Экзистенциальный характер исторического развития социального предпринимательства
Кадол Ф.В.1, Кадол Н.Ф.2
1 Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Республика Беларусь, Гомель
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - Высшая школа корпоративного управления, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 1 (Январь-март 2022)
Цитировать:
Кадол Ф.В., Кадол Н.Ф. Экзистенциальный характер исторического развития социального предпринимательства // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2022. – Том 3. – № 1. – С. 9-20. – doi: 10.18334/social.3.1.113897.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48906030
Аннотация:
В статье с позиций философии экзистенциализма рассматривается методология эволюции социального предпринимательства в условиях свободного и социально-ответственного развития современной экономики. Социальное предпринимательство характеризуется как сравнительно новое явление. Актуализируется потребность в рассмотрении и анализе экзистенциальной направленности социального предпринимательства в современных условиях. С экзистенциальной точки зрения в статье характеризуется опыт организации социального предпринимательства в европейских странах и современной мировой экономики в целом.
Ключевые слова: предпринимательство, социальное предпринимательство, социальная ответственность, экономическое развитие. некоммерческие организации, кооперативы, экзистенциальная направленность, мировая экономика, социальная защищённость
JEL-классификация: L26, L31, M14, Q13
В современной экономической науке большое значение придается концептуально-методологическому обоснованию изучаемой проблемы, в особенности сущности и генезису исследуемых процессов. Не являются исключением из этого требования теории и практики организации социального предпринимательства. При определении его сущности и методологических оснований становления и развития важно исходить из базисного методологического постулата о том, что нельзя решать отдельные экономические проблемы на категориальном уровне, а также постулаты и принципы экономической практики без их общеметодологического смысла. Таким методологическим основанием социального предпринимательства является его экзистенциальная направленность. В чем ее значение и методологическая сущность?
В настоящее время принято опираться на четыре уровня методологической интерпретации исследуемой проблемы: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический или практико-ориентированный. В этом отношении методология научного изучения проблемы социального предпринимательства как сравнительно новое явление предполагает обоснование философских подходов к истолкованию социального предпринимательства как общечеловеческого экономического феномена и социальной ценности. Все они имеют определенные экзистенциальные предпосылки, экономическую характеристику сущности и содержания социального предпринимательства. Они требуют уточнения системы структурных и социально-нравственных критериев и факторов, определяющих экзистенциальные предпосылки и условия успешного функционирования социально ориентированных предприятий, их создателей и непосредственных участников, организаторов сбыта продукции и потребителей. Тем самым методология социального предпринимательства и предмет его научного исследования предполагает экономическую интерпретацию философских подходов, определение сущности и содержания, функций и критериев социального предпринимательства, базисные социально-экономические положения гипотезы, имеющие концептуально-методологический смысл, определяющий научную логику социально-экономического поиска. На методологическом уровне эта логика определялась нами в следующей последовательностью поисковых действий: методологическое обоснование исходных принципов теоретической разработки проблемы социального предпринимательства; научно-экономическое обоснование и определение наиболее эффективных путей и условий практической организации социального предпринимательства.
В приведенной нами работе сделана попытка реализации философского тезиса о диалектической взаимосвязи, органическом единстве и причинно-следственной обусловленности экономической теории и социально-предпринимательской практики. Базисный методологический тезис исследуемой проблемы указывает на необходимость изучения многообразных аспектов современной бизнес-деятельности, в том числе и социального предпринимательства, на стыке теории и практики и в контексте его экзистенциональной направленности, предполагающей сочетание экономической свободы, предпринимательской деятельности с гражданской и социальной ответственностью субъектов экономических процессов.
Проблемы экзистенциальной направленности благотворительной деятельности рассматриваются в научных работах О. В. Карамовой, Р. Н. Павлова, М. Б. Орлова, Ю. М. Беспаловой, Е. В. Орловой, Г. Л. Тульчинского, Л. А. Темниковой, А. В. Савина, А. Ф. Векслер и др [2, 3, 5, 8, 10] (Bespalova, 1999; Veksler, Tulchinskiy, 2006; Karamova, 1997; Orlova, 2003; Temnikova, 1996). Исследователи подчеркивают, что в отличие от изначальной трактовки ее функционального назначения (акцент делался на социальной функции) особое значение в современном обществе приобретает экономическая функция благотворительности, ориентированная на перераспределение различных ресурсов (денежных средств, личного времени, энергии и др.) для решения социальных проблем [1] (Belyaeva, 2001). Если говорить об экономической функции социального предпринимательства, то в этом случае, по нашему мнению, акцент должен быть перенесен на возможность с его помощью вводить в экономический оборот ресурсы: материальные, трудовые и др., которые в таком качестве ранее не использовались. Речь идет об использовании отходов производства, привлечении в качестве трудовых ресурсов инвалидов и других ранее социально исключенных групп.
Особый интерес при исследовании благотворительности, трактуемой, с одной стороны, как своего рода предтеча социального предпринимательства, а с другой – как существующий параллельно с ним феномен, имеет, прежде всего, так называемая корпоративная благотворительность, рассматриваемая как часть корпоративной социальной ответственности [1] (Belyaeva, 2001). Что важно, последняя в основном связывается с так называемой стратегической благотворительностью, призванной решать (в отличие от ситуативной благотворительности) проблемы, оказывающие постоянное воздействие на общество или связанные с определенной общественной задачей [1] (Belyaeva, 2001). Однако в отличие от корпоративной благотворительности, как правило, разрешающей указанные проблемы через посредников благотворительных фондов, финансируемых извне, социальное предпринимательство организует свою деятельность для их реализации за счет своих устойчивых статей дохода.
Изучение сущностных аспектов и проблем развития социального предпринимательства предполагает выявление его внешних и внутренних стимулов становления и развития. Учитывая недостаточную концептуальную разработанность обозначенной проблемы, важно на философском и общенаучном уровнях систематизировать экзистенциальные предпосылки социального предпринимательства с точки зрения экономических, социальных и нравственных факторов, а также ведущих стимулов его развития и совершенствования в русле гражданской ответственности. Это связано с тем, что в последние десятилетия наблюдается общая гуманизация человеческого сообщества, предполагающая равенство возможностей граждан, справедливость в распределении материальных благ, уважение к человеческому достоинству, повышение ценности человеческой жизни и заботу о материальном благе людей. Несмотря на определенную инертность в развитии социальных структур, в целом в последние годы представители сферы предпринимательской деятельности все больше и больше уделяют внимания и много делают для гуманизации своего бизнеса, повышения социального уровня человека в его повседневной жизни. Одной из причин этой тенденции, по мнению большинства исследователей, является низкая восприимчивость целого ряда социальных проблем к традиционным мерам воздействия государств разных стран в рамках своей социальной политики в отношении бедности, безработицы, социальной исключенности уязвимых категорий населения [6] (Moskovskaya, Soboleva, 2016). Анализ проведенных ранее исследований позволяет констатировать, что в настоящее время происходит углубление смысловых детерминант социального предпринимательства.
Мы исходили из того, что предпринимательская активность не исчерпывается исключительно сферой экономики, а проявляется в разных сферах деятельности и не всегда мотивирована доходами. В настоящее время при создании и развитии деятельности хозяйствующих субъектов необходимо учитывать государственные и общественные интересы. Именно предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни является одним из факторов социального развития стран с рыночной системой хозяйствования. Его роль «не только в максимизации прибыли, поскольку она приводит к росту налогов, а в увеличении стоимости бизнеса в целом, т.е. капитализации имущества» [7, с. 34] (Neklyudov, Klyueva, 2016, р. 34). По мнению российского исследователя В.С. Неклюдова, предпринимательская деятельность реализуется в экономической и социальной функциях, последняя из которых послужила катализатором появления социального предпринимательства. В связи с этим концепция социального предпринимательства в современных условиях должна соответствовать потребностям социально-экономического развития общества, что, в свою очередь, предполагает комбинирование социальной миссии и деловой инициативы в русле их экзистенциального содержания [4] (Kadol, 2020).
Важной причиной становления и быстрого распространения в разных странах социального предпринимательства (с 1970–1980 гг.) является устойчивое сосуществование рыночных и нерыночных сегментов социальной и экономической жизни, что в условиях роста их взаимной зависимости, вызванных глобализацией, стало рассматриваться в одних случаях как барьер, а в других – как недоиспользованный ресурс развития [7, с. 34] (Neklyudov, Klyueva, 2016, р. 34) . С точки зрения экзистенциональной направленности социального предпринимательства важной проблемой для многих стран, в частности стран Евразийского экономического союза, является углубление неравенства между социальными группами в обществе. Именно это явление несет в себе потенциальную опасность социально-экономических и политических катастроф. Кроме того, расширение спектра социальных потребностей населения в силу процессов глобализации и научно-технического прогресса требует для их удовлетворения все большей степени индивидуализации и диверсификации оказываемых социальных услуг. Однако в силу масштабности охвата государством социальных проблем оно ограничено не только в финансовых средствах на социальные расходы, но и информационно относительно существования уже сложившихся в обществе зон социальной уязвимости и возникновения новых. Все это требует гармонического единения гражданской ответственности и предпринимательской свободы всех субъектов экономической деятельности, то есть экзистенциального подхода и организации социального предпринимательства.
В отличие от государства социальная ответственность субъектов предпринимательства базируется на том, что их деятельность основывается на учете локальных потребностей и интересов, факта многообразия существующих культур в их внешней среде функционирования. Предпринимательская деятельность в целом и социальное предпринимательство в частности оказываются по этим причинам более гибкими, быстрыми и эффективными в реализации позитивных социальных преобразований на локальном уровне. Как правило, социальное предпринимательство предполагает сочетание экономических свобод предпринимательской деятельности и гражданской ответственности за материальное благополучие экономически уязвимых слоев населения как отдельно взятого государства, так и его крупных и мелких регионов.
С позиции экзистенциальной направленности современной бизнес-деятельности большое значение для осмысления сущности социального предпринимательства имеют разработки в области благотворительности и социальной ответственности представителей бизнеса, изучения социальных функций современного предпринимательского класса, в частности осуществление им благотворительной деятельности, которую ряд исследователей рассматривают как экономическую опору, в определенной степени предтечу социального предпринимательства [6] (Moskovskaya, Soboleva, 2016). В этом плане социальное предпринимательство в современной России, а также и во всех странах Евразийского экономического союза, в том числе и в Республике Беларусь, практически характерных примеров не имело, в отличие от большинства европейских стран и в особенности США.
Важным аспектом в определении экзистенциальной направленности социального предпринимательства является предпринимательская практика, то есть процессы становления и развития социального предпринимательства на протяжении предыдущих этапов развития человеческого общества. Прототипом современного социального предпринимательства можно считать общественные самоорганизации XVIII века в США. В этой стране для решения различных социальных проблем создавались организации самопомощи и благотворительности. В XIX столетии в европейских странах также наблюдались отдельные элементы проявления и развития социального предпринимательства посредством деятельности организации Флоренс Найтингейл [4] (Kadol, 2020). Истоки зарождения социального предпринимательства в Азии прослеживаются в первой половине XX века благодаря общественному деятелю, основателю движения «Бхудан» Бхаве Винобе. В России социальное предпринимательство появилось на рубеже XIX–XX веков. Одним из примеров проявления социального предпринимательства можно назвать Дом трудолюбия, который был основан отцом Иоанном Кронштадтским. В нем материально нуждающиеся люди, оказавшиеся в трудном социальном положении, могли найти себе работу, получить приют. Идея домов трудолюбия впоследствии получила распространение по всей России. Однако социальное предпринимательство как практическая деятельность, интегрирующая процесс получения экономической и социальной выгоды, стало активно себя проявлять только во второй половине XX века.
Широкое распространение в мировой экономической практике социальное предпринимательство получило в 80-х годах XX столетия благодаря возникновению фонда «Ашока». Данный фонд был создан Биллом Дрейтоном в 1980 году. Деятельность фонда направлена на поддержку социального предпринимательства. Именно фонд «Ашока» предоставляет финансовую помощь, содействует созданию необходимой инфраструктуры и различных финансовых механизмов для развития социального предпринимательства. Билл Дрейтон охарактеризовал социальное предпринимательство как практичные и ориентированные на результат методы бизнес-деятельности с целью получения социального эффекта. Он считает, что социальными предпринимателями являются люди, которые видят наиболее значимые социальные вопросы и проблемы, знают, как их решить, и способны осуществить задуманное. Не каждый социальный и деловой лидер по своей сути является предпринимателем. Это связано с тем, что не каждый человек обладает требуемыми личностными склонностями для осуществления предпринимательской деятельности в социальных или экономических целях. Для успешной реализации своих проектов Билл Дрейтон считает, что социальные предприниматели должны обладать предпринимательскими качествами, быть креативными, являться морально устойчивыми, понимать социальную значимость идеи [11] (Shumpeter, 1982).
Продолжая экзистенциальную тенденцию развития и становления социального предпринимательства, начатую Ашокой, в США также были созданы фонды и благотворительные организации, которые занимались поддержкой «социальных предпринимателей», у которых есть идеи для решения различных социальных проблем общества. Примерами таких организаций являются организация «Эхо Грин» и Фонд социальных предпринимателей на Службе молодежи Америки. Организация «Эхо Грин» была создана в 1989 г. при поддержке фирмы Дженерал Атлантик и относящейся к ней организации «Филантропы Атлантики». Данная организация использовала венчурный капитал в сфере благотворительности и оказывала поддержку молодым предпринимателям-лидерам, ориентированным на решение общественных проблем. Такая категория людей позже была описана как социальные предприниматели. В 1994 году в США был создан Фонд социальных предпринимателей для поддержки молодежи Америки. Этот фонд занимался реализацией программ развития венчурного капитала. Благодаря таким программам фонд обучает, продвигает и инвестирует в талантливых и дальновидных молодых предпринимателей, которые создают инновационные и эффективные молодежные организации. Для всех них была характерна экзистенциальная направленность предпринимательской деятельности, то есть сочетание экономической свободы с гражданской ответственностью за материальное благополучие социально уязвимых слоев населения.
Использование терминов «социальное предпринимательство», «социальный предприниматель», преследующих цель социальных изменений, акцентировало внимание на том, что оно не должно рассматриваться только с точки зрения получения дохода. Оно должно быть связано с результативностью его действий, выраженной в социальных переменах, то есть иметь экзистенциальную направленность. Такое понимание данного явления было подчеркнуто на концептуальном уровне Чарльзом Лидбитером в его работе «Восхождение социальных предпринимателей». Он отмечает, что «социальные предприниматели выявляют ресурсы, которые не задействованы и могут быть использованы для удовлетворения социальных потребностей. Они вводят новые социальные услуги и новые способы предоставления существующих услуг» [13] (Leadbetter, 1997). С этой точки зрения концепция Жана Батиста Сэя о смещение ресурсов и концепция Йозефа Шумпетера об инновации являются взаимозаменяемыми. Исходя из некоторых исследований, Чарльз Лидбитер предположил, что социальные предприниматели предприимчивы, склонны к новаторству и они изменяют традиционное видение решения социальных проблем. С точки зрения экономической свободы и гражданской ответственности, это и есть не что иное как проявление принципа экзистенциальной направленности социального предпринимательства.
В современных европейских странах новый толчок в своем экзистенциальном развитии социальное предпринимательство получило в 1990-х годах. Так, в 1996 году в Бельгии была организована европейская сеть исследователей European Research Network. Исследователи, входящие в данную сеть, занимаются изучением феномена социального предпринимательства, проводят круглые столы и организовывают различные конференции по данной проблеме, реализуют совместные научные проекты. В данную сеть входят различные институты, центры изучения социального предпринимательства, а также индивидуальные исследователи из разных стран, которые занимаются разработкой данной темы. В 1997 году была открыта первая «Школа социальных предпринимателей» в Лондоне. Эта школа была основана британским общественным деятелем, социологом и политиком Майклом Янгом. На сегодняшний день лондонская «Школа социальных предпринимателей» имеет свои филиалы по всей Великобритании, а также в Ирландии, Канаде, Австралии. Анализ их предпринимательской деятельности свидетельствует о ее экзистенциальной направленности с точки зрения социальной справедливости при распределении прибыли.
Для поддержки и финансирования организаций социального предпринимательства в 1998 году швейцарским экономистом, основателем и президентом Всемирного экономического форума в Давосе Клаусом Швабом был создан «Фонд социального предпринимательства Шваба». В 1999 году в США был учрежден еще один фонд – «Фонд Сколла». Данная организация специализируется на инвестициях в социальные предприятия, которые связаны с поддержкой сфер здравоохранения и образования в развивающихся странах. Для решения социальных проблем и оказания помощи обществу социальное предпринимательство должно использовать инновационные подходы.
Ярким примером экзистенциальной направленности социального предпринимательства является создание и функционирование Грамин банка. Основателем данной организации является Мухаммед Юнус. Ему принадлежит развивающаяся система социальных бизнес-организаций. Мухаммед Юнус в 2006 году был удостоен Нобелевской премии мира за изобретение механизма микрокредитов как формы поддержки экономической активности для самых бедных слоев населения. Данная организация была учреждена Мухаммедом Юнусом в Бангладеш. Основной целью деятельности Грамин банка является предоставление микрокредитов и других финансовых услуг бедным слоям населения для того, чтобы они для собственного дела могли получать определенный доход. Все это позволяет сделать вывод о том, что на протяжении достаточно долгого периода времени в мире создавалась система фондов и некоммерческих организаций, способствующих решению социальных проблем и развитию территорий и местных сообществ. Концептуальной основой их предпринимательской деятельности являются принципы экзистенциализма о свободе и социальной ответственности субъектов экономических процессов.
В современных условиях создаются и эволюционируют членские организации в сфере социального предпринимательства. Такие сообщества оказывают поддержку социальным предпринимателям в различных областях. Как правило, они выступают в качестве площадки обмена опытом между начинающими и действующими социальными предпринимателями. На современном этапе развития общества социальное предпринимательство является важной и неотъемлемой частью экономической и социальной сферы каждой развитой страны. Основным мотивом социального предпринимательства является решение острых социальных проблем. Оно активно развивается и функционирует во многих общественно полезных областях, способствует эффективному взаимодействию всех сфер экономики в решении социально значимых вопросов, широко использует самые разные организационные и юридические формы, которые предусмотрены национальным законодательством. Развитие социального предпринимательства способствует эволюции этических норм рыночного поведения, повышению корпоративной ответственности предпринимательской среды перед обществом, то есть содействует реализации принципа экзистенциальной направленности социального предпринимательства, сочетающего в себе экономически свободные действия с одновременной гражданской ответственностью за социальную защиту граждан.
Источники:
2. Беспалова Ю.М. Ценностные ориентации предпринимательства России. / (на материалах западно-сибирского предпринимательства второй половины XIX-начала XX вв.), монография. - СПб.: СПбГУЭФ, 1999. – 125 c.
3. Векслер А.Ф., Тульчинский Г.Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. - Москва; Санкт-Петербург: Вершина, 2006. – 335 c.
4. Кадол Н.Ф. Становление и идентификация социального предпринимательства в мировой практике // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 2. – c. 343-354. – doi: 10.18334/lim.7.2.110501.
5. Карамова О.В. Социальная ответственность российского предпринимательства. / Традиции и опыт российского предпринимательства: История и современность: сб. науч. тр. - Москва; Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 1997. – 67-71 c.
6. Московская А.А., Соболева И.В. Социальное предпринимательство в системе социальной политики: мировой опыт и перспективы России // Проблемы прогнозирования. – 2016. – № 6(159). – c. 103-111.
7. Неклюдов В.С., Клюева Ю.С. Особенности развития социального предпринимательства в России // Вестник Нижегородского института управления. – 2016. – № 1(38). – c. 41-44.
8. Орлова Е.В. Социальная эффективность предпринимательской деятельности в трансформирующемся российском обществе. / Диссертация., 2003. – 324 c.
9. Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 68 c.
10. Темникова Л.А. Благотворительность в контексте духовного развития общества. - Калуга: КГПУ, 1996. – 135 c.
11. Шумпетер Й. Теория экономического развития. / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1982. – 148-149 c.
12. What is a social entrepreneur?. Ashoka. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ashoka.org/fellows/social_entrepreneur.cfm.
13. Leadbetter C. The rise of social entrepreneurship. - London: Demos, 1997. – 8 p.
14. Kadol N. The process of formation and directions of social entrepreneurship development in the countries of the Eurasian Economic Union // International Journal of Entrepreneurship. – 2020. – № 4. – p. 1-6.
Страница обновлена: 18.07.2024 в 11:33:34