Инвестиционный потенциал Китая по импортозамещению продукции в экономике Российской Федерации

Гордиенко Д.В.1,2
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
2 Институт Китая и современной Азии

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 6 (Июнь 2024)

Цитировать:
Гордиенко Д.В. Инвестиционный потенциал Китая по импортозамещению продукции в экономике Российской Федерации // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 6. – С. 1501-1532. – doi: 10.18334/ecsec.7.6.121202.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68589329

Аннотация:
В статье анализируются возможности Китайской Народной Республики (КНР) по реализации инвестиционного потенциала импортозамещения продукции (товаров, работ, услуг) в экономике Российской Федерации в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) и в перспективе до 2030 г. Углубление взаимных инвестиционных связей России с Китаем в рамках стратегического взаимодействия и равноправного доверительного партнерства позволяет КНР реализовать инвестиционный потенциал импортозамещения продукции в экономике Российской Федерации. Оценка возможностей КНР по реализации инвестиционного потенциала импортозамещения продукции обусловливает возможность определения дальнейшей стратегии поворота России на Восток и санкционной борьбы с коллективным Западом. Проведенный анализ позволяет предположить, что наращивание прямых инвестиций КНР в отечественное национальное хозяйство, вместе с увеличением объема китайского импорта в Российскую Федерацию составит до 80,82 млрд долл. в 2025 г. и до 85,08 млрд долл. – в 2030 г., обеспечивая реализацию потенциала импортозамещения в российской экономике на 89,25% и 98,85% соответственно

Ключевые слова: импортозамещение; Китайская Народная Республика; Российская Федерация; санкционная борьба; недружественные страны

JEL-классификация: F17, F19, F20, F51



Введение. Актуальность темы исследования определяется необходимостью обеспечения экономической безопасности России в условиях обострившейся обстановки и соперничества государств «стратегического треугольника» в регионах мира [7]. При этом, с особой остротой встают вопросы реализации Китаем торгового и инвестиционного потенциала импортозамещения в экономике Российской Федерации [5; 6]. Оценка возможностей КНР по прямому инвестированию за рубеж в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) и в перспективе до 2030 г. обусловливает возможность реализации потенциала импортозамещения продукции в экономике Российской Федерации [16; 17; 19].

Китай является мировым инвестиционным лидером. В 2023 г. объем накопленных прямых инвестиций КНР в российскую экономику в долларовом исчислении превысил 13 млрд долл. США. В России реализуется 65 проектов с общей суммой заявленных китайских инвестиций 106,2 млрд долл. США [15].

Цель исследования оценить возможности КНР по реализации инвестиционного потенциала импортозамещения продукции в экономике Российской Федерации.

Задачи исследования:

– проанализировать инвестиционный потенциал импортозамещения продукции в экономике РФ;

– оценить возможности КНР по реализации инвестиционного потенциала импортозамещения.

Объект исследования – инвестиционное сотрудничество России и Китая.

Предмет исследования – совокупность отношений, возникающих в процессе реализации инвестиционного потенциала – импортозамещения в экономике РФ.

Исследовательская гипотеза содержится в том, что российско-китайское инвестиционное сотрудничество может стать эффективным механизмом импортозамещения продукции в экономике Российской Федерации.

Новизна проведенного исследования заключается в оценке возможностей Китая по реализации потенциала – импортозамещения продукции в экономике России.

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии научных подходов к раскрытию факторов, особенностей содержания и направлений инвестиционного сотрудничества России и Китая в современных условиях.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для разработки концептуальных и нормативно-правовых документов инвестиционного сотрудничества России и Китая как на двусторонней основе, так и в многостороннем формате.

Инвестиционный потенциал импортозамещения продукции в экономике Российской Федерации. Возможность ежегодного замещения импортируемой из иностранных государств и территорий, совершающих в отношении России, ее компаний и граждан недружественные действия [1], продукции (товаров, услуг, работ) определяет потенциал импортозамещения в экономике Российской Федерации. При этом, возможность замещения производства импортируемой из иностранных государств и территорий, совершающих в отношении России, её компаний и граждан недружественные действия, продукции, путем увеличения соответствующих экономических активов по производству товаров, предоставлению услуг и выполнению работ за счет инвестирования в отечественную экономику, в частности, из Китая, может определить в национальном хозяйстве нашей страны его инвестиционный потенциал импортозамещения.

Оценка инвестиционного потенциала импортозамещения продукции в экономике Российской Федерации может базироваться на определении стоимости экономических активов, необходимых для замещения товаров и услуг, поставляемых из иностранных государств и территорий, совершающих в отношении России, её компаний и граждан недружественные действия [9]. При этом, исходными данными для такой оценки могут стать данные таблицы ресурсов товаров и услуг [1], а также рентабельность активов, и получаемая организациями прибыль по видам экономической деятельности (по отраслям).

При этом делаются предположения, что стоимость соответствующих экономических активов прямо пропорциональны объемам производимых продуктов ОКПД [2] по видам экономической деятельности (по отраслям) ОКВЭД [3], а также то, что в период 2016-2025 гг. эти пропорции остаются неизменными.

Результаты оценки стоимости экономических активов, необходимых для замещения товаров и услуг, поставляемых из иностранных государств и территорий, совершающих в отношении России, её компаний и граждан недружественные действия, в экономике Российской Федерации представлены в таблице 1, рисунок 1 [4].

Таблица 1. Оценка инвестиционного потенциала импортозамещения продукции по видам экономической деятельности в экономике Российской Федерации

Вид экономической деятельности
Рента-бель-ность активов, %
Сумма прибыли, млн руб.
Стоимость экономических активов,
Доля импорта в произ-водстве,
% от выпуска
Доля импорта из иностран-ных государств, совершаю-щих в отношении России, ее компаний и граждан недружест-венные действия,
% от импорта продукции
Сумма активов, необходимая для замещения продукции, поставляемой из иностран-ных государств, совершающих в отношении России, ее компаний и граждан недружест--венные действия,
млн долл. США
млн руб.
млн долл. США
1
2
3
4
5
6
7
8
Сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство [5]
5,5
448 521
9 737 373 [6]
144 578,66
12,46
15,05
2 711,18
Добыча полезных ископаемых [7]
12,6
3 799 597
26 492091 [8]
393 350
2,51
29,7
2 932,30
Обрабатывающие производства [9]
7,3
4 987 694
77551064 [10]
1 151 463
32,73
42,93
161 792,0

1
2
3
4
5
6
7
8
Обеспечение электрической энергией, газом и паром [11]
4,9
891 752
65844898 [12]
1 009 120
0,12
0,19
2,30
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов [13]
2,7
61 645
2 283148
33 899,75
0,1
0,05
0,0169
Строительство [14]
1,5
320 551
21 370 067
317 298,6
2,75
0,9
78,53
Торговля оптовая и розничная [15]
7,4
3 521 705
47601923 [16]
706 784
0,12
8,5
72,09
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания [17]
2,3
44 305
1 926 304
28 601,4
0,33
12,69
11,98
Транспортировка и хранение [18]
5,1
1 311 172
21837980 [19]
324 246
4,45
21,745
3 137,58
Деятельность в области информации и связи [20]
8,1
497 437
6 141 198
91 183,33
22,16
45,30
9 153,42
Деятельность финансовая и страховая [21]
3,1
447 532
14 436 516
214 350,6
3,55
41,30
3 142,70
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом [22]
3,3
294 697
8 930 212
132 594,1
0,77
1,30
13,27

1
2
3
4
5
6
7
8
Научные исследования и разработки [23]
2,5
143 827
5 753 080
85 420,64
0,55
7,30
34,30
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение [24]
2,1
36 277
1 727 476
25 649,24
0,00
0,00
0,00
Образование [25]
3,2
8 251
257 844
3 828,41
1,24
65,30
31,00
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг [26]
6,7
40 630
606 418
9 003,98
0,06
45,71
2,47
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений [27]
7,1
41 640
586 479
8 707,93
4,92
47,23
202,35

ВСЕГО
6,8
17 696 266
313084071 [28]
4 648612,8
11,53
75,46
404 454,32
Источник: рассчитано автором по материалам [3; 13; 14; 18].

Рисунок 1. Инвестиционный потенциал импортозамещения продукции по видам экономической деятельности в экономике России, млн долл. США (за 2021 г.)

Источник: рассчитано автором по материалам [3; 13; 14; 18].

Таким образом, инвестиционный потенциал импортозамещения продукции по видам экономической деятельности в экономике Российской Федерации в 2021 году составлял не менее 404 454,32 млн долл. США, в том числе: по сельскому хозяйству, рыболовству и рыбоводству – 2 711,18 млн долл. США; по добыче полезных ископаемых – 2 932,3 млн долл. США; по обрабатывающим производствам – 161 792,0 млн долл. США; по обеспечению электрической энергией, газом и паром – 2,3 млн долл. США; по водоснабжению; водоотведению, организации сбора и утилизации отходов – 0,0169 млн долл. США; по строительству – 78,53 млн долл. США; по торговле оптовой и розничной – 72,09 млн долл. США; по транспортировке и хранению – 3 137,58 млн долл. США; по деятельности гостиниц и предприятий общественного питания – 11,98 млн долл. США; по деятельности в области информации и связи – 9 153,42 млн долл. США; по деятельности финансовой и страховой – 3 142,7 млн долл. США; по деятельности по операциям с недвижимым имуществом – 13,27 млн долл. США; по научным исследованиям и разработкам – 34,3 млн долл. США; по образованию – 31,0 млн долл. США; по деятельности в области здравоохранения и социальных услуг – 2,47 млн долл. США; по деятельности в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений – 202,35 млн долл. США.

Оценка возможностей КНР по реализации инвестиционного потенциала импортозамещения. Китайские инвестиции преимущественно концентрируются в первичном секторе экономики. В сотрудничестве с большинством стран, в том числе с Российской Федерацией, наблюдается резкий перекос в сторону добывающей промышленности и агропромышленного комплекса. Даже в странах Закавказья (Армении и Грузии), не являющихся традиционными экспортёрами полезных ископаемых, большая часть инвестиций концентрируется в горнодобывающей промышленности. Доля же инвестиций в третичный сектор существенно ниже, особенно в сферу высоких технологий [10]. Здесь КНР старается больше сотрудничать с развитыми странами, откуда она хотела бы сама получить технологии. Исключение здесь составляет лишь транспортно-логистическая отрасль, которая важна Китаю в рамках реализации «шёлковой» инициативы. Динамика последних лет показывает, что даже в среднесрочной перспективе изменений в секторальной структуре китайских инвестиций, скорее всего, не произойдёт [12].

Односторонние ограничительные меры («санкции») способствовали значительному оттоку ПИИ из российской экономики [20; 22]. Тем не менее, Россия имеет определенные преимущества для привлечения китайских иностранных инвестиций. В частности, продовольственный и энергетический кризис, а также обострение их последствий на международном уровне могут способствовать привлечению инвестиций из КНР как в агропромышленный, так и в нефтедобывающий сектора [6].

В 2023-м году накопленные объемы китайских прямых инвестиций в СНГ превысили 68 млрд долл. США, в том числе в России – 13 млрд долл. США [2] [29]. Ожидается, что к 2030 году накопленные объемы китайских прямых инвестиций в России могут достичь 30 млрд долл. США.

Результаты оценки возможностей Китайской Народной Республики по реализации инвестиционного потенциала импортозамещения в экономике Российской Федерации в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) и в перспективе до 2030 года представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Накопленные прямые иностранные инвестиции

Китая в экономике России, млн долл.

Источник: рассчитано автором по материалам [2; 12].

В ближайшей перспективе Китай, естественно, сохранит интерес к российскому нефтегазовому сектору, к добыче других видов полезных ископаемых [11]. В то же время нельзя сбрасывать со счетов фактор санкционного давления на Россию со стороны Запада, потенциальную угрозу попасть под вторичные санкции.

Все это будет оказывать воздействие на активность китайских инвесторов в обрабатывающих отраслях, в сфере торговли и услуг. Кроме того, многое будет зависеть от экономической ситуации в Российской Федерации, от емкости внутреннего рынка с точки зрения платежеспособного спроса.

Таким образом, анализ возможностей Китайской Народной Республики по реализации инвестиционного потенциала импортозамещения в экономике Российской Федерации в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) и в перспективе до 2030 года позволяет предположить. что накопленные прямые иностранные инвестиции из Китая могут увеличиться до 2025 года до 20 млрд долл. США, а до 2030 года – до 30 млрд долл. США.

Однако, распределение накопленных китайских прямых инвестиций по видам экономической деятельности происходит неравномерно. В структуре китайских прямых инвестиций в РФ в 2020 году доминировала добыча полезных ископаемых – 39%. На сельскохозяйственный сектор и рыболовство приходилось 16% накопленных ПИИ из Китая. Доля китайских вложений в обрабатывающие производства достигла 11%.

При сохранении до 2030 г. распределения китайских инвестиций по видам экономической деятельности и тренда ПИИ из Китая в экономику Российской Федерации (рис. 3) можно предположить, что инвестиционный потенциал импортозамещения в российской экономике будет реализован в 2025 году на 2,15 % и в 2030 году – на 4,62 % (табл. 2).

Рисунок 3. Динамика наращивания китайских инвестиций по видам экономической деятельности в 2020 -2030 гг., млн долл. США

Источник: рассчитано автором по материалам [12].

Таблица 2. Оценка реализации Китаем инвестиционного потенциала импортозамещения продукции по видам экономической деятельности в экономике Российской Федерации

Вид экономической деятельности
Сумма активов, необходимая для замещения продукции, поставляемой из иностранных государств, совершающих в отношении России, ее компаний и граждан недружественные действия,
млн долл. США
Китайские накоплен-ные ПИИ по видам экономической деятельности
в 2020 г.,
млн долл. США
Оценка/прогноз
Прироста китайских накопленных ПИИ по видам экономической деятельности
в 2020 г., млн долл. США
Реализации Китаем инвестиционного потенциала импортозамещения продукции в экономике Российской Федерации, %
в 2021 г.
в 2025 г.
в 2030 г.
1
2
3
4
5
6
Сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство
2 711,18
1 808
80
2,95
1 392
51,34
2 992
110,36
Добыча полезных ископаемых
2 932,30
4 407
195
6,65
3 393
115,7
7 800
266,0
Обрабатывающие производства
161 792,0
1 243
55
0,03
957
0,59
2 057
1,27
Обеспечение электрической энергией, газом и паром
2,30
904
40
1 739
696
30 260
1 496
65 043
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов
0,0169




Строительство
78,53
791
35
44,59
609
775,8
1 309
1 668
Торговля оптовая и розничная
72,09
339
15
20,81
261
362,1
561
778,2
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания
11,98




Транспортировка и хранение
3 137,58
678
30
0,96
522
16,64
1 122
35,76
Деятельность в области информации и связи
9 153,42




Деятельность финансовая и страховая
3 142,70
399
15
0,48
261
8,3
561
17,85

1
2
3
4
5
6
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом
13,27
399
15
113,0
261
1 966
561
4 227
Научные исследования и разработки
34,30




Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение
0,00
-
-
-
-
Образование
31,00




Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг
2,47




Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений
202,35




ВСЕГО
404 454,32
11 300
500
0,12
8 700
2,15
18 700
4,62
Источник: рассчитано автором по материалам [2; 3; 12-15; 18].

После ухода западных компаний перспективными отраслями для китайских инвестиций являются газохимия, нефтепереработка, сельское хозяйство, машиностроение, IT и высокие технологии, а также транспортная инфраструктура [4]. Реализации Китаем инвестиционного потенциала импортозамещения в экономике Российской Федерации может повлечь прирост выпуска продукции в соответствии с ОКПД.

Рассмотрим более подробно возможности Китайской Народной Республикой по реализации инвестиционного потенциала импортозамещения сельскохозяйственной продукции [30], а также продукции лесоводства [31], рыболовства и рыбоводства [32] в экономике Российской Федерации.

Результаты оценки и прогноза китайских инвестиций в сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство представлены на рисунке 4. В случае реализации этих прогнозов китайские инвестиции смогут обеспечить прирост выпуска сельскохозяйственной продукции, а также продукции лесоводства, рыболовства и рыбоводства в экономике Российской Федерации.

Прямоугольная выноска: Инвестиционный потенциал импортозамещения производства сельскохозяйственной продукции, а также продукции лесоводства, рыболовства и рыбоводства в экономике Российской Федерации

Рисунок 4. Объем китайских накопленных ПИИ в сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство в 2016 – 2030 гг. и инвестиционный потенциал импортозамещения производства сельскохозяйственной продукции, продукции лесоводства, рыболовства и рыбоводства, млн долл. США

Источник: рассчитано автором по материалам [12-14; 18].

Таким образом, инвестиционный потенциал импортозамещения сельскохозяйственной продукции, продукции рыболовства и рыбоводства в экономике Российской Федерации реализован Китайской Народной Республикой в 2021 году, по нашим оценкам, на 2,66 %, в 2022 году – на 15,05 % и может быть реализован в 2023 году – на 27,15 %; в 2024 году – на 42,56 %; в 2025 году – на 51,34 % (рис. 5).

Рисунок 5. Реализация Китаем инвестиционного потенциала импортозамещении в экономике Российской Федерации производства сельскохозяйственной продукции, продукции лесоводства, рыболовства и рыбоводства в 2021 – 2030 гг., %

Источник: рассчитано автором по материалам [12-14; 18].

Увеличение выпуска сельскохозяйственной продукции, продукции лесоводства, рыболовства и рыбоводства в совокупности с наращиванием товарного импорта из Китая, может обеспечить импортозамещение: сельскохозяйственной продукции к 2025 году – на 114,13 %, а к 2030 году – на 206,72 %; продукции лесоводства – к 2025 г. – на 301,45 %, а к 2030 г. – на 647,92 %; а также продукции рыболовства и рыбоводства - к 2025 г. – на 262,59 %, а к 2030 г. – на 427,84 %.

Аналогично могут быть рассмотрены возможности по реализации инвестиционного потенциала импортозамещения продукции добывающих производств. Результаты оценки и прогноза китайских инвестиций в добычу полезных ископаемых представлены на рисунке 6.

Прямоугольная выноска: Инвестиционный потенциал импортозамещения производства продукции добычи полезных ископаемых в экономике Российской Федерации

Рисунок 6. Объем китайских накопленных ПИИ в добычу полезных ископаемых в 2016 – 2030 гг. и потенциал инвестиционного импортозамещения производства продукции добычи полезных ископаемых, млн долл. США

Источник: рассчитано автором по материалам [12-14; 18].

Инвестиционный потенциал импортозамещения продукции добычи полезных ископаемых в экономике Российской Федерации в этом случае реализован Китайской Народной Республикой в 2021 году, по нашим оценкам, на 6,65 %, в 2022 году – на 33,92 % и может быть реализован в 2023 году – на 61,19 %; в 2024 году – на 88,51 %; в 2025 году – на 115,72 % (рис. 7).

Рисунок 7. Реализация Китаем инвестиционного потенциала импортозамещении в экономике РФ продукции добычи полезных ископаемых в 2021-2030 гг., %

Источник: рассчитано автором по материалам [12-14; 18].

Реализация Китайской Народной Республикой инвестиционного потенциала импортозамещения в добычу полезных ископаемых позволит увеличить выпуск соответствующей продукции, что, в совокупности с наращиванием товарного импорта из Китая, может обеспечить импортозамещение продукции: угле и торфодобывающих производств [33] к 2025 году – на 112,5 %, а к 2030 году – на 241,9 %; нефте и газодобывающих производств [34] к 2025 г. – на 336,2 %, а к 2030 г. – на 526,0 %; уран и торий рудодобывающих производств [35] к 2025 г. – на 122 500 %, а к 2030 г. – на 267 500 %; металл рудодобывающих производств [36] к 2025 году – на 216,4 %, а к 2030 году – на 464,8%; а также продукции горнодобывающих производств [37] к 2025 году – на 78,96 %, а к 2030 году – на 138,3 %.

Результаты оценки и прогноза китайских инвестиций в обрабатывающие производства представлены на рисунке 8.

Прямоугольная выноска: Инвестиционный потенциал импортозамещения производства продукции обрабатывающих производств в экономике Российской Федерации

Рисунок 8. Объем китайских накопленных ПИИ в обрабатывающие производства в 2016 – 2030 гг. и инвестиционный потенциал импортозамещения производства продукции обрабатывающих производств, млн долл. США

Источник: рассчитано автором по материалам [12-14; 18].

В случае справедливости этих оценок и реализации прогнозов, инвестиционный потенциал импортозамещения продукции обрабатывающих производств в экономике Российской Федерации реализован Китайской Народной Республикой в 2021 году, по нашим расчетам, на 0,03 %, в 2022 году – на 0,17 % и может быть реализован в 2023 году – на 0,31 %; в 2024 году – на 0,45 %; в 2025 году – на 0,59 % (рис. 9).

Рисунок 9. Реализация Китаем инвестиционного потенциала импортозамещении в экономике РФ продукции обрабатывающих производств в 2021-2030 гг., %

Источник: рассчитано автором по материалам [12-14; 18].

Реализация Китайской Народной Республикой инвестиционного потенциала импортозамещения в экономике Российской Федерации позволит увеличить выпуск продукции обрабатывающих производств, что, в совокупности с наращиванием товарного импорта из Китая, может обеспечить импортозамещение: пищевой продукции [38] к 2025 году на 20,86 %, а к 2030 году – на 25,78%; табачных изделий [39] к 2025 г. на 22,45 %, а к 2030 г. – на 28,08 %; текстильной продукции [40] к 2025 г. на 119,58 %, а к 2030 г. – на 160,41 %; одежды [41] к 2025 году на 143,96 %, а к 2030 году – на 159,97 %; кожаной продукции [42] к 2025 году на 71,09 %, а к 2030 году – на 80,07 %; продукции из дерева [43] к 2025 г. на 22,2 %, а к 2030 г. – на 10,9 %; целлюлозно-бумажной продукции [44] к 2025 г. на 34,86 %, а к 2030 г. – на 47,02 %; печатной продукции [45] к 2025 г. на 14,29 %, а к 2030 г. – на 19,14 %; кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов [46] к 2025 г. на 23,23 %, а к 2030 г. – на 33,96 %; химической продукции [47] к 2025 г. на 35,05 %, а к 2030 г. – на 46,81 %; полимерной продукции [48] к 2025 г. на 23,33 %, а к 2030 г. – на 31,33 %; минеральной неметаллической продукции [49] к 2025 г. на 68,37 %, а к 2030 г. – на 92,86 %; металлов [50] к 2025 г. – на 82,12 %, а к 2030 г. – на 117,09 %; металлической продукции [51] к 2025 г. на 65,55 %, а к 2030 г. – на 87,97 %; машин и оборудования [52] к 2025 г. на 46,39 %, а к 2030 г. – на 58,33 %; вычислительной техники [53] к 2025 г. – на 97,75 %, а к 2030 г. на 132,42 %; электрических машин [54] к 2025 г. – на 82,79 %, а к 2030 г. на 106,63 %; электронной аппаратуры [55] к 2025 г. на 100,88 %, а к 2030 г. – на 132,69 %; приборов [56] к 2025 г. на 43,13 %, а к 2030 г. – на 56,03 %; автотранспортных средств [57] к 2025 г. на 31,91 %, а к 2030 г. – на 42,35 %; транспортного оборудования [58] к 2025 г. на 16,19 %, а к 2030 г. – на 21,49 %; мебели [59] к 2025 г. – на 106,64 %, а к 2030 г. – на 143,37 %.

Результаты оценки и прогноза китайских инвестиций в обеспечение электрической энергией, газом и паром, строительство, оказание услуг торговли и ремонта транспортных средств представлены на рисунках 10-12.

Прямоугольная выноска: Инвестиционный потенциал импортозамещения оказания услуг обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха в экономике Российской Федерации

Рисунок 10. Объем китайских накопленных ПИИ в обеспечение электрической энергией, газом и паром в 2016-2030 гг. и инвестиционный потенциал импортозамещения оказания услуг обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха, млн долл. США

Источник: рассчитано автором по материалам [3; 12-14; 18].

Прямоугольная выноска: Инвестиционный потенциал импортозамещения выполнения строительных работ в экономике Российской Федерации

Рисунок 11. Объем китайских накопленных ПИИ в строительство в 2016-2030 гг. и инвестиционный потенциал импортозамещения выполнения строительных работ,

млн долл. США

Источник: рассчитано автором по материалам [3; 12-14; 18].

Прямоугольная выноска: Инвестиционный потенциал импортозамещения услуг торговли, ремонта транспортных средств в экономике Российской Федерации

Рисунок 12. Объем китайских накопленных ПИИ в торговлю, ремонт транспортных средств в 2016-2030 гг. и инвестиционный потенциал импортозамещения оказания услуг торговли, ремонта транспортных средств, млн долл. США

Источник: рассчитано автором по материалам [3; 12-14; 18].

Результаты анализа китайских инвестиций в обеспечение электрической энергией, газом и паром, строительство, оказание услуг торговли и ремонта транспортных средств позволяют предположить, что инвестиционный потенциал импортозамещения к 2022 году здесь был реализован полностью.

Дальнейшая реализация Китайской Народной Республикой инвестиционного потенциала импортозамещения позволит увеличить объемы оказания услуг обеспечения электрической энергией, газом, паром и горячей водой, торговли и ремонта транспортных средств, а также выполнения строительных работ в экономике Российской Федерации. В этом случае прямые китайские инвестиции смогут обеспечить импортозамещение услуг обеспечения электроэнергией, газом и горячей водой [60] к 2025 году не менее, чем на 130 568 %, а к 2030 году – на 280 640 %; выполнения строительных работ [61] к 2025 г. не менее, чем на 925,02 %, а к 2030 г. – на 1 988 %; а также оказания услуг: по торговле и ремонту транспортных средств [62] к 2025 г. не менее, чем на 1 215,7 %, а к 2030 г. – на 2 613,3 %; по оптовой торговле [63] к 2025 году не менее, чем на 660,58 %, а к 2030 году – на 1 419 %; по розничной торговле [64] к 2025 году не менее, чем на 1 213 448 %, а к 2030 году – на 2 608 965 %.

Результаты оценки и прогноза китайских инвестиций в транспортировку и хранение, деятельность финансовую и страховую, а также деятельность по операциям с недвижимым имуществом представлены на рисунках 13-15.

Прямоугольная выноска: Инвестиционный потенциал импортозамещения услуг транспортировки и хранения в экономике Российской Федерации

Рисунок 13. Объем китайских накопленных ПИИ в транспортировку и хранение в 2016-2030 гг. и инвестиционный потенциал импортозамещения оказания услуг транспортировки и хранения, млн долл. США

Источник: рассчитано автором по материалам [3; 12-14; 18].

Рисунок 14. Объем китайских накопленных ПИИ в деятельность финансовую и страховую в 2016-2030 гг. и инвестиционный потенциал импортозамещения оказания услуг финансирования и страхования, млн долл. США

Источник: рассчитано автором по материалам [3; 12-14; 18].

Рисунок 15. Объем китайских накопленных ПИИ в деятельность по операциям с недвижимым имуществом в 2016 – 2030 гг. и инвестиционный потенциал импортозамещения оказания услуг по операциям с недвижимым имуществом, млн долл. США

Источник: рассчитано автором по материалам [3; 12-14; 18].

Результаты анализа китайских инвестиций в транспортировку и хранение, деятельность финансовую и страховую, а также деятельность по операциям с недвижимым имуществом позволяют предположить, что инвестиционный потенциал импортозамещения к 2022 году здесь был реализован полностью только в отношении услуг по операциям с недвижимым имуществом.

Дальнейшая реализация Китайской Народной Республикой инвестиционного потенциала импортозамещения позволит увеличить объемы оказания услуг транспортировки и хранения, финансирования и страхования, а также по операциям с недвижимым имуществом в экономике Российской Федерации. В этом случае прямые китайские инвестиции смогут обеспечить импортозамещение услуг сухопутного транспорта [65] к 2025 году не менее, чем на 48,65 %, а к 2030 году – на 104,56 %; водного транспорта [66] к 2025 г. не менее, чем на 1,24 %, а к 2030 г. – на 2,67 %; воздушного и космического транспорта [67] к 2025 г. не менее, чем на 1,89 %, а к 2030 г. – на 4,07 %; других транспортных и туристических [68] к 2025 году – на 47,34 %, а к 2030 году не менее, чем на 101,74 %; почты и электросвязи [69] к 2025 году не менее, чем на 9,18 %, а к 2030 году – на 19,72 %; финансового посредничества [70] к 2025 г. не менее, чем на 17,69 %, а к 2030 г. – на 38,02 %; страхования и пенсионного обеспечения [71] к 2025 г. не менее, чем на 30,78 %, а к 2030 г. – на 66,16 %; вспомогательных в сфере финансового посредничества [72] к 2025 г. не менее, чем на 1 562 %, а к 2030 г. – на 3 357 %; связанных с недвижимым имуществом [73] к 2025 г. – на 2 335 %, а к 2030 г. не менее, чем на 5 019 %.

Результаты оценки возможностей Китайской Народной Республики по реализации инвестиционного потенциала импортозамещения всех видов продукции (товаров, работ и услуг) в экономике Российской Федерации в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) и в перспективе до 2030 года представлены на рисунке 16.

Таким образом, анализ возможностей Китайской Народной Республики по инвестированию в экономику Российской Федерации позволяет предположить, что, при сохранении до 2030 г. распределения китайских прямых инвестиций по видам экономической деятельности и тренда их наращивания в экономику Российской Федерации, инвестиционный потенциал импортозамещения Китая в российской экономике может быть реализован в 2025 году на 2,15 % и в 2030 году – на 4,62 %.

Рисунок 16. Реализация Китаем инвестиционного потенциала импортозамещения в экономике Российской Федерации товаров и услуг из недружественных стран в 2021-2030 гг. (оценка и прогноз по умеренному оптимистичному сценарию), %

Источник: рассчитано автором по материалам [3; 12-14; 18].

Результаты оценки возможностей Китайской Народной Республики по реализации общего (торгового и инвестиционного) потенциала импортозамещения всех видов продукции в экономике Российской Федерации в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) и в перспективе до 2030 года позволяют выявить критически важные направления импортозамещения товаров, работ и услуг в экономике Российской Федерации до 2030 года (табл. 3, рис. 17).

Эти направления дают основание предположить, что только политическая воля руководства России и Китая может обеспечить, в частности, полное импортозамещение пищевой продукции, табачных изделий, кожаной продукции, продукции из дерева, целлюлозно-бумажной продукции, печатной продукции, кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов, химической продукции, полимерной продукции, минеральной неметаллической продукции, металлической продукции, машин и оборудования, вычислительной техники, электрических машин, электронной аппаратуры, приборов, автотранспортных средств, транспортного оборудования, услуг водного, воздушного и космического транспорта, услуг почты и электросвязи, финансового посредничества, страхования и пенсионного обеспечения, а также услуг, связанных с недвижимым имуществом.

Таблица 3. Оценка возможностей Китайской Народной Республики по реализации торгового и инвестиционного потенциала импортозамещения продукции в экономике Российской Федерации в 14-й пятилетке (2021 - 2025 гг.) и в перспективе до 2030 года

Наименование продукции
Потенциал импортозамещения товаров, работ и услуг из недружественных стран
Реализация Китаем потенциала импортозамещения в экономике Российской Федерации товаров, работ и услуг, %
оценка
прогноз (умеренный оптимистичный сценарий)
в процентах от импорта продукции данного вида (наименования)
в млн долл. США
2021
2022
2025
2030
1
2
3
4
5
6
7
сельскохозяйственная продукция
16,16
1 401,0
49,61
65,74
114,13
206,72
продукция лесоводства
35,7
15,90
17,30
88,36
301,45
647,92
продукция рыболовства и рыбоводства
18,3
30,96
115,54
150,48
262,59
427,84
продукция угле и торфодобывающих производств
38,2
90,58
6,45
32,9
112,5
241,9
продукция нефте и газодобывающих производств
38,2
770,16
181,0
219,8
336,2
526,0
продукция уран и торий рудодобывающих производств
3,37
0,0004
7 250
36 250
122 500
267 500
продукция металл рудодобывающих производств
3,37
26,44
12,44
63,4
216,4
464,8
продукция горнодобывающих производств
31,2
158,91
31,04
43,02
78,96
1 383
пищевая продукция
36,94
5 281
16,89
17,88
20,86
25,78
табачные изделия
35,2
81,90
17,82
18,97
22,45
28,08
услуги по торговле, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств
2,9
0,6
69,83
356,3
1 215,7
2 613,3

1
2
3
4
5
6
7
услуги по оптовой торговле
12,9
9,03
37,96
193,58
660,58
1 419
услуги по розничной торговле
3,9
0,0029
69 758
355 862
1213448
2608965
услуги сухопутного транспорта
41,91
285
2,79
14,26
48,65
104,56
услуги водного транспорта
46,88
376
0,07
0,36
1,249
2,67
услуги воздушного и космического транспорта
33,57
1 171
0,11
0,55
1,89
4,07
услуги другие транспортные и туристические
10,69
167
2,72
13,87
47,34
101,74
услуги почты и электросвязи
25,41
441
0,53
2,69
9,18
19,72
услуги финансового посредничества
41,3
699,40
1,02
5,18
17,96
38,02
услуги страхования и пенсионного обеспечения
10,3
83,18
1,77
9,02
30,78
66,16
услуги вспомогательные в сфере финансового посредничества
5,7
0,36
89,72
457,0
1 562
3 357
услуги, связанные с недвижимым имуществом
1,3
13,81
134,3
684,0
2 335
5 019
услуги, связанные с научными исследованиями [74]
7,3
9,97
24,11
34,52
38,03
43,89







ИТОГО
43,32
95 313,36
71,19
78,93
89,25
98,85
Источник: рассчитано автором по материалам [3; 5; 12-14; 18; 21; 23; 24].

Рисунок 17. Реализация Китаем инвестиционного потенциала импортозамещения в экономике Российской Федерации товаров и услуг из недружественных стран в 2021 – 2030 гг. (оценка и прогноз по умеренному оптимистичному сценарию), %

Источник: рассчитано автором по материалам [3; 5; 12-14; 18; 21; 23; 24].

Таким образом, анализ возможностей Китайской Народной Республики по реализации торгового и инвестиционного потенциала импортозамещения всех видов продукции в экономике Российской Федерации в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) и в перспективе до 2030 года позволяет предположить, что производство товаров, оказание услуг и выполнение работ, благодаря прямым инвестициям из Китая, в Российской Федерации может увеличиться до 2025 года на 4,252 млрд долл. США, а до 2030 года – на 9,137 млрд долл. США, что, вместе с увеличением объема китайского импорта, обеспечит реализацию потенциала импортозамещения в российской экономике на 89,25 % и 98,85 % соответственно [8].

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, результаты анализа возможностей Китайской Народной Республики по реализации инвестиционного потенциала импортозамещения в экономике Российской Федерации в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) и в перспективе до 2030 года позволяют предположить, что производство товаров, оказание услуг и выполнение работ, благодаря прямым инвестициям из Китая, в Российской Федерации может увеличиться до 2025 года на 4,252 млрд долл. США, а до 2030 года – на 9,137 млрд долл. США.

Во-вторых, результаты оценки возможностей Китайской Народной Республики по реализации общего (торгового и инвестиционного) потенциала импортозамещения всех видов продукции в экономике Российской Федерации в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) и в перспективе до 2030 года позволяют выявить критически важные направления импортозамещения товаров, работ и услуг в экономике Российской Федерации до 2030 года.

Эти направления дают основание предположить, что только политическая воля руководства России и Китая может обеспечить, в частности, полное импортозамещение пищевой продукции, табачных изделий, кожаной продукции, продукции из дерева, целлюлозно-бумажной продукции, печатной продукции, кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов, химической продукции, полимерной продукции, минеральной неметаллической продукции, металлической продукции, машин и оборудования, вычислительной техники, электрических машин, электронной аппаратуры, приборов, автотранспортных средств, транспортного оборудования, услуг водного, воздушного и космического транспорта, услуг почты и электросвязи, финансового посредничества, страхования и пенсионного обеспечения, а также услуг, связанных с недвижимым имуществом.

В-третьих, увеличение объема китайского импорта в Российскую Федерацию до 80,82 млрд долл. США в 2025 г. и до 85,08 млрд долл. США - в 2030 г., а также прямые инвестиции КНР в отечественное национальное хозяйство обеспечат реализацию потенциала импортозамещения в российской экономике на 89,25 % и 98,85 % соответственно.

[1] В настоящее время в открытом доступе имеются данные за 2016 год [18].

[2] ОКПД – общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. С февраля 2014 года в России действует классификатор ОКПД-2, Russian Classification of Product by Economic Activities. Классификатор ОК 034-2014 (КПЕС 2008) с изменением № 67 от 1 июля 2022 г. Тем не менее, в Таблице ресурсов товаров и услуг за 2016 год классификация продукции, услуг и работ произведена в соответствии с ОКПД.

[3] ОКВЭД – общероссийский классификатор видов экономической деятельности в ред. от 03.04.2023. Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД 2 (другое название ОКВЭД-2014 или ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст). Russian Classification of Economic Activities. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД 2 входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации.

[4] Стоимость экономических активов по видам экономической деятельности рассчитывалась в соответствии с рентабельностью активов и суммой прибыли, полученной в 2019 году [14].

[5] В соответствии с ОКВЭД – Раздел А. Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство.

[6] Стоимость активов рассчитана как сумма активов по видам экономической деятельности: 01 Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях, 02 Лесоводство и лесозаготовки, 03 Рыболовство и рыбоводство.

[7] В соответствии с ОКВЭД – Раздел В. Добыча полезных ископаемых.

[8] Стоимость активов рассчитана как сумма активов по видам экономической деятельности: 05 Добыча угля, 06 Добыча сырой нефти и природного газа, 07 Добыча металлических руд, 08 Добыча прочих полезных ископаемых.

[9] В соответствии с ОКВЭД – Раздел С. Обрабатывающие производства.

[10] Стоимость активов рассчитана как сумма активов по видам экономической деятельности: 10 Производство пищевых продуктов, 11 Производство напитков, 12 Производство табачных изделий, 13 Производство текстильных изделий, 14 Производство одежды, 15 Производство кожи и изделий из кожи, 16 Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения, 17 Производство бумаги и бумажных изделий, 18 Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации, 19 Производство кокса и нефтепродуктов, 20 Производство химических веществ и химических продуктов, 21 Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, 22 Производство резиновых и пластмассовых изделий, 23 Производство прочей неметаллической минеральной продукции, 24 Производство металлургическое, 25 Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, 28 Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки, 26 Производство компьютеров, электронных и оптических изделий, 27 Производство электрического оборудования, 29 Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, 30 Производство прочих транспортных средств и оборудования, 31 Производство мебели, 32 Производство прочих готовых изделий.

[11] В соответствии с ОКВЭД – Раздел D. Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха.

[12] Стоимость активов рассчитана как сумма активов по видам экономической деятельности: 35.1 Производство, передача и распределение электроэнергии, 35.2 Производство и распределение газообразного топлива, 35.3 Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха.

[13] В соответствии с ОКВЭД – Раздел Е. Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений.

[14] В соответствии с ОКВЭД – Раздел F. Строительство.

[15] В соответствии с ОКВЭД – Раздел G. Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов.

[16] Стоимость активов рассчитана как сумма активов по видам экономической деятельности: 45 Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт, 46 Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, 47 Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами.

[17] В соответствии с ОКВЭД – Раздел I. Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания.

[18] В соответствии с ОКВЭД – Раздел Н. Транспортировка и хранение.

[19] Стоимость активов рассчитана как сумма активов по видам экономической деятельности: 49 Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта, 50 Деятельность водного транспорта, 51 Деятельность воздушного и космического транспорта, 53 Деятельность почтовой связи и курьерская деятельность.

[20] В соответствии с ОКВЭД – Раздел J. Деятельность в области информации и связи.

[21] В соответствии с ОКВЭД – Раздел К. Деятельность финансовая и страховая.

[22] В соответствии с ОКВЭД – Раздел L. Деятельность по операциям с недвижимым имуществом.

[23] В соответствии с ОКВЭД - Класс 72 Научные исследования и разработки.

[24] В соответствии с ОКВЭД - Раздел О. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение.

[25] В соответствии с ОКВЭД - Раздел Р. Образование.

[26] В соответствии с ОКВЭД - Раздел Q. Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг.

[27] В соответствии с ОКВЭД - Раздел R. Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений.

[28] Стоимость активов рассчитана как сумма активов по видам экономической деятельности: Раздел А. Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, Раздел В. Добыча полезных ископаемых, Раздел С. Обрабатывающие производства, Раздел D. Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, Раздел Е. Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений, Раздел F. Строительство, Раздел G. Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, Раздел I. Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, Раздел Н. Транспортировка и хранение, Раздел J. Деятельность в области информации и связи, Раздел К. Деятельность финансовая и страховая, Раздел L. Деятельность по операциям с недвижимым имуществом, класс 72 Научные исследования и разработки, Раздел О. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение, Раздел Р. Образование, Раздел Q. Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, Раздел R. Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений.

[29] Тем не менее, доля России в объеме экспортируемых китайских ПИИ (без учета инвестиций через офшоры) в настоящее время составляет порядка 0,5 %, Казахстана – 0,2 %, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана – по 0,1 %, остальных стран СНГ – менее 0,1 %. При этом, например, в США Китай экспортирует около 3% своих инвестиций, в Сингапур более 2%, в Австралию свыше 1%. Фактические значения существенно выше, поскольку более 50% китайских инвестиций приходятся на офшорные юрисдикции.

[30] В соответствии с ОКПД 01 Продукция и услуги сельского хозяйства и охоты.

[31] В соответствии с ОКПД 02 Продукция лесоводства, лесозаготовок и связанные с этим услуги.

[32] В соответствии с ОКПД 05 Рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства; услуги, связанные с рыболовством и рыбоводством.

[33] В соответствии с ОКПД 10 Уголь; уголь агломерированный; уголь обогащенный; услуги по добыче угля, обогащению угля, агломерации угля; торф.

[34] В соответствии с ОКПД 11 Нефть и газ природный; услуги, связанные с добычей нефти и газа, кроме геолого-разведочных работ.

[35] В соответствии с ОКПД 12 Руды урановые и ториевые.

[36] В соответствии с ОКПД 13 Руды металлические

[37] В соответствии с ОКПД 14 Продукция горнодобывающих производств.

[38] В соответствии с ОКПД 15 Продукты пищевые и напитки.

[39] В соответствии с ОКПД 16 Изделия табачные.

[40] В соответствии с ОКПД 17 Текстиль.

[41] В соответствии с ОКПД 18 Одежда, меха.

[42] В соответствии с ОКПД 19 Кожа и изделия из кожи.

[43] В соответствии с ОКПД 20 Древесина и изделия из дерева и пробки (кроме мебели), изделия из соломки и материалов для плетения.

[44] В соответствии с ОКПД 21 Целлюлоза, бумага и изделия из бумаги.

[45] В соответствии с ОКПД 22 Продукция печатная и носители информации записанные.

[46] В соответствии с ОКПД 23 Кокс, нефтепродукты и ядерные материалы.

[47] В соответствии с ОКПД 24 Вещества химические, продукты химические и волокна химические.

[48] В соответствии с ОКПД 25 Изделия резиновые и полимерные.

[49] В соответствии с ОКПД 26 Продукты минеральные неметаллические прочие.

[50] В соответствии с ОКПД 27 Металлы.

[51] В соответствии с ОКПД 28 Изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования.

[52] В соответствии с ОКПД 29 Машины и оборудование, не включенные в другие группировки.

[53] В соответствии с ОКПД 30 Оборудование офисное и техника вычислительная.

[54] В соответствии с ОКПД 31 Машины электрические и электрооборудование.

[55] В соответствии с ОКПД 32 Компоненты электронные; аппаратура для радио, телевидения и связи.

[56] В соответствии с ОКПД 33 Изделия медицинские; приборы и инструменты для измерения, контроля, испытаний, навигации, управления; приборы оптические, фото- и кинооборудование; часы.

[57] В соответствии с ОКПД 34 Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы.

[58] В соответствии с ОКПД 35, 39 Средства транспортные прочие и оборудование.

[59] В соответствии с ОКПД 36 Мебель; товары промышленные, не включенные в другие группировки, прочие.

[60] В соответствии с ОКПД 40 Электроэнергия, газ, пар и вода горячая.

[61] В соответствии с ОКПД 45 Работы строительные.

[62] В соответствии с ОКПД 50 Услуги по торговле, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и мотоциклов.

[63] В соответствии с ОКПД 51 Услуги по оптовой торговле, включая торговлю через агентов, кроме услуг по торговле автотранспортными средствами и мотоциклами.

[64] В соответствии с ОКПД 52 + 50.5 Услуги по розничной торговле, кроме услуг по торговле автотранспортными средствами и мотоциклами; услуги по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования; услуги по розничной торговле моторным топливом.

[65] В соответствии с ОКПД 60 Услуги сухопутного транспорта и транспортирования по трубопроводам.

[66] В соответствии с ОКПД 61 Услуги водного транспорта.

[67] В соответствии с ОКПД 62 Услуги воздушного и космического транспорта.

[68] В соответствии с ОКПД 63 Услуги транспортные вспомогательные и дополнительные; услуги туристических агентств.

[69] В соответствии с ОКПД 64 Услуги почты и электросвязи.

[70] В соответствии с ОКПД 65 Услуги по финансовому посредничеству.

[71] В соответствии с ОКПД 66 Услуги по страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению, кроме услуг по обязательному социальному страхованию.

[72] В соответствии с ОКПД 67 Услуги вспомогательные в сфере финансового посредничества.

[73] В соответствии с ОКПД 70 Услуги, связанные с недвижимым имуществом.

[74] В соответствии с ОКПД 73 Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками.


Источники:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 430-р (ред. От 20.10.2022) «Об утверждении перечня государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20220307192842/http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203070001 (дата обращения: 09.04.2023).
2. Башкатова А. Китай инвестировал в страны СНГ в полтора раза больше России. Москва будет председательствовать в Евразийском экономическом союзе без "мифических амбиций". Независимая газета. 17.4.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/economics/2022-12-21/4_8621_china.html (дата обращения: 21.05.2023).
3. Внешняя торговля Российской Федерации услугами. Cbr.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/43428/External_Trade_in_Services_2021.pdf (дата обращения: 21.07.2023).
4. В РАСПП назвали перспективные отрасли для китайских инвестиций в России. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1471244/2023-02-16/v-raspp-nazvali-perspektivnye-otrasli- (дата обращения: 21.07.2023).
5. Гордиенко Д.В. Оценка потенциала импортозамещения в экономике Российской Федерации. Часть 1. Оценка товарного потенциала импортозамещения продукции по видам экономической деятельности // Экономика и управление. – 2022. – № 1. – c. 62 – 79. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2022.01.03.009.
6. Гордиенко Д.В. Торгово-экономическое сотрудничество Китая со странами мира и Россией в 14-й пятилетке (2021 - 2025 гг.) // Проблемы Дальнего Востока. – 2002. – № 4. – c. 56 – 74. – doi: 10.31857/S013128120021449-4.
7. Гордиенко Д.В., Камаев Р.А. Деятельность США, КНР и Российской Федерации в регионах мира: обеспечение безопасности России. / Монография. - М.: Издательство «Научный консультант», 2022. – 288 c.
8. Гордиенко Д.В. Торговый потенциал Китая по импортозамещению продукции в экономике Российской Федерации // Экономическая безопасность. – 2024. – № 2. – c. 473-498. – doi: 10.18334/ecsec.7.2.120629.
9. Городецкий А. Е., Караваева И. В. Экономическая безопасность России: теоретическое обоснование и методы регулирования. / Монография. - М.: Институт экономики РАН, 2023. – 361 c.
10. Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономическая безопасность: технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной России // Экономическая безопасность. – 2023. – № 3. – c. 905-924. – doi: 10.18334/ecsec.6.3.118475.
11. Лещенко Ю.Г., Ермоловская О.Ю., Никулин С.В. Институциональная модель регулирования финансового рынка Китая // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 1. – c. 139-154. – doi: 10.18334/epp.10.1.41535.
12. Маргулис С.Б. Сложный инвестор. Во что вкладывает деньги Китайская Народная Республика в странах бывшего СССР. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sonar2050.org/authors/sergeymargulis/ (дата обращения: 21.05.2023).
13. Рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) за 2021 год. [Электронный ресурс]. URL: https://taxslov.ru/15/n15_25.htm#st4 (дата обращения: 10.04.2022).
14. Россия в цифрах. / Крат. стат. сб. / Росстат. - M., 2020. – 550 c.
15. Россия и Китай утвердили перечень значимых проектов инвестиционного сотрудничества на 107 млрд долларов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/rossiya_i_kitay_utverdili_perechen_znachimyh_proektov (дата обращения: 10.04.2022).
16. Си Цзиньпин. Обновленная модель сотрудничества: сообща проложим Экономический пояс Шелкового пути [习近平:创新合作模式共同建设“丝绸之路经济带”] // 人民日报. 09.07.2013
17. Среда развития, руководящие принципы и основные цели «14-го пятилетнего плана» и долгосрочных целей на 2035 год [“十四五”规划和 2035 远景目标的发展环境、指导方针和主要目标] // 新华. 05.03.2021. [Электронный ресурс]. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2021lh/2021-03/05/c_1127172897.htm (дата обращения: 09.04.2023).
18. Таблица ресурсов товаров и услуг за 2016 год (млн руб.). [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/search?q=%D0%97%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8B+- (дата обращения: 10.04.2022).
19. Цюй Сунн Китайско-российское экономическое и торговое сотрудничество уверенно развивается [曲颂. 中俄经贸合作稳步推进] 人民日报海外版. 2023年03月20日. [Электронный ресурс]. URL: http://paper.people.com.cn/rmrbhwb/html/2023-03/20/content_25971166.htm (дата обращения: 09.04.2023).
20. Global Investment Trends Monitor, No 44. 01/17/2023. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/diaeiainf2023d1_en.pdf (дата обращения: 21.05.2023).
21. Imports and Exports by Country (Region) of Origin/Destination, 12.2022 (in USD). General Administration of Customs of the People's Republic of China. [Электронный ресурс]. URL: http://english.customs.gov.cn/Statics/2d05960c-26ca-453b-b7b6-ce4d7af378b1.html (дата обращения: 12.04.2023).
22. Russia Foreign Direct Investment. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ceicdata.com/en/indicator/russia/foreign-direct-investment (дата обращения: 21.05.2023).
23. What does China export to Russia? The Observatory of Economic Complexity. [Электронный ресурс]. URL: https://oec.world/en/visualize/tree_map/hs96/export/chn/rus/show/2021/ (дата обращения: 21.05.2023).
24. What does Russia import? The Observatory of Economic Complexity. [Электронный ресурс]. URL: https://oec.world/en/visualize/tree_map/hs92/import/rus/all/show/2021/ (дата обращения: 21.05.2023).

Страница обновлена: 19.08.2024 в 15:15:37