Стратегия форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности

Курлыкова А.В.1, Корабейников И.Н.1, Сидоренко С.В.2
1 Оренбургский государственный университет
2 Российская академия наук

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 5 (Май 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67918277

Аннотация:
В статье проводится исследование современного состояния обрабатывающей промышленности РФ и дается оценка ее роли в экономике страны. Авторами обосновывается необходимость разработки стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности. Реализация данной стратегии позволит обеспечить максимальный прирост доли обрабатывающих производств в общем объеме валовой добавленной стоимости и получить синергетический эффект от быстрого роста в смежных наукоёмких отраслях, включая объем НИОКР, высокотехнологичной продукции и отечественных научных разработок. Проведен анализ факторов, сдерживающих развитие предприятий отрасли, среди которых выявлены: стагнирующие тенденции производства и инвестиционной активности, недостаточный объем инвестиций в обновление и модернизацию основных фондов, потеря межотраслевых связей и нарушение логистических цепочек, сложность при самостоятельном освоении высокотехнологичных проектов и др. Для решения указанных отраслевых проблем требуется пересмотр форм и подходов государственной поддержки, а также актуализация задач, поставленных в Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности с учетом ключевых тезисов, представленных в Послании Президента Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года. В результате исследования определены направления реализации стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности в условиях геополитических изменений, ужесточения санкций и разрыва экономических связей. К ним отнесены следующие: опережающий рост на 40% ВДС, обеспечение эффективного внедрения высокотехнологичных проектов, проведение модернизации и обновления основных фондов предприятий отрасли, повышение инвестиционной привлекательности.

Ключевые слова: стратегия форсированного индустриального развития, промышленность, обрабатывающие производства

JEL-классификация: L16, L70, L80



Введение

Высокая зависимость экономики России от западных технологий и транснациональных индустриальных проектов требует стратегических решений в сфере развития отечественных обрабатывающих производств, что позволит повысить национальную безопасность, создать дополнительные рабочие места, удовлетворить спрос на высокотехнологичную продукцию. При этом в индустриальных стратегиях нуждается не только крупный промышленный бизнес, но и малые и средние предприятия данной отрасли.

Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности к обрабатывающим производствам (раздел С) относят физическую и/или химическую обработку материалов, веществ или компонентов с целью их преобразования в новые продукты (субъективное понятие). Следует отметить, что границы обрабатывающего производства могут не иметь четкой однозначной спецификации с другими разделами данного классификатора. К обрабатывающему производству относят металлургию, производство пищевых продуктов, напитков, текстильных изделий, одежды, изделий из дерева, бумаги и бумажных изделий, нефтепродуктов, химических веществ, лекарственных средств и материалов, резиновых и пластмассовых изделий, компьютеров, машин и оборудования, электронных и оптических изделий, электрического оборудования и др. [1]

По данным Федеральной службы государственной статистики в 2023 г. валовая добавленная стоимость (ВДС) обрабатывающих производств составила 21118,2 млрд руб., при этом вклад данной отрасли - 13,5 %. В 2022 г. ВДС обрабатывающих производств составила 19570,7 млрд руб., а доля - 13,9 %. Индекс производства в 2023 г. по сравнению с 2022 г. составил 107,5%, в декабре 2023 г. - 105,1%. Индекс производства в январе 2024 г. по сравнению с январем 2023 г. составил 107,5%, с декабрем 2023 г. - 70,0%. Индекс физического объема произведенного ВВП и валовой добавленной стоимости обрабатывающих производств 2023 году составил 107,0 % и 98,0 % в 2022 году [2,3].

Наибольшую долю в структуре объема отгруженных товаров по основным видам обрабатывающих производств занимают производство нефтепродуктов и металлургия. По данным Росстата в январе 2024 г. производство кокса и нефтепродуктов составило 1214,4 млрд руб., а металлургическое производство и производство готовых металлических изделий – 1088,5 млрд руб. Доля машиностроения в структуре обрабатывающих производств занимает лишь 4 место и составляет, включая электротехническое оборудование, 13,9 % (объем отгруженных товаров - 733,8 млрд руб.) [3].

Представленная статистика еще раз показывает недостаточную долю обрабатывающих производств в общем объеме ВДС страны, а нестабильная, в том числе, негативная динамика по объему отгруженных товаров по основным видам обрабатывающих производств свидетельствует о том, что на данный момент, обрабатывающая отрасль не может стать драйвером ускоренного инновационного развития страны, поэтому требуется разработка и внедрение адаптивной стратегии ускоренного роста и технологического развития для отечественных предприятий обрабатывающей промышленности.

В связи с этим возникает необходимость теоретико-методического обоснования выбора стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности, а также действенного алгоритма по ее реализации, позволяющего добиться с одной стороны – максимального прироста доли обрабатывающих производств в общем объеме ВДС РФ, а с другой – получить синергетический эффект от быстрого роста в смежных наукоёмких отраслях, включая объем отечественных научных разработок, патентов и иной инновационной деятельности.

Отдельные аспекты разработки и реализации стратегии развития обрабатывающих производств рассматриваются в трудах таких ученых и специалистов как: Е.В. Сибирская [4], Л.В. Овешникова [4], Д.Ф. Шакирова [4], Нормова Ю.В. [5], Курлыкова А.В. [6], Корабейников И.Н. [6], Барышева Г.А. [7], Котова В.В. [7], Алиев А. Т. [8], Желтенков А. В. [8], Балдин К. В. [8] и других.

Авторы в своих исследованиях проводят оценку состояния обрабатывающей промышленности РФ в рамках отдельных регионов, а также ее подотраслей, определяют ключевые проблемы и перспективы дальнейшего развития с учётом различных экономических сценариев и государственных форм поддержки. Ряд ученых оценивают инновационную и инвестиционную составляющую обрабатывающих производств и рассматривают различные подходы к осуществлению стратегий интеграции в различных отраслях обрабатывающей промышленности.

Однако, как отмечают Сибирская Е.В., Овешникова Л.В. и Шакирова Д.Ф., без государственного участия в решении наиболее значимых инфраструктурных, инвестиционных и инновационных проблем обрабатывающие производства не смогут достичь устойчивого развития и высокого уровня конкурентоспособности на внешних и внутренних рынках [4].

Попытки обобщить меры государственной поддержки для обрабатывающих производств носят несистемный характер, отражают либо региональный аспект (исследования проводятся по отдельным регионам), либо отдельный профиль, например, стратегии развития и промышленная политика разрабатывается в отношении машиностроительного комплекса или металлургической отрасли.

Ключевой целью исследования является теоретико-методическое обоснование выбора стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности. Внедрение индустриальных стратегий позволит ускоренно обновить и ввести в эксплуатацию новые предприятия обрабатывающего производства, удовлетворить спрос на высокотехнологичную продукцию на внутреннем и внешнем рынках, обеспечить интеграцию в инвестиционных, инновационных и инфраструктурных сферах, повысить национальную безопасность и создать дополнительные рабочие места.

Научная новизна исследования заключается в научном обосновании выбора стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности с учетом различных форм государственной поддержки. Предложенные рекомендации позволят значительно увеличить долю обрабатывающих производств в структуре ВДС, снизить зависимость экономики РФ от сырьевого сектора, способствовать реализации политики импортозамещения в сфере высокотехнологичной продукции в долгосрочном периоде.

В качестве основного метода исследования выбран горизонтальный и структурный анализ, а также системно-аналитический метод, позволяющий обосновать выбор стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности.

Основная часть

В условиях высокой зависимости экономики России с одной стороны - от западных технологий и транснациональных индустриальных проектов, с другой - от сырьевых доходов, требуется разработка стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности, а также действенного алгоритма по ее реализации, позволяющего добиться максимального прироста доли в общем объеме ВДС и получить синергетический эффект для развития в смежных наукоёмких отраслях, включая объем отечественных научных разработок, патентов и иной инновационной деятельности.

По данным, представленным на рисунке 1, за 2023 год индекс производства по видам деятельности обрабатывающие производства в % по месяцам значительно превышает общий индекс промышленного производства, что свидетельствует о значительном потенциале роста данной отрасли промышленности.

Рисунок 1. Сравнение индексов производства по видам деятельности обрабатывающие производства и промышленного производства в % по месяцам 2023 года

Источник: составлено авторами на основе [10]

Если проанализировать тенденции, заложенные в 2022-2024 гг., то после преодоления постковидного кризиса обрабатывающие производства вернулись к положительным тенденциям, однако, как показано на рисунке 2, в отрасли в 2023-2024 гг. наблюдается стагнация из-за низких показателей инвестиционной активности. Такие тенденции наблюдаются также и по индексу предпринимательской уверенности организаций обрабатывающих производств (рисунок 3).

Рисунок 2. Динамика обрабатывающих производств в % к среднемесячному значению 2021 года

Источник: [2]

Рисунок 3. Индекс предпринимательской уверенности организаций обрабатывающих производств (без малых предприятий) в %

Источник: [2]

Анализируя структуру обрабатывающих производств по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по основным видам обрабатывающих производств, представленную на рисунке 4, наибольшую долю 23 % составляет производство кокса и нефтепродуктов, на втором месте 21 % – металлургия, пищевая промышленность – 18,5 %, а производство машин и оборудования составляет лишь 14 % [2]. Следует учесть, что в структуре всего промышленного производства в других странах доля машиностроения значительно выше: в Германии составляет 54 %, Японии – 51 %, США – 46 %, Китае – 40%. [4]

Рисунок 4. Структура обрабатывающих производств по основным видам в %, янв. 2024 г.

Источник: составлено авторами на основе [2]

Проведённое исследование отраслевого распределения профинансированных проектов Фондом развития промышленности за 2022 год показало, что из 1349 профинансированных проектов 342 – в машиностроении с общим объемом финансирования 150 млрд. руб. [6] Однако, несмотря на значительный объем финансирования, а также на реализацию Концепции технологического развития до 2030 года, направленную в большей части на поддержку обрабатывающих производств, значительного роста данной отрасли, способного заместить технологический дефицит не происходит.

Барышева Г.А. и Котова В.В. выявляют факторы, которые сдерживают развитие обрабатывающих производств в региональном аспекте, среди них авторы выделяют недостаточный объем инвестиций в основной капитал, что сказывается на высоком проценте износа основных фондов и приводит к снижению прибыльности, ограничению темпов развития из-за использования только внутренних источников для их обновления [7].

В работе Alice Mohlin отмечается, что одной из ключевых проблем в обрабатывающей промышленности является необходимость внедрения передовых технологий, что сопровождается неоправданными ожиданиями от реализации этих инноваций. Действительно, многие предприятия обрабатывающих производств имеют сложности с завершением инновационных проектов, с интеграцией новых передовых технологий в производственную деятельность, а также с масштабированием пилотных проектов. Таким образом, автор отмечает, что сложность инноваций в обрабатывающей промышленности связана с трудностью в оценке их ценности для производства. Часто, несмотря усилия с области внедрения передовых технологий, многие компании в обрабатывающей промышленности не видят прогнозируемый эффект и рискуют выделить ресурсы для проектов, которые, возможно, никогда не будут реализованы [9].

Алиев А. Т., Желтенков А. В. и Балдин К. В. отмечают в качестве ключевой проблемы развития обрабатывающих производств высокую зависимость этих производств от импортных поставок многочисленных видов промежуточной продукции. В наибольшей степени эти сложности проявились в машиностроении, станкостроении и электронной промышленности [8]. Из-за введенных экономических санкций и геополитического давления произошла потеря межотраслевых связей и нарушение логистических цепочек. В этих условиях требуется срочная переориентация и поиск новых поставщиков, кроме этого требуется масштабная государственная поддержка.

Меры государственной поддержки для обрабатывающих производств представлены в Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года (далее Сводная стратегия) [11]. Задачи, поставленные Сводной стратегией, способы их решения и индикаторы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Задачи, способы их решения и индикаторы развития обрабатывающих производств

Задачи
Способы решения
Индикаторы
Ускорение технологического развития
Увеличение количества организаций,
осуществляющих технологические инновации
До 50 % их общего
числа
Ускоренное внедрение цифровых
технологий
Увеличение затрат на внедрение
цифровых технологий
До 5,1 %
создаваемой ВДС
Вхождение РФ в число
5 крупнейших экономик мира
Обеспечение темпов экономического роста выше мировых путем роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей
Не ниже 5 % в
год
Увеличение объема экспорта
конкурентоспособной промышленной продукции, в том числе продукции машиностроения
Меры промышленной и торговой политики, направленные на достижение международной конкурентоспособности, как в рамках
отраслевых решений, так и в составе системных мер содействия
международной кооперации и экспорту
В размере
205 млрд. долларов США в год,
60 млрд. долларов США в год (машиностроение)
Источник: Составлено авторами на основе [11]

Для достижения, поставленных в Сводной стратегии целевых показателей, предусматриваются меры технологической политики (субсидирование затрат, грантовая поддержка, развитие кластеров, развитие отечественных цифровых платформ и др.), инвестиционной и финансовой политики (налоговые льготы, льготное кредитование, стимулирование инвестиций и др.), кадровой политики (разработка образовательных программ с учетом цифровизации, поддержка трудовой мобильности и др.), политики стимулирования спроса (льготное кредитование закупок, поддержка лизинга, субсидирование расходов на закупки и др.) и внешнеторговой политики (экспортное финансирование, снятие ограничений и др.).

Конечно, в рамках приоритетов по внешнеторговой политике требуются значительные изменения, так как часть внешних рынков из-за геополитических событий стала недоступна, необходим пересмотр ориентиров и поиск новых экспортных возможностей на юго-востоке. В таблице 2 представлены целевые показатели Сводной стратегии в рамках технологической, инвестиционной и финансовой политики, кадровой политики, а также политики стимулирования спроса и внешнеторговой политики.

Таблица 2

Целевые показатели развития обрабатывающих производств

Показатели
2024 год
2035 год
Темп роста/ отклонение
Технологическая политика
Доля организаций, осуществляющих технологические инновации
50 %
50 %
-
Доля затрат на внедрение цифровых технологий в ВДС
5,1 %
5,1 %
-
Внутренние затраты на исследования и разработки
740 млрд. руб.
1270 млрд. руб.
Рост в 1,7 раза
Выполненный объем разработок
700 млрд. руб.
1210 млрд. руб.
Рост в 1,7 раза
Инвестиционная и финансовая политика
Соотношение инвестиций в основной капитал и ВДС
25 %
27 %
Рост на 2 %
Индекс производства к базовому 2019 году
116,8 %
192,5 %
Рост на 75,7 %
Кадровая политика
Доля компаний, не испытывающих дефицит квалифицированных кадров
50 %
70 %
Рост на 20 %
Индекс производительности труда
5 %
3,6 %
Снижение
на 1,4 %
Политика стимулирования спроса
Соотношение импорта продукции и ВДС
45 %
40 %
Снижение
на 5 %
Индекс производства по высокотехнологичным производствам к базовому 2019 году
125 %
280 %
Рост на 155 %
Внешнеторговая политика
Объем экспорта промышленной продукции
205 млрд. долл.
290 млрд. долл.
Рост на
85 млрд. долл.
Объем экспорта продукции машиностроения
60 млрд. долл.
95 млрд. долл.
Рост на
35 млрд. долл.
Источник: Составлено авторами на основе [11]

Согласно Сводной стратегии развития к 2035 году предусматривается значительный рост индекса производства на 75,7 % и индекса производства по высокотехнологичным видам обрабатывающих производств на 155 % за счет значительного повышения внутренних затрат на исследования и разработки (в 1,7 раз). Однако, согласно прогнозу, рост инвестиционной составляющей предполагается лишь на 2 %, но именно низкий размер инвестиций, как отмечает большинство исследований, тормозит развитие отрасли, физический и моральный износ фондов не может быть покрыт из внутренних резервов, в этих условия для реализации форсированной стратегии роста отечественных обрабатывающих производств требуется масштабная государственная поддержка.

Именно такой подход заложен в Послании Президента Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года В.В. Путина. Форсированное индустриальное развитие должно предполагать увеличение не менее чем на 40 % ВДС обрабатывающей промышленности России по сравнению с 2022 годом на предстоящие шесть лет. Это даст импульс к созданию тысячи новых производств и высокотехнологичных рабочих мест. Компании, реализующие индустриальные проекты, смогут выбрать оптимальные меры поддержки из сформированного промышленного «меню». К таким мерам относятся: соглашения о защите и поощрении капиталовложений, специальные инвестконтракты, кластерная инвестиционная платформа и др. Государственная поддержка на субсидии компаниям для проведения НИОКР и на расширение промышленной ипотеки за шесть лет составит 120 млрд. руб. Модернизация по госпрограмме коснется 10 млн кв м производственных площадей. Объём инвестиций в ключевых отраслях к 2030 году должен возрасти на 70 %. Фонд развития промышленности для поддержки высокотехнологичных проектов будет увеличен в два раза и составит 300 млрд. руб. На субсидирование процентных ставок для проектов по выпуску приоритетной промышленной продукции будет выделено 200 млрд. руб. Для решения одной ключевых проблем обрабатывающей промышленности – высокий износ основных фондов – предусмотрено увеличение базы для расчёта амортизации. Она составит 200 % затрат на российское оборудование и НИОКР [12].

Обобщая меры господдержки для развития обрабатывающих производств с учетом мероприятий приведённых в Сводной стратегии и в Послании Президента, на рисунке 5 представлены основные направления стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности.

Направления стратегии форсированного индустриального развития
Развитие высокотехнологичных проектов

Модернизация и обновление

Повышение инвестиционной привлекательности

Форсированный рост
Меры государственной поддержки
Фонд развития промышленности увеличен в 2 раза составляет 300 млрд. руб.
Индекс производства по высокотехнологичным производствам 280 %

Модернизация производственных площадей по госпрограмме 10 млн кв м
Субсидии для проведения НИОКР и на расширение промышленной ипотеки 120 млрд. руб.
Увеличение базы для расчёта амортизации на 200 %

Объём инвестиций в ключевых отраслях
увеличится на 70 %
Реализация специальных инвестконтрактов и развитие кластерной инвестиционной платформы

Увеличение не менее чем на 40 %
валовой добавленной стоимости
Субсидирование процентных ставок 200 млрд. руб.
Выполненный объем разработок 1210 млрд. руб.
Рисунок 5. Основные направления стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности

Источник: составлено авторами на основе [11,12]

При реализации основных направлений стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности следует учитывать региональный и отраслевой аспект. В исследовании, проведённом Нормовой Ю.В., отмечается, что для ускоренного развития обрабатывающих производств требуется интеграция каждого региона в общероссийскую пространственную карту с помощью выделения сфер деятельности, в которых регион лидирует или специализируется [5]. Поэтому меры господдержки не должны быть размыты в среднем по всем регионам, а адресно поддерживать компетенции региона в конкретном виде обрабатывающих производств.

Действительно, базируясь на анализе потенциала региона и его логистических возможностях, следует целенаправленно выделять меры господдержки с учётом существующих специализаций. Безусловно, следует учитывать развитие сотрудничества между регионами, в результате которого должно быть предусмотрено постепенное изменение специализаций в направлении развития высокотехнологичных отраслей с учетом требований рынка по импортозамещению.

Выводы

Проведенное исследование позволило сделать вывод, о том, что обрабатывающая отрасль должна стать драйвером ускоренного инновационного развития страны. Для этого требуется разработка стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности, а также действенный алгоритм по ее реализации. Такой алгоритм направлен с одной стороны – на максимальный прирост доли обрабатывающих производств в общем объеме валовой добавленной стоимости РФ, а с другой – на обеспечение синергетического эффекта от быстрого роста в смежных наукоёмких отраслях, включая объем НИОКР, высокотехнологичной продукции и отечественных научных разработок, патентов и пр.

К наиболее значимым проблемам предприятий обрабатывающей промышленности следует отнести: стагнирующие тенденции производства и инвестиционной активности, недостаточный объем инвестиций в обновление и модернизацию основных фондов, потеря межотраслевых связей и нарушение логистических цепочек, сложности при самостоятельном освоении высокотехнологичных проектов и др. Без масштабной государственной поддержки целый ряд инвестиционных, инновационных и инфраструктурных проблем отрасли невозможно решить в сложившихся геополитических условиях.

Применение предложенных направлений стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности позволит обеспечить опережающий рост на 40% ВДС, создать тысячи новых производств, обеспечить эффективное внедрение высокотехнологичных проектов, провести успешную модернизацию и обновление основных фондов предприятий отрасли, и повысить в целом ее инвестиционную привлекательность.

Представленные в статье авторские рекомендации будут полезны как руководству предприятий обрабатывающей промышленности, так и государственным органам, осуществляющим деятельность в рамках технологической, инвестиционной, финансовой, кадровой политики и политики стимулирования спроса, а также для дальнейшего развития теории стратегического и отраслевого менеджмента.


Источники:

1. ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 31.01.2024). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/50abf1f3dfe5ae28db991076e280ea86f421360c/.
2. Социально-экономическое положение России. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-01-2024.pdf.
3. Социально-экономическое положение России. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-12-2023.pdf.
4. Сибирская Е.В., Овешникова Л.В., Шакирова Д.Ф. Стратегическое планирование развития обрабатывающих производств Российской Федерации // Федерализм. – 2021. – № 3(103). – c. 75-104. – doi: 10.21686/2073-1051-2021-3-75-104.
5. Нормова Ю.В. Влияние промышленного производства на технологическое развитие регионов России // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 5. – c. 1475-1492. – doi: 10.18334/epp.12.5.114632.
6. Курлыкова А.В., Корабейников И.Н., Корабейникова О.А. Отраслевые и методические аспекты управления интеграцией промышленных предприятий // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 1. – c. 39-52. – doi: 10.18334/epp.14.1.119973.
7. Барышева Г.А., Котова В.В. Роль обрабатывающего производства в формировании технологического пространства региона // Экономика и управление. – 2023. – № 1(24). – c. 75-84. – doi: 10.26730/2587-5574-2023-1-75-84.
8. Алиев А.Т., Желтенков А.В., Балдин К.В. Проблемы и потенциал развития экономики, промышленного производства и инноваций в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2023. – № 2. – c. 48-58. – doi: 10.18384/2310-6646-2023-2-48-58.
9. Mohlin A. How to facilitate manufacturing industry learning from problems: a review on advanced technology problem-solving // Journal of Workplace Learning. – 2023. – № 6. – p. 470-489. – doi: 10.1108/JWL-01-2023-0008.
10. Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации» за январь 2024 года. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50802.
11. Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года / утв. расп. Правительства РФ от 6 июня 2020 г. № 1512-р. Static.government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/Qw77Aau6IOSEIuQqYnvR4tGMCy6rv6Qm.pdf.
12. Послание Президента Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/73585.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 11:46:40