Теневой сектор экономики и налоговый потенциал

Паскачев А.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (48), Декабрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Паскачев А.Б. Теневой сектор экономики и налоговый потенциал // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 12. – С. 47-50.

Аннотация:
Определяющее значение для достоверной оценки налогового потенциала, уровней налогообложения и собираемости налогов, а главное ‑ перспектив расширения базы налогообложения, имеет выявление масштабов теневой экономики, степени ее воздействия на формирование основных параметров налоговой системы, системы перераспределения доходов предприятий и населения, характер отношения налоговых органов с производителями и потребителями товаров и услуг.

Ключевые слова: налогообложение, теневая экономика, теневой сектор экономики, налоговый потенциал



Определяющее значение для достоверной оценки налогового потенциала, уровней налогообложения и собираемости налогов, а главное ‑ перспектив расширения базы налогообложения, имеет выявление масштабов теневой экономики, степени ее воздействия на формирование основных параметров налоговой системы, системы перераспределения доходов предприятий и населения, характер отношения налоговых органов с производителями и потребителями товаров и услуг.

Аналитическое исследование теневой экономики не отделимо от утечки капитала и ухода от налогообложения с использованием доказавших свою эффективность методов и схем. По своей сути эти явления настолько тесно связаны и взаимообусловлены, что их раздельный анализ не может быть объективным. Прежде всего, следует определиться в основных понятиях и терминах, связанных с функционированием теневой экономики России, в их экономическом содержании. Пока при определении объемов теневой экономической деятельности нет единого понимания и толкования ее содержания, границ распространения, деления на криминальную и полулегальную, на виды деятельности и объемы доходов и т.п.

Весьма характерно, что и в западных странах, уже длительное время ведущих борьбу с отмыванием теневых капиталов, понятие теневой экономики также не имеет четкого определения. Для описания сходных, но не всегда идентичных явлений используются различные термины (теневая, скрытая, невидимая, неформальная, параллельная, вторая экономика). Все это приводит к путанице. Отсутствие четкого представления о том, что составляет предмет оценки, является причиной значительных расхождений в оценках размеров «теневой экономики», полученных при применении различных методик.

Госкомстатом России разработаны методы оценки экономической деятельности теневого сектора экономики, которая, по его данным, в 2000 г. составила 25% ВВП. При этом используются понятия «неформальная экономика», «теневая экономика», «скрытая экономика» и, как более общее, ненаблюдаемая экономика. Эти термины часто используются неадекватно.

В одних случаях в состав «теневой экономики» включается деятельность, не учитываемая регулярным статистическим наблюдением, в других случаях теневая экономика охватывает неформальный сектор. Поэтому для описания всех видов неучитываемой экономической деятельности целесообразно использовать обобщающий термин «ненаблюдаемая экономика».

Ненаблюдаемая экономика, в широком смысле слова, охватывает ненаблюдаемую экономическую деятельность, связанную с производством товаров и услуг, и ненаблюдаемую деятельность, связанную с незаконным перераспределением доходов и активов. Она подлежит включению в систему национальных счетов (СНС). Ненаблюдаемую экономику следует разграничить с такими аспектами незаконной деятельности, которые не связаны с движением продуктов, доходов, активов и не отражаются в СНС в российской и международной практике.

Ненаблюдаемая экономика, в узком смысле слова, охватывает деятельность по производству товаров и услуг, не учитываемую регулярным статистическим наблюдением, но подлежащую включению в расчеты ВВП. Она состоит из следующих компонентов:

а) скрытая деятельность;

б) незаконная деятельность;

в) деятельность, не учитываемая регулярным статистическим наблюдением (неформальная деятельность).

Скрытая деятельность – это деятельность по производству и обращению товаров и услуг, в принципе, разрешенная законом, но преднамеренно скрываемая (полностью или частично) с целью утаивания доходов и невыплаты (или несанкционированного уменьшения выплаты) налогов и других обязательных платежей.

Незаконная деятельность – это деятельность по производству, обращению и использованию запрещенных законодательством товаров и услуг.

Деятельность, не учитываемая регулярным статистическим наблюдением из-за несовершенства статистических инструментов (ее часто определяют как неформальную) – это деятельность экономических единиц, которую не имеется в виду преднамеренно скрывать от государственного контроля и учета, но которая не учитывается ввиду ограничений и ошибок статистического наблюдения.

К деятельности, которая осуществляется на законном основании, также относится деятельность по производству и обращению товаров и услуг индивидуальными производителями или некорпорированными предприятиями, т.е. предприятиями, принадлежащими отдельным лицам, домашним хозяйствам. Эти предприятия часто не оформлены в установленном порядке, а основаны на неформальных отношениях между участниками экономического процесса и могут полностью или частично производить продукты или услуги для собственного потребления. Зачастую, эта деятельность основана на вторичной занятости, во многих случаях ею занимаются непрофессионально. В России неформальное производство имеет огромное распространение в сельском хозяйстве, в торговле, строительстве и т. д. Наибольшая по объему величина досчетов ВВП по этим видам деятельности связана с сектором «Домашнее хозяйство».

Ярким примером такой экономики в России является функционирование личных подсобных хозяйств (ЛПХ). В последние годы ЛПХ приобрели важную роль как один из главных источников производства продуктов питания и сельскохозяйственного сырья.

Признание многообразия форм собственности и хозяйствования обуславливает возможность рассматривать личные подсобные хозяйства сельских жителей как одну из важнейших составных частей аграрного производства. В России получили распространение пять основных типов ЛПХ.

Первый тип – ЛПХ с высоким уровнем товарности - свыше 60%; второй тип – уровень товарности от 40 до 60%; третий тип – уровень товарности от 20 до 40%; четвертый – уровень товарности менее 20% и пятый тип ЛПХ – натуральные. Из общего числа обследованных хозяйств наибольший удельный вес (53%) приходится на третий тип ЛПХ. Объемы реализации продукции личного подсобного хозяйства этого типа в 2000 г. колебались в среднем от 2,5 тыс. руб. до 30 тыс. руб.

50 % владельцев ЛПХ продавали продукции за этот же год на сумму до 15 тыс. руб., 17% - на сумму более 20 тыс. руб. и 11% - на сумму более 25 тыс. руб. Значительно более высокий, чем в странах традиционной рыночной ориентации, уровень натурализации экономики означает, что товарный сектор несет несколько большую налоговую нагрузку, а возможности налоговых изъятий сужены.

Для аналитических целей скрытая и незаконная деятельность могут быть объединены в категорию «теневая экономика». Теневая экономическая деятельность предполагает создание системы неформальных связей между хозяйствующими субъектами, часто базирующейся на личных отношениях и непосредственных контактах между ними. Такая система дополняет официально установленный порядок организации экономических связей и создает благодатную почву для коррупции.

По методологии СНС ненаблюдаемую экономику необходимо оценивать и учитывать в составе ВВП как досчеты и поправки. На наш взгляд, целесообразно (на первом этапе в форме методических положений, путем экспертных оценок и др.) учитывать в составе ВВП и нелегальную деятельность по производству и реализации товаров и услуг. Этого, более расширенного варианта, судя по всему, придерживаются правоохранительные и другие силовые ведомства, оценивающие объем теневой экономики в России в 40-50% к ВВП.

В соответствии с принятыми в международной практике и сформулированными в системе национальных счетов критериями и согласно «Основным методологическим положениям по скрытой (неформальной) экономике» (№ 17 от 31.01.98), под неформальной (теневой) экономической деятельностью в широком смысле понимается любая деятельность (законная или незаконная), осуществляемая институциональными единицами с целью получения экономической выгоды, которая скрывается или преуменьшается в целях уклонения от налогообложения, выполнения предписанных законом норм охраны труда и т.д., а также деятельность, осуществляемая предприятиями, не получившими государственную регистрацию.

Главной побуждающей силой, заставляющей предпринимателей уходить в теневой сектор, является стремление максимально уменьшить налоговые отчисления. Налоги начисляются на легальный бизнес, нелегальная экономика в подавляющей своей части не подпадает под налогообложение. Это означает, во-первых, что уровень собираемости налогов существенно ниже, т.к. почти не включает налоги на деятельность по производству товаров и услуг, которая учитывается в объеме ВВП, характеризующего налоговый потенциал экономики. И, во-вторых, наоборот, уровень налоговой нагрузки на экономику существенно выше оптимального.

Реалистичная промышленная политика с обозначением национальных приоритетов, отвечающая требованиям экономической безопасности страны, должна поддерживаться за счет создания льготного финансово-кредитного налогового механизма и прямых государственных вложений. Целесообразно предоставлять преимущества предприятиям и кредитным учреждениям, использующим долгосрочные ссуды на инвестиционные цели. Производственный сектор экономики должен получать оборотный капитал в виде приемлемых кредитов (до 30% годовых). При такой ставке и месячной инфляции до 2% у предприятий появятся стимулы для интенсификации работы, будут доходы а, следовательно, и налоговые поступления. Отпадет нужда в предоставлении различного рода льгот, налоговых послаблений и других «стимулирующих» мер.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:52:37