Анализ места и роли в бизнесе основных участников корпоративных отношений

Москаленко А.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (60), Декабрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Основными участниками корпоративных отношений являют­ся владельцы корпорации (акционеры) и ее менеджеры. Ключевая роль в бизнесе этих категорий игроков определяется тем, что первые являются вкладчиками безвозвратных инвестиций, тем самым, предоставив компании на наи­более выгодных условиях значительную часть необходимого ей ка­питала и приняв на себя наибольшие, по сравнению со всеми осталь­ными участниками, корпоративные отношения и риски. А от деятельности вторых зависит то, как этот капитал будет, в конечном счете, использован.

Ключевые слова: бизнес, менеджеры, акционеры, капитал, корпоративные отношения



Основными участниками корпоративных отношений являют­ся владельцы корпорации (акционеры) и ее менеджеры. Ключевая роль в бизнесе этих категорий игроков определяется тем, что первые являются вкладчиками безвозвратных инвестиций, тем самым, предоставив компании на наи­более выгодных условиях значительную часть необходимого ей ка­питала и приняв на себя наибольшие, по сравнению со всеми осталь­ными участниками, корпоративные отношения и риски. А от деятельности вторых зависит то, как этот капитал будет, в конечном счете, использован.

Характер взаимоотношений между этими двумя груп­пами участников корпоративных отношений зависит от особенностей формирования структуры акционерной собствен­ности, размеров пакетов акций, находящихся во владении тех или иных групп инвесторов и менеджмента, а также от условий и способов их при­обретения, типа собственников и специфики их интересов по отно­шению к компании.

Крупные собственники за­интересованы в прибыльной деятельности компании, укрепле­нии ее долгосрочных позиций в той сфере бизнеса, в которой она действует, и непосредственным образом участвуют в процессе управления ею. Однако среди них есть, как правило, и такие, которые имеют не­сколько отличные интересы. Так, например, банки могут иметь коммерческие отношения с корпорацией, а это для них может быть го­раздо более выгодным, чем получаемые дивиденды. Такие акцио­неры заинтересованы не столько в повышении финансовой эф­фективности деятельности компании (нормы прибыльности, повышении курса ее акций), сколько в ее устойчи­вости, в развитии и расширении своих отношений с нею. Группа же акционеров ‑ институциональных инвесторов, представлен­ных инвестиционными фондами, заинтересована, прежде всего, в финансовых показателях деятельности компании и росте курсо­вой стоимости ее акций.

В последние два десятилетия во многих странах наблюдалась тенденция признания активными участниками корпоративных отношений и процесса корпоратив­ного управления иных заинтересованных групп (персонала ком­пании, кредиторов, местных властей и т.д.). Эти группы ожида­ют от компаний непосредственного участия в реализации обще­ственных интересов, а не только создания прибыльных произ­водств. Степень их реального участия в процессе корпо­ративного управления в очень большой степени зависит от особенностей формирования рыночных отношений, экономической политики государства (например, большая или меньшая степень ее социальной ориентированности), форм во­влеченности финансовых институтов в предпринимательские отношения, законодательных норм и т.д. Эти, а также некото­рые другие факторы (например, степень интенсивности взаимо­действия с местным и/или региональным сообществом) учитываются компаниями разных стран при решении вопроса о том, ка­кие именно иные заинтересованные группы должны быть представ­лены в используемых ею механизмах управления.

Таким образом, различные группы участников корпоратив­ных отношений имеют интересы, которые совпадают в одних сфе­рах и расходятся в других. Общность интересов заключается в том, что в обычной ситуации все участники корпоративных от­ношений заинтересованы в стабильности существования и при­быльности деятельности компании, с которой они связаны. В то же время, обобщая интересы, можно выделить ряд значимых различий между основными группами участников корпо­ративных отношений.

Менеджеры:

1. Получают основную часть своего вознаграждения, как пра­вило, в виде гарантированной заработной платы, в то время как остальные формы вознаграждения играют значительно меньшую роль. Многочисленные попытки привязать воз­награждение менеджеров к дивидендам на акции компании или курсу акций не изменили данной пропорции.

2. Заинтересованы, прежде всего, в прочности своего положе­ния, устойчивости компании и снижении опасности воз­действия непредвиденных обстоятельств (например, при финансировании деятельности компании преимуществен­но за счет не распределенной прибыли, а внешнего долга). В процессе выработки и реализации стратегии развития компании, как правило, склонны к установлению прочно­го долгосрочного баланса между риском и прибылью.

3. Концентрируют свои основные усилия в компании, в ко­торой работают.

4. Зависят от акционеров, представленных советом директо­ров, и заинтересованы в продлении своих контрактов на работу в компании.

5. Непосредственно взаимодействуют с большим числом групп, проявляющих интерес к деятельности компании (персонал компании, кредиторы, клиенты, поставщики, региональные и местные власти и пр.) и вынуждены при­нимать во внимание их интересы.

6. Находятся под воздействием ряда факторов, которые не свя­заны с задачами повышения эффективности деятельности и стоимости компании или даже противоречат им (стремятся увеличивать размеры компании, расширять ее благотворитель­ную деятельность, повышая тем самым престижность своей работы в корпорации и свой личный статус).

Акционеры:

1. Могут получить доход от компании лишь в форме дивиден­дов, а также за счет продажи акций в случае высокого уровня их котировок.

2. Соответственно, заинтересованы в высоких прибылях ком­пании и высоком курсе ее акций.

3. Несут самые высокие риски: а) неполучения дохода в случае, если деятельность компании не приносит прибыли; б) в слу­чае банкротства компании получают компенсацию лишь пос­ле того как будут удовлетворены требования всех других групп. Склонны поддерживать решения, которые ведут к получе­нию компанией высоких прибылей, но сопряжены с высо­ким риском.

4. Как правило, диверсифицируют свои инвестиции среди не­скольких компаний, поэтому инвестиции в одну конкрет­ную компанию не являются единственным (или даже глав­ным) источником дохода.

5. Имеют возможность воздействовать на менеджмент ком­пании лишь двумя путями:

а) при проведении собраний ак­ционеров, через избрание того или иного состава совета ди­ректоров и одобрение или неодобрение деятельности ме­неджмента компании;

б) путем продажи принадлежащих им акций, воздействуя тем самым на курс акций, а также создавая возможность поглощения компании акционера­ми, недружественными действующему менеджменту.

Непосредственно не взаимодействуют с менеджментом компании и другими заинтересованными группами.

Иные заинтересованные группы («соучастники», или stakeholders).

Кредиторы:

  • Получают прибыль, уровень которой зафиксирован в до­говоре между ними и компанией. Соответственно, прежде всего, заинтересованы в устойчивости компании и гаранти­ях возврата представленных средств. Не склонны поддерживать решения, обеспечивающие высокую прибыль, но свя­занные с высокими рисками.
  • 2. Диверсифицируют свои вложения между большим числом компаний.

    • Служащие компании:

    1. Прежде всего, заинтересованы в устойчивости компании и со­хранении своих рабочих мест, которые являются для них ос­новным источником дохода.

    2. Непосредственно взаимодействуют с менеджментом, зави­сят от него и, как правило, имеют очень ограниченные воз­можности влиять на него.

    Партнеры компании (регулярные покупатели ее продукции, поставщики и пр.):

    1. Заинтересованы в устойчивости компании, ее платежеспо­собности и продолжении деятельности в определенной сфере бизнеса.

    2. Непосредственно взаимодействуют с менеджментом.

    Региональные и местные органы власти:

    1. Прежде всего, заинтересованы в устойчивости компании, ее способности выплачивать налоги, создавать рабочие ме­ста, реализовывать социальные программы.

    2. Непосредственно взаимодействуют с менеджментом.

    3. Имеют возможность влиять на деятельность компании глав­ным образом через местные налоги.

    Таким образом, участники корпоративных отношений по-раз­ному взаимодействуют между собой, и сфера несовпадения их интересов весьма значительна. Правильно выстроенная систе­ма корпоративного управления как раз и должна минимизиро­вать возможное негативное влияние этих различий на процесс деятельности компании.


    Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:09:34