Проектная деятельность в вузе: особенности, проблемы, технологии управления

Нагорный Д.О.1, Щербаков С.М.1
1 Ростовский государственный экономический университет, Россия, Ростов

Статья в журнале

Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49375408
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Работа посвящена задачам исследования проектной детальности в вузе и ее автоматизации. В ходе работе анализируются особенности и проблемы проектной работы и ее интеграции в учебный процесс. Разрабатывается модель автоматизированной системы управления проектной работой в вузе

Ключевые слова: Проектная деятельность, вуз, управление, автоматизация



Профессиональная деятельность может быть разделена на два больших направления: операционная, или процессная деятельность и проектная деятельность. Операционная предполагает циклическое повторение определенных операций. Проектная работа включает реализацию проектов («проект» от латинского projecto – «брошенный, направленный вперед») различного масштаба.

Проект всегда предполагает уникальность и наличие четких критериев завершения [5, 11] (Dobryakova, Lyakhovich, 2020; Mikalut, Starikova, Kuzmenko, Ryabikina, 2020). Строительство моста или завода, ввод в строй новой производственной линии, открытие офиса или филиала, выход на рынок с новым продуктом, разработка программного продукта – все это примеры проектов.

Если процессная деятельность отличается ритмичностью, предсказуемостью и понятностью, то проект всегда обращен в неведомое. Управление проектной работой всегда включает следующие усложняющие факторы:

– риск. По самой своей природе проект связан с возможностью неудачи и потерь;

– неопределенность. Уникальность проекта говорит о том, что его инициатор и исполнитель не могут знать всех обстоятельств его реализации. Например, никогда заранее нельзя сказать, будет ли новый продукт пользоваться спросом покупателей;

– затраты ресурсов. Проект требует бюджета, обеспечения производственными и человеческими ресурсами;

– изменение управления. Проект предполагает временную передачу части ресурсов организации, включая трудовые, в распоряжение руководителя проектов, что влечет массу организационных и социальных сложностей;

– выход из ритмичного графика функционирования. Проект предполагает единовременное привлечение большого объема ресурсов с их последующим освобождением.

Все сказанное делает задачи управления и координации проектной работы сложными.

И по мере развития человеческой цивилизации доля проектной деятельности возрастает, при этом растет также и сложность, и масштаб проектов. Начиная от египетских пирамид и систем ирригации на Древнем Ближнем Востоке и до сегодняшних проектов освоения космического пространства.

Управление проектами – это совокупность знаний, приемов и инструментов, обеспечивающих планирование, реализацию и завершение проектов с учетом заданных критериев (срок, бюджет, функционал) его успешности.

В настоящее время проектной работе в образовании уделяется большое внимание в научной литературе и в практике управления образовательной деятельностью.

Во-первых, способность к проектной деятельности является одним из результатов обучения, которому соответствует ряд универсальных и общепрофессиональных компетенций, которые должны быть сформированы в результате обучения в вузе [13] (Evstratova, Isaeva, Leshukova, 2018).

Во-вторых, проектная деятельность рассматривается как педагогическая технология, позволяющая глубже освоить как методы профессиональной деятельности, так и предметную область. Проектный метод в обучении на разных ступенях образования рассматривается в работах [3, 7, 15] (Garas, 2020; Varlamova, 2017; Sankova, Sitnikova, 2016). Отметим также, что использование проектного метода приводит к росту мотивации обучающихся [16] (Stepanova, 2020).

В-третьих, многие вузы пытаются активизировать проектную работу своих сотрудников, организовывать проектные группы и проектные подразделения с целью усиления научно-технической и инновационной компоненты в работе вуза [9] (Kudinova, Skulmovskaya, 2018), с целью организации своего рода «прорыва» и достижения новых результатов, которые позволят вывести вуз в лидеры по критериям эффективности [6, 18] (Efremova, 2019; Sheremeteva, Stepanova, 2015).

Ряд работ посвящены задачам координации и управления проектной деятельностью в вузе, в том числе на основе применения гибких методологий [4, 17, 20] (Glushenko, Papkovskiy, Smolonogov, Sokolova, 2019; Tronin, 2016; Shcherbakov, Kalugyan, 2020).

Таким образом, следует признать, что проектная деятельность в вузе значительно отличается от проектной деятельности в бизнесе как по своим целям, так и по особенностям осуществления.

Цель проектной деятельности в вузе – прежде всего образовательная. Значительная часть проектов носят учебный характер и в принципе не предполагают получения какого-либо ценного для науки или практики результата. Сюда можно отнести большинство выполняемых курсовых проектов.

Даже если проект предназначен для решения некоторой реальной задачи, например, он дан в качестве кейса работодателем, или его разработка предполагает решение какой-либо научно-исследовательской задачи, или его целью является получение какого-то востребованного программного продукта или сервиса, в любом случае образовательная функция проекта является доминирующей.

Второй особенностью (вытекающей и первой) является высокая толерантность к неудачам. Можно сказать, что вуз – это своего рода венчурный фонд, который готов тратить время студентов (и в меньшей степени преподавателей), свои технические ресурсы и помещения для реализации проектов. Если учебный проект не будет успешен, это не скажется на эффективности работы вуза, так как педагогический результат компенсирует затраты ресурсов.

Следующая особенность – способ привлечения участников проекта. В большинстве случаев это студенты или аспиранты, которые не получают вознаграждения за участие в проекте и вступают в него либо с целью освоения компетенций, либо с целью достижения результата проекта, например с последующим выходом на стартап или для победы в конкурсах. Также немаловажным мотивом является реализация проекта для дальнейшей защиты дипломной работы или диссертации. Описанная особенность определяет значительную текучесть кадров [10, 19] (Litvinyuk, Karachon, 2020; Shibanova, Kochanzhi, 2020). В отличие от руководителя фирмы, у руководителей учебного подразделения вуза (декана или заведующего кафедрой) нет эффективных рычагов привлечения и удержания участников проекта, проектная работа – это не основная обязанность студента.

Значительная часть проектов (но далеко не все) непосредственно вписаны в учебный процесс вуза. Это положительно сказывается как на мотивации студентов, так и на бюджете их времени, ведь в учебно-методических документах вуза это время заранее предусмотрено, а сроки сдачи таких проектов увязаны с графиком и индивидуальным учебным планом студента. Также предусмотрена нагрузка преподавателей для руководства такими проектами [1] (Borisova, Dmitrieva, Ryazantseva, 2020).

Формы синхронизации проектной деятельности с ученым процессом: учебная (ознакомительная) и производственная практика, курсовые проекты, индивидуальные задания в составе дисциплин (предусмотренные листами контрольных мероприятий и рабочей программой), выпускные квалификационные работы. Отметим, что большинство таких форм ограничено во времени и ориентировано на индивидуальную, а не групповую работу. Они не предполагают также взаимодействия студентов разных курсов и разных специальностей, не говоря уже о сотрудничестве между вузами.

Наиболее интересные и перспективные проекты, к сожалению, слабо вписываются в учебный процесс вуза.

Разрабатываемые в вузе проекты должны давать некоторый выход научно-технической продукции:

– статьи в журналах РИНЦ, ВАК, Scopus и WoS;

– зарегистрированные программные средства и патенты;

– выступления на конференциях;

– участие и победы в конкурсах;

– заявки на гранты и выигранные гранты РНФ и других организаций;

– подготовленные и защищенные кандидатские и докторские диссертации.

Таким образом, критерии проектной работы в вузе значительно отличаются от общепринятых, а значит, и система автоматизации проектной деятельности должна учитывать все перечисленное [2, 8] (Garanin, 2019; Kosenok, Bezuevskaya, 2019).

Затрагивая критерии, следует обсудить и ресурсы, которые также имеют свою специфику. Это студенты и проектные команды, обладающие рядом компетенций и интересов. Привлечение этих студентов к проектной работе является важной задачей, при этом следует помнить о риске чрезмерной эксплуатации нескольких «звездных» команд. Действительно, руководителю легко привлечь успешную команду для одного, второго конкурса, события или задачи, но такая система приводит, с одной стороны, к перегрузке и выгоранию, а другой – не дает сформироваться альтернативным командам.

В целом реализованные в вузе проекты можно классифицировать так, как показано на рисунке 1. Мы выделили несколько классификационных признаков и перечислили возможные варианты.

Прокомментируем несколько позиций на рисунке. Заказчиком проекта может выступать университет или его подразделение, это обычная ситуация с большинством учебных и многих научно-исследовательских проектов. Могут существовать инициативные проекты исполнителей или руководителя. Также индустриальные партнеры университета или иные внешние организации могут предложить для разработки какой-либо проект на условиях совместного последующего внедрения и эксплуатации.

Рисунок 1. Классификация проектов с участием студентов в системе высшего образования

Наконец, отметим проекты, создаваемые по результатам выигранных грантов от научных фондов (например, РНФ, Российский научный фонд). Такие проекты в обязательном порядке предполагают подключение молодых участников, в том числе студентов и аспирантов.

По продолжительности мы указали «мгновенные проекты», которые, как правило, возникают на хакатоне или проектно-образовательном интенсиве. Такие проекты могут либо окончиться вместе с окончанием мероприятия, а могут перерасти в иной формат.

Далее рассмотрим последний признак – интеграция в учебный процесс. Лучше всего интегрированы небольшие непродолжительные учебные индивидуальные проекты. Их выполняют в рамках курсового или дипломного проектирования. Групповые проекты, проекты, выполняемые смешанными группами, вписываются в учебный процесс гораздо хуже, и значит, их руководителям и исполнителям приходится гораздо сложнее в совмещении обучения с проектной деятельностью.

По результатам анализа научной и проектной были выделены основные проблемы:

– нехватка информационного обеспечения. Студенты имеют мало информации о научных руководителях, о проектах, о направлениях научной деятельности. И поэтому, даже имея идеи и желание принимать участие в научно-исследовательской деятельности, не всегда знают, как это и где применить;

– проблема организации рабочей группы связана с тем, что научные руководители не знают, как найти желающих участников для проекта, и зачастую принуждают студентов участвовать в научной деятельности;

– отсутствие контроля над научными проектами. Руководство факультета не всегда имеет достаточно информации о выполненной работе участников проекта.

Нами был проведен опрос студентов по поводу участия в проектной работе и сопутствующих проблем и ограничений. На рисунке 2 показаны некоторые результаты опроса.

Опрос, с одной стороны, показал существование ряда проблем, с другой – продемонстрировал возможность усиления проектной работы за счет вовлечения новых участников среди студентов.

Главными проблемами для участия в проектной работе студенты видят:

– сложность совмещения с учебой. Действительно, проектная работа отнимает много времени и практически не совпадает с жестко зафиксированными учебными планами и рабочими программами дисциплин. Курсовое проектирование предназначено для освоения одной дисциплины, ограничено во времени и не предполагает командной работы на основе разнообразных по возрасту и направлениям подготовки участников, а значит, успехи в проектной деятельности слабо отразятся на успеваемости студента;

Рисунок 2. Интересующие студентов направления проектной деятельности

– нехватка руководителей и общения с ними. Преподаватели, сотрудники и аспиранты, а также привлеченные сторонние специалисты могли бы руководить проектами. Однако занятость потенциальных руководителей, отсутствие информации и взаимодействия со студентами затрудняют появление и продолжение работы над проектами. Кроме того, многим руководителям не хватает специфических компетенций по проектному менеджменту;

– несколько оторванный от жизни пул проектов. Гораздо интереснее реализовывать решение, которое будет востребовано на рынке.

Частично проблемы коммуникации между потенциальными участниками проектной деятельности в вузе, а также проблема мониторинга проектной деятельности могли бы быть решены за счет автоматизации [12] (Nagornyy, Kondrikov, Shcherbakov, 2020).

На рисунке 3 показана диаграмма прецедентов языка UML [14] (Rambo, Blakha, 2007) автоматизированной системы управления проектной деятельности вуза. Диаграмма позволяет описать основных пользователей и варианты использования ими автоматизированной системы управления проектной деятельностью вуза.

Рисунок 3. Диаграмма прецедентов автоматизированной системы управления проектной деятельности вуза

Построена визуальная модель системы управления проектной деятельностью в вузе с помощью диаграмм языка UML. Такая система включает функции ведения событий, ведения команд, ведения компетенций и интересов обучающихся, учет длящихся проектов, учет и анализ формальных результатов проектной деятельности, аналитическую подсистему, позволяющую отражать результаты проектной деятельности в виде дашбордов. Спроектированы дашборды для руководителей учебных подразделений вуза.

Перспективы развития заключаются в совершенствовании системы KPI для проектной деятельности в вузе, связанной с интеграцией в учебный процесс, охватом студентов и преподавателей проектной работой и оценкой эффективности проектной работы.


Источники:

1. Борисова А.А., Дмитриева Л.И., Рязанцева И.В. Кадровое обеспечение вуза: ограничители роста и результативности // Экономика труда. – 2020. – № 12. – c. 1269-1280. – doi: 10.18334/et.7.12.111256.
2. Гаранин М.А. Трансформация университета в центр пространства внедрения инноваций // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 955-968. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40957.
3. Гарас Л.Н. Метод проектов в высшей школе // Информационные и коммуникативные технологии. проектная деятельность в образовательном и информационно-коммуникативном процессе: опыт и перспективы: сборник научных статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Севастополь, 2020. – c. 165-168.
4. Глушенко С.А., Папковский Д.К., Смолоногов Д.С., Соколова У.А. Внедрение гибких методологий управления в студенческую проектную деятельность. / Информационные системы, экономика и управление. Ученые записки. - Ростов-на-Дону, 2019. – 14-19 c.
5. Добрякова К.В., Ляхович Д.Г. Планирование реализации проектов в проектно-ориентированной организации: система и алгоритм внедрения // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1179-1192. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110743.
6. Ефремова П.В. Показатели оценки эффективности развития инновационной деятельности вузов // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 989-1010. – doi: 10.18334/vinec.9.3.41001.
7. Варламова С. Г. Использование проектной деятельности как метода обучения студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – c. 199–201.
8. Косенок С.М., Безуевская В.А. Проектное управление в университете – ответ на вызовы времени // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 595-604. – doi: 10.18334/epp.9.4.41500.
9. Кудинова О.С., Скульмовская Л.Г. Проектная деятельность в вузе как основа инноваций // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. – c. 104.
10. Литвинюк А.А., Карачонь П. О проблемах удержания талантливых молодых специалистов в региональных научных центрах и вузах России // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 4. – c. 599-612. – doi: 10.18334/lim.7.4.111188.
11. Микалут С.М., Старикова М.С., Кузьменко Я.В., Рябикина В.В. Ключевые факторы успеха управленческого консалтинга и их влияние на результативность консалтингового проекта // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 4. – c. 677-696. – doi: 10.18334/lim.7.4.110921.
12. Нагорный Д.О., Кондриков Н.А., Щербаков С.М. Разработка автоматизированной системы управления проектной деятельностью в вузе // Информационные и коммуникативные технологии. Проектная деятельность в образовательном и информационно-коммуникативном процессе: опыт и перспективы: Сборник научных статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием(города Симферополь – Гурзуф), 22–25 мая 2019 года. 2020. – c. 56-61.
13. Евстратова Л.А., Исаева Н.В., Лешукова О.В. Проектное обучение. Практики внедрения в университетах. - М.:, 2018. – 152 c.
14. Рамбо Дж., Блаха М. UML 2.0. Объектно-ориентированное моделирование и разработка. - СПб.: Питер, 2007. – 544 c.
15. Санькова Г.В., Ситникова С.Ю. Проектная деятельность как средство формирования профессиональных компетенций // Высшее образование сегодня. – 2016. – № 9. – c. 42-45.
16. Степанова Э.В. Проектное обучение – способ повышения мотивации студентов. / Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - Красноярск: Красноярский ГАУ, 2020. – 127-130 c.
17. Тронин В.Г. Возможности применения гибких методологий управления проектами при обучении в вузе по техническим специальностям // Вестник Ульяновского государственного технического университета. – 2016. – № 3(75). – c. 4–6.
18. Шереметьева Е.Н., Степанова Т.Е. Приоритетное направление развития вуза: научно-исследовательская деятельность // Вопросы инновационной экономики. – 2015. – № 1. – c. 9-26. – doi: 10.18334/inec.5.1.439.
19. Шибанова А.А., Кочанжи И.Д. Совершенствование системы оплаты труда преподавателей вузов // Экономика труда. – 2020. – № 7. – c. 609-616. – doi: 10.18334/et.7.7.110707.
20. Щербаков С.М., Калугян К.Х. Классификация ошибок при разработке учебно-методической документации вуза // Информатизация в цифровой экономике. – 2020. – № 1. – c. 35-42. – doi: 10.18334/ide.1.1.113223.

Страница обновлена: 09.09.2025 в 12:44:30

 

 

Project activity at the university: features, problems and management techniques

Nagornyy D.O., Shcherbakov S.M.

Journal paper

Informatization in the Digital Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 2, Number 4 (October-December 2021)

Citation:

Abstract:
The article is devoted to the problems of studying the project activities in the university and its automation. The features and problems of project activity and its integration into the educational process are analyzed. A model of an automated system for managing project activity at the university is being developed.

Keywords: project activity, university, management, automation