве здравоохранения (CORRUSS) являются ключевыми участниками управления пандемией. Министр здравоохранения может обеспечить соблюдение мер сдерживания посредством прямых указаний государственным органам на субнациональном уровне (например, региональным агентствам здравоохранения и префектам), а также, хотя и более косвенно, местным властям. Эти полномочия были значительно расширены в ходе кризиса COVID-19 новым Законом о чрезвычайных ситуациях в контексте борьбы с эпидемией COVID-19 от 23 марта 2020 г., который уполномочивает центральное правительство объявлять чрезвычайную ситуацию в области здравоохранения и на этой основе вводить в действие все правила общественной и экономической жизни, связанные с кризисом, посредством чрезвычайных декретов, принимаемых кабинетом без одобрения парламента.
В таблице 1 представлены различные меры, используемые Францией для снижения воздействия COVID-19.
Таблица 1
Меры, принятые правительством Франции по сравнению с другими странами для смягчения последствий COVID-19, 2020 г.
Страна
|
Чрезвычайное
положение (дата введения)
|
Самоизоляция
на дому (дата введения)
|
Возможность
активного отдыха
|
Период
закрытия сферы услуг
|
Австрия
|
Нет
|
Да
(16 марта 2020 года)
|
Да,
но не в группах
|
36
дней
|
Бельгия
|
Нет
|
Да
(18 марта 2020 года)
|
Да,
физические нагрузки разрешены, но сидеть в парках запрещено
|
30
дней
|
Чешская
Республика
|
Да
(12 марта 2020 года)
|
Да
(16 марта 2020 года)
|
Да,
сначала было обязательным ношение масок
|
46
дней
|
Франция
|
Да
(21 марта 2020 года)
|
Да
(17 марта 2020 года)
|
Да,
разрешено, но менее километра от дома
|
50
дней
|
Германия
|
Нет
|
Нет,
за исключением некоторых областей
|
Да,
но в одиночку или с человеком из одного домохозяйства
|
53
дня
|
Греция
|
Нет
|
Да
(23 марта 2020 года)
|
Да,
разрешается в одиночку или парами.
|
41
день
|
Венгрия
|
Да
(11 марта 2020 года)
|
Да
(28 марта 2020 года)
|
Да,
с расстояния в полтора метра
|
36
дней
|
Италия
|
Да
(31 января 2020 года)
|
Да
(9 марта 2020 года)
|
Нет,
занятия спортом на свежем воздухе запрещены
|
54
дня
|
Польша
|
Да
(20 марта 2020 года)
|
Да
(25 марта 2020 года)
|
Да,
разрешается в одиночку или парами
|
39
дней
|
Португалия
|
Да
(19 марта 2020 года)
|
Да
(16 марта 2020 года)
|
Да,
но индивидуально
|
48
дней
|
Испания
|
Да
(14 марта)
|
Да
(14 марта)
|
Нет,
занятия спортом на свежем воздухе запрещены
|
67
дней
|
Великобритания
|
Да
(23 марта)
|
Да
(23 марта)
|
Да,
но только один раз в день, в одиночку или с людьми из одного домохозяйства
|
23
дня
|
Нарушитель условия заключения облагался штрафом в размере 135 евро, в то время как в случае повторного правонарушения в течение 15 дней он мог быть увеличен до 1500 евро. Если правила были нарушены более трех раз за 30 дней, наказание может составлять до шести месяцев тюремного заключения и штраф в размере 3750 евро.
В связи с жесткими ограничительными мерами со стороны французского правительства в период с 2019 по ноябрь 2021 года наблюдались ряд митингов со стороны населения по противодействию внесенных ограничений, что позволило более эффективно провести вакцинацию и минимизировать негативные последствия пандемии COVID-19. Основываясь на проанализированных новостных сводках, удалось определить, что основными поводами для народных выступлений были повышение цен на топливо (движение «Желтые жилеты») и внесение новых ограничительных мер (рис. 1).
Таблица 2
Некоторые митинги и протесты во Французской Республике в период с 2019 по 2021 год
Дата
|
Событие
|
19 сентября 2021
|
Во
Франции прошли митинги против широкого применения «санитарного сертификата»
|
22 августа 2021
|
Во
франции вновь прошли протесты против коронавирусных ограничений
|
14 июля 2021
|
Протесты
против «Пропуска здоровья» прошли во всей Франции
|
5 декабря 2020
|
Протестующие
в Париже зажгли файеры и светят в полицию лазерными указками
|
28 ноября 2020
|
Более
130 тыс. человек вышли в субботу на протесты во Франции
|
12 января 2020
|
Акция
протеста в Париже закончилась беспорядками
|
10 августа 2019
|
«Желтые
жилеты» снова вышли на улицы Парижа
|
Основные экономические показатели 2019–2020 гг. по странам ЕС и Великобритании в соответствии с влиянием кризиса представлены в таблице 3.
Таблица 3
Основные экономические показатели 2019–2020 гг.
Страна
|
Госдолг
2019
|
Госдолг
на ед.,
2019
|
Госдолг
2020
(пост-COVID)
|
ВВП 2019
(пред-COVID)
|
Изменение
ВВП 2020
|
Прогнозируемый
ВВП
2021
|
Франция
|
2,380,106
|
35,517
|
115%
|
2,425,313 M
|
−12.5%
|
+7.3%
|
Германия
|
2,053,033
|
24,730
|
75%
|
3,435,210 M.
|
−7.8%
|
+5.4%
|
Италия
|
2,409,841
|
39,925
|
155.7%
|
1,787,664 M.
|
−12.8%
|
+6.3%
|
Испания
|
1,188,867
|
25,241
|
109.3%
|
1,244,757 M.
|
−12.8%
|
+6.3%
|
Великобритания
|
2,223,544
|
33,363
|
100.9%
|
2,523,313 M
|
−10.2%
|
+6.3%
|
Источник: [9].
Среди основных мер по расходам Франция учредила Фонд солидарности с освобождением от налогов, соответствующим потере оборота в течение одного года для компаний с совокупным оборотом менее 1 млн евро и годовой налогооблагаемой прибылью менее 60 тыс. евро, а также для самостоятельной деятельности. Ресурсами Фонда могли воспользоваться наемные работники, микропредприниматели, которые испытали резкое падение оборота (потеря 50% оборота за один год в марте 2020 года) или подверглись административному закрытию. Также 5 тысяч евро было предложено предприятиям, в которых хотя бы один сотрудник находится под угрозой банкротства. Кроме того, была открыта кредитная линия (20 млрд евро) для стратегических промышленных предприятий, нуждающихся в государственной поддержке, с увеличением потенциала Фонда экономического и социального развития, ориентированного на средние предприятия. К другим мерам поддержки бизнеса относятся льготы по аренде и коммунальным платежам и особые меры по поддержанию социальных гарантий.
Льготы по аренде и коммунальным платежам подразумевают поддержку индивидуальных предпринимателей, а также малых и средних предпринимателей, которые находятся, по оценке правительства, в трудном предкризисном положении. Поддержка со стороны правительства заключается в полной приостановке платежей по счетам за газ, воду, электричество, а также аренду жилья [11].
Поддержка социальных гарантий – одна из самых затратных и эффективных мер по поддержке населения, реализованных правительством Французской Республики, в целях обеспечения устойчивости системы ухода за маленькими детьми (в возрасте до 3 лет). Таким образом, с 17 марта 2020 года Национальная касса семейных пособий (Cnaf) оказывала исключительную финансовую поддержку яслям в размере 27 евро в день за каждое закрытое место в государственном учреждении и 17 евро в учреждении частного характера [12].
Кроме того, Французское правительство предприняло обширную поддержку населения инструментами социального страхования. Правила предоставления пособия по болезни (больничного) в целом остались прежними. Однако на период карантина государство компенсирует все дни болезни (вплоть до 20 дней), без традиционного периода 3-дневного ожидания, когда дни болезни компенсируются работодателями. Кроме того, право на больничный предоставлено родителям детей до 16 лет (до 18 лет детей с инвалидностью), которые не могут работать дистанционно.
Основываясь на информации, опубликованной на веб-сайте министерства экономики Франции, в таблице 4 представлены основные политики, нацеленные на рынок труда, компании, а также политику, касающуюся потребительских ипотечных кредитов/ссуд и конкретных субсидий или предоставленной помощи. Описываются некоторые отраслевые меры, поскольку правительства сосредоточили свое внимание на оказании помощи наиболее пострадавшим секторам, таким как авиалинии и туризм.
Таблица 4
Обзор государственной поддержки юридических и физических лиц во Франции
Рынок
труда
|
Бизнес
и малые предприятия
|
Ссуды
|
Меры
поддержки промышленности
|
Зеленая
экономика
|
Создан
механизм частичной безработицы и компенсации работникам, вынужденным
оставаться дома
|
Отсрочка
уплаты взносов и прямых налогов; ссуды компаниям.
Фонд солидарности для малых предприятий с годовым оборотом менее одного миллиона евро, потерявших доход или уменьшивших его минимум на 70%, и отсрочка платежей за электроэнергию и газ, а также арендную плату |
Отсрочка
первого платежа по ипотеке
|
Air France согласилась с
правительством, которому принадлежит 14% авиакомпании, о ссуде в размере 7
миллиардов евро, из которых 4 миллиарда – это займы под государственную
гарантию, но внесенные консорциумом французских и международных банков, а
оставшиеся 3 миллиарда – это прямой государственный заем. План спасения
туризма на 18 миллиардов евро, из которых 1,3 миллиарда – прямые
государственные инвестиции, а остальная часть включает льготы и пособия по
безработице
|
30
миллиардов будут использованы для усиления перехода к зеленой экономике, из
которых 11 миллиардов будут использованы для усиления железнодорожных
грузоперевозок и внедрения велосипедного транспорта в качестве транспортного
средства.
7 миллиардов долларов на реконструкцию зданий с точки зрения энергопотребления и 9 миллиардов долларов на поддержку исследовательских и инновационных компаний с целью развития водорода в качестве источника энергии |
Меры финансовой и налоговой поддержки экономики и населения во время пандемии во Франции определялись политикой ЕС. До коронавируса велись споры о том, сколько национального дохода следует направлять в бюджет ЕС. Предложение Европейской комиссии касалось 1,11% национального дохода. Ситуация, вызванная COVID-19, существенно влияет на финансовое положение государственных администраций. Национальные правительства должны будут занять несколько процентных пунктов от общего ВВП. Среди основных фискальных политик, разработанных ЕС, есть те, которые стремятся обеспечить немедленный фискальный импульс. К таким мерам относятся дополнительные государственные расходы на медицинские ресурсы, субсидии МСП и государственные инвестиции, а также упущенные доходы, такие как отмена некоторых налогов и социальных выплат, взносы безопасности. Подобные меры сразу приводят к ухудшению баланса бюджета без какой-либо прямой компенсации впоследствии [10] (Matytsyn, 2021).
В области развития мер поддержки в дальнейшем следует учитывать, что вполне вероятно, что некоторые фирмы столкнутся не только с проблемами ликвидности, но и с проблемами платежеспособности, которые не могут быть решены с помощью денежно-кредитной политики, и тем более с помощью (микро и макро) пруденциальной политики, поэтому потребуется фискальное вмешательство. Также имели место отсрочки платежей, которые включают налоги и отчисления на социальное страхование и которые, в принципе, должны быть возвращены позже. Эти меры улучшают позицию ликвидности физических и юридических лиц, но не отменяют их обязательства. Таким образом, эти меры вызвали ухудшение сальдо бюджета в 2020 году.
Кроме того, следует обратить внимание на возможность выдачи так называемых coronabonds. Эти общественные бонды подразумевают солидарную ответственность всех стран ЕС. Предоставляемая кредитная линия снизит риски для экономической стабильности всех стран, в то же время позволяя государствам-членам продолжать свои усилия, делая стоимость заимствований менее зависимой от индивидуальной финансовой ситуации в каждой стране. Доступ к рынкам капитала будет проще, потому что риск в целом будет ниже, а ликвидность может быть увеличена.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Основываясь на статистических данных (рис. 2), можно сделать вывод о высокой эффективности мер, введенных Французским правительством в период с 15 декабря 2020 года по ноябрь 2021 года. В сравнении с Российской Федерацией, где ограничительные миры были несколько мягче, во Франции наблюдается более 75% вакцинированного населения, что существенно уменьшает потенциальный вред от наступления «новой волны» коронавирусной инфекции. Таким образом, можно сделать вывод, что экономика Франции быстрее пройдет период восстановления, чем экономика Российской Федерации.
Рисунок 2. Процент населения, получившего хотя бы одну дозу вакцины
Источник: Информационное агентство «Our world of data» [13].
Рисунок 3. ВВП Франции и России в млрд долларах США
Источник: составлено авторами на основании [14].
Рисунок 4. Относительное изменение ВВП Франции и России
Источник: составлено авторами на основании [14].
Основываясь на приведенных статистических данных, можно с уверенностью установить, что в условиях глобального «коронакризиса» наиболее эффективной политикой является введение жестких мер полной изоляции даже в ситуации ограничения гражданских свобод населения.
В качестве рекомендации следует рассматривать то, что Европейский союз должен координировать общеевропейский ответ на пандемию. Необходимо будет начать с европейской солидарности, избегая конфронтации между странами, где помощь предлагается наиболее пострадавшим слоям населения и отдельным лицам. Таким образом, все правительства должны участвовать в восстановлении европейской экономики, которое приведет к полной цифровизации, продвижению устойчивой промышленности и введению профилактических мер и мер в области общественного здравоохранения. Меры, принятые на европейском уровне и согласованные всеми странами, будут более эффективными, чем меры, принимаемые по отдельности. Фонд солидарности Европейского союза и Европейский фонд адаптации к глобализации могут оказаться одними из наиболее эффективных средств восстановления экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По мнению авторов, для минимизации последствий коронавирусной инфекции Франции следует двигаться к сценарию расширенной налогово-бюджетной политики в соответствии с кейнсианским видением. Теории перераспределения Кейнса должны сопровождаться инвестиционным планом. Политика стимулирования должна создаваться со стороны спроса, нивелируя депрессивный цикл посредством налогово-бюджетной политики или путем выпуска государственного долга. Должны быть приняты меры, включающие гарантии ликвидности или кредитные линии, которые могут создать условные обязательства, рассматриваемые как фактические расходы в последующем. Таким образом, можно будет способствовать снижению безработицы и восстановлению экономики.
Источники:
2. Осама А.М., Мун Д.В., Фатма Д. Ответные меры на пандемию COVID-19: экономика и здравоохранение экономически развитых и развивающихся стран // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 981-998. – doi: 10.18334/eo.10.4.111083.
3. Сохраби К., Алсафи З., О’Нил Н., Хан М., Керван А., Аль-Джабир А., Иосифидис К., Ага Р. Всемирная организация здравоохранения объявляет чрезвычайную ситуацию в мире: обзор нового коронавируса 2019 года (COVID-19) // Международный журнал хирургии. – 2020. – c. 71-76.
4. Известие.iz. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/story/protesty-vo-frantcii (дата обращения: 20.11.2021).
5. Baldwin R.Y., B. Di Mauro. Economics in the Time of COVID-19. CEPR Press. - 2020
6. Barua S. “Understanding Coronanomics: The Economic Implications of the Coronavirus (COVID-19) Pandemic.” - 2020. - Paper No. 99693
7. Colli F. “The End of ‘Business as Usual’?” COVID-19 and the European Green Deal. Egmontinstitute.be. [Электронный ресурс]. URL: http://www.egmontinstitute.be/content/uploads/2020/05/EPB60.pdf?type=pdf.
8. Summer 2020 Economic Forecast: An Even Deeper Recession with Wider Divergences. European Comission. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_1269.
9. Fetzer T., Hensel L., Hermle J., Roth C. Coronavirus Perceptions and Economic Anxiety. - 2020. arXiv preprint arXiv:2003.03848
10. Matytsyn A.V. Problems and prospects of a socially oriented market economy in France // Journal of Economy and Entrepreneurship. – 2021. – № 7(132). – p. 114-117. – doi: 10.34925/EIP.2021.132.7.016.
11. La Cnaf décide une aide importante pour soutenir les crèches. Maire.info. [Электронный ресурс]. URL: https://www.maire-info.com/coronavirus/la-cnaf-decide-une-aide-importante-pour-soutenir-les-creches-article24011.
12. Les réseaux des Urssaf et des services des impôts des entreprises prennent des mesures exceptionnelles pour accompagner les entreprises. Ministère de l'Économie et des Finances. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economie.gouv.fr/mesures-exceptionnelles-urssaf-et-services-impots-entreprises.
13. Share of people who received at least one dose of COVID-19 vaccine, Our world of data, 2021
14. UNCTADStat. [Электронный ресурс]. URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx (дата обращения: 22.11.2021).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:53:21