Адаптация профессорско-преподавательского состава вузов к вызовам цифровой экономики

Маликов А.В.1, Потапова И.И.1, Гаврилюк Е.С.2
1 Национальный исследовательский университет ИТМО, Россия, Санкт-Петербург
2 Национальный исследовательский университет ИТМО,, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 6 (Июнь 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43077409
Цитирований: 31 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проанализированы проблемы адаптации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений в условиях перехода к цифровой экономике, представлены возможные пути решения выявленных проблем. Оцифровка экономики – одна из важнейших стратегических задач современного общества, цифровые технологии являются неотъемлемой частью экономики нового типа. Вместе с тем, в то время как технологии развиваются быстрыми темпами, организации и навыки развиваются медленно, нарастает разрыв между интенсивными темпами развития технологий и экстенсивными темпами формирования и освоения компетенций. Экспоненциальные улучшения в области искусственного интеллекта, робототехники, сетей, аналитики и оцифровки существенно трансформируют бизнес-процессы и бизнес-модели экономических субъектов. В контексте быстро развивающихся технологий, отсутствия тех же темпов освоения нужных навыков и компетенций становится очевидной необходимость адаптации ППС ВУЗов к новым условиям цифровой экономики. В процессе исследования авторами был проведен опрос ППС ВУЗов Санкт-Петербурга, проанализированы ответы преподавателей, выделены существующие проблемы и разработаны предложения по оптимизации процесса адаптации преподавательского состава в новой академической среде. Статья будет интересна исследователям, изучающим условия труда, мотивацию и стимулирование труда ППС ВУЗов в условиях цифровизации.

Ключевые слова: цифровизация, адаптация, интеллектуальный потенциал, мотивация, цифровая трансформация

JEL-классификация: I23, I25, I26



Введение

Работа выполнена с учетом вклада ряда исследователей в решение вопросов формирования цифровой экономики в России и российской высшей школе. Проблемы данной тематики нашли отражение в исследованиях Дадалко В.А., Соловкиной Е.Д., Лебедевой Ю.В., Уварова А.Ю., Халина В.Г. Клячко Т., Дранева Ю.Я., Кучина И.И., Фадеева М.А, Ленчук Е.Б., Попова А.И. и др.

Цель исследованияразработать рекомендации по адаптации ППС вузов к условиям цифровой экономики.

Авторская гипотеза: адаптация ППС вузов к вызовам цифровой экономики способствует эффективной трансформации высшей школы.

Методологической основой исследования являются методы теоретического исследования, принципы формальной логики, институционально-эволюционный подход.

Научная новизна исследования заключается в проведении опроса, отражающего реальную ситуацию в современной академической среде, выявленных проблемах и предложенных рекомендациях.

Систематические изменения социально-экономических условий, возрастающая конкуренция на внешних и внутренних рынках, цифровизация и глобализация образовательных процессов – это внешние факторы, оказывающие прямое влияние на структуру вузов в целом и кадровый состав в частности. Становится очевидной необходимость адаптации ППС к новым условиям цифровой экономики.

Ключевыми показателями в перспективе до 2024 г. подпрограммы «Кадры для цифровой экономики», входящей в состав программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1], являются:

• количество выпускников образовательных учреждений высшего образования по направлениям обучения информационным и телекоммуникационным технологиям – 120 тысяч человек в год;

• количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднем мировом уровне – 800 тысяч человек в год;

• доля населения с цифровыми навыками – 40%.

Для поддержания конкурентоспособности в цифровой экономике вуз должен ориентироваться на:

1. Удовлетворение ожиданий студентов, в том числе в процессах выстраивания индивидуальных траекторий обучения, развития академической мобильности, цифровизации взаимодействия со стейкхолдерами, формирования электронной образовательной среды и цифровой инфраструктуры вуза.

2. Совершенствование системы образования: разработка и реализация актуальных учебных программ, использование новых форматов обучения, внедрение инновационных инструментов в образовательный процесс.

3. Тесное сотрудничество вуза с бизнесом и другими университетами для обмена опытом, совместных исследований, вовлечения работодателей в процессы разработки программ обучения;

4. Организационное лидерство: вузам необходимо осуществить реинжиниринг бизнес-процессов и переформатировать организационную культуру: иерархическая организация не будет эффективна в глобальной быстро меняющейся цифровой реальности, требуется высокая степень адаптивности и гибкости системы управления.

Задачи, стоящие перед вузами в условиях развития цифровой экономики:

– внедрение информационных инструментов и цифровых технологий в образовательный процесс;

– создание условий для профессиональной переподготовки и повышения квалификации ППС, адекватных требованиям цифровой экономики;

– разработка мотивационной политики для ускорения процесса внедрения цифровых технологий в образовательную среду.

Сегодня как новые структуры создаются образовательные и исследовательские организации, отличающиеся от устоявшихся государственных вузов. Примером тому может служить создание региональных центров цифровизации образования (Кузбасский региональный центр цифровизации образования КРИПКиПРО, региональный центр координации цифровизации профессиональных образовательных организаций в Белгороде и другие). Такие организации призваны обеспечивать процесс цифровизации вузов, формировать у сотрудников вузов компетенции, востребованные в условиях цифровой экономики.

В соответствии с исследованием «Стартап Барометр 2019» без малого пятая часть российских стартапов сегодня – проекты в сфере образования. В дополнение к тому онлайн-образование сейчас входит в топ-5 приоритетных направлений как для инвесторов, так и для стартаперов.

По данным Агентства инноваций Москвы, с точки зрения динамики проникновения цифровизации, в частности онлайн-образования, в высшее образование преобладают EdTech-продукты для выполнения управленческих задач, из них к управлению организацией относится 44%, к управлению учебным процессом – 33%, к формированию образовательной траектории – чуть больше 20% [2].

Ведущие вузы, со своей стороны, демонстрируют подходы к цифровизации образования на мировом уровне. Так, НИУ ВШЭ в 2019 году открыла на базе платформы Coursera полностью онлайновую англоязычную программу Master of Data Science, доступную студентам со всего мира. Учебные материалы для нее создавали не только преподаватели вуза, но и практики из бизнеса, в том числе из «Яндекса».

Вместе с тем и условно «отстающие» от корпуса лидеров вузы продолжают осваивать подходы онлайн-образования, хотя и медленнее, чем ожидалось несколько лет назад.

В 2020 году ведущие университеты относятся к массовым открытым онлайн-курсам как к инструменту, как к части образовательной программы и интенсивно работают с другими цифровыми технологиями: можно вспомнить, например, симуляторы УрФУ, адаптационный курс ТГУ, собственные системы прокторинга в ИТМО и СПбПУ, а ВШЭ активно развивает аналитику цифрового следа и психометрику. Вузы, которые только ступили на эту дорогу, в плане освоения онлайн-технологий заметно отстают. Но у большинства учреждений высшего образования, руководство которых в последние десять-пятнадцать лет хоть как-то старалось соотноситься с современными реалиями, есть внутренние системы электронного обучения как минимум. Пока, впрочем, нельзя сказать, что контент российских вузов в плане технологий инновационен. Решения для геймификации, VR-симуляции и тому подобное внедряются в единичных вузах. По большей части имеет место доставка контента традиционных лекций, использование систем тестирования через интернет, в отдельных случаях применяются системы прокторинга.

В связи с актуальными сложившимися условиями перед ППС вузов возникают следующие вызовы: необходимость овладения и активного использования методов самопознания, самооценки и саморазвития; развитие коммуникативной компетентности в цифровой среде и овладение цифровыми компетенциями. В рамках данного исследования авторами был проведен опрос среди ППС вузов для выяснения реальной ситуации, связанной с внедрением новшеств в университетах в условиях цифровой экономики. В опросе приняли участие 54 преподавателя, осуществляющих свою деятельность в вузах Санкт-Петербурга, таких как НИУ ИТМО, СПбГЭТУ (ЛЭТИ) и СПбГПУ Петра Великого.

В целом ППС опрашиваемых вузов положительно реагирует на внедрение новых технологий и инструментов в образовательный процесс, а также активно использует инновационные решения в преподавательской деятельности (90%). Новые формы образовательного процесса являются наиболее распространенным типом инноваций для 57,1%. Большинство анкетируемых в работе со студентами используют интерактивные формы обучения и онлайн-курсы; общение посредством личного кабинета в цифровой среде вуза и социальных сетях; обмен и хранение учебных материалов в облачных хранилищах.

В процессах управления всеми исследуемыми вузами реализована система эффективного контракта на основе выполнения ключевых показателей (KPI). Однако почти половина (40% опрашиваемых) считают неэффективным внедрение системы ключевых показателей (KPI). Повышение квалификации и участие в конференциях являются в 35% случаев принудительными – отсутствует мотивация у значительного числа ППС к развитию интеллектуального капитала. Это объясняется давлением руководящего звена на преподавателей, вызывает негативную реакцию. Опираясь на опыт университетов мирового уровня, приведем в пример условия труда преподавателей Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), где структура менеджмента характеризуется рядом факторов: непосредственное участие штатных ППС в принятии стратегических решений; специальная система медицинского, социального и пенсионного обеспечения (пенсия от работодателя); отсутствие системы премирования (за публикационную активность, качество лекций, повышение учебной нагрузки: увеличение заработной платы осуществляется через карьерный рост) [6] (Khalin et al., 2019). Благодаря данным факторам достигается престиж преподавательской профессии.

В контексте эффективного контракта в российских университетах приводится ряд показателей, определяющих результативность научно-исследовательской работы сотрудников (подготовка и публикация определенного количества научных статей в журналах из перечня ВАК, Web of Science или Scopus; участие в проектах с внешним финансированием; издание учебных пособий; уровень владения иностранным языком и т.д.), вместе с тем недостаточно внимания уделяется созданию условий, позволяющих максимально реализовать творческие способности ученых. Создание среды обмена знаниями, которая призвана способствовать активизации интеллектуального потенциала ППС, в 60% случаях была признана преподавателями неэффективной. Данный показатель может указывать на серьезную проблему развитости интеллектуальной и инновационной среды вуза и ее несоответствия нынешней цифровой экономике. По данным исследования:

§ 80% опрошенных являются разработчиками/руководителями новых образовательных программ по современным направлениям;

§ 85% считают себя проводниками инноваций, и им легко справляться с внедряемыми инновациями;

§ 15% испытывают трудности цифровизации, а 60% справляются легко с происходящими изменениями.

На отсутствие мотивации у ППС к инновационной активности указывает то, что почти половина опрошенных (45%) не используют цифровые инструменты в образовательной деятельности и при контакте со студентами, а 30% опрошенных относятся отрицательно к внедряемым новшествам. Можно сделать вывод, что сопротивление инновациям и цифровой трансформации в целом у ППС крайне велико.

Анализ мотивов преподавателей, положительно реагирующих на внедряемые новшества, показал, что в понимании ППС присутствует осознанная необходимость внедрения инноваций в образовательный процесс. Большая часть преподавателей признают, что цифровые инструменты позволят оптимизировать время обработки и передачи информации; улучшить уровень коммуникации со студентами; повысить эффективность образовательного процесса; сделать образовательный процесс более интерактивным, интересным для студентов, а вуз – более привлекательным для абитуриентов.

Проведенный опрос и анализ актуальной ситуации в вузах подтверждает реализацию мер, направленных на переход к цифровой экономике, а также свидетельствует о наличии некоторых проблем, таких как:

· отсутствие системности и целостности внедряемых инноваций и низкая осведомленность ППС о новшествах;

· отсутствие эффективного информирования и управленческого содействия в адаптации ППС к изменениям;

· наличие существенных психологических барьеров для преподавателей: негармонизированная система эффективного контракта, недостаток необходимых цифровых компетенций, способствующих инновационной и академической активности, самовыражению, академической свободе преподавателя в современных условиях.

Переход к цифровой экономике неизбежно предполагает существенные перемены в требованиях к квалификации кадров. Вопрос адаптации ППС к новым условиям во многом будет зависеть от степени эффективности управленческих решений вуза. На данном этапе в рамках успешной адаптации ППС вузов к условиям цифровой экономики считаем необходимым принятие следующих мер:

· с целью преодоления сопротивления инновациям со стороны ППС необходимо их информировать и обучать возможностям, создаваемым в результате цифровизации – это поможет бороться с непониманием и непринятием новшеств, а также сделает сотрудника востребованным на рынке труда в долгосрочной перспективе;

· считаем необходимым гармонизировать систему эффективного контракта и учесть интересы обеих сторон посредством внесения в контракт таких составляющих, как уровень денежного вознаграждения преподавателя за выполнение и невыполнение условий контракта, его срок работы в должности (опыт, академические достижения, социальный пакет, пенсионное обеспечение, организационно-финансовая поддержка преподавателя при подготовке научных программ, научных статей, прохождении программ повышения квалификации, участии в научных конференциях, рабочее место). Эффективный контракт в равной мере должен быть эффективным как для работодателя, так и для работника, выступая в качестве инструмента гармонизации интересов обеих сторон. Для преподавателя важно, чтобы эффективный контракт не только гарантировал достойную оплату труда, но и способствовал созданию условий, при которых он мог бы реализовать свой творческий потенциал.

· сформировать в вузах эффективную систему менеджмента, способствовать развитию академической свободы, повышению престижа преподавательской деятельности, учитывать интересы сотрудников и, благодаря проведенным мероприятиям, выходить на уровень авторитетных научно-исследовательских и образовательных центров.

Заключение

Проведенный анализ позволил раскрыть направления трансформации образовательной деятельности в вузах, вызовы, стоящие перед ППС в условиях цифровой экономики. Существенным показателем цифровой трансформации вуза является адаптация ППС к новым, быстро меняющимся условиям, в частности преобразование поведенческой модели преподавателя из носителя знаний в автора, разработчика, исследователя, пользователя и амбассадора педагогических инноваций.


Источники:

1. Цифровая экономика Российской Федерации» Национальная программа [Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р] // Официальный интернет-портал Правительства РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru, свободный (дата обращения 10.02.2020)
2. Исследование российского рынка онлайн-образования 2020 // Официальный сайт университета профессий сферы онлайн-образования EdMarket – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://research.edmarket.ru/ (дата обращения 12.03.2020)
3. Дадалко В.А., Соловкина Е.Д. Компетенции для цифровой экономики и трансформация образовательной системы в условиях VI экономического уклада // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – Т. 14, № 5. – С. 913 – 926.
4. Лебедева Ю.В. Проблемы внедрения инновационных технологий в образовательный процесс вуза. Профессиональное образование в современном мире. 2015; № 2 (17) С. 146-158.
5. Уваров А.Ю. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. / отв. ред. И. В. Дворецкая – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 155 с.
6. Халин В.Г. Российские университеты в условиях цифровизации: математические и инструментальные методы оценки качества управления: монография / под ред. В. Г. Халина. – М.: Проспект, 2019. – 896 с.
7. Клячко Т. Экономика высшего образования – смена модели. [Электронный ресурс] // IQ.HSE.RU. – Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/177673044.html свободный (дата обращения 10.02.2020)
8. Puzynya Tatiana, Egozaryan Valery, Maymina Elvira Development trends of the education in Russia under digital economy Espacios. Vol. 39 (Number 30) 2018. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.revistaespacios.com/, свободный (дата обращения 10.02.2020)
9. Дранев Ю.Я., Кучин И.И., Фадеев М.А. Вклад цифровизации в рост российской экономики // Информационный бюллетень. Серия: «Цифровая экономика. – 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/221125086.html (дата обращения: 27.03.2020).
10. Ленчук Е.Б Формирование цифровой экономики в России: проблемы, риски, перспективы / Ленчук Е.Б, Власкин Г.А. // Вестник Института экономики РАН. – 2018. – № 5. – С. 9-21.
11. Цифровая Россия: новая реальность. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tadviser.ru/images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf (дата обращения: 27.03.2020).
12. Попова А.И. Кадровый потенциал и динамика рынка труда в цифровой экономике // А.И. Попова, А.Е. Распопова // Наука молодых – будущее России: сборник научных статей 4-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых в 8 томах. – Курск, 2019г. – C. 208-212.


Страница обновлена: 03.12.2024 в 07:13:22