Перспетивы интеграции стран Африканской континентальной зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом

Дробот Е.В.1
1 Центр дополнительного профессионального образования, Россия, Выборг

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии
Том 6, Номер 1 (Январь-март 2022)

Цитировать:
Дробот Е.В. Перспетивы интеграции стран Африканской континентальной зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом // Экономика Центральной Азии. – 2022. – Том 6. – № 1. – С. 65-88. – doi: 10.18334/asia.6.1.114447.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49225038

Аннотация:
Современная геополитическая ситуация в мире характеризуется сложностью и неопределенностью. Традиционные, сложившиеся на протяжении многих десятилетий глобальные цепочки создания стоимости находятся под угрозой. И в этих условиях поиск новых партнеров, а также построение новых глобальных цепочек создания стоимости будет играть решающую роль. Рост активности Евразийского экономического союза начался еще в 2019 г., а с момента создания в 2021 г. Африканской континентальной зоны свободной торговли у стран Африки появились новые возможности для развития не только внутриконтинентальной торговли на преференциальных условиях, но и расширения внешнеэкономических связей в целом и внешнеторговых отношений в частности с другими регионами мира. В статье представлены результаты анализа внешнеторговых отношений Евразийского экономического союза и Африканской континентальной зоны свободной торговли в разрезе отдельных стран и товарных групп. Определены факторы и тенденции интенсификации интеграции стран Африканской континентальной зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом. Сделан вывод о том, что для стран Евразийского экономического союза партнерство с государствами Африки может предоставлять дополнительные экономические возможности с точки зрения формирования новых глобальных цепочек создания стоимости и сокращения транзакционных и производственных издержек. Статья будет представлять интерес для специалистов в сфере мировой экономики и экономической интеграции.

Ключевые слова: Африка, Африканская континентальная зона свободной торговли, внешняя торговля, глобальные цепочки создания стоимости, Евразийский экономический союз, интеграция

Финансирование:
Статья подготовлена в рамках участия в Конференции «Сотрудничество участников Евразийского экономического союза со странами Африки» (29 марта 2022 г., Институт Африки РАН, Центр изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки, Москва, Россия).

JEL-классификация: F14, F15, O55



Введение

С момента создания Африканской континентальной зоны свободной торговли (African Continental Free Trade Area, AfCFTA) у стран Африки появились новые возможности для развития не только внутриконтинентальной торговли на преференциальных условиях, но и расширения внешнеэкономических связей в целом и внешнеторговых отношений в частности с другими регионами мира. Рост активности Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на африканском континенте начался еще в 2019 г. с момента подписания меморандума Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и Комиссией Африканского союза (КАС) в рамках саммита «Россия – Африка», в котором была зафиксирована необходимость разработки плана экономического сотрудничества в целях всестороннего развития торговых взаимоотношений, промышленности, технологий, гуманитарных связей.

Особенности экономической интеграции в рамках ЕАЭС за последние годы достаточно подробно рассмотрены в различных экономических исследованиях. Тем не менее перспективы сотрудничества ЕАЭС и AfCFTA изучены явно недостаточно.

На портале ELIBRARY.RU по поисковому запросу «Евразийский экономический союз» на 8 марта 2022 г. можно найти 19 816 публикаций, из них всего в 12 публикациях затронуты проблемы сотрудничества ЕАЭС со странами Африки. По поисковому запросу «Африканская континентальная зона свободной торговли» на портале ELIBRARY.RU на 8 марта 2022 г. проиндексирована 2101 публикация, из которых 16 посвящены вопросам экономической интеграции ЕАЭС и AfCFTA.

Среди исследований, посвященных AfCFTA как новому этапу экономической интеграции на африканском континенте, можно отметить научные исследования таких авторов, как Баквенье Т.А., Пономарева О.В. [1] (Bakvene, Ponomareva, 2021), Дробот Е.В. [3–7] (Drobot, 2021; Drobot, 2021; Drobot, 2021; Drobot, Makarov, Kolesnikov, 2021; Drobot, Sapuntsov, 2021), Константинова О.В. [8] (Konstantinova, 2018), Костюнина Г.М. [9] (Kostyunina, 2020), Аше Хельмут [12] (Asche Helmut, 2021), Кофеличе Андреа [13] (Cofelice Andrea, 2018), Обенг-Одум Франклин [14] (Obeng-Odoom Franklin, 2020), Эзеону Ифеаньи [15] (Ezeonu Ifeanyi, 2021), Гатии Джеймс [16] (Gathii James, 2019), Люк Дэвид, Мабуза Зодва [17] (Luke David, Mabuza Zodwa, 2020).

Перспективы сотрудничества стран ЕАЭС с государствами AfCFTA оцениваются в научных работах таких экспертов, как Гусева К.А. [2] (Guseva, 2019), Мешкова Т.А., Изотов В.С., Демидкина О.В., Кофнер Ю.К. [10] (Meshkova, Izotov, Demidkina, Kofner, 2019), Чистякова Е.А., Соколова О.Ю., Захарова С.В. и др. [11] (Chistyakova, Sokolova, Zakharova et al., 2020).

Однако в этих исследованиях не представлен анализ структуры и динамики внешнеэкономических отношений и факторов интеграции ЕАЭС и AfCFTA. Интерес представляет анализ внешнеторговых отношений ЕАЭС и AfCFTA в разрезе отдельных стран и товарных групп.

Кроме того, следует отметить, что и ЕАЭС, и AfCFTA можно охарактеризовать как «содружества непохожих» друг на друга государств. И эта «непохожесть» может стать основой многополярной интеграции.

Современная геополитическая ситуация в мире характеризуется сложностью и неопределенностью. Традиционные, сложившиеся на протяжении многих десятилетий глобальные цепочки создания стоимости (ГЦСС) находятся под угрозой. И в этих условиях поиск новых партнеров, а также построение новых ГЦСС будут играть решающую роль. Для стран ЕАЭС партнерство с государствами AfCFTA может предоставлять дополнительные экономические возможности, поскольку, с одной стороны, африканский континент располагает молодым и быстро растущим по численности населением и, соответственно, потенциально растущим емким внутренним спросом, а с другой – Африка находится относительно ближе к ЕАЭС по сравнению с Латинской Америкой, что позволит сократить транзакционные и производственные издержки ряда ГЦСС.

Цель нашего исследования состоит в анализе особенностей внешнеторговых отношений ЕАЭС и AfCFTA для того, чтобы определить факторы и тенденции интенсификации интеграции стран Африканской континентальной зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом.

В качестве информационной базы исследования были использованы статистические данные Евразийской экономической комиссии за 2020­–2021 гг. [18].

Анализ структуры и динамики внешнеторгового оборота ЕАЭС и AfCFTA

Площадь территории ЕАЭС – более 20 млн км2 (до создания AfCFTA ЕАЭС занимал по этому показателю 1-е место в мире). При этом по численности населения, которая составляет около 186 млн чел., ЕАЭС занимает 8-е место в мире. Площадь территории AfCFTA – около 30 млн км2, а численность населения – более 1,3 млрд чел., или 17% населения планеты.

Членство в ЕАЭС имеют пять стран: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В AfCFTA входят 54 страны (табл. 1).

Отметим, что в структуре внешнеторгового оборота ЕАЭС на страны AfCFTA приходится чуть более 2% (табл. 1).

Таблица 1

Внешняя торговля ЕАЭС со странами AfCFTA в 2020–2021 гг., долл. США

Страны
2020 год
2021 год
январь – декабрь
доля в обороте,%
январь – декабрь
доля в обороте,%
оборот
экспорт
импорт
оборот
экспорт
импорт
Весь Мир
624627439662,00
364810393667,00
259817045995,00
100,00
844175773647,00
525648945260,00
318526828387,00
100,00
Страны AfCFTA
15494912133,00
12430570829,00
3064341304,00
2,48
18884225065,00
15401306700,00
3154973816,00
2,19
Алжир
3043011545,00
3033568607,00
9442938,00
0,49
3117756385,00
3099474049,00
18282336,00
0,37
Ангола
96471337,00
93575304,00
2896033,00
0,02
178232640,00
176182447,00
2050193,00
0,02
Бенин
81927644,00
81735268,00
192376,00
0,01
43353615,00
42830584,00
523031,00
0,01
Ботсвана
30681637,00
24587526,00
6094111,00
0,00
64639883,00
48936684,00
15703199,00
0,01
Буркина-Фасо
10623335,00
10621695,00
1640,00
0,00
38719202,00
38669907,00
49295,00
0,00
Бурунди
6642755,00
4561097,00
2081658,00
0,00
10684653,00
9056869,00
1627784,00
0,00
Габон
47400527,00
5860025,00
41540502,00
0,01
91602566,00
13698008,00
77904558,00
0,01
Гамбия
11576408,00
11113358,00
463050,00
0,00
1124398,00
538732,00
585666,00
0,00
Гана
236937041,00
134241211,00
102695830,00
0,04
278227488,00
170084093,00
108143395,00
0,03
Гвинея
158926497,00
61714585,00
97211912,00
0,03
157829456,00
54756041,00
103073415,00
0,02
Гвинея-Бисау
62893,00
61595,00
1298,00
0,00
142735,00
141058,00
1677,00
0,00
Джибути
13219034,00
13219008,00
26,00
0,00
50290937,00
50290937,00
-
0,01
Египет
4707198181,00
4083925625,00
623272556,00
0,75
4932601517,00
4229217641,00
703383876,00
0,58
Замбия
21423119,00
9525970,00
11897149,00
0,00
22913154,00
6731209,00
16181945,00
0,00
Западная Сахара
404176,00
105235,00
298941,00
0,00
359098,00
198195,00
160903,00
0,00
Зимбабве
97093350,00
27054604,00
70038746,00
0,02
82437961,00
24411337,00
58026624,00
0,01
Кабо-Верде
2356202,00
2356072,00
130,00
0,00
52110,00
19174,00
32936,00
0,00
Камерун
142358556,00
140431909,00
1926647,00
0,02
326561098,00
320158067,00
6403031,00
0,04
Кения
423178092,00
243298786,00
179879306,00
0,07
430583832,00
224246072,00
206337760,00
0,05
Коморы
140147,00
19008,00
121139,00
0,00
153735,00
31590,00
122145,00
0,00
Конго
94296974,00
94134403,00
162571,00
0,02
125566806,00
123288490,00
2278316,00
0,01
Конго, Демократическая Республика (ДРК)
62810234,00
58592614,00
4217620,00
0,01
123968304,00
118619992,00
5348312,00
0,01
Кот-д'Ивуар
346607059,00
88258111,00
258348948,00
0,06
449760151,00
156787484,00
292972667,00
0,05
Лесото
23364,00
344,00
23020,00
0,00
86512,00
8735,00
77777,00
0,00
Либерия
10029222,00
6707999,00
3321223,00
0,00
12696727,00
7226536,00
5470191,00
0,00
Ливия
122806137,00
122804885,00
1252,00
0,02
336398832,00
336395854,00
2978,00
0,04
Маврикий
12119012,00
1039638,00
11079374,00
0,00
13327749,00
3873376,00
9454373,00
0,00
Мавритания
41000818,00
37244028,00
3756790,00
0,01
20824736,00
18064467,00
2760269,00
0,00
Мадагаскар
19815019,00
8609185,00
11205834,00
0,00
30666691,00
18186107,00
12480584,00
0,00
Малави
88075476,00
12876017,00
75199459,00
0,01
92694239,00
12025009,00
80669230,00
0,01
Мали
86748718,00
86232407,00
516311,00
0,01
99615929,00
98894485,00
721444,00
0,01
Марокко
1328153797,00
880458574,00
447695223,00
0,21
1888913883,00
1374054462,00
514859421,00
0,22
Мозамбик
121029586,00
88559026,00
32470560,00
0,02
111243489,00
55960339,00
55283150,00
0,01
Намибия
29564031,00
24222713,00
5341318,00
0,00
13924230,00
12055907,00
1868323,00
0,00
Нигер
58252793,00
58196619,00
56174,00
0,01
1422807,00
1261281,00
161526,00
0,00
Нигерия
471522970,00
430844863,00
40678107,00
0,08
931925214,00
891750376,00
40174838,00
0,11
Южный Судан
4758897,00
4420639,00
338258,00
0,00
11283426,00
7748429,00
3534997,00
0,00
Руанда
22870289,00
18859880,00
4010409,00
0,00
167837921,00
162209686,00
5628235,00
0,02
Сан-Томе и Принсипи
23496,00
11058,00
12438,00
0,00
89009,00
7615,00
81394,00
0,00
Эсватини
1622165,00
837,00
1621328,00
0,00
2518251,00
10914,00
2507337,00
0,00
Сейшелы
3555430,00
3443249,00
112181,00
0,00
3397961,00
3336420,00
61541,00
0,00
Сенегал
501380193,00
496838824,00
4541369,00
0,08
1282468917,00
1277521349,00
4947568,00
0,15
Сомали
7347747,00
7277983,00
69764,00
0,00
15151949,00
14779127,00
372822,00
0,00
Судан
384321372,00
383978074,00
343298,00
0,06
311652810,00
311016320,00
636490,00
0,04
Сьерра-Леоне
6958952,00
2878131,00
4080821,00
0,00
4489712,00
2604133,00
1885579,00
0,00
Танзания, Объединенная Республика
222051667,00
178424377,00
43627290,00
0,04
204762384,00
162806492,00
41955892,00
0,02
Того
286444965,00
283172928,00
3272037,00
0,05
293436389,00
288902821,00
4533568,00
0,03
Тунис
554884999,00
423583697,00
131301302,00
0,09
568412881,00
415239412,00
153173469,00
0,07
Уганда
315915880,00
303892892,00
12022988,00
0,05
461906494,00
436419116,00
25487378,00
0,05
Центральноафриканская Республика (ЦАР)
2593103,00
2529578,00
63525,00
0,00
6042811,00
5885725,00
157086,00
0,00
Чад
2485606,00
2184933,00
300673,00
0,00
2439765,00
2428644,00
11121,00
0,00
Экваториальная Гвинея
598021,00
594633,00
3388,00
0,00
1728636,00
1722446,00
6190,00
0,00
Эфиопия
52857980,00
28854015,00
24003965,00
0,01
227266713,00
195367916,00
31898797,00
0,03
ЮАР
1099753685,00
309267187,00
790486498,00
0,18
1238036274,00
375174541,00
862861733,00
0,15
Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии [18].

Основными торговыми партнерами стран ЕАЭС в 2021 г. были Египет, Алжир, Марокко, Сенегал, ЮАР, Нигерия, Тунис, Кения, Кот-д’Ивуар (рис. 1).

Рисунок 1. Основные внешнеторговые партнеры ЕАЭС среди стран AfCFTA в 2021 г.,% от общего внешнеторгового оборота ЕАЭС с AfCFTA

Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии [18].

Основными партнерами ЕАЭС по экспорту в 2021 г. были Египет, Алжир, Марокко, Сенегал, Нигерия, Уганда, Тунис, ЮАР, Ливия, Камерун, Судан (рис. 2), а основными импортерами продукции в ЕАЭС в 2021 г. были ЮАР, Египет, Марокко, Кот-д’Ивуар, Кения, Тунис, Гана, Гвинея, Малави и Габон (рис. 3).

Рисунок 2. Основные экспортеры ЕАЭС среди стран AfCFTA в 2021 г., долл. США

Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии [18].

Рисунок 3. Основные импортеры ЕАЭС среди стран AfCFTA в 2021 г., долл. США

Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии [18].

С большинством стран AfCFTA динамика внешнеторговых отношений стран ЕАЭС положительная (табл. 2). В 2021 г. по сравнению с 2020 г. отмечался значительный рост экспорта из стран ЕАЭС в такие государства, как ДРК и Сомали (в 2 раза), Мадагаскар и Нигерия (в 2,1 раза), Гвинея-Бисау, Камерун и ЦАР (в 2,3 раза), Сенегал (2,6 раза), Ливия (в 2,7 раза), Экваториальная Гвинея (в 2,9 раза), Буркина-Фасо (в 3,6 раза), Джибути (в 3,8 раза), Эфиопия (в 6,8 раз) и Руанда (8,6 раз). Что касается импорта из стран AfCFTA, то в 2021 г. по сравнению с 2020 г. значительный рост объемов импорта в ЕАЭС поступал из следующих стран: Уганда (в 2, 1 раза), Ливия (в 2,4 раза), ЦАР (в 2,5 раза), Ботсвана (в 2,6 раза), Бенин (в 2,7 раза), Нигер (2,9 раза), Камерун (в 3,3 раза), Лесото (в 3,4 раза), Сомали (в 5,3 раза), Сан-Томе и Принсипи (в 6,5 раз).

Таблица 2

Темпы роста внешнеторгового оборота ЕАЭС со странами AfCFTA, 2021 г. в% к 2020 г.

Страны
Оборот
Экспорт
Импорт
Алжир
102,5
102,2
193,6
Ангола
184,8
188,3
70,8
Бенин
52,9
52,4
в 2,7 р.
Ботсвана
в 2,1 р.
199,0
в 2,6 р.
Буркина-Фасо
в 3,6 р.
в 3,6 р.

Бурунди
160,8
198,6
78,2
Габон
193,3
в 2,3 р.
187,5
Гамбия
9,7
4,8
126,5
Гана
117,4
126,7
105,3
Гвинея
99,3
88,7
106,0
Гвинея-Бисау
в 2,3 р.
в 2,3 р.
129,2
Джибути
в 3,8 р.
в 3,8 р.

Египет
104,8
103,6
112,9
Замбия
107,0
70,7
136,0
Западная Сахара
88,8
188,3
53,8
Зимбабве
84,9
90,2
82,8
Кабо-Верде
2,2
0,8

Камерун
в 2,3 р.
в 2,3 р.
в 3,3 р.
Кения
101,8
92,2
114,7
Коморы
109,7
166,2
100,8
Конго
133,2
131,0

ДРК
197,4
в 2 р.
126,8
Кот-д'Ивуар
129,8
177,6
113,4
Лесото
в 3,7 р.

в 3,4 р.
Либерия
126,6
107,7
164,7
Ливия
в 2,7 р.
в 2,7 р.
в 2,4 р.
Маврикий
110,0
в 3,7 р.
85,3
Мавритания
50,8
48,5
73,5
Мадагаскар
154,8
в 2,1 р.
111,4
Малави
105,2
93,4
107,3
Мали
114,8
114,7
139,7
Марокко
142,2
156,1
115,0
Мозамбик
91,9
63,2
170,3
Намибия
47,1
49,8
35,0
Нигер
2,4
2,2
в 2,9 р.
Нигерия
197,6
в 2,1 р.
98,8
Южный Судан
в 2,4 р.
175,3

Руанда
в 7,3 р.
в 8,6 р.
140,3
Сан-Томе и Принсипи
в 3,8 р.
68,9
в 6,5 р.
Эсватини
155,2

154,6
Сейшелы
95,6
96,9
54,9
Сенегал
в 2,6 р.
в 2,6 р.
108,9
Сомали
в 2,1 р.
в 2 р.
в 5,3 р.
Судан
81,1
81,0
185,4
Сьерра-Леоне
64,5
90,5
46,2
Танзания
92,2
91,2
96,2
Того
102,4
102,0
138,6
Тунис
102,4
98,0
116,7
Уганда
146,2
143,6
в 2,1 р.
ЦАР
в 2,3 р.
в 2,3 р.
в 2,5 р.
Чад
98,2
111,2
3,7
Экваториальная Гвинея
в 2,9 р.
в 2,9 р.
182,7
Эфиопия
в 4,3 р.
в 6,8 р.
132,9
ЮАР
112,6
121,3
109,2
Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии [18].

Проведем анализ структуры внешнеторгового оборота ЕАЭС со странами AfCFTA в разрезе отдельных товарных групп (рис. 4).

К основным товарам, экспортируемым из ЕАЭС в страны AfCFTA, относятся [1]:

− 1001 Пшеница;

− 4407 Лесоматериалы продольно-распиленные;

− 7403 Медь рафинированная и сплавы медные;

− 7408 Проволока медная;

− 8526 Аппаратура радиолокационная, радионавигационная (рис. 4, 5).

К основным товарам, импортируемым в ЕАЭС из стран AfCFTA, относятся:

− 0701 Картофель;

− 0805 Цитрусовые плоды;

− 0808 Яблоки, груши и айва, свежие;

− 0810 Фрукты свежие прочие;

− 2602 Руды и концентраты марганцевые;

− 6104 Одежда женская текстильная (рис. 4, 5).

(а)

(б)

(в)

(г)

(д)

(е)

Рисунок 4. Основные страны – партнеры ЕАЭС по экспорту и импорту из числа стран AfCFTA (в разрезе основных товарных групп), 2021 г.:

(а) Египет, экспорт из ЕАЭС; (б) Алжир, экспорт из ЕАЭС; (в) Марокко, экспорт из ЕАЭС; (г) ЮАР, импорт в ЕАЭС; (д) Египет, импорт в ЕАЭС

Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии [18].

Рисунок 5. Структура внешнеторгового оборота ЕАЭС со странами AfCFTA

Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии [18].

Если провести анализ экспорта и импорта со странами AfCFTA в разрезе отдельных стран ЕАЭС, то можно отметить, что основным партнером африканских стран является Россия (84,8% экспорта и 85,5% импорта). Далее идет Казахстан – 10,2% экспорта и 7,1% импорта соответственно. На долю Беларуси приходится 4,4% экспорта и 5,5% импорта. Что касается Армении и Кыргызстана, то их торговые отношения со странами AfCFTA носят фрагментарный характер (рис. 6, 7).

Рисунок 6. Удельный вес экспорта в страны AfCFTA в стоимостном показателе по ЕАЭС – всего за 2021 г.,%

Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии [18].

Рисунок 7. Удельный вес импорта из стран AfCFTA в стоимостном показателе по ЕАЭС – всего за 2021 г.,%

Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии [18].

Факторы и тенденции интенсификации интеграции стран Африканской континентальной зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом

Можно выделить следующие ключевые факторы и тенденции, способствующие интенсификации интеграции стран Африканской континентальной зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом.

1. Формирование региональных производственных кластеров в Африке. Устранение тарифных барьеров и нетарифных торговых ограничений в государствах – членах AfCFTA облегчает поиск поставщиков для стран ЕАЭС в Африке для формирования региональных производственных кластеров, что, в свою очередь, привлечет больше иностранных инвестиций для налаживания производственной деятельности на континенте.

2. Расширение потребительского рынка и развитие электронной торговли. Рост потребительского рынка предоставляет возможности для развития электронной торговли. В настоящее время электронная торговля в Африке развивается быстро, причем наибольший объем трафика приходится на Нигерию, ЮАР и Египет. В последние годы в Африке появились новые рынки электронной торговли и розничные торговцы. Например, нигерийский онлайн-рынок Jumia, базирующийся в Кении, торговая онлайн-платформа KiliMall и т.д. Что касается ЕАЭС, то в последние годы был накоплен определенный опыт цифровой трансформации, например, в секторе предоставления государственных услуг, что может представлять определенный интерес и внешним партнерам ЕАЭС, в том числе на африканском континенте. Кроме того, ЕАЭС и AfCFTA могли бы попытаться разработать совместные цифровые платформы.

3. Устранение тарифных и нетарифных ограничений во внешней торговле. Африка входит в число регионов с самыми высокими нетарифными торговыми барьерами. В Африке существуют также субрегиональные соглашения с различными положениями о правилах происхождения и других мерах по упрощению торговых процедур. Поскольку проблема согласования мер по упрощению торговых процедур в рамках субрегиональных соглашений и AfCFTA остается нерешенной, на практике остаются сложности. В данном случае весьма перспективным может оказаться заключение соглашения о зоне свободной торговли ЕАЭС с отдельными странами AfCFTA.

4. Развитие гуманитарных программ. Здесь интерес могут представлять совместные проекты в сфере развития науки, культуры, здравоохранения, образования, развития цифровых образовательных платформ и т.д. В частности, у стран ЕАЭС (прежде всего, у России и Беларуси) накоплен значительный опыт в экспорте образовательных услуг. История взаимоотношений России (республик СССР) и стран Африки в сфере образования достаточно богата.

Еще в 1950-е годы африканские студенты начали приезжать на учебу в советские вузы.

Затем, в 1960-е годы, был создан Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (сейчас – Российский университет дружбы народов, РУДН). И число студентов из Африки стало возрастать с каждым годом. Так, за период 1960–1990 гг. в СССР получили образование более 60 тыс. африканских студентов [2].

В 2021 году из стран Африки в рамках квоты правительства России поступило 2453 заявки, из которых 2281 заявка была одобрена российскими вузами. Также растет число африканских студентов, обучающихся в российских и белорусских вузах на платной основе. При этом если в 2019/2020 учебном году в российских университетах обучалось 15 999 человек из стран Африки, в 2020/2021 году их численность увеличилась до 21 907 [3], т.е. на 37%.

5. Участие стран ЕАЭС в реализации Повестки дня 2063 для Африки. Повестка дня 2063 включает в себя 15 ключевых (так называемых флагманских) проектов, целью которых является обеспечение роста и ускорение развития африканского континента. И здесь ЕАЭС может найти для себя новые ориентиры для сотрудничества. К этим проектам относятся:

1) создание сети высокоскоростных поездов, соединяющей все африканские столицы и коммерческие центры;

2) разработка стратегии превращения африканской экономики из поставщика сырья в экономику, активно использующую собственные ресурсы;

3) создание Африканской континентальной зоны свободной торговли (эта инициатива уже реализуется);

4) введение паспорта Африканского союза и отмена всех визовых требований для его владельцев в пределах Африки. Возможно, странам ЕАЭС стоит рассмотреть варианты сотрудничества с некоторыми государствами AfCFTA для рассмотрения перспектив безвизового въезда и выезда;

5) прекращение войн, гражданских конфликтов, гендерного насилия;

6) строительство третьей плотины Инга;

7) создание Единого африканского рынка воздушных перевозок;

8) учреждение Ежегодного Африканского экономического форума;

9) создание ряда финансовых учреждений, таких как Африканский инвестиционный банк (номинально создан), Панафриканская фондовая биржа, Африканский валютный фонд (номинально создан) и Африканский центральный банк;

10) панафриканская цифровая сеть передачи данных;

11) разработка общей африканской стратегии использования космической техники;

12) создание африканского открытого, цифрового, дистанционного университета. Панафриканский виртуальный и электронный университет (PAVEU) был создан как цифровое подразделение Панафриканского университета;

13) сотрудничество в области кибербезопасности;

14) создание Великого африканского музея, сохранение африканского культурного наследия и пропаганда панафриканизма;

15) составление африканской энциклопедии как авторитетного ресурса по подлинной истории Африки и африканской жизни [4].

При этом ключевыми задачами органов власти и бизнеса являются следующие:

1) создание политических, правовых, экономических, информационных условий для обеспечения активного взаимодействия стран ЕАЭС с партнерами из AfCFTA;

2) разработка новых форматов взаимодействия ЕАЭС и AfCFTA для снижения транзакционных и производственных издержек.

Что ожидают страны AfCFTA от партнеров из ЕАЭС?

1. Помощь в области индустриализации и освоения ресурсов.

2. Помощь в совершенствовании инфраструктуры.

3. Помощь в сельскохозяйственной и продовольственной сфере, в том числе в сфере подготовки специалистов в области сельского хозяйства.

4. Привлечение инвестиций.

5. Создание совместных предприятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие ЕАЭС и AfCFTA имеет важнейшее значение для процветания стран-участниц и роста благополучия населения всех государств. Крайне важно, чтобы страны активизировали усилия по максимизации долгосрочных выгод от торговли путем устранения структурных и институциональных барьеров на пути интеграции. Прежде всего, речь идет о необходимости формирования региональных производственных кластеров, насыщения потребительского рынка, в том числе за счет развития онлайн-торговли, устранения тарифных и нетарифных барьеров и развития гуманитарных программ.

Перспективы развития экономических отношений в формате ЕАЭС – AfCFTA во многом будут связаны с расширением участия стран Африки в глобальных цепочках создания стоимости, в которых в настоящее время африканские страны главным образом выступают в роли поставщиков сырьевых товаров. И именно AfCFTA может придать новую динамику участию Африки в ГЦСС. Ожидаемый рост производства продукции обрабатывающей промышленности в рамках AfCFTA предоставит странам Африки значительные возможности для диверсификации ГЦСС в будущем.

[1] Четырехзначный код представлен в соответствие с ТН ВЭД ЕАЭС.

[2] Кукин Ю., Мандрыкина И., Белозерцев В. За знаниями и снегом: что притягивает африканских студентов в учебе в России // Рамблер, 29 декабря 2020. URL: https://news.rambler.ru/education/45524075/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения 08.03.2022).

[3] Больше всего жителей Африки в 2021 году поступило в вузы России на «Лечебное дело». ТАСС, 26 октября 2021 г. URL: https://tass.ru/obschestvo/12764411 (дата обращения: 05.03.2022).

[4] Agenda 2063: The Africa We Want. African Union. URL: https://au.int/en/agenda2063/overview (дата обращения 06.03.2022).


Источники:

1. Баквенье Т.А., Пономарева О.В. Африканская континентальная зона свободной торговли как новый этап интеграции в Африке // Российский внешнеэкономический вестник. – 2021. – № 11. – c. 58-71. – doi: 10.24412/2072-8042-2021-11-58-71.
2. Гусева К.А. Перспективы сотрудничества России и стран-участников СНГ с государствами-членами Африканского союза в контексте обеспечения международной безопасности // Обеспечение безопасности стран СНГ в современном миропорядке: противостояние военно-политическим угрозам, расширение систем коллективной безопасности, трансконтинентальные экономические инициативы: Сборник научных статей участников 2 -й Международной научно-практической конференции. Москва, 2019. – c. 149-154.
3. Дробот Е.В. Африканская континентальная зона свободной торговли как новый этап экономической интеграции на африканском континенте // Экономические отношения. – 2021. – № 3. – c. 465-482. – doi: 10.18334/eo.11.3.112133.
4. Дробот Е.В. Конкурентоспособность стран Африканской континентальной зоны свободной торговли в условиях пандемии COVID-19 // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 869-896. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112132.
5. Дробот Е.В. Цифровая трансформация в деятельности региональных интеграционных объединений (на примере африканского региона) // Угрозы и риски финансовой безопасности в контексте цифровой трансформации: Материалы VII Международной научно-практической конференции Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ. Москва, 2021. – c. 783-792.
6. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Колесников В.В. Государственно-частное партнерство в условиях пандемии COVID-19: африканский опыт // Вестник Академии права и управления. – 2021. – № 3(64). – c. 82-87. – doi: 10.47629/2074-9201_2021_3_82_87.
7. Дробот Е.В., Сапунцов А.Л. Африканская континентальная зона свободной торговли в зеркале международной экономической интеграции: Quo Vadis? // Экономические отношения. – 2021. – № 2. – c. 355-376. – doi: 10.18334/eo.11.2.112139.
8. Константинова О.В. Африканский амбициозный проект – континентальная зона свободной торговли // Научный диалог: Экономика и менеджмент: сборник научных трудов по материалам XVII международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2018. – c. 12-14.– doi: 10.18411/spc-08-10-2018-04 .
9. Костюнина Г.М. Направления и результаты формирования Африканской континентальной зоны свободной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 4. – c. 33-47.
10. Мешкова Т.А., Изотов В.С., Демидкина О.В., Кофнер Ю.К. ЕАЭС в меняющемся геополитичеcком контексте: приоритеты международного сотрудничества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. – 2019. – № 1. – c. 7-33. – doi: 10.22363/2313-1438-2019-21-1-7-33.
11. Чистякова Е.А., Соколова О.Ю., Захарова С.В. и др. Перспективы сотрудничества Евразийского экономического союза и Африки // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2020. – № 1(53). – c. 187-194. – doi: 10.21685/2072-3016-2020-1-17.
12. Asche Helmut On the African Continental Free Trade Area. / In book: Regional Integration, Trade and Industry in Africa., 2021. – 95-117 p.
13. Cofelice Andrea African Continental Free Trade Area: Opportunities and Challenges // The Federalist Debate. – 2018. – p. 32-35. – doi: 10.2478/tfd-2018-0032.
14. Obeng-Odoom Franklin The African Continental Free Trade Area // American Journal of Economics and Sociology. – 2020. – p. 167-197. – doi: 10.1111/ajes.12317.
15. Ezeonu Ifeanyi African Continental Free-Trade Area: Key Challenges // Perspectives on Global Development and Technology. – 2021. – № 20. – p. 57-76. – doi: 10.1163/15691497-12341582.
16. Gathii James Agreement Establishing The African Continental Free Trade Area // International Legal Materials. – 2019. – № 5. – p. 1028-1083. – doi: 10.1017/ilm.2019.41.
17. Luke David, Mabuza Zodwa The Tripartite Free Trade Area and African Continental Free Trade Area. / Book Developmental Regionalism and Economic Transformation in Southern Africa., 2020.
18. Статистика ЕАЭС. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/union_stat/Pages/default.aspx (дата обращения: 08.03.2022).

Страница обновлена: 01.08.2022 в 20:52:03