Повышение социальной безопасности населения за счет развития рынка арендного жилья (на примере Приволжского федерального округа)

Ширяев А.А.1, Руденко М.Н.1
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 1 (Январь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Данная статья посвящена анализу и оценке повышения уровня социальной безопасности за счет развития рынка арендного жилья в регионах Приволжского федерального округа. Поскольку стоимость жилья как в России в целом, так и в регионах Приволжского федерального округа в частности, стремительно растет, популярность набирает именно рынок арендного жилья. В статье проведен сравнительный анализ основных показателей жилищной отрасли в анализируемом федеральном округе. Проанализирована динамика изменения финансовой нагрузки жителей регионов, связанной с арендным жильем. По итогам проведенного анализа, авторами статьи были выявлены ключевые негативные тенденции данного сегмента рынка недвижимости. Разработаны авторские мероприятия, направленные на минимизацию выявленных угроз и повышение социальной безопасности населения.

Ключевые слова: социальная безопасность, жилищное обеспечение, молодежь, аренда жилья, недвижимость, социальное арендное жилье, сфера услуг

JEL-классификация: J10, J13, L74, R21, R31



Введение: Обеспечение социальной безопасности является одной из ключевых задач Российской Федерации как на федеральном, так и на региональном уровнях. В указе Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» перечислены задачи обеспечения социальной безопасности, в частности, в документе отмечается необходимость улучшения жилищных условий граждан, повышение доступности и качества жилья, развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры [3]. Однако, несмотря на стремительное развитие строительства в стране, цены в стране на жилье растут как на первичном рынке (+77,6% за 1 кв. м. по сравнению с показателем 2020 года), так и на вторичном (+46% за 1 кв. м. по сравнению с показателем 2020 года) [8]. Рост цен на квартиры обостряет уже имеющуюся проблему, связанную с жилищным обеспечением. По данной причине значительная доля населения, в первую очередь молодежь, не имеют финансовой возможности приобрести свое жилье и вынуждены отдавать предпочтение в пользу аренды недвижимости. В качестве ключевых факторов роста спроса выделяют повышение ключевой ставки Центробанка, в следствии чего многим жителям стало затруднительно приобрести квартиру как на первичном, так и на вторичном рынке. Помимо этого, в качестве дополнительных причин, стимулирующих повышение спроса на арендное жилье, можно выделить отмену ипотек с государственной поддержкой (в частности прекратила свое существование льготная ипотека на новостройки под 8%), благодаря которой ежемесячных платеж по ипотечному кредитованию выходил ниже, чем оплата аренды. Создание устойчивого рынка арендного жилья является необходимым условием для обеспечения социальной безопасности населения. Для этого следует акцентировать внимание на развитие инфраструктуры и правовых механизмов, регламентирующих условия заключения данного договора, а также защиту прав арендаторов и арендодателей.

Перечисленные факторы определяют актуальность данного исследования и необходимость совершенствования государственного регулирования рынка аренды жилья в России.

Целью исследования является проведение анализа финансовой нагрузки в регионах Приволжского федерального округа, связанной с арендой жилья.

Задачи исследования:

- Проведение всестороннего анализа рынка аренды жилья в Приволжском федеральном округе;

- Определение текущего состояния, выявление тенденции и проблем данного сегмента рынка;

- Разработка мероприятий, направленных на минимизацию выявленных угроз и поступательное снижение социальной напряженности в анализируемых регионах.

Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования результатов анализа федеральными и региональными органами государственной власти для выработки мер по минимизации угроз в жилищном сегменте.

Основная часть: Социальная безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности Российской Федерации, отражающей состояние защищенности ключевых интересов личности, социальных групп и общества. Одним из аспектов, определяющих уровень социальной безопасности на территории страны и региона является обеспечение граждан жилищными условиями, повышение их доступности. Данные задачи закреплены на федеральном уровне. Однако, в Российской Федерации последние несколько лет прослеживается тенденция к увеличению стоимости жилья как на первичном рынке, так и на вторичном. Если по итогам 2023 года цена 1 кв. м. жилья в среднем по России на первичном рынке составляла 140,3 тыс. руб.; на вторичном – 97,4 тыс. руб., то за второй квартал 2024 года показатели выросли до отметок в 171,1 тыс. руб. и 110,1 тыс. руб. [15]. В Приволжском ФО квадратный метр жилья на первичном рынке за анализируемый период времени вырос с 57,2 тыс. руб. в 2020 году до 127 тыс. руб. во втором квартале 2024 года (рисунок 1).

Рисунок 1 – Динамика стоимости 1 кв. м. первичного рынка жилья в регионах Приволжского ФО

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики [8]

За анализируемый период времени во всех регионах Приволжского ФО выросла стоимость 1 кв. м. жилья. Наибольший прирост был зафиксирован в Самарской области, где с конца 2020 года данный показатель увеличился на 152% (с 47,9 тыс. руб. в 2020 году до 120,5 тыс. руб. в первом полугодии 2024 года). Следом расположился Пермский край - цена за 1 кв. м. жилья выросла на 138% (с 53,6 тыс. руб. в 2020 году до 127,7 тыс. руб. в 2024 году). Среди регионов, где за анализируемый период времени данный показатель увеличился более чем в два раза необходимо отметить Республику Татарстан (+121%), Чувашскую Республику (+115%), Кировскую область (+122%). Меньше всего стоимость 1 кв. м. первичного жилья изменилась в Пензенской области – прирост составил 77% (с 55,5 тыс. руб. в 2020 году до 98 тыс. руб. по итогам второго квартала 2024 года). Несмотря на это, в среднем по Приволжскому федеральному округу цена выросла на 122%. Аналогичная ситуация наблюдается на рынке вторичного жилья, где стоимость в среднем по Федеральному округу выросла на 87% (рисунок 2).

Рисунок 2 – Динамика стоимости 1 кв. м. вторичного рынка жилья в регионах Приволжского ФО

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики [8]

Наибольший рост показателя за анализируемый период времени зафиксирован в Чувашской Республике +105% и Самарской области + 108%. Меньше всего цена за 1 кв. м. на вторичном рынке изменилась в Пермском крае, где с 2020 года стоимость выросла на 56% (с 68,8 тыс. руб. до 101 тыс. руб. по итогам второго квартала 2024 года). Самыми дорогими для покупки жилья на вторичном рынке в Приволжском ФО являются Республика Татарстан – 1 кв. м. обойдется в 134,5 тыс. руб. и Нижегородская область – 131 тыс. руб. Оба показателя существенно выше среднего значения по РФ.

Стремительный рост стоимости покупки жилья в регионах Приволжского федерального округа приводит к закономерному увеличению показателей спроса на аренду жилья. За последние три месяца 2023 года плата за аренду однокомнатных квартир выросла в 68 городах РФ, за двухкомнатные – в 65, за трехкомнатные – 52. Среди субъектов Приволжского ФО следует выделить Кировскую область, где аренда однокомнатной квартиры за последний квартал 2023 года выросла на 34,4%, двухкомнатной на 16,6%, трехкомнатной на 39,1% и Пермский край (+28,9%, +26,2%, +21,5%) [12]. В таблице 1 представлена сравнительная информация о стоимости аренды квартир в регионах Приволжского ФО в 2019 и 2024 годах. Взята усредненная статистика всех квартир.

Таблица 1 – Динамика изменения стоимости аренды жилья в регионах Приволжского ФО

Регион
Стоимость аренды квартиры на 01.06.2019 г., руб.
Стоимость аренды квартиры на 23.05.2024 г., руб.
Изменение за период, %
Республика Башкортостан
16 347,2
26 507,8
+62,1
Кировская область
10 394,4
25 083,3
+141,3
Республика Марий Эл
7 380
23 388,9
+216,9
Республика Мордовия
8 476,7
13 000
+53,4
Нижегородская область
14 516
31 570,3
+117,5
Оренбургская область
9 886,5
20 227,3
+104,6
Пензенская область
8 343,4
15 695,9
+88,1
Пермский край
16 178,5
27 214
+68,2
Самарская область
14 085,7
22 134,2
+57,1
Саратовская область
12 930,9
23 944,6
+85,2
Республика Татарстан
27 961,2
35 429,1
+26,7
Удмуртская Республика
8 386,9
19 568,6
+133,3
Ульяновская область
12 677,7
18 357,1
+44,8
Чувашская Республика
10 061
20 235,6
+101,1
Источник: составлено авторами по данным Restate.ru [9]

Наибольшее изменение в стоимости аренды жилья наблюдается в Республике Марий Эл, цена за анализируемый период времени увеличилась на 216,9% с 7 380 руб. на начало июня 2019 года до 23 388,9 руб. по состоянию на конец мая 2024 года. Более чем в два раза стоимость аренды квартир выросла в таких регионах как Кировская область (+141,3%), Нижегородская область (+117,5%), Оренбургская область (+104,6%), Удмуртская Республика (+133,3%) и Чувашская Республика (+101,1%). Несмотря на незначительное изменение цены аренды жилья (+26,7%) Республика Татарстан остается лидером по стоимости – в среднем аренда квартиры обойдется в 35 429,1 руб. в месяц. Наиболее привлекательным для аренды жилья в 2024 году является Республика Мордовия, где арендовать жилье можно за 13 000 руб. Самым дешевым жильем среди регионов с населением более 1 млн. чел. для аренды является Пензенская область с показателем в 15 695,9 руб.

Одним из основных факторов, оказывающих влияние на стоимость аренды жилья, по мнению авторов, является соотношение спроса и предложения. Высокое значение первого показателя при ограниченном предложении является основным фактором для увеличения цен на аренду жилья. В таблице 2 представлена информация по количеству предложенных объявлений по аренде квартир. Данные актуальны на конец мая 2024 года. Для получения наиболее достоверных данных была взята статистика только по долгосрочной аренде жилья.

Таблица 2 - Количество предложенных объявлений по аренде квартир в регионах Приволжского ФО

Регион
Количество предложенных объявлений по аренде квартиры, ед.
Республика Башкортостан
1 760
Кировская область
282
Республика Марий Эл
129
Республика Мордовия
181
Нижегородская область
1 242
Оренбургская область
283
Пензенская область
406
Пермский край
1 000
Самарская область
1 254
Саратовская область
786
Республика Татарстан
2 674
Удмуртская Республика
522
Ульяновская область
393
Чувашская Республика
310
Источник: составлено авторами по данным российского интернет-сервиса для размещения объявлений Авито [5]

Полученные результаты для более точного анализа необходимо разделить на три группы: субъекты Приволжского Федерального округа с населением менее 1 млн. чел., субъекты с населением от 1 до 2 млн. чел. и субъекты с населением более 2 млн. чел. К первой группе относятся Республика Марий Эл, Республика Мордовия, где показатели предложения по аренде квартир не превышают значения в 200 объявлений. Среди регионов с населением от 1 до 2 млн. чел. лидером по количеству предложений аренды является Удмуртская Республика с показателем в 522 объявления. Следом расположились Пензенская область (406 объявлений) и Ульяновская область (393 объявления). В пяти из шести регионов Приволжского ФО с населением более 2 млн. чел. количество объявлений по аренде жилой недвижимости превысило показатель в 1 тыс. Лишь в Саратовской области предложение не достигло необходимой отметки и составило 786 объявлений. Лидером как в данной группе регионов, так и в общем по Федеральному округу стала Республика Татарстан – 2 674 объявления по аренде квартиры. Далее идет Республика Башкортостан – 1 760 предложений. Тройку лидеров замыкает Самарская область – 1 254 объявления. В целом по Приволжскому федеральному округу за первый квартал 2024 года количество предложения по аренде жилья растет относительно конца 2023 года. Однако все еще уступает уровню первого квартала последних трех лет. Данная тенденция прослеживается на всей территории России. Количество лотов по аренде на начало 2024 года остается в 1,5-2 раза меньше по сравнению с идентичным показателем за последние три года. Так в 2022 году в РФ насчитывалось порядка 96,5 тыс. актуальных объявлений по сдаче жилой недвижимости, то к началу 2024 года их количество сократилось до 43,8 тыс.

Одновременно с сокращением предложения на аренду квартир в регионах Приволжского ФО происходит повышение спроса на данный вид жилья. Наиболее существенное увеличение анализируемого показателя зафиксировано в Нижнем Новгороде – спрос по итогам 2023 года увеличился на 22% относительно идентичного показателя за предшествующий период (рисунок 3).

Рисунок 3 – Динамика изменения спроса на аренду жилья в городах Приволжского ФО за 2023 год

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики [16]

Следом за Нижним Новгородом наиболее заметное увеличение спроса на аренду жилья произошло в Казани – административном центре Республики Татарстан. Показатель вырос на 12% по итогам 2023 года. Сразу в трех крупных городах Приволжского ФО спрос увеличился на 9% - такая тенденция была отмечена в Саратове, Самаре и Перми. Среди представленных городов только Киров не показал повышения спроса на арендованное жилье по итогам 2023 года и остался неизменным.

Основной социальной группой, обеспечивающей высокий спрос на аренду жилья, является молодежь. В частности, по данным исследования, проведенного институтом развития совместно с ВЦИОМ, порядка 8,6 млн. (27%) человек в возрасте от 18 до 35 лет проживают в арендованных квартирах. В данном исследовании отмечается, что среди молодых людей данный способ решения квартирного вопроса является наиболее актуальным. Если в целом по стране показатель составляет примерно 12%, то среди молодежи его значение выше - 41% в возрасте до 25 лет и 21% в возрасте до 35 лет [13].

Одной из причин, по которой молодое население отдает предпочтение арендованному жилью является невысокая заработная плата. В таблице 3 представлена информация по средней начисленной заработной плате молодежи в России в разрезе возрастных групп.

Таблица 3 – Средняя начисленная заработная плата молодежи в Приволжском ФО по возрастным группам, руб.

Зарплата по возрастным группам, руб.
18-19 лет
20-24 лет
25-29 лет
30-34 лет
Республика Башкортостан
28 112
35 148
42 511
43 263
Республика Марий Эл
18 741
29 541
33 051
34 629
Республика Мордовия
34 211
28 438
33 488
34 249
Республика Татарстан
27 636
38 458
45 940
46 176
Удмуртская Республика
26 208
30 947
36 919
37 908
Чувашская Республика
24 354
28 265
33 349
33 546
Пермский край
27 702
35 380
42 337
47 322
Кировская область
22 891
29 829
34 588
34 574
Нижегородская область
28 856
38 448
44 368
45 227
Оренбургская область
23 659
33 602
37 940
37 211
Пензенская область
32 153
28 659
35 139
36 233
Самарская область
22 507
34 552
42 059
45 050
Саратовская область
18 384
30 418
38 070
36 445
Ульяновская область
24 282
30 137
37 577
38 596
Приволжский федеральный округ
25 879
34 537
41 096
41 936
Источник: составлено авторами по данным аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza [6]

Наибольшее значение заработной платы среди молодого населения в возрасте от 25 лет. Следует отметить, что в регионах Приволжского Федерального округа субъекты разделились на две группы: в одних пик заработной платы приходится на возраст 25-29 лет (Оренбургская область, Саратовская область, Самарская область). Вторая группа образована из регионов, в которых максимальное значение заработной платы достигается в возрастной группе 30-34 лет (Пермский край, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Нижегородская область). Максимальное значение средней заработной платы в Приволжском федеральном округе достигается в возрастной группе 30-34 лет с показателем в 41 936 руб.

Несмотря на рост заработных плат относительно возрастных групп, доля расходов молодого населения на аренду жилья в анализируемых регионах остается высокой. В таблице 4 представлена сравнительная характеристика стоимости аренды жилья и начисленной заработной платы в возрастной группе 30-34 лет.

Таблица 4 – Доля расходов, приходящихся на аренду жилья от заработной платы, %

Регион
Стоимость аренды квартиры на 23.05.2024 г., руб.
Заработная плата в возрастной группе 30-34 лет, руб.
Доля расходов на аренду жилья от заработной платы, %
Республика Башкортостан
26 507,8
43 263
61,3
Республика Марий Эл
23 388,9
34 629
67,5
Республика Мордовия
13 000
34 249
38
Республика Татарстан
35 429,1
46 176
76,7
Удмуртская Республика
19 568,6
37 908
51,6
Чувашская Республика
20 235,6
33 546
60,3
Пермский край
27 214
47 322
57,5
Кировская область
25 083,3
34 574
72,5
Нижегородская область
31 570,3
45 227
69,8
Оренбургская область
20 227,3
37 211
54,4
Пензенская область
15 695,9
36 233
43,3
Самарская область
22 134,2
45 050
49,1
Саратовская область
23 944,6
36 445
65,7
Ульяновская область
18 357,1
38 596
47,6
Источник: составлено авторами

Только в двух регионах Приволжского Федерального округа доля расходов от заработной платы на аренду жилья составляет менее 40% - Республика Мордовия с показателем равным 38%. Еще в трех из анализируемых регионах жители тратят не больше 50% на арендованное жилье – это Пензенская область (43,3%), Самарская область (49,1%) и Ульяновская область (47,6%). В остальных регионах (10 из 14) молодое население в возрасте от 30 до 34 лет вынуждено тратить больше половины от своей заработной платы на аренду жилья. Критическая ситуация наблюдается в Республике Татарстан, где средний доход составляет 46 176 руб., а средняя стоимость аренды квартиры в данном регионе остановилась на отметке в 35 429,1 руб. Таким образом, жители Татарстана вынуждены тратить более 75% (76,7%) своего дохода на покрытие аренды жилья. Аналогичная ситуация сложилась в Кировской области, где жители данного региона более 70% своего среднемесячного дохода тратят на оплату аренды жилья.

Высокие ставки по аренде жилья при относительно невысоком среднемесячном заработке жителей Приволжского Федерального округа являются основными причинами, по которым молодежь вынуждена отказываться от найма жилой площади. Данные обстоятельства приводят к тому, что на конец 2023 года доля семей, имеющих финансовую возможность арендовать жилье остается на низком уровне (таблица 5).

Таблица 5 – Доля семей, способных арендовать жилье и необходимый уровень доходов для оплаты с учетом повседневных расходов

Регион
Доля семей, способных арендовать квартиру, %
Семейных доход, необходимый для оплаты аренды и повседневных расходов, тыс. руб.
Республика Башкортостан
57,7
74,8
Кировская область
52,2
71,8
Республика Марий Эл
38,8
74,5
Республика Мордовия
43,5
68,8
Нижегородская область
61,7
80,5
Оренбургская область
51,6
74,1
Пензенская область
49,6
66,3
Пермский край
56,1
81,0
Самарская область
56,0
79,0
Саратовская область
46,4
73,7
Республика Татарстан
65,8
74,5
Удмуртская Республика
52,7
74,4
Ульяновская область
47,6
74,4
Чувашская Республика
49,2
68,8
Среднее значение по ФО
52,1
74,0
Источник: составлено авторами по данным РИА Рейтинг [14]

Республика Марий Эл является единственным регионом Приволжского Федерального округа, в котором доля семей, способных арендовать квартиру составляет менее 40%. Показатель по итогам 2023 года остановился на отметке в 38,8%. При этом в данном субъекте РФ доход семьи для оплаты арендованного жилья и повседневных расходов должен составлять не менее 74,5 тыс. руб., что является средним показателем по Федеральному округу. Еще в ряде регионов доля семей, имеющих возможность арендовать жилье, не превышает 50%. К таким субъектам относятся Республика Мордовия – 43,5%, Пензенская область – 49,6%, Саратовская область – 46,4%, Ульяновская область – 47,6%, Чувашская область – 49,2%. Оренбургская область имеет значение более 50% семей (51,6%), однако данный показатель находится ниже среднего по Приволжскому федеральному округу, который по итогам 2023 года составил 52,1% семей. Среди регионов-лидеров по данному показателю необходимо отметить Нижегородскую область, где доля семей, способных арендовать жилье превышает 60% и составляет 61,7%, несмотря на существенно превышающий необходимый доход: в регионе для оплаты аренды и повседневных расходов семья должна зарабатывать минимум 80,5 тыс. руб., тогда как среднее значение по Федеральному округу остановилось на отметке в 74 тыс. руб. Аналогичная ситуация наблюдается в Республике Татарстан: 65,8% семей могут позволить себе арендовать жилье. При этом необходимый доход должен находится на уровне не менее 74,5 тыс. руб. Самым дешевым регионом для оплаты аренды жилья и повседневных расходов является Чувашская Республика, где ежемесячных доход семьи составил 68,8 тыс. руб. Напротив, самым дорогим регионом Приволжского Федерального округа является Пермский край. Ежемесячный доход в данном субъекте РФ должен составлять не менее 81 тыс. руб. Следом расположилась Нижегородская область (80,5 тыс. руб.). Третье место занимает Самарская область – 79 тыс. руб. Несмотря на значительное превышение затрат данный показатель находится существенно ниже средних значений по Российской Федерации. Средний семейный доход, необходимый для оплаты аренды и повседневных расходов в стране по итогам 2023 года составил 95,4 тыс. руб., при доле семей, способных арендовать жилье в 50,5%.

В ходе проведенного анализа был выявлен ряд негативных тенденций, наносящих урон социальной безопасности анализируемых регионов. Среди ключевых можно выделить стремительное увеличение стоимости 1 кв. м. жилья на первичном и вторичном рынках, что приводит к сокращению семей, проживающих в собственном жилье. Помимо этого, данный фактор приводит к увеличению спроса на арендованное жилье. Однако, и в данном случае наблюдается ежегодное повышение ставок по найму жилой площади. В текущих реалиях, данная тенденция может стать одной из ключевых проблем в секторе недвижимости страны, поскольку уже сейчас в 10 из 14 регионах Приволжского Федерального округа молодые жители в возрасте от 30 до 34 лет вынуждены тратить более 50% от своего заработка на оплату арендованного жилья. В результате повышается финансовая нагрузка на население. Как итог, происходит обеднение населения за счет покрытия нужд первой необходимости, поскольку обеспечение жильем, наряду с едой, питьем и одеждой относятся к первичным потребностям человека. Так как исследуемый сегмент является одним из механизмов обеспечения социальной безопасности, в целях недопущения критической ситуации, при которой аренда жилья станет финансово невозможной для большинства населения был разработан комплекс мероприятий по решению данного вопроса.

1. В первую очередь необходимо обратить внимание на «серый» сектор аренды жилья. Речь идет о борьбе с нелегальной сдачей жилых помещений. Данный фактор является одним из приоритетных направлений для развития данного сегмента рынка как в Приволжском федеральном округе, так и в Российской Федерации в целом. По оценкам Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, ежегодно бюджет страны недополучает порядка 162 млрд. руб. по причине того, что часть граждан не платят налоги от сдачи квартиры в аренду [17]. Для решения данной проблемы необходимо разработать и внедрить целый комплекс мероприятий. Во-первых, необходимо ужесточить наказание за данный вид нарушения, на сегодняшний день за несоблюдение установленного порядка регистрации договора найма жилья влечет наказание в виде штрафа в размере 1,5-2 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.21 КоАП РФ) [2]. Необходимо увеличить размер денежного взыскания, поскольку нарушителям выгоднее заплатить штраф, нежели ежемесячно платить налог за сдачу квартиры в аренду (доходы от сдачи в аренду квартиры облагаются налогом в размере 13%). Во-вторых, необходимо разработать единую систему контроля и мониторинга в сфере арендного жилья, в которой будет содержаться необходимая информация о сторонах и условиях сделки.

2. Также для решения данной проблемы необходимо разработать механизмы борьбы с непрерывным ростом цен на арендованное жилье. В данном случае необходимо разработать на региональном уровне предельно допустимые ставки по аренде жилья для каждого из субъектов Приволжского Федерального округа. В частности, для Пермского края установить предельный тариф, при котором стоимость аренды жилья не может увеличиваться за год более чем на 10% (для сравнения за 2023 год аренда квартиры в краевой столице выросла на 20% относительно предшествующего года) [10]. Данное решение позволит контролировать рост цен на данный сектор недвижимости, снизит финансовую нагрузку арендаторов. В результате повысится уровень социальной безопасности в регионе за счет пресечения дальнейшего обеднения населения за счет покрытия нужд первой необходимости. В свою очередь, арендодатели по-прежнему продолжат получать доход от сдачи аренды жилья, даже с учетом инфляции, поскольку ее уровень в стране составляет 7,3%.

3. Для повышения уровня социальной безопасности за счет решения проблем связанной с повышением стоимости найма недвижимости, необходимо развивать строительство арендного жилья в Приволжском Федеральном округе. На сегодняшний почти все проекты по строительству арендного жилья для некоммерческого использования реализуются при поддержке Правительства РФ за счет средств федерального бюджета. Данные проекты расположены в Дальневосточном федеральном округе, где по поручению Президента РФ Владимира Владимировича Путина реализуется государственная программа «Доступное арендное жилье в Дальневосточном федеральном округе». Для регионов Приволжского федерального округа необходимо рассмотреть возможность привлечения денежных средств в регион для строительства арендного жилья за счет инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК). Данный вид развития предполагает предоставление регионам денежных средств со стороны государства под 3% годовых и на срок не менее 15 лет, погашать кредит необходимо только с третьего года после получения [11]. Строительство арендного жилья является одним из условий получения данной меры поддержки, поскольку инфраструктурные бюджетные кредиты выдаются для развития строительной отрасли в регионах, дорожному строительству и обновлению объектов жилищно-коммунального хозяйства. К тому же развитие арендного жилья за счет привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов позволит добиться намеченных планов, отраженных в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года, где формирование доступных условий рынка аренды жилья является одной из приоритетных направлений [4]. В свою очередь, для региона положительным моментом будет являться повешение предложения на рынке аренды жилья, что в свою очередь сначала приведет к стагнации цен, а в последующем их снижению. В результате увеличится доля населения регионов, способных арендовать жилье, помимо этого снизится финансовая нагрузка на арендаторов. Конечным результатом данного мероприятия станет повышение уровня социальной безопасности за счет развития сегмента арендного жилья.

4. Для повышения социальной безопасности необходимо также рассмотреть возможность предоставления льготной аренды жилья на территории Приволжского Федерального округа. Данная программа направлена на помощь в улучшении жилищных условий определенным категориям граждан, например, молодым специалистам. В 2023 году было принято решение о запуске данной меры государственной поддержки для жителей Дальнего Востока, где предусматривается возведение 10 000 квартир для востребованных в регионе специалистов, в том числе и студентов. Данная программа предусматривает сдачу аренды по определенной процентной ставке. Далее каждый субъект будет на протяжении всего срока реализации программы финансировать треть арендной ставки из регионального бюджета, а федеральный бюджет – одну треть ставки на протяжении первых пяти лет. Помимо этого, данная мера поддержки предназначена и для сотрудников ОПК (оборонно-промышленного комплекса), где в качестве одной из возможных мер рассматривается возможность субсидирования 50% стоимости аренды жилья [7]. Реализация программы на территории регионов Приволжского Федерального округа позволит решить проблему с высокой финансовой нагрузкой на жителей в связи с ежегодным увеличением стоимости аренды квартир.

5. Решить данную проблему можно также за счет расширения границ доступности договора социального найма. Данная мера государственной поддержки предполагает сдачу квартиры в аренду, однако отличительной особенностью является тот факт, что в качестве арендодателя выступает государство. В данном случае стоимость аренды будет значительно ниже среднерыночной. Однако, воспользоваться данной мерой государственной поддержки могут не все. В настоящий момент претендовать на заключение договора социального найма могут [1]:

· Гражданин, у которого нет своего жилья или жилья по договору социального найма;

· Человек или члены его семьи уже снимают жилье по договору социального найма, но на каждого человека приходится площадь меньше положенной нормы;

· У гражданина и его семьи есть жилье в собственности, но на каждого человека приходится площадь меньше положенной нормы;

· Гражданин проживает в помещении, которое не отвечает требованиям жилых помещений (например, дом подлежит сносу);

· В семье, которая снимает жилье по договору социального найма, есть человек с хроническим заболеванием.

Для повышения уровня социальной безопасности в регионах Приволжского Федерального округа необходимо расширить границы возможности предоставления данной меры государственной поддержки для следующих граждан:

· Молодым семьям, доля расходов которых на обеспечение жильем превышает 75% от общего среднемесячного дохода;

· Студентам, обучающимся на приоритетных направлениях, и вынужденных снимать жилье в аренду.

· Молодым семьям с детьми до пяти лет.

Данное предложение призвано снизить финансовую нагрузку на молодых граждан и семей, в результате произойдет постепенное повышение показателей социальной безопасности в Приволжском федеральном округе.

Заключение: Таким образом, повышение социальной безопасности населения является одним из наиболее приоритетных направлений развития в Российской Федерации. В свою очередь, арендное жилье выступает важным элементом в социальной безопасности, поскольку обеспечивает жилищными условиями значительную долю населения в регионах Приволжского Федерального округа. Несмотря на это, сформированные на сегодняшний день в регионах механизмы поддержки развития арендного жилья действуют недостаточно эффективно. При этом, проведенный анализ текущей ситуации в данном сегменте на примере субъектов Приволжского Федерального округа позволил выявить основные угрозы анализируемой отрасли. В работе были выявлены ключевые моменты, способные негативно сказаться на развитии арендного жилья в анализируемых регионах. Предложенные мероприятия направлены на снижение имеющихся проблем в сегменте аренды жилья, за счет чего произойдет постепенное повышение уровня социальной безопасности населения за счет сокращения финансовой нагрузки. Конечным результатом предложенных мероприятий станет обеспечение в регионах арендным жильем, контроль за ростом цен в данном сегменте рынка, а также позволит остановить обеднение населения за счет покрытия нужд первой необходимости.


Источники:

1. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024). Глава 8. Социальный наем жилого помещения. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/7b89f449104d0ce455365252ba57767d953e3b3c/ (дата обращения: 16.10.2024).
2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 22.04.2024, с изм. от 24.05.2024). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/248bff93101d09450e870c0db476151591634eb6/ (дата обращения: 15.10.2024).
3. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 13.10.2024).
4. Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 N 3268-р (ред. от 29.11.2023) «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430333/ (дата обращения: 15.10.2024).
5. Аренда квартир на длительный срок. Авито: недвижимость. [Электронный ресурс]. URL: https://www.avito.ru/ (дата обращения: 14.10.2024).
6. Аналитики назвали возраст зарплатного максимума у россиян. Finexpertiza.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2022/vozr-zarpl-maksimum/ (дата обращения: 15.10.2024).
7. В России появятся новые программы льготной аренды жилья. Спроси.дом.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://спроси.дом.рф/news/v-rossii-poyavyatsya-novye-programmy-lgotnoy-arendy-zhilya/ (дата обращения: 15.10.2024).
8. Средняя цена 1 кв. м общей площади квартир на рынке жилья. Государственная статистика ЕМИСС. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31452 (дата обращения: 13.10.2024).
9. График и динамика цен на аренду квартир. Perm.restate.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://perm.restate.ru/ (дата обращения: 14.10.2024).
10. Жаркие ставки. В Перми за год на 20% подорожала аренда квартир. Business-class.su. [Электронный ресурс]. URL: https://www.business-class.su/news/2023/08/23/zharkie-stavki-v-permi-za-god-na-20-podorozhala-arenda-kvartir (дата обращения: 16.10.2024).
11. Инфраструктурные бюджетные кредиты. Национальныепроекты.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/news/infrastrukturnye-byudzhetnye-kredity-chto-eto-takoe-i-zachem-oni-nuzhny (дата обращения: 14.10.2024).
12. Итоги 2023 года на рынке аренды квартир. Mirkvartir.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mirkvartir.ru/journal/analytics/2024/01/09/itogi-2023-goda-na/ (дата обращения: 13.10.2024).
13. Каждый пятый молодой россиянин задумывается об аренде жилья. Bn.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bn.ru/gazeta/news/262637/ (дата обращения: 15.10.2024).
14. Рейтинг регионов по доступности аренды жилья – 2023. Riarating.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://riarating.ru/infografika/20231107/630251910.html (дата обращения: 15.10.2024).
15. Регионы России. Социально-экономическое состояние. Средние цены на рынке жилья. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2023.pdf (дата обращения: 13.10.2024).
16. Четверть россиян живут в арендованных квартирах. Perm.cian.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://perm.cian.ru/novosti-chetvert-rossijan-arendujut-zhile-332108/ (дата обращения: 13.10.2024).
17. Штраф или льготы: как решить проблему серой аренды жилья. Realty.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://realty.rbc.ru/news/61b8633f9a79479f35773c89 (дата обращения: 15.10.2024).

Страница обновлена: 31.01.2025 в 23:49:59