Methodology for assessing the regional innovative development (on the example of the regions of the Southern federal district)
Mitus A.A.1, Garmashova E.P.1, Baranov A.G.1, Drebot A.M.1
1 Севастопольский государственный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 40 | Citations: 16
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 12 (december 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44691230
Cited: 16 by 30.01.2024
Abstract:
Assessment of the innovative development level of both regions and the country as a whole is particularly interesting in the context of a dynamically developing external environment, high rates of turnover of equipment and technology, and increased competition. The main shortcomings of existing approaches to assessing the innovative development of regions are identified. Based on the generalization of the advantages and disadvantages of existing methods of assessing innovative development, the authors' index of the regional innovative development is calculated. This index is formed as the average of the following sub-indices: the index of the regional scientific and technical potential development, the index of production and technological potential, innovation infrastructure index and regional innovation policy index. These indices reflect a corresponding impact of the factors on the development of innovative activity in the region. In turn, in the calculations of sub-indices, normalized indicators were used for 26 parameters reflecting various aspects of innovative development of regions. These parameters also form sub-indices by using average values. To simplify calculations of the composite index of the regional innovative development according to the data of the subjects of the Southern federal district, the model of the sub-indices based on correlation and regression analysis was suggested. The assessment of the regions of the Southern federal district was carried out in accordance with the proposed methodology. A gradation of regions into regions with low, medium and high levels of innovative development is proposed.
Keywords: innovations, innovative development, methodology, level of the regional innovative development, innovative development indicators, modeling
Funding:
Исследование выполнено при финансовой поддержке внутреннего гранта ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» в рамках научного проекта №38/06-31
JEL-classification: O31, O32, O33, R12, R13
Введение. Уровень социально-экономического развития страны, перспективы роста экономики во многом определяются инновационным развитием ее отдельных регионов. Данный факт объясняет интерес большого числа отечественных и зарубежных ученых к проблеме оценки инновационного развития региона, выявлению факторов, определяющих его уровень.
В то же время не существует единого подхода к определению уровня экономического развития региона, а те или иные существующие методики наряду с достоинствами не лишены и определенных недостатков. Кроме того, актуальность статьи объясняется еще и тем, что в указанном контексте проводится анализ двух новых субъектов Российской Федерации – Республики Крым и города Севастополя, которые стали частью страны лишь с 2014 года. Предварительный анализ инновационного развития Севастополя [2, 4, 5] (Baranov, Garmashova, Drebot, 2020; Garmashova, Drebot, Baranov, Mitus, 2019; Garmashova, Drebot, 2020) показал наличие определенных перспектив субъекта в данной области.
Целью статьи является разработка методики оценки инновационного развития региона на материалах субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ.
Материалы и методы исследования. В результате рассмотрения существующих методик оценки инновационного развития регионов нами выявлены некоторые недостатки, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Методики оценки инновационного развития регионов
Наименование методики
|
Недостатки
|
Сводный индекс инновационного развития
(Portfolio Innovation
Index) [11]
|
Использует четыре блока показателей с
заранее заданными весовыми коэффициентами: человеческий капитал (30%);
экономическая динамика (30%); производительность и занятость (30%);
благосостояние (10%). Несмотря на высокую
научную обоснованность и апробированность, считаем неприемлемым использование
указанной структуры для отличных от США стран
|
Региональное инновационное табло (Regional
Innovation
Scoreboard) [12]
|
В силу специфики индикаторов и
региональной статистики методика неприменима к
отдельным регионам, но может использоваться для ранжирования групп регионов,
сходных по инновационному развитию
|
Методика Центра исследований и
статистики науки РФ [8]
|
Используется более 350 разнородных
индикаторов, что излишне усложняет расчет сводного показателя. Кроме того,
большое количество индикаторов невозможно рассчитать, пользуясь данными
официальной статистики
|
Рейтинг инновационного развития
регионов Высшей школы экономики [7]
|
Использует четыре блока показателей:
социально-экономические условия инновационной деятельности;
научно-технический потенциал инновационной активности; инновационная
деятельность; качество региональной инновационной политики. Несмотря на комплексность оценки и относительную
простоту, часть показателей невозможно рассчитать, используя открытую
статистическую информацию
|
Карта российского инновационного
пространства
|
На основе кластерного анализа все
субъекты РФ сгруппированы в шесть групп регионов. К основному недостатку, по
нашему мнению, можно отнести отсутствие результирующего показателя
|
Индекс ПРИМ (Правовое регулирование,
Институты и инфраструктура, Механизмы поддержки инновационной деятельности) (И.Л.
Балезина, В.Н. Якимец) [1] (Balezina, Yakimets, 2011)
|
Оценка основана не на статистических
данных, а на мнениях ключевых потенциальных и реальных участников
инновационного процесса, что затрудняет ее использование в рамках страны в
целом
|
Индекс инновационности регионов России
Независимого института социальной политики
|
Включает лишь пять индикаторов, что не
позволяет учесть всей специфики инновационного развития тех или иных регионов
|
Отсутствие единой методики и выявленные недостатки существующих дают возможность предложить новую методику оценки инновационного развития регионов. В исследовании сделан акцент на субъектах Южного федерального округа, частью которого являются Республика Крым и город Севастополь. В то же время основные выводы могут быть распространены и на прочие субъекты Российской Федерации.
Основная часть. Анализ базовых работ в сфере инноватики [10] (Yakovets, 2004) позволил выделить 4 группы факторов, определяющих инновационное развитие регионов:
- факторы развития научно-технического потенциала;
- факторы производственно-технологического потенциала;
- факторы функционирования инновационной инфраструктуры;
- региональная инновационная политика.
В соответствии с данной классификацией предлагается рассчитать сводный индекс инновационного развития региона. Структура индекса и показатели подиндексов представлены на рисунке 1, а расшифровка обозначений – в таблице 2.
Рисунок 1. Структура индекса инновационного развития региона
Источник: разработано авторами.
Таблица 2
Показатели инновационного развития региона
Обозначение
|
Показатель
|
|
Организации, выполнявшие научные исследования и разработки (НИР)
на 10 тыс. чел. постоянного населения
|
|
Численность персонала, занятого НИР на 10 тыс. чел. постоянного
населения
|
|
Численность исследователей на 10 тыс. чел. постоянного населения
|
|
Доля внутренних затрат на исследования и разработки, в процентах к валовому региональному продукту
(ВРП)
|
|
Доля затрат на технологические инновации в общем объеме
отгруженных товаров, выполненных работ, услуг
|
|
Численность исследователей, выполнявших НИР, на 10 тыс. занятых
в экономике
|
|
Удельный вес затрат на исследования и разработки, нацеленные на
развитие экономики, в общем объеме внутренних затрат на исследования и
разработки
|
|
Доля работников с высшим образованием в общей численности
занятых
|
|
Удельный вес студентов, обучающихся по образовательным
программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета,
магистратуры, в общей численности населения
|
|
Доля организаций, осуществлявших технологические инновации, в
общем числе обследованных организаций
|
|
Доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в
общем объеме инвестиций в основной капитал по субъектам Российской Федерации
|
|
Объем инвестиций в основной капитал, направленных на
приобретение информационного, компьютерного и телекоммуникационного
оборудования (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций,
не наблюдаемых прямыми статистическими методами) в фактически действовавших
ценах на 1000 чел. постоянного населения, тыс. руб.
|
|
ВРП на душу населения,
руб.
|
|
Стоимость основных фондов на конец года по полной учетной
стоимости на душу населения, тыс. руб./чел.
|
|
Степень годности основных фондов
|
|
Число патентов на изобретения, выданных Роспатентом российским
заявителям, в расчете на 1 млн чел. населения
|
|
Коэффициент изобретательской активности (число отечественных
патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. чел.
населения)
|
|
Доля организаций, использовавших интернет, в общем числе
обследованных организаций
|
|
Доля организаций, получавших заказы на выпускаемые товары
(работы, услуги) по Интернету, в общем числе обследованных организаций
|
|
Количество центров коллективного пользования научным
оборудованием
|
|
Количество технопарков по данным Ассоциации кластеров и
технопарков России и данным Информационного портала «Национальный центр по
мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и
региональных инновационных систем»
|
|
Доля организаций, имевших веб-сайт, в общем числе обследованных
организаций
|
|
Удельный вес бюджетных средств во внутренних затратах на
исследования и разработки
|
|
Внутренние затраты на НИР финансируемые за счет бюджетных средств
в расчете на 1000 чел. постоянного населения, тыс. руб.
|
|
Количество СЭЗ
|
|
Доля ОГВ и ОМС, имевших скорость передачи данных через Интернет
не менее 2 Мбит/сек, в общем числе обследованных организаций ОГВ и ОМС
|
Каждый из четырех
подиндексов предлагается рассчитывать как среднее арифметическое нормированных
показателей ( ). Нормирование проводится по формуле
(1):
,
(1)
где – уровень i-го
показателя для j-го региона;
–
соответственно минимальное и максимальное значение i-го
показателя по совокупности анализируемых регионов.
Нормирование позволяет нивелировать влияние размерности отдельных показателей на результаты расчета. В случае использования формулы (1) показатели принимают значения в диапазоне от нуля до единицы. Так как подиндексы рассчитываются как среднее арифметическое, их значения также находятся в этом диапазоне. Кроме того, такой расчет приводит к тому, что отставание по одним показателям в регионе может быть скомпенсировано преимуществом по другим, учитывая тем самым отличительные характеристики субъекта РФ.
Расчет подиндексов инновационного развития для Республики Крым и Севастополя представлен в таблице 3.
Таблица 3
Расчет подиндексов инновационного развития для Республики Крым и Севастополя за 2017 г.
|
Макси-мальное значение
|
Мини-мальное значение
|
| |||
Республика Крым
|
Севастополь
|
Республика Крым
|
Севастополь
| |||
Индекс
развития научно-технического потенциала региона
( )
|
0,2804
|
0,5642
| ||||
|
20,00
|
9,00
|
100,00
|
6,00
|
0,14894
|
0,03191
|
|
11,05
|
25,05
|
28,03
|
5,71
|
0,23897
|
0,86646
|
|
2,10
|
6,36
|
6,36
|
1,50
|
0,12283
|
1,00000
|
|
0,41
|
1,14
|
1,14
|
0,10
|
0,29808
|
1,00000
|
|
0,60
|
0,30
|
4,00
|
0,10
|
0,12821
|
0,05128
|
|
11,10
|
31,30
|
31,30
|
9,30
|
0,08182
|
1,00000
|
|
64,30
|
7,00
|
67,70
|
7,00
|
0,94399
|
0,00000
|
Индекс
производственно-технологического потенциала
( )
|
0,2262
|
0,5507
| ||||
|
35,00
|
44,80
|
44,80
|
30,70
|
0,30496
|
1,00000
|
|
2,20
|
3,30
|
3,30
|
2,10
|
0,08333
|
1,00000
|
|
3,50
|
3,20
|
10,70
|
2,50
|
0,12195
|
0,08537
|
|
10,30
|
4,60
|
33,70
|
4,60
|
0,19588
|
0,00000
|
|
2193,11
|
4506,57
|
4506,57
|
543,66
|
0,41622
|
1,00000
|
|
187726,00
|
164978,40
|
413440,60
|
164978,40
|
0,09155
|
0,00000
|
|
1156,53
|
703,56
|
1471,92
|
445,80
|
0,69264
|
0,25120
|
|
31,50
|
53,60
|
62,80
|
31,50
|
0,00000
|
0,70607
|
|
18,80
|
73,30
|
150,20
|
6,60
|
0,08496
|
0,46448
|
|
0,44
|
1,33
|
1,33
|
0,11
|
0,27049
|
1,00000
|
Индекс
инновационной инфраструктуры ( )
|
0,3108
|
0,3212
| ||||
|
18,20
|
68,50
|
68,50
|
14,51
|
0,06826
|
1,00000
|
|
16,76
|
9,30
|
21,47
|
9,30
|
0,61351
|
0,00000
|
|
4,00
|
2,00
|
20,00
|
0,00
|
0,20000
|
0,10000
|
|
0,00
|
1,00
|
3,00
|
0,00
|
0,00000
|
0,33333
|
|
46,59
|
38,14
|
52,13
|
35,22
|
0,67217
|
0,17249
|
Индекс
региональной инновационной политики ( )
|
0,8217
|
0,9656
| ||||
|
98,20
|
94,30
|
98,20
|
43,10
|
1,00000
|
0,92922
|
|
763,70
|
1773,55
|
1885,09
|
214,10
|
0,32891
|
0,93325
|
|
1,00
|
1,00
|
1,00
|
0,00
|
1,00000
|
1,00000
|
|
82,80
|
84,70
|
84,70
|
39,70
|
0,95778
|
1,00000
|
На рисунке 2 представим сравнение подиндексов по Республике Крым и г. Севастополю за 2017 г. Визуальное представление позволяет сопоставить значения по регионам, выявить преимущества и слабые стороны субъекта РФ.
Рисунок 2. Сравнение подиндексов инновационного развития Республики Крым и г. Севастополя за 2017 г.
По сравнению с Республикой Крым город Севастополь продемонстрировал лучшие показатели по индексу развития научно-технического потенциала региона, индексу производственно-технологического потенциала и индексу региональной инновационной политики.
Рассчитанные значения подиндексов по регионам Южного федерального округа за 2014–2017 гг. представлены в таблице 4.
Таблица 4
Значения подиндексов инновационного развития регионов Южного федерального округа за 2014–2017 гг.
Под-индекс
|
Субъекты РФ
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
Под-индекс
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
|
Республика Адыгея
|
0,1774
|
0,1616
|
0,1715
|
0,1770
|
|
0,3661
|
0,3071
|
0,2649
|
0,2509
|
Республика Калмыкия
|
0,1420
|
0,0935
|
0,1072
|
0,0775
|
0,4224
|
0,3996
|
0,3699
|
0,3621
| ||
Республика Крым
|
0,2411
|
0,2393
|
0,2804
|
0,2530
|
0,2143
|
0,2262
| ||||
Краснодарский край
|
0,3840
|
0,4279
|
0,3992
|
0,4929
|
0,5591
|
0,5253
|
0,5257
|
0,5764
| ||
Астраханская область
|
0,2899
|
0,2693
|
0,2454
|
0,1995
|
0,6459
|
0,6334
|
0,5405
|
0,5386
| ||
Волгоградская область
|
0,4079
|
0,3677
|
0,3542
|
0,3466
|
0,5212
|
0,4793
|
0,4617
|
0,4970
| ||
Ростовская область
|
0,7418
|
0,6926
|
0,7640
|
0,7130
|
0,6611
|
0,6255
|
0,5931
|
0,5862
| ||
г. Севастополь
|
0,5800
|
0,5633
|
0,5642
|
0,5231
|
0,5615
|
0,5507
| ||||
|
Республика Адыгея
|
0,3854
|
0,3063
|
0,3627
|
0,3604
|
|
0,1661
|
0,1117
|
0,1227
|
0,1384
|
Республика Калмыкия
|
0,1059
|
0,0650
|
0,0489
|
0,0380
|
0,2604
|
0,1801
|
0,2082
|
0,2010
| ||
Республика Крым
|
0,3579
|
0,4382
|
0,2562
|
0,3108
|
0,4520
|
0,8056
|
0,7976
|
0,8217
| ||
Краснодарский край
|
0,4738
|
0,5311
|
0,6024
|
0,5168
|
0,1879
|
0,1370
|
0,2589
|
0,2158
| ||
Астраханская область
|
0,5208
|
0,4742
|
0,5800
|
0,4677
|
0,3620
|
0,5266
|
0,5078
|
0,4805
| ||
Волгоградская область
|
0,2649
|
0,1667
|
0,1998
|
0,2005
|
0,4302
|
0,1837
|
0,1734
|
0,1279
| ||
Ростовская область
|
0,4766
|
0,4491
|
0,6669
|
0,6877
|
0,6378
|
0,6486
|
0,7304
|
0,6775
| ||
г. Севастополь
|
0,3119
|
0,4923
|
0,4111
|
0,3212
|
0,5281
|
0,9102
|
0,9047
|
0,9656
|
При этом подиндексы
рассчитаны на основе большого числа показателей, что не всегда удобно при
оперативном ранжировании. Более того, часть исходных показателей в необходимом
виде не представлена в официальной статистике и они требуют предварительных
расчетов. Для нивелирования данного недостатка предлагается использовать методы
корреляционно-регрессионного анализа. Анализ проводился с помощью программного
продукта Minitab. В качестве
результирующего показателя используется рассчитанное значение подиндексов ( ,
,
,
) а
аргументами выступают исходные величины (
).
Проверка моделей на значимость представлена в таблице 5.
Таблица 5
Оценка качества параметров моделей
Показатель
|
Параметры
|
Стандартная ошибка
|
t-критерий
|
Вероятность нулевой гипотезы
|
Свободный член
|
-0,11814
|
0,04506
|
-2,62
|
0,016
|
|
0,001107
|
0,0003675
|
3,01
|
0,006
|
|
0,018887
|
0,006574
|
2,87
|
0,009
|
|
0,015486
|
0,008357
|
1,85
|
0,077
|
|
0,01356
|
0,05749
|
0,24
|
0,816
|
|
0,025941
|
0,007858
|
3,30
|
0,003
|
|
-0,000104
|
0,004678
|
-0,02
|
0,983
|
|
0,001761
|
0,000534
|
3,30
|
0,003
|
Свободный член
|
-0,3601
|
0,1128
|
-3,19
|
0,005
|
|
0,000344
|
0,002153
|
0,16
|
0,875
|
|
0,09685
|
0,01664
|
5,82
|
0,000
|
|
0,010669
|
0,003403
|
3,14
|
0,005
|
|
0,0019461
|
0,0009615
|
2,02
|
0,057
|
|
0,00003139
|
0,00000809
|
3,88
|
0,001
|
|
0,00000038
|
0,00000024
|
1,55
|
0,138
|
|
0,00005729
|
0,00005373
|
1,07
|
0,300
|
|
0,003147
|
0,001365
|
2,31
|
0,033
|
|
0,0004641
|
0,0002416
|
1,92
|
0,070
|
|
0,06009
|
0,01833
|
3,28
|
0,004
|
Свободный член
|
-0.11849
|
0.08436
|
-1.40
|
0.169
|
|
0.0025001
|
0.0009577
|
2.61
|
0.013
|
|
0.018482
|
0.007030
|
2.63
|
0.013
|
|
0.007902
|
0.003572
|
2.21
|
0.034
|
|
0.09585
|
0.02900
|
3.31
|
0.002
|
|
0.001433
|
0.002702
|
0.53
|
0.599
|
Свободный член
|
-0,39274
|
0,02416
|
-16,26
|
0,000
|
|
0,0043100
|
0,0002680
|
16,08
|
0,000
|
|
0,00014150
|
0,00000891
|
15,87
|
0,000
|
|
0,25002
|
0,01323
|
18,90
|
0,000
|
|
0,0052462
|
0,0003800
|
13,81
|
0,000
|
Таким образом, лишь параметры модели индекса региональной инновационной политики прошли проверку на значимость. Коэффициенты при следующих переменных незначимы по t-критерию Стьюдента:
-численность
исследователей на 10 тыс. чел.
постоянного населения( );
-доля
внутренних затрат на исследования и разработки, в процентах
к
ВРП
( );
-численность
исследователей, выполнявших НИР, на 10 тыс. занятых в экономике ( );
-доля
работников с высшим образованием в общей численности занятых ( );
-доля
инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме
инвестиций в основной капитал по субъектам Российской Федерации ( );
-ВРП
на душу населения ( );
-стоимость
основных фондов на конец года по полной учетной стоимости на душу населения ( );
-число
патентов на изобретения, выданных Роспатентом российским заявителям, в расчете
на 1 млн чел.
населения ( );
-доля
организаций, имевших веб-сайт, в общем числе обследованных организаций ( ).
Исключив указанные переменные, получим модели, представленные в таблице 6, проверка параметров моделей на значимость – в таблице 7.
Таблица 6
Оценка качества моделей подиндексов инновационного развития регионов
Коэффициент детерминации
|
Критерий Фишера
|
Вероятность нулевой гипотезы
|
=
- 0,0684 + 0,00105 + 0,0212 + 0,0183 +
0,00129
| ||
96,9%
|
195,23
|
0,000
|
=
- 0,123 + 0,0489 + 0,0224 +0,000023 +
0,00397 + 0,0901
| ||
92,6%
|
60,35
|
0,000
|
= - 0,102 +
0,00275 + 0,0212 +
0,00751 + 0,0927
| ||
77,6%
|
30,24
|
0,000
|
=
- 0,393 + 0,00431 +0,000141
+ 0,250 + 0,00525
| ||
99,0%
|
837,69
|
0,000
|
Таблица 7
Оценка качества параметров моделей
Показатель
|
Параметры
|
Стандартная ошибка
|
t-критерий
|
Вероятность нулевой гипотезы
|
Свободный член
|
-0,06842
|
0,03433
|
-1,99
|
0,057
|
|
0,0010458
|
0,0002732
|
3,83
|
0,001
|
|
0,021233
|
0,001280
|
16,59
|
0,000
|
|
0,0012933
|
0,0004686
|
3,17
|
0,004
|
|
0,0012933
|
0,0004686
|
2,76
|
0,011
|
Свободный член
|
-0,12327
|
0,06036
|
-2,04
|
0,052
|
|
0,04887
|
0,01557
|
3,14
|
0,004
|
|
0,022389
|
0,002910
|
7,69
|
0,000
|
|
0,00002349
|
0,00000864
|
2,72
|
0,012
|
|
0,0039712
|
0,0009004
|
4,41
|
0,000
|
|
0,09008
|
0,01918
|
4,70
|
0,000
|
Свободный член
|
-0,10188
|
0,07752
|
-1,31
|
0,197
|
|
0,0027498
|
0,0008252
|
3,33
|
0,002
|
|
0,021165
|
0,004828
|
4,38
|
0,000
|
|
0,007505
|
0,003457
|
2,17
|
0,037
|
|
0,09267
|
0,02808
|
3,30
|
0,002
|
Все полученные модели являются адекватными исходным данным. При этом они достаточно точно определяют динамику подиндексов инновационного развития региона: коэффициент детерминации варьируется от 77,6% до 99,0%.
Сводный индекс инновационного развития региона предлагается также рассчитывать как среднее арифметическое. Полученное значение, во-первых, позволяет проранжировать регионы по индексу инновационного развития, во-вторых, дать качественную характеристику такого развития, пользуясь следующей шкалой:
- 0–0,35 – низкое инновационное развитие (НИР);
- 0,35–0,65 – среднее инновационное развитие (СИР);
- 0,65–1,0 – высокое инновационное развитие (ВИР).
В таблице 8 представим как рассчитанные значения индексов инновационного развития по регионам Южного федерального округа, так и ранжирование регионов, а также качественную оценку их развития.
Таблица 8
Инновационное развитие регионов Южного федерального округа
Регионы
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
Индекс инновационного
развития региона
| ||||
Республика Адыгея
|
0,2737
|
0,2217
|
0,2305
|
0,2317
|
Республика Калмыкия
|
0,2327
|
0,1846
|
0,1835
|
0,1697
|
Республика Крым
|
|
0,4345
|
0,3768
|
0,4098
|
Краснодарский край
|
0,4012
|
0,4053
|
0,4465
|
0,4505
|
Астраханская область
|
0,4547
|
0,4759
|
0,4684
|
0,4216
|
Волгоградская область
|
0,4061
|
0,2994
|
0,2973
|
0,2930
|
Ростовская область
|
0,6293
|
0,6040
|
0,6886
|
0,6661
|
г. Севастополь
|
|
0,6264
|
0,6101
|
0,6004
|
Рейтинг региона ЮФО по
индексу инновационного развития
| ||||
Республика Адыгея
|
5
|
7
|
7
|
7
|
Республика Калмыкия
|
6
|
8
|
8
|
8
|
Республика Крым
|
|
4
|
5
|
5
|
Краснодарский край
|
4
|
5
|
4
|
3
|
Астраханская область
|
2
|
3
|
3
|
4
|
Волгоградская область
|
3
|
6
|
6
|
6
|
Ростовская область
|
1
|
2
|
1
|
1
|
г. Севастополь
|
|
1
|
2
|
2
|
Качественная оценка
инновационного развития
| ||||
Республика Адыгея
|
НИР
|
НИР
|
НИР
|
НИР
|
Республика Калмыкия
|
НИР
|
НИР
|
НИР
|
НИР
|
Республика Крым
|
|
СИР
|
СИР
|
СИР
|
Краснодарский край
|
СИР
|
СИР
|
СИР
|
СИР
|
Астраханская область
|
СИР
|
СИР
|
СИР
|
СИР
|
Волгоградская область
|
СИР
|
НИР
|
НИР
|
НИР
|
Ростовская область
|
СИР
|
СИР
|
ВИР
|
ВИР
|
г. Севастополь
|
|
СИР
|
СИР
|
СИР
|
Заключение. Расчет по построенным моделям, несмотря на то, что несколько изменяет абсолютное значение индексов, не отражается на рейтинговой оценке региона и на качественной характеристике его инновационного развития. Это говорит об устойчивости методики и возможности применения полученных моделей для упрощения расчетов.
Республика Крым и город Севастополь на протяжении анализируемого периода стабильно характеризовались как регионы со средним инновационным развитием. Рейтинг указанных регионов в 2017 году составил 5 и 2 соответственно. Стабильно высокий рейтинг инновационного развития.
В целом разработанная методика использует в расчетах показатели, представленные в официальной статистике, которые характеризуют развитие научно-технического потенциала региона, факторы его производственно-технологического потенциала, функционирование инновационной инфраструктуры, а также проводимую региональную инновационную политику. Использование методов корреляционно-регрессионного анализа позволило получить модели, упрощающие ранжирование регионов, и дать качественную характеристику инновационного развития регионов. Многофакторность оценки позволяет региону получить объективное представление о своих преимуществах, наметить дальнейшие пути развития.
References:
Abdrakhmanova G.I., Bakhtin P.D.,Gokhberg L.M. (2017). Reyting innovatsionnogo razvitiya subektov Rossiyskoy Federatsii. Vypusk 5 [Rating of innovative development of the subjects of the Russian Federation. Issue 5] (in Russian).
Balezina I. L., Yakimets V.N. (2011). Otsenka innovatsionnogo potentsiala regiona na osnove Indeksa PRIM [Assessment of the innovative potential of the region based on the PRIM Index]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura. (4 (29)). 54-63. (in Russian).
Baranov A.G., Garmashova E.P., Drebot A.M. (2020). Sovershenstvovanie organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma upravleniya innovatsionnym razvitiem g. Sevastopol [Improvingof the organizational and economic mechanism of managing of innovative development of Sevastopol]. Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki. (4). 54-60. (in Russian).
Bernal Dzh. (1956). Nauka v istorii obshchestva [Science in the history of society] (in Russian).
Garmashova E.P., Drebot A.M. (2020). Faktory innovatsionnogo razvitiya regiona [Factors of innovative development of the region]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 1523-1534. (in Russian).
Garmashova E.P., Drebot A.M., Baranov A.G., Mitus A.A. (2019). Analiz i opredelenie klyuchevyh problem innovatsionnogo razvitiya g. Sevastopol [Analysis and definition of key problems of innovative development of Sevastopol]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 905-920. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.3.40984.
Innovation in American Regions. Retrieved December 14, 2019, from http://www.statsamerica.org/innovation/index.html
Kuznets S. (2003). Sovremennyy ekonomicheskiy rost : rezultaty issledovaniy i razmyshleniy. Nobelevskaya lektsiya [Modern economic growth: results of research and reflection. Nobel Lecture] (in Russian).
RIS 2019-Methodology report. Retrieved December 14, 2019, from https://ec.europa.eu/docsroom/documents/37783
Tviss B. (1989). Upravlenie nauchno-tekhnicheskimi novovvedeniyami [Management of scientific and technical innovations] (in Russian).
Yakovets Yu. V. (2004). Epokhalnye innovatsii XXI veka [Epochal innovations of the 21st century] (in Russian).
Страница обновлена: 05.04.2025 в 02:06:23