Theoretical and methodological foundations of the academic staff performance standards amidst digitalization

Makarov I.N.1, Stroev P.V.2, Pivovarova O.V.2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Russia
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Russia

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 4 (October-December 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48125309
Cited: 2 by 07.12.2023

Abstract:
The role of remote work in the process of interaction between academic staff, students and educational institutions is considered. It is concluded that it is necessary to introduce a unified system of sectoral teacher remuneration, develop and implement uniform load standards and a special methodology based on a system of coefficients and indicators that take into account the increase in the teacher's load during the transition from the traditional teaching to distance (or online) training. This will undoubtedly help eliminate the existing significant distortions in the actual load of academic staff. The article may be useful to specialists in the field of labour norming, graduate students and undergraduates of economic sciences.

Keywords: performance standards, time, efficiency, education, teacher, workload, salary

Funding:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета

JEL-classification: I23, J21, J24, O31, O33



Введение

Переход к системе цифровой экономики требует также изменения подхода к нормированию труда в большинстве сфер хозяйственной жизни.

Одной из подобных сфер является сфера образования и науки.

По данным Росстата, в России на конец 2021 года зафиксировано более 2 млн 78,8 тысяч учителей и воспитателей, 345,8 тысяч преподавателей вузов и техникумов и порядка 72 тысяч научных сотрудников [21].

Соответственно, необходимо оптимизировать нормативы труда всей этой армии работников сферы образования и науки с целью обеспечения получения образовательных услуг наивысшего качества и при этом не допустить профессионального выгорания работников данной сферы.

Целью данной работы выступает исследование процессов осуществления трудовой деятельности преподавателей и изменения трудозатрат вследствие перехода на удаленную работу.

В качестве научной новизны работы возможно выделить предложенные теоретические подходы к методике оценки трудозатрат преподавателей в условиях удаленной работы.

В настоящее время в составе нормативных документов, касающихся регулирования процессов труда, можно выделить Методические рекомендации по нормированию труда на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработанные ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России 07.03.2014 № 006.

В рамках данных методических указаний даны основные принципы нормирования труда и определения трудоемкости научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы.

Несмотря на то, что указанные рекомендации были выпушены еще в 2014 году, в них уже представлены указания на непрерывную актуализацию норм с учетом влияния цифровизации, а именно пересмотр норм и нормативов при переходе с традиционных методов работы на автоматизированные и/или использование дистанционных технологий.

В рамках Рекомендаций учтены ряд важных положений, касающихся норм труда педагогических работников:

1) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – приказ № 1601) было закреплено определение норм продолжительности рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) для работников образовательной системы;

2) в соответствии с нормативными документами предусматривается, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю (как правило, для работников системы среднего образования), либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы (как правило, для работников системы среднего профессионального и высшего образования).

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с подпунктами 7.1.2 и 7.1.3 приложения 2 к приказу № 1601 в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, а также по дополнительным профессиональным программам, верхний предел учебной нагрузки, определяемый по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 указанного приказа, устанавливается в объеме, не превышающем, соответственно, 900 или 800 часов в учебном году.

Также необходимо учитывать, что учебная нагрузка педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава, включает в себя контактную работу обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности, установленных в зависимости от образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), по дополнительным профессиональным программам), утвержденных соответствующими приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, поименованными в пункте 6.3 приложения 2 к приказу № 1601. За единицу времени принимается академический или астрономический час согласно установленной величине зачетной единицы, используемой при реализации соответствующих образовательных программ.

Нормы времени по видам учебной деятельности, включаемым в учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава, согласно действующему законодательству, самостоятельно определяются организацией и утверждаются ее локальным нормативным актом.

Таким образом, указанные Рекомендации дают разъяснения по предельно допустимой нагрузке педагогических работников, что, в свою очередь, является нормой труда, попадающей под социальные гарантии, которые дает государство в рамках Трудового кодекса РФ и отраслевых документов, связанных с организацией и нормированием труда.

Однако несмотря на это, становится важным выработать общий и единый методологический подход к нормированию научных кадров, занятых в бюджетной сфере, и отразить в данном подходе влияние цифровизации на специфику труда.

Сформулируем вербально-логическую и на ее основе экономико-математическую модель, отображающую соотношения между затратами труда и нормативами работы преподавателя с учетом внедрения цифровых технологий с точки зрения трех групп субъектов:

1. В первую группу субъектов мы включаем пользователей услуг образовательной системы.

2. Во вторую группу мы относим преподавателей как основную категорию работников и кадровую основу функционирования системы образования.

3. В третью группу мы включаем образовательное учреждение, которое, согласно акторно-сетевой теории, также может рассматриваться в качестве действующего лица в триаде взаимодействия «учащийся – обучающий – учебное заведение».

Рассмотрим с позиции учеников. Опросы, проведенные авторами данной статьи в ряде учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, свидетельствуют, что учащиеся (студенты) хуже воспринимают информацию, представленную в цифровом виде, по сравнению с живым обучением.

Однако на занятость учителей данный фактор, как правило, влияния пока еще не оказывает, и соответственно, его можно проигнорировать.

Перейдем к анализу второй категории. Здесь можно смело отметить, что фактически переход на цифровые технологии и онлайн-вещание привел к существенному увеличению нагрузки на преподавателя по следующим причинам:

1. Вследствие дополнительных затрат времени на подготовительно-заключительные операции – если в традиционном формате занятие фактически начинается после входа преподавателя в аудиторию и продолжается 90 минут, то при реализации занятия при помощи дистанционных технологий преподаватель должен заранее включить оборудование, загрузить и настроить соответствующее программное обеспечение, сформировать соответствующую встречу, а по завершении занятия осуществить процедуры по выключению оборудования. Для занятий, находящихся в «середине расписания» преподавателя, при условии осуществления вещания из одной аудитории с использованием одного и того же оборудования данные затраты составляют в среднем приблизительно 5–8 минут. В случае же первых и последних занятий к подобным затратам следует прибавить в среднем еще около 10 минут, обусловленных временем включения и «загрузки» оборудования. Данные величины даны приблизительно на основе субъективного опыта авторов статьи, и для их уточнения необходимо проводить дальнейшие исследования, такие как хронометраж и фотография рабочего дня преподавателя.

2. Вследствие затрат времени, необходимого на дублирование информации в электронных информационно-образовательных системах, – когда преподаватель ведет занятия в дистанционном режиме и при этом параллельно выкладывает материалы прочитанных лекций в текстовом формате. В данном случае возникают следующие вопросы:

а) лекционный материал преподавателя является его интеллектуальной собственностью, и выкладка его в полной мере в электронную образовательную среду является нарушением прав преподавателя как собственника данного ресурса;

б) выкладка лекционного материала в урезанном виде нарушает права студента по доступу к информационным ресурсам и занятиям;

в) отсутствует диалог «преподаватель – студент», что существенно негативно сказывается на результате освоения знаний студентами и, соответственно, требует более существенных затрат усилий со стороны преподавателя для закрепления знаний у студента;

г) мотивация студентов посещать занятия оказывается существенно подорванной, поскольку конспекты лекций и даже отрывки лекций в видеоформате можно найти в электронной образовательной среде.

3. Вследствие затрат времени, возникающих в связи с необходимостью размещения в электронной образовательной среде вуза материалов, позволяющих осуществлять промежуточный контроль (внутрисеместровую аттестацию) и рубежный контроль знаний и навыков (зачет и/или экзамен).

Таким образом, как составляющая часть фактора цифровизации, удаленная работа аналогичным образом влияет на норму труда – через изменения нормы времени.

Соответственно, хотя первоначальное влияние фактора удаленной работы на норму времени аналогично влиянию фактора цифровизации (уменьшение нормы времени посредством сокращения времени на подготовительном, заключительном этапах и т. д.), выделение удаленной работы как отдельного вида работ требует скорректировать методику расчета нормы времени: [1]

Нв = , (1)

где, в свою очередь, требуется ввести следующее соотношение:

, (2)

где

∑Нв (обычная работа) – сумма норма времени по нагрузке по выполнению объема работы в традиционных условиях;

∑Нв (удаленная работа) – сумма норма времени по нагрузке по выполнению объема работы в условиях удаленной работы и онлайн-вещания;

Кусл – коэффициент, учитывающий дополнительные затраты времени преподавателя, связанные с описанными выше причинами.

В связи с высокой степенью зависимости удаленной работы (в частности, проведения занятий в онлайн-формате) от налаженности и беспроблемности работы задействованной техники, программного обеспечения и систем связи норма рабочего времени по удаленной работе также должна включать коэффициент, корректирующий увеличение затрат рабочего времени в зависимости от вероятности отказа техники, программного обеспечения, систем связи или электроэнергии в зоне осуществления дистанционной образовательной деятельности (организации вещания).

Для обозначения соответствующего влияния данного фактора предлагается ввести О-коэффициент (О) (данный коэффициент будет являться безразмерным, его определение должно осуществляться эмпирическим путем с использованием фотографии рабочего дня и хронометража), который может использоваться для отражения угрозы технических трудностей и поломок. Тогда формулу (1) можно представить в виде: [2]

Нв = ×О. (3)

Влияние О-коэффициента на норму затрат времени требует апробации и отдельного исследования с использованием хронометража и фотографии рабочего времени преподавателя.

Заключение

Несмотря на то, что возможность работать в удаленном формате (дистанционная занятость) является новой формой занятости, получившей широкое распространение на территории Российской Федерации во многом благодаря пандемии COVID-19, ее эффект на объем выполняемой работы не с позиции продуктивности труда отдельного индивида, а со стороны работодателя и его требований, как показывают исследования, незначителен и даже отрицателен [10] (Zakalyuzhnaya, 2015).

Вместе с тем дистанционная занятость в случае осуществления трудовой деятельности работника в сфере образования требует значительно больших трудозатрат со стороны работника.

Таким образом, рассматривая влияние удаленной работы на нормы труда с точки зрения рабочей нагрузки, с позиции обеспечения социальной справедливости и недопущения ухудшения условий обеспечения трудовой деятельности работника можно предположить неравенство нормы выработки (нагрузки) при удаленном и обычном режиме работы:

, (4)

где

Нвр – норма выработки на одного работника за период времени.

Тогда, принимая во внимание равенство (4), норматив численности можно определить:

Нч = . (5)

Все отмеченное требует проведения дальних натурных исследований с применением методов фотографии рабочего дня и хронометража. При этом возможно предположить, что полученные в результате исследования массивы данных по организации и условиям труда, а также продуктивности труда будут в дальнейшем использоваться для корректировки расчетных норм труда в целом и нормативов численности в частности.

[1] Формула предложена авторами научно-исследовательской работы НИР Финансового университета «Организация и методология нормирования работ(услуг), выполняемых в бюджетной сфере системы образования, здравоохранения и культуры с учетом цифровизации экономики и увеличения доли дистанционной (удаленной) работы» / Н. В. Юдина, С. В. Земляк, А. Л. Сафонов, Т. В. Щукина, И. Н. Макаров, П. В. Строев, О. В. Пивоварова, А. И. Дудник, В. К. Кошкина, К. Ю. Чудинов, В. М. Кондрашов, А. А. Хачатрян, Е. В. Ганичева, Е. А. Мосийчук, Д. А. Дорофеева – М.: Финуниверситет, 222 с.

[2] Формула предложена авторами научно-исследовательской работы НИР Финансового университета «Организация и методология нормирования работ(услуг), выполняемых в бюджетной сфере системы образования, здравоохранения и культуры с учетом цифровизации экономики и увеличения доли дистанционной (удаленной) работы» / Н. В. Юдина, С. В. Земляк, А. Л. Сафонов, Т. В. Щукина, И. Н. Макаров, П. В. Строев, О. В. Пивоварова, А. И. Дудник, В. К. Кошкина, К. Ю. Чудинов, В. М. Кондрашов, А. А. Хачатрян, Е. В. Ганичева, Е. А. Мосийчук, Д. А. Дорофеева – М.: Финуниверситет, 222 с.


References:

Aliev I.M. (2021). Vliyanie tsifrovoy ekonomiki na proizvoditelnost truda [The impact of the digital economy on labour productivity]. Russian Journal of Labor Economics. 8 (9). 917-930. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.9.113488.

Aranzhin V.V. (2019). Vzaimosvyaz zarabotnoy platy i proizvoditelnosti truda: tendentsii v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [The relationship of wages and productivity: trends in the conditions of economy digitization]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (1). 523-534. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.1.39938.

Bogatyreva I.V., Dinukova O.A. (2021). Puti optimizatsii oplaty truda prepodavateley vysshikh uchebnyh zavedeniy v sovremennyh ekonomicheskikh usloviyakh [Ways to optimize the remuneration of academic staff in modern economic conditions]. Russian Journal of Labor Economics. 8 (2). 143-158. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.2.111694.

Bogatyreva I.V., Dinukova O.A. (2021). Puti optimizatsii oplaty truda prepodavateley vysshikh uchebnyh zavedeniy v sovremennyh ekonomicheskikh usloviyakh [Ways to optimize the remuneration of academic staff in modern economic conditions]. Russian Journal of Labor Economics. 8 (2). 143-158. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.2.111694.

Bogatyreva I.V., Ilyukhina L.A. (2020). Korporativnoe upravlenie normirovaniem truda na predpriyatii v usloviyakh tsifrovoy modernizatsii [Corporate management of work standardizing at the enterprise in the context of digital modernization]. Russian Journal of Labor Economics. 7 (10). 899-912. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.10.111060.

Bychin V.B., Novikova E.V. (2018). Normirovanie truda kak element effektivnogo vnutrifirmennogo upravleniya v sovremennyh usloviyakh [Labor rationing as an element of effective internal management in modern conditions]. Russian Journal of Labor Economics. 5 (1). 77-86. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.1.38710.

Drobot E.V., Makarov I.N., Zhuravleva O.V., Nersisyan A.M. (2020). Osobennosti privlecheniya molodyh spetsialistov i negativnye tendentsii na rynke truda Rossii [Features of attracting the young professionals and negative trends in the Russian labour market]. Russian Journal of Labor Economics. 7 (3). 253-266. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.3.100709.

Dudin M.N., Shkodinskiy S.V. (2021). Tendentsii, vozmozhnosti i ugrozy tsifrovizatsii natsionalnoy ekonomiki v sovremennyh usloviyakh [Trends, opportunities and threats of digitalization of the national economy in modern conditions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (3). 689-714. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.3.111785..

Dudin M.N., Shkodinskiy S.V., Prodchenko I.A. (2021). Tsifrovizatsiya ekonomiki i globalnye trendy na rynke truda kak faktory ekonomicheskogo suvereniteta strany [Digital economy and global trends in the labour market as factors of the country's economic sovereignty]. Russian Journal of Labor Economics. 8 (7). 663-682. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.7.112347.

Ledneva O.V. (2021). Statisticheskoe izuchenie urovnya tsifrovizatsii ekonomiki Rossii: problemy i perspektivy [Statistical study of the Russian economy digitalization level: problems and prospects]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (2). 455-470. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.2.111963.

Legchilina E.Yu. (2019). Regulirovanie izmeneniy v sotsialno-trudovyh otnosheniyakh v usloviyakh tsifrovizatsii [The regulation of socio-labor relations in the conditions of digitalization]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (1). 89-102. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.1.40493.

Makarov I.N., Schukina T.V., Pivovarova O.V., Dudnik A.I. (2021). Formirovanie metodicheskikh osnov otsenki sotsialnyh effektov normirovaniya truda v sfere zdravookhraneniya v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Formation of methodological foundations for assessing the social effects of labor rationing in the healthcare sector in the conditions of digitalization of the economy]. Creative economy. 15 (12). (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.12.113953.

Masalova Yu.A. (2021). Kachestvo trudovoy zhizni prepodavatelya universiteta v usloviyakh udalennoy zanyatosti [The quality of a university lecturer work life in remote employment]. Russian Journal of Labor Economics. 8 (3). 261-274. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.3.111817.

Nikolskiy A.V. (2016). Oznakomlenie rabotnika proizvodstva s sistemoy organizatsii i normirovaniya truda [The introduction of a worker to the system of labor organization and standardization]. Russian Journal of Labor Economics. 3 (2). 107-118. (in Russian). doi: 10.18334/et.3.2.35157.

Omelchenko I.B., Zabelina O.V., Mirzabalaeva F.I. (2019). Samootsenka rabotayushchim naseleniem svoikh navykov v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Self-working population evaluation of their skills in terms of economy digitalization]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (1). 63-76. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.1.39785.

Potudanskaya V.F., Gorskina L.S. (2017). Eshche raz o printsipakh normirovaniya truda [Once again about the principles of labor rationing]. Russian Journal of Labor Economics. 4 (3). 197-208. (in Russian). doi: 10.18334/et.4.3.38201.

Schekoldin V.A., Bogatyreva I.V., Ilyukhina L.A. (2018). Informatsionnye tekhnologii v normirovanii truda: teoriya i praktika ispolzovaniya [Information technologies in standardization of labor efficiency: theory and practice of application]. Russian Journal of Labor Economics. 5 (1). 87-100. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.1.38774.

Shibanova A.A., Kochanzhi I.D. (2020). Sovershenstvovanie sistemy oplaty truda prepodavateley vuzov [Improving the system of university professors remuneration]. Russian Journal of Labor Economics. 7 (7). 609-616. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.7.110707.

Yanchenko E.V. (2020). Riski bezrabotitsy v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Unemployment risks in the context of digitalization of the economy]. Russian Journal of Labor Economics. 7 (8). 677-692. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.8.110729.

Zakalyuzhnaya N.V. (2015). Distantsionnaya rabota i skhozhie pravootnosheniya [Remote work and similar legal relations]. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. (2). 76-91. (in Russian).

Страница обновлена: 25.04.2025 в 21:28:00