Особенности процесса разработки стратегии предприятия как проектной деятельности
Курлыкова А.В.1, Корабейников И.Н.1
1 Оренбургский государственный университет, Россия, Оренбург
Скачать PDF | Загрузок: 17 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 6 (Июнь 2021)
Цитировать:
Курлыкова А.В., Корабейников И.Н. Особенности процесса разработки стратегии предприятия как проектной деятельности // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 6. – С. 2381-2398. – doi: 10.18334/ce.15.6.112247.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46324008
Цитирований: 1 по состоянию на 02.04.2022
Аннотация:
В данном исследовании раскрываются особенности процесса разработки стратегии предприятия как проектной деятельности. Проведен анализ подходов и методов к разработке стратегии организации и осуществлению проектной деятельности. Определен и обоснован авторский подход, позволяющий осуществлять этапы процесса разработки стратегии с учетом принципов и содержания проектной деятельности. Установлено, что при таком подходе к разработке стратегии минимизируются риски неверного стратегического выбора, сокращаются сроки разработки стратегии, что особенно актуально в условиях быстрых изменений, происходящих в среде организации, осуществляющих свою деятельность в турбулентных условиях. Предложены методы и алгоритм, которые позволят осуществлять разработку стратегии как управленческого проекта. Представленный в статье авторский подход и инструменты будут полезны руководству хозяйствующих субъектов, частным предпринимателям при разработке стратегии развития фирмы, а также для дальнейшего развития теории стратегического и проектного менеджмента при преподавании данных дисциплин в вузах с учётом междисциплинарных связей.
Ключевые слова: разработка стратегия, проект, стратегический подход, проектная деятельность
JEL-классификация: l26, M11, M21
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что разработка стратегии предприятия, по сути, сегодня является проектной деятельностью, предусматривающей конкретизацию содержания работ, сроков и ответственных, однако стратегический подход отделен от проектного. Если при разработке стратегии применять принципы, инструменты и методы проектного управления, то это позволит минимизировать риски неверного стратегического выбора, сократить сроки разработки стратегии, что особенно актуально в условиях быстрых изменений, происходящих в среде организаций, осуществляющих свою деятельность в турбулентных условиях.
Основоположниками концепции стратегического управления являются зарубежные и отечественные ученые Ансофф И., Аакер Д., Боумэн К., Минцберг Г., Портер М., Стрикленд А., Томпсон А., Виханский О.С., Градов А.Г., Ефремов В.С., Фатхутдинов Р.А. и др. Отдельные аспекты процесса разработки стратегии и инструментальные средства представлены в работах Курлыковой А.В. [6] (Kurlykova, 2014), Кузнецовой Е.Г. [2] (Kuznetsova, Volgina, Romanova, 2019), Попович А.М. [3] (Popovich, 2017), Калашниковой И.А. [7] (Kalashnikova, 2019), Светник Т.В. [5] (Svetnik, Fedyukovich, 2020), Степанян А.В. [18] (Stepanyan, 2018) и других.
Теоретические и практические аспекты проектного подхода в управлении организацией представлены в работах Г. Гантта, А.А. Аузан, И. Голдратта, И.Р. Арчибальда, Ф. Бэгьюли, Дж. Вадделла, Т. Валента, X. Вудворда, К.Ф. Грея, Б. Груча, Г. Дитхелма, И. Мазур, В. Шапиро, А. Баженова, Т. Бронниковой, А. Бусыгина, Р. Вайдмана и др. Вопросы исследования тенденций и эффективных методов управления проектной деятельностью представлены в трудах Молоткова Ю.И. [4] (Molotkov, 2020), Базилевич С.В., Малыгиной М.В. [15] (Bazilevich, Lipkina, Malygina, 2020), Лапыгина Ю.Н. [9, 10] (Lapygin, Sivyakova, 2019; Lapygin, Gonshakov, 2011), Гоньшакова А.Г. [10] (Lapygin, Gonshakov, 2011), Сивяковой М.В. [9] (Lapygin, Sivyakova, 2019) и других.
Авторы в своих исследованиях рассматривают процесс и инструменты разработки стратегии либо разработки проекта, при этом обращаются к системному или процессному подходу, однако основное внимания уделяется конкретным инструментальным средствам этих подходов, попытки объединить эти подходы носят фрагментарный характер. При этом многие авторы отмечают связь этих подходов, но в основном речь идет об отдельных проектах в рамках стратегического управления, как правило, на этапе реализации стратегии.
Ключевой целью исследования является теоретико-методическое обоснование применения проектного подхода при разработке стратегии развития предприятия, выявление методов и алгоритма разработки стратегии развития предприятия на основе проектного подхода. Применение предложенного инструментария позволит сократить время разработки стратегии, снизить риски неверного стратегического выбора, повысить ответственность исполнителей за реализацию разработанной стратегии, улучшить коммуникации между участниками, исполнителями и разработчиками стратегии развития.
Научная новизна исследования заключается в научном обосновании и определении методов и алгоритма для применения проектного подхода при разработке стратегии развития предприятия. Предложенный подход позволит повысить эффективность процесса разработки стратегии, сократить время разработки стратегии, снизить риски неверного стратегического выбора.
В качестве основного метода исследования выбран системно-аналитический метод, представляющий процесс разработки стратегии как проектную деятельность, включающую взаимосвязанные элементы, функционирующие на принципах единства и целостности.
Процесс разработки стратегии, несмотря на некоторые различия у исследователей и практиков, включает ряд взаимосвязанных стадий, результатом этого процесса является достижение долгосрочных стратегических целей. Минцберг Г. в своей работе «Школы стратегий» [1] (Mintsberg, Apstrend, Lempel, 2017) представил классификацию таких подходов-теорий (школ) стратегического менеджмента, где представители каждого научного направления делали упор на различные аспекты при разработке стратегии. В таблице 1 приведены научные направления стратегического менеджмента в хронологической последовательности с указанием особенностей разработки стратегии.
Таблица 1
Подходы (научные направления) к разработке стратегии
Научное направление
(школа)
|
Представители
|
Особенности разработки
стратегии
|
Дизайна
формирование стратегии как процесс осмысления |
Ф.
Селзник,
А. Чандлер, К. Эндрюс |
Установление соответствия внутренних
и внешних возможностей
|
Планирования
формирование стратегии как формальный процесс
|
И. Ансофф,
Дж. Стейнер, П. Лоранж, Р. Акофф |
Стратегия отражает конкретные цели, бюджеты, программы и планы
деятельности
|
Позиционирования
формирование стратегии как аналитический процесс
|
Д. Шендел, К. Хаттен
М.Портер, Бостонская консалтинговая группа |
Выбор стратегии проводится
в соответствии с позиционированием
фирмы на рынке |
Предпринимательства формирование стратегии как
процесс
предвидения
|
П. Друкер
О. Коллинс, Д. Мур, Д. Макклеланд |
Ключевые стратегические
решения принимаются лидером организации в результате предвидения
|
Когнитивная
формирование стратегии как ментальный процесс |
Г. Саймон, А. Дюгейм, К. Швенк,
И. Майер, К. Бриггс |
Формирование стратегии
есть протекающий в сознании стратега процесс познания
|
Обучения
формирование стратегии как развивающийся процесс |
Дж. Куини, Ч. Линдблом,
М. Кроссан, Г. Лейн, Р. Уайт |
Стратегия разрабатывается
шаг за шагом по мере самообучения организации
|
Власти
формирование стратегии как процесс ведения переговоров |
А. Макмиллан
Дж. Сарразин Дж. Боуер Р. Фримен |
Власть и политика не
отделимы от стратегических процессов, проходящих на микро и макро уровнях
|
Организационной культуры
формирование стратегии как коллективный процесс |
С. Фельдман
Дж. Лорш |
Общие интересы делают
стратегию интегрированной и прочной
|
Внешней среды
формирование стратегии как реактивный процесс |
К. Оливер,
Дж. Мейер Б. Роуэн |
Внешнее окружение является
главным элементом стратегического процесса
|
Конфигурации
формирование стратегии как процесс трансформации
|
Д. Миллер
Р. Майлз, К. Сноу, Д. Герст |
Относительно
последовательная реализация стратегии внутри устойчивых состояний
|
Источник: составлено авторами на основе [1] (Mintsberg, Apstrend, Lempel, 2017).
В работе Кузнецовой Е.Г., Волгиной И.В. и Романовой И.В. в качестве подходов к разработке стратегии развития предприятия предлагаются традиционный, предпринимательский, процессный, системный, ситуационный, маркетинговый и диагностический. Авторы исследуют содержание, особенности, достоинства и недостатки этих подходов, однако применение проектного подхода при разработке стратегии не рассматривают [2] (Kuznetsova, Volgina, Romanova, 2019).
Попович А.М. в своей статье отмечает, что при формировании стратегии могут применяться ситуационный, ресурсный, компетентностный, подход на основе корпоративной социальной ответственности. Если опираться на ситуационный анализ, то стратегия будет носить реактивный характер и снижать устойчивость развития организации. Что касается ресурсного подхода, то автор объясняет несовершенство конкуренции на рынке из-за неравномерности распределения ресурсов. Компетентностный подход рассматривается в рамках ресурсного, где основной задачей становится эффективное использование ключевых компетенций и обеспечение их устойчивого развития. Автор отмечает, что при разработке стратегии необходимо учитывать теорию стейкхолдеров, с которой тесно связана концепция корпоративной социальной ответственности, в этом случае будет обеспечиваться устойчивое развитие организации с учетом экономической, экологической и социальной составляющей. Однако в работе не представлены конкретные методы и алгоритмы реализации такого подхода [3] (Popovich, 2017).
Рассматривая две концепции стратегического и проектного управления, начнем с исследования базовых понятий «проект» и «стратегия». Проект представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений. Соответственно, проектная деятельность – это деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов [4] (Molotkov, 2020). Стратегия трактуется как осмысленный перевод организации из ее текущего состояния в требуемое, обеспечивающее превосходство над конкурентами за счет предложения потребителю уникальной ценности. При этом в понимании целевых ориентиров стратегии произошел переход от лидерства в корневых компетенциях к процессу создания стоимости в условиях непрерывных изменений в технологиях и на рынках [5] (Svetnik, Fedyukovich, 2020).
В работе Курлыковой А.В. проведено исследование различных подходов к разработке и реализации стратегии, включая подход ученых Гарвардской группы (К. Эндрюс, А. Чандлер и др.), модель стратегического планирования И. Ансоффа, модель стратегического планирования Дж. Стейнера, подход А. Стрикленда и А. Томпсона, подход представителей отечественной школы стратегического менеджмента О.С. Виханского и авторский подход, включая блок стратегической ориентации [6] (Kurlykova, 2014).
При рассмотрении процесса осуществления стратегического развития предприятий И.А. Калашникова выделяет следующие этапы: установление миссии предприятия, формулирование генеральной цели и ее декомпозиция, формирования плана действий по достижению поставленных стратегических целей, построение системы управления реализации проектов, привязка комплекса проектов к конкретным структурным подразделениям. Автор также отмечает, что использование принципов проектного менеджмента при реализации стратегии развития значительно повышает ее эффективность [7] (Kalashnikova, 2019).
Ассоциация специалистов по стратегическому управлению в рамках стандарта «Система стратегического управления ССМ 4» выделяет следующие этапы процесса стратегического управления, представленные на рисунке 1. Согласно представленной схеме, данный подход во многом соответствует проектному подходу к процессу разработки стратегии, отдельные этапы могут быть представлены как этапы реализации проекта.
Лапыгин Ю. Н. и Сивякова М.В. отмечают, что разработка стратегии, как и любой проект, ограничена в ресурсах и во времени, в своем исследовании они делают вывод, что проектный подход позволяет упорядочить процесс разработки стратегии развития, однако рассматривают эти процессы на уровне региона. Авторы предлагают использовать диаграмму Ганта для реализации проекта «Разработка стратегии развития региона», где указывают временные рамки для каждого этапа разработки стратегии [9] (Lapygin, Sivyakova, 2019).
Этапы
|
|
Содержание
|
Постановка задачи и составление плана
работ
|
|
Планирование работ по разработке и
реализации стратегии при
выполнении очередного цикла работ по стратегическому управлению |
|
|
|
Проведение стратегического анализа
и подготовка отчёта по его результатам |
|
-
на уровне бизнес-единиц (деловой уровень) с использованием
сценарного подхода
- на корпоративном уровне с использованием сценарного подхода - проведение стратегических сессий для оценки результатов стратегического анализа |
|
|
|
Определение миссии организации и
системы целей
|
|
-
определение миссии организации и бизнес-единиц;
- определение системы целей организации и бизнес-единиц для альтернативных сценариев |
|
|
|
Разработка стратегии
|
|
-
корпоративной стратегии для альтернативных сценариев
- стратегии для бизнес-единицы - функциональных стратегий для альтернативных сценариев - проведение стратегической сессии для оценки результатов разработки стратегии |
|
|
|
Формирование
стратегического плана
|
С
разбивкой по годам
| |
|
|
|
Составление карты
рисков по реализации стратегии
|
Составление карты рисков по реализации
стратегии
|
Управление реализацией стратегии
|
-
ресурсное обеспечение эффективной работы системы
стратегического управления по этапам стратегического управления;
- организация и координация работ по всем этапам стратегического управления |
Рисунок 1. Этапы процесса стратегического управления
Источник: составлен авторами на основе Профстандарта «Специалист по стратегическому управлению» [8].
Вопросы оценки эффективности проектного управления представлены в исследовании Лапыгина Ю.Н. и Гоньшакова А.Г. Авторы рассматривают процесс формирования стратегии посредством планирования и бюджетирования, при этом планирование включает функциональные программы, программные проекты и стратегические проекты, но не раскрывается их взаимосвязь и взаимосвязь с бюджетированием. Плоскость измерения эффективности проектов включает такой известный инструмент, как сбалансированная система показателей, которая создана для решения стратегических задач [10] (Lapygin, Gonshakov, 2011).
Традиционные инструменты стратегического управления, проектного менеджмента, а также инструменты, полученные с учетом междисциплинарных связей этих концепций, представлены на рисунке 2.
Проектный
подход |
|
Стратегический
подход | |||||||||
Сетевые графики
|
PERT
|
GERT
|
График Ганта
|
|
Дерево целей
|
PEST-анализ
|
Модель 5
сил М. Портера
|
SWOT-анализ
| |||
Инструменты применения проектного
подхода для управления
стратегическим развитием | |||||||||||
Система сбалансированных
показателей
|
Agile
|
Scrum
|
Lean
| ||||||||
Рисунок 2. Сравнение инструментальных средств проектного и стратегического подходов к разработке стратегии развития предприятия
Источник: составлено авторами.
При выборе инструментов учитывалось мнение, представленное в работе Молоткова Ю.И., что при переходе к программно-проектному системному управлению стратегическим развитием необходимо использовать гибкие методики, такие как Agile, Scrum, Kanban, Lean [4] (Molotkov, 2020). Стратегический подход предполагает применение таких инструментов, как стратегическое индикативное планирование, система сбалансированных показателей, бенчмаркинг и аутсорсинг [11] (Andreeva, Kurlykova, 2020).
Широкую известность получила работа ученых П. Морриса и А. Джеймисона [12] (Morris, Jamieson, 2004), которая описывает интеграцию стратегического и проектного управления путем «перевода» стратегии на язык проектного менеджмента. При этом ученые сознательно отказываются от каскадирования стратегии на проектный уровень, как предлагалось у Horvath & Partners [13] (Horvath & Partners, 2005), а путем тщательного преобразования компонентов стратегии в компоненты проектного управления на основе установления связи между стратегическими целями и результатами проектов.
Андерссон Т. и Чепмен Р. в своем исследовании рассматривают интегрированную структуру стратегического управления проектами (SPM) для продуктовых инновационных проектов. При этом авторы предлагают использовать комплексно несколько теоретических подходов, таких как бизнес-моделирование, цепочка ценностей, ресурсный подход, теорию динамических возможностей и теорию непредвиденных обстоятельств. Цель такого исследования заключается в оптимизации стоимости бизнеса и повышении вероятности успеха инновационных коммерческих продуктов [14] (Andersson, Chapman, 2017).
Базилевич С.В., Липкина Е.Д., Малыгина М.В. при проведении исследования отмечают, что методики управления проектами продолжают совершенствоваться, однако предлагаемые методы и инструменты не позволяют в полной мере осуществлять управление проектами с учетом стратегии организации. Авторы рассматривают управлению проектами на примере конкретного предприятия малого бизнеса и предлагают в основном использовать Microsoft Project, в то же время вопросы стратегического характера проекта и его применимость к стратегии развития не рассмотрены в полной мере [15] (Bazilevich, Lipkina, Malygina, 2020).
На рисунке 3 представлены результаты опроса, проведенного компанией Wellingtone Project Management и Ассоциацией Руководителей Проектов Великобритании (Association for Project Management, APM).
Рисунок 3. Основные проблемы, возникающие при управлении
проектами
Источник: [16] (Antsupov, 2016).
В опросе принимали участие 686 участников из 317 организаций различных сфер деятельности (отчет составлен по состоянию на 2016 г.), на наш взгляд, проблемы британских коллег в полной мере коррелируются с проблемами проектного управления в России. Анализируя проблемы при внедрении проектного управления в своем отчете, в качестве основных выделяют следующие: одновременное управление несколькими проектами; изменения в содержании проектов, непоследовательность при выборе подхода к управлению проектами; неэффективное управление ресурсами, недостаточная поддержка высшего руководства.
Рассмотрим основные проблемы стратегического управления, представленные на рисунке 4, на основе международного опыта руководителей компаний при реализации стратегии, по данным Д. Нортона и Р. Каплана [17] (Shamgunov, 2010).
Рисунок 4. Основные проблемы, возникающие при разработке стратегии
Источник: составлено авторами на основе [17] (Shamgunov, 2010).
В своем исследовании Степанян А.В. определяет стратегии развития для российских промышленных компаний, при этом указывается необходимость применения двойственных стратегий для адаптации к сложным экономическим условиям. Для анализа в выборку попали промышленные компании, которые добились успеха за счет внедрения новых технологий, разработки уникальных продуктов и выхода на привлекательные рыночные сегменты. В таблице 2 представлены стратегические группы компаний со схожими стратегиями.
Таблица 2
Стратегии российских компаний
Тип стратегии
|
Характеристика
мер по реализации стратегии
|
Промышленные
компании
|
Умеренная продуктовая диверсификация
|
-
сохранение
ресурсной базы во время рецессии;
- обеспечение социальной стабильности; - модернизация производства, сокращение себестоимости и увеличение добычи одновременно с улучшением экологических показателей; - закрытие устаревшего производства |
ПАО «ГМК «Норильский никель»
ПАО «Лукойл» |
Защитная диверсификация
|
-
ориентация
на совершенствование инновационных процессов;
- внедрение новых продуктов, улучшение существующих продуктов и увеличение экспорта; - максимальная реализация резервов повышения эффективности производства за счет инвестиционных программ |
ПАО «НЛМК»
АО «Диаконт» ПАО НПГ «Сады Придонья», ООО «Технониколь» |
Рациональная диверсификация
|
-
сокращение
оборотных средств и рабочей силы, улучшение существующих продуктов;
- увеличение поставок на внутренний рынок; - повышение эффективности работы производственного оборудования, в том числе по сокращению времени плановых и внеплановых простоев; - совершенствование системы корпоративного управления |
АО «Русал»
|
Консервативное развитие
|
-
сокращение
капитальных вложений
- повышение акционерной стоимости компании - снижение долговой нагрузки; - увеличение доли на рынках высокомаржинальной продукции |
ПАО «Мечел»,
АО «Медицинские технологии Лтд» |
Разработка каждой из представленных стратегий предусматривает ограничения по срокам, ресурсам, конкретизацию содержания, что в полной мере может быть рассмотрено в рамках проектного управления, при этом будет обеспечиваться большая эффективность разработки и реализации стратегии с помощью инструментов проектного менеджмента.
Авторами настоящего исследования предпринята попытка создания алгоритма разработки стратегии как проектной деятельности, представленного на рисунке 5, который позволяет сформировать стратегию развития предприятия с учетом методологии проектного управления. В данном алгоритме можно выделить 6 ключевых блоков.
Рисунок 8. Алгоритм разработки стратегии как проектной деятельности
Источник: составлено авторами.
Первый блок включает инициацию проекта, назначение руководителя и формирование команды проекта, определение содержания и установление сроков работ по проекту (календарное планирование проекта). Второй блок предусматривает определение целей проекта, разработку миссии и формирование системы стратегических целей. Третий блок включает стратегический анализ и анализ требуемых изменений в проекте. Четвертый блок стратегического выбора предусматривает подготовку альтернативных стратегий. Пятый блок включает реализацию стратегического проекта и запуск процесса стратегических изменений. На заключительном шаге необходимо оценить эффективность проекта и провести процедуры по закрытию проекта.
Заключение
Формирование стратегии развития предприятия сегодня, в условиях высокой динамики внешней среды, требует применения методов и инструментов проектного подхода. Связь стратегического и проектного управления подтверждается как зарубежными, так и отечественными учеными, однако на практике формирование стратегии связывают с проектами только на этапе реализации отдельных стратегических задач.
Проведенное исследование позволило выявить, что вопросам связи стратегического и проектного управления не уделяется должного внимания, при этом современные методы и инструменты проектного менеджмента позволяют избежать таких проблем разработки стратегии, как затягивание сроков, рассогласование с текущими проектами и программами. Эффективность комбинации методов и подходов стратегического и проектного управления возрастает за счет синергетического эффекта, что позволит снизить риски неверного стратегического выбора в силу коллективного принятия решений командой проекта и сократить сроки разработки стратегии.
Рассмотренный в статье авторский подход и предложенный алгоритм будут полезны руководству хозяйствующих субъектов, частным предпринимателям при разработке стратегии развития фирмы, а также для дальнейшего развития теории стратегического и проектного менеджмента при преподавании данных дисциплин в вузах с учетом междисциплинарных связей.
Источники:
2. Кузнецова Е.Г., Волгина И.В., Романова И.В. Сравнительный анализ подходов к разработке стратегии устойчивого развития предприятия // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 3-1. – c. 71-75.
3. Попович А.М. Разработка стратегии развития организации на основе комбинации подходов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017. – № 2(28). – c. 204-210. – doi: 10.17238/issn1998-5320.2017.28.204 .
4. Молотков Ю.И. Проектное управление как инструмент стратегического развития российской федерации // Развитие территорий. – 2020. – № 1(19). – c. 73-86. – doi: 10.32324/2412-8945-2020-1-73-86 .
5. Светник Т.В., Федюкович Е.В. Стратегический менеджмент: от разрозненных инструментов к эффективному механизму // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 1(50). – c. 88-93. – doi: 10.25683/VOLBI.2020.50.158 .
6. Курлыкова А.В. Место стратегической ориентации в процессе стратегического управления // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2014. – № 14(175). – c. 253-257.
7. Калашникова И.А. Проблемы формирования стратегии развития предприятия // Экономинфо. – 2019. – № 1. – c. 11-16.
8. Профстандарт для специалиста по стратегии от 19.01.2021. Ассоциация специалистов по стратегическому управлению. [Электронный ресурс]. URL: https://strategs.ru/docs/01 31.
9. Лапыгин Ю. Н., Сивякова М.В. Проектный подход к разработке стратегии региона // Социум и власть. – 2019. – № 3(77). – c. 40-49. – doi: 10.22394/1996-0522-2019-3-40-49 .
10. Лапыгин Ю.Н., Гоньшаков А.Г. Оценка эффективности проектного управления // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. – № 15.
11. Андреева Т.В., Курлыкова А.В. Подходы, методы и инструментальные средства к управлению ценностной цепочкой продукта пищевой промышленности на микро-и мезоуровне // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 4. – c. 1137-1150. – doi: 10.18334/epp.10.4.100882 .
12. Morris P., Jamieson A. Traslating corporate strategy into project strategyRealizing corporate strategy through project management. Project Management Institute. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pmi.org/learning/academic-research/translating-corporate-strategy-into-project-strategy-realizing-corporate-strategy.
13. Horvath & Partners Внедрение сбалансированной системы показателей. / Перевод с нем. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 478 p.
14. Andersson T., Chapman R. Project strategy for product innovation: the strategic project management framework // International Journal of Project Organisation and Management. – 2017. – № 4. – p. 328-349. – doi: 10.1504/IJPOM.2017.088240.
15. Базилевич С.В., Липкина Е.Д., Малыгина М.В. Управление проектом формирования стратегии развития предприятия // Цитисэ. – 2020. – № 1(23). – c. 482-497. – doi: 10.15350/24097616.2020.1.44 .
16. Анцупов А. Новое исследование по состоянию проектного управления в Великобритании. Проектные сервисы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pmservices.ru/project-management-news/novoe-issledovanie-po-sostoyaniyu-proektnogo-upravleniya-v-velikobritanii.
17. Шамгунов Р.Н. Стратегия и стратегическое управление в российских предприятиях // Справочник экономиста. – 2010. – № 4.
18. Степанян А.В. Стратегии российских компаний в сложных экономических условиях // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2018. – № 2(105). – c. 26-37. – doi: 10.17747/2078-8886-2018-2-26-37.
Страница обновлена: 08.08.2024 в 16:45:31