Методология функционального моделирования логистического бизнес-процесса на примере транспортно-экспедиционной компании
Мельникова А.С.1
, Мыльникова Е.М.1,2
, Якупова О.В.1![]()
1 Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Россия, Пермь
2 Волжский государственный университет водного транспорта - Пермский филиал, Россия, Пермь
Скачать PDF | Загрузок: 65 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 1 (Январь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48019685
Цитирований: 4 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Авторами в данной публикации предлагается весь спектр грамотного моделирования бизнес-процесса, начиная, от анализа правовых основ по теме исследования, и заканчивая, дифференциацией этапов типовой структуры, с разбивкой на операции, функции и действия; с выделением кросс-функциональных взаимосвязей между стейкхолдерами и расчетом оптимизации временного ресурса. Итогом научного вклада становится типовой бизнес-процесс транспортно-экспедиционной компании по доставке груза из пункта отправления до места назначения. Используемая нотация графической декомпозиции EРС позволяет использовать модель административно-управленческому персоналу, топ-менеджерам, государственным структурам, а также адаптировать предлагаемую модель под нотацию IDEF0 с последующей реструктуризацией на промышленную и технологическую логистику для узкоспециализированных работников логистического сервиса.
Ключевые слова: моделирование, бизнес-процесс, транспортно-экспедиционная компания, нотация ЕРС, блок-схемы, тайм-менеджмент, план, логистика
JEL-классификация: M11, M21, L91, R40
Введение
Ключевая роль организационно-управленческой функции в современных организациях и компаниях в большинстве случаев отводится моделированию бизнес-процессов [1] (Nagibina, Mylnikova, 2013). Бизнес-процессы не только структурируют и регламентируют действия всех завязанных в них контрагентов, но и очерчивают границы коллаборационных процессов; определяют трудоемкость выполняемых операций и действий; распределяют зоны ответственности на исполнителя и владельца того или иного бизнес-процесса или этапа в графической декомпозиции. В настоящее время весьма актуальным становится вопрос о развитии бизнес-моделирования, в том числе и в логистической сфере. Эффективное партнерство бизнес-моделирования и логистической сферы позволяет завоевать компании, имеющей какое-либо отношение к области логистики, лидирующие позиции на рынке [2] (Drobot, Vartanova, 2019).
Следовательно, целью настоящей работы является разработка методологии функционального моделирования логистического бизнес-процесса на примере транспортно-экспедиционной компании.
Объектом в проведенном исследовании выступает транспортно-экспедиционная компания (далее – ТЭК), а предметом исследования является логистическая инфраструктура ТЭК.
Научная новизна данной публикации и авторский вклад в работу заключаются в следующем:
- разработка методологии функционального моделирования логистического бизнес-процесса на примере ТЭК (в частности, проработка основных блоков типового бизнес-процесса);
- построение поэтапного плана выполняемых операций, функций и действий ключевых экзогенных и эндогенных контрагентов с выделением трудоемкости выполняемых работ на каждом этапе бизнес-процесса;
- оптимизация предлагаемого бизнес-процесса с учетом введенного тайм-менеджмента включением ответственных лиц и исполнителей по каждой операции и/или функции;
- разработка типового бизнес-процесса ТЭК по работе с клиентами, направленного на доставку груза из пункта отправления до места назначения.
Таким образом, с учетом проведенного полемического анализа, касающегося вопросов дефиниций на тему исследования, предложенная авторами методология уникальна и является новизной в теме бизнес-моделирования логистических инфраструктур.
В настоящей работе использовались такие методы научного познания, как теоретический и практический анализ, синтез, моделирование, обобщение и гипотетико-дедуктивный метод научного познания, благодаря которым была смоделирована графическая декомпозиция деятельности ТЭК; проанализированы основные этапы бизнес-процесса; выявлены слабые коллаборационные процессы и предложены эффективные пути взаимодействия всех стейкхолдеров модели.
В современной отечественной научно-исследовательской литературе тема, представленная авторами работы, весьма актуальна и значима, труды ученых носят в основном теоретический характер [3] (Egorov, Polivanov, 2020). Стоит отметить лишь ряд исследователей, которые представили схемы бизнес-процессов по улучшению логистической инфраструктуры. Н.Б. Завьялова и М. Сухова при помощи нотации IDEF0 изучили шесть этапов обобщенного вида смешанных перевозок [4] (Zavyalova, Sukhova, 2012). Ю.М. Винтер предложил три типовые формулы по расчету показателей оценки процессов логистики [5] (Vinter, Monakhov, 2017). В.М. Литвиненко приводит в публикации единый цикл управления бизнес-процессами, где стратегия, финансы, маркетинг, персонал, активы, экология и т.д. выступают основными элементами [6] (Litvinenko, 2018). М.В. Ботнарюк и М.И. Классовская изучили систему управления, учитывающую цифровую трансформацию деловой логистической среды [7] (Botnaryuk, Klassovskaya, 2020). А.А. Хачатурян, Н.А. Солдатенко и др. раскрыли графическую нотацию ЕРС, предназначенную для формализации и описания бизнес-процесса по проектированию и производству авиационных двигателей АО «Редуктор-ПМ» [8] (Khachaturyan, 2021). Полемический обзор показал, что разработкой предварительного плана и типового бизнес-процесса по доставке товара ТЭК в российском научном сообществе занимались относительно трансцендентально, конкретных методологических основ не проводилось, что послужило основой для проведения данной научно-исследовательской работы.
Моделирование бизнес-процесса деятельности ТЭК по доставке товаров клиентам
Подготовительный этап по разработке графической модели любого бизнес-процесса должен начинаться с анализа нормативно-правовых основ деятельности предметно-объектного состава исследования. Кроме того, необходимо составить детальную схему информационных потоков для обеспечения безопасности выполняемых функций и обязанностей [9] (Melnikova, Mylnikova, Moskvitina, Nagibina, 2021). Операции в области транспортно-экспедиционных услуг регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:
- ФЗ-87 от 30.06.2003 г. (редакция от 18.03.2020 г.), рассказывающий о сущности транспортно-экспедиционной деятельности в целом;
- Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 г. № 554, направленное на утверждение правил осуществления транспортно-экспедиционной деятельности;
- ГК РФ (вторая часть) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (редакция от 27.12.2019 г., изменения от 28.04.2020 г.) статья 801, раскрывающая основные пункты договора транспортной экспедиции;
- ФЗ-184 от 27.12.2002 г., повествующий о техническом регулировании;
- ФЗ-259 от 08.11.2007 г. (редакция от 24.02.2021 г.), представленный в формате устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта [10].
Узкоспециализированная (частная, конкретная [11] (Chabanova, Kudrin, Bartova, 2021)) цель разрабатываемого бизнес-процесса – доставить товар клиента ТЭК из пункта отправления в место назначения.
Для перехода к основной части – моделированию бизнес-процесса по доставке товара клиентам ТЭК – необходимо выделить основные блоки типовой модели графической композиции (рис. 1), которые далее (на рис. 2) будут представлены в желтых многоугольниках. Именно для адаптации рассматриваемой нотации ЕРС к графическому моделированию в системе IDEF0 – основные блоки будут являться структурирующими и записаны как А1, А2,…, Аn с последующей фокусировкой на составные операции и функции [12] (Belova, 2018).
После того как были выделены основные блоки бизнес-процесса, авторы публикации сформулировали регламентирующие действия, направленные на подробное раскрытие сущности моделируемого бизнес-процесса, который на рисунке 1 представлен в формате структурированной последовательности функций и операций. При этом авторы настоящего исследования не забыли о таких важных моментах, как ответственные лица ТЭК, выполняющие функции, операции и действия по реализации бизнес-процесса, и основы тайм-менеджмента, характеризующие эффективность осуществления каждого блока рассматриваемого бизнес-процесса.
Заключительным этапом в данной научной работе выступает смоделированный бизнес-процесс по доставке товара клиенту ТЭК в нотации Event-Driven Process Chain (далее – ЕРС), что наглядно представлено на рисунке 2.
Рисунок 1. Структура бизнес-процесса ТЭК по доставке товара из пункта отправления до места назначения
Источник: составлено авторами.
Рисунок 2. Моделирование бизнес-процесса деятельности ТЭК по доставке товара клиентам
Источник: составлено авторами.
Заключение
В эпоху XXI века в России очень остро встает вопрос об эффективной логистической инфраструктуре как экспедиционных компаний в частности, так и смарт-городов в целом [13] (Yakupova, Mylnikova, Nagibina, 2019). Оптимизировать и структурировать все логистические функции можно при помощи такого инструмента, как бизнес-моделирование, который наряду с транспортно-логистической инфраструктурой на сегодняшний день является актуальным для изучения мировым научным сообществом [14].
В процессе работы над публикацией авторами выявлено, что основными детерминантами и причинами нерационального использования временного ресурса ТЭК, а впоследствии и возникновения определенных потерь, являются следующие факторы:
- неструктурированный способ консьюмеризма с клиентами;
- неэффективно выстроенные деловые и информационные каналы связи между внутренними и внешними контрагентами;
- несоответствующий способ приема товаров.
В период апробации предлагаемого бизнес-процесса время его реализации сократилось почти вдвое (с 1178 минут до 598 минут), что повлияло на процедуру оптимизирования функциональных и коллаборационных контактов между всеми задействованными участниками предложенной модели бизнес-процесса по работе ТЭК.
Итак, предложенный авторами настоящей публикации типовой бизнес-процесс может оказаться весьма востребованным как управляющими ТЭК, так и клиентами, которые планируют воспользоваться услугами логистических компаний по доставке товаров, а также тем, кто хочет «попробовать себя» в данном направлении бизнеса [15] (Indan, 2019).
Источники:
2. Дробот Е.В., Вартанова М.Л. Возможности расширения свободы движения товаров в условиях интеграции стран ЕАЭС // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 721-740. – doi: 10.18334/eo.9.2.39920.
3. Егоров М.В., Поливанов Г.Б. Оптимизация бизнес-процессов предприятия на основе совершенствования логистики // Форум молодежной науки. – 2020. – № 2. – c. 49-55. – doi: 10.35599/forummn/01.02.08 .
4. Завьялова Н.Б., Сухова М. Совершенствование бизнес-процессов транспортной логистики в системе устойчивого развития организаций // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2012. – № 17. – c. 294-298.
5. Винтер Ю.М., Монахов В.И. Автоматизация управления бизнес-процессами логистики на предприятиях текстильной отрасли // Академическая наука – проблемы и достижения: Материалы XI международной научно-практической конференции. North Charleston, 2017. – c. 126-128.
6. Литвиненко В.М. Улучшение качества управления логистики бизнес-процессов предприятия // Современные научные исследования: теория и практика: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. София, Болгария, 2018. – c. 95-100.
7. Ботнарюк М.В., Классовская М.И. Цифровые технологии: новые решения в управлении бизнес-процессами в транспортной логистике // Морские интеллектуальные технологии. – 2020. – № 4-4(50). – c. 73-78. – doi: 10.37220/MIT.2020.50.4.100 .
8. Хачатурян А.А. Разработка бизнес-процесса по проектированию и производству авиационных двигателей с применением аддитивных и цифровых технологий, на примере акционерного общества «Рекдуктор-ПМ» // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. – 2021. – № 2(60). – c. 135-144.
9. Melnikova А., Mylnikova E., Moskvitina I., Nagibina N. Development of a matrix method for the assessment of information and economic security of an industrial enterprise // SHS Web of Conferences. – 2021. – p. 00075. – doi: 10.1051/shsconf/202111600075.
10. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744 (дата обращения: 10.01.2022).
11. Чабанова Е.В., Кудрин А.С., Бартова Е.В. Маркетинговые исследования рынка транспортно-логистических услуг города Екатерибург // Транспорт: проблемы, цели, перспективы (transport 2021): Материалы II Всероссийской научно-технической конференции с международным участием. Пермь, 2021. – c. 578-582.
12. Белова В.И. Логистика 4.0: кейсы оптимизации бизнес-процессов на основе применения технологий искусственного интеллекта // Неделя науки СПбПУ: Материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2018. – c. 438-440.
13. Якупова О.В., Мыльникова Е.М., Нагибина Н.П. Модель привлекательности территории – «многоугольник территориальной привлекательности» // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1321-1328. – doi: 10.18334/eo.9.2.40662.
14. EME. WMS система управления складской логистикой на основе бизнес-процессов Мареев Н.П., Бобков А.В. EME. WMS система управления складской логистикой на основе бизнес-процессов. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2021614266, 22.03.2021. Заявка № 2021613212 от 12.03.2021
15. Индан А.А. Реинжиниринг бизнес-процессов на основе информационной логистики // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 3. – c. 83-85.
Страница обновлена: 17.08.2025 в 14:52:13
Download PDF | Downloads: 65 | Citations: 4
Methodology of functional modeling in logistics business process on the example of a forwarding company
Melnikova A.S., Mylnikova E.M., Yakupova O.V.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 1 (January 2022)
Abstract:
The whole range of competent modeling in the business process is proposed. It starts from the analysis of the legal foundations and ends with the differentiation of the standard structure stages, broken down into operations, functions and actions, as well as the allocation of cross-functional relationships between stakeholders and the calculation of the time resource optimization. A typical business process of a forwarding company for the cargo delivery from the point of departure to the destination is proposed. The EPC graphical decomposition notation provides the possibility to implement the model by administrative and managerial personnel, top managers and government agencies and to adapt the proposed model to the IDEF0 notation with subsequent restructuring to industrial and technological logistics for highly specialized logistics service employees.
Keywords: modeling, business process, forwarding company, EPC notation, flowcharts, time management, plan, logistics
JEL-classification: M11, M21, L91, R40

Россия, Пермь