Features of the shadow and informal economy in housing and communal services

Panina E.N.1, Gavrichenko A.A.2, Gavrichenko S.A.3, Mikhaylov I.P.4,5, Bolshakova M.M.1
1 Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт прикладной автоматизации и программирования», Russia
2 АО «ЭР-Телеком Холдинг», Russia
3 ЖСК №681, Russia
4 Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, Russia
5 «Институт прикладной автоматизации и программирования», Russia

Journal paper

Shadow Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 5, Number 4 (October-December 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48021591
Cited: 1 by 30.01.2024

Abstract:
The article examines the features of the shadow and informal economy in housing and communal services. The reasons for the attractiveness of housing and communal services for the development of the shadow and informal economy were revealed. The indicators characterizing the shadow and informal economy in housing and communal services were described. Special attention is paid to the economic sources and legal tools of the shadow and informal economy, as well as the main tool that ensures the existence and development of informal and shadow economies in housing and communal services. The article substantiates the need to develop and introduce a mechanism of state control over the compliance of contractual concepts used by organizations in the housing and communal services with the requirements of current legislation in order to create conditions for reducing the growth rate of the shadow economy in the housing and communal services.

Keywords: shadow economy, informal economy, housing and communal services

JEL-classification: E26, O17, L97



Введение

Исследованию различных аспектов теневой экономики посвящено достаточное количество современных научных публикаций. Экономические факторы оказывают значительное влияние на теневую экономику. Высокая налоговая нагрузка (92%), рецессия в местной экономике (91%) и сложность налоговой системы (91%) выступают в качестве трех основных экономических факторов, которые способствуют росту неформального сектора экономики. Наряду с этим еще три фактора – глобальная рецессия (88%), легкость участия в неформальном секторе (87%) и простота уклонения от уплаты налогов (81%) – обладают серьезным потенциалом для увеличения размеров теневой экономики [1] (Drobot, Makarov, 2021).

Проблемы исследования теневой экономики актуальны на сегодняшний день как в России, так и во всем мире. Теневая экономика – это определенная экономическая деятельность, которая осуществляется на территории государства с целью уклонения от уплаты налогов и официально не учитывается. Поэтому ее развитие имеет негативное воздействие на социально-экономическое положение [2] (Kapitonova, Kapitonova, 2020).

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) призвано обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (далее – МКД) [3].

ЖКХ как целостная система, представляющая собой комплекс подотраслей, обеспечивает функционирование инженерной инфраструктуры МКД для достижения целей комфортного и безопасного проживания граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

Особенность ЖКХ как отрасли народного хозяйства заключается в следующем:

-сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;

-высокая социальная значимость;

-сочетание коммерческих (ориентированных на достижение прибыли) и некоммерческих организаций;

-сочетание крупного (производство энергии, водоканал, трубопроводные сети и т.д.) и малого бизнеса [4] (Abdullina, Vladimirov, 2021). Теневая экономика, в том числе и в секторе ЖКХ, представляет собой запрещенную законом экономическую деятельность, которая не фиксируется статистикой, реализуется с помощью приписок, оформляется спекулятивными сделками, применяется мошенничество, связанное с получением и передачей денег [5] (Ilchikov, 2005); не подчиняется регулярным правилам и законам или каким-либо образом скрыта от государственных органов управления и контроля [6], носящая неконтролируемый характер [7] (Kosals, 1998).

Неформальная экономика представляет собой специфическую форму противоправных отношений в экономике, основанную на системе неформальных взаимосвязей между организациями, включая ЖКХ, базирующихся на личных отношениях, дополняющих или заменяющих официально установленный порядок организации и реализации экономических связей [8].

Среди критериев типологизации теневой экономики в секторе ЖКХ выделяются скрытая, неформальная и нелегальная, отличающиеся между собой по целям деятельности, функциям, субъектам, объектам, связями с официальной экономикой и организационными структурами [9] (Burov, 2010).

ЖКХ в отличие от других отраслей экономики объединяет одновременно неформальную и теневую экономику, а также все их типологии, что обеспечивает ЖКХ большое влияние на государственную и общественную безопасность страны.

ЖКХ является привлекательной сферой для теневой и неформальной экономики по причине, с одной стороны, обязательности платежей за содержание жилого помещения, что делает источник финансирования теневой и неформальной экономики ЖКХ стабильным и ежемесячным, с другой стороны, ежемесячной потребности в жилищно-коммунальных услугах и коммунальных ресурсах для бытовых и питьевых нужд, что гарантирует наличие ежемесячного источника финансирования теневой и неформальной экономики ЖКХ, с третьей стороны, отсутствия контроля за экономическим обоснованием размера платежей на жилищно-коммунальные услуги со стороны собственников МКД и государства, что гарантирует безнаказанность применения приписок, мнимых и притворных сделок, с четвертой стороны, полного отсутствия контроля со стороны государства за соответствием договорных понятий требованиям законодательства, обеспечивающего невозможность совершения подмены понятий и применения притворных и мнимых сделок в качестве законных.

Показатели, характеризующие теневую и неформальную экономику в ЖКХ

Одним из основных подходов в исследованиях теневой и неформальной экономики, в том числе и ЖКХ, является институциональный подход неоинституциональной теории как один из наиболее сбалансированных междисциплинарных подходов, позволяющих наиболее комплексно подойти к вопросам изучения теоретико-методологических основ такого сложного и многогранного явления, как теневая экономика.

Институциональный подход является наиболее обоснованным в анализе феномена теневой экономики, так как позволяет наилучшим образом раскрыть ее сущность и природу на основе сочетания экономических факторов (природа рыночного хозяйства, стремление к получению сверхприбыли, эволюция конкурентной среды и т.п.) с неэкономическими (правовая и этическая основы предпринимательства, исторические традиции, особенности национального менталитета и др.).

Обоснованность использования в научных исследованиях институционального подхода как наиболее комплексного и универсального определяется следующими его положениями:

- во-первых, неформальную (некриминальную) теневую экономику он обоснованно позволяет отделять от антисоциальной и общественно опасной криминальной экономики;

- во-вторых, теневую экономику он рассматривает как присущую большинству законно существующих легальных видов хозяйственную деятельность, по различным причинам не подпадающую в сферу внимания органов официальной статистики [10] (Lomsadze, 2020).

Современные исследования показывают: теневая составляющая усиливается, когда государство не может и/или не хочет регулировать хозяйственную деятельность таким образом, чтобы правила деятельности были четко прописаны и экономические субъекты могли оптимизировать свои интересы и не уходить в серую зону [11] (Khanchuk, 2021).

Изучение тенденций развития теневой экономики является актуальным вопросом на сегодняшний день не только для России, но и для всех стран мира. По данным МВФ, Россия занимает 49-е место из 159 стран по доле теневой экономики (38,42%) [12] (Kapitonova, Kapitonova, 2021).

В 2019 году было зарегистрировано более 294 000 преступлений, совершавшихся с помощью информационно-телекоммуникационных технологий, в основном использовалась сеть Интернет, а также средства мобильной связи. Доля экономических преступлений составила 40,7% от общего числа преступлений. Если сравнивать с 2018 годом, их количество сократилось на 4,1% , что составило 4 600 преступлений, при этом 84% было выявлено органами внутренних дел [13].

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, ЖКХ обеспечивает государственную и общественную безопасность страны [14].

В связи с тем, что в сфере ЖКХ уровень преступности остается высоким, снижение доли теневого и криминального уровня в этом секторе экономики является одной из задач Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала [14].

Состояние законности в сфере ЖКХ за период 2020–2021 гг. представлено в таблице 1.

Таблица 1

Состояние законности в сфере ЖКХ за период 2020–2021 гг.


8 мес. 2020 г.
8 мес. 2021 г.
% (+;-)
Выявлено нарушений закона
250 572
256 868
2,5
Направлено исков, заявлений в суд
16 933
18 207
7,5
Удовлетворено исков и прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора
13 140
14 887
13,3
Внесено представлений
84 215
85 935
2,0
К дисциплинарной ответственности привлечено лиц
46 554
50 724
9,0
По постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности
12 622
14 177
12,3
Направлено материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ
842
1 001
18,9
Возбуждено уголовных дел
708
836
18,1
Источник: Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за август 2021 г. https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=65414917 [15].

Показатели деятельности органов прокуратуры Российской Федерации доказывают, что ЖКХ не только проявляет себя одновременно в теневой и неформальной экономике, но за последние годы тяготеет в сторону теневой экономики.

Как видно из таблицы, за период 2020–2021 гг. рост выявленных экономических преступлений в ЖКХ, по которым материалы направлены для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, опережает рост доказанных нарушений в гражданском обороте, т.е. направленных исков, заявлений в суд, на 11,4%, а рост доказанных экономических преступлений, по которым возбуждены уголовные дела в ЖКХ, опережает рост признанных экономических преступлений, т.е. удовлетворенных исков и прекращенных дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора, на 4,8%.

Соотношение законной экономики в ЖКХ с неофициальной и теневой демонстрируют показатели доли убыточных организаций в общем числе организаций и просроченной кредиторской задолженности, а также коэффициент официальной ликвидации организаций и коэффициент рождаемости организаций.

В 2021 г. в общем числе организаций доля убыточных организаций, например обеспечивающих электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха, составляет 47,2%, а доля убыточных организаций, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение, сбор и утилизацию отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 44,5%. Это самые высокие доли убыточных организаций среди всех отраслей экономики.

При этом в общем числе организаций доля прибыльных организаций, обеспечивающих электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха, составляет 52,8%, а доля прибыльных организаций, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизацию отходов, деятельность по ликвидации загрязнений –55,5%.

Сравнительная характеристика доли убыточных и прибыльных организаций в сфере ЖКХ в общем числе организаций по итогам 2021 г. представлена в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительная характеристика доли убыточных и прибыльных организаций в сфере ЖКХ в общем числе организаций по итогам 2021 г.

(в процентах, %)


Убыточных
Прибыльных
Разница
Доля организаций, обеспечивающих электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха
47,2
52,8
5,6
Доля организаций, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизацию отходов
44,5
55,5
11
Источник: составлено авторами по данным Доклада Росстата «Социально-экономическое положение России за январь-сентябрь 2021» № 9 Интерет-ресурс: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50801 [16].

Наибольшее количество убыточных организаций зафиксировано среди организаций, обеспечивающих электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха.

Количество организаций, осуществляющих обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха и имеющих просроченную кредиторскую задолженность, на август 2021 составляет 1 225 организаций, что выше, чем по всем секторам экономики [16].

Просроченная кредиторская задолженность указанных организаций в общем объеме составляет 687,5 млрд руб., из которых задолженность в бюджет составляет 7,5 млрд руб., а во внебюджетные фонды – 7,6 млрд руб. [16].

Количество ликвидированных организаций, осуществляющих обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха, на октябрь 2021 г. превышает количество зарегистрированных на 567 организаций и составляет 1 095 организаций, а коэффициент официальной ликвидации организаций превышает коэффициент рождаемости организаций на 31,7 и составляет 62,9 [16].

Таким образом, в секторе ЖКХ наблюдается активная замена отработанных в теневой и неформальной экономике организаций на вновь созданные организации.

Экономические источники и правовой инструмент теневой и неформальной экономики в ЖКХ

Основными источниками экономики в целом являются платежи населения или юридических лиц.

Основным источником неформальной экономики в ЖКХ являются платежи граждан за содержание жилого помещения [3] в то время как основным источником теневой экономики в секторе ЖКХ являются скрытые доходы как юридических лиц, так и физических лиц, получаемые от осуществления незарегистрированной экономической деятельности в сфере ЖКХ.

Основные отличия источников законной экономики от источников теневой и неформальной экономики в ЖКХ рассмотрены на примере коммунальных ресурсов, поставляемых в МКД для питьевых и бытовых нужд, представленных в таблице 3.

Таблица 3

Основные отличия источников законной экономики от источников теневой экономики в ЖКХ при поставке коммунальных ресурсов в МКД для питьевых и бытовых нужд

Наименование источника
экономики в секторе ЖКХ
Законная экономика в секторе ЖКХ
Неформальная экономика в секторе ЖКХ
Теневая экономика в секторе ЖКХ
Система цен, рассчитанных на каждый показатель качества коммунальных ресурсов, указанная в договорах на поставку коммунальных ресурсов в МКД
+
-
-
Тариф, рассчитанный на максимальный показатель качества коммунальных ресурсов, указанный в договоре на поставку коммунальных ресурсов в МКД в качестве договорной цены
-
+
-
Источник: составлено авторами.

Источник неформальной экономики в ЖКХ при поставке коммунальных ресурсов в МКД для питьевых и бытовых нужд формируется за счет применения механизма подмены понятий, когда понятие гражданского законодательства «цены договора» меняется в договоре на поставку коммунальных ресурсов для бытовых и питьевых нужд на понятие «тариф».

Цена договора на поставку коммунальных ресурсов в МКД для осуществления жизнеобеспечения граждан представляет собой экономический показатель, рассчитанный как сумма затрат на изготовление коммунальных ресурсов с конкретными показателями качества, увеличенных на величину нормативной прибыли, и применяемый к финансовым расчетам по факту поставки коммунальных ресурсов в точку поставки и передачи абоненту.

Цена договора на поставку коммунальных ресурсов в МКД для питьевых и бытовых нужд определяется по формуле:

Цi = ∑Зi + Пнi, (1)

где Цi – цена на коммунальный ресурс, обладающий конкретными показателями качества;

Зi – затраты на производство коммунального ресурса, обладающего конкретными показателями качества;

Пнi – нормативная прибыль, соответствующая минимальному размеру прибыли, при получении которой коммунальное предприятие может выжить в условиях рынка, обеспечить свою финансовую устойчивость.

Таким образом, каждому показателю качества коммунального ресурса, поставленного в МКД для питьевых и бытовых нужд, должна соответствовать своя цена, что в итоге позволяет сформировать систему договорных цен, которая должна быть указана в договоре на поставку, а к расчету из договорной системы ценовых ставок должна быть выбрана та цена, которая будет соответствовать фактическим показателям качества коммунального ресурса, поставленного в МКД для питьевых и бытовых нужд [17].

Для формирования законной экономики при поставке коммунальных ресурсов в МКД важно соблюсти требование гражданского законодательства, заключающееся в том, что фактические показатели качества поставленных в МКД коммунальных ресурсов должны соответствовать показателям качества, установленным законом [17].

При нарушении этого условия по правилам гражданского законодательства расчет за поставленный в МКД коммунальный ресурс не производится и формирование экономики коммунальной организации не осуществляется, в результате чего экономика организации будет равна нулю [18].

Для формирования неформальной экономики прозрачность цен в виде системы цен на коммунальные ресурсы, поставленные в МКД, не нужна.

В качестве источника неформальной экономики в ЖКХ использован экономический показатель «тариф», представляющий собой сумму затрат на изготовление коммунальных ресурсов, поставляемых в МКД для питьевых и бытовых нужд, но не на систему конкретных показателей качества, увеличенных на величину нормативной прибыли, а только на один показатель качества коммунального ресурса, соответствующего самому максимальному его уровню. В результате подмены понятий в договоре на поставку коммунальных ресурсов в МКД для питьевых и бытовых нужд появляется тариф, размер которого соответствует максимальной цене, рассчитанной для максимального показателя качества каждого коммунального ресурса.

В результате подмены понятий при осуществлении финансовых расчетов за поставленные коммунальные ресурсы в МКД для бытовых и питьевых нужд уже не нужно устанавливать фактическую величину показателя качества поставленного коммунального ресурса в МКД и выбирать из системы цен соответствующую цену. Независимо от фактического показателя качества поставленного коммунального ресурса в МКД к расчету будет принята максимальная цена, соответствующая самому высокому показателю качества поставленного коммунального ресурса в МКД.

В результате поставленный в МКД коммунальный ресурс будет оплачен по рассчитанным максимально высоким затратам, а не по фактически понесенным низким затратам, что приведет к получению сокрытого дохода, величина которого может быть определена по формуле:

СД = Тi – Цi, (2)

где СД – скрытый доход;

Тi – тариф на коммунальный ресурс, рассчитанный на максимальный показатель качества конкретного коммунального ресурса;

Цi – цена коммунального ресурса, соответствующая фактическому показателю качества.

Скрытый доход, указанный официально в тарифе на коммунальный ресурс как затраты, например на ремонт коммунальных сетей или оплату их транспортировки в точку поставки от источника, далее выводится из законной экономики в виде приписок к объему ремонтных работ или объемам услуг по транспортировке коммунальных ресурсов.

С этого момента неофициальная экономика становится теневой, которая с экономико-правовой точки зрения представляет собой хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей (рациональных, нерациональных и иррациональных) субъектов, имеющую как производительный (скрытое производство и реализация разрешенных товаров, работ и услуг, а также производство и реализация запрещенных товаров, работ и услуг), так и непроизводительный характер (скрытое перераспределение ранее созданного национального дохода), находящуюся вне правового поля [19] (Kirilenko, Dronov, 2012).

Теневую экономику ЖКХ можно охарактеризовать как запрещенную экономическую деятельность должностных лиц, приводящую к незаконному перераспределению ранее созданного национального дохода [20] (Kryukova, 2015). Существование неформальной и теневой экономики в ЖКХ приводит к увеличению бюджетных ассигнований в этот сектор экономики.

Так, бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с 2021 г. по 2023 г. увеличатся на 68 076 000 тыс. руб. и составят в 2023 г. 99 954 000 тыс. руб. [21].

Заключение

В настоящее время экономическая эффективность отрасли ЖКХ снижается за счет роста неформальной экономики и особенно значительного роста теневой экономики в этом секторе экономики.

Основным источником криминализации отрасли ЖКХ в том числе в части поставки коммунальных ресурсов в многоквартирный дом, являются платежи граждан за коммунальные услуги и скрытый доход как юридических лиц, так и физических лиц, получаемый от осуществления незарегистрированной экономической деятельности в сфере ЖКХ.

В качестве основного инструмента, обеспечивающего существование и развитие неформальной и теневой экономики в ЖКХ, активно используется подмена понятий «цены» на «тариф» при заключении договоров, в том числе на поставку коммунальных ресурсов в многоквартирный дом для бытовых и питьевых нужд.

Восстановление экономики в отрасли ЖКХ осуществляется за счет бюджетов всех уровней.

Только наличие законодательного механизма государственного контроля за соответствием договорных понятий требованиям законодательства создает условия для снижения темпов роста теневой экономики в ЖКХ.

Сокращение теневой экономики в ЖКХ возможно с использованием пяти основных стратегий, отмеченных в рамках международного опроса ACCA как эквивалентные по воздействию на сокращение теневой экономики [22, 23] (Drobot, Makarov, 2021):

1. Принуждение организаций ЖКХ к большему количеству транзакций на электронных платформах, в том числе эскроу-счетов.

2. Усиление контроля за организациями ЖКХ для обеспечения соблюдения законодательства, нормативов и стандартов.

3. Сокращение безработицы.

4. Увеличение инвестиций в создание новых возможностей для наиболее маргинализированных слоев общества.

5. Рост использования новых технологий для выявления правонарушителей, в том числе в сфере ЖКХ.


References:

Emerging from the shadows: The shadow economy to 2025 (2017).

Abdullina A. R., Vladimirov I. A. (2021). Zhilishchno-kommunalnoe khozyaystvo v Rossii [Housing and communal services in Russia] Problems of the modern economy. 183-185. (in Russian).

Burov V. Yu. (2010). Tenevaya deyatelnost subektov malogo predprinimatelstva i puti ee legalizatsii [Shadow activity of small business entities and ways of its legalization] (in Russian).

Drobot E.V., Makarov I.N. (2021). Otsenka faktorov i stressorov tenevoy ekonomiki: mirovoy opyt [Assessment of factors and stressors of the shadow economy: world experience]. Shadow Economy. (1). 53-77. (in Russian). doi: 10.18334/tek.5.1.112236.

Drobot E.V., Makarov I.N. (2021). Stsenarii razvitiya i strategii upravleniya tenevoy ekonomikoy [Development scenarios and strategies for managing the shadow economy]. Shadow Economy. (3). 183-198. (in Russian). doi: 10.18334/tek.5.3.112237.

Ilchikov M.Z. (2005). Predprinimatelskaya funktsiya i ekonomicheskiy mekhanizm ee osushchestvleniya [Entrepreneurial function and the economic mechanism of its implementation] (in Russian).

Kapitonova N.V., Kapitonova A.A. (2020). Tenevaya ekonomika v usloviyakh pandemii COVID-19 v Rossii [The shadow economy in the context of the pandemic COVID-19 in Russia]. Shadow Economy. (4). 193-204. (in Russian). doi: 10.18334/tek.4.4.111865.

Kapitonova N.V., Kapitonova A.A. (2021). Tendentsii razvitiya tenevoy ekonomiki sovremennoy Rossii [Trends in the development of the shadow economy in modern Russia]. Shadow Economy. (1). 9-18. (in Russian). doi: 10.18334/tek.5.1.111962.

Khanchuk N.N. (2021). Fundamentalnye osnovy sovremennogo ponimaniya tenevoy ekonomiki [Fundamentals of the modern understanding of the shadow economy]. Shadow Economy. (3). 157-166. (in Russian). doi: 10.18334/tek.5.3.112901.

Kirilenko V. P., Dronov R. V. (2012). Korruptsiya i ee svyaz s tenevoy ekonomikoy [Corruption and its correlation to shadow economy]. Management consulting. (3(47)). 28–36. (in Russian).

Kosals L. Ya. (1998). Tenevaya ekonomika: kak osobennost rossiyskogo kapitalizma [Shadow economy: as a feature of Russian capitalism]. Voprosy Ekonomiki. (10). 59–80. (in Russian).

Kryukova I. V. (2015). Finansovye potoki tenevoy ekonomiki zhilishchno-kommunalnogo khozyaystva (ZhKKh) [Financial flows of the shadow economy of housing and communal services]. The young scientist. (13(93)). 406-410. (in Russian).

Lomsadze D.G. (2020). Kontseptualnye problemy metodologii nauchnyh podkhodov v issledovaniyakh fenomena tenevoy ekonomiki [Conceptual problems of the scientific methodology approaches in the study of the shadow economy phenomenon]. Shadow Economy. (1). 11-22. (in Russian). doi: 10.18334/tek.4.1.100606.

Velichenkov A. (1996). «Tenevye» parametry reformiruemoy ekonomiki: po materialam nauchnoy konferentsii ["Shadow" parameters of the reformed economy: based on the materials of the scientific conference]. Ros. ekon. zhurn. (8). 14–25. (in Russian).

Страница обновлена: 29.04.2025 в 13:31:56