Инвестиционный потенциал Китая по импортозамещению продукции в экономике Российской Федерации
Гордиенко Д.В.1,2
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
2 Институт Китая и современной Азии
Скачать PDF | Загрузок: 13
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 6 (Июнь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68589329
Аннотация:
В статье анализируются возможности Китайской Народной Республики (КНР) по реализации инвестиционного потенциала импортозамещения продукции (товаров, работ, услуг) в экономике Российской Федерации в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) и в перспективе до 2030 г. Углубление взаимных инвестиционных связей России с Китаем в рамках стратегического взаимодействия и равноправного доверительного партнерства позволяет КНР реализовать инвестиционный потенциал импортозамещения продукции в экономике Российской Федерации. Оценка возможностей КНР по реализации инвестиционного потенциала импортозамещения продукции обусловливает возможность определения дальнейшей стратегии поворота России на Восток и санкционной борьбы с коллективным Западом. Проведенный анализ позволяет предположить, что наращивание прямых инвестиций КНР в отечественное национальное хозяйство, вместе с увеличением объема китайского импорта в Российскую Федерацию составит до 80,82 млрд долл. в 2025 г. и до 85,08 млрд долл. – в 2030 г., обеспечивая реализацию потенциала импортозамещения в российской экономике на 89,25% и 98,85% соответственно
Ключевые слова: импортозамещение; Китайская Народная Республика; Российская Федерация; санкционная борьба; недружественные страны
JEL-классификация: F17, F19, F20, F51
Введение. Актуальность темы исследования определяется необходимостью обеспечения экономической безопасности России в условиях обострившейся обстановки и соперничества государств «стратегического треугольника» в регионах мира [7]. При этом, с особой остротой встают вопросы реализации Китаем торгового и инвестиционного потенциала импортозамещения в экономике Российской Федерации [5; 6]. Оценка возможностей КНР по прямому инвестированию за рубеж в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) и в перспективе до 2030 г. обусловливает возможность реализации потенциала импортозамещения продукции в экономике Российской Федерации [16; 17; 19].
Китай является мировым инвестиционным лидером. В 2023 г. объем накопленных прямых инвестиций КНР в российскую экономику в долларовом исчислении превысил 13 млрд долл. США. В России реализуется 65 проектов с общей суммой заявленных китайских инвестиций 106,2 млрд долл. США [15].
Цель исследования – оценить возможности КНР по реализации инвестиционного потенциала импортозамещения продукции в экономике Российской Федерации.
Задачи исследования:
– проанализировать инвестиционный потенциал импортозамещения продукции в экономике РФ;
– оценить возможности КНР по реализации инвестиционного потенциала импортозамещения.
Объект исследования – инвестиционное сотрудничество России и Китая.
Предмет исследования – совокупность отношений, возникающих в процессе реализации инвестиционного потенциала – импортозамещения в экономике РФ.
Исследовательская гипотеза содержится в том, что российско-китайское инвестиционное сотрудничество может стать эффективным механизмом импортозамещения продукции в экономике Российской Федерации.
Новизна проведенного исследования заключается в оценке возможностей Китая по реализации потенциала – импортозамещения продукции в экономике России.
Теоретическая значимость исследования состоит в развитии научных подходов к раскрытию факторов, особенностей содержания и направлений инвестиционного сотрудничества России и Китая в современных условиях.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для разработки концептуальных и нормативно-правовых документов инвестиционного сотрудничества России и Китая как на двусторонней основе, так и в многостороннем формате.
Инвестиционный потенциал импортозамещения продукции в экономике Российской Федерации. Возможность ежегодного замещения импортируемой из иностранных государств и территорий, совершающих в отношении России, ее компаний и граждан недружественные действия [1], продукции (товаров, услуг, работ) определяет потенциал импортозамещения в экономике Российской Федерации. При этом, возможность замещения производства импортируемой из иностранных государств и территорий, совершающих в отношении России, её компаний и граждан недружественные действия, продукции, путем увеличения соответствующих экономических активов по производству товаров, предоставлению услуг и выполнению работ за счет инвестирования в отечественную экономику, в частности, из Китая, может определить в национальном хозяйстве нашей страны его инвестиционный потенциал импортозамещения.
Оценка инвестиционного потенциала импортозамещения продукции в экономике Российской Федерации может базироваться на определении стоимости экономических активов, необходимых для замещения товаров и услуг, поставляемых из иностранных государств и территорий, совершающих в отношении России, её компаний и граждан недружественные действия [9]. При этом, исходными данными для такой оценки могут стать данные таблицы ресурсов товаров и услуг [1], а также рентабельность активов, и получаемая организациями прибыль по видам экономической деятельности (по отраслям).
При этом делаются предположения, что стоимость соответствующих экономических активов прямо пропорциональны объемам производимых продуктов ОКПД [2] по видам экономической деятельности (по отраслям) ОКВЭД [3], а также то, что в период 2016-2025 гг. эти пропорции остаются неизменными.
Результаты оценки стоимости экономических активов, необходимых для замещения товаров и услуг, поставляемых из иностранных государств и территорий, совершающих в отношении России, её компаний и граждан недружественные действия, в экономике Российской Федерации представлены в таблице 1, рисунок 1 [4].
Таблица 1. Оценка инвестиционного потенциала импортозамещения продукции по видам экономической деятельности в экономике Российской Федерации
Вид экономической деятельности
|
Рента-бель-ность активов, %
|
Сумма прибыли, млн руб.
|
Стоимость экономических активов,
|
Доля импорта в произ-водстве,
% от выпуска |
Доля импорта из иностран-ных государств, совершаю-щих в
отношении России, ее компаний и граждан недружест-венные действия,
% от импорта продукции |
Сумма активов, необходимая для замещения продукции, поставляемой
из иностран-ных государств, совершающих в отношении России, ее компаний и
граждан недружест--венные действия,
млн долл. США | |
млн руб.
|
млн долл.
США
| ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Сельское
хозяйство, рыболовство и рыбоводство [5]
|
5,5
|
448 521
|
9
737 373 [6]
|
144
578,66
|
12,46
|
15,05
|
2 711,18
|
Добыча
полезных ископаемых [7]
|
12,6
|
3 799 597
|
26
492091 [8]
|
393
350
|
2,51
|
29,7
|
2 932,30
|
Обрабатывающие
производства [9]
|
7,3
|
4 987 694
|
77551064 [10]
|
1
151 463
|
32,73
|
42,93
|
161 792,0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Обеспечение
электрической энергией, газом и паром [11]
|
4,9
|
891 752
|
65844898 [12]
|
1 009 120
|
0,12
|
0,19
|
2,30
|
Водоснабжение;
водоотведение, организация сбора и утилизации отходов [13]
|
2,7
|
61 645
|
2 283148
|
33 899,75
|
0,1
|
0,05
|
0,0169
|
Строительство [14]
|
1,5
|
320 551
|
21 370 067
|
317 298,6
|
2,75
|
0,9
|
78,53
|
Торговля
оптовая и розничная [15]
|
7,4
|
3 521 705
|
47601923 [16]
|
706
784
|
0,12
|
8,5
|
72,09
|
Деятельность
гостиниц и предприятий общественного питания [17]
|
2,3
|
44 305
|
1 926 304
|
28 601,4
|
0,33
|
12,69
|
11,98
|
Транспортировка
и хранение [18]
|
5,1
|
1 311 172
|
21837980 [19]
|
324 246
|
4,45
|
21,745
|
3 137,58
|
Деятельность
в области информации и связи [20]
|
8,1
|
497 437
|
6 141 198
|
91 183,33
|
22,16
|
45,30
|
9 153,42
|
Деятельность
финансовая и страховая [21]
|
3,1
|
447 532
|
14 436 516
|
214 350,6
|
3,55
|
41,30
|
3 142,70
|
Деятельность
по операциям с недвижимым имуществом [22]
|
3,3
|
294 697
|
8 930 212
|
132 594,1
|
0,77
|
1,30
|
13,27
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Научные
исследования и разработки [23]
|
2,5
|
143 827
|
5 753 080
|
85 420,64
|
0,55
|
7,30
|
34,30
|
Государственное
управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение [24]
|
2,1
|
36 277
|
1 727 476
|
25 649,24
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Образование [25]
|
3,2
|
8 251
|
257 844
|
3 828,41
|
1,24
|
65,30
|
31,00
|
Деятельность
в области здравоохранения и социальных услуг [26]
|
6,7
|
40 630
|
606 418
|
9 003,98
|
0,06
|
45,71
|
2,47
|
Деятельность
в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений [27]
|
7,1
|
41 640
|
586 479
|
8 707,93
|
4,92
|
47,23
|
202,35
|
ВСЕГО |
6,8
|
17 696 266
|
313084071 [28]
|
4
648612,8
|
11,53
|
75,46
|
404
454,32
|
Рисунок 1. Инвестиционный потенциал импортозамещения продукции по видам экономической деятельности в экономике России, млн долл. США (за 2021 г.)
Источник: рассчитано автором по материалам [3; 13; 14; 18].
Таким образом, инвестиционный потенциал импортозамещения продукции по видам экономической деятельности в экономике Российской Федерации в 2021 году составлял не менее 404 454,32 млн долл. США, в том числе: по сельскому хозяйству, рыболовству и рыбоводству – 2 711,18 млн долл. США; по добыче полезных ископаемых – 2 932,3 млн долл. США; по обрабатывающим производствам – 161 792,0 млн долл. США; по обеспечению электрической энергией, газом и паром – 2,3 млн долл. США; по водоснабжению; водоотведению, организации сбора и утилизации отходов – 0,0169 млн долл. США; по строительству – 78,53 млн долл. США; по торговле оптовой и розничной – 72,09 млн долл. США; по транспортировке и хранению – 3 137,58 млн долл. США; по деятельности гостиниц и предприятий общественного питания – 11,98 млн долл. США; по деятельности в области информации и связи – 9 153,42 млн долл. США; по деятельности финансовой и страховой – 3 142,7 млн долл. США; по деятельности по операциям с недвижимым имуществом – 13,27 млн долл. США; по научным исследованиям и разработкам – 34,3 млн долл. США; по образованию – 31,0 млн долл. США; по деятельности в области здравоохранения и социальных услуг – 2,47 млн долл. США; по деятельности в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений – 202,35 млн долл. США.
Оценка возможностей КНР по реализации инвестиционного потенциала импортозамещения. Китайские инвестиции преимущественно концентрируются в первичном секторе экономики. В сотрудничестве с большинством стран, в том числе с Российской Федерацией, наблюдается резкий перекос в сторону добывающей промышленности и агропромышленного комплекса. Даже в странах Закавказья (Армении и Грузии), не являющихся традиционными экспортёрами полезных ископаемых, большая часть инвестиций концентрируется в горнодобывающей промышленности. Доля же инвестиций в третичный сектор существенно ниже, особенно в сферу высоких технологий [10]. Здесь КНР старается больше сотрудничать с развитыми странами, откуда она хотела бы сама получить технологии. Исключение здесь составляет лишь транспортно-логистическая отрасль, которая важна Китаю в рамках реализации «шёлковой» инициативы. Динамика последних лет показывает, что даже в среднесрочной перспективе изменений в секторальной структуре китайских инвестиций, скорее всего, не произойдёт [12].
Односторонние ограничительные меры («санкции») способствовали значительному оттоку ПИИ из российской экономики [20; 22]. Тем не менее, Россия имеет определенные преимущества для привлечения китайских иностранных инвестиций. В частности, продовольственный и энергетический кризис, а также обострение их последствий на международном уровне могут способствовать привлечению инвестиций из КНР как в агропромышленный, так и в нефтедобывающий сектора [6].
В 2023-м году накопленные объемы китайских прямых инвестиций в СНГ превысили 68 млрд долл. США, в том числе в России – 13 млрд долл. США [2] [29]. Ожидается, что к 2030 году накопленные объемы китайских прямых инвестиций в России могут достичь 30 млрд долл. США.
Результаты оценки возможностей Китайской Народной Республики по реализации инвестиционного потенциала импортозамещения в экономике Российской Федерации в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) и в перспективе до 2030 года представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Накопленные прямые иностранные инвестиции
Китая в экономике России, млн долл.
Источник: рассчитано автором по материалам [2; 12].
В ближайшей перспективе Китай, естественно, сохранит интерес к российскому нефтегазовому сектору, к добыче других видов полезных ископаемых [11]. В то же время нельзя сбрасывать со счетов фактор санкционного давления на Россию со стороны Запада, потенциальную угрозу попасть под вторичные санкции.
Все это будет оказывать воздействие на активность китайских инвесторов в обрабатывающих отраслях, в сфере торговли и услуг. Кроме того, многое будет зависеть от экономической ситуации в Российской Федерации, от емкости внутреннего рынка с точки зрения платежеспособного спроса.
Таким образом, анализ возможностей Китайской Народной Республики по реализации инвестиционного потенциала импортозамещения в экономике Российской Федерации в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) и в перспективе до 2030 года позволяет предположить. что накопленные прямые иностранные инвестиции из Китая могут увеличиться до 2025 года до 20 млрд долл. США, а до 2030 года – до 30 млрд долл. США.
Однако, распределение накопленных китайских прямых инвестиций по видам экономической деятельности происходит неравномерно. В структуре китайских прямых инвестиций в РФ в 2020 году доминировала добыча полезных ископаемых – 39%. На сельскохозяйственный сектор и рыболовство приходилось 16% накопленных ПИИ из Китая. Доля китайских вложений в обрабатывающие производства достигла 11%.
При сохранении до 2030 г. распределения китайских инвестиций по видам экономической деятельности и тренда ПИИ из Китая в экономику Российской Федерации (рис. 3) можно предположить, что инвестиционный потенциал импортозамещения в российской экономике будет реализован в 2025 году на 2,15 % и в 2030 году – на 4,62 % (табл. 2).
Рисунок 3. Динамика наращивания китайских инвестиций по видам экономической деятельности в 2020 -2030 гг., млн долл. США
Источник: рассчитано автором по материалам [12].
Таблица 2. Оценка реализации Китаем инвестиционного потенциала импортозамещения продукции по видам экономической деятельности в экономике Российской Федерации
Вид экономической деятельности
|
Сумма активов, необходимая для замещения продукции, поставляемой
из иностранных государств, совершающих в отношении России, ее компаний и
граждан недружественные действия,
млн долл. США |
Китайские накоплен-ные ПИИ по видам экономической деятельности
в 2020 г., млн долл. США |
Оценка/прогноз
Прироста китайских накопленных ПИИ по видам экономической деятельности в 2020 г., млн долл. США Реализации Китаем инвестиционного потенциала импортозамещения продукции в экономике Российской Федерации, % | |||
в 2021 г.
|
в 2025 г.
|
в 2030 г.
| ||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
| |
Сельское
хозяйство, рыболовство и рыбоводство
|
2 711,18
|
1 808
|
80
2,95 |
1 392
51,34 |
2 992
110,36 | |
Добыча
полезных ископаемых
|
2 932,30
|
4 407
|
195
6,65 |
3 393
115,7 |
7 800
266,0 | |
Обрабатывающие
производства
|
161 792,0
|
1 243
|
55
0,03 |
957
0,59 |
2 057
1,27 | |
Обеспечение
электрической энергией, газом и паром
|
2,30
|
904
|
40
1 739 |
696
30 260 |
1 496
65 043 | |
Водоснабжение;
водоотведение, организация сбора и утилизации отходов
|
0,0169
|
…
|
…
|
…
|
…
| |
Строительство
|
78,53
|
791
|
35
44,59 |
609
775,8 |
1 309
1 668 | |
Торговля
оптовая и розничная
|
72,09
|
339
|
15
20,81 |
261
362,1 |
561
778,2 | |
Деятельность
гостиниц и предприятий общественного питания
|
11,98
|
…
|
…
|
…
|
…
| |
Транспортировка
и хранение
|
3 137,58
|
678
|
30
0,96 |
522
16,64 |
1 122
35,76 | |
Деятельность
в области информации и связи
|
9 153,42
|
…
|
…
|
…
|
…
| |
Деятельность
финансовая и страховая
|
3 142,70
|
399
|
15
0,48 |
261
8,3 |
561
17,85 |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Деятельность
по операциям с недвижимым имуществом
|
13,27
|
399
|
15
113,0 |
261
1 966 |
561
4 227 |
Научные
исследования и разработки
|
34,30
|
…
|
…
|
…
|
…
|
Государственное
управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение
|
0,00
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Образование
|
31,00
|
…
|
…
|
…
|
…
|
Деятельность
в области здравоохранения и социальных услуг
|
2,47
|
…
|
…
|
…
|
…
|
Деятельность
в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений
|
202,35
|
…
|
…
|
…
|
…
|
ВСЕГО
|
404
454,32
|
11
300
|
500
0,12 |
8 700
2,15 |
18 700
4,62 |
После ухода западных компаний перспективными отраслями для китайских инвестиций являются газохимия, нефтепереработка, сельское хозяйство, машиностроение, IT и высокие технологии, а также транспортная инфраструктура [4]. Реализации Китаем инвестиционного потенциала импортозамещения в экономике Российской Федерации может повлечь прирост выпуска продукции в соответствии с ОКПД.
Рассмотрим более подробно возможности Китайской Народной Республикой по реализации инвестиционного потенциала импортозамещения сельскохозяйственной продукции [30], а также продукции лесоводства [31], рыболовства и рыбоводства [32] в экономике Российской Федерации.
Результаты оценки и прогноза китайских инвестиций в сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство представлены на рисунке 4. В случае реализации этих прогнозов китайские инвестиции смогут обеспечить прирост выпуска сельскохозяйственной продукции, а также продукции лесоводства, рыболовства и рыбоводства в экономике Российской Федерации.
Рисунок 4. Объем китайских накопленных ПИИ в сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство в 2016 – 2030 гг. и инвестиционный потенциал импортозамещения производства сельскохозяйственной продукции, продукции лесоводства, рыболовства и рыбоводства, млн долл. США
Источник: рассчитано автором по материалам [12-14; 18].
Таким образом, инвестиционный потенциал импортозамещения сельскохозяйственной продукции, продукции рыболовства и рыбоводства в экономике Российской Федерации реализован Китайской Народной Республикой в 2021 году, по нашим оценкам, на 2,66 %, в 2022 году – на 15,05 % и может быть реализован в 2023 году – на 27,15 %; в 2024 году – на 42,56 %; в 2025 году – на 51,34 % (рис. 5).
Рисунок 5. Реализация Китаем инвестиционного потенциала импортозамещении в экономике Российской Федерации производства сельскохозяйственной продукции, продукции лесоводства, рыболовства и рыбоводства в 2021 – 2030 гг., %
Источник: рассчитано автором по материалам [12-14; 18].
Увеличение выпуска сельскохозяйственной продукции, продукции лесоводства, рыболовства и рыбоводства в совокупности с наращиванием товарного импорта из Китая, может обеспечить импортозамещение: сельскохозяйственной продукции к 2025 году – на 114,13 %, а к 2030 году – на 206,72 %; продукции лесоводства – к 2025 г. – на 301,45 %, а к 2030 г. – на 647,92 %; а также продукции рыболовства и рыбоводства - к 2025 г. – на 262,59 %, а к 2030 г. – на 427,84 %.
Аналогично могут быть рассмотрены возможности по реализации инвестиционного потенциала импортозамещения продукции добывающих производств. Результаты оценки и прогноза китайских инвестиций в добычу полезных ископаемых представлены на рисунке 6.
Рисунок 6. Объем китайских накопленных ПИИ в добычу полезных ископаемых в 2016 – 2030 гг. и потенциал инвестиционного импортозамещения производства продукции добычи полезных ископаемых, млн долл. США
Источник: рассчитано автором по материалам [12-14; 18].
Инвестиционный потенциал импортозамещения продукции добычи полезных ископаемых в экономике Российской Федерации в этом случае реализован Китайской Народной Республикой в 2021 году, по нашим оценкам, на 6,65 %, в 2022 году – на 33,92 % и может быть реализован в 2023 году – на 61,19 %; в 2024 году – на 88,51 %; в 2025 году – на 115,72 % (рис. 7).
Рисунок 7. Реализация Китаем инвестиционного потенциала импортозамещении в экономике РФ продукции добычи полезных ископаемых в 2021-2030 гг., %
Источник: рассчитано автором по материалам [12-14; 18].
Реализация Китайской Народной Республикой инвестиционного потенциала импортозамещения в добычу полезных ископаемых позволит увеличить выпуск соответствующей продукции, что, в совокупности с наращиванием товарного импорта из Китая, может обеспечить импортозамещение продукции: угле и торфодобывающих производств [33] к 2025 году – на 112,5 %, а к 2030 году – на 241,9 %; нефте и газодобывающих производств [34] к 2025 г. – на 336,2 %, а к 2030 г. – на 526,0 %; уран и торий рудодобывающих производств [35] к 2025 г. – на 122 500 %, а к 2030 г. – на 267 500 %; металл рудодобывающих производств [36] к 2025 году – на 216,4 %, а к 2030 году – на 464,8%; а также продукции горнодобывающих производств [37] к 2025 году – на 78,96 %, а к 2030 году – на 138,3 %.
Результаты оценки и прогноза китайских инвестиций в обрабатывающие производства представлены на рисунке 8.
Рисунок 8. Объем китайских накопленных ПИИ в обрабатывающие производства в 2016 – 2030 гг. и инвестиционный потенциал импортозамещения производства продукции обрабатывающих производств, млн долл. США
Источник: рассчитано автором по материалам [12-14; 18].
В случае справедливости этих оценок и реализации прогнозов, инвестиционный потенциал импортозамещения продукции обрабатывающих производств в экономике Российской Федерации реализован Китайской Народной Республикой в 2021 году, по нашим расчетам, на 0,03 %, в 2022 году – на 0,17 % и может быть реализован в 2023 году – на 0,31 %; в 2024 году – на 0,45 %; в 2025 году – на 0,59 % (рис. 9).
Рисунок 9. Реализация Китаем инвестиционного потенциала импортозамещении в экономике РФ продукции обрабатывающих производств в 2021-2030 гг., %
Источник: рассчитано автором по материалам [12-14; 18].
Реализация Китайской Народной Республикой инвестиционного потенциала импортозамещения в экономике Российской Федерации позволит увеличить выпуск продукции обрабатывающих производств, что, в совокупности с наращиванием товарного импорта из Китая, может обеспечить импортозамещение: пищевой продукции [38] к 2025 году на 20,86 %, а к 2030 году – на 25,78%; табачных изделий [39] к 2025 г. на 22,45 %, а к 2030 г. – на 28,08 %; текстильной продукции [40] к 2025 г. на 119,58 %, а к 2030 г. – на 160,41 %; одежды [41] к 2025 году на 143,96 %, а к 2030 году – на 159,97 %; кожаной продукции [42] к 2025 году на 71,09 %, а к 2030 году – на 80,07 %; продукции из дерева [43] к 2025 г. на 22,2 %, а к 2030 г. – на 10,9 %; целлюлозно-бумажной продукции [44] к 2025 г. на 34,86 %, а к 2030 г. – на 47,02 %; печатной продукции [45] к 2025 г. на 14,29 %, а к 2030 г. – на 19,14 %; кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов [46] к 2025 г. на 23,23 %, а к 2030 г. – на 33,96 %; химической продукции [47] к 2025 г. на 35,05 %, а к 2030 г. – на 46,81 %; полимерной продукции [48] к 2025 г. на 23,33 %, а к 2030 г. – на 31,33 %; минеральной неметаллической продукции [49] к 2025 г. на 68,37 %, а к 2030 г. – на 92,86 %; металлов [50] к 2025 г. – на 82,12 %, а к 2030 г. – на 117,09 %; металлической продукции [51] к 2025 г. на 65,55 %, а к 2030 г. – на 87,97 %; машин и оборудования [52] к 2025 г. на 46,39 %, а к 2030 г. – на 58,33 %; вычислительной техники [53] к 2025 г. – на 97,75 %, а к 2030 г. на 132,42 %; электрических машин [54] к 2025 г. – на 82,79 %, а к 2030 г. на 106,63 %; электронной аппаратуры [55] к 2025 г. на 100,88 %, а к 2030 г. – на 132,69 %; приборов [56] к 2025 г. на 43,13 %, а к 2030 г. – на 56,03 %; автотранспортных средств [57] к 2025 г. на 31,91 %, а к 2030 г. – на 42,35 %; транспортного оборудования [58] к 2025 г. на 16,19 %, а к 2030 г. – на 21,49 %; мебели [59] к 2025 г. – на 106,64 %, а к 2030 г. – на 143,37 %.
Результаты оценки и прогноза китайских инвестиций в обеспечение электрической энергией, газом и паром, строительство, оказание услуг торговли и ремонта транспортных средств представлены на рисунках 10-12.
Рисунок 10. Объем китайских накопленных ПИИ в обеспечение электрической энергией, газом и паром в 2016-2030 гг. и инвестиционный потенциал импортозамещения оказания услуг обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха, млн долл. США
Источник: рассчитано автором по материалам [3; 12-14; 18].
Рисунок 11. Объем китайских накопленных ПИИ в строительство в 2016-2030 гг. и инвестиционный потенциал импортозамещения выполнения строительных работ,
млн долл. США
Источник: рассчитано автором по материалам [3; 12-14; 18].
Рисунок 12. Объем китайских накопленных ПИИ в торговлю, ремонт транспортных средств в 2016-2030 гг. и инвестиционный потенциал импортозамещения оказания услуг торговли, ремонта транспортных средств, млн долл. США
Источник: рассчитано автором по материалам [3; 12-14; 18].
Результаты анализа китайских инвестиций в обеспечение электрической энергией, газом и паром, строительство, оказание услуг торговли и ремонта транспортных средств позволяют предположить, что инвестиционный потенциал импортозамещения к 2022 году здесь был реализован полностью.
Дальнейшая реализация Китайской Народной Республикой инвестиционного потенциала импортозамещения позволит увеличить объемы оказания услуг обеспечения электрической энергией, газом, паром и горячей водой, торговли и ремонта транспортных средств, а также выполнения строительных работ в экономике Российской Федерации. В этом случае прямые китайские инвестиции смогут обеспечить импортозамещение услуг обеспечения электроэнергией, газом и горячей водой [60] к 2025 году не менее, чем на 130 568 %, а к 2030 году – на 280 640 %; выполнения строительных работ [61] к 2025 г. не менее, чем на 925,02 %, а к 2030 г. – на 1 988 %; а также оказания услуг: по торговле и ремонту транспортных средств [62] к 2025 г. не менее, чем на 1 215,7 %, а к 2030 г. – на 2 613,3 %; по оптовой торговле [63] к 2025 году не менее, чем на 660,58 %, а к 2030 году – на 1 419 %; по розничной торговле [64] к 2025 году не менее, чем на 1 213 448 %, а к 2030 году – на 2 608 965 %.
Результаты оценки и прогноза китайских инвестиций в транспортировку и хранение, деятельность финансовую и страховую, а также деятельность по операциям с недвижимым имуществом представлены на рисунках 13-15.
Рисунок 13. Объем китайских накопленных ПИИ в транспортировку и хранение в 2016-2030 гг. и инвестиционный потенциал импортозамещения оказания услуг транспортировки и хранения, млн долл. США
Источник: рассчитано автором по материалам [3; 12-14; 18].
Рисунок 14. Объем китайских накопленных ПИИ в деятельность финансовую и страховую в 2016-2030 гг. и инвестиционный потенциал импортозамещения оказания услуг финансирования и страхования, млн долл. США
Источник: рассчитано автором по материалам [3; 12-14; 18].
Рисунок 15. Объем китайских накопленных ПИИ в деятельность по операциям с недвижимым имуществом в 2016 – 2030 гг. и инвестиционный потенциал импортозамещения оказания услуг по операциям с недвижимым имуществом, млн долл. США
Источник: рассчитано автором по материалам [3; 12-14; 18].
Результаты анализа китайских инвестиций в транспортировку и хранение, деятельность финансовую и страховую, а также деятельность по операциям с недвижимым имуществом позволяют предположить, что инвестиционный потенциал импортозамещения к 2022 году здесь был реализован полностью только в отношении услуг по операциям с недвижимым имуществом.
Дальнейшая реализация Китайской Народной Республикой инвестиционного потенциала импортозамещения позволит увеличить объемы оказания услуг транспортировки и хранения, финансирования и страхования, а также по операциям с недвижимым имуществом в экономике Российской Федерации. В этом случае прямые китайские инвестиции смогут обеспечить импортозамещение услуг сухопутного транспорта [65] к 2025 году не менее, чем на 48,65 %, а к 2030 году – на 104,56 %; водного транспорта [66] к 2025 г. не менее, чем на 1,24 %, а к 2030 г. – на 2,67 %; воздушного и космического транспорта [67] к 2025 г. не менее, чем на 1,89 %, а к 2030 г. – на 4,07 %; других транспортных и туристических [68] к 2025 году – на 47,34 %, а к 2030 году не менее, чем на 101,74 %; почты и электросвязи [69] к 2025 году не менее, чем на 9,18 %, а к 2030 году – на 19,72 %; финансового посредничества [70] к 2025 г. не менее, чем на 17,69 %, а к 2030 г. – на 38,02 %; страхования и пенсионного обеспечения [71] к 2025 г. не менее, чем на 30,78 %, а к 2030 г. – на 66,16 %; вспомогательных в сфере финансового посредничества [72] к 2025 г. не менее, чем на 1 562 %, а к 2030 г. – на 3 357 %; связанных с недвижимым имуществом [73] к 2025 г. – на 2 335 %, а к 2030 г. не менее, чем на 5 019 %.
Результаты оценки возможностей Китайской Народной Республики по реализации инвестиционного потенциала импортозамещения всех видов продукции (товаров, работ и услуг) в экономике Российской Федерации в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) и в перспективе до 2030 года представлены на рисунке 16.
Таким образом, анализ возможностей Китайской Народной Республики по инвестированию в экономику Российской Федерации позволяет предположить, что, при сохранении до 2030 г. распределения китайских прямых инвестиций по видам экономической деятельности и тренда их наращивания в экономику Российской Федерации, инвестиционный потенциал импортозамещения Китая в российской экономике может быть реализован в 2025 году на 2,15 % и в 2030 году – на 4,62 %.
Рисунок 16. Реализация Китаем инвестиционного потенциала импортозамещения в экономике Российской Федерации товаров и услуг из недружественных стран в 2021-2030 гг. (оценка и прогноз по умеренному оптимистичному сценарию), %
Источник: рассчитано автором по материалам [3; 12-14; 18].
Результаты оценки возможностей Китайской Народной Республики по реализации общего (торгового и инвестиционного) потенциала импортозамещения всех видов продукции в экономике Российской Федерации в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) и в перспективе до 2030 года позволяют выявить критически важные направления импортозамещения товаров, работ и услуг в экономике Российской Федерации до 2030 года (табл. 3, рис. 17).
Эти направления дают основание предположить, что только политическая воля руководства России и Китая может обеспечить, в частности, полное импортозамещение пищевой продукции, табачных изделий, кожаной продукции, продукции из дерева, целлюлозно-бумажной продукции, печатной продукции, кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов, химической продукции, полимерной продукции, минеральной неметаллической продукции, металлической продукции, машин и оборудования, вычислительной техники, электрических машин, электронной аппаратуры, приборов, автотранспортных средств, транспортного оборудования, услуг водного, воздушного и космического транспорта, услуг почты и электросвязи, финансового посредничества, страхования и пенсионного обеспечения, а также услуг, связанных с недвижимым имуществом.
Таблица 3. Оценка возможностей Китайской Народной Республики по реализации торгового и инвестиционного потенциала импортозамещения продукции в экономике Российской Федерации в 14-й пятилетке (2021 - 2025 гг.) и в перспективе до 2030 года
Наименование
продукции
|
Потенциал импортозамещения товаров, работ и услуг из
недружественных стран
|
Реализация Китаем потенциала импортозамещения в экономике
Российской Федерации товаров, работ и услуг, %
| ||||
оценка
|
прогноз (умеренный оптимистичный сценарий)
| |||||
в процентах от импорта продукции данного вида (наименования)
|
в
млн долл. США
|
2021
|
2022
|
2025
|
2030
| |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
сельскохозяйственная продукция
|
16,16
|
1 401,0
|
49,61
|
65,74
|
114,13
|
206,72
|
продукция лесоводства
|
35,7
|
15,90
|
17,30
|
88,36
|
301,45
|
647,92
|
продукция рыболовства и рыбоводства
|
18,3
|
30,96
|
115,54
|
150,48
|
262,59
|
427,84
|
продукция угле и торфодобывающих производств
|
38,2
|
90,58
|
6,45
|
32,9
|
112,5
|
241,9
|
продукция нефте и газодобывающих производств
|
38,2
|
770,16
|
181,0
|
219,8
|
336,2
|
526,0
|
продукция уран и торий рудодобывающих производств
|
3,37
|
0,0004
|
7 250
|
36 250
|
122 500
|
267 500
|
продукция металл рудодобывающих производств
|
3,37
|
26,44
|
12,44
|
63,4
|
216,4
|
464,8
|
продукция
горнодобывающих производств
|
31,2
|
158,91
|
31,04
|
43,02
|
78,96
|
1 383
|
пищевая продукция
|
36,94
|
5 281
|
16,89
|
17,88
|
20,86
|
25,78
|
табачные изделия
|
35,2
|
81,90
|
17,82
|
18,97
|
22,45
|
28,08
|
услуги
по торговле, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств
|
2,9
|
0,6
|
69,83
|
356,3
|
1 215,7
|
2 613,3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
услуги по оптовой торговле
|
12,9
|
9,03
|
37,96
|
193,58
|
660,58
|
1 419
|
услуги по розничной торговле
|
3,9
|
0,0029
|
69 758
|
355 862
|
1213448
|
2608965
|
услуги сухопутного транспорта
|
41,91
|
285
|
2,79
|
14,26
|
48,65
|
104,56
|
услуги водного транспорта
|
46,88
|
376
|
0,07
|
0,36
|
1,249
|
2,67
|
услуги воздушного и космического транспорта
|
33,57
|
1 171
|
0,11
|
0,55
|
1,89
|
4,07
|
услуги другие транспортные и туристические
|
10,69
|
167
|
2,72
|
13,87
|
47,34
|
101,74
|
услуги почты и электросвязи
|
25,41
|
441
|
0,53
|
2,69
|
9,18
|
19,72
|
услуги финансового посредничества
|
41,3
|
699,40
|
1,02
|
5,18
|
17,96
|
38,02
|
услуги страхования и пенсионного обеспечения
|
10,3
|
83,18
|
1,77
|
9,02
|
30,78
|
66,16
|
услуги вспомогательные в сфере финансового посредничества
|
5,7
|
0,36
|
89,72
|
457,0
|
1 562
|
3 357
|
услуги, связанные с недвижимым имуществом
|
1,3
|
13,81
|
134,3
|
684,0
|
2 335
|
5 019
|
услуги, связанные с научными исследованиями [74]
|
7,3
|
9,97
|
24,11
|
34,52
|
38,03
|
43,89
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
ИТОГО
|
43,32
|
95 313,36
|
71,19
|
78,93
|
89,25
|
98,85
|
Источник: рассчитано автором по материалам [3; 5; 12-14; 18;
21; 23; 24].
|
Рисунок 17. Реализация Китаем инвестиционного потенциала импортозамещения в экономике Российской Федерации товаров и услуг из недружественных стран в 2021 – 2030 гг. (оценка и прогноз по умеренному оптимистичному сценарию), %
Источник: рассчитано автором по материалам [3; 5; 12-14; 18; 21; 23; 24].
Таким образом, анализ возможностей Китайской Народной Республики по реализации торгового и инвестиционного потенциала импортозамещения всех видов продукции в экономике Российской Федерации в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) и в перспективе до 2030 года позволяет предположить, что производство товаров, оказание услуг и выполнение работ, благодаря прямым инвестициям из Китая, в Российской Федерации может увеличиться до 2025 года на 4,252 млрд долл. США, а до 2030 года – на 9,137 млрд долл. США, что, вместе с увеличением объема китайского импорта, обеспечит реализацию потенциала импортозамещения в российской экономике на 89,25 % и 98,85 % соответственно [8].
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, результаты анализа возможностей Китайской Народной Республики по реализации инвестиционного потенциала импортозамещения в экономике Российской Федерации в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) и в перспективе до 2030 года позволяют предположить, что производство товаров, оказание услуг и выполнение работ, благодаря прямым инвестициям из Китая, в Российской Федерации может увеличиться до 2025 года на 4,252 млрд долл. США, а до 2030 года – на 9,137 млрд долл. США.
Во-вторых, результаты оценки возможностей Китайской Народной Республики по реализации общего (торгового и инвестиционного) потенциала импортозамещения всех видов продукции в экономике Российской Федерации в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) и в перспективе до 2030 года позволяют выявить критически важные направления импортозамещения товаров, работ и услуг в экономике Российской Федерации до 2030 года.
Эти направления дают основание предположить, что только политическая воля руководства России и Китая может обеспечить, в частности, полное импортозамещение пищевой продукции, табачных изделий, кожаной продукции, продукции из дерева, целлюлозно-бумажной продукции, печатной продукции, кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов, химической продукции, полимерной продукции, минеральной неметаллической продукции, металлической продукции, машин и оборудования, вычислительной техники, электрических машин, электронной аппаратуры, приборов, автотранспортных средств, транспортного оборудования, услуг водного, воздушного и космического транспорта, услуг почты и электросвязи, финансового посредничества, страхования и пенсионного обеспечения, а также услуг, связанных с недвижимым имуществом.
В-третьих, увеличение объема китайского импорта в Российскую Федерацию до 80,82 млрд долл. США в 2025 г. и до 85,08 млрд долл. США - в 2030 г., а также прямые инвестиции КНР в отечественное национальное хозяйство обеспечат реализацию потенциала импортозамещения в российской экономике на 89,25 % и 98,85 % соответственно.
[1] В настоящее время в открытом доступе имеются данные за 2016 год [18].
[2] ОКПД – общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. С февраля 2014 года в России действует классификатор ОКПД-2, Russian Classification of Product by Economic Activities. Классификатор ОК 034-2014 (КПЕС 2008) с изменением № 67 от 1 июля 2022 г. Тем не менее, в Таблице ресурсов товаров и услуг за 2016 год классификация продукции, услуг и работ произведена в соответствии с ОКПД.
[3] ОКВЭД – общероссийский классификатор видов экономической деятельности в ред. от 03.04.2023. Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД 2 (другое название ОКВЭД-2014 или ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст). Russian Classification of Economic Activities. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД 2 входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации.
[4] Стоимость экономических активов по видам экономической деятельности рассчитывалась в соответствии с рентабельностью активов и суммой прибыли, полученной в 2019 году [14].
[5] В соответствии с ОКВЭД – Раздел А. Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство.
[6] Стоимость активов рассчитана как сумма активов по видам экономической деятельности: 01 Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях, 02 Лесоводство и лесозаготовки, 03 Рыболовство и рыбоводство.
[7] В соответствии с ОКВЭД – Раздел В. Добыча полезных ископаемых.
[8] Стоимость активов рассчитана как сумма активов по видам экономической деятельности: 05 Добыча угля, 06 Добыча сырой нефти и природного газа, 07 Добыча металлических руд, 08 Добыча прочих полезных ископаемых.
[9] В соответствии с ОКВЭД – Раздел С. Обрабатывающие производства.
[10] Стоимость активов рассчитана как сумма активов по видам экономической деятельности: 10 Производство пищевых продуктов, 11 Производство напитков, 12 Производство табачных изделий, 13 Производство текстильных изделий, 14 Производство одежды, 15 Производство кожи и изделий из кожи, 16 Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения, 17 Производство бумаги и бумажных изделий, 18 Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации, 19 Производство кокса и нефтепродуктов, 20 Производство химических веществ и химических продуктов, 21 Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, 22 Производство резиновых и пластмассовых изделий, 23 Производство прочей неметаллической минеральной продукции, 24 Производство металлургическое, 25 Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, 28 Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки, 26 Производство компьютеров, электронных и оптических изделий, 27 Производство электрического оборудования, 29 Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, 30 Производство прочих транспортных средств и оборудования, 31 Производство мебели, 32 Производство прочих готовых изделий.
[11] В соответствии с ОКВЭД – Раздел D. Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха.
[12] Стоимость активов рассчитана как сумма активов по видам экономической деятельности: 35.1 Производство, передача и распределение электроэнергии, 35.2 Производство и распределение газообразного топлива, 35.3 Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха.
[13] В соответствии с ОКВЭД – Раздел Е. Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений.
[14] В соответствии с ОКВЭД – Раздел F. Строительство.
[15] В соответствии с ОКВЭД – Раздел G. Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов.
[16] Стоимость активов рассчитана как сумма активов по видам экономической деятельности: 45 Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт, 46 Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, 47 Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами.
[17] В соответствии с ОКВЭД – Раздел I. Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания.
[18] В соответствии с ОКВЭД – Раздел Н. Транспортировка и хранение.
[19] Стоимость активов рассчитана как сумма активов по видам экономической деятельности: 49 Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта, 50 Деятельность водного транспорта, 51 Деятельность воздушного и космического транспорта, 53 Деятельность почтовой связи и курьерская деятельность.
[20] В соответствии с ОКВЭД – Раздел J. Деятельность в области информации и связи.
[21] В соответствии с ОКВЭД – Раздел К. Деятельность финансовая и страховая.
[22] В соответствии с ОКВЭД – Раздел L. Деятельность по операциям с недвижимым имуществом.
[23] В соответствии с ОКВЭД - Класс 72 Научные исследования и разработки.
[24] В соответствии с ОКВЭД - Раздел О. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение.
[25] В соответствии с ОКВЭД - Раздел Р. Образование.
[26] В соответствии с ОКВЭД - Раздел Q. Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг.
[27] В соответствии с ОКВЭД - Раздел R. Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений.
[28] Стоимость активов рассчитана как сумма активов по видам экономической деятельности: Раздел А. Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, Раздел В. Добыча полезных ископаемых, Раздел С. Обрабатывающие производства, Раздел D. Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, Раздел Е. Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений, Раздел F. Строительство, Раздел G. Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, Раздел I. Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, Раздел Н. Транспортировка и хранение, Раздел J. Деятельность в области информации и связи, Раздел К. Деятельность финансовая и страховая, Раздел L. Деятельность по операциям с недвижимым имуществом, класс 72 Научные исследования и разработки, Раздел О. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение, Раздел Р. Образование, Раздел Q. Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, Раздел R. Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений.
[29] Тем не менее, доля России в объеме экспортируемых китайских ПИИ (без учета инвестиций через офшоры) в настоящее время составляет порядка 0,5 %, Казахстана – 0,2 %, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана – по 0,1 %, остальных стран СНГ – менее 0,1 %. При этом, например, в США Китай экспортирует около 3% своих инвестиций, в Сингапур более 2%, в Австралию свыше 1%. Фактические значения существенно выше, поскольку более 50% китайских инвестиций приходятся на офшорные юрисдикции.
[30] В соответствии с ОКПД 01 Продукция и услуги сельского хозяйства и охоты.
[31] В соответствии с ОКПД 02 Продукция лесоводства, лесозаготовок и связанные с этим услуги.
[32] В соответствии с ОКПД 05 Рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства; услуги, связанные с рыболовством и рыбоводством.
[33] В соответствии с ОКПД 10 Уголь; уголь агломерированный; уголь обогащенный; услуги по добыче угля, обогащению угля, агломерации угля; торф.
[34] В соответствии с ОКПД 11 Нефть и газ природный; услуги, связанные с добычей нефти и газа, кроме геолого-разведочных работ.
[35] В соответствии с ОКПД 12 Руды урановые и ториевые.
[36] В соответствии с ОКПД 13 Руды металлические
[37] В соответствии с ОКПД 14 Продукция горнодобывающих производств.
[38] В соответствии с ОКПД 15 Продукты пищевые и напитки.
[39] В соответствии с ОКПД 16 Изделия табачные.
[40] В соответствии с ОКПД 17 Текстиль.
[41] В соответствии с ОКПД 18 Одежда, меха.
[42] В соответствии с ОКПД 19 Кожа и изделия из кожи.
[43] В соответствии с ОКПД 20 Древесина и изделия из дерева и пробки (кроме мебели), изделия из соломки и материалов для плетения.
[44] В соответствии с ОКПД 21 Целлюлоза, бумага и изделия из бумаги.
[45] В соответствии с ОКПД 22 Продукция печатная и носители информации записанные.
[46] В соответствии с ОКПД 23 Кокс, нефтепродукты и ядерные материалы.
[47] В соответствии с ОКПД 24 Вещества химические, продукты химические и волокна химические.
[48] В соответствии с ОКПД 25 Изделия резиновые и полимерные.
[49] В соответствии с ОКПД 26 Продукты минеральные неметаллические прочие.
[50] В соответствии с ОКПД 27 Металлы.
[51] В соответствии с ОКПД 28 Изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования.
[52] В соответствии с ОКПД 29 Машины и оборудование, не включенные в другие группировки.
[53] В соответствии с ОКПД 30 Оборудование офисное и техника вычислительная.
[54] В соответствии с ОКПД 31 Машины электрические и электрооборудование.
[55] В соответствии с ОКПД 32 Компоненты электронные; аппаратура для радио, телевидения и связи.
[56] В соответствии с ОКПД 33 Изделия медицинские; приборы и инструменты для измерения, контроля, испытаний, навигации, управления; приборы оптические, фото- и кинооборудование; часы.
[57] В соответствии с ОКПД 34 Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы.
[58] В соответствии с ОКПД 35, 39 Средства транспортные прочие и оборудование.
[59] В соответствии с ОКПД 36 Мебель; товары промышленные, не включенные в другие группировки, прочие.
[60] В соответствии с ОКПД 40 Электроэнергия, газ, пар и вода горячая.
[61] В соответствии с ОКПД 45 Работы строительные.
[62] В соответствии с ОКПД 50 Услуги по торговле, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и мотоциклов.
[63] В соответствии с ОКПД 51 Услуги по оптовой торговле, включая торговлю через агентов, кроме услуг по торговле автотранспортными средствами и мотоциклами.
[64] В соответствии с ОКПД 52 + 50.5 Услуги по розничной торговле, кроме услуг по торговле автотранспортными средствами и мотоциклами; услуги по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования; услуги по розничной торговле моторным топливом.
[65] В соответствии с ОКПД 60 Услуги сухопутного транспорта и транспортирования по трубопроводам.
[66] В соответствии с ОКПД 61 Услуги водного транспорта.
[67] В соответствии с ОКПД 62 Услуги воздушного и космического транспорта.
[68] В соответствии с ОКПД 63 Услуги транспортные вспомогательные и дополнительные; услуги туристических агентств.
[69] В соответствии с ОКПД 64 Услуги почты и электросвязи.
[70] В соответствии с ОКПД 65 Услуги по финансовому посредничеству.
[71] В соответствии с ОКПД 66 Услуги по страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению, кроме услуг по обязательному социальному страхованию.
[72] В соответствии с ОКПД 67 Услуги вспомогательные в сфере финансового посредничества.
[73] В соответствии с ОКПД 70 Услуги, связанные с недвижимым имуществом.
[74] В соответствии с ОКПД 73 Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками.
Источники:
2. Башкатова А. Китай инвестировал в страны СНГ в полтора раза больше России. Москва будет председательствовать в Евразийском экономическом союзе без "мифических амбиций". Независимая газета. 17.4.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/economics/2022-12-21/4_8621_china.html (дата обращения: 21.05.2023).
3. Внешняя торговля Российской Федерации услугами. Cbr.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/43428/External_Trade_in_Services_2021.pdf (дата обращения: 21.07.2023).
4. В РАСПП назвали перспективные отрасли для китайских инвестиций в России. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1471244/2023-02-16/v-raspp-nazvali-perspektivnye-otrasli- (дата обращения: 21.07.2023).
5. Гордиенко Д.В. Оценка потенциала импортозамещения в экономике Российской Федерации. Часть 1. Оценка товарного потенциала импортозамещения продукции по видам экономической деятельности // Экономика и управление. – 2022. – № 1. – c. 62 – 79. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2022.01.03.009.
6. Гордиенко Д.В. Торгово-экономическое сотрудничество Китая со странами мира и Россией в 14-й пятилетке (2021 - 2025 гг.) // Проблемы Дальнего Востока. – 2002. – № 4. – c. 56 – 74. – doi: 10.31857/S013128120021449-4.
7. Гордиенко Д.В., Камаев Р.А. Деятельность США, КНР и Российской Федерации в регионах мира: обеспечение безопасности России. / Монография. - М.: Издательство «Научный консультант», 2022. – 288 c.
8. Гордиенко Д.В. Торговый потенциал Китая по импортозамещению продукции в экономике Российской Федерации // Экономическая безопасность. – 2024. – № 2. – c. 473-498. – doi: 10.18334/ecsec.7.2.120629.
9. Городецкий А. Е., Караваева И. В. Экономическая безопасность России: теоретическое обоснование и методы регулирования. / Монография. - М.: Институт экономики РАН, 2023. – 361 c.
10. Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономическая безопасность: технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной России // Экономическая безопасность. – 2023. – № 3. – c. 905-924. – doi: 10.18334/ecsec.6.3.118475.
11. Лещенко Ю.Г., Ермоловская О.Ю., Никулин С.В. Институциональная модель регулирования финансового рынка Китая // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 1. – c. 139-154. – doi: 10.18334/epp.10.1.41535.
12. Маргулис С.Б. Сложный инвестор. Во что вкладывает деньги Китайская Народная Республика в странах бывшего СССР. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sonar2050.org/authors/sergeymargulis/ (дата обращения: 21.05.2023).
13. Рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) за 2021 год. [Электронный ресурс]. URL: https://taxslov.ru/15/n15_25.htm#st4 (дата обращения: 10.04.2022).
14. Россия в цифрах. / Крат. стат. сб. / Росстат. - M., 2020. – 550 c.
15. Россия и Китай утвердили перечень значимых проектов инвестиционного сотрудничества на 107 млрд долларов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/rossiya_i_kitay_utverdili_perechen_znachimyh_proektov (дата обращения: 10.04.2022).
16. Си Цзиньпин. Обновленная модель сотрудничества: сообща проложим Экономический пояс Шелкового пути [习近平:创新合作模式共同建设“丝绸之路经济带”] // 人民日报. 09.07.2013
17. Среда развития, руководящие принципы и основные цели «14-го пятилетнего плана» и долгосрочных целей на 2035 год [“十四五”规划和 2035 远景目标的发展环境、指导方针和主要目标] // 新华. 05.03.2021. [Электронный ресурс]. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2021lh/2021-03/05/c_1127172897.htm (дата обращения: 09.04.2023).
18. Таблица ресурсов товаров и услуг за 2016 год (млн руб.). [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/search?q=%D0%97%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8B+- (дата обращения: 10.04.2022).
19. Цюй Сунн Китайско-российское экономическое и торговое сотрудничество уверенно развивается [曲颂. 中俄经贸合作稳步推进] 人民日报海外版. 2023年03月20日. [Электронный ресурс]. URL: http://paper.people.com.cn/rmrbhwb/html/2023-03/20/content_25971166.htm (дата обращения: 09.04.2023).
20. Global Investment Trends Monitor, No 44. 01/17/2023. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/diaeiainf2023d1_en.pdf (дата обращения: 21.05.2023).
21. Imports and Exports by Country (Region) of Origin/Destination, 12.2022 (in USD). General Administration of Customs of the People's Republic of China. [Электронный ресурс]. URL: http://english.customs.gov.cn/Statics/2d05960c-26ca-453b-b7b6-ce4d7af378b1.html (дата обращения: 12.04.2023).
22. Russia Foreign Direct Investment. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ceicdata.com/en/indicator/russia/foreign-direct-investment (дата обращения: 21.05.2023).
23. What does China export to Russia? The Observatory of Economic Complexity. [Электронный ресурс]. URL: https://oec.world/en/visualize/tree_map/hs96/export/chn/rus/show/2021/ (дата обращения: 21.05.2023).
24. What does Russia import? The Observatory of Economic Complexity. [Электронный ресурс]. URL: https://oec.world/en/visualize/tree_map/hs92/import/rus/all/show/2021/ (дата обращения: 21.05.2023).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:45