Оценка туристского потенциала и результаты маркетингового анализа существующих и предполагаемых туристских маршрутов
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (58), Октябрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Морозов В.А. Оценка туристского потенциала и результаты маркетингового анализа существующих и предполагаемых туристских маршрутов // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 10. – С. 108-109.
Аннотация:
Анализ состояния туристской инфраструктуры, который выполняется перед разработкой региональных целевых программ, чаще всего не учитывает целей поездок путешественников. Это затрудняет фактическую оценку уровня потребляемых услуг и негативно отражается на формировании рационального набора предлагаемого туристского продукта в будущем.
Ключевые слова: региональные целевые программы, туристско-рекреационные зоны, туристическая инфраструктура
Анализ состояния туристской инфраструктуры, который выполняется перед разработкой региональных целевых программ, чаще всего не учитывает целей поездок путешественников. Это затрудняет фактическую оценку уровня потребляемых услуг и негативно отражается на формировании рационального набора предлагаемого туристского продукта в будущем.
Наиболее ярким и, как сегодня говорят, «продвинутым» примером, отражающим рекреационно-географический подход, по нашему мнению, следует считать региональную программу «Золотое кольцо России». Она разработана учеными Национальной Академии Туризма, специалистами Российского НИИ культурного и природного наследия, Московского центра содействия развитию туризма, ГАО «Москва», ВАО «ИНТУРИСТ» и другими специализированными организациями [1].
В этой программе обобщен многолетний опыт регионального планирования в сфере туризма по эффективному использованию природного и культурного наследия в исторических российских городах и территориальных образованиях, расположенных в Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской и Владимирской областях. Впоследствии он был распространен и на другие туристские регионы, в том числе при разработке таких программ как «Золотое кольцо Москвы», «Большие Сочи» и т.п.
В основу разработки указанных программ положена комплексная оценка туристского потенциала и результаты маркетингового анализа существующих и предполагаемых туристских маршрутов, что позволяет развивать познавательный, прежде всего, культурно-исторический туризм [2].
Проведенный анализ позволил:
‑ сформулировать рекреационную характеристику туристского региона по географическим, демографическим, социально-экономическим параметрам, в том числе по объектам туристского обслуживания: размещению, питанию, торговле, транспорту, досугу;
‑ определить ниши на национальном и международном рынках, где могут предлагаться туристские услуги,
‑ выявить виды туризма, способные обеспечить рентабельность, зоны, где туризм способен стать приоритетной сферой хозяйства;
‑ выстроить соответствующую типологию инфраструктуры туризма и туристских объектов по признакам их вместимости и классности.
По результатам анализа можно будет
‑ наметить этапы формирования новой структуры туристического бизнеса;
‑ наметить ориентиры деловой стратегии;
‑ определить ожидаемый экономический и социальный эффект.
‑ спрогнозировать уровень потребностей в рабочих местах по профессиям и квалификациям,
‑ определить наиболее важные организационно-управленческие аспекты хозяйственной деятельности и маркетинговых мероприятий по продвижению туристского продукта.
Рекреационно-географический подход к разработке региональных программ туризма позволил накопить положительный опыт в вопросах определения допустимых нагрузок на природные и культурные комплексы, установления зависимости инфраструктуры от функционального типа туристской дестинации, исчисления социально-экономической эффективности и т.п.
Рекреационно-экономическое обоснование туристских маршрутов создает базу для разработки инвестиционной программы. Однако данный подход, как представляется, наиболее приемлем для регионов с развитой инфраструктурой туризма и уже известным на рынке туристским продуктом. Это позволяет даже при минимальных маркетинговых усилиях иметь стабильный приток туристов и экскурсантов, ориентированных на ознакомление с культурно-историческими достопримечательностями России.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:04:16