Формирование благоприятного инвестиционного климата для инновационной деятельности в реальном секторе экономики
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (49), Январь 2011
Цитировать:
Ермошина Т.В. Формирование благоприятного инвестиционного климата для инновационной деятельности в реальном секторе экономики // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 1. – С. 23-29.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15578226
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Распространение кризисных явлений в российской экономике продолжается. Одним из важнейших факторов стало сокращение инвестиционной активности как внутренних инвесторов, так и зарубежных. Необходимость формирования благоприятного инвестиционного климата для инновационной деятельности реального сектора экономики является приоритетным направлением при реализации процессов модернизации.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционный климат, налоговая политика, модернизация экономики, регион, макроуровень, процесс
Негативное влияние финансового кризиса на динамику инвестиций в реальный сектор экономики очевидно. В 2009 году произошло резкое снижение прямых инвестиций в экономику страны примерно на 55%. Это означает, что обостряется конкуренция между российскими регионами за привлечение капитала. Куда будут вкладываться эти деньги, в какие производства, зависит от заинтересованности инвестора. И здесь очень важен благоприятный инвестиционный климат на микроуровне, который базируется на материальных и нематериальных факторах.
Материальные факторы
1. Географическое положение региона и доступность сырья и рынка сбыта, что является важным для любого инвестора: прежде чем определить регион для вложения капитала, он изучает именно этот фактор.
2. Транспортная доступность – наличие в регионе качественного дорожного полотна, железнодорожного сообщения, авиасообщения.
3. Планирование совершенствования инфраструктуры региона.
4. Наличие подготовительных объектов для инвестиций или земель соответствующего назначения – земли, обеспеченные энерго- и водоснабжением.
5. Наличие квалифицированных трудовых ресурсов: прежде чем вкладывать средства, инвестор должен знать, есть ли квалифицированные трудовые ресурсы.
6. Стабильное региональное законодательство, то есть отсутствие противоречий с федеральным законодательством.
7. Наличие преференций: региональные налоговые льготы, государственные гарантии, возможность аренды муниципальных объектов.
Нематериальные факторы
1. Деловая репутация региона: наличие уже реализованных инвестиционных проектов.
2. Прозрачность региональной политики по привлечению инвестиций: позиционирование региона на международном и российском рынках.
3. Наличие доступной информационной поддержки, то есть определенных ресурсов, направленных на поддержку информационной стороны.
4. Индивидуальный подход к потенциальным инвесторам: доступность органов власти для диалога с бизнес-ассоциациями.
5. Взаимоотношения между региональными органами власти и федеральными: позитивные отношения между «центром» и регионом.
6. Региональная стратегия развития территории: детальные адресные инвестиционные программы.
Налоги для развития
На современном этапе развития Российской Федерации необходимы решения концептуальных задач по обеспечению благоприятного инвестиционного климата для инновационной деятельности в реальном секторе экономики. Требуется поддержание стабильности и на макроуровне, что возможно с помощью реализации мер по ряду приоритетных направлений, одно из которых состоит в усилении влияния налоговой политики на устойчивое экономическое развитие страны.
Реализация такого направления должна осуществляться путем совершенствования налоговой политики как одного из факторов, обеспечивающих дополнительные стимулы для создания новых наукоемких производств, проведения научно-исследовательских работ, обновления основных фондов предприятий и др.
На наш взгляд, налоговую политику стоит рассматривать как совокупность мер, призванных способствовать устойчивому экономическому развитию производства и росту благосостояния страны.
Известно, что в налоговой политике государства реализуются две функции налога – это фискальная и распределительная. Действие этих функций, выражается в уровне налогового бремени, и механизме налоговых льгот, специальных налоговых режимах, призванных активизировать инвестиционную и инновационную активность хозяйствующих субъектов в различных отраслях экономики.
Современная отечественная налоговая система сложилась в результате реформирования налогов и сборов методом проб и ошибок и введения в действие Налогового кодекса РФ. В течение последнего десятилетия было обеспечено заметное снижение налогового бремени на субъекты экономической деятельности, особенно в части промышленных производств и предпринимательства, что способствовало увеличению доли в структуре ВВП.
Полученная налоговая экономия может рассматриваться, как дополнительный источник экономического роста и стимулирование совокупного спроса. В условиях снижения налогового бремени большое значение приобретает регулирующая функция налога, можно определить приоритеты в структуре налогообложения, выбрать элементы налога, которые необходимо обновить, а также стимулировать инвестиционную активность и снизить теневые доходы.
Реализация курса на модернизацию экономики требует совершенствования действующей налоговой системы в направлении создания адекватного налогового поля, призванного способствовать инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, опираясь при этом на инновационный потенциал и привлечение иностранных инвестиций.
Сложившийся механизм регулирования инвестиционной и инновационной деятельности не обеспечивает должного воздействия на процессы в рассматриваемой сфере. Необходимы качественные изменения в системе налогообложения, направленные на активизацию инвестиционной деятельности в инновационных процессах.
Одним из вариантов на пути стимулирования инвестиций в основной капитал может стать освобождение от налога на имущество организаций, инвестирующих в инновации. Реализация такого варианта будет способствовать повышению эффективности капитальных вложений и сокращению срока их окупаемости. Возмещение в консолидированный бюджет может быть за счет передачи ставки налога на прибыль организаций из федерального бюджета в пользу регионального.
Такая возможность может реализоваться за счет повышения налоговой ставки налога на прибыль (Мнение редакции. Фактически автор предлагает уловку, в результате которой налоговая нагрузка на бизнес не уменьшится, а значительно увеличится: налог на имущество уплачивается по ставке, не превышающей 2,2% от стоимости имущества (ст. 380 НК РФ), причем эта сумма уплачивается по итогам года ежеквартальными авансовыми платежами (ст. 379 НК РФ), позволяющими разбить ее на 4 части (+ многочисленные льготы). А налог на прибыль уплачивается ежеквартально или ежемесячно и рассчитывается исходя из полученной прибыли по ставке 20%. В этих условиях увеличение налоговой ставки по налогу на прибыль даже на 2–3% повлечет для бизнеса такие затраты, которые не перекроют налоговую экономию, возникшую при освобождении от налога на имущество).
Конечно, в современных экономических условиях увеличения налогового бремени на бизнес было бы целесообразно отодвинуть, предусмотрев при этом соответствующую компенсацию (полную или частичную). Налоговый механизм стимулирования инвестиционной активности бизнеса должен быть направлен на качественные изменения в структуре российской экономики, опережающее развитие обрабатывающих производств, придание экономике инновационного характера.
Налоговое стимулирование
Целенаправленным может стать законодательное решение по снижению ставки налога на добавленную стоимость, для операций по ввозу технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России (по перечню, утверждаемому правительством) (От редакции. Ввоз такого оборудования на территорию России освобожден от уплаты НДС с 1 января 2009 г. (п. 7 ст. 150 НК РФ).
К вышеизложенному можно добавить меры налогового стимулирования:
• перенос ряда основных средств в амортизационные группы с меньшим сроком полезного использования (в целях стимулирования обновления машин и оборудования на производстве);
• переход к нелинейному методу начисления амортизации по группе объектов основных средств в целях их ускоренного списания (От редакции. Такие изменения уже произведены с 1 января 2010 г.);
• быстрое стимулирование внутреннего спроса, сохраняя при этом стратегические рамки, способствующие стабильности в бюджетно-налоговой сфере (От редакции. Автор не поясняет какими способами этого можно достичь?);
• финансовая помощь банковской системе, как приоритетное направление кредитной политики финансового сектора экономики (От редакции. Такая помощь уже была оказана правительством. Однако, к сожалению, деньги, полученные банками, не дошли до реального сектора экономики.);
• увеличение стандартного налогового вычета «на себя» (в части налога на доходы с физических лиц) до величины минимального размера оплаты труда, устанавливаемого на федеральном уровне, за счет чего может увеличиться внутренний потребительский спрос.
Решения в указанных направлениях означают, что налоговая политика нацелена на решение двух основных задач – модернизацию экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.
Вся система налоговых мер должна ориентировать бизнес на усиление инвестиционной активности и технологическое развитие производства на базе инноваций. При этом важно, не упуская из виду и решение задачи наполнения казны доходами, учитывать, во-первых, определяющее значение в них налоговых источников и, во-вторых, то, что в кризисный период происходит снижение уровня доходов бюджетной системы.
Вывод
Таким образом, формирование благоприятного инвестиционного климата для инновационной деятельности в реальном секторе экономики зависит от взаимодействия федеральных и региональных органов власти.
Источники:
2. Дадашев А.З. Совершенствование налоговой политики при переходе к инновационному типу экономического развития // Финансы. – 2009. – №6.
3. Иванов А. Инвестиционный климат: Чем руководствуется инвестор? // Бюджет. – 2009. – №9.
4. Налоговая система и налогообложение в России: Учебное пособие / М.А. Петров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 10:34:29