Tourist and recreational cluster as a socio-economic system

Ermakova Zh.A.1,2, Kholodilina Yu.E.1
1 Оренбургский государственный университет, Russia
2 Оренбургский филиал ФГБУН Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 11 (November 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47370861
Cited: 2 by 07.12.2023

Abstract:
The issues of formation and functioning of socio-economic systems are a priority in the regional development. The analysis of domestic and foreign experience shows that socio-economic systems act as one of the effective forms of regional development, contributing to the introduction of innovations and increasing competitiveness. Cluster structures are one of the forms of socio-economic systems. In modern research, the cluster is considered as an instrument of regional development, as a conductor of innovation, and as a way to increase the competitiveness of the territory and the development of the economic sector. The issues of management and development of clusters of various specializations have been significantly reflected in the works of both domestic and foreign researchers. However, the features of the tourist and recreational clusters management are less studied, despite the fact that the relevance of their research is high both from the position of determining the theoretical foundations (tools and forms) and from the position of practical application at the regional level. The authors of the article highlighted the elements of the tourist and recreational cluster as a socio-economic system. The main subjects of the tourist and recreational cluster and the forms of its management are examined.

Keywords: tourist and recreational cluster, socio-economic system, region, management, management structure, system elements, tourist and recreational cluster management

JEL-classification: Z31, Z32, L83



ВВЕДЕНИЕ

Активизация и стимулирование туристской деятельности как стратегического направления социально-экономического развития является актуальным вопросом для большинства субъектов Российской Федерации и в настоящее время требует применения инновационных методов, инструментов и механизмов обеспечения взаимодействия между представителями индустрии туризма, органами власти и потребителями конечного продукта – туристами.

В РФ сегодня центрами развития туристской деятельности выступают крупные областные и федеральные центры (города), например, такие как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, и туристско-рекреационные кластеры, деятельность по формированию которых началась с начала 2000-х годов и активно продолжается в настоящее время. Уже более 35 туристско-рекреационных кластеров (ТРК) сформированы и функционируют, принимая иностранных и внутренних туристов. Однако недостаточное количество объектов туристской инфраструктуры, низкое качество сервиса и информационной доступности отдельных туристских ресурсов и туристских продуктов, а также туристских территорий в целом не позволяют достичь высоких показателей развития ТРК и быть конкурентоспособными на международном туристском рынке. Наличие данных проблем ТРК обусловлено несоответствием применяемых подходов к управлению кластерами к реалиям современности. Успешная реализация проектного управления в различных социально значимых сферах общественной жизни (здравоохранение, образование, культура, демография, экология и пр.) позволила применить данный подход и к сфере туризма. Так, в 2021 году был разработан и принят национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», направленный на повышение качества и дифференциацию туристских услуг, а также увеличение предприятий сферы сервиса и туризма, формирующих туристские продукты внутреннего и въездного туризма. Данные стратегические задачи планируется решить за счет реализации федеральных проектов по следующим направлениям:

- развитие туристской инфраструктуры;

- повышение доступности туристских услуг;

- совершенствование управления в сфере туризма.

В связи с чем вопросы изучения кластерных структур в сфере туризма, а также регулирования их развития и управления являются актуальными и востребованными.

Проблемам, перспективам и особенностям реализации кластерной политики в РФ и в сфере туризма в частности посвящено немало работ, в которых рассматриваются следующие вопросы: понятия, структуры и классификации туристско-рекреационных кластеров [1, 2] (Golomidova, 2019; Idigova, 2020); формирование, развитие, прогнозирование и определение перспектив и точек роста кластерных структур в сфере туризма [3–9] (Koshcheev, Isopeskul, 2017; Yakimenko, Zhertovskaya, 2020; Kazmina, Shevchenko, Makarenko, 2020; Pshenichnyh, 2019; Zherukova, Baysultanova, Bekaldieva, 2020; Benidze, 2017; Aleksandrova, 2017); механизмы и инструменты управления кластерами различной специализации [10–13] (Dontsova, Zasko, 2017; Romanova, Abdurakhmanov, 2020; Zverev, Patrusheva, 2018; Kudryashov, 2018); организационные аспекты управления развитием туристско-рекреационных кластеров [14–18] (Gulyaev, Rassokhina, 2019; Marabaeva, Sokolov, Syuvaeva, 2018; Yurenskiy, 2021; Tyrina, 2018; Useinov, 2020). Однако вопросы управления туристско-рекреационным кластером как социально-экономической системой региона, практического использования инструментов и механизмов управления освещены в недостаточной степени, хотя являются актуальными для многих субъектов РФ.

МЕТОДОЛОГИЯ

Основой исследования послужили понятия и представления теорий внутри регионального взаимодействия, локализации, кластерной модели регионального развития [19, 20] (Grishin, Matsarin, 2019; Cooke, Martin, 2012).

Цель исследования состоит в изучении теоретических и методологических положений туристско-рекреационного кластера как социально экономической системы и объекта управления.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- изучить понятие туристско-рекреационного кластера как социально-экономической системы региона;

- рассмотреть основные элементы туристско-рекреационного кластера как социально-экономической системы региона;

- определить особенности управления туристско-рекреационным кластером на региональном уровне.

Исследование основано на теории научного познания, системном и комплексном подходе к исследуемой проблеме. Для решения конкретных задач применялись методы системного, контентного, экспертного и сравнительного анализа.

РЕУЛЬТАТЫ

Туризм как вид экономической деятельности можно рассматривать как одну из социально-экономических систем региона, а соответственно туристско-рекреационный кластер – как территориально-отраслевую структуру и форму организации производственного процесса в сфере туризма и гостеприимства.

Следовательно, туристско-рекреационный кластер на региональном уровне – это разновидность социально-экономической системы, элементами которой являются географически близкие экономические агенты, обладающие способностью достигать высоких уровней эффективности при производстве туристского продукта и продвижения территории кластера во внешней среде.

Любая система характеризуется элементами, связями, средой и границами. К элементам туристско-рекреационного кластера как социально-экономической системы региона следует отнести его участников/резидентов. При определении структуры ТРК отечественные и зарубежные исследователи выделяют ядро кластера, то есть базовые (ведущие) предприятия, участвующие в создании туристского продукта (туроператоры и туристские агенты, ассоциации и федерации, как структуры координации и обеспечения взаимодействия с внутренней и внешней средой) [14, 21] (Gulyaev, Rassokhina, 2019; Nigay, Lebedinskaya, 2020).

Второй группой участников/резидентов туристско-рекреационного кластера выступают поставщики туристских услуг – коллективные средства размещения, предприятия общественного питания, транспортные компании, экскурсионные бюро, учреждения культуры, предприятия индустрии развлечения и отдыха и пр. Ряд авторов [17, 21, 22] (Tyrina, 2018; Nigay, Lebedinskaya, 2020; Kropinova, Mitrofanova, 2011) данных участников ТРК выделяют как «компании смежных отраслей» или «сопутствующая инфраструктура». Стоит отметить, что абсолютно все авторы считают, что образовательные и научно-исследовательские учреждения должны быть включены в структуру кластера и участвовать в производстве туристского продукта. Некоторые авторы выделяют в качестве дополнительного участника – инновационный центр, структуру, отвечающую за качество и стандарты обслуживания и информационно-технологическую работу всех резидентов туристско-рекреационного кластера. Определяя структуру кластера, многие авторы не указывают на туристские ресурсы – как основу формирования туристского продукта и объекты туристского интереса. На наш взгляд, ядром туристско-рекреационного кластера выступают туристские ресурсы (природные и культурно-исторические). Возможность и уровень использования данных ресурсов выступают индикатором эффективности функционирования и развития ТРК. Зачастую доступ к природным или культурно-историческим объектам может быть ограничен (лимитирован) вследствие ряда причин (экологических, организационных, морально-нравственных и пр.), что снижает объем туристского потока в туристско-рекреационный кластер в целом и влияет на деятельность каждого участника кластера.

Анализ подходов к элементам и участникам туристско-рекреационных кластеров позволил выделить следующих субъектов туристско-рекреационного кластера (ТРК) (табл. 1).

Таблица 1

Субъекты туристско-рекреационного кластера

Наименование участника/резидента ТРК
Предприятия – участники ТРК
Функциональная роль в структуре ТРК
Базовые ресурсы
- особо-охраняемые природные территории;
- санаторно-курортные учреждения;
- этнографические комплексы;
- горнолыжные центры и пр.
- формирование туристского интереса к ресурсу;
- продвижение ресурса и увеличение туристского потока ТРК;
- производство качественных и конкурентоспособных туристских услуг
Орган управления
- производители туристского продукта ТРК;
- представители региональной власти;
- представители муниципальных образований;
- собственники «базовых» ресурсов ТРК;
- представители науки и образования
- формирование единой стратегии развития ТРК с учетом интересов всех участников / резидентов ТРК;
- обеспечение комфортного «входа» туристским предприятиям в структуру кластера;
- создание бренда ТРК и его продвижение на внешнем туристском рынке;
- реализация маркетинговой деятельности ТРК и его участников/резидентов;
- контроль качества производимых туристских и дополнительных услуг ТРК и пр.
Производители туристского продукта ТРК
- туроператоры;
- туристические агенты;
- коллективные средства размещения;
- транспортные компании;
- туристско-информационный центр и пр.
- формирование турпродукта;
- продвижение турпродукта;
- реализация турпродукта
Поставщики дополнительных туристских и сервисных услуг
- предприятия общественного питания;
- экскурсионные бюро;
- учреждения культуры (музеи, театры, выставочные галереи и пр.);
- предприятия индустрии развлечения и отдыха (парки аттракционов, зоопарки, ботанические сады и пр.);
- дифференциация туристского продукта;
- формирование ассортимента дополнительных туристских услуг;
- увеличение длительности пребывания туристов на территории ТРК
Обеспечивающая инфраструктура
- предприятия финансово банковской системы;
- предприятия связи и телекоммуникаций;
- учреждения системы здравоохранения;
- учреждения системы безопасности правопорядка;
- предприятия энергоснабжения и пр.
- создание благоприятных условий для вхождения и работы резидентам на территории ТРК;
- обеспечение бесперебойного функционирования участников/резидентов ТРК;
- повышение качества обслуживания туристов
Инновационно-образовательный центр
- учреждения образования (средне специальное и высшее образование);
- научно-исследовательские институты
- обеспечение трудовыми ресурсами предприятий – резидентов ТРК;
- организация и проведение научно-исследовательской деятельности процессов и механизмов ТРК;
- формирование профессионального сообщества
Источник: составлено авторами.

Особое внимание необходимо уделять процессу управления туристско-рекреационным кластером, которое можно условно разделить на:

- внешнее управление – регулирование, осуществляемое органами государственной власти (федеральный, региональный и уровень муниципальных образований);

- внутреннее управление – осуществление координирующим органом взаимодействия участников ТРК, определение стратегии развития туристско-рекреационного кластера за счет установления оптимальных связей между участниками кластера, создание благоприятных условий входа новых резидентов и формирования благоприятного имиджа территории кластера во внешней среде.

В современных условиях формирования и развития туристско-рекреационных кластеров особый интерес представляет именно внутреннее управление ТРК.

В качестве координирующего органа управления ТРК исследователями выделяются: совет кластера; центр кластерного развития; управляющая компания; проектный офис; региональная туристская госкорпорация; единая управляющая организация; ассоциация туристских компаний и пр. По своему назначению все они выполняют главную функцию – создание условий для производства качественного и востребованного туристского продукта на основе обеспечения координации, кооперации и конкуренции участников/резидентов ТРК.

Следующим элементом туристско-рекреационного кластера как социально-экономической системы выступают связи (под которыми понимаются условия взаимодействия субъектов (резидентов) ТРК), создающие ограничения и влияющие на их поведение, зависимость между ними, обмен информацией и пр.

Взаимодействие между участниками туристско-рекреационного кластера основывается на следующих характерных особенностях:

- концентрация субъектов кластера на географически ограниченной территории;

- наличие на территории базирования кластера конкурентных преимуществ (выгодное месторасположение; функционирование компаний-лидеров; наличие стратегических туристских ресурсов и пр.);

- существование взаимосвязи между субъектами кластера при производстве конечного туристского продукта на основе кооперации и координации (например, туристский оператор + транспортная компания + коллективное средство размещение);

- высокий уровень конкуренции между субъектами (резидентами) туристско-рекреационного кластера.

Особенностью функционирования туристско-рекреационного кластера является высокий уровень зависимости эффективности деятельности каждого субъекта (резидента) от главного стратегического ресурса – объекта туристского интереса.

Среда как элемент социально-экономической системы (совокупность субъектов и факторов) оказывает значительное влияние на развитие и функционирование туристско-рекреационного кластера. В настоящее время роль внешней среды (макро- и микросреда) и ее влияние на уровень и эффективность развития туристско-рекреационных кластеров рассмотрены и изучены достаточно широко и подробно как для зарубежных, так и российских кластеров. Однако требуются дополнительное изучение и разработка вариантов практического применения: инструментария управления туристско-рекреационным кластером, маркетинга территории, корпоративной культуры.

Главная цель управления туристско-рекреационным кластером – создание условий для формирования конкурентоспособного туристского продукта.

Эффективность управления туристско-рекреационным кластером определяется:

- разработкой, продвижением и реализацией качественного инновационного конкурентоспособного национального туристского продукта;

- обеспечением безопасности туристской деятельности;

- формированием тесной связи между организаторами туризма и муниципальными структурами;

- устранением туристских формальностей, таможенных, налоговых и иных трудностей, препятствующих развитию туризма;

- формированием ценовой политики, ориентированной на поиск баланса между потребителем и производителями турпродукта и туруслуги;

- использованием современных информационных технологий как для рекламной деятельности, так и для увеличения объема продаж посредством электронного бизнеса;

- ведением туристского бизнеса с учетом защиты окружающей среды;

- организацией и проведением комплексных маркетинговых исследований по необходимым для эффективного ведения туристской деятельности направлениям;

- повышением профессионального уровня сотрудников сферы индустрии туризма [12] (Zverev, Patrusheva, 2018);

- повышением уровня занятости и самозанятости населения, проживающего на территории ТРК;

- увеличением числа предприятий малого и среднего бизнеса;

- ростом деловой инициативы населения за счет собственных финансовых, имущественных, трудовых, интеллектуальных ресурсов;

- повышением инвестиционной привлекательности территории кластера;

- улучшением социально-психологического климата в ТРК за счет подавления деструктивных тенденций и их проявлений [23] (Polyakova, 2020).

Для туристско-рекреационного кластера как формы территориальной организации туристской деятельности границы имеют основополагающее значение. Границами ТРК выступает конкретная локальная территория, которая обладает следующими свойствами:

- наличие уникальных туристских ресурсов;

- наличие туристской инфраструктуры (индустрия гостеприимства, специализированная туристская инфраструктура, транспортная инфраструктура и пр.);

- наличие механизмов формирования и реализации туристского продукта (основные и дополнительные туристские услуги);

- наличие потенциального интереса к туристскому продукту со стороны «въездных» туристов.

Анализ структуры и элементов зарубежных и отечественных туристско-рекреационных кластеров позволил условно разделить территорию ТРК на две зоны:

- ядро ТРК, где сфокусированы ресурсы, обеспечивающие туристский интерес и, как следствие, стабильный туристский поток, а также организации, участвующие в формировании, продвижении и реализации туристского продукта (туроператоры, туристские агентства, транспортные компании, коллективные средства размещения), а также предприятия обеспечивающей инфраструктуры кластера;

- буферная зона – территория, расположенная вокруг «ядра» кластера в пределах 150–200 километров, на которой расположены туристские и сервисные предприятия, а также объекты показа (природные и культурно-исторические ресурсы), позволяющие дифференцировать и «насыщать» основной туристский продукт ТРК, увеличивать длительность пребывания туристов на территории ТРК и распределять туристский поток в высокий сезон.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование основных элементов ТРК (элементы, связи, среда, границы) позволило сформировать более детальное представление о туристско-рекреационном кластере как социально-экономической системе региона, а также расширило представление об особенностях регулирования и управления туристско-рекреационным кластером.

Важной задачей туристско-рекреационных кластеров является формирование конкурентоспособного туристского продукта внутреннего и въездного туризма, достижение которой невозможно без детального изучения и проработки механизмов функционирования ТРК, включая такие аспекты, как маркетинг и продвижение, контроль качества и управление. В связи с этим вопросы управления ТРК, в частности: обоснование подходов и инструментов управления ТРК, определение значения регионального фактора в системе управления ТРК, разработка индикаторов для мониторинга эффективности управления ТРК, являются весьма актуальными для проведения научно-исследовательской деятельности и практической реализации в деятельности туристско-рекреационных кластеров РФ.


References:

Aleksandrova A.Yu. (2017). Osobennosti sovremennoy klasternoy politiki v sfere turizma Rossiyskoy Federatsii [Features of modern cluster policy in the field of tourism of the Russian Federation]. Industriya turizma: vozmozhnosti, prioritety, problemy i perspektivy. (1). 36-41. (in Russian).

Benidze K.S. (2017). Klasternyy podkhod v razvitii sfery turizma [Cluster approach in the development of tourism]. Russian Journal of Entrepreneurship. (5). 895-908. (in Russian).

Cooke P., Martin R. (2012). Clusters and Regional Development. Critical reflections and explorations

Dontsova O., Zasko V. (2017). Klasternoe razvitie Rossii: analiz instrumentov finansirovaniya [Cluster development of Russia: analysis of financing instruments]. Ekonomicheskoe razvitie Rossi. (3). 63-68. (in Russian).

Golomidova E.S. (2019). Opyt klassifikatsii turistskikh klasterov (na primere Pskovskoy oblasti) [Practice of classifying tourist clusters (case of Pskov oblast)]. Regional research. (2(64)). 102-112. (in Russian).

Grishin S.Yu., Matsarin A.S. (2019). Klasterizatsiya kak vazhnoe napravlenie effektivnogo razvitiya vodnogo turizma [Clustering as an important direction for the effective development of water tourism] Actual problems of the development of the service sector. 127-130. (in Russian).

Gulyaev V.G., Rassokhina T.V. (2019). Kontseptualnyy podkhod k sozdaniyu i vnedreniyu sistemy upravleniya ustoychivym razvitiem territorialnoy turistsko-rekreatsionnoy sistemy subekta Rossiyskoy Federatsii (na primere Moskovskoy oblasti) [Conceptual approach to the creation and implementation of the management system for sustainable development of the area-based tourism and recreation system in the Russian Federation (Moscow region)]. Vestnik RMAT. (4). 29-38. (in Russian).

Idigova L.M. (2020). Teoreticheskie osnovy formirovaniya klasterov turistsko-rekreatsionnoy napravlennosti [Theoretical bases of formation of clusters of tourist and recreational orientation]. Vestnik Kompleksnogo nauchno-issledovatelskogo instituta im. Kh.I. Ibragimova RAN. (1 (1)). 70-78. (in Russian).

Kazmina L.N., Shevchenko E.M., Makarenko V.S. (2020). Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya turistsko-rekreatsionnyh klasterov v Rostovskoy oblasti [Current state and prospects of development of tourist and recreational clusters in the Rostov region]. Vestnik of National Tourism Academy. (3(55)). 67-69. (in Russian).

Koscheev D.A., Isopeskul O.Yu. (2017). Problemy realizatsii klasternoy politiki v turisticheskoy sfere Permskogo kraya [Problems of cluster policy in travel industry of Perm krai]. Regional research. (3). 91-99. (in Russian).

Kropinova E.G., Mitrofanova A.V. (2011). Regionalnyy turistskiy klaster kak turistsko-rekreatsionnaya sistema regionalnogo urovnya [Regional tourist cluster as a tourist and recreational system at the regional level]. Regional research. (1(31)). 40-46. (in Russian).

Kudryashov V.S. (2018). Organizatsionnaya struktura upravleniya klasterom: analiz i osobennosti proektirovaniya [Organizational structure of cluster management: analysis and design features]. Scientific works of the North-Western Institute of Management. (4(36)). 197-205. (in Russian).

Marabaeva L.V., Sokolov O.A., Syuvaeva A.E (2018). Issledovanie naibolee znachimyh territorialnyh innovatsionnyh klasterov RF i perspektiv ikh razvitiya ikh strategicheskogo potentsiala v kontekste proektnogo podkhoda [Research of the most important Russian Federation territorial innovative clusters and prospects for the development their strategic potential in the context of the project approach]. The scientific bulletin of the Southern Institute of Management. (3). 24-30. (in Russian).

Nigay E.A., Lebedinskaya Yu.S. (2020). Kompleksnyy podkhod k otsenke konkurentosposobnosti regionalnogo turistskogo klastera na osnove modeli M. Portera i sistemy nakopleniya stoimosti [Integrated approach to assessment of a regional tourist cluster competitiveness on the basis of M. Porter's model and the system of value accumulation]. ASR: Economics and Management. (2 (31)). 255-258. (in Russian).

Polyakova I. L. (2020). Osobennosti turistskoy konkurentosposobnosti munitsipalnyh obrazovaniy regiona (na primere Orenburgskoy oblasti) [Features of tourist competitiveness of municipal formations in the region (on the example of Orenburg region)]. Financial economics. (8). 319-322. (in Russian).

Pshenichnyh Yu.A. (2019). Prognoz territorialnyh razlichiy turistsko-rekreatsionnyh klasterov yuga Rossii [Forecast of territorial differences in tourist-recreational clusters of Southern Russia]. Management of economic systems: scientific electronic journal. (12(130)). 64. (in Russian).

Romanova A.T., Abdurakhmanov A.V. (2020). Upravlenie zhiznennym tsiklom territorialno-otraslevogo klastera [Managing the life cycle of a territorial and industrial cluster]. Vestnik MGEI. (2). 240-253. (in Russian).

Tyrina T.G. (2018). O nekotoryh aspektakh mekhanizma upravleniya turistskim klasterom [On some aspects of the management mechanism of a tourist cluster]. Konferentsium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskikh konferentsiy. (1). 223-228. (in Russian).

Useinov I.I. (2020). Osobennosti razrabotki mekhanizma upravleniya turistskim klasterom [Features of the development of a mechanism for managing a tourist cluster] The state and the market in the conditions of globalization of the world economic space. 24-29. (in Russian).

Yakimenko M.V., Zhertovskaya E.V. (2020). Metodologicheskiy podkhod k otsenke potentsiala i stsenarnomu prognozirovaniyu razvitiya turistsko-rekreatsionnyh klasterov [A methodological approach to the evaluation of the potential and forecasting of tourism and recreation cluster development scenarios]. Turizm: pravo i ekonomika. (3). 24-32. (in Russian).

Yurenskiy D.A. (2021). Upravlenie turistskimi klasterami: opyt regiona [Tourism cluster management: regional experience]. Creative economy. (6). 2551-2576. (in Russian).

Zherukova A.B., Baysultanova L.B., Bekaldieva Z.S. (2020). Nekotorye podkhody k razrabotke modeli innovatsionnogo razvitiya regionalnogo turistsko-rekreatsionnogo klastera [Some approaches to developing a model of innovative development regional tourist and recreational cluster]. Vestnik Akademii znaniy. (3(38)). 115-119. (in Russian).

Zverev V.S., Patrusheva E.G. (2018). Upravlenie regionalnym promyshlennym klasterom na osnove monitoringa usloviy ego funktsionirovaniya [Management of a regional industrial cluster based on monitoring of its functioning conditions]. Theoretical economy. (4(46)). 99-116. (in Russian).

Страница обновлена: 04.05.2025 в 20:25:06