Препятствия и векторы развития социального предпринимательства в Российской Федерации
Анцибор А.В.1
1 Волгодонский инженерно-технический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Россия, Волгодонск
Скачать PDF | Загрузок: 3 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 2, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48906162
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Социальное предпринимательство является инновационной сферой российской экономики, позволяющей решать важные задачи социального развития, что подтверждает многолетний зарубежный опыт. Цель статьи – представить авторское видение проблем развития социального предпринимательства и определить возможные пути их решения с учетом необходимости популяризаций идей социального предпринимательства в российской действительности. Поиск эффективных форм финансирования и методов регулирования развития социального предпринимательства предполагает моделирование действенных средств эффективного финансового воздействия заинтересованных сторон в создании специализированных организаций, деятельность которых может способствовать более активному развитию социального предпринимательства и использованию всего арсенала возможностей решения финансовых проблем его функционирования. Автором предложена классификация источников финансирования социального предпринимательства по нескольким признакам. указаны причины, тормозящие развитие социального предпринимательства, а также определены перспективы развития данного экономического феномена. Одним из путей решения проблем социального предпринимательства, в том числе финансовых, видится создание Центров развития социального предпринимательства по территории всей страны.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, источники финансирования, государственная поддержка
JEL-классификация: R11
Введение
Наличие и углубление социальных проблем и конфликтов в современном обществе послужило росту популярности идей социального предпринимательства [1, 2] (Vovchenko, Andreeva, 2020; Klindukh, 2019). Понятие «социальное предпринимательство» стало более устойчивым и получило более широкое распространение в 70–80-х годах прошлого столетия. Способствовали этому ряд социологов, которых в настоящее время считают основателями данного явления (Б. Дрейтон [3] (Bashkaeva, Lazutina, Lebedeva, 2019), М. Янг и др.).
Майкл Янг (Лорд Янг Дартингтонский) – один из наиболее выдающихся социальных предпринимателей в Великобритании. Янг внес немаловажный вклад в развитие малого и среднего бизнеса в социальной сфере. Именно Янг воплотил в жизнь идею преподавания с социальной миссией [4]. Он является основателем следующих проектов: Школа социальных предпринимателей, Университет третьего тысячелетия, Университет третьего возраста и др.
Эндрю Мосон – британский социальный предприниматель, политик, общественный деятель, который издал в 2008 году книгу, являющуюся практическим руководством по социальному предпринимательству [5] (Zhokhova, 2015).
Социальное предпринимательство является инновационной сферой российской экономики, позволяющей решать важные задачи социального развития [6] (Mayorov, 2020), что подтверждает многолетний зарубежный опыт. Вместе с тем отсутствие полноценного законодательно утвержденного особого статуса субъектов социального предпринимательства препятствует продвижению его позитивного влияния в российскую экономику, причем финансовый аспект проблемы считаем одним из ключевых.
Теоретическое осмысление социального предпринимательства российскими учеными набирает обороты, стало заметным направлением экономических научных исследований, в том числе на уровне кандидатских диссертаций, успешно защищенных Кадол Н.Ф. [7] (Kadol, 2009), Арай Ю.Н. [8] (Aray, 2015), Хасановой Г.Н. [9] (Khasanova, 2019) и др.
Наибольший научный интерес представляют разработки Диковицкой Д.В. [10] (Dikovitskaya, 2019), Кадол Н.Н. [11] (Kadol, 2020), Петренко ЕС. [12] (Petrenko, Stolyarov, Viter, 2019), Гелашвили Н.Н. [13] (Gelashvili, Spanova, 2019), Зверевой Н.И. [14] (Zvereva, 2011), Иващенко Н.П. и Булыгиной Н.И. [15] (Ivashchenko, Bulygina, 2019), Исаева Д.В. [16] (Isaev, 2020), Науменко Е.Е., Прилуцкой К.П. [17] (Naumenko, Prilutskaya, 2016), Плотникова А.В. [18] (Plotnikov, 2019), Харченко А.А. [19] (Kharchenko, 2018) и др. российских авторов.
Исследование имеющихся точек зрения различных авторов по трактовке понятия «социальное предпринимательство» показало отсутствие какого-либо единства по вопросам выделения сущностных признаков данной дефиниции, в связи с чем актуализируется дальнейший поиск и определение границ социального предпринимательства как феномена экономики.
Цель настоящей статьи – представить авторское видение проблем развития социального предпринимательства и определить возможные пути их решения с учетом необходимости популяризаций идей социального предпринимательства в российской действительности.
Основная часть
В широком смысле социальное предпринимательство можно определить как порождение какой-то новой устойчивой деятельности (производства), точнее, системы деятельности – предприятия. Естественно, это происходит в обществе, то есть, как правило, порождается социальная деятельность. И допустить, что наши обычные предприятия не являются публичными, общественными и в этом смысле социальными, сложно [20] (Papchenko, 2020). Тогда к несоциальному предпринимательству, наверное, можно отнести только так называемые криминальные группы.
Сегодня отечественные экономисты ищут пути к единому пониманию и отражению сущности этого процесса.
В Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» от 26.07.2019 № 245-ФЗ сказано, что социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 241 данного правового акта.
Проанализировав и сравнив теоретическую базу иностранных и отечественных исследователей социального предпринимательства, а также отдельных нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровня, где упоминается термин «социальное предпринимательство», нами предлагается следующее определение: социальное предпринимательство – это предприятия и учреждения всех организационно-правовых форм собственности, деятельность которых направлена на решение или смягчение социальных проблем, при условии реинвестирования прибыли с этими целями в бизнес.
Возможно множество вариантов финансирования, доступных социальным предпринимателям: гранты, субсидии, займы, микрофинансирование, банковские кредиты и государственные программы, венчурная филантропия.
Схематически источники финансирования социальных предприятий можно представить в виде таблицы 1.
Таблица 1
Источники финансирования социального предпринимательства
Государственные
|
Частные
|
– гранты;
– субсидии на выполнение определенного проекта или программы; – кредиты кредитных организаций |
– доходы
от продажи товаров и услуг;
– доходы от сдачи в аренду помещений; – членские взносы; – средства постоянных спонсоров и пожертвования; – займы, венчурная филантропия; – прочие источники, включая нефинансовые средства: предоставление помещений, техники, волонтерская работа |
Изучив всевозможные источники финансирования социального предпринимательства, автором была предложена классификация этих источников по нескольким признакам. Целью данной классификации является систематизация всех элементов в одну структуру (рис. 1).
Рисунок 1. Авторская классификация источников финансирования социального предпринимательства
На рисунке 2 показано, что наибольшая активность наблюдается в столичных городах (Москва и Санкт-Петербург), Вологодской, Волгоградской и Свердловской областях. Это топ-5 регионов по развитию социального предпринимательства в стране.
Рисунок 2. Количество социальных предприятий по субъектам РФ, %
Источник: составлен автором на основе статистических данных Росстата и Фонда «Наше будущее»
Доля предпринимательства в социальной сфере в 2020 году в ВВП страны оценивается в 2 % [21]. Расчет доли социальных предприятий в ВВП представлен в таблице 2.
Таблица 2
Расчет доли социальных предприятий в ВВП РФ
Структура
малого бизнеса
| |||
|
Кол-во
|
Доля
СП среди них, %
|
Кол-во
СП среди них, ед.
|
Малые
предприятия
|
1900000
|
1 %
|
19000
|
СО
НКО
|
113237
|
30 %
|
33971
|
ИП
|
2499000
|
1 %
|
24990
|
МСП:
4512237
|
СП:
77961
| ||
МСП:
21 % ВВП
|
СП:
0,36 % ВВП
|
В Ростовской области одним из ярких примеров в области социального предпринимательства выступает Иван Саввиди. Сумма благотворительных платежей оценивается более 2,5 млн евро.
«Благотворительный Фонд И.И. Саввиди» [22] проводит благотворительные акции в поддержку малообеспеченных граждан России, оказывает помощь благотворительным организациям, медицинским учреждениям, учебным заведениям. Роль государства на мировой арене зависит от того, насколько образован, культурен, здоров и социально адаптирован каждый гражданин.
В рамках проекта «Открытое сердце» оказывается благотворительная помощь малообеспеченным гражданам. Фонд направляет материальную помощь на лечение неработающих пенсионеров, ветеранов труда, выплачивает специальные стипендии сиротам и инвалидам.
За время деятельности Фонда поддержку получили: «Всероссийское общество инвалидов», «Общественная организация инвалидов Октябрьского района», «Общественная организация инвалидов Кировского района», «Общество инвалидов Пролетарского района», «Общественная организация инвалидов «Надежда», Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов № 1 г. Волгодонск, «Волгодонский пансионат престарелых и инвалидов», Совет ветеранов войны и труда г. Волгодонска, Совет ветеранов Кировского района.
Также Фонд оказывает помощь медицинским учреждениям Ростовской области. В Ростове-на-Дону: поликлиника № 10, больница № 20, центр детской онкологии, ростовский онкологический центр, психоневрологический интернат, центр кардиологии, больница скорой медицинской помощи, областной медицинский лечебно-диагностический центр. В Волгодонске: родильный дом, больница скорой медицинской помощи, психоневрологический диспансер.
Фонд поддерживает другие благотворительные организации и общественные фонды: «Благородство и вера», «Исход», «Фонд благотворительных проектов и социальной поддержки населения г.Ростова-на-Дону», «Российское общество Красный Крест», РОО «Ростов без наркотиков», клуб «Сотвори добро».
Фонд оказывает содействие развитию и поддержке в сферах образования и науки Ростовской области. Выплачиваются как постоянные, так и разовые стипендии учащимся, выпускникам и учителям средних школ Ростова-на-Дону, студентам очных отделений вузов, демонстрирующим хорошую и отличную успеваемость. При поддержке Фонда издается научно-популярная и художественная литература, в частности серия книг «Греческий мартиролог», книги «Красная река», «История России. На рубеже веков», «Казачий Дон. Пять веков воинской славы», «На краю Меотиды».
Один из заметных социальных проектов И. Саввиди – открытие крупнейшей в России воркаут-площадки. Площадь воркаут-зоны составляет 1,2 тыс. м2, одновременно заниматься спортом на ней смогут более 80 человек. Она оборудована уникальными турниками, брусьями, разного рода металлическими конструкциями, упражнения на которых могут заменить ростовчанам тренировки в дорогостоящих фитнес-залах. Также на площадке смогут заниматься люди с ограниченными возможностями.
Как было отмечено выше, законом сфера социального предпринимательства не выделяется как отдельный сегмент, поэтому поддержку со стороны государства социальные предприниматели находят в программах, ориентированных на малый и средний бизнес. В настоящее время некоммерческие и негосударственные организации, фонды и частные лица поддерживают и финансируют социальных предпринимателей.
Стоит остановиться на опыте Великобритании, так как именно это государство является наиболее ярким представителем реализации феномена социального предпринимательства [23] (Apokina, Zubaydullina, 2019). Можно выделить два направления поддержки социального предпринимательства в этой стране:
– создание неправительственных специализированных организаций, которые занимаются поддержкой социального предпринимательства;
– государственное участие, высокая роль которого определяется созданием Министерства третьего сектора, в котором ведется активная работа по стратегическому планированию, установлению связей, финансированию в сфере социального предпринимательства.
Отметим три ключевые причины, которые препятствуют бурному развитию социального предпринимательства:
– недопонимание самой сущности социального предпринимательства, из‑за которого даже уже работающие предприниматели не идентифицируют себя как социальные;
– недостаточно полное регулирование вопросов деятельности социального предпринимательства действующей нормативно-правовой базой, сложности при оформлении заявки на получение статуса социального предприятия;
– недостаток ресурсов, прежде всего финансовых.
Для нивелирования указанных проблем необходимо решать следующие задачи:
- создание благоприятных условий для развития социального предпринимательства в регионе;
- привлечение дополнительного финансирования в социальную сферу со стороны среднего и крупного бизнеса;
- повышение эффективности системы государственной поддержки социального предпринимательства;
- активное привлечение социальных предпринимателей к оказанию государственных и муниципальных социальных услуг;
- улучшение предпринимательского климата и преодоление административных барьеров;
- популяризация социального предпринимательства среди населения;
- создание позитивного имиджа социальных предпринимателей в регионе;
- развитие приоритетных сфер деятельности (образование, здравоохранение, производство) с целью устранения сложившихся диспропорций.
Следует изучать опыт территорий, где уже функционируют Центры развития социального предпринимательства как самостоятельные организации или в составе более крупных структур поддержки предпринимательства (Санкт-Петербург, Свердловская область и др.), и активно распространять его по всей стране.
Заключение
Для активного развития социального предпринимательства в России требуется научная проработка его концепции, включающая формирование понятийного аппарата, выделения классификационных признаков, анализ проблем и перспектив функционирования. Данное направление считаем достаточно перспективным для мирового и отечественного научного сообщества.
Поиск эффективных форм финансирования и методов регулирования развития социального предпринимательства предполагает моделирование действенных средств эффективного финансового воздействия заинтересованных сторон в создании специализированных организаций, деятельность которых может способствовать более активному развитию социального предпринимательства и использованию всего арсенала возможностей решения финансовых проблем его функционирования.
В рамках данной статьи удалось выявить причины, тормозящие развитие социального предпринимательства, а также определить перспективы развития данного экономического феномена.
Одним из путей решения проблем социального предпринимательства, в том числе финансовых, является создание Центров развития социального предпринимательства по территории всей страны.
Источники:
2. Клиндух Р.В. Социальное предпринимательство: понятийно-терминологическая систематизация // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 3. – c. 167-178. – doi: 10.18334/epp.9.3.41085.
3. Башкаева М.Д., Лазутина А.Л., Лебедева Т.Е. К вопросу развития социального бизнеса на современном этапе // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – № 5. – c. 45-49. – doi: 10.34755/IROK.2019.5.5.030.
4. Майкл Янг. Путь «Дракона». Новый бизнес. Социальное предпринимательство. [Электронный ресурс]. URL: http://nb-forum.ru/stories/maykl-yang-put-drakona (дата обращения: 12.12.2020).
5. Жохова В.В. Социальное предпринимательство: сущность и понятие // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2015. – № 1(73). – c. 85-98.
6. Майоров А.А. Интеллектуальная составляющая малого бизнеса в региональной инновационной экономике // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 4. – c. 2165-2186. – doi: 10.18334/vinec.10.4.110908.
7. Кадол Н.Ф. Социальное предпринимательство в рыночной и переходной экономике. / экономике: дисс….канд.наук. 08.00.01. - М., 2009. – 184 c.
8. Арай Ю.Н. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: типология и особенности формирования. / дисс….канд.наук. 08.00.05. - СПб., 2015. – 213 c.
9. Хасанова Г.Н. Формирование региональных организационно-экономических основ социального предпринимательства. / дисс….канд.наук. 08.00.05. - Казань, 2019. – 151 c.
10. Диковицкая Д.В. Анализ подходов к изучению социального предпринимательства // Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы. – 2019. – c. 51-58.
11. Кадол Н.Ф. Становление и идентификация социального предпринимательства в мировой практике // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 2. – c. 343-354. – doi: 10.18334/lim.7.2.110501.
12. Петренко Е.С., Столяров Н.О., Витер К.А. Компаративный анализ ментальных моделей восприятия социального предпринимательства в России и Казахстане // Экономические отношения. – 2019. – № 1. – c. 107-122. – doi: 10.18334/eo.9.1.40501.
13. Гелашвили Н.Н., Спанова Б.К. Некоммерческий сектор как базис для социального предпринимательства в Казахстане: оценка экономических показателей на основе системы национальных счетов // Экономика Центральной Азии. – 2019. – № 2. – c. 89-106. – doi: 10.18334/asia.3.2.40762.
14. Зверева Н.И. Социальное предпринимательство: взгляд в будущее. Новый Бизнес. Социальное предпринимательство. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nbforum.ru/interesting/experts/sotsialnoe-predprinimatelstvo-vzglyad-vbuduschee.html.
15. Иващенко Н.П., Булыгина Н.И. Социальное предпринимательство в России: текущее состояние и особенности развития // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2019. – № 1. – c. 114-132. – doi: 10.18184/2079-4665.2019.10.1.114-132 .
16. Исаев Д.В. Социальное предпринимательство в России: проблемы и перспективы // Государственная служба. – 2020. – № 2(124). – c. 92-96. – doi: 10.22394/2070-8378-2020-22-2-92-96 .
17. Науменко Е.Е., Прилуцкая К.П. Социальное предпринимательство в России // Economics. – 2016. – № 11(20). – c. 22-25.
18. Плотников А.В. Социальное предпринимательство как экономическое явление в России и за рубежом // Московский экономический журнал. – 2019. – № 7. – c. 35. – doi: 10.24411/2413-046Х-2019-17068.
19. Харченко А.А. Социальное предпринимательство в России // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2018. – № 3(11). – c. 85-88.
20. Папченко Д.С. Поддержка малого предпринимательства как условие экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2020. – № 2. – c. 233-240. – doi: 10.18334/ecsec.3.2.110274.
21. Социальное предпринимательство – новый вектор развития социальной сферы в регионах: Материалы заседания Совета по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Совет Федерации, 25 ноября 2020 года). Аналитический вестник № 2 (762). [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/media/files/I5CRqG3oXJxLjBV5heyngHLIfX1xi9FA.pdf (дата обращения: 15.12.2020).
22. Благотворительный фонд И.И. Саввиди. [Электронный ресурс]. URL: http://www.savvidifond.ru (дата обращения: 15.12.2020).
23. Апокина К.В., Зубайдуллина В.Р. Социальное предпринимательство в Великобритании // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2019. – № 6(93). – c. 2.
Страница обновлена: 29.10.2024 в 01:19:11