Перспективы малого бизнеса в цифровой экономике

Новосельцева Г.Б.1, Рассказова Н.В.1
1 Пензенский государственный университет, Россия, Пенза

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 1 (Январь-Март 2020)

Цитировать:
Новосельцева Г.Б., Рассказова Н.В. Перспективы малого бизнеса в цифровой экономике // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 1. – С. 521-532. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100580.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42676121
Цитирований: 45 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Трансформация социально-экономической системы под влиянием внедрения ИКТ в различные сферы деятельности приводит к формированию и развитию цифровой экономики. В этих условиях происходит усложнение форм организации хозяйственной деятельности, появляются новые перспективы для развития хозяйственных субъектов. Авторами статьи отмечается, что цифровые технологии, их использование и производство являются источниками развития современного малого бизнеса. Это открывает новые возможности для его функционирования и позволяет повысить конкурентоспособность в изменяющихся экономических условиях

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые технологии, цифровизация, малый бизнес

JEL-классификация: O31, O32, O33, M21, L26



Введение

Революционные сдвиги, произошедшие в таких сферах, как информационные технологии, робототехника, микроэлектроника, телекоммуникации, породили относительно новое и важное явление ‒ цифровую экономику (digital economy). Общепринятое понимание цифровой экономики связано с анализом хозяйственной деятельности, основанной на цифровых технологиях, в которой ключевым фактором производства являются массивы данных в цифровом (электронном) виде.

Несмотря на то, что цифровая экономика представляется достаточно новым явлением, в научной среде существуют научные работы, рассматривающие сущностные характеристики [16] (Strømmen-Bakhtiar, 2019), ее основные компоненты [12] (Mutula, 2010). Наиболее изученными являются проблемы использования цифровых технологий в коммерции [15, 10] (Scheepers& Kerr, 2018; Granata, MorettaTartaglione, & Tsiakis, 2019) и финансовой сфере [14] (Rafay, 2019).

Основой формирования цифровой экономики является процесс цифровизации (digitization, digitalization) экономики и общества, подразумевающий массовое внедрение и усвоение цифровых технологий, что приводит к социально-экономической трансформации общества. Процесс цифровизации постепенно охватывает различные сферы хозяйственной деятельности и вовлекает в данный процесс значительное количество субъектов, включая малый бизнес.

1. Внедрение цифровых технологий в мировой экономике

Процесс цифровизации как основа перехода к цифровой экономике обусловлен требованиями объективной реальности и опирается, прежде всего, на использование цифровых технологий в деятельности ее субъектов. Цифровые технологии приводят к изменению форм организации экономической деятельности, усложняют сущность явлений, модифицируя их.

В последнее время цифровая экономика относится к приоритетной сфере в различных странах, о чем свидетельствует наличие государственных программ и стратегий, направленных на развитие и стимулирование цифровых технологий. Только в странах Европейкого союза (ЕС), согласно данным Еврокомиссии, в 2017 г. насчитывалось более 30 национальных и региональных программ по цифровизации экономики (on digitising industry). В России также принята и реализуется национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», предполагающая цифровизацию российской экономики по различным направлениям [4].

Лидирующие позиции по показателям развития цифровых технологий, основываясь на Индексе цифровой эволюции (DEI), занимают Норвегия, Швеция, Швейцария, Дания, Финляндия, Сингапур, Южная Корея, Великобритания, Гонконг и Соединенные Штаты [9]. По данным Европейской комиссии ЕС, осуществляющей расчет Индекса цифровой экономики и общества (DESI), в 2018 г. лидерами цифровизации экономики стали Финляндия, Швеция, Нидерланды и Дания [17]. Однако следует отметить, что положение стран-лидеров может измениться. Только открытость инновациям, создание институциональных условий для их активного внедрения позволят создать потенциал для дальнейшего экономического развития. Так, эксперты выделяют ряд стран, в том числе Китай, Россию, Индию и др., которые в настоящее время находятся на более низком уровне развития цифровых технологий, но демонстрируют готовность к росту, привлекательны для инвесторов и могут вытеснить страны с замедляющейся динамикой (страны Западной Европы, Южная Корея и др.) [9].

В докладе, опубликованном UNCTAD (Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию), отмечается, что ведущая роль в развитии цифровой экономики принадлежит США и Китаю, на которые приходится 75 % всех патентов, связанных с технологиями блокчейн, 50 % мировых расходов на «Интернет вещей», более 75 % мирового рынка открытых технологий облачных вычислений. Кроме того, на долю этих стран приходится 90 % рыночной капитализации 70 крупнейших цифровых платформ мира. При этом на долю Европы приходится 4 %, а Африки и Латинской Америки в совокупности – всего 1 % [3].

Ввиду использования различных подходов к измерению цифровой экономики, ее объемы варьируются от 4,5 до 15, 5 % мирового ВВП [3]. По оценке экспертов, в ближайшее время следует ожидать роста темпов экономики за счет цифровизации. Так, к 2025 году в Китае до 22 % увеличение ВВП может произойти за счет интернет-технологий, в США ожидаемый прирост стоимости, создаваемый цифровыми технологиями, может составить 1,6–2,2 трлн долл. США, а в России – прирост объемов ВВП на 4,1–8,9 трлн руб., что составит от 19 % до 34 % общего ожидаемого роста ВВП [5].

В настоящее время выделяют более десятка базовых технологий цифровой трансформации экономики, включая искусственный интеллект, сквозные технологии, роботизацию, «Интернет вещей», технологии блокчейн и др. Именно развитие данных технологий позволит в дальнейшем странам сохранять конкурентоспособность экономики.

2. Цифровые технологии и малый бизнес

Цифровизация охватила все субъекты бизнеса. Скорость адаптации к цифровой трансформации бизнеса можно оценить, анализируя Индекс цифровизации бизнеса, который рассчитывается на основе следующих показателей: уровень использования широкополосного интернета, облачных сервисов, RFID-технологий, ERP-систем и включенность в электронную торговлю. В 2018 лидирующие позиции занимали Финляндия со значением Индекса на уровне 50 пунктов, Бельгия (49), Япония (48), Нидерланды (48), Дания (47). Для России данный показатель составил 31 пункт [7]. Это означает, что российский бизнес только начинает включаться в цифровую экономику и не использует всех возможностей, которые можно получить, используя цифровые технологии.

Внедрение и развитие цифровых технологий приводит к трансформации рынков, что, безусловно, требует от предпринимателей переосмысления своих бизнес-моделей и определения новых перспектив развития бизнеса. Теоретический анализ цифровизации экономики позволяет выделить следующие аспекты данной проблемы: 1) поиск новых возможностей для более эффективного взаимодействия уже функционирующих предприятий с клиентами, партнерами, поставщиками и другими заинтересованными субъектами на основе использования цифровых технологий; 2) определение новых сфер деятельности субъектов бизнеса. Решение данных вопросов актуально для малого бизнеса, поскольку, являясь важным элементом в структуре любой экономики, выполняет важные социально-экономические функции [6] (Rasskazova, 2009).

Традиционно занимая ведущие позиции в сфере услуг, малый бизнес служит площадкой для внедрения инноваций в различных сферах деятельности. Поэтому использование цифровых технологий, мобильного интернета может явиться источником современного развития малого бизнеса. Так, согласно статистическим данным, в 2017 г. 96 % всех предприятий в ЕС, имеющих доступ к интернету, использовали фиксированную широкополосную связь. Все более распространенными становятся мобильные широкополосные соединения: в 2017 г. этот тип доступа использовали 70 % малых предприятий [8]. В России в 2018 году 90 % всех предприятий имели доступ к интернету, а 86 % использовали широкополосный доступ к интернету [7].

Вовлечение малого бизнеса в цифровую экономику возможно следующими способами (рис. 1):

· цифровизация малого бизнеса на основе использования информационных и коммуникационных технологий, что приводит к формированию новых бизнес-моделей;

· производство субъектами малого бизнеса цифровых технологий;

· в результате разработки и реализации государственных программ по цифровизации малого бизнеса.

Рисунок 1. Процесс вовлечения малого бизнеса в цифровую экономику

Источник: составлено авторами.

Первоначально внедрение цифровых технологий было приоритетом крупных и средних предприятий, поскольку требовало значительных инвестиций. Однако в настоящее время можно наблюдать внедрение современных информационных и коммуникационных технологий субъектами малого бизнеса, что обеспечивает рост эффективности, открывает доступ на новые рынки, позволяет реализовать в полной мере инновационный потенциал. В своей деятельности субъекты малого бизнеса используют различные цифровые технологии, которые позволяют снизить издержки ведения бизнеса: финансовые инструменты онлайн-платежей; инструменты таргетированной рекламы в социальных сетях, бухгалтерские программы, CRM-системы и др.

К наиболее распространенным инструментам использования цифровых технологий малыми предприятиями относят:

customer relationship management (СRM) – системы для управления отношениями с клиентами;

enterprise resource planning (ERP) – управление ресурсами предприятия (понятие ресурсов включает: материалы, оборудование, трудовые ресурсы и др.). ERP-системы обеспечивают контроль, управляемость и прозрачность финансовых, кадровых и товарно-материальных потоков в компании;

‒ сервис облачных вычислений – используется для проведения сложных расчетов, обмена информацией, хранения данных, получения доступа к возможностям искусственного интеллекта и др. Облачные решения обеспечивают межфункциональную прозрачность и согласованность данных, ускоряют процесс обновления информационных платформ с минимальными затратами или бесплатно, снижают эксплуатационные расходы и гарантируют безопасность важных данных клиента и внутренних данных.

Согласно данным Евросоюза (рис. 2), наиболее активно используют в своей деятельности CRM-системы субъекты малого бизнеса промышленно развитых стран Северной Европы: Германия – 43,35 %, Голландия – 43,09 %, Бельгия – 39,76 %. Использование технологий ERP субъектами малого бизнеса в разных странах отличается: в странах с развитой промышленной кооперацией такие системы активно внедряются (например, Бельгия – 48,78 %, Испания – 41,76 %, Литва – 41,3 %). а в странах, ориентированных преимущественно на финансовые рынки и сервис (например, Великобритания – 14,5 %) или имеющих незначительный объем инновационных производств, доля ERP в малом бизнесе невелика (например, Турция – 10,02 %). Относящиеся к цифровым технологиям облачные вычисления наибольшее развитие получили на малых предприятиях скандинавских стран: Финляндия – 62,3 %, Швеция – 54,1 %, Дания – 53,74 %, Норвегия – 47,8 %. В этих странах производится значительный объем программного обеспечения и активно развиваются экосистемы стартапов [13].

Рисунок 2. Доля субъектов малого бизнеса, использующих цифровые технологии в Европе, %, 2017

Источник: составлено авторами по данным [13].

Следует отметить, что современное развитие цифровых технологий сложно и находит свое выражение в новых синергитеческих формах, например, локальная ERP-система заменяется новой облачной системой, что позволяет сотрудникам и руководству получать в реальном времени информацию, необходимую для ведения бизнеса, наиболее эффективного и действенного обслуживания клиентов. Использование различных цифровых технологий в целом повышает эффективность деятельности, а следовательно, и конкурентоспособность предприятий. Например, такие успешные стартапы, как AirB&B, Uber, являющиеся рекламными платформами, дают возможность малому бизнесу донести информацию о своих услугах до самого широкого круга клиентов.

Безусловно, единых алгоритмов использования малыми предприятиями цифровых технологий, приводящих к повышению эффективности и снижению издержек, не существует. Не имея значительных средств, цифровая трансформация субъектов малого бизнеса может начинаться с модернизации ИТ-инфраструктуры, повышения информационной мобильности, использования технологий для аналитики в реальном времени и работы с большими данными.

Другим способом цифровизации малого бизнеса и вовлечения его в цифровую экономику является производство цифровых продуктов и их реализация на рынке. Малый бизнес, инновационный по своей сути, может активно участвовать в производстве следующих инновационно-цифровых технологий:

‒ технологии беспроводной связи: разработка устройств и приложений «Интернета вещей», разработка различных приложений для смартфонов и других устройств;

‒ технологии виртуальной и дополненной реальности: разработка программного обеспечения для виртуальной и дополненной реальности, разработка и производство устройств для взаимодействия с виртуальной и дополненной реальностью (очки, шлемы и др.);

‒ разработка и производство чипов, датчиков, процессоров, необходимых для развития цифровых технологий;

‒ разработка новых робототехнических и сенсорных систем для промышленного применения;

‒ дизайн и проектирование изделий для цифрового пространства;

‒ разработка новых направлений для применения искусственного интеллекта;

‒ разработка программного обеспечения для квантовых систем;

‒ цифровой дизайн и конструирование и др.

Одним из вариантов развития малого бизнеса в сфере выпуска цифровых технологий являются так называемые производственные лаборатории (Fab Lab), которые первоначально функционировали при образовательных учреждениях, обслуживая студенческие проекты. В настоящее время производственные лаборатории вышли за пределы университетов и достаточно эффективно развиваются в Германии, Франции, США. Оборудование цифровых производственных лабораторий преимущественно состоит из фрезерного станка для раскроя листового материала и различных 3D-принтеров, использующих в качестве сырья пластик или металл. Результатом производственного процесса такой лаборатории является создание чертежа будущего изделия в виде стандартного файла. Стандартизация проектов обеспечивает совместимость и возможность широкого распространения даже за пределы страны, а использование современного оборудования позволяет повысить точность и качество готовых изделий.

Появление и распространение цифровых производственных лабораторий способствует развитию новой сферы деятельности малого бизнеса – торговле цифровыми моделями вещей, пригодными для воспроизведения на типовом наборе цифровых станков. Каждая цифровая производственная лаборатория создает вокруг себя дополнительные возможности для развития малого бизнеса в области дизайна и конструирования, а рынок цифровых моделей носит транснациональный характер, что обеспечивает большую емкость и возможности для развития.

Важность цифровой трансформации малого бизнеса отмечена правительствами различных стран, что подтверждается разработкой и реализацией государственных программ, направленных на внедрение информационных и коммуникационных технологий. Примером программы поддержки цифровизации малого бизнеса в ЕС является «Горизонт 2020». Бюджет этой программы на период 2014–2020 гг. составляет 80 миллиардов евро [11]. Инструментарий поддержки малого бизнеса в рамках «Горизонт 2020» включает:

‒ Программу постоянно действующей консультационной и организационной поддержки;

‒ Программу финансирования (доступ предоставляется на основании конкурсного отбора).

В рамках данной программы поддержка предоставляется субъектам малого бизнеса, реализующим проекты с высоким риском и потенциалом развития, направленные на развитие новых рынков и использование передовых инновационных разработок. Основой реализации данной программы стало сотрудничество участников Евросоюза с другими странами: США, России, Китая, Индии, ЮАР и др. Программа охватила практически все области научных исследований и технологического развития, в нее вовлечены университеты, исследовательские лаборатории, отдельные исследователи, частные предприятия, промышленность.

Процесс активного вовлечения малого бизнеса в цифровую экономику возможен на основе участия в пилотных проектах, которые направлены на выявление эффективных подходов к внедрению цифровых технологий в различных отраслях и позволяют получать оперативную информацию как от компаний, так и от клиентов. Положительный опыт такой практики уже известен. Так, 170 испанских компаний малого и среднего бизнеса участвовали в реализации проекта в автомобильной отрасли, в ходе которого, была выстроена коммуникационная платформа на основе включения малых предприятий в цепочку поставок автопроизводителей; субъекты малого бизнеса, работающие на рынке автозапчастей, были обеспечены авторизованными поставками крупных производителей. К наиболее значимым результатам реализации проекта можно отнести: ускорение бизнес-процессов, исключение ручного ввода данных, повышение качества обслуживания клиентов за счет большей скорости и точности обработки заказов, снижение расходов на коммуникацию [2] (Gnezdova, 2018).

Использование практики пилотных проектов, реализуемых в рамках государственных целевых программ поддержки цифрового развития малого бизнеса, может стать одним из эффективных инструментов роста для российской экономики.

Внедрение цифровых технологий субъектами малого бизнеса – процесс сложный и неоднозначный. Оценить масштабы данного явления в России попытался Банк «Открытие» совместно с Mail.ru Group, Московской школой управления «Сколково» и Российской ассоциацией электронных коммуникаций, рассчитав Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса, который в сентябре 2019 года составил 45 пунктов из 100 возможных, причем для ИП – 42 пункта, для юридических лиц – 49 пунктов [1]. Это свидетельствует о том, что цифровая трансформация в недостаточной степени охватила малый бизнес. Препятствиями на пути цифровизации выступают ограниченность денежных средств, недостаточная осведомленность предпринимателей о преимуществах внедрения цифровых технологий и возможностях усовершенствования рабочих процессов путем цифровизации компании, отсутствие компетенций для осуществления цифровой трансформации своего бизнеса.

Заключение

Цифровизация экономики открывает перед малым бизнесом новые возможности и перспективы. Использование цифровых технологий позволяет субъектам малого бизнеса снизить издержки, повысить эффективность и конкурентоспособность предприятия, осуществлять выпуск новых видов продуктов, занимая определенные ниши на рынке цифровых товаров и услуг. Наряду с возникающими перспективами появляются и новые проблемы, связанные не только с поиском инвестиций, но и формированием новых компетенций субъектов малого бизнеса, позволяющих успешно ориентироваться в условиях цифровой трансформации. Кроме того, использование цифровых технологий приводит к усилению конкуренции не только со стороны отечественных, но и зарубежных участников рынка.


Источники:

1. Банк «Открытие» представил Индекс цифровизации малого и среднего бизнес, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.open.ru/about/press/44776 (дата обращения 15.12.2019)
2. Гнездова Ю. В. Мировые тенденции развития цифровых технологий // Экономический журнал. – 2018. – №2. – С. 95-102.
3. Доклад о цифровой экономике, 2019. Создание стоимости и получение выгод для развивающихся стран – Женева, ООН, 2019. [Электронный ресурс]. – URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_overview_ru.pdf (дата обращения 10.12.2019)
4. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена 04.06.2019 г, протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам №7. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения 05.01.2020)
5. Отчет Digital McKinsey «Цифровая Россия: новая реальность», 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (дата обращения 18.12.2019)
6. Рассказова Н. В. Экономические интересы малого предпринимательства и проблема устойчивого развития социально-экономической системы // Журнал экономической теории. ‒ 2009. ‒ №3. ‒ С. 226-230.
7. Цифровая экономика: 2020 : краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 112 с.
8. Digital economy and society in the EU ‒ A browse through our online world in figures ‒ 2018 edition. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-digital-publications/-/KS-04-18-130 (дата обращения 01.11.2019)
9. Digital Planet 2017: How Competitiveness and Trust in Digital Economies Vary Across the World. [Электронный ресурс]. URL: https://sites.tufts.edu/digitalplanet/research/executive-summary/ (дата обращения 01.12.2019)
10. Granata, G. Predicting Trends and Building Strategies for Consumer Engagement in Retail Environments / G. Granata, , A. Moretta Tartaglione, T. Tsiakis. ‒ Hershey, PA: IGI Global. 2019. ‒ pp. 1-413. doi:10.4018/978-1-5225-7856-7
11. Horizon-2020. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/what-horizon-2020 (дата обращения 11.01.2020)
12. Mutula S. М. Digital Economies: SMEs and E-Readiness. ‒ Hershey, PA: IGI Global, 2010. ‒ p. 29-38. doi:10.4018/978-1-60566-420-0.ch003
13. OECD.stat. ICT Access and Usage by Businesses. [Электронный ресурс]. URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx?QueryId=73172 (дата обращения 12.01.2020)
14. Rafay, A. FinTech as a Disruptive Technology for Financial Institutions ‒ Hershey, PA: IGIGlobal. 2019. ‒ 302 р. doi:10.4018/978-1-5225-7805-5
15. Scheepers, M. D., & Kerr, D. V. Managerial Orientations and Digital Commerce Adoption in SMEs. // I. Management Association Digital Multimedia: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications. ‒ Hershey, PA: IGI Global, 2018. ‒ pp. 519-536. doi:10.4018/978-1-5225-3822-6.ch026
16. Strømmen-Bakhtiar, A. Digital Economy, Business Models, and Cloud Computing // N. Rao (Ed.), Global Virtual Enterprises in Cloud Computing Environments. ‒ Hershey, PA: IGI Global, 2019. ‒ pp. 19-44 doi:10.4018/978-1-5225-3182-1.ch002
17. The Digital Economy and Society Index (DESI), 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/desi (дата обращения 02.12.2019)

Страница обновлена: 30.01.2024 в 17:44:10