Методология функционального моделирования логистического бизнес-процесса на примере транспортно-экспедиционной компании
Мельникова А.С.1, Мыльникова Е.М.1,2, Якупова О.В.1
1 Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Россия, Пермь
2 Волжский государственный университет водного транспорта - Пермский филиал, Россия, Пермь
Скачать PDF | Загрузок: 26 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 1 (Январь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48019685
Цитирований: 4 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Авторами в данной публикации предлагается весь спектр грамотного моделирования бизнес-процесса, начиная, от анализа правовых основ по теме исследования, и заканчивая, дифференциацией этапов типовой структуры, с разбивкой на операции, функции и действия; с выделением кросс-функциональных взаимосвязей между стейкхолдерами и расчетом оптимизации временного ресурса. Итогом научного вклада становится типовой бизнес-процесс транспортно-экспедиционной компании по доставке груза из пункта отправления до места назначения. Используемая нотация графической декомпозиции EРС позволяет использовать модель административно-управленческому персоналу, топ-менеджерам, государственным структурам, а также адаптировать предлагаемую модель под нотацию IDEF0 с последующей реструктуризацией на промышленную и технологическую логистику для узкоспециализированных работников логистического сервиса.
Ключевые слова: моделирование, бизнес-процесс, транспортно-экспедиционная компания, нотация ЕРС, блок-схемы, тайм-менеджмент, план, логистика
JEL-классификация: M11, M21, L91, R40
Введение
Ключевая роль организационно-управленческой функции в современных организациях и компаниях в большинстве случаев отводится моделированию бизнес-процессов [1] (Nagibina, Mylnikova, 2013). Бизнес-процессы не только структурируют и регламентируют действия всех завязанных в них контрагентов, но и очерчивают границы коллаборационных процессов; определяют трудоемкость выполняемых операций и действий; распределяют зоны ответственности на исполнителя и владельца того или иного бизнес-процесса или этапа в графической декомпозиции. В настоящее время весьма актуальным становится вопрос о развитии бизнес-моделирования, в том числе и в логистической сфере. Эффективное партнерство бизнес-моделирования и логистической сферы позволяет завоевать компании, имеющей какое-либо отношение к области логистики, лидирующие позиции на рынке [2] (Drobot, Vartanova, 2019).
Следовательно, целью настоящей работы является разработка методологии функционального моделирования логистического бизнес-процесса на примере транспортно-экспедиционной компании.
Объектом в проведенном исследовании выступает транспортно-экспедиционная компания (далее – ТЭК), а предметом исследования является логистическая инфраструктура ТЭК.
Научная новизна данной публикации и авторский вклад в работу заключаются в следующем:
- разработка методологии функционального моделирования логистического бизнес-процесса на примере ТЭК (в частности, проработка основных блоков типового бизнес-процесса);
- построение поэтапного плана выполняемых операций, функций и действий ключевых экзогенных и эндогенных контрагентов с выделением трудоемкости выполняемых работ на каждом этапе бизнес-процесса;
- оптимизация предлагаемого бизнес-процесса с учетом введенного тайм-менеджмента включением ответственных лиц и исполнителей по каждой операции и/или функции;
- разработка типового бизнес-процесса ТЭК по работе с клиентами, направленного на доставку груза из пункта отправления до места назначения.
Таким образом, с учетом проведенного полемического анализа, касающегося вопросов дефиниций на тему исследования, предложенная авторами методология уникальна и является новизной в теме бизнес-моделирования логистических инфраструктур.
В настоящей работе использовались такие методы научного познания, как теоретический и практический анализ, синтез, моделирование, обобщение и гипотетико-дедуктивный метод научного познания, благодаря которым была смоделирована графическая декомпозиция деятельности ТЭК; проанализированы основные этапы бизнес-процесса; выявлены слабые коллаборационные процессы и предложены эффективные пути взаимодействия всех стейкхолдеров модели.
В современной отечественной научно-исследовательской литературе тема, представленная авторами работы, весьма актуальна и значима, труды ученых носят в основном теоретический характер [3] (Egorov, Polivanov, 2020). Стоит отметить лишь ряд исследователей, которые представили схемы бизнес-процессов по улучшению логистической инфраструктуры. Н.Б. Завьялова и М. Сухова при помощи нотации IDEF0 изучили шесть этапов обобщенного вида смешанных перевозок [4] (Zavyalova, Sukhova, 2012). Ю.М. Винтер предложил три типовые формулы по расчету показателей оценки процессов логистики [5] (Vinter, Monakhov, 2017). В.М. Литвиненко приводит в публикации единый цикл управления бизнес-процессами, где стратегия, финансы, маркетинг, персонал, активы, экология и т.д. выступают основными элементами [6] (Litvinenko, 2018). М.В. Ботнарюк и М.И. Классовская изучили систему управления, учитывающую цифровую трансформацию деловой логистической среды [7] (Botnaryuk, Klassovskaya, 2020). А.А. Хачатурян, Н.А. Солдатенко и др. раскрыли графическую нотацию ЕРС, предназначенную для формализации и описания бизнес-процесса по проектированию и производству авиационных двигателей АО «Редуктор-ПМ» [8] (Khachaturyan, 2021). Полемический обзор показал, что разработкой предварительного плана и типового бизнес-процесса по доставке товара ТЭК в российском научном сообществе занимались относительно трансцендентально, конкретных методологических основ не проводилось, что послужило основой для проведения данной научно-исследовательской работы.
Моделирование бизнес-процесса деятельности ТЭК по доставке товаров клиентам
Подготовительный этап по разработке графической модели любого бизнес-процесса должен начинаться с анализа нормативно-правовых основ деятельности предметно-объектного состава исследования. Кроме того, необходимо составить детальную схему информационных потоков для обеспечения безопасности выполняемых функций и обязанностей [9] (Melnikova, Mylnikova, Moskvitina, Nagibina, 2021). Операции в области транспортно-экспедиционных услуг регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:
- ФЗ-87 от 30.06.2003 г. (редакция от 18.03.2020 г.), рассказывающий о сущности транспортно-экспедиционной деятельности в целом;
- Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 г. № 554, направленное на утверждение правил осуществления транспортно-экспедиционной деятельности;
- ГК РФ (вторая часть) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (редакция от 27.12.2019 г., изменения от 28.04.2020 г.) статья 801, раскрывающая основные пункты договора транспортной экспедиции;
- ФЗ-184 от 27.12.2002 г., повествующий о техническом регулировании;
- ФЗ-259 от 08.11.2007 г. (редакция от 24.02.2021 г.), представленный в формате устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта [10].
Узкоспециализированная (частная, конкретная [11] (Chabanova, Kudrin, Bartova, 2021)) цель разрабатываемого бизнес-процесса – доставить товар клиента ТЭК из пункта отправления в место назначения.
Для перехода к основной части – моделированию бизнес-процесса по доставке товара клиентам ТЭК – необходимо выделить основные блоки типовой модели графической композиции (рис. 1), которые далее (на рис. 2) будут представлены в желтых многоугольниках. Именно для адаптации рассматриваемой нотации ЕРС к графическому моделированию в системе IDEF0 – основные блоки будут являться структурирующими и записаны как А1, А2,…, Аn с последующей фокусировкой на составные операции и функции [12] (Belova, 2018).
После того как были выделены основные блоки бизнес-процесса, авторы публикации сформулировали регламентирующие действия, направленные на подробное раскрытие сущности моделируемого бизнес-процесса, который на рисунке 1 представлен в формате структурированной последовательности функций и операций. При этом авторы настоящего исследования не забыли о таких важных моментах, как ответственные лица ТЭК, выполняющие функции, операции и действия по реализации бизнес-процесса, и основы тайм-менеджмента, характеризующие эффективность осуществления каждого блока рассматриваемого бизнес-процесса.
Заключительным этапом в данной научной работе выступает смоделированный бизнес-процесс по доставке товара клиенту ТЭК в нотации Event-Driven Process Chain (далее – ЕРС), что наглядно представлено на рисунке 2.
Рисунок 1. Структура бизнес-процесса ТЭК по доставке товара из пункта отправления до места назначения
Источник: составлено авторами.
Рисунок 2. Моделирование бизнес-процесса деятельности ТЭК по доставке товара клиентам
Источник: составлено авторами.
Заключение
В эпоху XXI века в России очень остро встает вопрос об эффективной логистической инфраструктуре как экспедиционных компаний в частности, так и смарт-городов в целом [13] (Yakupova, Mylnikova, Nagibina, 2019). Оптимизировать и структурировать все логистические функции можно при помощи такого инструмента, как бизнес-моделирование, который наряду с транспортно-логистической инфраструктурой на сегодняшний день является актуальным для изучения мировым научным сообществом [14].
В процессе работы над публикацией авторами выявлено, что основными детерминантами и причинами нерационального использования временного ресурса ТЭК, а впоследствии и возникновения определенных потерь, являются следующие факторы:
- неструктурированный способ консьюмеризма с клиентами;
- неэффективно выстроенные деловые и информационные каналы связи между внутренними и внешними контрагентами;
- несоответствующий способ приема товаров.
В период апробации предлагаемого бизнес-процесса время его реализации сократилось почти вдвое (с 1178 минут до 598 минут), что повлияло на процедуру оптимизирования функциональных и коллаборационных контактов между всеми задействованными участниками предложенной модели бизнес-процесса по работе ТЭК.
Итак, предложенный авторами настоящей публикации типовой бизнес-процесс может оказаться весьма востребованным как управляющими ТЭК, так и клиентами, которые планируют воспользоваться услугами логистических компаний по доставке товаров, а также тем, кто хочет «попробовать себя» в данном направлении бизнеса [15] (Indan, 2019).
Источники:
2. Дробот Е.В., Вартанова М.Л. Возможности расширения свободы движения товаров в условиях интеграции стран ЕАЭС // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 721-740. – doi: 10.18334/eo.9.2.39920.
3. Егоров М.В., Поливанов Г.Б. Оптимизация бизнес-процессов предприятия на основе совершенствования логистики // Форум молодежной науки. – 2020. – № 2. – c. 49-55. – doi: 10.35599/forummn/01.02.08 .
4. Завьялова Н.Б., Сухова М. Совершенствование бизнес-процессов транспортной логистики в системе устойчивого развития организаций // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2012. – № 17. – c. 294-298.
5. Винтер Ю.М., Монахов В.И. Автоматизация управления бизнес-процессами логистики на предприятиях текстильной отрасли // Академическая наука – проблемы и достижения: Материалы XI международной научно-практической конференции. North Charleston, 2017. – c. 126-128.
6. Литвиненко В.М. Улучшение качества управления логистики бизнес-процессов предприятия // Современные научные исследования: теория и практика: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. София, Болгария, 2018. – c. 95-100.
7. Ботнарюк М.В., Классовская М.И. Цифровые технологии: новые решения в управлении бизнес-процессами в транспортной логистике // Морские интеллектуальные технологии. – 2020. – № 4-4(50). – c. 73-78. – doi: 10.37220/MIT.2020.50.4.100 .
8. Хачатурян А.А. Разработка бизнес-процесса по проектированию и производству авиационных двигателей с применением аддитивных и цифровых технологий, на примере акционерного общества «Рекдуктор-ПМ» // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. – 2021. – № 2(60). – c. 135-144.
9. Melnikova А., Mylnikova E., Moskvitina I., Nagibina N. Development of a matrix method for the assessment of information and economic security of an industrial enterprise // SHS Web of Conferences. – 2021. – p. 00075. – doi: 10.1051/shsconf/202111600075.
10. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744 (дата обращения: 10.01.2022).
11. Чабанова Е.В., Кудрин А.С., Бартова Е.В. Маркетинговые исследования рынка транспортно-логистических услуг города Екатерибург // Транспорт: проблемы, цели, перспективы (transport 2021): Материалы II Всероссийской научно-технической конференции с международным участием. Пермь, 2021. – c. 578-582.
12. Белова В.И. Логистика 4.0: кейсы оптимизации бизнес-процессов на основе применения технологий искусственного интеллекта // Неделя науки СПбПУ: Материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2018. – c. 438-440.
13. Якупова О.В., Мыльникова Е.М., Нагибина Н.П. Модель привлекательности территории – «многоугольник территориальной привлекательности» // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1321-1328. – doi: 10.18334/eo.9.2.40662.
14. EME. WMS система управления складской логистикой на основе бизнес-процессов Мареев Н.П., Бобков А.В. EME. WMS система управления складской логистикой на основе бизнес-процессов. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2021614266, 22.03.2021. Заявка № 2021613212 от 12.03.2021
15. Индан А.А. Реинжиниринг бизнес-процессов на основе информационной логистики // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 3. – c. 83-85.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 17:45:54