Риск-Fintech как скрытая угроза экономической безопасности национальной банковской системы
Лещенко Ю.Г.1, Медведева Е.А.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 14
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 1, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2018)
Цитировать:
Лещенко Ю.Г., Медведева Е.А. Риск-Fintech как скрытая угроза экономической безопасности национальной банковской системы // Экономическая безопасность. – 2018. – Том 1. – № 4. – С. 323-336. – doi: 10.18334/ecsec.1.4.100550.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42691382
Цитирований: 14 по состоянию на 07.08.2023
Аннотация:
В работе представлен обзор ландшафта FinTech и современное состояние банковской отрасли. Рассматриваются проблемы и последствия деятельности FinTech для классических банков в аспекте экономической безопасности. Учитывая значительный промежуток времени, необходимый для корректировки стандартов, практики и, в частности, регламентации надзора, предложен перспективный подход и оценка действий, которые следует предпринять для смягчения рисков в банковской системе. В заключении содержатся рекомендации для надзорных органов с точки зрения нормативной базы.
Ключевые слова: FinTech, экономическая безопасность, национальная банковская система, угрозы, технологический риск
«Банковское дело аккумулирует тысячелетний опыт работы кредитных учреждений, раскрывает то, что на протяжении длительного периода формировалось как обязательные принципы организации банковского хозяйства» [4, с. 12]. Банковское дело также считается и бизнесом по обработке соответствующей информации, и финансовые институты всегда были в авангарде принятия новых технологий (интернет-банкинг, программное обеспечение, «FinTech»).
Использование более быстрых и более дешевых технологий в настоящее время привело к появлению технологических рисков в секторе финансовых технологий. Технологический риск связан с особенностями применяемых финансовыми институтами технологий и выражается в несовершенстве технологий, ускоряющих износ технических средств и не дающих банку никаких конкурентных преимуществ; устаревании технологий; потере технологического преимущества в результате деятельности конкурентов; несовместимости технологии, либо ее неприменимости при изменении масштаба деятельности банка.
В августе 2017 г. Базельский комитет опубликовал консультативный документ «Последствия развития FinTech для классических банков» [1]. В данном документе рассматриваются ключевые риски и возможности для банков и финтех-компаний в сложившейся ситуации. Эксперты Базельского комитета определяют FinTech как «порожденные технологиями финансовые инновации, которые могут привести к созданию (изменению) новых бизнес-моделей, приложений, процессов или продуктов, которые впоследствии скажутся на финансовых рынках, институтах или производстве финансовых услуг» [9]. Хотя для рассмотрения изменений FinTech не требуется никакого определения, необходимо выявить конкретные продукты и услуги, чтобы установить определенный подход к возможному регулированию.
В таблицах 1 и 2 представлены сектора продуктов и услуг, а также службы поддержки рынка, которые отражают технологии, поддерживающие эти инновационные продукты и услуги.
Таблица 1.
Сектора инновационных продуктов и услуг
Сектора
инновационных
продуктов и услуг |
Продукты и услуги
|
Кредитные
и депозитные услуги, привлечение капитала
|
Краудфáндинг
Кредитные рынки Мобильные банки Кредитные рейтенги |
Платежи,
клиринговые и
расчетные услуги |
Розничная
торговля:
Мобильные кошельки Одноранговые переводы Цифровые валюты (криптовалюты) Оптовая торговля: Сети передачи данных Биржевая оптовая торговля Цифровые платформы обмена |
Услуги
в области управления инвестициями
|
Высокочастотная
торговля (основная форма алгоритмической торговли на финансовых рынках)
Копи-трейдинг Электронная торговля Robo-advisers (это класс финансового консультанта, который предоставляет финансовые консультации или управление инвестициями онлайн) |
Источник: составлено авторами по материалам «Банк будущего, отчеты FinTech, цифровые финансы» [3].
Эти три сектора напрямую связаны с основными банковскими услугами, в то время как службы поддержки рынка связаны с инновациями и новыми технологиями, которые не являются специфическими для финансового сектора, но играют значительную роль в развитии FinTech.
Таблица 2.
Службы поддержки рынка
№
|
Службы поддержки
рынка
|
1
|
Открытое
программное обеспечение
|
2
|
Приложение
платформы Drupal для разработки данных интернет-аналитики
|
3
|
Система
общей регистрации синхронизированных цифровых данных, географически
распределенных по нескольким сайтам, странам или учреждениям
|
4
|
Облачные
вычисления – модель обеспечения удобного сетевого доступа по требованию
к некоторому общему фонду конфигурируемых вычислительных ресурсов
|
5
|
Портал
агрегированных данных
|
6
|
Безопасность
(идентификация и аутентификация клиента)
|
7
|
Мобильные
технологии
|
Источник: составлено авторами по материалам «Банк будущего, отчеты FinTech, цифровые финансы» [3].
Группировка по секторам в совокупности со службами поддержки рынка (табл. 1, 2) позволяют лучше понять возникающие финтех-компании, определять типы продуктов и услуг в банковском секторе.
Инновации FinTech обладают потенциальными преимуществами для всех пользователей финансовых услуг. К ним относятся расширение доступа к финансовым услугам (включение в финансовую систему), снижение транзакционных издержек, обеспечение большей прозрачности с помощью более простых продуктов и четкое раскрытие информации о расходах, повышение удобства и эффективности, а также более жесткий контроль над расходами и составлением бюджета. В совокупности это может привести к улучшению качества обслуживания клиентов, обеспечивая лучшее понимание продуктов и условий. Следует отметить, что риски, связанные с FinTech, значительно различаются в разных ситуациях, выявленные возможности будут меньше зависеть от конкретных ситуаций и больше от технологий, которые позволят им реализовываться.
Ситуация риска качественно отличается от ситуации неопределенности. Ситуация неопределенности характеризуется тем, что вероятность наступления результатов решений или событий в принципе не устанавливаема. Таким образом, ситуацию риска можно охарактеризовать как разновидность неопределенной, когда наступление событий вероятно и может быть определено. То есть, в этом случае объективно существует возможность оценить вероятность событий, предположительно возникающих в результате совместной деятельности партнеров по производству, контрдействий конкурентов, влияния природной среды на развитие экономики, внедрения научно-технических достижений.
Можно выделить несколько модификаций риска: (1) субъект, делающий выбор из нескольких альтернатив, имеет в распоряжении объективные вероятности получения предполагаемого результата, основывающиеся, например, на проведенных статистических исследованиях; (2) вероятности наступления ожидаемого результата могут быть получены только на основе субъективных оценок, то есть, субъект имеет дело с субъективными вероятностями; (3) субъект в процессе выбора и реализации альтернативы располагает как объективными, так и субъективными вероятностями.
Стремясь «снять» рискованную ситуацию, субъект делает выбор и стремится реализовать его. Этот процесс находит свое выражение в понятии риск. Последний существует как на стадии выбора решения (плана действий), так и на стадии его реализации. И в том и в другом случае риск предстает моделью снятия субъектом неопределенности, способом практического разрешения противоречия при неясном (альтернативном) развитии противоположных тенденций в конкретных обстоятельствах.
Несмотря на очевидную выгоду от FinTech, инновации не могут поддерживаться за счет безопасности и надежности, а также защиты потребителей. Банки и надзорные органы должны поддерживать тот же уровень управления рисками, стандарты контроля и защиты новых каналов и услуг, которые внедряются финансовыми институтами через FinTech. Однако предписывающие стандарты и правила, разработанные задолго до того, как многие из технологий, используемых сегодня, потенциально могут создать ненужные барьеры. Тем не менее, необходимо поддерживать высокие стандарты безопасности, надежности и целей защиты потребителей, требуемые в банковской отрасли.
Рост FinTech, скорее всего, приведет к усилению конкуренции банков с нетрадиционными игроками в условиях сложной рыночной ситуации, что может повлиять на устойчивость доходов банков. Усиление конкуренции вынуждает банки улучшать цифровые интерфейсы для лучшего удовлетворения ожиданий клиентов. Классическим банкам становится все труднее быстро и конкурентоспособно реагировать на возникающие технологии, чтобы сохранить контроль над отношениями с клиентами. Распространение инновационных продуктов и услуг может повысить операционную сложность и риски. FinTech создает широкий спектр рисков, которые затрагивают различные сектора и часто сочетают в себе как управленческие, так и стратегические элементы риска. Классификация ряда этих рисков представлена в таблице 3.
Таблица 3.
Классификация рисков
№
|
Вид риска
|
Воздействие
риска
|
1
|
Стратегический
риск
|
Потенциал
быстрого разделения банковских услуг для небанковских финтех или крупных
компаний увеличивает риски в отношении прибыльности отдельных банков
|
2
|
Операционный
риск
|
Рост
финтех-компаний приводит к увеличению взаимодействия IT (информационные
технологии) между участниками рынка и рыночной инфраструктурой, что
может привести к тому, что IT-риск перерастет в системный кризис.
Распространение инновационных продуктов и услуг может увеличить
сложность предоставления финансовых услуг, что затрудняет управление и контроль
операционного риска
|
3
|
Соблюдение
риска в отношении конфиденциальности данных
|
Риск
несоблюдения правил конфиденциальности данных может увеличиться с развитием
масштаба данных, большим количеством аутсорсинга из‑за связей с финтех-компаниями
и связанной с ними конкуренцией за владение отношениями
с клиентами
|
4
|
Кибер-риск
|
Кибер-риск
будет возрастать во всех ситуациях, связанных с FinTech. Новые
технологии и бизнес-модели будут увеличивать кибер-риск, если средства
управления не смогут успевать за изменениями
|
5
|
Аутсорсинговый
риск
|
Если
в предложениях финансовых продуктов и услуг вовлечено больше число
сторон, то может возникнуть двусмысленность в отношении ответственности
различных участников цепочки создания стоимости, что потенциально увеличивает
вероятность оперативных инцидентов
|
6
|
Риск
ликвидности и волатильность источников финансирования в банках
|
Использование
новых технологий создает возможности для клиентов автоматически
переключаться между различными сберегательными счетами или взаимными фондами
для получения лучшего дохода
|
Источник: составлено авторами.
Риски FinTech в совокупности, учитывая, что объем инвестиций в них постоянно растет (табл. 4), представляют для классических банков прямую конкурентную угрозу. Ситуация с финтех-компаниями постоянно меняется, ее масштабы сложно поддаются оценке и не могут эффективно контролироваться, и, по экспертным оценкам, рискованными могут оказаться от 10 до 60 % прибылей банков от розничного бизнеса в последующие десять лет.
Таблица 4.
Глобальные инвестиции в FinTech-компании
Год
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
Инвестированный
капитал, млрд дол. |
0,8
|
1,4
|
1,9
|
2,9
|
6,7
|
12,7
|
13,6
|
15,8
|
Число
сделок
|
199
|
300
|
419
|
627
|
842
|
942
|
840
|
1232
|
Источник: составлено авторами по материалам KPMS International.
Для России вопрос конкуренции банков с финтех-компаниями актуален. Согласно исследованию агентства EY, Россия заняла 3-е место на рынке финтех-услуг среди 20 крупнейших мировых рынков, а индекс проникновения услуг финансовых технологий в российских городах в 2017 г. уже составил 43 %. Несмотря на то, что банки стараются активно внедрять у себя финтех-услуги, они зачастую теряют много времени на тестирование таких продуктов из‑за своей бюрократической системы, а вслед за этим теряют и часть сегмента. Финтех- компании несут угрозу национальной банковской системе, так как банки – это финансовые институты, а не технологические и очень инертны из‑за бюрократии внутри.
Со стратегической точки зрения управление информационными технологиями традиционно считалось расходами, которые приходилось компенсировать за счет сокращения операционных расходов, чтобы оправдать капитальные затраты, связанные с созданием крупномасштабных технологических инфраструктур. Большинство таких инвестиций в технологии никогда не принесут положительного эффекта, так как даже самые передовые технологии быстро устаревают и заменяются новыми, более эффективными. «Благодаря инновациям, таким как облачные вычисления» [10], IT порождают операционный расход, что оказывает значительное влияние не только на баланс банка, но и на его стратегические решения. Итак, что такое управление, если его бизнес-стратегия опирается на технологию, которую необходимо еще выбрать, поскольку она может измениться по достижению стратегических целей?
Удручающим фактом является то, что «бизнес-стратегии на основе IT действительно не смогут достичь стратегических целей банка. В 2015 г. исследование Mc Kinsey показало, что 74 % всех «стратегических инициатив по трансформации» не достигают своих целей» [11]. «Исследование, проведенное в 2007 г. Adrian Slywotzky» [8], одним из гуру стратегического управления рисками, показало, что, в частности, уровень отказов некоторых стратегических инициатив составил более 60 %. Таким образом, разработка и выполнение стратегии являются трудными и подверженными риску, с высокой вероятностью неудач.
Трудности, связанные с выполнением успешной бизнес-стратегии, осложняют достижение успеха в крупных IT-стратегиях. «Многочисленные исследования показали, что крупномасштабные IT-проекты в отчете, подготовленном консалтинговой фирмой Standish Group» [7] по исследованиям в области информационных технологий, в течение 30 лет были отмечены отказы от IT-проектов. От очень крупных IT-проектов, связанных со значительной IT-стратегией, около 42 % отказываются полностью, 52 % «оспариваются», то есть не выполняют своих заявленных целей, и только 6 % мега- проектов полностью успешны. Эти наблюдения были подтверждены 20-летним исследованием отказов IT-проектов Институтом инженеров по электротехнике и электронике – IEEE (международная ассоциация специалистов в области техники), в котором был выявлен один комплекс проектов, который является особенно сложными, а именно замена устаревших систем (CSR).
Таким образом, «IT-стратегия должна быть полностью встроена в бизнес-стратегию, и оба набора стратегических рисков необходимо оценивать одновременно, а при необходимости отказаться от определенного стратегического варианта, если IT-риски не соответствуют стратегическому риск-аппетиту» [2, с. 18]. Это требуется для оценки IT-рисков при разработке стратегии, подчеркивая еще один важный риск: определенное отсутствие необходимого понимания IT-вопросов на уровне совета директоров и отсутствие знаний и навыков бизнес-стратегии в области IT-функций. Это называется «риск стратегического управления», который также необходимо контролировать и решать связанные с ним проблемы.
«Характер и масштабы банковских рисков могут со временем меняться с ростом финтех-компаний в форме как новых технологий, так и бизнес-моделей» [6, с. 244]. Эти изменения могут привести к новым рискам, а также открыть новые возможности для клиентов банков, банковской системы и банковских надзорных органов.
Рекомендация (1): банки и их надзорные органы должны учитывать, как они сбалансируют обеспечение безопасности и надежности банковской системы, сводя к минимуму риск непреднамеренного подавления выгодных инноваций в финансовом секторе. Такой сбалансированный подход будет способствовать сохранности и устойчивости банков, финансовой стабильности, защите потребителей и соблюдению применимых законов и нормативных актов, в том числе по борьбе с отмыванием денег и противодействию финансирования терроризма.
Рекомендация (2): банки должны обеспечить наличие у них эффективных структур управления рисками с использованием стимулирующих технологий, и появления новых бизнес-моделей в банковской системе, вызванных разработками fintech. Эти структуры и процессы должны включать: надежные стратегические и бизнес-процессы планирования, которые позволят банкам адаптировать планы доходов и прибыльности с учетом потенциального воздействия новых технологий и участников рынка; озвучить новые процедуры утверждения продукта и управление изменениями, чтобы соответствующим образом учитывать изменения не только в технологиях, но и в бизнес-процессах; внедрение принципов Базельского комитета для рационального управления операционным риском (PSMOR) в сопряжении с инновациями fintech.
Рекомендация (3): банки должны обеспечить себе эффективные IT –процессы, которые будут учитывать риски новых технологий. Банки и финтех-компании внедряют и используют передовые технологии для предоставления инновационных финансовых продуктов и услуг, такие как искусственный интеллект (AI), машинное обучение (ML), передовая аналитика данных, распределенная технология регистров (DLT), облачные вычисления и интерфейсы прикладного программирования (API), которые предоставляют возможности, но также создают свои собственные риски.
Рекомендация (4): банки должны обеспечить надлежащие процессы для должной осмотрительности, управления рисками и постоянного мониторинга любой операции, переданной стороннему лицу, включая финтех-компании. В договорах должны быть указаны обязанности каждой стороны, согласованные уровни обслуживания и права аудита. Банки должны поддерживать контроль за аутсорсинговыми услугами по тому же стандарту, что и операции, проводимые в самом банке.
Рекомендация (5): надзорные органы банка должны сотрудничать с другими государственными органами, ответственными за надзор за регулирующими функциями, связанными с финтех-компаниями.
Рекомендация (6): учитывая потенциальный глобальный рост финтех-компаний, важно международное сотрудничество. Надзорные органы должны, при необходимости, координировать деятельность по контролю за трансграничными финансовыми операциями.
Рекомендация (7): руководители банков должны оценить свои модели укомплектования персоналом, чтобы знания, навыки и инструменты их персонала оставались актуальными и эффективными в области надзора за новыми технологиями и инновационными бизнес-моделями. Руководители банков должны также рассмотреть вопрос о необходимости дополнительных специализированных навыков для дополнения существующего опыта.
Рекомендация (8): надзорные органы должны рассмотреть возможность изучения потенциала новых технологий для совершенствования своих методов и процессов.
Рекомендация (9): руководители банков должны пересмотреть свои действующие нормативные, надзорные и лицензионные рамки в свете новых и меняющихся рисков, возникающих в результате инновационных продуктов и бизнес-моделей (в рамках применимых законодательных органов и юрисдикций). «Надзорные органы должны рассмотреть вопрос о том, являются ли эти рамки достаточно пропорциональными и адаптируемыми к надлежащему балансу, обеспечивающему безопасность, надежность и ожидания защиты потребителей, с минимизацией риска непреднамеренного повышения барьеров для входа новых компаний или новых бизнес-моделей» [5, с. 2352].
Рекомендация (10): различные надзорные органы должны учиться на подходах и методах друг у друга и рассмотреть вопрос о целесообразности реализации аналогичных подходов или практик.
Выводы: бизнес-стратегии и новые технологии рискованны, и только системный и междисциплинарный подходы к выявлению, контролю и управлению технологическими рисками могут снизить влияние неудавшихся IT-стратегий, связанных с деятельностью финтех-компаний и обеспечить национальной банковской системе экономическую безопасность.
Источники:
2. Банк международных расчётов. О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору «Принципы агрегирования рисков и представления отчетности по рискам». 2013. С. 18.
3. Егорова Г. Банк будущего, отчеты FinTech, цифровые финансы. 2017. Электронный ресурс, режим доступа: fintech-ru.com.
4. Лаврушин О.И. Банковское дело: Учеб. М.: КНОРУС, 2016. С. 12.
5. Лещенко Ю.Г. Макроэкономическое воздействие соглашений «Базель III» на мировую банковскую систему. Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 9. С. 2352.
6. Медведева Е.А. Финансовая кластеризация как способ трансформации финансовой архитектуры. В сборнике: Мировая экономика и мировые финансы: глобальные проблемы и перспективы. Под редакцией Е.А. Звоновой и Т.В. Белянчиковой. 2017. С. 244.
7. Сенчагов В.К., Лев М.Ю., Гельвановский М.И., Рубин Б.В., Иванов Е.А., Караваева И.В., Колпакова И.А., Павлов В.И., Рогова О.Л., Вайвер Ю.М., Лев М.Ю., Казанцев С.В. Оптимизация индикаторов и пороговых уровней в развитии финансово-банковских и ценовых показателей в системе экономической безопасности РФ. Москва, 2017.
8. Сливотски А. Вверх: семь стратегий, как превратить неудачи в большие победы / Пер. с англ. А. Ильинской. М.: Эксмо, 2016.
9. Basel Committee on Banking Supervision: Consultative Document. Sound Practices: Implications of fintech developments for banks and bank supervisors. 2017.
10. Gillam L. Cloud Computing. L.: Springer, 2010.
11. Mc Kinsey. Fintech decoded the capital markets infrastructure opportunity. February 2018. Электронный ресурс, режим доступа: https://www.mckinsey.com/featured-insights/fintech.
Страница обновлена: 09.08.2024 в 10:48:33