Механизм формирования результатов научно-технической деятельности в высшем учебном заведении

Денисов Д.Ю., Белоусов В.Л.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (69), Сентябрь 2012

Цитировать:
Денисов Д.Ю., Белоусов В.Л. Механизм формирования результатов научно-технической деятельности в высшем учебном заведении // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 9. – С. 55-58.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17896959
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Предложен механизм формирования результатов научно-технической деятельности (РНТД) в высшем учебном заведении. В основу создания указанного механизма была положена классическая система управления с отрицательной обратной связью.

Ключевые слова: планирование, организация, контроль, модель, регулирование, результаты научно-технической деятельности



К результатам научно-технической деятельности (РНТД) в высшем учебном заведении предлагается отнести выполнение научно-исследовательских работ (НИР), диссертационных исследований (ДИ) и создание на их основе учебно-методических материалов для учебного процесса.

Результат как отражение процесса

Для создания механизма формирования РНТД в первую очередь необходимо определить участников, а также систему организации этого процесса. Как показала практика, участниками формирования РНТД в вузе являются кафедры и специализированные исследовательские подразделения, обладающие научным и педагогическим потенциалом.

При этом следует отметить, что процесс формирования каждого РНТД включает его организацию, планирование и регулирование на основе контроля.

Представим обобщенную функциональную модель формирования РНТД (рис. ) [1]. Процесс формирования РНТД в указанной модели осуществляется на основе классической системы управления с отрицательной обратной связью, включая этапы принятия и выполнения управленческих решений.

1

Рис. Обобщенная функциональная модель механизма формирования результатов научно-технической деятельности

Принятие решений: движение от блока к блоку

Рассмотрим работу данной модели. Модель состоит из трех блоков: «Процесс формирования РНТД», «Процесс контроля формирования РНТД» и «Регулирование».

При поступлении на вход модели сигнала о начале формирования РНТД, определяемого соответствующим распорядительным документом, начинается его планирование и организация. Одновременно с указанным процессом обеспечивается контроль, включающий учет, оценку и анализ формирования РНТД.

При поступлении с выхода блока модели «Процесс формирования РНТД» отклонений на блок «Процесс контроля формирования РНТД» формируется проект управленческого решения по стабилизации процесса формирования РНТД. Этот проект решения поступает в блок «Регулирование», в котором принимается управленческое решение, обеспечивающее формирование РНТД в полном объеме и в установленные сроки.

Рассмотрим более подробно элементы функциональной модели, обеспечивающие формирование РНТД. Назначение и функции каждого элемента этой модели сведем в таблицу.

Таблица

Элементы функциональной модели механизма формирования результатов научно-технической деятельности и их функции


Наименование элементов модели
Функции элементов модели
1
Организация
Разработка технического задания, обеспечивающего формирование РНТД, назначение исполнителей и сроков выполнения этого задания
2
Планирование
Разработка календарного плана формирования РНТД, индивидуальных планов исполнителям, соисполнителям и, при необходимости, организации–соисполнителю. В календарном плане должен быть указан объем финансирования каждого этапа
3
Контроль
Обеспечение проверки фактического и желаемого состояния процесса формирования РНТД. Контроль осуществляется по сформированному календарному плану и индивидуальным планам исполнителей и соисполнителей формирования РНТД, представляющим собой совокупность календарных дат для контроля и соответствующих им запланированных объемов выполнения работ. План контроля формируется на весь период формирования РНТД.
Контроль включает в себя учет (фиксацию) фактического состояния выполнения указанных работ, оценку этого состояния и сравнение с плановым, установление фактов отклонения от плановых показателей состояний и их анализ
4
Регулирование
Поддержка процесса формирования РНТД в заданных параметрах по объемам, срокам исполнения и финансированию
Как видно из таблицы 1, элементы управления процессом формирования РНТД в полной мере обеспечивают функции управления этим процессом, включая его организацию, планирование, регулирование и контроль, состоящий, в свою очередь, из учета, оценки и анализа.

К этому следует добавить, что в модели регулирование и процесс формирования РНТД обеспечивает научный руководитель, если РНТД является НИР, а за процесс контроля формирования РНТД отвечает ответственный исполнитель НИР. В случае выполнения диссертационного исследования регулирование и процесс формирования РНТД обеспечивает аспирант (соискатель), а процесс контроля формирования РНТД выполняет научный руководитель. При создании учебно-методических материалов для учебного процесса регулирование и процесс формирования РНТД обеспечивает автор (авторский коллектив) указанных материалов. Роль контроля процесса формирования РНТД может обеспечивать, например, заведующий кафедрой.

Выводы

Создание механизма формирования результатов научно-технической деятельности в высшем учебном заведении открывает широкие возможности формализации этого процесса и, следовательно, активного использования современных информационных технологий, что, в свою очередь, повысит оперативность и качество формирования результатов научно-технической деятельности каждой кафедры и в целом высшего учебного заведения [2].


Источники:

1. Белоусов В.Л. Менеджмент: практика управления научными исследованиями. – М.: ФГУ НИИ РИНКЦЭ, 2009.
2. Зайцев А.В., Крафт Й.. Влияние глобализации и роль университетов в формировании интеллектуально-креативных ресурсов общества // Российское предпринимательство, 2012, № 2 // http://www.creativeconomy.ru/articles/22814/.

Страница обновлена: 23.07.2024 в 14:19:25