Коммерциализация интеллектуального капитала университета: отечественный и зарубежный опыт
Шишалова Ю.С.1
1 Институт бизнеса и делового администрирования - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 44
Статья в журнале
Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью
Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46353815
Аннотация:
Целью данной статьи является изучение отечественного и зарубежного опыта коммерциализации интеллектуального капитала университета.
Предметом исследования являются технологии коммерциализации интеллектуального капитала университета.
Методология данного исследования включает в себя методы анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, полученные результаты представлены в соответствии с научно-методическими требованиями.
Полученные результаты: По результатам научного исследования установлено, что основой формирования интеллектуального капитала университета являются индивидуальные и коллегиальные научно-теоретические и методологические изыскания, приобретение программного обеспечения и НМА (нематериальные активы) для проведения научных исследований и приобретение инфраструктурного обеспечения для проведения исследований. Негативной чертой является тот факт, что интеллектуальный капитал российских университетов активно эмигрирует в поисках коммерциализации из регионов в мегаполисы России – Москву и Санкт-Петербург, а также идет его активный вывоз в страны ЕС (Германия, Франция) и США, значительно меньше – страны Юго-Восточной Азии (Китай, Япония). Основными инструментами коммерциализации интеллектуального капитала университета выступают: создание малых инновационных предприятий (МИП) на базе университетов; продажа или лизинг лицензий на объекты интеллектуальной собственности; участие университетов в работе венчурных фондов и (или) технопарков (технополисов); включение университетов в инновационные программы развития государственных программ и государственных высокотехнологичных корпораций.
Применение. Полученные результаты могут быть использованы для проведения дальнейших исследований в области коммерческого использования интеллектуального капитала университетов Российской Федерации.
Ключевые слова: университеты, коммерциализация, интеллектуальный капитал, цифровая экономика, вызовы и угрозы, потенциал, адаптивные компетенции
JEL-классификация: L31, O34
Источники:
2. Бенневорт П., Сандерсон А. Участие вузов в региональном развитии: создание потенциала в условиях малоинновационной среды // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2012. – № 1. – c. 172-188.
3. Бондаренко В.А., Максаев А.А. Инновационный подход к управлению деятельностью вуза на основе применения HR-брендинга // Экономика. – 2020. – № 1. – c. 47-54. – doi: 10.18413/2687-0932-2020-47-1-47-54 .
4. Волков Д.Л., Гаранина Т.А. Оценивание интеллектуального капитала российских компаний. / Научные доклады. - СПб: НИИ менеджмента СПбГУ, 2016. – 55-60 c.
5. Вольчик В.В., Маслюкова Е.В. Реформы, неявное знание и институциональные ловушки в сфере образования и науки // Terra Economicus. – 2019. – № 2. – c. 146-162. – doi: 10.23683/2073-6606-2019-17-2-146-162.
6. Воронин В.Б. Интеллектуальный капитал: как фактор повышения конкурентоспособности бизнеса и инвестиции в будущее // Молодой ученый. – 2017. – № 4. – c. 142-145.
7. Гаранина Т.А. Роль нематериальных активов в создании ценности компании: теоретические и практические аспекты // Корпоративные финансы. – 2018. – № 4(12). – c. 79-96.
8. Дресвянников В.А. Концепция развития организации на основе теории интеллектуального капитала // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2015. – № 1(123). – c. 36-41.
9. Жук А.А. Институциональные ловушки в сфере высшего образования // Актуальные проблемы экономики и права. – 2018. – № 4. – c. 789-799. – doi: 10.21202/1993-047X.12.2018.4.789-799.
10. Журавлева И.А. Интеллектуальный капитал университета как ресурс развития // Социология. – 2019. – № 3. – c. 71-75.
11. Исакин М.А., Осколкова М.А., Шакина Е.А. Интегральный показатель экономической добавленной стоимости: проблема учета стоимости интеллектуального капитала компании // Электронный журнал «Корпоративные финансы». – 2017. – № 4(16). – c. 84-99.
12. Ивлиева Н.Н. Оценка стоимости интеллектуального капитала предприятия. - М.: Маркет ДС, 2016. – 144 c.
13. Камко Е.В. Взаимодействие науки, бизнеса и государства в развитии инновационных проектов: сравнительный анализ на примере России, Китая и США // Актуальные проблемы экономики и права. – 2017. – № 3. – c. 5-15. – doi: 10.21202/1993-047X.11.2017.3.5-15.
14. Карнаух И.В. Становление экономики знаний в России: проблемы и пути их решения // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2019. – № 1. – c. 66-74. – doi: 10.15688/jvolsu3.2019.1.6 .
15. Кряклина Т.Ф., Реттих С.В. Теория и практика трансфера знаний «Университета 3.0» // Язык и культура. – 2019. – № 48. – c. 154-165. – doi: 10.17223/19996195/48/10 .
16. Лукичева Л.И. Ключевые факторы успеха деятельности наукоемких предприятий в условиях инновационной экономики // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2019. – № 1(21). – c. 52-60. – doi: 10.24151/2409-1073-2019-1-52-60.
17. Маскаев А.И. Российская «экономика знаний»: анализ опыта «Сколково» // Journal of Economic Regulation. – 2019. – № 1. – c. 64-76. – doi: 10.17835/2078-5429.2019.10.1.064-076 .
18. Пугачевская Е.С., Воробей Ю.Н. Интеллектуализация капитала как фактор усиления конкурентных позиций международных компаний // Бизнес информ. – 2019. – № 12(503). – c. 21-36. – doi: 10.32983/2222-4459-2019-12-21-36 .
19. Руус Й., Пайк С., Фернстрем Л. Интеллектуальный капитал. Практика управления. - СПб.: Высшая школа менеджмента, 2017. – 328 c.
20. Сидорова А.А. Зарубежный опыт стратегического сотрудничества университетов и бизнеса в экономике знаний // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2019. – № 1. – c. 88-99.
21. Сидорова А.А. Тенденции развития университета в экономике знаний // Государственное управление. Электронный вестник. – 2019. – № 72. – c. 275-295.
22. Andriessen D., Tiessen R. Weightless weight – find your real value in the future of intangible assets. Pearson Education, London. 2000. – 79 p
23. Brooking A. Intellectual Capital: Core Assets for the Third Millennium Enterprise. - London, United Kingdom: Thomson Business Press, London, 1996. – 258 p.
24. Edvinsson L., Malone M. Intellectual Capital: realizing your company’s true value by finding its hidden brainpower. - New York: Harper Business, 1997. – 649 p.
25. Kaplan R., Norton D. The balanced scorecard: translating strategy into action. , 1996. – 581 p.
26. Stewart Т.А. Intellectual Capital: The New Wealth of Organizations. - NY: Bantam Doubleday Dell Publishing Group, 1997. – 152 p.
27. Sveiby K. The new organizational wealth: managing and measuring knowledge based assets. - San Francisco: Berrett Koehler,, 1997. – 415 p.
Страница обновлена: 07.08.2025 в 15:31:11
Download PDF | Downloads: 44
Commercialization of university intellectual capital: domestic and foreign experience
Shishalova Yu.S.Journal paper
Economics and society: contemporary models of development (РИНЦ)
опубликовать статью
Volume 11, Number 2 (April-June 2021)
Abstract:
The purpose of this article is to study the domestic and foreign experience of commercialization of the university's intellectual capital.
The subject of the research is the technologies of commercialization of the intellectual capital of the university.
The methodology of this study includes methods of analysis and synthesis, comparison, classification and generalization; the obtained results are presented in accordance with scientific and methodological requirements.
Results obtained are as follows. According to the results of scientific research, it was established that the basis for the formation of the intellectual capital of the university is individual and collegial scientific, theoretical and methodological research, the acquisition of software and NMA for conducting scientific research and the acquisition of infrastructure support for conducting research. A negative feature is the fact that the intellectual capital of Russian universities is actively emigrating in search of commercialization from the regions to the metropolises of Russia - Moscow and St. Petersburg, as well as its active export to the EU countries (Germany, France) and the USA, much less - the countries of Southeast Asia (China, Japan). The main tools for commercializing the university's intellectual capital are as follows: the creation of small innovative enterprises on the basis of universities; sale or leasing of intellectual property licenses; participation of universities in venture capital funds and (or) technology parks (technopolis); inclusion of universities in innovative programs for the development of government programs and state high-tech corporations.
Application. The obtained results can be used for further research in the field of commercial use of intellectual capital of universities of the Russian Federation.
Keywords: universities, commercialization, intellectual capital, digital economy, challenges and threats, potential, adaptive competencies
JEL-classification: L31, O34

Россия, Москва