Принципы и участие предпринимательства в отраслевой структуре экономики России

Герцик Ю.Г.1
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 10, Номер 4 (Апрель 2020)

Цитировать:
Герцик Ю.Г. Принципы и участие предпринимательства в отраслевой структуре экономики России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 4. – С. 1195-1204. – doi: 10.18334/epp.10.4.100797.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42900289

Аннотация:
Рыночная экономика обусловила формирование в России такого вида производственно-хозяйственной деятельности, как предпринимательство, анализ и нормативно-правовые аспекты деятельности которого в настоящее время отражаются не только в научных статьях, но и в официальных документах Правительства России. Данная работа посвящена рассмотрению вопросов формирования и функционирования предпринимательских проектов, анализу целесообразности и возможности их применения в деятельности отраслевых производственных комплексов страны. Целью работы является анализ эффективности предпринимательских проектов в производственно-хозяйственной сфере экономики. В работе использованы следующие общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, структурно-функциональные и маркетинговые методы. Научная новизна работы заключается в обобщении, анализе рассмотренных материалов по формированию и функционированию предпринимательских проектов, в том числе, с инновационной составляющей, возможности их интеграции с отраслевыми направлениями развития производственно-экономической деятельности.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательские проекты, отраслевые комплексы, инновационные проекты, производство, производственно-хозяйственная деятельность, конкуренция

JEL-классификация: M11, M21, L26



Введение

В настоящее время в теоретических основах экономической науки все большее место занимают вопросы теоретического и практического анализа предпринимательских проектов, особенности их формирования и развития. Исходя из положений Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019 г., с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 01.01.2020 г.) [1] отметим, что субъектами малого и среднего предпринимательства могут являться хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), зарегистрированные как малые предприятия. Исходное определение предпринимательства как фактора производства дано в работе [2] (Shumpeter, 1982), там же автором Й.А. Шумпетером были сформулированы задачи предпринимательства, заключающиеся в создании нового или в совершенствовании предыдущего «материального блага»; в использовании нового для конкретной отрасли способа производства; освоении нового рынка сбыта или расширении предыдущего; применении нового сырья; формировании новой организационной схемы производства или экономической деятельности [4] (Gertsik, 2016). В России возникновение предпринимательства связано с процессами перехода к рыночным отношениям [3] (Dumnaya, 2017), что обусловило наличие такой характеристики предпринимательства, как конкуренция. В настоящее время определение предпринимательской деятельности как инициативной, направленной на получение прибыли дается и Гражданском кодексе РФ [5]. Отметим, что предпринимательские проекты могут содержать инновационную составляющую. При этом понятие инновационного проекта определяем как создание новой или существенное изменение существующей системы: технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной с целью улучшения качества продукции/услуги и обеспечения коммерческого эффекта путем реализации предложенной технологии, методики, программы и т.п. [6–8] (Kulikov, 2011; Soloveva, 2012), что требует систематизации предпринимательских проектов. В [4] (Gertsik, 2016) приведена классификация видов предпринимательской деятельности по различным признакам, приведены определения этих признаков и показаны виды предпринимательской деятельности, отвечающие этим признакам (рис. 1).

Рисунок 1. Виды предпринимательской деятельности по различным направлениям деятельности, организационной форме, отраслям экономики, территориальной принадлежности

Источник: [4] (Gertsik, 2016).

В дополнение к представленной классификации целесообразно указать и такой вид предпринимательства, как социальное, направленное на реализацию общественно полезных целей [1]. С учетом вышеизложенного отметим, что понятие «предпринимательский проект» включает совокупность всех процессов, используемых ресурсов (трудовых, материальных, финансовых и пр.), комплекс организационно-технической и нормативной документации для создания и реализации продукции или услуг, выполняемых в определенный промежуток времени при заданных конечных результатах и финансовых средствах, с включением управленческих решений по их выполнению при временных и финансовых ограничениях. В данном определении не представлено понятие инновационности проекта, и, соответственно, инновационность не является обязательным признаком предпринимательского проекта. Вместе с тем многие предпринимательские проекты, как указано выше, могут быть более эффективными при использовании в своей деятельности инновационных решений. В этой связи представляется целесообразным ввести понятие «предпринимательский проект с инновационной составляющей». Понятие «предпринимательский проект с инновационной составляющей» показывает возможность более эффективного внедрения и функционирования проекта в рыночных условиях за счет новизны предлагаемых решений, чаще защищенных документами по охране интеллектуальной собственности, обеспечивающих конкурентоспособность продукции, создаваемой в ходе реализации проекта [6–9] (Kulikov, 2011; Soloveva, 2012; Abdrakhmanova, Egorova, 2015).

Для реализации предпринимательских инновационных проектов существенное значение имеет их финансовое обеспечение. При этом следует различать проекты [9–11] (Abdrakhmanova, Egorova, 2015; Koksharov, 2019; Lyuy, Khokhlova, Kretova, Korshunova, 2018): 1) инвестиционные, например капитальные вложения на строительство новых промышленных объектов (энергетика, транспорт, связь и т.д.); 2) научно-технические (инновационные; предпринимательские с инновационной составляющей) – передовые технологии, новшества, продукты и услуги. Между этими двумя проектами существуют важные различия:

1. Имеющаяся финансовая информация о капитальных вложениях в промышленные объекты гораздо более надежна, чем для большинства даже самых простых научно-технических проектов, особенно на ранних стадиях.

2. Отличаясь значительно большей неопределенностью, научно-технические проекты имеют то преимущество, что они могут быть прекращены при небольших финансовых потерях уже на ранних стадиях разработки.

3. В научно-технических проектах гораздо чаще можно столкнуться с ограниченностью и неадекватностью информации по сравнению с инвестиционными проектами. Это осложняет корреляцию мнений независимых экспертов по оценке проектов.

4. Предпринимательские инновационные проекты отличаются от инновационных не только многокритериальностью и значительной степенью неопределенности, но и качественной оценкой. Инновационный проект характеризуется комплектом документов, который определяет себестоимость научно обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организацию инновационных процессов в пространстве и во времени. Подчеркнем, что инновационный проект любого уровня должен включать следующие разделы [1]: содержание и актуальность проблемы (идеи); резюме руководителя проекта; цели проекта, оценку себестоимости; экспертное заключение по проекту; механизм реализации проекта и систему мотивации; паспортизацию проекта. Паспортизация – важный элемент закрытия договора. Она включает: отчеты исполнителей разделов, которые предоставляют отчеты в головную организацию по разделу; головная организация представляет итоговый отчет на научно-технический совет по разделу; научно-технический совет (НТС) по разделу принимает отчеты и оформляет акты; головная организация готовит отчет по проекту в целом и направляет генеральному заказчику, на основании отчета договор закрывается.

Предпринимательский инновационный проект существенно отличается от рассмотренных инновационных рисками предпринимателей – инициаторов проекта и конечными значениями времени исполнения и объема финансирования, определяющими их доходность. Наиболее значимы – как предпринимательские, так и инновационные проекты, если областью их деятельности являются приоритетные области науки, промышленности и других направлений развития народного хозяйства. В этих случаях они, как правило, пользуются поддержкой государства и в них реализуются основные принципы менеджмента [12] (Zavyalov, Saginova, Zavyalova, 2017).


Предпринимательство как фактор производства. Основу рыночной производственно-экономической системы составляют множество субъектов экономики, предлагающих и реализующих инициативные проекты, в том числе предпринимателей, которые при соединении различных производственных и непроизводственных составляющих стремятся к получению дохода, обеспечивающего прибыль и удовлетворяющего их потребности, потребности работников и общества. Результаты предпринимательской деятельности зависят от способностей предпринимателей к управлению производством и организационным возможностям предприятий и сферы услуг, участвующих в проекте. При этом к важнейшим элементам проекта относят производство. Понятие «производство» в экономике тесно связано с понятием «производительность». В этой связи в работе под производством понимается не просто изготовление продукции, но учитывается ее количество, произведенное за заданный промежуток времени с использованием определенного лимита ресурсов. При достижении заданной производительности перед предпринимателями встает задача формирования спроса и предложения на произведенную продукцию/услугу.

Спрос можно определить как зависимость между стоимостью и количеством товара, который потребители могут приобрести по фиксированной цене в конкретном временном интервале. Также применяют понятие «эластичность спроса», характеризующее изменения спроса в силу вариабельности цен. Эластичным называют спрос, когда изменение его объема (в %) превышает диапазон снижения цен (в %). Если показатели изменения цен и увеличения спроса равны, то эластичность спроса равна единице. В случае когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Различают эластичность спроса по цене и по доходам. Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности спроса по формуле: Ко = Q/P, где Ko – коэффициент эластичности спроса, Q – процент изменения количества продажи, P – процент изменения цены.

Предложение. В работе это – объем продукции и услуг, предоставляемых производителем для реализации по фиксированной цене за определенный временной промежуток. Выделяют следующие элементы предложения: 1) ресурсы (материальные и интеллектуальные); 2) производственная продукция (станки, инструменты и т.п.); 3) финансы; 4) товары потребительского назначения: изделия длительного пользования (автомобили, квартиры и т.п.), изделия краткосрочного пользования (продукты питания, лекарственные средства и т.п.); 5) услуги (техническое обслуживание продукции, здравоохранение, туризм и т.п.). В свою очередь, «эластичность предложения» характеризует динамику предложения продукции, обусловленную динамикой изменения цен. Если увеличение предложения превышает динамику роста цен, «предложение Е» определяют как эластичное (E > 1). Если увеличение предложения соответствует динамике увеличения цены, предложение называют единичным (E = 1). Если прирост предложения меньше прироста цен, вводится неэластичное предложение (E < 1). Эластичность предложения определяют коэффициентом эластичности предложения: Кm = G/F, где Km – коэффициент эластичности предложения, G – процент изменения количества предлагаемого товара, F – процент изменения цены.

В связи с многоплановостью предпринимательских проектов целесообразно проанализировать существующие экономико-производственные системы и возможность применения в них предпринимательских положений и принципов. В настоящее время производственно-хозяйственный комплекс России представлен отраслевой, межотраслевой и территориальной структурами экономики, обеспечивающими как специализацию, так и кооперацию в производстве различных товаров и услуг. Отраслевая структура характеризуется совокупностью отраслей производственно-хозяйственного комплекса, отличающихся своей спецификой как производства, так и продукции. К первичному сектору экономики относим: сельское хозяйство, рыболовство, лесоводство, охоту (аграрно-промысловый сектор) и добычу природного сырья (угля, нефти, металлических руд и т.п.). К вторичному сектору – обрабатывающую промышленность и строительство. К третичному сектору относится сфера услуг, которая в последнее время интенсивно развивается. Часто из третичного сектора экономики выделяют четвертичный сектор экономики – информационные технологии, образование, научные исследования, маркетинг, банковские, финансовые и другие услуги, связанные с планированием и организацией производства.

Взаимосвязи отраслей промышленности обусловлены в основном способом производства и другими факторами, обусловленными применяемыми способами. Отметим основные отрасли в российской промышленности: топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Отрасли ТЭК относятся к капиталоемким отраслям [13] (Makarov, Mitrova, Kulagin, 2019). Металлургический комплекс совокупность предприятий, производящих металлы. Включает предприятия черной и цветной металлургии. Основа черной металлургии – добыча и обогащение железной, марганцевой и хромовой руды, выплавка чугуна и стали [13] (Makarov, Mitrova, Kulagin, 2019). Машиностроительный комплекс. Машиностроение – основная отрасль мировой промышленности. Машиностроение подразделяется на общее, транспортное и электротехнику [14] (Shirochenko, Ivanova, 2019). Агропромышленный комплекс. Главная особенность агропромышленного комплекса заключается в его межотраслевом характере [15] (Prodanova, Butyrin, Voronetskiy, 2017).

С учетом изложенного проанализируем целесообразность и возможность применения предпринимательских проектов в деятельности указанных промышленных отраслей. Как отмечалось, предпринимательство характеризуется инициативностью, конечными сроками и результатами выполнения проекта. Отраслевая структура экономики предполагает концентрацию производства по конкретным направлениям его развития, в основном на планово-экономической основе, вместе с тем ряд предприятий начинают использовать формы и методы предпринимательства [16, 17] (Sitnikova, Olabina, Pidoymo, 2016). Внедрение предпринимательства в отраслевую структуру позволяет при реализации важных предпринимательских проектов, в том числе с инновационной составляющей, формировать (независимые от общеотраслевых) фонды, соответственно, самостоятельно распоряжаться ими в зависимости от целей, задач и фазы реализации предпринимательского проекта. Такая самостоятельность предпринимательских проектов, включенных в планы деятельности предприятий в отраслевой структуре, позволяет как увеличить эффективность производства, в том числе отрасли, за счет использования инициативы и предприимчивости предпринимателей, так и повысить уровень ответственности за качество выпускаемой продукции, которая в противном случае не будет востребована на рынке, и предприниматель или разорится, или понесет существенные убытки. Реализация предпринимательских проектов возможна в том числе в форме государственно-частного партнерства [6–12] (Kulikov, 2011; Soloveva, 2012; Abdrakhmanova, Egorova, 2015; Koksharov, 2019; Lyuy, Khokhlova, Kretova, Korshunova, 2018; Zavyalov, Saginova, Zavyalova, 2017).

Заключение

1. Предпринимательство является одним из факторов формирования и функционирования рынка, и его принципы необходимо учитывать при создании и реализации любого, в том числе инновационного, проекта. Предпринимательство может быть реализовано как в государственном, так и в частном секторе экономики. Возможно совместное участие в проекте государственного и частного капитала в форме государственно-частного партнерства.

2. Для эффективности формирования и реализации предпринимательских проектов в рыночных условиях чрезвычайно важным является анализ конкурентоспособности предприятий, принимающих участие в их реализации.

3. Особенности рыночной экономики требуют оперативного решения организационных и производственных вопросов в рамках реализации проектов создания и сбыта востребованной продукции в том числе и для отраслевых предприятий, что определяет взаимовыгодность их сотрудничества в рамках предпринимательских проектов.


Источники:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209 ФЗ (ред.от 27.12.2019 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 01.01. 2020г.)
2. Й. А. Шумпетер. Теория экономического развития : (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры)/Перевод с нем. В. С. Автономова и др. - Москва : Прогресс, 1982. - 455 с.
3. Думная, Н.Н. Новая рыночная экономика / Н.Н. Думная. - Москва: ИЛ, 2017. - 232 c.
4 . Gertsik,Yu.G. Рrospects of cluster initiatives in Russia and the Worldwide in development and implementation of High-Tech Medical Equipment/Gertsik,Yu.G. //Health and Social Care Journal, N 2 (3), 2016.- P. 9-23
5. Герцик, Ю.Г., Омельченко, И.Н. Концепция и методология формирования организационно-экономической устойчивости и конкурентоспособности системы интегрированных предприятий медицинской промышленности /Ю.Г. Герцик, И.Н. Омельченко//Монография.-М. - МГТУ им. Н.Э. Баумана.- 2016.-323с.
6. Куликов, Л.М. Основы экономической теории/Л.М. Куликов/.- 2011 – 447 с.
7. Соловьева, О. А. Государственное регулирование предпринимательства - трансформационный процесс рациональной нестабильности/ О.А. Соловьева // Проблемы современной экономики. - 2012. - №3. - С. 133-137
8. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М. : Проспект, 2019. - 207 с.
9.Абдрахманова, Д.М., Егорова, М.С. Предпринимательство и бизнес/ Д.М. Абдрахманова, М.С. Егорова//Молодой ученый.-2015.-№11.4.-С.1-2
10. Кокшаров, А.Р. Актуальные проблемы проектного менеджмента/А.Р. Кокшаров//Лидерство и менеджмент.-2019.-Том 6.- №4.- С.375-384
11. Люй Хунюй, Хохлова, Г.И., Кретова, И.Е., Коршунова, Е.И. Малый и средний бизнес: особенности функционирования на современном этапе/ Люй Хунюй, Г.И. Хохлова, И.Е. Кретова, Е.И. Коршунова//Российское предпринимательство.-2018.-Том20.-№4.- С.865-872
12. Завьялов, Д.В., Сагинова, О.В.,Завьялова, Н.Б.Проблемы и задачи развития малого и среднего предпринимательства в России/Д.В. Завьялов, О.В. Сагинова, Н.Б. Завьялова//Российское предпринимательство.-2017.-Том 18.-№3.- С.203-214
13. Прогноз развития энергетики мира и России 2019 / под ред. А.А. Макарова, Т.А. Митровой, В.А. Кулагина; ИНЭИ РАН–Московская школа управления Сколково – Москва, 2019. – 210 с.
14. Широченко, Н. В., Иванова, Е. П. Анализ машиностроительного комплекса России/ Н.В. Широченко, Е.П. Иванова// Молодой ученый. — 2019. — №4. — С. 83-85
15. Проданова, К. А., Бутырин, С. В., Воронецкий, Д. А. Кибернетика и агропромышленный комплекс России/К.А. Проданова, С.В. Бутырин, Д.А. Воронецкий// Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 295-298
16. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства от 2 июня 2016 г. № 1083-р / Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 24, ст. 3549
17. Ситникова, Э.В., Олабина, В.В., Пидоймо, Л.П. Роль малого бизнеса в развитии экономики России/Э.В. Ситникова, В.В. Олабина, Л.П. Пидоймо // Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. № 4 (21). C. 89-96

Страница обновлена: 16.09.2020 в 16:32:20