О стратегиях развития фундаментальной науки в контексте обеспечения экономической безопасности России

Кошкарева О.А.1
1 Институт проблем развития науки Российской академии наук, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 1, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2018)

Цитировать:
Кошкарева О.А. О стратегиях развития фундаментальной науки в контексте обеспечения экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2018. – Том 1. – № 4. – С. 337-342. – doi: 10.18334/ecsec.1.4.100531.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42691383
Цитирований: 1 по состоянию на 26.03.2022

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы стратегии развития фундаментальной науки в контексте обеспечения экономической безопасности России. Сделан вывод о том, что фундаментальная наука является одним из ключевых факторов обеспечения национальной безопасности. Поэтому необходимо выбрать оптимальную стратегию ее развития, выработать соответствующие механизмы ее реализации и обеспечить соответствующими ресурсами.

Ключевые слова: стратегия развития, фундаментальная наука, обеспечение экономической безопасности



Фундаментальная наука является одним из факторов обеспечения безопасности в различных сферах государственной ответственности. Результаты фундаментальной научной деятельности являются общемировым достоянием. «При неспособности нашей экономики к трансформации новых знаний вложения в российскую науку обогатят мировое сообщество, но наша страна не сможет воспользоваться результатами исследований для улучшения своего социально-экономического положения» [4, с. 200].

Фундаментальную науку может развивать по разным стратегиям.

Узкая специализация фундаментальных исследований и сокращение проводимых фундаментальных исследований.

«Стратегия подразумевает концентрацию ресурсов и усилий лишь на небольшом числе направлений фундаментальной науки, призванных обеспечить научную поддержку одной или двум стратегическим целям государства» [2]. Поддержка остальных направлений сводится к минимуму, сохраняются только такие, которые необходимы для развития выбранной специализации. Выбор специализации делается на уровне государства. 

Для реализации этой стратегии важнейшей задачей является выявление тематик, которые могут оказать наибольшее влияние на развитие науки по выбранному направлению, а также совместное проведение каких исследований позволит получить явный эффект синергии.

Основные направления реализации:

- «в научной сфере сосредоточить усилия на выбранных, смежных и сопутствующих направлениях, в других научно-технологических направлениях – ориентация на иностранные технологии» [2];

- в области налогообложения создать благоприятные условия для инновационной деятельности в выбранном направлении;

- в образовании сформировать кадровый потенциал по выбранному направлению;

- в правовом обеспечении совершенствовать правовое законодательство в части его ориентации на социально-экономическое и научно-технологическое развитие.

Следует избегать ситуации, когда выбирается много специализаций научного развития. Это порождает условия, при которых ресурсы расходуются, но ни одно направление не способно активно развиваться.

Ориентация фундаментальных исследований на международные тренды.

Эта «Стратегия предполагает отслеживание ключевых направлений научных исследований в мире и ориентацию национальной фундаментальной науки на выявленные ориентиры» [3, с. 102].

Основные направления реализации:

- в научной сфере – ориентация национальной фундаментальной науки на общемировые приоритеты;

- в остальных сферах государственной ответственности направления реализации, указанные в стратегии развития узкой специализации, следует расширить на всю социально-экономическую сферу. 

Развитие фундаментальных исследований по широкому фронту.

«Стратегия предполагает широкий охват направлений развития фундаментальной науки с тем, чтобы создавать научный задел для реализации национальных приоритетов Российской Федерации, обеспечения конкурентоспособности экономики и своевременной реакции страны на большие вызовы» [1, с. 24].

Такая стратегия требует существенного увеличения финансирования фундаментальных исследований. Единственное решение, позволяющее России конкурировать на научной арене с ведущими экономиками мира – это подготовка и реализация максимально взвешенных и сбалансированных стратегических решений в области научно-технического и инновационного развития.

Основные направления реализации:

- в научной сфере создать систему, позволяющую оценивать ресурсные потребности, возможные результаты и сроки их появления, а также взаимосвязи между направлениями научной деятельности, с целью прогнозирования и определения оптимальных траекторий развития науки;

- в остальных сферах – аналогично стратегии, ориентированной на международные тренды.

Вывод

Фундаментальная наука является одним из ключевых факторов обеспечения национальной безопасности. Поэтому необходимо выбрать оптимальную стратегию ее развития, выработать соответствующие стратегии меры ее реализации и обеспечить соответствующими ресурсами [5, с. 288].


Источники:

1. Кошкарева О.А., Миндели Л.Э., Остапюк С.Ф. Системные аспекты процедуры выбора и актуализации приоритетов развития науки. Инновации. 2015. № 6 (200). С. 24.
2. Миндели Л.Э., Остапюк С.Ф., Кошкарева О.А. Приоритеты фундаментальной науки: методология выбора. Москва, 2017.
3. Миндели Л.Э., Остапюк С.Ф., Кошкарева О.А. Механизм формирования приоритетов развития фундаментальных научных исследований. Экономические стратегии. 2017. Т. 19. № 4 (146). С. 102.
4. Полтерович В.М. Разработка стратегий социально-экономического развития: наука vs идеология. Журнал новой экономической ассоциации. 2017. № 3 (35). С. 200.
5. Ахапкин Н.Ю., Биляк С.А., Бухвальд Е.М., Виленский А.В., Волошин В.И., Гельвановский М.И., Голанд Ю.М., Городецкий А.Е., Губин Б.В., Иванов Е.А., Казанцев С.В., Караваева И.В., Колпакова И.А., Курнова Н.В., Лев М.Ю., Медведев Г.Б., Никифоров Л.В., Обухов О.И., Одинцова А.В., Павленко Ю.Г. и др. Социально-экономические условия перехода к новой модели экономического роста. Москва, 2017. Сер. Научная мысль.

Страница обновлена: 14.09.2022 в 23:50:03