Влияние информационных технологий на учебный процесс

Шишалова Ю.С.1
1 Института бизнеса и делового администрирования - Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 10, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2020)

Цитировать:
Шишалова Ю.С. Влияние информационных технологий на учебный процесс // Экономика и социум: современные модели развития. – 2020. – Том 10. – № 4. – С. 399-408. – doi: 10.18334/ecsoc.10.4.111889.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45713591
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Развитие цифровых технологий оказало существенное влияние на большинство отраслей и сфер жизнедеятельности, в том числе и на образование. В настоящее время применение информационных технологий влияет на учебный процесс, повышая возможности в сфере подачи материала, предоставления информации, организации коммуникационного процесса. Целью данной статьи выступает исследование возможности применения информационных технологий в учебный процесс для его большей эффективности. Материалы и методы. Методической основой данной статьи являются литературные источники по внедрения цифровых платформ в учебный процесс, а также открытые аналитические материалы. Результаты. Показано, что на современном этапе развития информационные технологии оказывают существенное влияние на учебный процесс. С помощью информационных технологий упрощается процесс подачи информации для обучаемых, повышаются коммуникационные возможности в обучении, а также доступность большого количества информационных ресурсов. С помощью различных информационных средств можно оптимизировать процесс контроля за образовательным процессом, анализ усвоения материала обучаемыми и их персональными достижениями. Выводы. Можно сделать вывод о том, что существуют разнообразные формы использования информационных технологий в образовании, позволяющие существенно разнообразить процесс обучения. Особую роль играет дистанционное образование, которое делает его более доступным и гибким, что является очень важным на современном этапе. В целом можно уверенно прогнозировать дальнейшее активное развитие дистанционного образования, которое неотъемлемо от использования информационных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, образование, дистанционное образование, коммуникационные средства, цифровая грамотность



Введение

В настоящее время происходит активное развитие информационных технологий. Информационные технологии все активнее проникают во все отрасли и сферы деятельности, существенно влияя на их развитие. При этом есть конкретная потребность в их развитии, так как для современного мира характерно наличие большого количества разнообразной информации, поэтому необходимы технологии для ее переработки, освоения и предоставления [1] (Babin, 2018).

Существенное влияние оказывает информатизация и на образовательную сферу. Для повышения качества обучения может применяться большое количество разнообразных средств, технологий, которые позволяют существенно упростить образовательный процесс, повысить эффективность предоставления информации, улучшить ее усвояемость.

Особенно это актуально для современного времени, когда вся образовательная система стремится не к конкретному наполнению знаниями обучаемых, а развитию в них определенных навыков и умений для самостоятельного обучения, что характерно для концепции непрерывного образования. «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном образовании очевидно неизбежно в условиях научно-технического прогресса» [4] (Pustynnikova, Yudina, 2019).

В качестве ведущей цели использования информационных технологий в обучении выступает увеличение интеллектуальной детальности.

Результаты исследования

В современном мире компьютерные и информационно-коммуникационные технологии используются практически во всех отраслях и сферах жизнедеятельности, поэтому знакомство с ними и использование должно производиться еще на самых ранних этапах образования любого индивида. Поэтому необходимо использовать информационные технологии в образовании в целях приобщения к данным технологиям обучающихся для последующего использования в своей деятельности [2, 3] (Dudin, Kononova, 2020).

Сегодня система образования неотделима от информационных и компьютерных технологий. Посредством образования каждый человек получает новые знания, приобретает и совершенствует какие-либо навыки и умения, осваивает применение их на практике. При этом большинство сфер деятельности связаны с активным использованием информационных технологий, что актуализирует их активное применение в образовательном процессе. «Информационные технологии в образовании позволяют использовать более широкий спектр форм и методов обучения, дабы обеспечить развернутый объем информации за счет такого важного компонента учебной системы, как наглядность, который информационные технологии могут обеспечить в полном объеме» [3] (Dudin, Kononova, 2020).

Важно сказать о том, что с помощью информационных технологий можно не только более качественно предоставлять информацию, осуществлять обучение, а также и контролировать данный процесс в области достижений и усвоения знаний. С помощью использования различных программных средств и тестовых заданий проводится оценка развития и успеха учеников, формируются выводы о необходимости дополнительных заданий для отстающих. Все это позволяет следить за образовательным процессом в области его эффективности и достижения конкретных целей. Использование цифровых технологий может поспособствовать персонализации образования.

Дальнейшее развитие информационных технологий в образовании имеет большой потенциал в будущем, например, развитие искусственного интеллекта способно персонализировать образование в будущем, что существенно повысит его эффективность. Возможна разработка специальных тестов, анализируя ответы на которые, можно будет оценить образовательный потенциал конкретного обучаемого и на основании этих данных разработать ему персональную программу обучения. На этапе тестирования можно будет выделить наиболее способных учеников и предъявить к ним более высокие требования при обучении, их программа должна содержать более сложные задачи, что позволит лучше развить их потенциал. Более простую программу могут получить ученики, не обладающие сильным образовательным потенциалом.

Все это говорит об актуальности применения информационных технологий в образовании и последующем потенциале их использования в целях повысить его качество.

Особую актуальность исследования вопроса влияния информационных технологий на учебный процесс обосновывает развитие коронавирусной инфекции. В марте 2020 года произошел переход на дистанционное образование, что стало возможным лишь благодаря развитию информационных технологий.

В целом можно выделить три основных направления использования информационных технологий в образовании (рис. 1).

Направления использования информационных технологий в образовании

Информационные технологии как средство организации образовательного процесса Информационные технологии как средство помощи в обучении (предоставление информации, проведения исследования, обработки информации)

Информационные технологии как средство коммуникации в образовательном процессе

Рисунок 1. Направления использования информационных технологий в образовании

1. Первым направлением, которое получает все более активное развитие в настоящее время, является их применение в качестве средства организации образовательного процесса. Здесь имеется в виду, что весь процесс образования организуется через информационные технологии, например, прохождение каких-либо онлайн-курсов с итоговым тестированием, по результатам которого будет определена успешность их освоения. Участие людей в обучении минимально, все организуется с помощью информационных и компьютерных технологий, все лекции представлены в электронном виде, как и практические задания, необходимые для освоения материала со стороны обучаемого. Можно прогнозировать и дальнейшее активное применение использования информационных технологий в данном ключе.

2. Вторым направлением является их применение в качестве средства помощи в обучении. Это направление осваивается уже на протяжении существенного времени. Здесь образовательный процесс имеет классическую схему с участием преподавателя и обучаемых, но активно используются информационные технологии (преподаватель создает презентации для лучшего предоставления информации, используются компьютерные технологии для наблюдения, анализа, формирования выводов, применение электронных библиотек для поиска информации учениками и студентами).

3. Третьим направлением является использование информационных технологий в качестве средств коммуникации как между преподавателем и обучаемыми, так и между преподавателями или только между учениками.

Использование информационных ресурсов по любому из данных направлений осуществляется в целях:

1) повышения эффективности образовательного процесса, уровня образованности обучаемых;

2) развития самостоятельных навыков обучения у учеников и студентов;

3) упрощения образовательного процесса благодаря использованию различных компьютерных и информационных технологий;

4) приобщения к активному использованию информационных технологий обучаемых с самых первых ступеней образования.

Активное использование информационных технологий влияет на развитие информационных компетенций, способствует раскрытию интеллектуального потенциала личностей, что способствует формированию навыков самообразования. Способность к самообразованию является необходимым элементом развития непрерывного образования [4, 5] (Pustynnikova, Yudina, 2019; Sayfutdinova, Titova, Frolova, 2019).

В настоящее время важным вопросом является цифровая грамотность населения, поэтому необходимо, чтобы начиная с ранних лет происходил процесс ее формирования, особое влияние на этот процесс оказывает уровень данной грамотности у педагогов. На рисунке 2 представлен индекс цифровой грамотности учителей школ и преподавателей вузов.

Рисунок 2. Показатели цифровой грамотности учителей и преподавателей вузов

Источник: [6, 7] (Semenova, Stupkina, 2019; Aymaletdinov, Baymuratova, Zaytseva, Imaeva, Spiridonova, 2019)

В целом можно отметить, что учителя и преподаватели вузов обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Это обосновывается тем, что они постоянно используют в своей работе цифровые технологии, а также занимаются обучением работы с ними учеников. Наиболее высокий уровень грамотности учителя и преподаватели вузов демонстрируют в области информационной и компьютерной грамотности. Наиболее низкими показателями являются отношения к технологическим инновациям [8–10] (Shemanov, 2016; Mitrofanova, Simonova, Tarasenko, 2020).

Для большей наглядности на рисунке 3 продемонстрируем Индекс цифровой грамотности разных социальных групп, что необходимо для сравнения развития педагогов по отношению к остальному населению, в первую очередь к их ученикам.

Рисунок 3. Индекс цифровой грамотности разных социальных групп Источник: [6, 7] (Semenova, Stupkina, 2019; Aymaletdinov, Baymuratova, Zaytseva, Imaeva, Spiridonova, 2019).

Можно сказать о том, что именно учителя и преподаватели вузов демонстрируют наивысшие показатели цифровой грамотности, существенно опережая в данном компоненте своих учеников.

Данный уровень цифровой грамотности педагогов является важным условием развития использования информационных технологий в образовании.

Можно выделить несколько форм использования информационных технологий в образовании.

1. Коммуникация и глобализация. Развитие информационных технологий положительно повлияло на развитие коммуникации между различными образовательными учреждениями, упростился процесс организации различных конференций, олимпиад, разнообразных обсуждений. Все это возможно при использовании технологий видеосвязи, что позволяет более активно привлекать школьников и студентов к научной и исследовательской деятельности. Современные технологии дают возможность организовывать международные конференции, повышая глобализацию в образовательном процессе.

2. Исследовательская деятельность и самообразование. Очень важной ролью информационные технологии обладают в самообразовании, с помощью их использования людям доступны большие информационные ресурсы онлайн-библиотек, электронно-библиотечным системам, базам данных. Все это дает возможность использовать большое количество методических пособий, статей, учебников при получении знаний и повышать уровень своего образования. Большое значение имеют информационные технологии и при проведении разнообразных исследований.

3. Дистанционное обучение. В настоящее время особую актуальность приобретает дистанционное обучение, которое возможно благодаря развитию информационных технологий. Развитие дистанционного образования делает обучение намного доступнее, любой человек получает возможность получать образование именно в том вузе, который он выбрал без учета его местоположения, выполнять самостоятельные работы и изучать материалы он может в любое удобное для себя время, также необходимо подчеркнуть, что данный вид образования доступнее по финансам, так как связан с меньшими расходами на его организацию. Все это подчеркивает важность развития дистанционного образования, особенно данные вопросы актуальны при развитии пандемии коронавирусной инфекции.

В целом особым преимуществом дистанционного образования является его гибкость и возможность подстраиваться под нужды конкретного обучаемого. При этом данная форма образования не исключает и общения преподавателя со студентом в реальном времени с помощью использования различных коммуникационных технологий.

Для настоящего времени характерно наличие большого количества предложений в области дистанционного образования, от небольших курсов, до получения диплома о высшем образовании. Удобство данной формы обучения оценено со стороны потребителей.

4. Разнообразные развивающие игры и видео. Особенно игровая форма характерна при обучении на первоначальных этапах. В игровой форме часто проще усвоить материал дошкольникам и младшим школьникам, поэтому существует большое количество развивающих игр, которые знакомят обучающихся с компьютером и учат обращению с ним, иными цифровыми технологиями.

Развитие интернета и информационных технологий привело к массовому использованию их на всех этапах образования, включая самые ранние, а игровая форма позволяет сделать обучение более интересным обучающимся. При этом игровая форма может использоваться и для обучения более старших школьников и даже студентов. В принципе информационные технологии дают большое разнообразие в сфере образования, что повышает заинтересованность в их использовании.

Заключение

Использование информационных технологий в образовании приводит к развитию дистанционного обучения, что особенно актуально в настоящее время коронавирусной инфекции. Наиболее существенным преимуществом дистанционного образования является его гибкость, позволяющая подстраиваться под возможности и интересы потребителей.

Можно с уверенностью говорить о дальнейшем развитии информационных технологий в обучении, которые имеют большие перспективы и могут оптимизировать образовательный процесс за счет его персонализации.


Источники:

1. Бабин Е.Н. Цифровизация университета: построение интегрированной информационной среды // Университетское управление: практика и анализ. – 2018. – № 6. – c. 44-54. – doi: 10.15826/umpa.2018.06.057 .
2. Дудин М.Н., Кононова Е.В. Цифровизация управления университетами в России и зарубежных странах как необходимая мера обеспечения их экономической безопасности // Проблемы рыночной экономики. – 2020. – № 3. – c. 95-108. – doi: 10.33051/2500-2325-2020-3-95-108 .
3. Дудин М.Н., Кононова Е.В. Управление высшим образованием в условиях больших вызовов и угроз вызванных пандемией коронавируса Covid-19 // Проблемы рыночной экономики. – 2020. – № 2. – c. 133-145. – doi: 10.33051/2500-2325-2020-2-133-145 .
4. Пустынникова И.Н., Юдина В.С. Информационные технологии в обучении // Информационные технологии. – 2019. – № 3(8). – c. 16-21.
5. Сайфутдинова Г.Б., Титова Т.А., Фролова Е.В. Информационные технологии в современном образовании как ключевое явление в образовательной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-4. – c. 213-216.
6. Семенова А.Н., Ступкина В.А. Цифровые технологии в управлении человеческими ресурсами // Молодой ученый. – 2019. – № 4(242). – c. 250-252.
7. Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А., Имаева Г.Р., Спиридонова Л.В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. - М.: Издательство НАФИ, 2019. – 84 c.
8. Цифровизация и проектный подход: как меняется университетское образование. РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL: https://na.ria.ru/20191008/1559504529.html (дата обращения: 08.10.2019).
9. Шеманов А.Ю. Цифровые технологии в контексте инклюзии // Современная зарубежная психология. – 2016. – № 3. – c. 66-74. – doi: 10.17759/jmfp.2016050307 .
10. Mitrofanova E.A., Simonova M.V., Tarasenko V.V. Potential of the education system in Russia in training staff for the digital economy // Advances in intelligent systems and computing (см. в книгах). – 2020. – p. 463-472. – doi: 10.1007/978-3-030-11367-4_46 .

Страница обновлена: 15.01.2024 в 01:59:22