Модель оценки экономических последствий государственного участия на отраслевом рынке энергомашиностроения
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 12 (Декабрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47943173
Аннотация:
Отраслевой рынок энергомашиностроения в России сильно отстает в технологическом развитии от мирового и остро нуждается в инновационных решениях. Почти 45% технологического парка отраслевого рынка энергетического машиностроения устарело, поэтому предприятиям необходима помощь государства в сокращении отставания от зарубежных конкурентов. В статье были рассмотрены действующие государственные программы по развитию энергомашиностроения. Также проведен анализ концентрации отраслевого рынка энергетического машиностроения, выявлено, что отраслевой рынок энергетического машиностроения высококонцентрированный. Это связано с историческим аспектом создания и развития отрасли, структурой господдержки крупных холдингов. Мелкие независимые продавцы на отраслевом рынке лишены господдержки и остаются в позиции догоняющего. В связи с этим была предложена система оценки государственного влияния, которая учла воздействие на прибыль предприятия, налоговые отчисления, концентрацию на отраслевом рынке и на факторы поддержки отечественного производителя, а в последствии, увеличения рабочих мест. Эти показатели являются неотъемлемой частью развития отраслевого рынка и промышленности.
Ключевые слова: отраслевой рынок, энергомашиностроение, государственное регулирование, технологическое развитие, экономико-математическая модель
JEL-классификация: L52, L62, L16, O33
Введение
В современных условиях проблема технического перевооружения и технологического развития предприятий энергомашиностроения в определенной степени обострилась по нескольким причинам, связанным с нестабильностью мировой и национальной экономики, повышением страновых рисков, усилением конкуренции и трудностями в реализации инновационных идей. Эти обстоятельства приводят к необходимости создания системного механизма технологических инноваций вместо разрозненных единичных проектов, которые не могут дать значительного и реального технического прогресса. Важно отметить, что вертикальная интеграция по производственному циклу на межотраслевом уровне со времен распада СССР была разрушена, на смену ей пришла горизонтальная конкуренция с мировыми лидерами отраслевого производства.
Ягопольский А.Г. и Домнышев А.А. в своей работе «Проблемы инновационного развития машиностроения России» пишут, что из-за кризисных 1990–2000 гг. Россия отстала от основных стран мира по технологическому развитию. Россия давно закупает готовые решения и разработки за рубежом. Но с 2014 года из-за санкций и ограничений со стороны зарубежных партнеров России пришлось развивать свое собственное техническое обеспечение и разрабатывать инновационные проекты в соответствии с современными реалиями глобального развития промышленности и технологий [10] (Yagopolskiy, Domnyshev, Vorontsov, 2019). Остается открытым вопрос степени и глубины проникновения государства в сами рыночные механизмы и в экономику отраслевых предприятий.
На сегодняшний день Россия занимает десятое место в рейтинге ведущих стран мира по величине внутренних затрат на исследования и разработки (ИР) в расчете по паритету покупательной способности национальных валют. Их объем составил 39,9 млрд долл. (табл. 1). В пятерку лидеров входят США (511,1 млрд долл.), Китай (451,2), Япония (168,6), Германия (118,5) и Республика Корея (79,4 млрд долл.).
По рейтингу Глобального инновационного индекса Россия занимает 47-е место. Это говорит о том, что РФ много вкладывает в исследования, но результат будет получен через некоторое время [10] (Yagopolskiy, Domnyshev, Vorontsov, 2019).
Целью научного исследования Чернова Р.В. стал анализ изобретательского уровня предложений сотрудников предприятия и возможности влияния на его повышение с помощью механизмов управления. В ходе исследования был проведен анализ рацпредложений работников организации. Каждое рацпредложение было рассмотрено отдельно, по структурной схеме Г.С. Альтшуллера, и определен его изобретательский уровень [9] (Chernov, 2020). Работа посвящена вопросу изучения скрытого экономического потенциала организаций отрасли. Учет подобных факторов поможет повысить точность формирования производственной функции производителей на рынке энергомашиностроения.
Из опубликованной работы Чернова Р.В. можно сказать, что задача руководства – создать такую систему мотивации, которая позволит повысить изобретательский уровень и улучшить математическое обоснование рацпредложений, изобретений, инноваций, с одной стороны, а с другой – повысить вовлеченность и степень лояльности персонала. Это создаст предпосылки для того, чтобы новый продукт промышленного предприятия был действительно инновационным, высокотехнологичным и качественным [9] (Chernov, 2020).
Пискунов А.И. в работе «Техническое перевооружение как основа инновационного развития промышленных предприятий России» также говорит, что российская промышленность остро нуждается в потоке инновационных идей, конструктивном улучшении продукции, но прежде всего, в постоянном совершенствовании производственных процессов [6] (Piskunov, 2019).
Вышеупомянутые авторы пишут, что технологическое обеспечение российских компаний в области энергетики и энергомашиностроения сильно отстает от западных партнеров. Толчком для современного развития технологий стало письмо Президента РФ № Пр-576 от 30.03.2002 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Именно этот документ дал начало осуществлению государственной инновационной политики через формирование федеральных целевых программ, создание особых экономических зон, технопарков и технополисов [1] (Gretchenko, Manakhov, 2018).
До этого времени необходимо принимать во внимание уникальный экономический уклад страны. Отличительной чертой периода до 90-х годов ХХ века было «эксклюзивное право» государства на ведение предпринимательской деятельности. Период 90-х годов характеризовался существенным спадом производства и практически полным отсутствием спроса на инновации [1] (Gretchenko, Manakhov, 2018).
Сегодня важную роль в развитии промышленности должно сыграть государство. Основная цель государственной политики – это реализация стратегии инновационного прорыва путем создания условий для разработки, внедрения, производства и вывода на рынок высокотехнологичной продукции.
На сегодняшний день инновационная деятельность внесена в перечень основных приоритетов государства. Средства федерального бюджета планируется направить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Цель научного исследования – разработать модель оценки экономических последствий государственного участия на отраслевом рынке энергомашиностроения. Для достижения поставленной цели необходимо проанализировать отраслевой рынок энергомашиностроения и выявить особенности государственного участия в отрасли энергомашиностроения.
Анализ отраслевого рынка энергомашиностроения в РФ
Современный рынок производства энергетического оборудования характеризуется длительным циклом, высокой капиталоемкостью, производительностью и технологичностью. Экономическое развитие отрасли энергомашиностроения России в первую очередь определяется рядом внутренних факторов: темпом роста ВВП, объемом инвестиций в основной капитал, уровнем производства на рынке промышленной продукции, налоговой политикой и другими отраслевыми рынками.
Несмотря на участие и поддержку государства в инновационном развитии, промышленность России очень нуждается в идеях, конструктивном совершенствовании продукции, но более всего – в постоянной модернизации производственных процессов. Инновационная экономика основана на простом принципе: только оригинальные технологии способны создавать максимальную добавочную стоимость и играют роль главной движущей силы развития экономики страны [8] (Khokhlova, 2018).
Негативное влияние на развитие компаний отрасли обусловлено проблемами в реализации долгосрочных проектов, ростом тарифов естественных монополий и транспортных тарифов, изменчивостью цен и волатильностью курсов валют при высоком уровне зависимости от импорта сырья и комплектующих (особенно при использовании технологий зарубежных лицензиаров), снижением рентабельности производства [3] (Dorokhovich, 2020).
По данным Федеральной службы государственной статистики, в электроэнергетике уже около 45% всех генерирующих мощностей электростанций России выработали свой парковый ресурс [6] (Piskunov, 2019).
Но на полное обновление энергетических мощностей уйдет не один год. И такие перспективы позволяют говорить о чрезвычайно емком рынке для российских энергетических машиностроителей, но при одном условии – если они сумеют увеличить научный и производственный потенциал, потому что состояние отрасли заставляет задуматься о целесообразности такой привлекательной рыночной задачи.
Энергомашиностроение требует глубокой модернизации, а для этого нужны или эффективные меры государственной поддержки, или полный отказ государства от вмешательства в рыночные процессы. Роль государства – поддерживать потенциал развития отрасли, учитывая ее стратегическую важность для обеспечения энергетической безопасности страны, – понятна, но для ее осуществления требуются конкретные меры, которые являются результатом проработанной стратегии промышленного развития отрасли [7] (Solkina, Shchepakin, 2016).
Основная задача развития отраслевого производства – повышение технологического уровня производства и качества НИОКР, которые являются основой конкурентоспособности энергомашиностроения. За рубежом, в условиях «свободного» рынка государство не оставляет без внимания этот аспект деятельности частных компаний – мероприятия, стимулирующие НИОКР, являются «стандартными» мерами государственной поддержки [2] (Vodolazhskaya, 2020).
Свои интересы на рынке технологий сейчас диктуют крупные транснациональные корпорации, занявшие целую нишу рынка инновационных технологий. Их стоимость основана не столько на результатах производства, сколько на различных ноу-хау, введенных в повсеместное использование законодателями «моды» на технологии. Самыми крупными игроками на рынке являются США и Япония – процент платежей за использование интеллектуальной собственности этими странами составляет 40% и 11% соответственно [5] (Kalashnik, Stolbovskaya, 2020).
Что же касается рынка интеллектуальной собственности в России, то ситуация в данный момент складывается не самая положительная. Доля оборота объектов интеллектуальной собственности от общего объема ВВП в нашей стране составляет лишь 0,5% [5] (Kalashnik, Stolbovskaya, 2020). Самыми крупными компаниями в этой сфере являются «Роснефть», «Газпром», «Лукойл» и «Сургутнефтегаз». В то же время конкурентная среда на рынке крайне слабая – большая доля заявок на регистрацию патентов принадлежит крупнейшим национальным корпорациям.
Как было сказано ранее, Россия входит в пятерку крупнейших инвесторов в развитие технологий, однако это плохо сочетается с минимальным количеством поданных заявок на патенты (5,17% от общего числа заявок на регистрацию интеллектуальной собственности) [5] (Kalashnik, Stolbovskaya, 2020).
Отметим, что Россия также входит в пятерку лидеров по объему вложений в технологии, науку и культуру. У нашей страны есть необходимые активы для развития рынка интеллектуальной собственности, чтобы коммерциализировать указанные инвестиции и вывести их в добавочную стоимость. Но рынок интеллектуальной собственности в России занимает не самое высокое место в статьях доходов различных компаний.
Развитие инновационной экономики само по себе, без помощи государства, невозможно. Оно возможно только тогда, когда соединяется несоединимое – государство и технологический предприниматель.
Целью государственного регулирования энергетического машиностроения является стимулирование структурного обновления отрасли. Суть процесса государственного регулирования структурных преобразований в энергомашиностроении можно определить как совокупность методов и инструментов управления производством, основанных на правовых нормах, формах организации производства, используемых для развития отрасли, устойчивого и опережающего развития электроэнергетики, обеспечив ее высокотехнологичным и энергоэффективным оборудованием [6] (Piskunov, 2019).
Сегодня реализуется государственная программа «Стратегия развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010–2020 годы и на перспективу до 2030-го» и подпрограмма «Силовая электротехника и энергетическое машиностроение» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2030 г.» [12].
Эти программы направлены на создание системы инновационного развития на основе потенциала отечественного энергомашиностроения и применения механизмов государственно-частного партнерства, преодоление технологического отставания на основе отечественных инновационных разработок и создание инфраструктуры по внедрению новых технологий [8] (Khokhlova, 2018).
В приказе Минпромторга РФ от 31 марта 2015г. № 653 планируется создание и продвижение следующих проектов в энергомашиностроительной отрасли:
- газотурбинные установки различной мощности, в особенности большой мощностью от 100 до 200 МВт,
- лопатки газовых турбин,
- паровые и водогрейные котлы,
- оборудование для возобновляемых источников энергии (ветрогенерирующие установки, фотоэлектрические модули) [12].
Сегодня разработать замену зарубежному оборудованию пытаются крупнейшие энергетические холдинги, которые включают в себя весь процесс от научных центров до станций распределения энергии к конечному потребителю.
Особенность сложившейся ситуации в том, что налаживать отечественное производство придется практически с нуля, инвестируя и в разработки, и в производство, и во внедрение технологий, при этом совершенно неочевидно, что энергокомпании будут иметь желание и возможность потребить весь объем произведенной продукции. Особенности устройства экономики в РФ таковы, что регулирование несимметрично по отраслям и сферам деятельности, и рыночные механизмы часто пересекаются или даже заменяются регулированием.
Также в настоящее время действует государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Одной из подпрограмм является «Развитие производства средств производства». Подпрограмма направлена на:
1) развитие научно-технической базы в области производства;
2) стимулирование внедрения и опытно-промышленной эксплуатации современных высокотехнологических средств производства, в том числе робототехники, цифрового производства, аддитивных технологий и цифрового программного обеспечения;
3) поддержку спроса промышленных предприятий на современные образцы средств производства, произведенные в Российской Федерации;
4) специализированные меры государственной поддержки производства средств производства [13].
Эта программа предполагает использование мер государственной поддержки в соответствии с масштабом проекта и стадией жизненного цикла. Государство будет использовать специальные инвестиционные контракты, реализовывать меры по поддержке экспортной деятельности и регулировать закупки продукции отраслей производства средств производства.
Модернизация промышленного предприятия – важный инструмент повышения конкурентоспособности производителя. Техническое оборудование и технологии производства играют очень важную роль на конкурентном рынке. Для национального рынка энергетического машиностроения характерна высокая консолидация деятельности, объединенная в холдинговые структуры, что позволяет компаниям отрасли противостоять вызовам рынка и работать с достаточной степенью устойчивости. В настоящее время в России насчитывается порядка 50 энергомашиностроительных предприятий. Автором было рассмотрено финансовое положение наиболее крупных из них в 2020 году. Для анализа концентрации отраслевого рынка энергомашиностроения были выбраны 7 компаний-лидеров с наибольшей выручкой. В таблице 1 представлены данные следующих фирм:
1. АО «Атомэнергомаш».
2. ПАО «Силовые машины».
3. ООО «Вестас Мэньюфэкчуринг Рус».
4. АО «НПО ЦНИИТМАШ».
5. АО «СведНИИхиммаш».
6. ЗАО «ОМЗИТ».
7. ООО «ПКФ «Турбоком-Инвест».
Таблица 1
Анализ концентрации на отраслевом рынке энергомашиностроения РФ за 2020 год
Фирма
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Итого
|
Выручка (млрд руб.)
2020 [11] |
83
|
58,725
|
24,448
|
1,518
|
1,131
|
0,706
|
0,182
|
169,71
|
Ранг
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
Доля (%)
|
48,9
|
34,5
|
14,4
|
0,8
|
0,6
|
0,45
|
0,35
|
100,00
|
% нарастающим итогом
|
48,9
|
83,4
|
97,8
|
98,6
|
99,2
|
99,65
|
100
|
|
% нарастающим
итогом ^ 2
|
2391,2
|
1190,2
|
207,3
|
0,64
|
0,36
|
0,202
|
0,12
|
3790,14
|
Индекс концентрации
|
0,14
| |||||||
Коэффициент концентрации (CR-3)
|
97,8
| |||||||
Коэффициент Херфендаля-Хиршмана
|
3790,14
|
Отечественный рынок энергетического машиностроения характеризуется высокой консолидацией бизнеса, объединенного в холдинговые структуры, что позволяет предприятиям отрасли справляться с вызовами рынка и работать с достаточной степенью устойчивости.
Стоит обратить внимание, что выручка первых трех компаний значительно больше, чем у остальных, так как они являются частью крупных холдингов. Отраслевой рынок энергомашиностроения очень концентрированный (СR-R = 97,8). Предприятия, состоящие в холдинге, имеют наибольшую власть. Такая ситуация сложилась не без участия государства. Государство вкладывает средства в предприятия, которые принесут прибыль, а значит, и заплатят налог, но менее развитые предприятия простаивают и несут убытки.
Технологические барьеры входа на отраслевой рынок очень высоки, что связано с эффектом масштаба производства, свойственным для данного отраслевого производства. Технологическое отставание от зарубежных компаний – большая проблема на уровне страны. Российским компаниям трудно конкурировать с мировыми корпорациями. Для сравнительно небольших компаний даже при условии господдержки необходим значительный уровень внимания к технологиям и процессу производства.
Необходимо отметить, что энергомашиностроение в значительной степени влияет на энергетическую безопасность и независимость страны. В последнее время все чаще инвесторами становятся зарубежные фирмы, и прибыль, полученная на территории РФ, утекает за границу. При условии развитого собственного производства не только лидеров, но и более мелких предприятий, увеличатся потоки денежных средств, налоговые поступления и появятся рабочие места [4] (Egorova, 2014).
Система оценки влияния государственного участия на субъекты отраслевого рынка
Для того чтобы была возможность проанализировать выгоду от государственного участия и оценить влияние государственной поддержки на отраслевой рынок, была разработана система уравнений, в которой учтены субъекты, действующие на отраслевом рынке, а также их положительный эффект от влияния государства на работу отраслевого рынка или конкретного предприятия (1):
1. Пр1 > Пр2.
2. Прибыль2 = Выручка – себестоимость – процент по кредиту (при условии, что %23 – %14<0) – налог на прибыль (налоговые отчисления после – налоговые отчисления до <0).
3. Налог – субсидии > 0.
4. CR-31 > CR-32 .
5. Стоимость отечественных ресурсов < общая стоимость ресурсов,
где
Пр1 – прибыль предприятия до государственной поддержки,
Пр2 – прибыль предприятия после государственной поддержки,
%2 – процент по кредиту после государственного участия,
%1 – процент по кредиту до государственного участия,
CR-31 – коэффициент концентрации до государственного воздействия,
CR-32 – коэффициент концентрации после государственного воздействия.
Из формулы 1 видно, что на первом уравнении системы заложено условие, что прибыль предприятия после государственной помощи должна быть больше, чем до. Иначе предприятию нет смысла в этой помощи.
Во втором уравнении прописана формула расчета прибыли предприятия с учетом предоставления льготного кредитования и/или упрощенной системы налогообложения. Соблюдение этих условий принесет выгоду предприятию в виде чистой прибыли, которую они смогут направить на реинвестирование.
Третье уравнение показывает, что государственные субсидии должны быть меньше, чем налоговые взносы, иначе пропадет интерес и выгода для государства. Здесь имеется в виду, что субсидировать будут одно предприятие, а расчет налоговых отчислений – по отраслевому рынку.
Развитие предприятий, которые пока не являются лидерами рынка, снизит конкуренцию на отраслевом рынке. С помощью государственной поддержки предприятие сможет конкурировать с лидерами. Именно это заложено в четвертом уравнении.
Импортозамещение, к которому стремится государство, тоже не может произойти без помощи властей. Поэтому сумма затрат, состоящих из отечественных ресурсов, должна быть ниже, чем закупка и доставка из-за рубежа. Иначе нет выгоды поддерживать отечественное производство.
Учитывая все вышеперечисленные условия, получим систему анализа влияния государственной поддержки на темпы развития отраслевого рынка и предприятий, действующих на нем.
Заключение
В заключение можно сказать, что нынешнее положение ведущих предприятий энергетического машиностроения России нельзя назвать устойчивым из-за внутренних и внешних факторов, основными из которых можно назвать возрастающую конкуренцию зарубежных производителей, недостаточную материально-техническую и научную базу, введение санкций западными странами. При этом ключевыми факторами улучшения положения предприятий отрасли являются развитие производственного потенциала компаний, расширение ассортимента продукции с учетом развития научных разработок, а также государственная поддержка.
На сегодняшний день в России анализ рынка энергомашиностроения показывает, что предприятия-лидеры, материально-техническая база которых была разработана еще в СССР, не готовы в полной мере обеспечивать электроэнергетическую и энергетическую отрасли отечественным оборудованием. Из-за отраслевой специфики новым предприятиям очень сложно пробиться на рынок и составить здоровую конкуренцию лидерам.
Успех реализации госпрограмм по развитию промышленности РФ и импортозамещению невозможен без комплексного взаимодействия производителей оборудования, потребителей внутри страны и регулирующего воздействия государства. На основе показателей концентрации на отраслевом рынке можно сделать вывод о значительной степени монополизации. Снижение уровня концентрации в динамике приведет к повышению конкуренции на рынке и развитию отрасли в целом.
Важно отметить, что эффект от господдержки необходимо измерять и оценивать. Положительная динамика показателей налоговых потоков платежей, увеличение количества рабочих мест внутри страны, повышение конкурентоспособности отечественной отраслевой продукции – это факторы промышленного роста и развития отраслевого рынка.
Источники:
2. Водолажская Е.Л. Управление устойчивым развитием высокотехнологичных отраслей Промышленности. / автореферат дис.,.. доктора экономических наук : 08.00.05., 2020.
3. Дорохович С.И. Особенности модернизации промышленного предприятия // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 22. – c. 1551-1557.
4. Егорова С.Б. Формирование конкурентных стратегий малых предпринимательских структур на основе оценки барьеров входа на отраслевые рынки. / диссертация … кандидата экономических наук: 08.00.05. - Чебоксары, 2014. – 198 c.
5. Калашник Н.А., Столбовская Н.Н. Проблема оценки стоимости интеллектуальной собственности в России в условиях цифровой экономики // Современные технологии управления. – 2020. – № 2. – c. 371-376.
6. Пискунов А.И. Техническое перевооружение как основа инновационного развития промышленных предприятий России // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 1. – c. 137-150. – doi: 10.18334/vinec.9.1.40079 .
7. Солкина А.А., Щепакин М.Б. Отраслевой рынок и классификация факторов, определяющих его функционирование и развитие // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2016. – № 6. – c. 26-30.
8. Хохлова Н.В. Основные составляющие государственного управления структурными преобразованиями в энергетическом Машиностроении // Вестник национального института бизнеса. – 2018. – № 32. – c. 266-273.
9. Чернов Р.В. Особенности реализации технологии создания нового продукта на промышленных предприятиях // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 4(53). – c. 212-216. – doi: 10.25683/VOLBI.2020.53.410 .
10. Ягопольский А.Г., Домнышев А.А., Воронцов Е.А. Проблемы инновационного развития машиностроения России // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 2. – c. 7-9.
11. Сервер раскрытия информации. Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-disclosure.ru (дата обращения: 23.09.2021).
12. Приказ от 22 февраля 2015 г. N 206 «Об утверждении стратегии развития энергомашиностроения российской федерации на 2010 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года». Mineconom74.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mineconom74.ru (дата обращения: 22.09.2021).
13. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://gov.garant.ru (дата обращения: 22.10.2021).
Страница обновлена: 18.11.2024 в 19:00:43