Перспективы экономического развития сельских территорий республики Тыва

Ооржак К-Д.К.1
1 Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, Россия, Кызыл

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 1 (Январь-Март 2020)

Цитировать:
Ооржак К-Д.К. Перспективы экономического развития сельских территорий республики Тыва // Экономика Центральной Азии. – 2020. – Том 4. – № 1. – С. 65-76. – doi: 10.18334/asia.4.1.111167.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44649439
Цитирований: 1 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
Оценка развития аграрных регионов напрямую зависит от социально-экономического положения сельского населения. Особенностью национальных республик является этническое хозяйство населения. Республика Тыва – молодой регион в составе России, сохранивший исторический животноводческий уклад жизни сельского населения, несмотря на сельскохозяйственную специализацию региона. Неразвитая инфраструктура, высокая безработица, низкий уровень доходов в сельском хозяйстве вынуждает сельских жителей всё больше связывать свою жизнь с архаичным ведением животноводства в личных подсобных хозяйствах. На сегодняшний день уровень организованности и кооперации домашних хозяйств в производственную сеть остается на зачаточной стадии при том, что личные подсобные хозяйства являются основными сельскохозяйственными производителями Тувы с устойчивой динамикой увеличения общего поголовья скота. Региональная власть с помощью автохтонных губернаторских проектов осуществляет активную политику на поддержку сельских семей и их вовлечение в сельское хозяйства. Перспективным федеральным инструментом ускоренного экономического развития сельских территорий Тувы автором рассматривается перспектива создания территории опережающего социально-экономического развития. В рамках пространственного развития сельских территорий тувинским научным сообществом разработана адаптированная модель кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере этнического хозяйства Республики Тыва – модель этнокластеров. Традиционное и натуральное животноводство тувинцев с применением этнокластерного подхода позволяет сделать вывод, что перспективным ориентиром развития сельских территорий региона может стать переработка и производство экологически чистых экспортоориентированных сельскохозяйственных продуктов

Ключевые слова: сельское население, сельское хозяйство, сельские территории, этническое хозяйство, личные подсобные хозяйства, губернаторские проекты, ТОСЭР, этнокластер, Тува

JEL-классификация: Q13, Q15, Q18, Q19



Введение

Республика Тыва является уникальным полиэтническим российским регионом с национальным составом населения, где представители коренного этноса – тувинцы составляют более 82% населения, а русских в республике проживает меньше, чем в любом другом сибирском регионе (около 16%). На начало 2019 г. общая численность населения республики составила 324,4 тыс. чел., из них относятся к сельскому населению 148,9 тыс. чел., или 46% всего населения при среднероссийском уровне 25% (Население, 2020). Большая часть территории республики относится к сельским территориям – 17 муниципальных районов и два городских округов. Общее количество сельских населенных пунктов в республике составляет 124, из них 120 сельских и 4 городских поселения. Из 120 сел 66 являются малыми селами, в которых проживают менее 1000 человек, в остальных 54 сельских поселениях проживают больше 1000 человек. Сельские поселения занимают 99% от всей площади Республики Тыва [В Туве в рамках…, 2019]. Данные факты позволяют утверждать, что по структуре населения и административному делению Туву можно отнести к аграрным регионам Российской Федерации.

Проблемы сельских территорий в регионах Российской Федерации разнятся, однако в исследованиях ученых, как правило, рассматриваются тренды, распространенные в европейской части России, в то время как эта проблематика более актуальна для регионов, где еще есть перспективы аграрного развития. К их числу относятся национальные республики Северного Кавказа, Поволжья, северные регионы Сибири и Дальнего Востока. Какие-то из них более урбанизированы и дальше отошли от аграрного пути, какие-то более традиционны и до сих пор ориентированы на развитие сельскохозяйственной сферы [4] (Gusakov, 2019). В данной статье речь пойдет об особенностях экономического развития сельских территорий традиционного аграрного региона – Республики Тыва, сохранившего сельскохозяйственную специализацию с преобладавшим в недавнем прошлом кочевым укладом жизни. Картина жизни номадов и их аграрный уклад существенно отличаются от большинства регионов страны. Республика Тыва объявлена Правительством России самым бедным регионом, занимающим последнее место и по уровню бедности сельских жителей [3]. Безусловно, это заявление правительства нельзя трактовать буквально, значение бедности в Туве преувеличено, поскольку не учитываются недекларируемые доходы от неформальной экономики и самозанятости сельских жителей.

Роль сельских домашних хозяйств в экономике региона

Сельское хозяйство в большинстве административных районов Республики Тыва по-прежнему остается основной сферой приложения труда жителей сельских территорий. Такая ситуация обусловлена неразвитостью на селе альтернативной сферы деятельности, призванной сосредоточить избыточную рабочую силу, высвобождаемую из аграрного сектора. Кроме напряженной ситуации на рынке труда Тувы необходимо выделить самый низкий уровень среднемесячной заработной платы занятых по региону в отрасли сельского хозяйства (17048,7 руб.), что в 2,3 раза ниже среднемесячной оплаты труда в целом по региону (39251,0 рублей), а также в сельском хозяйстве очень низкий процент занятых – 7,1% в 2018 г. [7]. Из-за отсутствия сети сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств большинство местного населения ведет свое личное подсобное хозяйство. На фоне снижения числа занятых в сельском хозяйстве, очень низкой заработной платы в этой отрасли основной формой выживания сельского населения становится занятость в личном подсобном хозяйстве.

Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ) определяет жизненный уклад жителей сельской местности. За 2018 г. домашними хозяйствами населения произведено 71,7% всей продукции сельского хозяйства, из них 88% – это продукция животноводства, в котором большая часть продукции (76,5%) также произведена в хозяйствах населения. От общего поголовья скота 76% КРС, 51% МРС и 82% свиней содержатся в домашних хозяйствах [14]. Вместе с тем в последние годы общее поголовье скота республики растет стремительными темпами, так, с 2000 по 2018 г. поголовье МРС увеличилось с 653 до 1134,6 тыс. голов, КРС – 97,2 до 167,2 тыс. голов. Если в начале 2000-х гг. продукция животноводства в республике производилась только для собственного потребления, то в настоящее время с увеличением поголовья скота в хозяйствах населения многие тувинские специалисты и эксперты предлагают ориентировать продукцию животноводства на рынок с помощью механизма кооперации ЛПХ с субъектами предпринимательской деятельности сельскохозяйственного направления [15] (Taybyl, Darzhaa, 2019).

В научных работах В. Севек, Р. Тайбыл о животноводческой отрасли Тувы предлагается интеграция ЛПХ в коллективные формы предпринимательства, что позволит, во-первых, снизить транзакционные издержки, связанные с реализацией продукции. Во-вторых, создание многофункциональных сельскохозяйственных потребительских кооперативов формирует производственные предпринимательские структуры в соответствующих территориальных зонах этнокластера, что стимулирует развитие сельских территорий республики. В-третьих, в условиях усиливающейся конкуренции стимулируется высокотехнологическое производство сельскохозяйственной продукции, которое требует более эффективной организации агропромышленного производства. Параллельно с созданными сельскохозяйственными предпринимательскими структурами в сельских территориях появится более качественная инфраструктура по удовлетворению медицинских, образовательных, культурных, досуговых запросов сельчан [13] (Sevek, Taybyl, 2019).

Сельское население на основе традиционных видов деятельности – в основном животноводства – пытается выработать собственные стратегии экономической адаптации, находит свои ниши в современных социально-экономических условиях деятельности. По количеству скота на душу населения республика прочно лидирует среди регионов Сибирского федерального округа. Однако с этноэкономическими видами деятельности домашних хозяйств связан ряд таких негативных явлений, как теневая экономика, традиционализм, клановый протекционизм, кумовство и местничество, масштабное иждивенчество, низкая занятость, отсталые технологии. Высокая доля теневой занятости населения также характерна для Тувы, в неформальном секторе экономики которой занято свыше 30 тыс. человек (около 23% от численности экономически активного населения), преимущественно в сельском хозяйстве и сфере оптовой и розничной торговли [11]. В силу природно-климатических условий республики и традиционного уклада жизни тувинцев в секторе животноводства производится 82% продукции от общего объема продукции в сельском хозяйстве, поэтому продуманная организация и легализация теневого рынка продуктов и сырья животноводства особенно важна для развития сельских территорий Тувы. На региональном уровне управления ведется активная политика по повышению финансовой грамотности домашних хозяйств, оказанию ряда мер, стимулирующих ведение эффективного и безопасного хозяйства.

Современные инструменты государственной поддержки сельского населения

В последние годы республиканская власть делает упор на развитие традиционной сельскохозяйственной сферы. В целях развития производства и переработки конкурентоспособной продукции предприятий, стимулирования предприимчивости и увеличения занятости населения на уровне каждого села созданы и реализовываются автохтонные губернаторские проекты: «Одно село – один продукт» (открытие и развитие в селах производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции), «Кыштаг для молодой семьи» (создание молодыми селянами животноводческой фермы), «Дук» (создание в селах цехов производства первичной обработки шерсти малого рогатого скота), «Утварь для оленеводческой семьи» (поддержка оленеводов и их семей в ведении хозяйства), «Марал-Тува» (создание туристско-оздоровительного комплекса на базе мараловодческого хозяйства «Туран»), «Тыва аът» (сохранение и увеличение численности лошадей тувинской породы путем создания крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), «Таежное село» (организация охотничьего промысла, заготовки дикорастущего сырья и развитие туризма таежных сел), «Кеш» (создание миникомплексов по выделке шкур в селах и производства меховых полуфабрикатов из овчины), «Чаа сорук» (создание животноводческой фермы лицами, освободившимися из мест лишения свободы). Перечисленные проекты в первую очередь направлены на обеспечение занятости сельского населения и их вовлечение в сельскохозяйственное производство.

Кроме того, в республике реализуются проекты по поддержанию многодетных и малоимущих семей в сельской местности: «Корова –кормилица» (выделение семьям коровы с теленком), «Социальный картофель» (выделение посадочного картофеля), «Социальный уголь» (выделение угля семьям, проживающим в домах с печным отоплением). Все они направлены на сдерживание депопуляции сельских территорий и сохранение традиционного сельского уклада тувинцев [4] (Gusakov, 2019).

На федеральном уровне власти вопросы повышения качества жизни сельского населения решаются в рамках национальных проектов и отраслевых программ. Особая роль среди них возложена на государственную программу «Комплексное развитие сельских территорий на 2020–2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 г. № 696. Основные цели госпрограммы – сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3%, достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств от 68% до 80%, повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах от 32,5% до 50% [16].

В рамках обособленного ускоренного экономического развития сельских территорий, привлечения государственных и частных инвестиций в инфраструктуру в целом, как показывает российская практика, весьма востребованными инструментами диверсификации экономики села могут стать территории опережающего социально‑экономического развития (ТОСЭР). По действующим правилам и сегодня возможно создание ТОСЭР в сельской местности. Однако обязательность управленческого звена в формате управляющей компании и необходимость передачи в ее распоряжение земельных участков существенно усложняют создание и использование этого достаточно эффективного механизма [6].

Вопрос выбора эффективных территорий и отраслей Тувы для формирования ТОСЭР исследовался В.К. Севек, Х.Б. Бадарчи, Р.М. Севек, Ч.С. Манчык-Сат., А.Э. Чульдум. Крупные проекты преимущественно реализуются в г. Кызыле и ближайших муниципальных районах: Кызылский, Каа-Хемский, Тандинский, Тес-Хемский, Улуг-Хемский, которые должны войти в перечень территорий опережающего развития. Специализация – энергетика, транспортно-логистическая инфраструктура и промышленность строительных материалов [12] (Sevek, Badarchi, Sevek, Manchyk-Sat, Chuldum, 2016).

Учитывая потенциал минерально-сырьевой базы Республики Тыва, перспектива создания ТОСЭР на территории муниципальных образований основывается на реализации крупных инвестиционных проектов в отрасли добычи полезных ископаемых и создании благоприятных условий для субъектов среднего и малого предпринимательства несырьевых секторов экономики. В Туве целесообразнее создать ТОСЭР в центральной части региона на территориях Тоджинского, Каа-Хемского, Тандинского и Кызылского районов, где крупные инвесторы республики ведут свою деятельность по добыче и переработке полезных ископаемых. Кроме добычи полезных ископаемых несырьевыми, наиболее приоритетными видами деятельности для республики являются производство сельскохозяйственной продукции и предоставление туристских услуг. По опыту Дальнего Востока, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона все больший интерес вызывает производство на территориях опережающего развития экологически чистой сельскохозяйственной продукции, а применительно к Туве необходимо наладить экспорт экологически чистой продукции животноводства [10] (Oorzhak, 2019).

При формировании ТОСЭР особое внимание нужно уделить рассмотрению проектов, оценивать риски, экономическую и экологическую обоснованность проектов в соответствии с законодательством. Помимо объективного экономического анализа необходимо будет осуществлять опросы общественного мнения по всем проектам, имеющим экологические и этносоциальные риски, для более тесного взаимодействия власти, населения и предпринимательства. Главным сдерживающим фактором создания ТОСЭР в республике является транспортная ограниченность региона из-за отсутствия железнодорожного сообщения с другими регионами страны. В целом следует отметить, что создание ТОСЭР в Туве в первую очередь позволит значительно повысить привлекательность территорий для инвесторов несырьевых секторов экономики, развитие которых непосредственно влияет на повышение качества жизни местного населения.

Перспективная модель кластерной организации сельского хозяйства

Учитывая мировые тренды на здоровый образ жизни, сохранение природы, зеленую экономику, набирает популярность экологически чистая продукция. У Тувы с ее обширной географией, огромным количеством природных ресурсов, традиционным и натуральным ведением животноводства имеется значительный потенциал безотходной переработки и производства экспортоориентированных экологически чистых продуктов в малых хозяйствах. Потенциал кормовых ресурсов республики может обеспечить ежегодное производство более 35 тыс. тонн экологически чистого мяса различных видов животных [11]. Потери от низкой производительности таких хозяйств компенсируются высокими ценами за качество и экологическую безопасность продукта. Задача здесь заключается в том, чтобы создать эффективно функционирующий механизм сбыта и маркетинга, который являлся бы одновременно и исходным, и завершающим циклом единой замкнутой системы «маркетинг – производство – сбыт», включающей в себя различные способы продвижения товара на рынок, продуманную рекламную деятельность, регистрацию товарных знаков, сеть фирменных магазинов. Для выполнения данной задачи необходимо объединение усилий, требуется кооперация средств и ресурсов многими сельскими хозяйствами [1] (Akhmetov, Berdnikova, 2009).

Исследователем Б.А. Донгаком предложена модель мультикластеров этнического хозяйства Республики Тыва – внедрение этнокластеров. Целью кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере этнического хозяйства тувинцев является повышение эффективности функционирования субъектов предпринимательства в условиях новой экономики, требующей иной формы организации производства, ибо отраслевая форма организации этнического хозяйства не обеспечивает создающийся новый тип производства, основывающийся на новых технологиях и решениях. Этнокластер объединяет такие понятия, как кластерная организация предпринимательства «сырье – производство (переработка) – сбыт» в сфере этнического хозяйства и производство экологически чистой продукции, основанное на традиционных технологиях. Новая модель оптимального размещения предприятий в специфических кластерах с разбивкой на 5 экономических зон и концептуальная идея по децентрализации республиканской столицы – г. Кызыла будет, кроме классических ограничений, учитывать транспортные потоки региона и этнокультурные факторы, таким образом обогащая теорию размещения производств и систем управления в рамках развития периферийных территорий региона. Модель позволит передать часть функций управления от центральных органов власти местным, где последние могут быть менее зависимыми от административного центрального звена [5] (Dongak, 2016).

В целом можно утверждать, что традиционные виды хозяйственной деятельности тувинского этноса в сельской местности возрождаются и развиваются. Среди них: животноводство, в основном представленное переработкой мяса и шерсти, изготовление изделий из войлока и шерсти, производство уникальных этнопродуктов питания (боорзак, тыва далган, курут, быштак, ааржы, тыва арага и др.). При поддержке со стороны государства сельское население путем предприимчивости пытается обеспечить себя постоянными источниками дохода в современных условиях рыночной экономики. Ресурсы сельского хозяйства могут не только обеспечить расширенное воспроизводство населения в условиях кризиса сельской экономики, но и инвестировать в развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечить дополнительными сырьевыми ресурсами отрасли пищевой и легкой промышленности, строительства и сферы торговли.

Заключение

Республика Тыва остается регионом сельскохозяйственного направления с высокой долей сельского населения в сравнении с среднероссийскими показателями. Основными причинами низкого уровня жизни сельского населения являются отсутствие сети производств реального сектора и предприятий сельского хозяйства, нехватка рабочих мест и высокий уровень сельской безработицы, неразвитость сельской инфраструктуры. Ситуацию осложняет самый низкий уровень доходов населения в основной отрасли села – в сельском хозяйстве. Источником покрытия дефицита доходов и архаичной формой выживания у сельского населения становится ведение ЛПХ.

Исторически главным традиционным видом деятельности сельских тувинцев остается животноводство. В связи с увеличением в последние годы поголовья скота в домашних хозяйствах первостепенной задачей региональной власти становится организация адаптированной сети новых производств, предпринимательской деятельности в сельских территориях для реализации и переработки продукции животноводства. На сегодняшний день первым шагом создания эффективных кластеров в сельском хозяйстве должна стать кооперация ЛПХ в коллективные формы предпринимательства. Особенно важным направлением государственной политики и предметом дальнейших исследований должны стать изучение и легализация теневого рынка сырья и продуктов животноводства.

Возрождение и развитие этнического хозяйства сельских жителей связано с их активной предприимчивостью и поддержкой со стороны государства в виде специфических губернаторских проектов, направленных на создание новых конкурентоспособных сельскохозяйственных производств, обеспечение занятости сельского населения и их вовлечение в сельское хозяйство. Также оказывается поддержка малоимущим сельским семьям социальными региональными проектами.

Учитывая богатый потенциал природных ресурсов Тувы, перспективным федеральным инструментом ускоренного экономического развития сельских территорий видится создание ТОСЭР, основанного на привлечении крупных инвестиций в отрасль добычи полезных ископаемых и повышении привлекательности для субъектов предпринимательства в несырьевых секторах экономики. Ликвидация транспортной ограниченности региона и мультипликативный эффект привлечения инвестиций в ТОСЭР позволят построить качественную сельскую инфраструктуру, повысить качество жизни сельского населения.

На фоне мировых трендов на потребление экологических продуктов и сохранение историко-культурного наследия этносов тувинские хозяйства с многовековыми навыками ведения натурального животноводства имеют значительный потенциал безотходной переработки и производства экспортоориентированных экологически чистых продуктов. Тувинскими учеными разработана адаптированная модель кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере этнического хозяйства – модель этнокластеров. Кроме универсальной схемы «сырье – производство – сбыт», модель этнокластеров для производства продукции учитывает традиционные технологии этнического хозяйства, внедрение новых технологий и решений (ноу-хау), оптимальное размещение центров экономического роста в сельских территориях на основе транспортно-логистических потоков, административные инструменты и инфраструктуру региона.

Сегодня вектор социально-экономического развития Республики Тыва как аграрного региона с традиционным укладом жизни сельского населения должен быть ориентирован на поиск нетрадиционных решений, экологических и этноэкономических подходов, гармоничного баланса экономического роста промышленных и сельскохозяйственной отраслей.


Источники:

1. Ахметов В.Я., Бердникова Г.И. Этноэкономика и ее роль в устойчивом развитии регионов // Устойчивое развитие территорий: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции (12 ноября 2009 г.). Уфа: Гилем, 2009. – c. 32-37.
2. В Туве в рамках региональной недели депутатов Государственной Думы обсудили комплексное развитие сельских территорий. Официальный сайт Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва. [Электронный ресурс]. URL: http://www.khural.org/press/news/4763/ (дата обращения: 20.10.2020).
3. Голикова назвала самый бедный регион России. Официальный сайт Информационного агентства России (ИТАР-ТАСС). [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/6114080 (дата обращения: 20.10.2020).
4. Гусаков Т.Ю. Многоукладность современного этнического региона России: архаизация, аграизация и миграции (на примере Республики Тыва) // Крестьяноведение. – 2019. – № 4. – c. 76-95.
5. Донгак Б.А. Формирование и развитие этнических кластеров предпринимательства: на примере Республики Тыва. / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / Донгак Б.А.; [Место защиты: С.-Петерб. гос. экон. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2016. – 18 c.
6. Заседание Государственного совета. Официальный сайт Администрации Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62418 (дата обращения: 20.10.2020).
7. Инфографика. Труд и заработная плата: среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций Республики Тыва. Официальный портал Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. [Электронный ресурс]. URL: https://krasstat.ru/offstat/Interes/rotator/RInfo_work.html (дата обращения: 20.10.2020).
8. Инфографика. Труд и заработная плата: о безработных в Республике Тыва в возрасте 15 лет и старше. Официальный портал Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. [Электронный ресурс]. URL: https://krasstat.ru/offstat/Interes/rotator/RInfo_life.html (дата обращения: 20.10.2020).
9. Население. Официальный портал Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. [Электронный ресурс]. URL: https://krasstat.gks.ru/folder/32956 (дата обращения: 20.10.2020).
10. Ооржак К-Д.К. Перспектива создания территории опережающего социально-экономического развития в Республике Тыва // Ученые записки ТИГПИ. Выпуск XXV. – Кызыл. – 2019. – c. 294-309.
11. О Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года: постановление Правительства Республики Тыва от 24.12.2018 г. № 638. Официальный портал Министерства экономики Республики Тыва. [Электронный ресурс]. URL: http://mert.tuva.ru/upload/files/strategiya_ser_rt_do_2030_goda_postanovlenie_prt_ot_24.12.18_g._638.pdf (дата обращения: 20.10.2020).
12. Севек В.К., Бадарчи Х.Б., Севек Р.М., Манчык-Сат Ч.С., Чульдум А.Э. Исследование сценария развития Республики Тыва в системе опережающего развития // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2016. – № 6. – c. 43-58.
13. Севек В.К., Тайбыл Р.С. Интеграция личных подсобных хозяйств с субъектами агропромышленного комплекса в производстве сельскохозяйственной продукции // Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования: сборник статей Х Международной научно-практической конференции. Абакан, 2019. – c. 14-16.
14. Статистический ежегодник Республики Тыва. - Красноярскстат, 2019. – 425 c.
15. Тайбыл Р.С., Даржаа Ч.Б. Современные проблемы кочевого хозяйства в этническом регионе (на примере Республика Тыва) // Проблемы устойчивого развития региона: сборник трудов конференции IX школа-семинар молодых ученых России, посвященная 70-летию академика РАН А.К. Тулохонова. Улан-Удэ, 2019. – c. 57-60.
16. Утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий». Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/36905/ (дата обращения: 20.10.2020).

Страница обновлена: 12.01.2024 в 05:32:17