Рецензия на монографию Нестеренко Ю.Н., Плюхиной А.А. «Развитие социального предпринимательства в экономике России» (Москва, 2017)

Печеная Л.Т.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность
Том 1, Номер 1 (Январь-март 2020)

Цитировать:
Печеная Л.Т. Рецензия на монографию Нестеренко Ю.Н., Плюхиной А.А. «Развитие социального предпринимательства в экономике России» (Москва, 2017) // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2020. – Том 1. – № 1. – doi: 10.18334/social.1.1.110980.



Одним из важнейших направлений государственной экономической политики России на современном этапе является развитие социальной сферы, от состояния которой в существенной мере зависит обеспечение высокого качества жизни населения страны.

Особое место в решении общественно значимых проблем, смягчении существующих социальных рисков и в совершенствовании социальной инфраструктуры принадлежит социальному предпринимательству (СП), которое представляет собой особый вид бизнеса, ориентированный не на получение прибыли, а на снижение социальной напряженности. Учитывая, что данный институт в России находится в стадии формирования, считаем тему монографии актуальной, а затронутую в ней проблему исследования важной для национальной экономики.

Авторами проведена большая работа по анализу становления социального предпринимательства в качестве самостоятельного института, которая представлена в монографии. Результаты исследования представлены в виде периодизации этапов эволюции социального предпринимательства от его зарождения (IV—III века до н. э), базовых принципов развития (первая половина XX века), нормативно-правового обоснования (вторая половина XX века). Обосновано, что современный этап формирования характеризуется усложнением форм социального предпринимательства и их активным развитием в мировой практике.

Заслуживает внимание проведенный в монографии анализ действующих моделей социального предпринимательства (американская, европейская, английская и азиатская), которые ввиду особенностей социально-экономического и политического устройства, а также культурно-исторических традиций стран, различаются законодательным определением, наличием соответствующей нормативно-правовой базы, организационной формой социальных предприятий и степенью поддержки государства. Учитывая, что в Российской Федерации собственной модели СП пока еще не сформировано, авторами, на наш взгляд, справедливо предлагается заложить в ее основу принципы государственно-частного партнерства.

На основании оценки состояния социального предпринимательства в России предложены механизмы стимулирования деятельности, в том числе на законодательном, организационном, финансовом уровне. Представляется важной позиция авторов о разделении проблем развития социального предпринимательства на два уровня. Тактический уровень предусматривает комплекс первоочередных мер (законодательная база, расширение спроса, налоговые льготы и пр.). Стратегический уровень связан с формированием в обществе среды, принимающей социальное предпринимательство, заинтересованной в его развитии и стимулирующей масштабирование.

Монография хорошо структурирована, стиль и язык изложения соответствует академическим нормам. Материал исследования может представлять интерес для научных работников, а также для преподавателей и студентов при изучении дисциплин «Институциональная экономика», «Предпринимательство», «Экономика малого бизнеса», и других.

Монография «Развитие социального предпринимательства в экономике России» авторов Ю.Н. Нестеренко и А.А. Плюхиной может быть рекомендована к печати.


Страница обновлена: 13.10.2020 в 23:19:51