Проблемы сдерживания развития инноваций в IT-сфере

Кудинов А.А.1
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)

Цитировать:
Кудинов А.А. Проблемы сдерживания развития инноваций в IT-сфере // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 3. – С. 1803-1814. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110692.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44082147

Аннотация:
В статье предлагается общий обзор факторов, сдерживающих создание и внедрение технологий в контексте инновационной деятельности. Особое внимание уделяется влиянию IТ-корпораций на развитие отрасли и технологический прогресс в целом. Анализируются данные статистики, раскрывающей степень влияния инновационных барьеров на бизнес.

Ключевые слова: проблемы инноваций, информационные технологии, замедление прогресса

JEL-классификация: O31, O32, O33, M21

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Научный прогресс растет экспоненциально. Практическое применение теоретических знаний не заставляет себя ждать и новые технологии появляются быстро и постоянно усложняются. За последний век человечество шагнуло от примитивных механизмов до высокомощных вычислительных машин. Но в некоторых отраслях прослеживается стагнация: например, в освоении космоса не произошло такого продвижения, как в прошлом веке, а предсказываемые учеными и писателями того времени летающие машины и разумные роботы еще не появились. Тем не менее постоянно разрабатываются и реализуется инновации в таких сферах, как вычислительная техника, наноматериалы, компактные носители информации и интернет, которые изменили повседневную жизнь. Но даже в ИТ-сфере (ИТ – информационные технологии) отмечается замедление развития.

Целью данной работы является выявление, исследование и систематизация факторов, препятствующих развитию инноваций, и формирование их классификации. Мы предполагаем наличие искусственных причин сдерживания инновационного развития ИТ-компаний.

Основные положения статьи базируются на трудах таких авторов, как Веблен Т.Б. с его книгой «Инженеры и ценовая система» [14, с. 5] (Veblen, 2018, р. 5). Приведены результаты исследований, представленных Viima [23, с. 7–8]. Также на разных стадиях затрагиваются труды Дадырова А.А. и Невелевой В.С. об антропологии инноваций [3, с. 4] (Dadyrov, Neveleva, 2019), Шиллинглоу Т., Кастромина П.А. – об интеллектуальной собственности и патентах [5; 13, с. 9–10] (Kastromin, 2018; Shillinglou, 2020, р. 9–10), Кох И.А., Шелгинского А.Е об инновационных рисках [6, с. 6] (Kokh, Shelginskiy, 2018, р. 6) и другие.

Понятие «инновации»

Проанализируем понятие «инновация». Энциклопедический словарь «Академик» дает следующее определение: «Инновация – это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей и последующий процесс внедрения этого, с фиксированным получением дополнительной ценности». «Ключ к успеху бизнеса – в инновациях, которые, в свою очередь, рождаются креативностью», – считает Джеймс Гуднайт, американский бизнесмен [22]. Антропология инноваций также акцентирует внимание на связи инновации с творчеством, т.е. с процессом возникновения нового, или переходом из небытия в бытие, по мысли Платона, или с действием не по инструкции, по выражению П.Л. Капицы [3] (Dadyrov, Neveleva, 2019).

Мы приходим к выводу, что в инновационном процессе ключевую роль играют такие факторы, как креативность для создания идеи и научные и финансовые ресурсы для развития. Внедрение инноваций – сложный, поэтапный процесс, требующий от руководителя точного планирования, отбора, производства и контроля новых благ, с последующим анализом реакции рынка.

Инновационные барьеры

Согласимся с профессором гарвардской школы управления К. Джума, что новые технологии способны решить важные общественные проблемы и служат стимулом для экономического роста [19] (Juma, 2016).

Однако на пути внедрения инноваций встречаются барьеры. Трудности, присущие нововведениям, приумножаются, когда речь идет о новой технологии для рынка или отрасли. Руководителям приходится или применять меры для решения возникающих проблем, или отказаться от введения инноваций.

На уровне стран существует такая проблема, как технологический разрыв. Часто используются дискриминационные способы удержания конкурентных технологических преимуществ, а отработанные технологии сбрасываются в развивающиеся страны [11] (Smirnov, 2018). Но иногда и компании, имея условия и возможности, сдерживают инновации ради собственной выгоды. Здесь стоит отметить ИТ-гигантов, которые покупают патенты, стартапы или другие компании. В таких случаях возникает переизбыток технологий, которые они приобрели, и в итоге патенты могут лежать без дела годами или быть неиспользованными, если это невыгодно. Корпорация может придерживать, дозировать эти инновации и выпускать их постепенно, тем самым увеличивая в разы собственную прибыль.

Компания Apple в 2007 году выпустила свой первый IPhone, камера которого не могла снимать видео. Тем не менее через некоторое время в App Store стали появляться платные приложения с такой функцией, что доказывало, что камера способна осуществлять видеозапись. Но к моменту появления App Store вместе с IOS 2 уже вышла следующая модель IPhone 3G, с таким же модулем камеры, но уже с функцией записи видео.

Характерная черта деятельности многих ИТ-компаний – добавление новых функций для их монетизации в последующих линейках моделей техники. Игровые приставки PlayStation Sony, процессоры Intel, видеокарты Nvidia, смартфоны Samsung – последние 10 лет представляют собой одни и те же продукты, только с улучшенными характеристиками и добавленными функциями, не меняющими принципы работы. Несмотря на это, компании выпускают и продают новые модели, потребность в которых вызывается возрастающими требованиями ПО, игр и приложений, нуждающихся в больших мощностях. Операционные системы – Android и IOS, их сегодняшние обновления имеют более приятный дизайн и больше возможностей, но не переосмысляют, не меняют идею самых первых версий.

Возникает вопрос, который Т.Б. Веблен поднял еще более ста лет назад в книге «Инженеры и ценовая система»: «Очевидно, что успешный капиталист – это изобретатель, организатор, продвинувший общество вперед и получивший за это достойную награду. Так ли это сегодня? Что дают обществу держатели акций, спекулянты, маркетологи? Не превратился ли типичный капиталист из производителя в мошенника, занимающегося перераспределением созданных без его участия благ?» [14, 16] (Veblen, 2018; Buyanov, 2020).

Конечно, для бизнесмена прибыль превыше новых изобретений. Если товар продается, его надо поддерживать, обновлять и производить. Но можно ли рассматривать данную ситуацию как злоупотребление положением и замедление технологического роста ИТ-гигантами? Чтобы разобраться в этом вопросе, приведем остальные факторы, сдерживающие инновации в ИТ-сфере, и сравним их значимость.

Факторы, влияющие на инновационную деятельность, разделяют на внешние (институциональные, глобальные, рыночные, отраслевые, региональные) и внутренние (ресурсное обеспечение, технологии, организация, информация, управление, кадры) [12] (Tyukavkin, Kurnosova, 2019). Мы выделим факторы, непосредственно препятствующие инновациям (табл. 1).

Таблица 1

Факторы, препятствующие инновациям

Внутренние факторы –инициативы, идущие изнутри компании. Инновации не вводятся по собственному решению
Внешние факторы – компания хочет ввести инновации, но не может. Препятствия приходят извне
Риск – вероятность потерять вложенные ресурсы
Государственное регулирование – законопроекты
Отсутствие необходимости – зачем вводить что-то новое?
Авторское право – патенты, интеллектуальная собственность
Выгода – выжимание максимума прибыли из технологий
Отсутствие ресурсов – нет финансов/технологий
Источник: составлено автором.

Распространенной причиной для отказа от введения новых технологий является высокий уровень рисков. «По мере развития инновационного процесса меняется как количество, так и характер рисков» [1] (Boldyrevskiy, Igoshev, Kistanova, 2018). Следует выделять технические, внешние, организационные и управленческие риски [10] (Popov, 2018). «По мнению С.И. Ожеговой и Н.Ю. Шведовой, необходимыми элементами риска являются: 1) опасность; 2) неопределенность; 3) случайность. То есть риск подразумевает опасность в условиях неопределенности» [6] (Kokh, Shelginskiy, 2018). В данной ситуации вероятность потерь, возникающих при вложении средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новых технологий, может отпугнуть руководителей и инвесторов.

Аналитической компанией Freeform Dynamics было проведено исследование [18], посвященное управлению бизнес-рисками. 80% опрошенных признались, что опасения по поводу возможных рисков для бизнеса не позволили им внедрить новые технологии, необходимые для создания конкурентных преимуществ и развития бизнеса. Неудачный рискованный проект также может ударить по бюджету и авторитету фирмы. Так произошло с Apple, когда вместо улучшения компьютера Apple II Стив Джобс решил создать новый Apple III с нуля, и в итоге инновационный продукт получился недоработанным. По мнению Стива Возняка, каждый до единого проданный Apple III был дефектным. Суммы потерь Джобс называл «бесконечными», но их все-таки подсчитали: около 60 миллионов долларов. [15] (Ayzekson, 2019).

Рисунок 1. Статистика успеха инноваций, предоставленная Viima Источник: составлено автором на основе [23].

Уровень инновационных рисков высок, и вероятность потерь и неудач в этой сфере гораздо выше, чем в остальных. Поэтому в среднем только 1 из 20

инновационных проектов заканчиваются успешно, остальные, согласно данным статистики, заведомо обречены на неудачу.

Известный классик П. Друкер утверждает, что «у бизнеса есть только две основные функции: маркетинг и инновации», что должно означать, что все предприятия должны вести инновационную деятельность [8] (Molchanova, Losev, 2019). Но бывают случаи, когда предприятие не внедряет новые технологии, если этого не требуют обстоятельства. Все работает по отлаженной схеме, качество продукта удовлетворяет клиентов, продажи устраивают владельцев. Такая картина возможна на традиционном предприятии. Например: небольшая фабрика классической кожаной обуви, изделий из дерева и т.д. Однако в сфере ИТ отставание от трендов может грозить не только падением продаж и популярности, но и полным крахом. В качестве примера приведем небезызвестную компанию, которая долгое время удерживала первые позиции в своей сфере.

Nokia, компания, которая 115 лет занималась производством различных товаров: от бумаги до резины и кабелей, нашла призвание в 90-х годах, когда выпустила свой первый сотовый телефон. С этого момента Nokia стала лидером в этом сегменте. Но в конце нулевых компания не смогла переориентировать производство и слишком медленно отреагировала на появление сенсорных экранов и новых ОС – IOS и Android. Попытки руководства угнаться за конкурентами или сделать упор на дешевые кнопочные модели не увенчались успехом. В 2014 году компания была вынуждена продать Microsoft подразделение, занимавшееся разработкой мобильных телефонов, и объявила о прекращении использования бренда Nokia.

Таким образом, можно сделать вывод, что конкурентная среда в ИТ диктует необходимость постоянного развития компаний в контексте инновационной деятельности. «Лидеры должны понимать тенденции рынка и его изменения, особенно в эпоху бурного развития науки и техники, когда темпы замещения товаров и услуг стремительно увеличиваются» [7] (Makhluf Sukkar, 2019). «Волатильность, непредсказуемость мира будет нарастать для тех, кто не успевает. А для тех, кто находится на передовой позиции, картина мира, скорее всего, будет выглядеть иначе: они будут видеть в изменениях новые возможности» [17] (Konstantinov, 2018).

Согласно глобальному опросу McKinsey 2010 года, только 4% руководителей не определили инновации в качестве стратегического приоритета и не планируют внедрять их в будущем [23].

Вспомним и о влиянии законодательства на бизнес. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы сохранить и увеличить научно-технический потенциал, а основным средством по достижению данной цели должна являться деятельность в области инноваций [9] (Nugumanova, 2019). Но на данный момент правительства не в состоянии регулировать инновационную деятельность как структурированную систему и не могут идти в ногу с темпами инновационной деятельности. Законодательная политика в отношении инноваций требует много времени и замедляет процесс поиска инвестиций для инноваций и получения конкурентных преимуществ. «Дело не только в том, что людям свойственно бояться неизвестного. Сопротивление прогрессу основано еще и на страхах, что радикальные перемены приведут к потере рабочих мест, доходов, власти и идентичности. Правительствам зачастую кажется, что легче запретить новую технологию, чем адаптироваться к ней» (Калестус Джума, профессор гарвардской школы управления Кеннеди) [19] (Juma, 2016).

Канадской Федерацией независимых предпринимателей было проведено исследование по вопросам регулирования и бумажной нагрузки [16] (Buyanov, 2020). 70% респондентов сказали, что бюрократическая волокита «значительно» снижает производительность труда. «55% руководителей предприятий считают, что если бы их правительство проводило протекционистскую политику в отношении инноваций, это пошло бы на пользу бизнес-сектору» [25]. «Согласно отчетам, опубликованным на официальном сайте Правительства РФ, при реализации утвержденной стратегии развития «Инновационная Россия – 2020» не удалось переломить ряд значимых негативных тенденций в экономике страны» [2] (Volodin, Taktarova, Soldatova, 2018). На основании этих данных можно сказать, что законодательные процессы замедляют инновации.

Отметим недостатки в регулировании и систематизации авторского права как очередного барьера для инноваций. «Интеллектуальная собственность с экономической точки зрения является системой правоотношений между автором и третьими лицами по поводу присвоения и отчуждения нематериальных результатов и факторов интеллектуального труда» [5] (Kastromin, 2018). Патенты, в свою очередь, обеспечивают правовую защиту новым идеям, которую иным способом предоставить невозможно [13] (Shillinglou, 2020).

С 1978 г. за последующие 35 лет в СССР было зарегистрировано порядка 400 открытий при количестве заявок более 12 тысяч [4] (Isupova, 2019). По состоянию на 2018 год только у Apple есть более чем 75000 патентов и было подано еще свыше 2200 заявок с начала 2017 года [20] (Stokel-Walker, 2018). Samsung подала заявки на более чем 10000 патентов за последние 18 месяцев и в общей сложности имеет 1,2 миллиона [20] (Stokel-Walker, 2018). Злонамеренное использование патентов для предотвращения конкуренции редко случается, но сам масштаб количества патентов может задушить инновации. Флориан Мюллер, основатель FOSS Patents blog и активист в области интеллектуальной собственности, называет такую ситуацию «патентная чаща» [20] (Stokel-Walker, 2018). Патенты не просто важны для защиты изобретений людей: они также являются инструментом зарабатывания денег. Компании могут разработать новое устройство или новую технологию, а затем обнаружить подобный продукт запатентованным с последующими судебными исками и разбирательствами. Как правило, права принадлежат патентообладателю, и это означает, что нарушающий продукт должен быть изъят с рынка. Согласно опросу аналитической компанией Freeform Dynamics [21] (Ringel, Taylor, Zablit, 2015), 88% компаний рассматривают незаконное использование конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности при планировании, а 58% респондентов подчеркивают, что это является их главной проблемой. Как видим, авторское право может препятствовать, а иногда и полностью сорвать планы по созданию инноваций.

Стоит отметить также отсутствие ресурсов для создания или введения технологий. Недофинансирование может поставить крест на инновационной деятельности предприятия.

Наравне с финансовым кризисом существенен кризис креативности. Маркетологи отмечают нехватку талантов (41% респондентов) как барьер для новых технологий [24]. Отсутствие идей в качестве препятствия для введения инноваций отметили четверть опрашиваемых [21] (Ringel, Taylor, Zablit, 2015). Недостаток научных открытий также тормозит появление новых технологий. Для примера: большое количество ИТ-гигантов ведут разработки квантового компьютера, но прототипы пока что далеки от идеала.

Заключение

Мы рассмотрели проблемы, которые препятствуют развитию инноваций. Высокие риски инновационных проектов, законы, препятствующие их внедрению, и авторское право являются, на основании приведенных данных, наиболее распространенными и значимыми из них. Желание «капиталистов» дозированно использовать новые технологии в угоду прибыли, а не для научного прогресса играет далеко не самую большую роль. Это, пусть и в гораздо меньшей степени, замедляет технологический рост. Но всегда найдутся энтузиасты, которые ценят новые изобретения больше прибыли.

Так, Илон Маск оценивает проблематику сдерживания инноваций следующим образом: «Я думаю, что люди сегодня как-то уж слишком увлеклись всяким там интернетом, финансами и правом. Это одна из причин, почему у нас мало инноваций» [22]. Илон простыми словами говорит о рассмотренных проблемах – финансовых рисках и потребностях в прибыли, правовых проволочках и патентных войнах.

Будущее не так туманно. Государства создают программы, которые поощряют инновационную деятельность: субсидии, госзаказы и венчурные инвестиции. Часть барьеров может снять использование лучших практик риск-менеджмента. В сфере ИТ не может быть абсолютной монополии, вследствие чего компании-конкуренты, которые соперничают друг с другом, наоборот, разгоняют прогресс и тем самым обеспечивают появление все новых инноваций.

БЛАГОДАРНОСТИ:
Хочу выразить благодарность научному руководителю, доценту кафедры ИБМ7 Соколову М.А. за помощь при создании статьи, консультацию и редакцию и старшему преподавателю кафедры ИБМ7 Чистовой А.А.

Источники:

1. Болдыревский П.Б. Игошев, А.К. Кистанова Л.А. «Оценка рисков инновационных процессов» 2018г «Экономический анализ: теория и практика» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-riskov-innovatsionnyh-protsessov (дата обращения 02.06.2020)
2. Володин В.М., Тактарова С.В., Солдатова С.С. «Государственная инновационная политика, механизмы регулирования сферы инноваций в России» 2018г «Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-innovatsionnaya-politika-mehanizmy-regulirovaniya-sfery-innovatsiy-v-rossii/viewer (дата обращения 02.06.2020)
3. Дадыров А.А. Невелева В.С. «Антропология инноваций» 2019г «Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antropologiya-innovatsiy (дата обращения 01.05.2020)
4. Исупова Е.А. «Понятие интеллектуальной собственности» 2019г «Концепт» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-intellektualnoy-sobstvennosti-1 (дата обращения 02.06.2020)
5. Кастромин П.А. «Интеллектуальная собственность в постиндустриальной экономике» 2018г «Вестник евразийской науки» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnaya-sobstvennost-v-postindustrialnoy-ekonomike (дата обращения 03.06.2020)
6. Кох И.А. Шелгинский А.Е «Предпринимательские риски в российской экономике» 2018г «Дискуссия» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predprinimatelskie-riski-v-rossiyskoy-ekonomike
7. Махлуф Суккар «Анализ упадка Nokia с точки зрения маркетинговой стратегии» 2019г «Вестник РМАТ» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-upadka-nokia-s-tochki-zreniya-marketingovoy-strategii (дата обращения 04.06.2020)
8. Молчанова С.М., Лосев К.В. Влияние инноваций на конкурентоспособность выпускаемой продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. – С. 1373-1382. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41245.
9. Нугуманова Г.Р. Направления совершенствования государственной политики по формированию инновационной системы в России и за рубежом // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. – С. 1193-1204. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41238.
10. Попов В.Л. Совершенствование системы управления процессом разработки инновационной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 4. – С. 621-630. – doi: 10.18334/vinec.8.4.39555.
11. Смирнов Е.Н. Эволюция инновационного развития и предпосылки цифровизации и цифровых трансформаций мировой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 4. – С. 553-564. – doi: 10.18334/vinec.8.4.39696.
12. Тюкавкин Н.М., Курносова Е.А. Теоретические подходы к исследованию
категории «инфраструктура обеспечения инновационной деятельности»
// Вопросы инновационной экономики. – 2019 – Том 9 – № 4 – с. 1329-
1340 – doi: 10.18334/vinec.9.4.41323.
13. Шиллинглоу Т. «Важность патентов для целей международной торговли» 2020г «Вестник Университета имени О.Е. Кутафина» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vazhnost-patentov-dlya-tseley-mezhdunarodnoy-torgovli-prakticheskoe-rukovodstvo (дата обращения 03.06.2020)
Книги:
14. Веблен Т.Б.: «Инженеры и ценовая система» (дата обращения 22.04.2020)
15. Уолтер Айзексон: «Стив Джобс» (дата обращения 15.05.2020)
Электронные ресурсы:
16. Буянов Дмитрий «Перераспределение против производства: бизнес тормозит прогресс» [Электронный ресурс] 2020г «Regnum» URL: https://regnum.ru/news/economy/2855540.html (дата обращения 03.04.2020)
17. Константинов Г.Н. «Почему бизнес становится умным, а предпринимательсвто инновационным» [Электронный ресурс] E-xecutive: «МВА в России» 2018г URL: https://www.e-xecutive.ru/education/mbarus/1989331-pochemu-biznes-stanovitsya-umnym-a-predprinimatelstvo-innovatsionnym (дата обращения 05.06.2020)
18. Ференец Вадим «ИБ тормозит прогресс в области ИТ?» [Электронный ресурс] www.cnews.ru (дата обращения 03.04.2020)
19. Calestous Juma «Innovation and Its Discontents» 2016г «Project Syndicate» [Электронный ресурс] URL: https://www.project-syndicate.org/commentary/technological-progress-barriers-by-calestous-juma-2016-07?barrier=accesspaylog (дата обращения 03.04.2020)
20. Chris Stokel-Walker «Forget Apple vs Samsung, an even bigger patent war has just begun» 2018г «Wired» [Электронный ресурс] URL: https://www.wired.co.uk/article/apple-samsung-iphone-patents (дата обращения 20.04.2020)
21. Michael Ringel , Andrew Taylor , Hadi Zablit «The rising need for innovation speed» [Электронный ресурс] www.bcg.com 2015г «BCG» (дата обращения 22.04.2020)
22. «Коллекция цитат на тему инновации» https://ru.citaty.net [Электронный ресурс] (дата обращения 05.06.2020)
23. «50+ statistics on innovation – What do the numbers tell us?» www.viima.com [Электронный ресурс] (дата обращения 03.04.2020)
24. «20 innovation-related statistics that we can learn from in 2020» https://innovationcloud.com [Электронный ресурс] (дата обращения 22.04.2020)
25. «Innovation-Barometer-2018» «GE» [Электронный ресурс] URL: https://www.ge.com/reports/innovation-barometer-2018 (дата обращения 22.04.2020)

Страница обновлена: 14.09.2023 в 22:36:01