Стратегия форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности
Курлыкова А.В.1, Корабейников И.Н.1, Сидоренко С.В.2
1 Оренбургский государственный университет
2 Российская академия наук
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 5 (Май 2024)
Цитировать:
Курлыкова А.В., Корабейников И.Н., Сидоренко С.В. Стратегия форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 5. – С. 2323-2336. – doi: 10.18334/epp.14.5.120822.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67918277
Аннотация:
В статье проводится исследование современного состояния обрабатывающей промышленности РФ и дается оценка ее роли в экономике страны. Авторами обосновывается необходимость разработки стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности. Реализация данной стратегии позволит обеспечить максимальный прирост доли обрабатывающих производств в общем объеме валовой добавленной стоимости и получить синергетический эффект от быстрого роста в смежных наукоёмких отраслях, включая объем НИОКР, высокотехнологичной продукции и отечественных научных разработок. Проведен анализ факторов, сдерживающих развитие предприятий отрасли, среди которых выявлены: стагнирующие тенденции производства и инвестиционной активности, недостаточный объем инвестиций в обновление и модернизацию основных фондов, потеря межотраслевых связей и нарушение логистических цепочек, сложность при самостоятельном освоении высокотехнологичных проектов и др. Для решения указанных отраслевых проблем требуется пересмотр форм и подходов государственной поддержки, а также актуализация задач, поставленных в Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности с учетом ключевых тезисов, представленных в Послании Президента Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года. В результате исследования определены направления реализации стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности в условиях геополитических изменений, ужесточения санкций и разрыва экономических связей. К ним отнесены следующие: опережающий рост на 40% ВДС, обеспечение эффективного внедрения высокотехнологичных проектов, проведение модернизации и обновления основных фондов предприятий отрасли, повышение инвестиционной привлекательности.
Ключевые слова: стратегия форсированного индустриального развития, промышленность, обрабатывающие производства
JEL-классификация: L16, L70, L80
Введение
Высокая зависимость экономики России от западных технологий и транснациональных индустриальных проектов требует стратегических решений в сфере развития отечественных обрабатывающих производств, что позволит повысить национальную безопасность, создать дополнительные рабочие места, удовлетворить спрос на высокотехнологичную продукцию. При этом в индустриальных стратегиях нуждается не только крупный промышленный бизнес, но и малые и средние предприятия данной отрасли.
Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности к обрабатывающим производствам (раздел С) относят физическую и/или химическую обработку материалов, веществ или компонентов с целью их преобразования в новые продукты (субъективное понятие). Следует отметить, что границы обрабатывающего производства могут не иметь четкой однозначной спецификации с другими разделами данного классификатора. К обрабатывающему производству относят металлургию, производство пищевых продуктов, напитков, текстильных изделий, одежды, изделий из дерева, бумаги и бумажных изделий, нефтепродуктов, химических веществ, лекарственных средств и материалов, резиновых и пластмассовых изделий, компьютеров, машин и оборудования, электронных и оптических изделий, электрического оборудования и др. [1]
По данным Федеральной службы государственной статистики в 2023 г. валовая добавленная стоимость (ВДС) обрабатывающих производств составила 21118,2 млрд руб., при этом вклад данной отрасли - 13,5 %. В 2022 г. ВДС обрабатывающих производств составила 19570,7 млрд руб., а доля - 13,9 %. Индекс производства в 2023 г. по сравнению с 2022 г. составил 107,5%, в декабре 2023 г. - 105,1%. Индекс производства в январе 2024 г. по сравнению с январем 2023 г. составил 107,5%, с декабрем 2023 г. - 70,0%. Индекс физического объема произведенного ВВП и валовой добавленной стоимости обрабатывающих производств 2023 году составил 107,0 % и 98,0 % в 2022 году [2,3].
Наибольшую долю в структуре объема отгруженных товаров по основным видам обрабатывающих производств занимают производство нефтепродуктов и металлургия. По данным Росстата в январе 2024 г. производство кокса и нефтепродуктов составило 1214,4 млрд руб., а металлургическое производство и производство готовых металлических изделий – 1088,5 млрд руб. Доля машиностроения в структуре обрабатывающих производств занимает лишь 4 место и составляет, включая электротехническое оборудование, 13,9 % (объем отгруженных товаров - 733,8 млрд руб.) [3].
Представленная статистика еще раз показывает недостаточную долю обрабатывающих производств в общем объеме ВДС страны, а нестабильная, в том числе, негативная динамика по объему отгруженных товаров по основным видам обрабатывающих производств свидетельствует о том, что на данный момент, обрабатывающая отрасль не может стать драйвером ускоренного инновационного развития страны, поэтому требуется разработка и внедрение адаптивной стратегии ускоренного роста и технологического развития для отечественных предприятий обрабатывающей промышленности.
В связи с этим возникает необходимость теоретико-методического обоснования выбора стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности, а также действенного алгоритма по ее реализации, позволяющего добиться с одной стороны – максимального прироста доли обрабатывающих производств в общем объеме ВДС РФ, а с другой – получить синергетический эффект от быстрого роста в смежных наукоёмких отраслях, включая объем отечественных научных разработок, патентов и иной инновационной деятельности.
Отдельные аспекты разработки и реализации стратегии развития обрабатывающих производств рассматриваются в трудах таких ученых и специалистов как: Е.В. Сибирская [4], Л.В. Овешникова [4], Д.Ф. Шакирова [4], Нормова Ю.В. [5], Курлыкова А.В. [6], Корабейников И.Н. [6], Барышева Г.А. [7], Котова В.В. [7], Алиев А. Т. [8], Желтенков А. В. [8], Балдин К. В. [8] и других.
Авторы в своих исследованиях проводят оценку состояния обрабатывающей промышленности РФ в рамках отдельных регионов, а также ее подотраслей, определяют ключевые проблемы и перспективы дальнейшего развития с учётом различных экономических сценариев и государственных форм поддержки. Ряд ученых оценивают инновационную и инвестиционную составляющую обрабатывающих производств и рассматривают различные подходы к осуществлению стратегий интеграции в различных отраслях обрабатывающей промышленности.
Однако, как отмечают Сибирская Е.В., Овешникова Л.В. и Шакирова Д.Ф., без государственного участия в решении наиболее значимых инфраструктурных, инвестиционных и инновационных проблем обрабатывающие производства не смогут достичь устойчивого развития и высокого уровня конкурентоспособности на внешних и внутренних рынках [4].
Попытки обобщить меры государственной поддержки для обрабатывающих производств носят несистемный характер, отражают либо региональный аспект (исследования проводятся по отдельным регионам), либо отдельный профиль, например, стратегии развития и промышленная политика разрабатывается в отношении машиностроительного комплекса или металлургической отрасли.
Ключевой целью исследования является теоретико-методическое обоснование выбора стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности. Внедрение индустриальных стратегий позволит ускоренно обновить и ввести в эксплуатацию новые предприятия обрабатывающего производства, удовлетворить спрос на высокотехнологичную продукцию на внутреннем и внешнем рынках, обеспечить интеграцию в инвестиционных, инновационных и инфраструктурных сферах, повысить национальную безопасность и создать дополнительные рабочие места.
Научная новизна исследования заключается в научном обосновании выбора стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности с учетом различных форм государственной поддержки. Предложенные рекомендации позволят значительно увеличить долю обрабатывающих производств в структуре ВДС, снизить зависимость экономики РФ от сырьевого сектора, способствовать реализации политики импортозамещения в сфере высокотехнологичной продукции в долгосрочном периоде.
В качестве основного метода исследования выбран горизонтальный и структурный анализ, а также системно-аналитический метод, позволяющий обосновать выбор стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности.
Основная часть
В условиях высокой зависимости экономики России с одной стороны - от западных технологий и транснациональных индустриальных проектов, с другой - от сырьевых доходов, требуется разработка стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности, а также действенного алгоритма по ее реализации, позволяющего добиться максимального прироста доли в общем объеме ВДС и получить синергетический эффект для развития в смежных наукоёмких отраслях, включая объем отечественных научных разработок, патентов и иной инновационной деятельности.
По данным, представленным на рисунке 1, за 2023 год индекс производства по видам деятельности обрабатывающие производства в % по месяцам значительно превышает общий индекс промышленного производства, что свидетельствует о значительном потенциале роста данной отрасли промышленности.
Рисунок 1. Сравнение индексов производства по видам деятельности обрабатывающие производства и промышленного производства в % по месяцам 2023 года
Источник: составлено авторами на основе [10]
Если проанализировать тенденции, заложенные в 2022-2024 гг., то после преодоления постковидного кризиса обрабатывающие производства вернулись к положительным тенденциям, однако, как показано на рисунке 2, в отрасли в 2023-2024 гг. наблюдается стагнация из-за низких показателей инвестиционной активности. Такие тенденции наблюдаются также и по индексу предпринимательской уверенности организаций обрабатывающих производств (рисунок 3).
Рисунок 2. Динамика обрабатывающих производств в % к среднемесячному значению 2021 года
Источник: [2]
Рисунок 3. Индекс предпринимательской уверенности организаций обрабатывающих производств (без малых предприятий) в %
Источник: [2]
Анализируя структуру обрабатывающих производств по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по основным видам обрабатывающих производств, представленную на рисунке 4, наибольшую долю 23 % составляет производство кокса и нефтепродуктов, на втором месте 21 % – металлургия, пищевая промышленность – 18,5 %, а производство машин и оборудования составляет лишь 14 % [2]. Следует учесть, что в структуре всего промышленного производства в других странах доля машиностроения значительно выше: в Германии составляет 54 %, Японии – 51 %, США – 46 %, Китае – 40%. [4]
Рисунок 4. Структура обрабатывающих производств по основным видам в %, янв. 2024 г.
Источник: составлено авторами на основе [2]
Проведённое исследование отраслевого распределения профинансированных проектов Фондом развития промышленности за 2022 год показало, что из 1349 профинансированных проектов 342 – в машиностроении с общим объемом финансирования 150 млрд. руб. [6] Однако, несмотря на значительный объем финансирования, а также на реализацию Концепции технологического развития до 2030 года, направленную в большей части на поддержку обрабатывающих производств, значительного роста данной отрасли, способного заместить технологический дефицит не происходит.
Барышева Г.А. и Котова В.В. выявляют факторы, которые сдерживают развитие обрабатывающих производств в региональном аспекте, среди них авторы выделяют недостаточный объем инвестиций в основной капитал, что сказывается на высоком проценте износа основных фондов и приводит к снижению прибыльности, ограничению темпов развития из-за использования только внутренних источников для их обновления [7].
В работе Alice Mohlin отмечается, что одной из ключевых проблем в обрабатывающей промышленности является необходимость внедрения передовых технологий, что сопровождается неоправданными ожиданиями от реализации этих инноваций. Действительно, многие предприятия обрабатывающих производств имеют сложности с завершением инновационных проектов, с интеграцией новых передовых технологий в производственную деятельность, а также с масштабированием пилотных проектов. Таким образом, автор отмечает, что сложность инноваций в обрабатывающей промышленности связана с трудностью в оценке их ценности для производства. Часто, несмотря усилия с области внедрения передовых технологий, многие компании в обрабатывающей промышленности не видят прогнозируемый эффект и рискуют выделить ресурсы для проектов, которые, возможно, никогда не будут реализованы [9].
Алиев А. Т., Желтенков А. В. и Балдин К. В. отмечают в качестве ключевой проблемы развития обрабатывающих производств высокую зависимость этих производств от импортных поставок многочисленных видов промежуточной продукции. В наибольшей степени эти сложности проявились в машиностроении, станкостроении и электронной промышленности [8]. Из-за введенных экономических санкций и геополитического давления произошла потеря межотраслевых связей и нарушение логистических цепочек. В этих условиях требуется срочная переориентация и поиск новых поставщиков, кроме этого требуется масштабная государственная поддержка.
Меры государственной поддержки для обрабатывающих производств представлены в Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года (далее Сводная стратегия) [11]. Задачи, поставленные Сводной стратегией, способы их решения и индикаторы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Задачи, способы их решения и индикаторы развития обрабатывающих производств
Задачи
|
Способы решения
|
Индикаторы
|
Ускорение технологического развития
|
Увеличение количества организаций,
осуществляющих технологические инновации |
До 50 % их общего
числа |
Ускоренное внедрение цифровых
технологий |
Увеличение затрат на внедрение
цифровых технологий |
До 5,1 %
создаваемой ВДС |
Вхождение РФ в число
5 крупнейших экономик мира |
Обеспечение темпов экономического роста выше мировых путем роста
производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых
несырьевых отраслей
|
Не ниже 5 % в
год |
Увеличение объема экспорта
конкурентоспособной промышленной продукции, в том числе продукции машиностроения |
Меры промышленной и торговой политики, направленные на
достижение международной конкурентоспособности, как в рамках
отраслевых решений, так и в составе системных мер содействия международной кооперации и экспорту |
В размере
205 млрд. долларов США в год, 60 млрд. долларов США в год (машиностроение) |
Для достижения, поставленных в Сводной стратегии целевых показателей, предусматриваются меры технологической политики (субсидирование затрат, грантовая поддержка, развитие кластеров, развитие отечественных цифровых платформ и др.), инвестиционной и финансовой политики (налоговые льготы, льготное кредитование, стимулирование инвестиций и др.), кадровой политики (разработка образовательных программ с учетом цифровизации, поддержка трудовой мобильности и др.), политики стимулирования спроса (льготное кредитование закупок, поддержка лизинга, субсидирование расходов на закупки и др.) и внешнеторговой политики (экспортное финансирование, снятие ограничений и др.).
Конечно, в рамках приоритетов по внешнеторговой политике требуются значительные изменения, так как часть внешних рынков из-за геополитических событий стала недоступна, необходим пересмотр ориентиров и поиск новых экспортных возможностей на юго-востоке. В таблице 2 представлены целевые показатели Сводной стратегии в рамках технологической, инвестиционной и финансовой политики, кадровой политики, а также политики стимулирования спроса и внешнеторговой политики.
Таблица 2
Целевые показатели развития обрабатывающих производств
Показатели
|
2024 год
|
2035 год
|
Темп роста/ отклонение
| |
Технологическая политика
| ||||
Доля организаций, осуществляющих технологические инновации
|
50 %
|
50 %
|
-
| |
Доля затрат на внедрение цифровых технологий в ВДС
|
5,1 %
|
5,1 %
|
-
| |
Внутренние затраты на исследования и разработки
|
740 млрд. руб.
|
1270 млрд. руб.
|
Рост в 1,7 раза
| |
Выполненный объем разработок
|
700 млрд. руб.
|
1210 млрд. руб.
|
Рост в 1,7 раза
| |
Инвестиционная и финансовая политика
| ||||
Соотношение инвестиций в основной капитал и ВДС
|
25 %
|
27 %
|
Рост на 2 %
| |
Индекс производства к базовому 2019 году
|
116,8 %
|
192,5 %
|
Рост на 75,7 %
| |
Кадровая политика
| ||||
Доля компаний, не испытывающих дефицит квалифицированных кадров
|
50 %
|
70 %
|
Рост на 20 %
| |
Индекс производительности труда
|
5 %
|
3,6 %
|
Снижение
на 1,4 % | |
Политика стимулирования спроса
| ||||
Соотношение импорта продукции и ВДС
|
45 %
|
40 %
|
Снижение
на 5 % | |
Индекс производства по высокотехнологичным производствам к
базовому 2019 году
|
125 %
|
280 %
|
Рост на 155 %
| |
Внешнеторговая политика
| ||||
Объем экспорта промышленной продукции
|
205 млрд. долл.
|
290 млрд. долл.
|
Рост на
85 млрд. долл. | |
Объем экспорта продукции машиностроения
|
60 млрд. долл.
|
95 млрд. долл.
|
Рост на
35 млрд. долл. | |
Согласно Сводной стратегии развития к 2035 году предусматривается значительный рост индекса производства на 75,7 % и индекса производства по высокотехнологичным видам обрабатывающих производств на 155 % за счет значительного повышения внутренних затрат на исследования и разработки (в 1,7 раз). Однако, согласно прогнозу, рост инвестиционной составляющей предполагается лишь на 2 %, но именно низкий размер инвестиций, как отмечает большинство исследований, тормозит развитие отрасли, физический и моральный износ фондов не может быть покрыт из внутренних резервов, в этих условия для реализации форсированной стратегии роста отечественных обрабатывающих производств требуется масштабная государственная поддержка.
Именно такой подход заложен в Послании Президента Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года В.В. Путина. Форсированное индустриальное развитие должно предполагать увеличение не менее чем на 40 % ВДС обрабатывающей промышленности России по сравнению с 2022 годом на предстоящие шесть лет. Это даст импульс к созданию тысячи новых производств и высокотехнологичных рабочих мест. Компании, реализующие индустриальные проекты, смогут выбрать оптимальные меры поддержки из сформированного промышленного «меню». К таким мерам относятся: соглашения о защите и поощрении капиталовложений, специальные инвестконтракты, кластерная инвестиционная платформа и др. Государственная поддержка на субсидии компаниям для проведения НИОКР и на расширение промышленной ипотеки за шесть лет составит 120 млрд. руб. Модернизация по госпрограмме коснется 10 млн кв м производственных площадей. Объём инвестиций в ключевых отраслях к 2030 году должен возрасти на 70 %. Фонд развития промышленности для поддержки высокотехнологичных проектов будет увеличен в два раза и составит 300 млрд. руб. На субсидирование процентных ставок для проектов по выпуску приоритетной промышленной продукции будет выделено 200 млрд. руб. Для решения одной ключевых проблем обрабатывающей промышленности – высокий износ основных фондов – предусмотрено увеличение базы для расчёта амортизации. Она составит 200 % затрат на российское оборудование и НИОКР [12].
Обобщая меры господдержки для развития обрабатывающих производств с учетом мероприятий приведённых в Сводной стратегии и в Послании Президента, на рисунке 5 представлены основные направления стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности.
Направления стратегии
форсированного индустриального развития
| ||||||||||||
Развитие высокотехнологичных
проектов
|
|
Модернизация и обновление
|
|
Повышение инвестиционной
привлекательности
|
|
Форсированный рост
| ||||||
Меры государственной поддержки
| ||||||||||||
Фонд
развития промышленности увеличен в 2 раза составляет 300 млрд. руб.
|
Индекс
производства по высокотехнологичным производствам 280 %
|
|
Модернизация
производственных площадей по госпрограмме 10 млн кв м
|
Субсидии
для проведения НИОКР и на расширение промышленной ипотеки 120 млрд.
руб.
|
Увеличение
базы для расчёта амортизации на 200 %
|
|
Объём
инвестиций в ключевых отраслях
увеличится на 70 % |
Реализация специальных
инвестконтрактов и развитие кластерной инвестиционной платформы
|
|
Увеличение
не менее чем на 40 %
валовой добавленной стоимости |
Субсидирование
процентных ставок 200 млрд. руб.
|
Выполненный
объем разработок 1210 млрд. руб.
|
Источник: составлено авторами на основе [11,12]
При реализации основных направлений стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности следует учитывать региональный и отраслевой аспект. В исследовании, проведённом Нормовой Ю.В., отмечается, что для ускоренного развития обрабатывающих производств требуется интеграция каждого региона в общероссийскую пространственную карту с помощью выделения сфер деятельности, в которых регион лидирует или специализируется [5]. Поэтому меры господдержки не должны быть размыты в среднем по всем регионам, а адресно поддерживать компетенции региона в конкретном виде обрабатывающих производств.
Действительно, базируясь на анализе потенциала региона и его логистических возможностях, следует целенаправленно выделять меры господдержки с учётом существующих специализаций. Безусловно, следует учитывать развитие сотрудничества между регионами, в результате которого должно быть предусмотрено постепенное изменение специализаций в направлении развития высокотехнологичных отраслей с учетом требований рынка по импортозамещению.
Выводы
Проведенное исследование позволило сделать вывод, о том, что обрабатывающая отрасль должна стать драйвером ускоренного инновационного развития страны. Для этого требуется разработка стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности, а также действенный алгоритм по ее реализации. Такой алгоритм направлен с одной стороны – на максимальный прирост доли обрабатывающих производств в общем объеме валовой добавленной стоимости РФ, а с другой – на обеспечение синергетического эффекта от быстрого роста в смежных наукоёмких отраслях, включая объем НИОКР, высокотехнологичной продукции и отечественных научных разработок, патентов и пр.
К наиболее значимым проблемам предприятий обрабатывающей промышленности следует отнести: стагнирующие тенденции производства и инвестиционной активности, недостаточный объем инвестиций в обновление и модернизацию основных фондов, потеря межотраслевых связей и нарушение логистических цепочек, сложности при самостоятельном освоении высокотехнологичных проектов и др. Без масштабной государственной поддержки целый ряд инвестиционных, инновационных и инфраструктурных проблем отрасли невозможно решить в сложившихся геополитических условиях.
Применение предложенных направлений стратегии форсированного индустриального развития отечественных предприятий обрабатывающей промышленности позволит обеспечить опережающий рост на 40% ВДС, создать тысячи новых производств, обеспечить эффективное внедрение высокотехнологичных проектов, провести успешную модернизацию и обновление основных фондов предприятий отрасли, и повысить в целом ее инвестиционную привлекательность.
Представленные в статье авторские рекомендации будут полезны как руководству предприятий обрабатывающей промышленности, так и государственным органам, осуществляющим деятельность в рамках технологической, инвестиционной, финансовой, кадровой политики и политики стимулирования спроса, а также для дальнейшего развития теории стратегического и отраслевого менеджмента.
Источники:
2. Социально-экономическое положение России. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-01-2024.pdf.
3. Социально-экономическое положение России. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-12-2023.pdf.
4. Сибирская Е.В., Овешникова Л.В., Шакирова Д.Ф. Стратегическое планирование развития обрабатывающих производств Российской Федерации // Федерализм. – 2021. – № 3(103). – c. 75-104. – doi: 10.21686/2073-1051-2021-3-75-104.
5. Нормова Ю.В. Влияние промышленного производства на технологическое развитие регионов России // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 5. – c. 1475-1492. – doi: 10.18334/epp.12.5.114632.
6. Курлыкова А.В., Корабейников И.Н., Корабейникова О.А. Отраслевые и методические аспекты управления интеграцией промышленных предприятий // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 1. – c. 39-52. – doi: 10.18334/epp.14.1.119973.
7. Барышева Г.А., Котова В.В. Роль обрабатывающего производства в формировании технологического пространства региона // Экономика и управление. – 2023. – № 1(24). – c. 75-84. – doi: 10.26730/2587-5574-2023-1-75-84.
8. Алиев А.Т., Желтенков А.В., Балдин К.В. Проблемы и потенциал развития экономики, промышленного производства и инноваций в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2023. – № 2. – c. 48-58. – doi: 10.18384/2310-6646-2023-2-48-58.
9. Mohlin A. How to facilitate manufacturing industry learning from problems: a review on advanced technology problem-solving // Journal of Workplace Learning. – 2023. – № 6. – p. 470-489. – doi: 10.1108/JWL-01-2023-0008.
10. Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации» за январь 2024 года. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50802.
11. Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года / утв. расп. Правительства РФ от 6 июня 2020 г. № 1512-р. Static.government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/Qw77Aau6IOSEIuQqYnvR4tGMCy6rv6Qm.pdf.
12. Послание Президента Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/73585.
Страница обновлена: 30.07.2024 в 10:54:19