Моделирование логистических процессов в современной предпринимательской среде
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (56), Август 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Окончание. Начало в № 7/2004. В публикации подробно рассматривается имитационный экономико-математический подход к моделированию логистических процессов в современной предпринимательской среде. Затронуты вопросы оптимизации финансовых результатов субъектов логистической цепи при различных вариантах ее построения. Положения исследования обобщены в таблицах, которые служат для подтверждения выводов сделанных автором. Материал имеет большое научно-практическое значение и рассчитан, прежде всего, на предпринимателей, занятых в сфере сбыта товаров и предоставления услуг.
Ключевые слова: предпринимательство, имитационный подход, производственно-логистический процесс
Окончание. Начало в № 7/2004
В результате морфологического анализа (о котором было рассказано в прошлом номере журнала – ред.) были определены как варианты доставки, так и возможные фирмы-перевозчики соков. Напомним, что в рассматриваемом примере доставка товара региональному дилеру осуществляется либо автомобильным, либо железнодорожным транспортом. Организация-производитель использует гибкую ценовую политику, причем в случае увеличения партии поставки предусматривается снижение цены товара.
Для решения данной практической задачи можно использовать имитационную экономико-математическую модель.
Введем обозначения:
Dm - потребность в данном ресурсе за весь период, нат. ед.;
Q - величина партии поставки, натур. ед.;
G - величина страхового запаса, натур. ед.;
Со - издержки на организацию одной поставки, руб.;
Сн - издержки на хранение натуральной единицы ресурса в течение периода, руб.;
Р - цена натуральной единицы ресурса, руб.;
SC - издержки системы управления запасами, руб.
Издержки на хранение запасов можно разделить на две группы:
‑ складские издержки, связанные непосредственно с хранением материальных запасов на складах (заработная плата работников складского хозяйства, затраты на обслуживание складских помещений, амортизация);
‑ издержки, связанные с уплатой налога на имущество и страховых взносов по страхованию запасов.
Первая группа издержек может быть отнесена к постоянным издержкам, т.к. их размер не зависит от количества хранящихся запасов, от степени наполняемости склада (в том случае если склады не арендуются у сторонних организаций, а являются собственностью хозяйствующего субъекта и не могут использоваться иным образом).
Вторая группа издержек ‑ это переменные издержки, зависящие от средней за период стоимости запасов. Это, прежде всего, ставка налога на имущество и страховые платежи.
В том случае, если на предприятии не производится страхование запасов, размер страхового платежа может быть принят как величина риска порчи и хищения запасов. В модели эти издержки определяются как определенный процент от средней стоимости запаса.
Следующий входной параметр модели ‑ издержки на организацию одной поставки. Их также можно разделить на две группы:
‑ условно-постоянные, к ним относятся издержки, не зависящие от размера партии, например, расходы на оформление сделок, командировочные расходы и пр.;
‑ условно-переменные, к ним относится непосредственно транспортный тариф, величина которого зависит от размера партии.
Целью имитационного эксперимента становится определение такой величины партии поставки, при которой суммарные издержки системы управления запасами минимальны.
. (1)
Результаты имитационного эксперимента представлены в таблице 2 [1]. Оптимальным вариантом является вариант доставки 15 840 литров сока автомобилем КАМАЗ с прицепом, при котором издержки равны 39 697,68 р.
Таблица 2
Определение оптимальной партии поставки
|
|
|
Варианты расчетов
|
|
|
| |
Показатели
|
Ед. Изм
|
Процесс расчета
|
КАМАЗ
|
К+прицеп
|
5 т
|
24 т
|
Вагон
|
1. Потребность за период
|
л.
|
|
176000
|
176000
|
176000
|
176000
|
176000
|
2. Размер заказа
|
л.
|
|
7920
|
15840
|
3648
|
18648
|
54828
|
3. Цена за 1 литр
|
руб.
|
|
24,36
|
24,36
|
23,84
|
22,98
|
22,98
|
4. Текущий запас
|
л.
|
(2)/2
|
3960
|
7920
|
1824
|
9324
|
27414
|
5. Страховой запас
|
л.
|
(2)*0,075
|
594
|
1188
|
274
|
1398,6
|
4112
|
6. Средний запас
|
л.
|
(4+5)
|
4554
|
9108
|
2098
|
10722,6
|
31526
|
7.Капитал, инвестированный в запасы
|
руб.
|
(3)*(6)
|
110935,44
|
221870,88
|
50016,32
|
24605
|
724467,5
|
8. Издержки на хранение 1 литра
|
руб.
|
|
1,46
|
1,46
|
1,79
|
1,38
|
1,38
|
9. Издержки на хранение за весь период
|
руб.
|
(6)*(8)
|
6648,84
|
13297,68
|
3126,02
|
14797,2
|
43505,88
|
10. Количество заказов за период
|
шт.
|
(1)/(2)
|
22
|
11
|
48
|
9
|
3
|
11. Издержки на организацию одной поставки
|
руб.
|
|
1920
|
2400
|
5000
|
8000
|
10000
|
12. Издержки на организацию всех поставок
|
руб.
|
(10)*(11)
|
42240
|
26400
|
240000
|
72000
|
30000
|
13. Издержки системы управления запасами
|
руб.
|
(9)+(12)
|
48888,84
|
39697,68
|
243126,68
|
86797,2
|
73505,88
|
В ходе ситуационного анализа рассматриваются двухсторонние отношения между субъектами логистической цепи.
На третьем этапе происходит определение полной стоимости базового варианта формирования логистической цепи. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Определение полной стоимости базового варианта формирования логистической цепи
Показатель
|
Алгоритм расчета
|
Значение
|
1. Партия поставки, л.
|
По договору
|
15840
|
2. Отпускная цена производителя, руб./л.
|
|
24,36
|
3. Контрактная стоимость партии товара, руб.
|
(1)*(2)
|
385862,4
|
4. Оплата перевозчику, руб.
|
По договору
|
2400
|
5. Доход оптовой фирмы ТД «Некрасовский», руб.
|
((3)+(4))*0,15
|
58239,36
|
6. Оптовая стоимость партии товара, руб.
|
((3)+(4))*1,15
|
446501,76
|
7. Доход розницы, руб.
|
(6)*0,15
|
66975,26
|
8. Розничная стоимость партии товара, руб.
|
(6)*1,15
|
513477,02
|
Далее рассчитываются финансовые результаты, получаемые каждым участником сделки.
В практике управленческого учета для принятия управленческого решения используют только релевантные затраты, т.е. те затраты, которые изменяются в зависимости от принятого решения. При определении финансовых результатов оптовой фирмы ТД «Некрасовский» также учитываются только релевантные затраты, т.е. те, которые возникают только в результате осуществления данной сделки. Затраты на транспортировку продукции до розничной сети включаются в состав постоянных коммерческих расходов фирмы за период.
Результаты, полученные и представленные в табл. 1 и 2, являются основой для проведения последующих оптимизационных расчетов.
На четвертом этапе осуществляется оптимизация финансовых результатов субъектов логистической цепи при различных вариантах ее построения.
1 вариант. Фирма ТД «Некрасовский» приобретает всю партию товара (15840 л) на условиях 100% предоплаты по цене 24 рубля за 1 литр (в случае 100% предоплаты производитель предлагает скидку с цены до 24 руб./л.), используя только собственные оборотные средства, и поставляет в розничную сеть также на условиях 100 % предоплаты. Оплату транспортировки осуществляет производитель.
2 вариант. Фирма ТД «Некрасовский» испытывает дефицит собственных оборотных средств и для приобретения партии товара на условиях 100% предоплаты вынуждена взять в коммерческом банке кредит на сумму сроком 30 дней по ставке 28% годовых. В розничную сеть товар поставляется на условиях отложенного на одну неделю платежа.
3 вариант. Фирма ТД «Некрасовский» приобретает партию товара на условиях 50% предоплаты по цене 24,36 руб./л. Остальная сумма должна быть перечислена в течение 30 банковских дней со дня отгрузки товара.
Для оплаты 50% стоимости партии товара фирмы ТД «Некрасовский» использует краткосрочный кредит коммерческого банка на сумму сроком 10 дней по ставке 28% годовых. В розничную сеть товар поставляется на условиях отложенного на одну неделю платежа.
Результаты оптимизационных расчетов приведены в табл. 4 и 5.
Таблица 4
Финансовые результаты участников сделки (базовый вариант построения логистической цепи)
Участники сделки
|
Показатели
|
Значения
|
Производитель
|
1. Контрактная стоимость партии товара, руб.
|
385 862,4
|
2. Платежи с общего оборота (невозмещаемый НДС, акцизы, местные налоги и пр.), руб.
|
8 388,65
| |
3.Релевантные затраты на партию товара, руб.
|
253 210,56
| |
4.Налог на прибыль, руб.
|
29 823,16
| |
5.Чистая прибыль производителя, руб.
|
94 440,03
| |
Оптовая фирма
ТД "Некрасовский" |
6. Платежи с общего оборота, руб.
|
9 708,49
|
7. Релевантные затраты на партию товара, руб.
|
0,00
| |
8.Налог на прибыль, руб.
|
11 647,4
| |
9. Чистая прибыль оптовой фирмы, руб.
|
36 883,47
| |
Розничная сеть
|
10. Доход розницы, руб.*
|
66 975,26
|
Таблица 5.
Оптимизация финансовых результатов участников сделки
|
1 вариант
|
2 вариант
|
3 вариант
|
1. Контрактная стоимость партии товара, руб.
|
380 160,0
|
|
385 862,4
|
2. Платежи с общего оборота, руб.
|
8 264,68
|
|
8 398,65
|
3. Релевантные затраты на партию товара, руб.
|
253 210,56
|
|
253 210,56
|
4. Налог на прибыль, руб.
|
28 484,342
|
|
29 823,16
|
5. Чистая прибыль производителя, руб.
|
90 200,42
|
|
94 440,03
|
6. Платежи с общего оборота, руб.
|
9 565,91
|
|
9 708,50
|
7. Релевантные затраты на партию товара, руб.
|
0,0
|
8 870,39
|
1 500,57
|
8. Налог на прибыль, руб.
|
1 176,34
|
9 347,45
|
11 287,26
|
9. Чистая прибыль оптовой фирмы, руб.
|
36 341,75
|
29 600,25
|
35 743,03
|
10. Доход розницы, руб.
|
65 991,6
|
65 991,6
|
66 975,26
|
Анализ результатов, полученных в табл. 2 и 3, позволяет сделать вывод о том, что наилучшими для производителя продукции являются первый и второй варианты построения логистической цепи (чистая прибыль производителя – 90200,42 р.). Для оптовой фирмы, функционирующей в качестве регионального дилера, более предпочтительными являются первый и третий варианты логистической цепи.
Таким образом, первый вариант построения логистической цепи является оптимальным для основных участников логистического соглашения – производителя продукции и регионального дилера.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:52:13