Анализ места и роли в бизнесе основных участников корпоративных отношений
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (60), Декабрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Москаленко А.Г. Анализ места и роли в бизнесе основных участников корпоративных отношений // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 12. – С. 50-54.
Аннотация:
Основными участниками корпоративных отношений являются владельцы корпорации (акционеры) и ее менеджеры. Ключевая роль в бизнесе этих категорий игроков определяется тем, что первые являются вкладчиками безвозвратных инвестиций, тем самым, предоставив компании на наиболее выгодных условиях значительную часть необходимого ей капитала и приняв на себя наибольшие, по сравнению со всеми остальными участниками, корпоративные отношения и риски. А от деятельности вторых зависит то, как этот капитал будет, в конечном счете, использован.
Ключевые слова: бизнес, менеджеры, акционеры, капитал, корпоративные отношения
Основными участниками корпоративных отношений являются владельцы корпорации (акционеры) и ее менеджеры. Ключевая роль в бизнесе этих категорий игроков определяется тем, что первые являются вкладчиками безвозвратных инвестиций, тем самым, предоставив компании на наиболее выгодных условиях значительную часть необходимого ей капитала и приняв на себя наибольшие, по сравнению со всеми остальными участниками, корпоративные отношения и риски. А от деятельности вторых зависит то, как этот капитал будет, в конечном счете, использован.
Характер взаимоотношений между этими двумя группами участников корпоративных отношений зависит от особенностей формирования структуры акционерной собственности, размеров пакетов акций, находящихся во владении тех или иных групп инвесторов и менеджмента, а также от условий и способов их приобретения, типа собственников и специфики их интересов по отношению к компании.
Крупные собственники заинтересованы в прибыльной деятельности компании, укреплении ее долгосрочных позиций в той сфере бизнеса, в которой она действует, и непосредственным образом участвуют в процессе управления ею. Однако среди них есть, как правило, и такие, которые имеют несколько отличные интересы. Так, например, банки могут иметь коммерческие отношения с корпорацией, а это для них может быть гораздо более выгодным, чем получаемые дивиденды. Такие акционеры заинтересованы не столько в повышении финансовой эффективности деятельности компании (нормы прибыльности, повышении курса ее акций), сколько в ее устойчивости, в развитии и расширении своих отношений с нею. Группа же акционеров ‑ институциональных инвесторов, представленных инвестиционными фондами, заинтересована, прежде всего, в финансовых показателях деятельности компании и росте курсовой стоимости ее акций.
В последние два десятилетия во многих странах наблюдалась тенденция признания активными участниками корпоративных отношений и процесса корпоративного управления иных заинтересованных групп (персонала компании, кредиторов, местных властей и т.д.). Эти группы ожидают от компаний непосредственного участия в реализации общественных интересов, а не только создания прибыльных производств. Степень их реального участия в процессе корпоративного управления в очень большой степени зависит от особенностей формирования рыночных отношений, экономической политики государства (например, большая или меньшая степень ее социальной ориентированности), форм вовлеченности финансовых институтов в предпринимательские отношения, законодательных норм и т.д. Эти, а также некоторые другие факторы (например, степень интенсивности взаимодействия с местным и/или региональным сообществом) учитываются компаниями разных стран при решении вопроса о том, какие именно иные заинтересованные группы должны быть представлены в используемых ею механизмах управления.
Таким образом, различные группы участников корпоративных отношений имеют интересы, которые совпадают в одних сферах и расходятся в других. Общность интересов заключается в том, что в обычной ситуации все участники корпоративных отношений заинтересованы в стабильности существования и прибыльности деятельности компании, с которой они связаны. В то же время, обобщая интересы, можно выделить ряд значимых различий между основными группами участников корпоративных отношений.
Менеджеры:
1. Получают основную часть своего вознаграждения, как правило, в виде гарантированной заработной платы, в то время как остальные формы вознаграждения играют значительно меньшую роль. Многочисленные попытки привязать вознаграждение менеджеров к дивидендам на акции компании или курсу акций не изменили данной пропорции.
2. Заинтересованы, прежде всего, в прочности своего положения, устойчивости компании и снижении опасности воздействия непредвиденных обстоятельств (например, при финансировании деятельности компании преимущественно за счет не распределенной прибыли, а внешнего долга). В процессе выработки и реализации стратегии развития компании, как правило, склонны к установлению прочного долгосрочного баланса между риском и прибылью.
3. Концентрируют свои основные усилия в компании, в которой работают.
4. Зависят от акционеров, представленных советом директоров, и заинтересованы в продлении своих контрактов на работу в компании.
5. Непосредственно взаимодействуют с большим числом групп, проявляющих интерес к деятельности компании (персонал компании, кредиторы, клиенты, поставщики, региональные и местные власти и пр.) и вынуждены принимать во внимание их интересы.
6. Находятся под воздействием ряда факторов, которые не связаны с задачами повышения эффективности деятельности и стоимости компании или даже противоречат им (стремятся увеличивать размеры компании, расширять ее благотворительную деятельность, повышая тем самым престижность своей работы в корпорации и свой личный статус).
Акционеры:
1. Могут получить доход от компании лишь в форме дивидендов, а также за счет продажи акций в случае высокого уровня их котировок.
2. Соответственно, заинтересованы в высоких прибылях компании и высоком курсе ее акций.
3. Несут самые высокие риски: а) неполучения дохода в случае, если деятельность компании не приносит прибыли; б) в случае банкротства компании получают компенсацию лишь после того как будут удовлетворены требования всех других групп. Склонны поддерживать решения, которые ведут к получению компанией высоких прибылей, но сопряжены с высоким риском.
4. Как правило, диверсифицируют свои инвестиции среди нескольких компаний, поэтому инвестиции в одну конкретную компанию не являются единственным (или даже главным) источником дохода.
5. Имеют возможность воздействовать на менеджмент компании лишь двумя путями:
а) при проведении собраний акционеров, через избрание того или иного состава совета директоров и одобрение или неодобрение деятельности менеджмента компании;
б) путем продажи принадлежащих им акций, воздействуя тем самым на курс акций, а также создавая возможность поглощения компании акционерами, недружественными действующему менеджменту.
Непосредственно не взаимодействуют с менеджментом компании и другими заинтересованными группами.
Иные заинтересованные группы («соучастники», или stakeholders).
Кредиторы:
• Служащие компании:
1. Прежде всего, заинтересованы в устойчивости компании и сохранении своих рабочих мест, которые являются для них основным источником дохода.
2. Непосредственно взаимодействуют с менеджментом, зависят от него и, как правило, имеют очень ограниченные возможности влиять на него.
Партнеры компании (регулярные покупатели ее продукции, поставщики и пр.):
1. Заинтересованы в устойчивости компании, ее платежеспособности и продолжении деятельности в определенной сфере бизнеса.
2. Непосредственно взаимодействуют с менеджментом.
Региональные и местные органы власти:
1. Прежде всего, заинтересованы в устойчивости компании, ее способности выплачивать налоги, создавать рабочие места, реализовывать социальные программы.
2. Непосредственно взаимодействуют с менеджментом.
3. Имеют возможность влиять на деятельность компании главным образом через местные налоги.
Таким образом, участники корпоративных отношений по-разному взаимодействуют между собой, и сфера несовпадения их интересов весьма значительна. Правильно выстроенная система корпоративного управления как раз и должна минимизировать возможное негативное влияние этих различий на процесс деятельности компании.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:09:34