Стратегическое планирование стоимости компании

Дорошенко Ю.А., Бухонова С.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (57), Сентябрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Требование повышения отдачи на вложенный капитал вызывает объективную необходимость направленности всех уровней производства и управления на прирост стоимости компании. Цена компании является более приемлемым с точки зрения инвесторов индикатором эффективности деятельности в отличие от прибыли и других показателей доходности, поскольку учитывает изменение стоимости денег во времени, а также прогнозируемые коммерческие и финансовые риски.

Ключевые слова: риски, стратегическое планирование, рыночная стоимость компании



Требование повышения отдачи на вложенный капитал вызывает объективную необходимость направленности всех уровней производства и управления на прирост стоимости компании. Цена компании является более приемлемым с точки зрения инвесторов индикатором эффективности деятельности в отличие от прибыли и других показателей доходности, поскольку учитывает изменение стоимости денег во времени, а также прогнозируемые коммерческие и финансовые риски.

В настоящее время совокупность вопросов, касающихся стоимости компании, все чаще становится объектом исследования российских ученых. Первоначально основное внимание уделялось методам оценки стоимости бизнеса в рамках оценочной деятельности. Однако необходимо отметить, что целостная концепция управления стоимостью промышленной компании с учетом специфических особенностей российской экономики не разработана, а дискуссии по данному вопросу сводятся к публикациям в специализированных изданиях и немногочисленным монографиям.

Негативные последствия игнорирования стоимостного фактора для разных компаний различаются лишь скоростью наступления. Последняя наиболее высока в США, что обусловливает развитие стратегического управления со стоимостной ориентацией. Взаимосвязь между максимизацией стоимости и прочими группами экономических субъектов приводит к тому, что при снижении стоимости компании возникают трудности с реализацией стратегии, имеющей иную цель.

Как и на более ранних этапах эволюции науки и практики управления (это касается, например, цепочки «стратегическое планирование ‑ стратегическое управление»), особое внимание уделялось планированию со стоимостной ориентацией, которое логически развилось в новое направление стратегического менеджмента - управление стоимостью (Value Based Management).

Стратегическое планирование стоимости компании включает два основных этапа: оценку стоимости компании и поиск резервов ее увеличения.

Обязательный в стратегическом планировании этап выработки цели здесь трансформируется в определение конкретных производственных и финансовых целей для каждого подразделения (уровня), достижение которых способствует увеличению стоимости компании в целом.

Нужно отметить такую особенность планирования со стоимостной ориентацией, как необходимость установления количественных ориентиров, введения в планы соответствующих оценок и обоснований. Качественный подход несет в себе опасность неоднозначной трактовки целей, что приводит к проблемам на этапе реализации стратегии. Установление количественных ориентиров, главными из которых являются запланированная стоимость компании, темп ее прироста, стоимость в расчете на одну акцию и прочие показатели эффективности управления стоимостью, позволяет избежать неоднозначности в интерпретации задач разных уровней управления и горизонтов планирования (стратегического и оперативного).

Четкое определение количественных целей способствует усилению контроля за ходом реализации стратегии. Расплывчатость качественных оценок является одной из причин нежелания компаний осуществлять стратегическое планирование, что особенно характерно для российских промышленных предприятий.

Обоснованность оценок можно повысить, привлекая к этапу планирования менеджеров производственных подразделений, обладающих знаниями и опытом в области процессов и операций. Здесь уместно добавить, что эффективное управление стоимостью достигается при условии, что ключевая цель «максимизация стоимости для акционеров» будет конкретизирована не только через финансовые, но и нефинансовые цели более низкого уровня. При этом должен быть выдержан баланс между стратегическими и оперативными целями деятельности.

Для обоснования целесообразности управления, направленного на рост стоимости предприятия, приведем следующие аргументы.

Во-первых, рождение новой парадигмы бизнеса обусловлено тенденциями развития мирового рынка. Максимизация стоимости в интересах акционеров фактически означает более высокую отдачу на вложенный капитал по сравнению с рентабельностью собственного капитала компаний, стратегически ориентированных на другие целевые группы. По мере глобализации рынка и повышения мобильности капитала упомянутые компании будут испытывать недостаток в инвестиционных ресурсах, что может иметь следствием ослабление конкурентных позиций.

Во-вторых, управление стоимостью требует значительно большего объема исходных данных, что делает стоимость более информативным критерием деятельности компании. Как и раньше, управленческие решения опираются на целый комплекс традиционных финансовых и нефинансовых показателей. Особенность управления стоимостью состоит в том, что показатели доходности, независимости, деловой активности, использования ресурсов и другие, традиционно применяемые для производственного и финансового анализа, сведены в сбалансированную систему, управление которой позволяет воздействовать на стоимость компании. База для расчета каждого из традиционных показателей деятельности не может быть признана информативной, что в конечном итоге приводит к ошибкам управления.

В-третьих, значения показателя стоимости не носят краткосрочного характера, так как базируются на расчете денежных потоков в определенном временном интервале, а эффективность управления, по сути, определяется сравнением денежных потоков за различные периоды времени с поправкой на изменяющиеся условия и риск.

В-четвертых, вне зависимости от стратегических ориентиров компании использование в управлении стоимостной концепции или ее отдельных элементов позволяет прийти к оптимальному балансу в удовлетворении интересов различных целевых групп. Даже в случае иной, нежели максимизация стоимости, стратегической цели ее достижение в той или иной степени затрагивает стоимостной аспект. Поскольку данный аргумент в специальной литературе остается дискуссионным, целесообразно продолжать исследования в этом направлении.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:05:46