Методика оценки инновационного развития региона (на примере регионов Южного федерального округа)
Митус А.А.1, Гармашова Е.П.1, Баранов А.Г.1, Дребот А.М.1
1 Севастопольский государственный университет, Россия, Севастополь
Скачать PDF | Загрузок: 18 | Цитирований: 16
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2020)
Цитировать:
Митус А.А., Гармашова Е.П., Баранов А.Г., Дребот А.М. Методика оценки инновационного развития региона (на примере регионов Южного федерального округа) // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 12. – С. 3259-3276. – doi: 10.18334/ce.14.12.111416.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44691230
Цитирований: 16 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Оценка уровня инновационного развития как регионов, так и страны в целом представляет особый интерес в условиях динамично развивающейся внешней среды, высоких темпов сменяемости техники и технологии, усиления конкуренции. В статье выявлены основные недостатки существующих подходов к оценке инновационного развития регионов. На основе обобщения преимуществ и недостатков существующих методик оценки инновационного развития предложен расчет авторского индекса инновационного развития региона. Данный индекс формируется как среднее арифметическое подиндексов: индекса развития научно-технического потенциала региона, индекса производственно-технологического потенциала, индекса инновационной инфраструктуры и индекса региональной инновационной политики, отражающих соответствующее влияние факторов на развитие инновационной активности в регионе. В свою очередь в расчетах подиндексов использовались нормированные показатели по 26 параметрам, отражающим различные аспекты инновационного развития регионов. Указанные параметры также формируют подиндексы посредством использования средних величин. С целью упрощения расчетов сводного индекса инновационного развития региона по данным субъектов Южного федерального округа РФ построены модели подиндексов методом корреляционно-регрессионного анализа. Проведена оценка регионов Южного федерального округа в соответствии с предлагаемой методикой. Предложена градация регионов на регионы с низким, средним и высоким уровнем инновационного развития
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, методика, уровень инновационного развития региона, показатели инновационного развития, моделирование
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке внутреннего гранта ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» в рамках научного проекта №38/06-31
JEL-классификация: O31, O32, O33, R12, R13
Введение. Уровень социально-экономического развития страны, перспективы роста экономики во многом определяются инновационным развитием ее отдельных регионов. Данный факт объясняет интерес большого числа отечественных и зарубежных ученых к проблеме оценки инновационного развития региона, выявлению факторов, определяющих его уровень.
В то же время не существует единого подхода к определению уровня экономического развития региона, а те или иные существующие методики наряду с достоинствами не лишены и определенных недостатков. Кроме того, актуальность статьи объясняется еще и тем, что в указанном контексте проводится анализ двух новых субъектов Российской Федерации – Республики Крым и города Севастополя, которые стали частью страны лишь с 2014 года. Предварительный анализ инновационного развития Севастополя [2, 4, 5] (Baranov, Garmashova, Drebot, 2020; Garmashova, Drebot, Baranov, Mitus, 2019; Garmashova, Drebot, 2020) показал наличие определенных перспектив субъекта в данной области.
Целью статьи является разработка методики оценки инновационного развития региона на материалах субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ.
Материалы и методы исследования. В результате рассмотрения существующих методик оценки инновационного развития регионов нами выявлены некоторые недостатки, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Методики оценки инновационного развития регионов
Наименование методики
|
Недостатки
|
Сводный индекс инновационного развития
(Portfolio Innovation
Index) [11]
|
Использует четыре блока показателей с
заранее заданными весовыми коэффициентами: человеческий капитал (30%);
экономическая динамика (30%); производительность и занятость (30%);
благосостояние (10%). Несмотря на высокую
научную обоснованность и апробированность, считаем неприемлемым использование
указанной структуры для отличных от США стран
|
Региональное инновационное табло (Regional
Innovation
Scoreboard) [12]
|
В силу специфики индикаторов и
региональной статистики методика неприменима к
отдельным регионам, но может использоваться для ранжирования групп регионов,
сходных по инновационному развитию
|
Методика Центра исследований и
статистики науки РФ [8]
|
Используется более 350 разнородных
индикаторов, что излишне усложняет расчет сводного показателя. Кроме того,
большое количество индикаторов невозможно рассчитать, пользуясь данными
официальной статистики
|
Рейтинг инновационного развития
регионов Высшей школы экономики [7]
|
Использует четыре блока показателей:
социально-экономические условия инновационной деятельности;
научно-технический потенциал инновационной активности; инновационная
деятельность; качество региональной инновационной политики. Несмотря на комплексность оценки и относительную
простоту, часть показателей невозможно рассчитать, используя открытую
статистическую информацию
|
Карта российского инновационного
пространства
|
На основе кластерного анализа все
субъекты РФ сгруппированы в шесть групп регионов. К основному недостатку, по
нашему мнению, можно отнести отсутствие результирующего показателя
|
Индекс ПРИМ (Правовое регулирование,
Институты и инфраструктура, Механизмы поддержки инновационной деятельности) (И.Л.
Балезина, В.Н. Якимец) [1] (Balezina, Yakimets, 2011)
|
Оценка основана не на статистических
данных, а на мнениях ключевых потенциальных и реальных участников
инновационного процесса, что затрудняет ее использование в рамках страны в
целом
|
Индекс инновационности регионов России
Независимого института социальной политики
|
Включает лишь пять индикаторов, что не
позволяет учесть всей специфики инновационного развития тех или иных регионов
|
Отсутствие единой методики и выявленные недостатки существующих дают возможность предложить новую методику оценки инновационного развития регионов. В исследовании сделан акцент на субъектах Южного федерального округа, частью которого являются Республика Крым и город Севастополь. В то же время основные выводы могут быть распространены и на прочие субъекты Российской Федерации.
Основная часть. Анализ базовых работ в сфере инноватики [10] (Yakovets, 2004) позволил выделить 4 группы факторов, определяющих инновационное развитие регионов:
- факторы развития научно-технического потенциала;
- факторы производственно-технологического потенциала;
- факторы функционирования инновационной инфраструктуры;
- региональная инновационная политика.
В соответствии с данной классификацией предлагается рассчитать сводный индекс инновационного развития региона. Структура индекса и показатели подиндексов представлены на рисунке 1, а расшифровка обозначений – в таблице 2.
Рисунок 1. Структура индекса инновационного развития региона
Источник: разработано авторами.
Таблица 2
Показатели инновационного развития региона
Обозначение
|
Показатель
|
|
Организации, выполнявшие научные исследования и разработки (НИР)
на 10 тыс. чел. постоянного населения
|
|
Численность персонала, занятого НИР на 10 тыс. чел. постоянного
населения
|
|
Численность исследователей на 10 тыс. чел. постоянного населения
|
|
Доля внутренних затрат на исследования и разработки, в процентах к валовому региональному продукту
(ВРП)
|
|
Доля затрат на технологические инновации в общем объеме
отгруженных товаров, выполненных работ, услуг
|
|
Численность исследователей, выполнявших НИР, на 10 тыс. занятых
в экономике
|
|
Удельный вес затрат на исследования и разработки, нацеленные на
развитие экономики, в общем объеме внутренних затрат на исследования и
разработки
|
|
Доля работников с высшим образованием в общей численности
занятых
|
|
Удельный вес студентов, обучающихся по образовательным
программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета,
магистратуры, в общей численности населения
|
|
Доля организаций, осуществлявших технологические инновации, в
общем числе обследованных организаций
|
|
Доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в
общем объеме инвестиций в основной капитал по субъектам Российской Федерации
|
|
Объем инвестиций в основной капитал, направленных на
приобретение информационного, компьютерного и телекоммуникационного
оборудования (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций,
не наблюдаемых прямыми статистическими методами) в фактически действовавших
ценах на 1000 чел. постоянного населения, тыс. руб.
|
|
ВРП на душу населения,
руб.
|
|
Стоимость основных фондов на конец года по полной учетной
стоимости на душу населения, тыс. руб./чел.
|
|
Степень годности основных фондов
|
|
Число патентов на изобретения, выданных Роспатентом российским
заявителям, в расчете на 1 млн чел. населения
|
|
Коэффициент изобретательской активности (число отечественных
патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. чел.
населения)
|
|
Доля организаций, использовавших интернет, в общем числе
обследованных организаций
|
|
Доля организаций, получавших заказы на выпускаемые товары
(работы, услуги) по Интернету, в общем числе обследованных организаций
|
|
Количество центров коллективного пользования научным
оборудованием
|
|
Количество технопарков по данным Ассоциации кластеров и
технопарков России и данным Информационного портала «Национальный центр по
мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и
региональных инновационных систем»
|
|
Доля организаций, имевших веб-сайт, в общем числе обследованных
организаций
|
|
Удельный вес бюджетных средств во внутренних затратах на
исследования и разработки
|
|
Внутренние затраты на НИР финансируемые за счет бюджетных средств
в расчете на 1000 чел. постоянного населения, тыс. руб.
|
|
Количество СЭЗ
|
|
Доля ОГВ и ОМС, имевших скорость передачи данных через Интернет
не менее 2 Мбит/сек, в общем числе обследованных организаций ОГВ и ОМС
|
Каждый из четырех подиндексов предлагается рассчитывать как среднее арифметическое нормированных показателей ( ). Нормирование проводится по формуле (1):
, (1)
где – уровень i-го показателя для j-го региона;
– соответственно минимальное и максимальное значение i-го показателя по совокупности анализируемых регионов.
Нормирование позволяет нивелировать влияние размерности отдельных показателей на результаты расчета. В случае использования формулы (1) показатели принимают значения в диапазоне от нуля до единицы. Так как подиндексы рассчитываются как среднее арифметическое, их значения также находятся в этом диапазоне. Кроме того, такой расчет приводит к тому, что отставание по одним показателям в регионе может быть скомпенсировано преимуществом по другим, учитывая тем самым отличительные характеристики субъекта РФ.
Расчет подиндексов инновационного развития для Республики Крым и Севастополя представлен в таблице 3.
Таблица 3
Расчет подиндексов инновационного развития для Республики Крым и Севастополя за 2017 г.
|
Макси-мальное значение
|
Мини-мальное значение
|
| |||
Республика Крым
|
Севастополь
|
Республика Крым
|
Севастополь
| |||
Индекс
развития научно-технического потенциала региона
( )
|
0,2804
|
0,5642
| ||||
|
20,00
|
9,00
|
100,00
|
6,00
|
0,14894
|
0,03191
|
|
11,05
|
25,05
|
28,03
|
5,71
|
0,23897
|
0,86646
|
|
2,10
|
6,36
|
6,36
|
1,50
|
0,12283
|
1,00000
|
|
0,41
|
1,14
|
1,14
|
0,10
|
0,29808
|
1,00000
|
|
0,60
|
0,30
|
4,00
|
0,10
|
0,12821
|
0,05128
|
|
11,10
|
31,30
|
31,30
|
9,30
|
0,08182
|
1,00000
|
|
64,30
|
7,00
|
67,70
|
7,00
|
0,94399
|
0,00000
|
Индекс
производственно-технологического потенциала
( )
|
0,2262
|
0,5507
| ||||
|
35,00
|
44,80
|
44,80
|
30,70
|
0,30496
|
1,00000
|
|
2,20
|
3,30
|
3,30
|
2,10
|
0,08333
|
1,00000
|
|
3,50
|
3,20
|
10,70
|
2,50
|
0,12195
|
0,08537
|
|
10,30
|
4,60
|
33,70
|
4,60
|
0,19588
|
0,00000
|
|
2193,11
|
4506,57
|
4506,57
|
543,66
|
0,41622
|
1,00000
|
|
187726,00
|
164978,40
|
413440,60
|
164978,40
|
0,09155
|
0,00000
|
|
1156,53
|
703,56
|
1471,92
|
445,80
|
0,69264
|
0,25120
|
|
31,50
|
53,60
|
62,80
|
31,50
|
0,00000
|
0,70607
|
|
18,80
|
73,30
|
150,20
|
6,60
|
0,08496
|
0,46448
|
|
0,44
|
1,33
|
1,33
|
0,11
|
0,27049
|
1,00000
|
Индекс
инновационной инфраструктуры ( )
|
0,3108
|
0,3212
| ||||
|
18,20
|
68,50
|
68,50
|
14,51
|
0,06826
|
1,00000
|
|
16,76
|
9,30
|
21,47
|
9,30
|
0,61351
|
0,00000
|
|
4,00
|
2,00
|
20,00
|
0,00
|
0,20000
|
0,10000
|
|
0,00
|
1,00
|
3,00
|
0,00
|
0,00000
|
0,33333
|
|
46,59
|
38,14
|
52,13
|
35,22
|
0,67217
|
0,17249
|
Индекс
региональной инновационной политики ( )
|
0,8217
|
0,9656
| ||||
|
98,20
|
94,30
|
98,20
|
43,10
|
1,00000
|
0,92922
|
|
763,70
|
1773,55
|
1885,09
|
214,10
|
0,32891
|
0,93325
|
|
1,00
|
1,00
|
1,00
|
0,00
|
1,00000
|
1,00000
|
|
82,80
|
84,70
|
84,70
|
39,70
|
0,95778
|
1,00000
|
На рисунке 2 представим сравнение подиндексов по Республике Крым и г. Севастополю за 2017 г. Визуальное представление позволяет сопоставить значения по регионам, выявить преимущества и слабые стороны субъекта РФ.
Рисунок 2. Сравнение подиндексов инновационного развития Республики Крым и г. Севастополя за 2017 г.
По сравнению с Республикой Крым город Севастополь продемонстрировал лучшие показатели по индексу развития научно-технического потенциала региона, индексу производственно-технологического потенциала и индексу региональной инновационной политики.
Рассчитанные значения подиндексов по регионам Южного федерального округа за 2014–2017 гг. представлены в таблице 4.
Таблица 4
Значения подиндексов инновационного развития регионов Южного федерального округа за 2014–2017 гг.
Под-индекс
|
Субъекты РФ
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
Под-индекс
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
|
Республика Адыгея
|
0,1774
|
0,1616
|
0,1715
|
0,1770
|
|
0,3661
|
0,3071
|
0,2649
|
0,2509
|
Республика Калмыкия
|
0,1420
|
0,0935
|
0,1072
|
0,0775
|
0,4224
|
0,3996
|
0,3699
|
0,3621
| ||
Республика Крым
|
0,2411
|
0,2393
|
0,2804
|
0,2530
|
0,2143
|
0,2262
| ||||
Краснодарский край
|
0,3840
|
0,4279
|
0,3992
|
0,4929
|
0,5591
|
0,5253
|
0,5257
|
0,5764
| ||
Астраханская область
|
0,2899
|
0,2693
|
0,2454
|
0,1995
|
0,6459
|
0,6334
|
0,5405
|
0,5386
| ||
Волгоградская область
|
0,4079
|
0,3677
|
0,3542
|
0,3466
|
0,5212
|
0,4793
|
0,4617
|
0,4970
| ||
Ростовская область
|
0,7418
|
0,6926
|
0,7640
|
0,7130
|
0,6611
|
0,6255
|
0,5931
|
0,5862
| ||
г. Севастополь
|
0,5800
|
0,5633
|
0,5642
|
0,5231
|
0,5615
|
0,5507
| ||||
|
Республика Адыгея
|
0,3854
|
0,3063
|
0,3627
|
0,3604
|
|
0,1661
|
0,1117
|
0,1227
|
0,1384
|
Республика Калмыкия
|
0,1059
|
0,0650
|
0,0489
|
0,0380
|
0,2604
|
0,1801
|
0,2082
|
0,2010
| ||
Республика Крым
|
0,3579
|
0,4382
|
0,2562
|
0,3108
|
0,4520
|
0,8056
|
0,7976
|
0,8217
| ||
Краснодарский край
|
0,4738
|
0,5311
|
0,6024
|
0,5168
|
0,1879
|
0,1370
|
0,2589
|
0,2158
| ||
Астраханская область
|
0,5208
|
0,4742
|
0,5800
|
0,4677
|
0,3620
|
0,5266
|
0,5078
|
0,4805
| ||
Волгоградская область
|
0,2649
|
0,1667
|
0,1998
|
0,2005
|
0,4302
|
0,1837
|
0,1734
|
0,1279
| ||
Ростовская область
|
0,4766
|
0,4491
|
0,6669
|
0,6877
|
0,6378
|
0,6486
|
0,7304
|
0,6775
| ||
г. Севастополь
|
0,3119
|
0,4923
|
0,4111
|
0,3212
|
0,5281
|
0,9102
|
0,9047
|
0,9656
|
При этом подиндексы рассчитаны на основе большого числа показателей, что не всегда удобно при оперативном ранжировании. Более того, часть исходных показателей в необходимом виде не представлена в официальной статистике и они требуют предварительных расчетов. Для нивелирования данного недостатка предлагается использовать методы корреляционно-регрессионного анализа. Анализ проводился с помощью программного продукта Minitab. В качестве результирующего показателя используется рассчитанное значение подиндексов ( , , , ) а аргументами выступают исходные величины ( ).
Проверка моделей на значимость представлена в таблице 5.
Таблица 5
Оценка качества параметров моделей
Показатель
|
Параметры
|
Стандартная ошибка
|
t-критерий
|
Вероятность нулевой гипотезы
|
Свободный член
|
-0,11814
|
0,04506
|
-2,62
|
0,016
|
|
0,001107
|
0,0003675
|
3,01
|
0,006
|
|
0,018887
|
0,006574
|
2,87
|
0,009
|
|
0,015486
|
0,008357
|
1,85
|
0,077
|
|
0,01356
|
0,05749
|
0,24
|
0,816
|
|
0,025941
|
0,007858
|
3,30
|
0,003
|
|
-0,000104
|
0,004678
|
-0,02
|
0,983
|
|
0,001761
|
0,000534
|
3,30
|
0,003
|
Свободный член
|
-0,3601
|
0,1128
|
-3,19
|
0,005
|
|
0,000344
|
0,002153
|
0,16
|
0,875
|
|
0,09685
|
0,01664
|
5,82
|
0,000
|
|
0,010669
|
0,003403
|
3,14
|
0,005
|
|
0,0019461
|
0,0009615
|
2,02
|
0,057
|
|
0,00003139
|
0,00000809
|
3,88
|
0,001
|
|
0,00000038
|
0,00000024
|
1,55
|
0,138
|
|
0,00005729
|
0,00005373
|
1,07
|
0,300
|
|
0,003147
|
0,001365
|
2,31
|
0,033
|
|
0,0004641
|
0,0002416
|
1,92
|
0,070
|
|
0,06009
|
0,01833
|
3,28
|
0,004
|
Свободный член
|
-0.11849
|
0.08436
|
-1.40
|
0.169
|
|
0.0025001
|
0.0009577
|
2.61
|
0.013
|
|
0.018482
|
0.007030
|
2.63
|
0.013
|
|
0.007902
|
0.003572
|
2.21
|
0.034
|
|
0.09585
|
0.02900
|
3.31
|
0.002
|
|
0.001433
|
0.002702
|
0.53
|
0.599
|
Свободный член
|
-0,39274
|
0,02416
|
-16,26
|
0,000
|
|
0,0043100
|
0,0002680
|
16,08
|
0,000
|
|
0,00014150
|
0,00000891
|
15,87
|
0,000
|
|
0,25002
|
0,01323
|
18,90
|
0,000
|
|
0,0052462
|
0,0003800
|
13,81
|
0,000
|
Таким образом, лишь параметры модели индекса региональной инновационной политики прошли проверку на значимость. Коэффициенты при следующих переменных незначимы по t-критерию Стьюдента:
-численность исследователей на 10 тыс. чел. постоянного населения( );
-доля внутренних затрат на исследования и разработки, в процентах к ВРП ( );
-численность исследователей, выполнявших НИР, на 10 тыс. занятых в экономике ( );
-доля работников с высшим образованием в общей численности занятых ( );
-доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал по субъектам Российской Федерации ( );
-ВРП на душу населения ( );
-стоимость основных фондов на конец года по полной учетной стоимости на душу населения ( );
-число патентов на изобретения, выданных Роспатентом российским заявителям, в расчете на 1 млн чел. населения ( );
-доля организаций, имевших веб-сайт, в общем числе обследованных организаций ( ).
Исключив указанные переменные, получим модели, представленные в таблице 6, проверка параметров моделей на значимость – в таблице 7.
Таблица 6
Оценка качества моделей подиндексов инновационного развития регионов
Коэффициент детерминации
|
Критерий Фишера
|
Вероятность нулевой гипотезы
|
=
- 0,0684 + 0,00105 + 0,0212 + 0,0183 +
0,00129
| ||
96,9%
|
195,23
|
0,000
|
=
- 0,123 + 0,0489 + 0,0224 +0,000023 +
0,00397 + 0,0901
| ||
92,6%
|
60,35
|
0,000
|
= - 0,102 +
0,00275 + 0,0212 +
0,00751 + 0,0927
| ||
77,6%
|
30,24
|
0,000
|
=
- 0,393 + 0,00431 +0,000141
+ 0,250 + 0,00525
| ||
99,0%
|
837,69
|
0,000
|
Таблица 7
Оценка качества параметров моделей
Показатель
|
Параметры
|
Стандартная ошибка
|
t-критерий
|
Вероятность нулевой гипотезы
|
Свободный член
|
-0,06842
|
0,03433
|
-1,99
|
0,057
|
|
0,0010458
|
0,0002732
|
3,83
|
0,001
|
|
0,021233
|
0,001280
|
16,59
|
0,000
|
|
0,0012933
|
0,0004686
|
3,17
|
0,004
|
|
0,0012933
|
0,0004686
|
2,76
|
0,011
|
Свободный член
|
-0,12327
|
0,06036
|
-2,04
|
0,052
|
|
0,04887
|
0,01557
|
3,14
|
0,004
|
|
0,022389
|
0,002910
|
7,69
|
0,000
|
|
0,00002349
|
0,00000864
|
2,72
|
0,012
|
|
0,0039712
|
0,0009004
|
4,41
|
0,000
|
|
0,09008
|
0,01918
|
4,70
|
0,000
|
Свободный член
|
-0,10188
|
0,07752
|
-1,31
|
0,197
|
|
0,0027498
|
0,0008252
|
3,33
|
0,002
|
|
0,021165
|
0,004828
|
4,38
|
0,000
|
|
0,007505
|
0,003457
|
2,17
|
0,037
|
|
0,09267
|
0,02808
|
3,30
|
0,002
|
Все полученные модели являются адекватными исходным данным. При этом они достаточно точно определяют динамику подиндексов инновационного развития региона: коэффициент детерминации варьируется от 77,6% до 99,0%.
Сводный индекс инновационного развития региона предлагается также рассчитывать как среднее арифметическое. Полученное значение, во-первых, позволяет проранжировать регионы по индексу инновационного развития, во-вторых, дать качественную характеристику такого развития, пользуясь следующей шкалой:
- 0–0,35 – низкое инновационное развитие (НИР);
- 0,35–0,65 – среднее инновационное развитие (СИР);
- 0,65–1,0 – высокое инновационное развитие (ВИР).
В таблице 8 представим как рассчитанные значения индексов инновационного развития по регионам Южного федерального округа, так и ранжирование регионов, а также качественную оценку их развития.
Таблица 8
Инновационное развитие регионов Южного федерального округа
Регионы
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
Индекс инновационного
развития региона
| ||||
Республика Адыгея
|
0,2737
|
0,2217
|
0,2305
|
0,2317
|
Республика Калмыкия
|
0,2327
|
0,1846
|
0,1835
|
0,1697
|
Республика Крым
|
|
0,4345
|
0,3768
|
0,4098
|
Краснодарский край
|
0,4012
|
0,4053
|
0,4465
|
0,4505
|
Астраханская область
|
0,4547
|
0,4759
|
0,4684
|
0,4216
|
Волгоградская область
|
0,4061
|
0,2994
|
0,2973
|
0,2930
|
Ростовская область
|
0,6293
|
0,6040
|
0,6886
|
0,6661
|
г. Севастополь
|
|
0,6264
|
0,6101
|
0,6004
|
Рейтинг региона ЮФО по
индексу инновационного развития
| ||||
Республика Адыгея
|
5
|
7
|
7
|
7
|
Республика Калмыкия
|
6
|
8
|
8
|
8
|
Республика Крым
|
|
4
|
5
|
5
|
Краснодарский край
|
4
|
5
|
4
|
3
|
Астраханская область
|
2
|
3
|
3
|
4
|
Волгоградская область
|
3
|
6
|
6
|
6
|
Ростовская область
|
1
|
2
|
1
|
1
|
г. Севастополь
|
|
1
|
2
|
2
|
Качественная оценка
инновационного развития
| ||||
Республика Адыгея
|
НИР
|
НИР
|
НИР
|
НИР
|
Республика Калмыкия
|
НИР
|
НИР
|
НИР
|
НИР
|
Республика Крым
|
|
СИР
|
СИР
|
СИР
|
Краснодарский край
|
СИР
|
СИР
|
СИР
|
СИР
|
Астраханская область
|
СИР
|
СИР
|
СИР
|
СИР
|
Волгоградская область
|
СИР
|
НИР
|
НИР
|
НИР
|
Ростовская область
|
СИР
|
СИР
|
ВИР
|
ВИР
|
г. Севастополь
|
|
СИР
|
СИР
|
СИР
|
Заключение. Расчет по построенным моделям, несмотря на то, что несколько изменяет абсолютное значение индексов, не отражается на рейтинговой оценке региона и на качественной характеристике его инновационного развития. Это говорит об устойчивости методики и возможности применения полученных моделей для упрощения расчетов.
Республика Крым и город Севастополь на протяжении анализируемого периода стабильно характеризовались как регионы со средним инновационным развитием. Рейтинг указанных регионов в 2017 году составил 5 и 2 соответственно. Стабильно высокий рейтинг инновационного развития.
В целом разработанная методика использует в расчетах показатели, представленные в официальной статистике, которые характеризуют развитие научно-технического потенциала региона, факторы его производственно-технологического потенциала, функционирование инновационной инфраструктуры, а также проводимую региональную инновационную политику. Использование методов корреляционно-регрессионного анализа позволило получить модели, упрощающие ранжирование регионов, и дать качественную характеристику инновационного развития регионов. Многофакторность оценки позволяет региону получить объективное представление о своих преимуществах, наметить дальнейшие пути развития.
Источники:
2. Баранов А.Г., Гармашова Е.П., Дребот А.М. Совершенствование организационно-экономического механизма управления инновационным развитием г. Севастополь // Экономические исследования и разработки. − 2020. − № 4. − С. 54-60.
3. Бернал Дж. Наука в истории общества / Дж. Бернал. Москва : Изд-во иностранной литературы, 1956. – 735 с.
4. Гармашова Е.П., Дребот А.М., Баранов А.Г., Митус А.А. Анализ и определение ключевых проблем инновационного развития г. Севастополь // Вопросы инновационной экономики. − 2019. − Том 9. − № 3. − doi: 10.18334/vinec.9.3.40984
5. Гармашова Е.П., Дребот А.М. Факторы инновационного развития региона // Вопросы инновационной экономики. − 2020. − Т.10. − № 3. − С. 1523-1534.
6. Кузнец С. Современный экономический рост : результаты исследований и размышлений. Нобелевская лекция / С. Кузнец ; под ред. Ю. В. Яковца. Санкт-Петербург : Гумапистика, 2003. – 548с. (Нобелевские лауреаты по экономике : взгляд из России).
7. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 5 / Г.И. Абдрахманова, П.Д. Бахтин, Л.М. Гохберг и др.; под ред. Л.М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 260 с.
8. Статистика науки и образования: [сайт]. URL: http://www.csrs.ru (дата обращения: 14.12.2019)
9. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями / Б. Твисс ; авт. предисл., науч. ред. К. Ф. Пузыня. Москва : Экономика, 1989. 217 с.
10. Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века / Ю. В. Яковец ; Международный институт Питирима Сорокина Николая Кондратьева. – Москва: Экономика, 2004. – 444 с., с. 12-19.
11. Innovation in American Regions: [сайт]. URL: http://www.statsamerica.org/innovation/index.html (дата обращения: 14.12.2019)
12. RIS 2019-Methodology report: [сайт]. URL: https://ec.europa.eu/docsroom/documents/37783 (дата обращения: 14.12.2019)
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:56:28