Влияние инвестиционного климата на экономическую безопасность государства
Назаров А.И.1
1 Вторая Московская городская коллегия адвокатов, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 10
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 2, Номер 3 (Июль-сентябрь 2019)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42918062
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В работе рассматривается влияние инвестиционного климата на экономическую безопасность государства.
В заключении сделаны следующие выводы:
Российская Федерация имеет сильную и независимую позицию на внешнеполитической арене;
имеет свой взгляд на происходящие в мире события;
развивает свой военно-промышленный комплекс и состояние армии.
Однако, для усиления своих позиций в мировой экономике, обеспечения независимости от внешнего влияния, снижения зависимости от мировых экономических кризисов и целенаправленных действий на дестабилизацию экономики, необходимо развивать национальную экономическую систему, привлекать собственные свободные, средства и способствовать привлечению зарубежного капитала.
Ключевые слова: инвестиционный климат, экономическая безопасность, привлечение инвестиций, рыночные механизмы
Экономика России, в течение последних нескольких лет, находится в достаточно непростой ситуации, которое вызвано сложной политической ситуацией, санкциями в отношении РФ, внутренним российским экономическим кризисом и другими причинами. Привлечение в данных условиях денежных средств в виде инвестиций поспособствует развитию приоритетных направлений в стране, не позволит довести ситуацию до критического состояния в стратегически важных сферах деятельности государства, сбалансирует экономическую ситуацию между регионами. Специфика российской экономики состоит в том, что огромное количество свободного, никак не задействованного в экономическом процессе капитала находится у граждан в виде никак неиспользуемых накоплений. Это свидетельствует о недоверии граждан к существующим в РФ рыночным механизмам извлечения прибыли, отсутствии уверенности в безопасном размещении капитала внутри страны. На данный момент, физические и юридические лица предпочитают вывозить свободный капитал заграницу, чем способствуют экономическому развитию зарубежных стран. Однако, «Центральный Банк РФ достаточно легкомысленно относится к данному факту, заявляя, что отток капитала не свидетельствует о преступных способах его получения и никакого финансового ущерба экономике России не наносит, несмотря на то, что в январе 2019 года, по предварительной оценке, чистый отток капитала из России составил 10,4 млрд долларов США, что практически в полтора раза больше, чем в январе 2018 года» [3, с. 55].Кроме того, «прямые инвестиции в экономику Российской Федерации в третьем квартале 2018 года снизились на 6,4 млрд долларов США, однако, Центральный Банк РФ комментирует, что это не оказало определяющего воздействия на экономику и связано с единичными внутригрупповыми операциями и сделками компаний-инвесторов» [4, с. 200].
«Для того, чтобы привлечь свободный капитал в виде инвестиций, необходимо обеспечить максимально благоприятные условия осуществления инвестиционной деятельности, уменьшить существующие риски, гарантировать безопасность активов инвесторов и так далее» [6, с. 303].
Трофимов М.Н. выделяет два способа защиты инвестиционной деятельности: нормативно-правовой и защита с помощью рыночных механизмов. «Основные нормативно-правовые гарантии: невозможность безвозмездной национализации, невозможность реквизиции. Среди рыночных механизмов особо выделяется страхование» [2, с. 689]. По статистике, «в станах Европы и США страхованием охватываются 90-95 % возможных рисков, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности, в России, в то же время – около 7 % рисков» [1, с. 11].
На этапе создания государством максимально благоприятных, либеральных условиях осуществления инвестиционной деятельности, которые, зачастую, насаждаются зарубежными странами, всегда возникает конфликт, противостояние интересов зарубежных и национальных инвесторов, сохранения самостоятельности и главенствующей роли государства. Данное противостояние вполне естественно, так как при предоставлении зарубежным инвесторам максимально благоприятных условий осуществления инвестиционной деятельности, инвестиции являются мощнейшим механизмом вмешательства в экономический, а затем и в политических суверенитет государства. Особое беспокойство вызывает незащищенность государства в вопросах инвестиционной экспансии транснациональных компаний, занимающихся природными ресурсами.
Экономическая безопасность является одним из важнейших видов обеспечения национальной безопасности. «В соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента от 31 декабря 2015 г. № 683, национальная безопасность определена как – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которые позволяют обеспечить конституционные права и свободы граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства» [7].
В научной литературе «экономическая безопасность определяется как качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать благоприятные условия жизнедеятельности отдельно взятого предприятия, населения, отдельной отрасли экономики, устойчивое обеспечение ресурсами формирования народного хозяйства и последовательную реализацию региональных и государственных интересов» [5, 3648].
При создании благоприятных условий осуществления инвестиционной деятельности, создании благоприятного инвестиционного климата государство идет на определенные «уступки» в пользу интересов потенциальных инвесторов. Эти «уступки» могут заключаться в уменьшении налогового бремени, уменьшении вмешательства государства в те или иные сферы экономической, инвестиционной деятельности, предоставление различных льгот, установлении более облегченных процедур регистрации, ведения отчетности, создании развитой инфраструктуры, с целью сделать регион более привлекательным для инвесторов и так далее. В проведении мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата заинтересованно само государство, так как инвестиции способны короткие сроки определяющим образом повлиять на ту или иную отрасль экономики, в развитии которой, на определенный момент, наиболее заинтересовано государство.
«На практике складывается неминуемый конфликт интересов внутри государства, в котором определяется, чему же отдать предпочтение: мерам, направленным на сохранение суверенитета и максимальной независимости национальных субъектов хозяйственной деятельности от постороннего влияния; или мерам, создающим благоприятный инвестиционный климат, которые позволят привлечь свободный капитал в нужном объеме в нужное время в предприятия, регионы, отрасли экономики, являющиеся наиболее перспективными, для ускорения их развития, или, наоборот, в отстающие в развитии, для улучшения их состояния» [8, с. 3]. Этот конфликт является неизбежным, так как государство, через государственные органы или отдельных лиц пытается осуществлять максимальный контроль за всеми сферами деятельности, в кратчайшие сроки вмешиваться в деятельность того или иного хозяйствующего субъекта «если что-то пошло не по плану», собирать максимально возможные суммы налогов, через фискальные механизмы, сохранять исключительное влияние в стране, не допуская вмешательства зарубежных государств в лице правительств или организаций. Данный конфликт может решить только государство в зависимости от своих конкретных потребностей в конкретный момент времени. Большинство развитых государств «жертвуют» определенными своими интересами в пользу экономического развития и процветания отдельных организаций, регионов, отраслей экономики, а как результат, государства в целом.
Получается, что между инвестиционным климатом и состоянием экономической безопасности страны существует прямая зависимость. Выглядит она так: чем благоприятнее состояние инвестиционного климата, тем хуже ситуация обеспечения экономической безопасности и финансового суверенитета государства в целом; чем хуже состояние инвестиционного климата, тем лучше обстоит дело с обеспечением экономической безопасности и финансового суверенитета. Однако, необходимо понимать, что при определенных условиях и действиях Правительства и других органов государственной власти, и инвестиционный климат, и экономическая безопасность могут одновременно быть как в плачевном, так и в прекрасном состоянии. Данная оговорка применяется как исключение к любому правилу.
Примером исключения из этого «правила» является экономика США. В данном государстве существует мощнейший механизм регулирования в форме неисчерпаемого финансового капитала, а именно – доллар США. Данную особенность США приобрели в результате предусмотрительности лиц, которые изначально выстраивали экономику США, разграничившие полномочия между органами так, чтобы всегда сосредотачивать максимальный контроль над ситуацией и, тем не менее, привлекать денежные средства со всего мира.
Российская Федерация имеет сильную и независимую позицию на внешнеполитической арене, имеет свой взгляд на происходящие в мире события, развивает свой военно-промышленный комплекс и состояние армии. Однако, для усиления своих позиций в мировой экономике, обеспечения независимости от внешнего влияния, снижения зависимости от мировых экономических кризисов и целенаправленных действий на дестабилизацию экономики, необходимо развивать национальную экономическую систему, привлекать собственные свободные, никак не задействованные в экономике денежные средства и способствовать привлечению зарубежного капитала. Более того, необходимо создать свой механизм постоянного контроля и реагирования на складывающейся ситуации по вопросу обеспечения экономической безопасности. Придание мега-регулятору ЦБ РФ неоднозначного статуса, по опыту создания ФРС в США не принесло и не может принести такой результат, какой был в США, так как российский рубль не имеет такой популярности и востребованности по всему миру, как доллар США. Тем не менее, данный способ не может являться единственным решением проблемы одновременного обеспечения благоприятного инвестиционного климата и собственного суверенитета.
Данные факты еще раз подтверждают позицию о необходимости реформирования и изменения инвестиционной сферы РФ, причем подход к данным изменениям должен быть не только максимально широким, но и фундаментальным.
Источники:
2. Гельвановский М.И., Лев М.Ю., Колпакова И.А., Биляк С.А. Использование ценового механизма в системе мер по нейтрализации угроз экономической безопасности России. В сборнике: Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития Материалы Четвертого Международного форума. 2015. С. 689.
3. Караваева И.В., Коломиец А.Г., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Финансовые риски социально-экономической безопасности, формируемые системой государственного управления в современной России ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. № 2. С. 55.
4. Караваева И.В., Лев М.Ю. Развитие стратегии экономической безопасности (итоги проведения ежегодной международной научно-практической конференции Сенчаговские чтения). Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 4. С. 200.
5. Лещенко Ю.Г. Economic sovereignty in the 21-st century: the issue of Russias foreign economic security in the conditions of membership in international financial and economic organizations. Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 12. С. 3648.
6. Лещенко Ю.Г. Инновационный вектор в системе экономической безопасности России. Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9. № 2. С. 303.
7. Стратегия национальной безопасности РФ, утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года, № 683.
8. Трофимов М.Н. Инвестиции и механизм их воздействия на экономическую безопасность. 2013. С. 3.
Страница обновлена: 29.10.2024 в 14:47:21