Оценка туристского потенциала и результаты маркетингового анализа существующих и предполагаемых туристских маршрутов

Морозов В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (58), Октябрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Морозов В.А. Оценка туристского потенциала и результаты маркетингового анализа существующих и предполагаемых туристских маршрутов // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 10. – С. 108-109.

Аннотация:
Анализ состояния туристской инфраструктуры, который выполняется перед разработкой региональных целевых программ, чаще всего не учитывает целей поездок путешественников. Это затрудняет фактическую оценку уровня потребляемых услуг и негативно отражается на формировании рационального набора предлагаемого туристского продукта в будущем.

Ключевые слова: региональные целевые программы, туристско-рекреационные зоны, туристическая инфраструктура



Анализ состояния туристской инфраструктуры, который выполняется перед разработкой региональных целевых программ, чаще всего не учитывает целей поездок путешественников. Это затрудняет фактическую оценку уровня потребляемых услуг и негативно отражается на формировании рационального набора предлагаемого туристского продукта в будущем.

Наиболее ярким и, как сегодня говорят, «продвинутым» примером, отражающим рекреационно-географический подход, по нашему мнению, следует считать региональную программу «Золотое кольцо России». Она разработана учеными Национальной Академии Туризма, специалистами Российского НИИ культурного и природного наследия, Московского центра содействия развитию туризма, ГАО «Москва», ВАО «ИНТУРИСТ» и другими специализированными организациями [1].

В этой программе обобщен многолетний опыт регионального планирования в сфере туризма по эффективному использованию природного и культурного наследия в исторических российских городах и территориальных образованиях, расположенных в Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской и Владимирской областях. Впоследствии он был распространен и на другие туристские регионы, в том числе при разработке таких программ как «Золотое кольцо Москвы», «Большие Сочи» и т.п.

В основу разработки указанных программ положена комплексная оценка туристского потенциала и результаты маркетингового анализа существующих и предполагаемых туристских маршрутов, что позволяет развивать познавательный, прежде всего, культурно-исторический туризм [2].

Проведенный анализ позволил:

‑ сформулировать рекреационную характеристику туристского региона по географическим, демографическим, социально-экономическим параметрам, в том числе по объектам туристского обслуживания: размещению, питанию, торговле, транспорту, досугу;

‑ определить ниши на национальном и международном рынках, где могут предлагаться туристские услуги,

‑ выявить виды туризма, способные обеспечить рентабельность, зоны, где туризм способен стать приоритетной сферой хозяйства;

‑ выстроить соответствующую типологию инфраструктуры туризма и туристских объектов по признакам их вместимости и классности.

По результатам анализа можно будет

‑ наметить этапы формирования новой структуры туристического бизнеса;

‑ наметить ориентиры деловой стратегии;

‑ определить ожидаемый экономический и социальный эффект.

‑ спрогнозировать уровень потребностей в рабочих местах по профессиям и квалификациям,

‑ определить наиболее важные организационно-управленческие аспекты хозяйственной деятельности и маркетинговых мероприятий по продвижению туристского продукта.

Рекреационно-географический подход к разработке региональных программ туризма позволил накопить положительный опыт в вопросах определения допустимых нагрузок на природные и культурные комплексы, установления зависимости инфраструктуры от функционального типа туристской дестинации, исчисления социально-экономической эффективности и т.п.

Рекреационно-экономическое обоснование туристских маршрутов создает базу для разработки инвестиционной программы. Однако данный подход, как представляется, наиболее приемлем для регионов с развитой инфраструктурой туризма и уже известным на рынке туристским продуктом. Это позволяет даже при минимальных маркетинговых усилиях иметь стабильный приток туристов и экскурсантов, ориентированных на ознакомление с культурно-историческими достопримечательностями России.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:55:48