Система показателей оценки теневого сектора экономики региона
Чеченова Л.М.1, Никитин А.Б.1
1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Скачать PDF | Загрузок: 1
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 10 (Октябрь 2024)
Цитировать:
Чеченова Л.М., Никитин А.Б. Система показателей оценки теневого сектора экономики региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 10. – С. 5583-5596. – doi: 10.18334/epp.14.10.121852.
Аннотация:
Освещены ключевые направления алгоритма оценки масштабов экономической деятельности вне правового поля на основе учета существующих методических положений оценки масштабов теневой экономики и особенностей регионального развития. Новизна настоящего исследования предполагает решение научной задачи методического обеспечения оценки масштабов теневой экономики в условиях меняющихся явлений и процессов, произошедших в экономической и социальной жизни регионов России. Используются методы сравнительного анализа социально-экономических показателей; уровня среднедушевых доходов и расходов населения; показателей занятости и безработицы; оценка теневой экономики по численности экономически активного населения, по сопоставлению совокупной величины валового регионального продукта и налоговых поступлений; корреляционно-регрессионное моделирование. Полученные результаты имеют прикладной характер, поскольку предлагают и обосновывают методический инструментарий оценки теневого сектора на уровне региона, что можно отнести к фрагментарной оценке региональной экономической безопасности
Ключевые слова: теневой сектор экономики, регионы России, методический инструментарий оценки
JEL-классификация: E26, J46, O17
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования объясняется тем, что в современном мире нарастают тенденции противодействия теневой экономической деятельности. Последняя остаётся одной из наиболее сложных проблем, с которыми сталкиваются Правительство РФ и экономические субъекты на всех уровнях. Масштабы теневой экономики и степень её развития значительно варьируют по регионам (субъектам РФ) и в каждом конкретном случае требуют различных решений. При этом имеющимися методами не представляется возможным дать комплексную оценку степени развития теневой экономики на уровне региона.
Теоретические подходы к определению сущности теневой экономики как явления с множеством негативных последствий для общества и экономики в целом, представлены в трудах Бурова В.Ю. [1, c. 57-72], Макаровой Н.Н., Чусова И.А., Кравцовой О.В. [2, c. 335-346.].
В литературе обосновано, что теневая экономика уменьшает доходы государственного бюджета, что приводит к снижению уровня государственных услуг и инвестиций в развитие региональной экономики. В этой области исследование продолжили такие ученые, как Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Мигаль В.В. [3, c. 133-162], Макарова Н.Н., Дмитриенко С.А., Кравцова О.В. [4, c. 2557-2572].
Множество ученых занимаются вопросами исследования проблем теневой экономики в целях обеспечения экономический безопасности государства и регионов, которые выполняют сложную и неоднозначную роль в экономике. В частности, интерес представляют работы Караваевой И.В., Льва М.Ю. [5, c. 1461-1478], Сычевой И.Н., Енгояна О.З. [6], Гаджиева Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимова М.Н. [7, c. 167-182], Долгановой Я.А. [8, c. 347-368], Булетовой Н.Е., Губина А.М., Шаркевича И.В. [9, c. 1337-1352], Митякова Е.С., Ладынина А.И. [10, c. 473-490].
Анализ научных трудов по данной проблематике наглядно указывает на отсутствие единства взглядов в части оценки степени развития теневой экономики, которая позволит выявить тенденции, определить факторы, способствующие развитию теневого сектора, и предложить меры по его минимизации. Комплексного решения научной задачи методического обеспечения оценки масштабов теневой экономической деятельности до настоящего времени нет, что является существенным пробелом в науке и практике управления.
Это обусловило постановку цели настоящего исследования – систематизация методических подходов к оценке масштабов теневой экономики на региональном уровне и апробация предложенного подхода на примере выбранного субъекта РФ (Вологодской области).
Научная новизна настоящего исследования заключается в решении научной задачи методического обеспечения оценки масштабов экономической деятельности на уровне региона. Проведённое исследование позволит определить реальные масштабы теневого сектора, выявить факторы, способствующие ее развитию, разработать меры по противодействию теневой экономике и улучшению инвестиционного климата региона.
Для достижения цели исследования авторами использованы методы статистического анализа данных (расчёт относительных и средних величин, показателей динамики и структуры), а также метод корреляционно-регрессионного анализа данных.
Результаты
Наиболее значимые результаты настоящего исследования заключаются в следующем:
1. Систематизирован алгоритм оценки масштабов теневой экономики на уровне региона
Исследование масштабов теневой экономики на региональном уровне представляет сложную задачу, требующую специального подхода к оценке. На основе исследования данных по оценке масштабов теневой экономики на уровне регионов, предложен комплексный подход к оценке, сочетающий в себе ряд следующих этапов:
1. Установление несоответствия между значениями официальной и фактической рабочей силы путем расчета показателя:
, где
– численность безработных согласно данным Росстата;
– численность официально зарегистрированных безработных;
L – совокупная численность экономически активного населения региона.
2. Сопоставление совокупной величины валового регионального продукта (далее по тексту - ВРП) с величиной налоговой базы по отдельным видам налоговых поступлений. В основе расчета лежит разность между данными валовой прибыли экономики региона и легальной прибылью, включенной в налоговую базу по налогу на прибыль организации, которая сопоставляется с величиной ВРП:
, где
– доля теневой экономики в ВРП региона, %;
– валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы;
– легальная прибыль, включенная в налоговую базу по налогу на прибыль организаций;
– валовый региональный продукт.
3. Оценка объемов теневой занятости населения путем расчета комплекса показателей:
- потенциальная численность занятых трудоспособного возраста в теневом секторе: , где
– неработающее население трудоспособного возраста;
– официально зарегистрированные безработные;
– численность женщин в декретном отпуске;
– численность неработающих инвалидов в трудоспособном возрасте;
– численность неработающих пенсионеров в трудоспособном возрасте;
– численность лиц, ухаживающих за нетрудноспобными гражданами.
- теневой фонд оплаты труда: , где
– потенциальная численность занятых трудоспособного возраста в теневом секторе;
ПМ – величина прожиточного минимума.
- теневой оборот (теневая выручка): , где
– средний расчетный параметр отношения (доли) фонда оплаты труда в выручке по всем отраслям экономики, %.
- теневой валовой региональный продукт: , где
– средний расчетный параметр отношения (доли) валовой добавленной стоимости в выручке по всем отраслям экономики, % [14,16].
Теневая занятость преимущественно складывается из лиц, которые не числятся в официальных данных о занятости (не входят в число официально зарегистрированных безработных, не относятся к категории лиц, которые не могут работать по уважительным причинам, таким как декретный отпуск, регистрация в службе занятости, уход за больными или инвалидность), однако реально вовлечены в неформализованную трудовую деятельность.
2. Апробирован алгоритм оценки масштабов теневой региональной экономики на примере Вологодской области
Объектом исследования является теневой сектор экономики Вологодской области - индустриально развитого региона РФ, промышленные предприятия которого эффективно обеспечивают потребность государства в реализации задач продовольственной безопасности и ипортозамещения. Кроме того, регион активно реализует проекты международного и межрегионального значения в туризме, наряду с обеспечением условий для социально-экономического развития и реализации человеческого потенциала.
Автором исследованы существующие методы и подходы к оценке масштабов теневой экономики на региональном уровне, а также анализ социально-экономических показателей по Вологодской области по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) (Рис. 1-3).
|
|
|
Рис. 1. Динамика среднедушевых денежных
доходов в мес., руб.
|
Рис. 2. Динамика потребительских расходов в
среднем на душу населения в мес., руб.
|
Рис. 3. Динамика уровня безработицы/
зарегистрированной безработицы, %.
|
Составлено автором по данным [11-12]
|
Составлено автором по данным [11-12]
|
Составлено автором по данным [11-12]
|
1. В качестве исходных данных для установления несоответствия между значениями официальной и фактической рабочей силы за основу приняты показатели занятости (Табл. 1).
Таблица 1 – Динамика показателей занятости
Показатели, тыс. чел.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
Количество
занятых
|
570
|
556
|
551
|
Количество
безработных
|
35
|
25,9
|
18,8
|
Безработных
на учете в службе занятости
|
25,4
|
7,1
|
5,2
|
Экономически
активное население
|
605,0
|
581,9
|
569,8
|
Результаты расчета уровня теневой экономики представлены в табл. 2.
Таблица 2 – Уровень теневой экономики
Показатели, тыс. чел.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
|
9,6
|
18,8
|
13,6
|
|
579,6
|
574,8
|
564,6
|
Xemployment
|
0,0166
|
0,0327
|
0,0241
|
Результаты апробации метода несоответствия между официальной и фактической рабочей силой позволили выявить основной недостаток подхода – сложность в определении численности населения, относящегося к категории занятых в теневом секторе, что наглядно отражает полученный нелогичный результат, поскольку рабочей силы вдвое меньше в сравнении с общим количество населения в Вологодской области при официальном уровне безработицы 2-3%.
2. Результаты оценки доли теневой экономики с учетом поступления налоговых платежей представлены в табл. 3.
Таблица 3 – Доля теневой экономики в ВРП
Показатели
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
2023
г.
|
ВРП, млрд.
руб.
|
633,0
|
629,0
|
1010,0
|
1024,0
|
1056,8
|
Доходы, млрд.
руб.
|
105,4
|
99,8
|
142,6
|
150,2
|
145,0
|
Поступления
налоговых платежей, млрд. руб.
|
87,6
|
77,5
|
134,9
|
146,9
|
121,8
|
Доля теневой
экономики в ВРП, %
|
2,82
|
3,55
|
0,76
|
0,33
|
2,20
|
Оценка расчета доли теневой экономики налоговым методом произведена по данным Росстата и показывает в целом незначительный уровень в сравнении с другими регионами РФ, но тем не менее является значительной по масштабам для экономики Вологодской области.
3. Оценка потенциальной численности занятой категории населения в теневом секторе Вологодской области осуществляется по данным табл. 4.
Таблица 4 – Данные для оценки потенциальной численности занятых в теневом секторе
Показатели
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
2023
г.
|
Численность
населения, не входящего в состав рабочей силы, по полу и возрастным группам,
в возрасте 15-64 лет, тыс. чел.
|
229,4
|
224,3
|
228,7
|
226,3
|
Численность
безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы
занятости населения, тыс. чел.
|
25,4
|
7,1
|
5,2
|
5,7
|
Число
родившихся за год, тыс. чел.
|
10,7
|
10,4
|
9,3
|
8,2
|
Оценка
численности женщин в декретном отпуске, тыс. чел.
|
32,2
|
31,1
|
27,9
|
24,6
|
Численность
работающих инвалидов, состоящих на учете в системе обязательного пенсионного
страхования, тыс. чел.
|
9,8
|
9,9
|
9,6
|
10,5
|
Численность
пенсионеров, получающих пенсии в соответствии с Федеральным законом «О
страховых пенсиях», не достигших общеустановленного пенсионного возраста
(неработающих), тыс. чел.
|
19,1
|
19,3
|
18,9
|
21,3
|
Численность
неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными
гражданами, тыс. чел.
|
18
|
18,1
|
17,8
|
17,4
|
Объем ВРП,
млрд. руб.
|
629,0
|
1010,0
|
1024,0
|
1057
|
Выручка
(нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов
и иных аналогичных обязательных платежей), млрд. руб.
|
1234,3
|
1883,8
|
1952,9
|
1954
|
Фонд
начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций, млрд.
руб.
|
181,3
|
190,3
|
215,4
|
236,1
|
Величина
прожиточного минимума на одного жителя (за год), тыс. руб.
|
11,43
|
11,8
|
14,1
|
15,8
|
НДФЛ и налог
на совокупный доход, млрд. руб.
|
30,8
|
31,5
|
39,9
|
41,6
|
Результаты оценки показателей теневой экономики по Вологодской области приведены в табл. 5.
Таблица 5 – Показатели оценки теневой экономики
Показатели
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
2023
г.
|
Оценка
потенциальной численности занятых в теневом секторе, тыс. чел.
|
145,5
|
124,9
|
138,8
|
146,8
|
Оценка
«теневого» фонда оплаты труда, млрд. руб.
|
37,3
|
34,2
|
39,2
|
55,8
|
Оценка
«теневого» оборота - выручки, млрд. руб.
|
277,0
|
233,1
|
387,9
|
461,3
|
Оценка
теневого валового регионального продукта, млрд. руб.
|
143,6
|
118,8
|
208,0
|
249,5
|
Оценка
потенциального объема неполученных налоговых отчислений, млрд. руб.
|
6,3
|
5,8
|
6,5
|
9,8
|
Потенциальный объем недополученных налоговых отчислений по Вологодской области оценен от 5,8 до 9,3 млрд. руб. При этом относительный показатель налоговых отчислений в бюджетную систему вследствие существования теневой занятости в объеме налоговых поступлений по регионам варьируется от 4,8% в 2021 г. до 8,1% в 2023 г. Преимуществами данного метода является возможность оценки величины теневых денежных поступлений в теневой сектор экономики региона по показателям валового регионального продукта, оборота выручки, а также фонда оплаты труда.
3. Установлена взаимосвязь между численностью занятых в теневом секторе экономики Вологодской области и социально-экономическими показателями региона
Взаимосвязь установлена посредством построения корреляционно-регрессионной модели [17], исходная выборка факторов которой представлена в табл. 6 [18].
Таблица 6 – Выборка факторов корреляционно-регрессионной модели
Наименование
факторов модели
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
2023
г.
|
X1 -
Численность населения, не входящего в состав рабочей силы, по полу и
возрастным группам, в возрасте 15-64 лет, тыс. чел.
|
229,4
|
224,3
|
228,7
|
226,3
|
X2 -
Численность безработных граждан, зарегистрированных в государственных
учреждениях службы занятости населения, тыс. чел.
|
25,4
|
7,1
|
5,2
|
5,7
|
X3 - Оценка
численности женщин в декретном отпуске, тыс. чел.
|
32,2
|
31,1
|
27,9
|
24,6
|
X4 -
Численность работающих инвалидов, состоящих на учете в системе обязательного
пенсионного страхования, тыс. чел.
|
9,8
|
9,9
|
9,6
|
10,5
|
X5 -
Численность пенсионеров, получающих пенсии в соответствии с Федеральным
законом «О страховых пенсиях», не достигших общеустановленного пенсионного
возраста (неработающих), тыс. чел.
|
19,1
|
19,3
|
18,9
|
21,3
|
X6 -
Численность неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за
нетрудоспособными гражданами, тыс. чел.
|
18
|
18,1
|
17,8
|
17,4
|
Y - Оценка
потенциальной численности занятых в теневом секторе, тыс. чел.
|
145,5
|
124,9
|
138,8
|
149,3
|
Далее выстраиваем матрицу корреляции на основе данных табл. 6 (Табл. 7).
Таблица 7 – Матрица корреляции
|
X1
|
X2
|
X3
|
X4
|
X5
|
X6
|
Y
|
X1
|
1,00
|
0,57
|
0,13
|
-0,46
|
-0,36
|
-0,03
|
-0,28
|
X2
|
0,57
|
1,00
|
0,68
|
-0,25
|
-0,34
|
0,43
|
-0,94
|
X3
|
0,13
|
0,68
|
1,00
|
-0,64
|
-0,78
|
0,95
|
-0,81
|
X4
|
-0,46
|
-0,25
|
-0,64
|
1,00
|
0,98
|
-0,73
|
0,21
|
X5
|
-0,36
|
-0,34
|
-0,78
|
0,98
|
1,00
|
-0,85
|
0,35
|
X6
|
-0,03
|
0,43
|
0,95
|
-0,73
|
-0,85
|
1,00
|
-0,60
|
Y
|
-0,28
|
-0,94
|
-0,81
|
0,21
|
0,35
|
-0,60
|
1,00
|
Результаты показали, что оценке полежат факторы X2 и X3 по причине наибольшей корреляции с Y. В результате получим уравнение регрессии:
,
Индекс детерминации свидетельствует о том, что изменения зависимой переменной Y в основном (на 97,6%) можно объяснить изменениями включенных в модель переменных X2, X3.
На основании анализа полученной регрессии можно сделать выводы:
- каждая тысяча человек численности безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, приводит к снижению масштабов потенциальной численности, занятых в теневом секторе на 0,73 пунктов;
- каждая тысяча человек численности женщин в декретном отпуске приводит к снижению численности занятых в теневом секторе на 0,26 пунктов.
Отметим, что для борьбы с теневой экономикой в Вологодской области учреждена специализированная Межведомственная комиссия, основные задачи которой заключаются в стимулировании законной экономической деятельности, проведении инспекционных и проверочных работ, разработке и внедрении законодательных мер, предупреждении экономических преступлений (профилактике).
В рамках инспекционной работы созданной Межведомственной комиссией планируется достижение следующих целей: уменьшение числа работников неофициального сектора, прекращение нелегальной вырубки лесов, остановка незаконной работы в виде частного извоза пассажиров, экстерминация прецедентов умышленного банкротства, активизация мер, направленных на увеличение сборов налога на имущество, борьбу с ведением незарегистрированной коммерческой деятельности и пр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведённого исследования можно заключить, что:
1) в целом уровень развития теневой экономики в Вологодской области можно оценить как незначительный сравнении с другими регионами РФ.
2) по большей части теневая экономика в регионе проявляется в сфере лесопереработки через нелегальные вырубки лесов, контрабанду древесины и продуктов её обработки/переработки, а также легализацию доходов от продажи незаконно заготовленного леса.
3) на снижение численности занятых в теневом секторе экономики Вологодской области влияют постановка граждан на учёт в государственных учреждениях службы занятости населения, а также оформление декретных отпусков.
Таким образом, оценка масштабов распространения теневой экономики Вологодской области по предложенной авторской методике позволила выявить потенциально опасные сферы её развития и факторы, влияющие на её уровень. Перспективы дальнейших исследований видятся в возможности дополнения предложенного перечня показателей для оценки уровня развития теневой экономики, а также факторов, влияющих на неё, в отдельных отраслях и сферах деятельности.
Источники:
2. Макарова Н.Н., Чусов И.А., Кравцова О.В. Теневая экономика: содержание и структура // Теневая экономика. – 2023. – № 4. – c. 335-346. – doi: 10.18334/tek.7.4.120321.
3. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Мигаль В.В. Теневой след в экономическом развитии субъектов различных социально-экономических систем // Теневая экономика. – 2024. – № 2. – c. 133-162. – doi: 10.18334/tek.8.2.118847.
4. Макарова Н.Н., Дмитриенко С.А., Кравцова О.В. Теневая экономика в системном восприятии структуры страны и предприятия // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 8. – c. 2557-2572. – doi: 10.18334/epp.13.8.118836.
5. Караваева И.В., Лев М.Ю. Институты экономической безопасности: эволюция задач, функций и механизмов управления // Экономическая безопасность. – 2024. – № 6. – c. 1461-1478. – doi: 10.18334/ecsec.7.6.121272.
6. Сычева И.Н., Енгоян О.З. Экономическое пространство региона: безопасность и развитие (мезо-экономическое измерение) // Экономическая безопасность. – 2024. – № 9. – c. 2419-2432. – doi: 10.18334/ecsec.7.9.121786.
7. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. Теневая экономика как фактор дестабилизации экономической безопасности государства // Теневая экономика. – 2021. – № 3. – c. 167-182. – doi: 10.18334/tek.5.3.112799.
8. Долганова Я.А. Особенности оценки теневой экономики в системе индикаторов экономической безопасности региона // Теневая экономика. – 2023. – № 4. – c. 347-368. – doi: 10.18334/tek.7.4.120314.
9. Булетова Н.Е., Губин А.М., Шаркевич И.В. Многоаспектность функционирования теневой экономики в условиях кризиса: оценка тенденций и угроз экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2022. – № 4. – c. 1337-1352. – doi: 10.18334/ecsec.5.4.115183.
10. Митяков Е.С., Ладынин А.И. Методический инструментарий интегральной оценки социально-экономических систем на примере анализа динамики индикаторов научно-технической безопасности регионов России // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 473-490. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114409.
11. Официальный портал Правительства Вологодской области. [Электронный ресурс]. URL: https://vologda-oblast.ru/ (дата обращения: 02.10.2024).
12. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. [Электронный ресурс]. URL: https://35.rosstat.gov.ru/folder/168938 (дата обращения: 02.10.2024).
13. Гильванов А.З., Горбунова О.А. Оценка влияния теневой экономики на развитие Самарской области // XLIX Самарская областная студенческая научная конференция. 2023. – c. 33-34.
14. Волкова Е. М., Долгополова Д. Д. Оценка влияния нелегального сектора на экономику субъекта Российской Федерации (на примере Ульяновской области) // Мобильность будущего: проблемы, решения, инновации: сборник научных статей международной научно-практической конференции, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 07 декабря 2023 года. – Москва: Издательский Дом Магистраль. Москва, 2023. – c. 21-28.
15. Криворотов В.В., Калина А.В., Подберезная М.А. Оценка масштабов распространения теневой экономики на региональном уровне // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2019. – № 4. – c. 540-555. – doi: 10.15826/vestnik.2019.18.4.027.
16. Гулый И.М. Методический подход к оценке потенциальных размеров теневой занятости, теневого оборота, добавленной стоимости и объема выпадающих налоговых поступлений в бюджетную систему вследствие существования теневого сектора // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 6187-6198. – doi: 10.18334/epp.13.12.120334.
17. Шигапова К. В. Оценка прогнозируемого масштаба теневой экономики в ведущих странах мира в 2023 году // Вестник евразийской науки. – 2023. – c. 24.
18. Журавлева Н. А., Костылев А. В. Оценка пороговых значений экономической безопасности компаний инфраструктурного комплекса // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2010. – № 1. – c. 39-56.
19. Информационно-аналитические материалы ФСГС «Регионы России. Социально-экономические показатели». [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 02.10.2024).
Страница обновлена: 21.11.2024 в 20:44:43