Совершенствование системы оплаты труда преподавателей вузов

Шибанова А.А.1, Кочанжи И.Д.1
1 Московская академия Следственного комитета Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 7 (Июль 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43804218
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проводится исследование различных подходов к определению размера заработной платы преподавателей. Авторами выделены основные задачи в части материальной поддержки работников образовательных учреждений. С теоретической точки зрения рассмотрены положения, выдвинутые классиками политической экономии. Особый интерес представляют меры социальной поддержки преподавателей, реализуемые в России в настоящее время. На основании статистических данных дана оценка степени реализации социальной политики, выявлены отклонения фактических показателей от запланированных. В работе представлены основные недостатки в системе оплаты труда преподавателей.

Ключевые слова: заработная плата, труд, образовательные учреждения, федеральный бюджет, дотации, регулирование

JEL-классификация: J31, J33, J38, I23



Введение

Россия является социальным государством, что предполагает приоритет мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определенных социальных групп, а также научной деятельности в области социальных вопросов. Высокое качество образования – основа развития общества.

Особенное значение социальная политика приобретает в условиях рыночной системы хозяйствования, которая предполагает решение проблем и задач посредством механизма спроса и предложения.

Классики политической экономики – А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Милль отмечали, что размер заработной платы устанавливается спросом на наемный труд и предложением на рынке труда, отмечая, что в период нехватки рабочих их заработная плата формируется, как и цена на любой другой товар, исключительно под влиянием универсального закона спроса и предложения [8, 6, 5] (Smit, 2007; Rikardo, 2007; Mill, 2007).

Немецкий экономист и политический деятель А. Вагнер сформулировал закон об усилении государственной деятельности и связанный с ним закон возрастающего расширения финансовых потребностей государства и роста общественных расходов [2] (Vagner, 1906). Так, развитие общественных отношений и цивилизованность общества требует расширения государственных расходов.

Целью данной научной работы является оценка проводимых в настоящее время мероприятий, направленных на поддержку и материальное стимулирование профессорско-преподавательского состава вузов.

Научная новизна проделанной работы заключается в том, что исследование опирается на актуальные статистические данные за 2019–2020 гг., а также представляется развитие идей классиков политической экономики в современной интерпретации.

Выдвигается гипотеза о том, что государственными органами подготовлены меры социальной поддержки преподавателей, однако их реализация в полном объеме требует дополнительного разъяснения и уточнения.

Социальная сфера и развитие науки в частности требуют дополнительной поддержки и финансирования. Медицинские работники и преподаватели – это те работники, труд которых ближе всего к личной жизни каждого, именно они оказывают помощь физическому и моральному состоянию человека. Плата за такой труд должна быть достойной.

В. Путин ежегодно в своих обращениях отмечает необходимость обеспечить высокий уровень заработной платы работникам данной сферы. Следственные органы РФ регулярно рассматривают жалобы граждан на невыплату положенных доплат, в том числе стимулирующих выплат медицинским работникам в условиях пандемии COVID-19. Как обстоят дела с материальной поддержкой преподавателей?

В 2012 году майским указом Президента от 07.05.2012 № 597 было отмечено, что необходимо повысить среднюю заработную плату социальных работников, в том числе преподавателей, до 200% от среднего размера в регионе. В целях реализации данного указа в рамках федерального бюджета ежегодно выделяются целевые денежные средства.

Данное поручение В. Путина позволило увеличить реальный доход определенной социальной группы – преподавателей, в частности:

- повысить престиж преподавательской деятельности;

- привлечь к научной деятельности высококвалифицированных практикующих специалистов;

- продемонстрировать реальное исполнение мер социальной поддержки.

Повышение заработной платы преподавателей имеет колоссальное экономическое и социальное значение, а также стимулирует научно-технический прогресс. Доведение заработной платы до 200% от средней по региону предполагает увеличение дохода в 2 раза, однако и в данном вопросе присутствует бюрократическое противодействие и вопросы:

- почему не все образовательные учреждения осуществляют выплаты преподавательскому составу в размере, отмеченном Президентом РФ, несмотря на выделение целевых денежных средств;

- почему не все социальные работники и преподаватели получают заработную плату в двукратном размере от средней по региону;

- насколько эффективно контролирующие органы проверяют фактическое исполнение поручения президента.

Образовательные учреждения, то есть все юридические лица, видом экономической деятельности которых является предоставление услуг в сфере образования (среднего, профессионального, высшего, дополнительного), имеют в своем штате профессорско-преподавательский состав, и все работники данной категории должны получать высокую заработную плату, как минимум в двукратном размере от средней по региону (табл. 1).

Таблица 1

Средняя заработная плата по регионам в 2019 году

Регион
Средняя заработная плата в 2019 [10]
Размер заработной платы, указанный в информации о вакансиях [11] по должности преподавателя высшего образования
Минимальная заработная плата преподавателей в соответствии с Указом Президента РФ № 597
Отклонение предлагаемой заработной платы работодателями и размера по Указу Президента РФ № 597
Владимирская область
33 076
18 000
66 152
48 152
Московская область
55 555
20 000
111 110
91 110
г. Москва
94 294
52 500
188 588
136 088
г. Санкт-Петербург
65 872
45 000
131 744
86 744
Ульяновская область
30 677
14 000
61 354
47 354
Источник: составлено авторами.

В соответствии с иерархией правовой системы России иной порядок возможен только в случае, если федеральными законами предусмотрены иные положения, то есть в отношении тех категорий работников, материальное содержание которых четко установлено в федеральных законах. Например, сотрудники ведомственных образовательных учреждений Следственного комитета, по должностям которых предусмотрено присвоение специальных званий. Преподавателям, которые занимают должности работников, положены такие выплаты.

В 2018 году в результате научного исследования установлено, что средний размер заработной платы преподавателей в России составил 25 000,00 рублей [7] (Salavatov, 2018), что является достаточно низким показателем.

На практике не все образовательные учреждения осуществляют выплаты преподавателям в размере 200% от среднего размера по региону. Преподаватели, имеющие право на данные выплаты, из-за страха потерять работу или незнания своих прав не подают жалоб, довольствуясь тем что есть.

Образовательные учреждения нефедерального уровня, по факту имеющие право производить выплаты, могли бы запросить денежные средства в рамках соответствующей бюджетной процедуры бюджетного процесса. Однако порядок осуществления межбюджетных трансфертов не всем понятен, вызывает «страх», и кроме того, в случае выделения средств из федерального бюджета, эффективность их использования подлежит проверке Счетной палатой РФ.

Механизм предоставления из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, в том числе для реализации указов Президента РФ от 7 мая 2012 года, установлен Постановлением Правительства РФ от 22.11.2004 № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации», последняя редакция которого относится к 27.12.2019.

Не все преподаватели получают заработную плату в двукратном размере от средней по региону. Работодатели могут оформить трудовые отношения путем заключения договора гражданско-правового характера, в котором устанавливается размер оплаты труда и конкретный перечень услуг, которые должны быть выполнены преподавателем. Недобросовестные работодатели, пользуясь такой возможностью, оформляют трудовые отношения именно так. В законодательстве необходимо закрепить положения, предусматривающие, что в случае если педагогический работник выполняет нагрузку более 0,25% ставки (более 187,5 часов), положения указа президента распространяются и на порядок установления платы за такой труд.

Размер заработной платы зависит от сложности труда и его оценки. Так, К. Маркс предложил оценить сложность труда посредством сведения его к простому. Другими словами, сложный труд означает возведенный в степень, или, скорее, помноженный простой труд, то есть меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого труда [3] (Marks, 1969). Согласно данной теории, один день сложного труда может быть приравнен к десяти дням простого. Однако насколько применимы данные положения к труду преподавателей? Качество и эффект прочитанной лекции зависят от опыта, знаний, подготовки, ораторских качеств и даже настроения преподавателя. То есть как от объективных показателей (стаж работы в определенной должности), так и субъективных (хорошее настроение, самочувствие).

В советское время сложный труд рассматривался как труд, базирующийся на получении предварительного профессионального знания, и предпринимались попытки его оценки с позиции продолжительности учебы, необходимой для его выполнения [4] (Mayer, 1963). Данный подход интересен как в части оценки эффективности преподавательской деятельности в целом, поскольку от качества преподавания и представления того или иного материала зависит продолжительность обучения студентов и уровень их квалификации. С другой стороны, рассмотрение самого труда преподавателя с позиций данной теории сомнительно.

Несомненно, важнейшим механизмом регулирования заработной платы являются компенсационные выплаты, однако не стоит забывать о «натуральных» формах, среди которых предоставление дополнительного отпуска, установление сокращенного рабочего дня и досрочный выход на пенсию. В отношении профессорско-преподавательского состава особенно актуален вопрос относительно продолжительности рабочего дня. Основные трудовые задачи преподавателя отражаются в его нагрузке, которая измеряется в количестве часов контактной работы с обучающимися, прочие виды деятельности, научная и методическая, не требуют присутствия на рабочем месте, однако для их реализации необходимы определенные условия – информационные источники, интернет-подключение, отсутствие шума и отвлекающих моментов.

Труд преподавателей предполагает не механическое исполнение своих обязанностей, а творческий подход, личное, небезразличное отношение к предмету и искренние эмоции. Творческая научная деятельность, написание статей, монографий, учебных пособий, методических рекомендаций невозможно без глубокого личного интереса к предмету.

Научная деятельность высокопоставленных государственных деятелей имеет особую ценность, поскольку оказывает более сильное воздействие за счет обоснованности фактическим материалом и более широким взглядом на причинно-следственные связи отдельных фактов. Министр финансов РФ А.Г. Силуанов проводит лекции в Финансовом университете при Правительстве РФ [1] (Alekseev, Pachkalov, 2019), что не только повышает престиж учебного заведения, но и заставляет студентов равняться на лучших. Многие государственные деятели занимаются наукой всерьез, и такой труд также должен оплачиваться соответствующе.

И наконец, в отношении контролирующих органов, отдельных проверяющих и эффективности их деятельности, труд которых требует глубоких знаний, в том числе и специфики деятельности образовательных учреждений, но что еще более значимо, высоких моральных качеств. Не желание выявить максимальное значение нарушений и показать цифры, чтобы обосновать свою «эффективность», а справедливо оценить факты, представить обоснованные выводы и предложения.

В целях недопущения нарушений порядка расчета при реализации целевых денежных средств необходимо, к сожалению, отсутствующее в настоящее время четкое, однозначное и понятное описание порядка расчета. Возникает вопрос, почему проверяющие, в том числе сотрудники контрольно-ревизионных подразделений, столь эффективно «выявляют» нарушения, но практически не желают заниматься нормотворчеством и разъяснительной работой. Контроль является функцией управления, а не инструментом поиска оснований для наказания.

И самое главное, форма представления результатов контрольных мероприятий, не являясь объективной стороной, к сожалению, приводит к принятию решений, не всегда соответствующих содержанию. Например, отражение в бухгалтерском учете объекта в устаревшем порядке, некоторые «контролеры» представляют как «хищения». В то время как подобные нарушения могут быть следствием незнания вновь принятых норм бухгалтерского учета, но не нести никакого фактического содержания.

Заключение

Профессия преподавателя предполагает передачу знаний, умений, навыков, то есть человек обладает чем-то ценным, полезным, значимым и делится с другими. Несомненно, такой труд является достаточно сложным, умственным, требует высокого профессионализма и должен быть высоко оплачиваемым. Предложенная Б. Ньюгартеном концепция жизненного пути основывается на измерении социального возраста и анализе возрастных норм и ожиданий, которые действуют как побудители и тормоза для поведения людей [9] (Neugarten, Moore, Lowe, 1965).

Стимулирование совокупного уровня образования в России требует возможности получить высокий уровень дохода, что понимается руководством страны, однако на практике не всегда реализуется в полной мере. В настоящий момент основная задача в данной сфере – разъяснить путем издания соответствующих нормативных и методических материалов порядок оплаты труда преподавателей, довести информацию до всех заинтересованных лиц, обеспечить повсеместное исполнение решений руководства страны, устраняя бюрократические препятствия.


Источники:

1. Алексеев М., Пачкалов А. Министры финансов: От Российской империи до наших дней. Монография / М.: Альпина Паблишер, 2019. С.572
2. Вагнер А. Социальный вопрос. СПб., 1906. С. 9-10
3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1.Кн.1 : Процесс производства капитала / Маркс Карл; Предисл. Ф.Энгельса; Пер. И.И.Степанова-Скворцова. - М.: Политиздат, 1969. - 908 с.
4. Майер В.Ф. Заработная плата в период перехода к коммунизму. М., 1963
5. Милль Дж. С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии : пер.с англ. М. : ЭКСМО, 2007. С. 401
6. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное : пер. сангл. М. : ЭКСМО, 2007. С. 89—90
7. Салаватов М.И. Реформирование заработной платы преподавателей в системе высшего образования // Известия Дагестанского государственного педагогического универсистета. Общественные и гуманитарные науки. 2018. Т.12 №1. С 104-108
8. Смит А, Исследование о природе и причинах богатства народов: пер. с англ. М. ЭКСМО, 2007. С. 122—123
9. Neugarten B.N., Moore J.W., Lowe J.C. Age norms, age constrains and adult socialization // American Journal of Sociology. 1965. Vol.70. P.22,23
10. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки в 2019 году. Статистические данные [Электронный ресурс]// Федеральная служба государственной статистики (последняя редакция: 15.04.2020). URL: https://www.gks.ru/labor_market_employment_salaries?print=1 (дата обращения 27.05.2020)
11. Информация о вакансиях по должности «преподаватель высшего образования». Компании интернет-рекрутмента HeadHunter [Электронный ресурс] // Вакансии, представленные на 27.05.2020 URL: https://hh.ru/search/vacancy?clusters=true&area=1&specialization=14.217&enable_snippets (дата обращения 27.05.2020).


Страница обновлена: 29.10.2024 в 21:57:41