Высокие технологии обеспечения экономической безопасности коммерческих банков в условиях перехода в индустрию 4.0.: опыт азиатского региона

Ештокин С.В.1
1 Институт проблем рынка РАН, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)

Цитировать:
Ештокин С.В. Высокие технологии обеспечения экономической безопасности коммерческих банков в условиях перехода в индустрию 4.0.: опыт азиатского региона // Экономика Центральной Азии. – 2020. – Том 4. – № 3. – С. 221-232. – doi: 10.18334/asia.4.3.111627.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44667588
Цитирований: 1 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
Современная архитектура финансового рынка является наиболее чувствительным институтом к внедрению инноваций и инжиниринга финансовых инструментов и комплексных решений. Основная парадигма финансового рынка – проактивное развитие всех бизнес-направлений вкупе с необходимостью повышения персонификации услуг и продуктов обуславливает появление новых вызовов и угроз как финансового, так и инфраструктурного характера, что актуализирует вопрос пересмотра банковских стратегий защиты интересов клиентов с применением комплексных решений и партнерских программ противодействия хакерским атакам. Опыт азиатского региона имеет уникальный пласт знаний и технологических решений, объединяющий классические принципы и механизмы кибербезопасности и авангардные решения финансовых технологий, что делает его в мире лидером генерации системных решений финансовой безопасности банков.

Ключевые слова: кибербезопасность, угрозы, финансовые риски, атаки, хакеры, архитектура, точки вторжения, финтех, системные решения, регуляция, страхование, убытки

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Современный финансовый рынок представляет собой уникальный институт, объединяющий как профессиональных участников финансового сегмента – банки, НКФО, инфраструктурные компоненты – биржи, торговые площадки, расчетные и депозитные сервисы, так и огромный пласт нефинансовых агентов – физических и юридических лиц, являющихся стейкхолдерами отдельных транзакций, так и целых инвестиционно-сберегательных программ, что ставит вопрос финансовой безопасности, сохранности финансовых инструментов, реализации совместных программ и проектов в области международной финансовой и кибербезопасности в качестве ключевого приоритета работы любого банка или НКФО [3, 13] (Ramazanov, 2019).

Банковские институты являются наиболее восприимчивыми к инновационным решениям в области технологий, инфраструктурного обеспечения собственной деятельности, что объясняется особенностями работы с финансовыми активами – обеспечение достаточной доходности для их держателя всегда сопряжено с риском, причем чем выше требование доходности, тем выше и риск такой транзакции. Сбалансированное поведение банка между двумя экстремумами: доходность и маржинальный риск являются основой для построения эффективных схем риск-менеджмента финансовыми транзакциями [4, 6, 11] (Dementeva, Likhacheva, Kozyrev, 2019).

С позиции классификации уровня риска финансовых транзакций наиболее четкую градацию предлагает С.А. Андрюшин путем ранжирования риска по мере усложнения объекта инвестирования. Зависимость между типом инвестиций и уровнем риска определяет степень опасности «не угадать возможную реакцию рынка на изменения результатов работы проекта» после завершения инвестиционной деятельности (рис. 1).

Рисунок 1. Классификация финансовых транзакций банков с позиции соотношения «риск – доходность»

Источник: составлено по данным [1, с. 96] (Andryushin, Kuznetsova, 2019, р. 96).

Современная банковская система сталкивается с новым организационно-технологическим вызовом мирового масштаба – эскалация интереса клиентов к цифровым мультифункциональным приложениям и P2P-системам, рожденным небанковскими игроками, и прежде всего интернет-платформами типа Google, Yandex, социальными сетями (Facebook, «Вконтакте»), мобильными операторами (MTS, A1) [12, 14, 16] (Kostyukova, 2019; Uryaseva, Mayorova, 2019; Chelekbay, 2018). Данные участники в рамках конкурентной борьбы фактически сформировали принципиально новую траекторию движения спроса стейкхолдеров финансового рынка на бесшовные технологии интеграции финансовых инструментов в гаджеты или вещи повседневного пользования (рис. 2).

https://risk-bank.ru/wp-content/uploads/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%825-1024x724.png

Рисунок 2. Общий вид банковской системы в Индустрии 4.0

Источник: составлено по данным [5, 7, 9].

Это позволяет сделать финансовые сервисы невидимыми и создать максимально вовлекающий опыт для их пользователей, что нашло очень живой отклик у представителей поколения Z и Альфа.

По данным аналитических обозрений, подготовленных KPMG, McKinsey, нами были выделены ключевые вызовы и угрозы, с которыми сталкиваются банки азиатского региона (данные приведены за 2019 г. и 3 квартал 2020 г.) и для удобства представлены в таблице 1.

Таблица 1 Типология актуальных финансовых угроз для банков азиатского региона и их характеристика

Вид киберугроз
Характеристика
1. Хакеры, спонсируемые государством
Основной целью является атака на системообразующие банки и третьи стороны, отвечающие за проведение транзакций.
Объекты атаки: vip-клиенты, топ-менеджмент банка, рисковые операции, использование банка для доступа к другим банкам.
Примеры хакерских команд: Equation Group, Lazarus
2. Диверсии и проведение тайных военных операций с использованием кибероружия
Атаки на государственные структуры, банки и базы данных с целью их уничтожения, повреждения, выведения из нормального режима работы.
Объекты атаки: рисковые и мошеннические операции от имени банка, инфлуенс-торги на бирже, разрушение банковской инфраструктуры, монетизация ограбленных ранее объектов, вымогательство.
Примеры хакерских команд: Cobalt, BlackEnergy, Idustroyer, HAVEX
3. Нарушение систем связи (Internet) на государственном уровне
Основной целью является нарушение стабильности интернет-коммуникаций, блокировка отдельных зон связи, ре-маршрутизация данных.
Объекты атаки: крупные телеком-компании, инфраструктура, шлюзы и порты национального уровня.
Примеры хакерских команд: APT10, WINNITI, Regin
4. Социальная инженерия
Основной целью является получение приватной информации о пользователе путем взлома его аккаунта, создания сайтов-двойников
Объекты атаки: интернет-банкинг, аккаунты в социальных сетях, смартфоны
Примеры хакерских команд: APT10, Equation Group, Lazarus
5. Рынок криптоиндустрии
Основной целью является использование технологии блокчейн для проведения операций и атак, хранения накопленных материалов, хищение ценностей у пользователей.
Объекты атаки: криптобиржи, индивидуальные кошельки
Примеры хакерских команд: THRIP, REXAN, Muddy Water
6. Торговля инструментами хакеров с открытым кодом
Основной целью является масштабирование инструментов хакерских атак путем свободного обращения в интернете инструментов хак-атак в форме конструкторов
Источник: составлено по данным [10, 15] (Tsvetkov, Shutkov, Dudin, Lyasnikov, 2018).

На следующем этапе рассмотрим расходы крупнейших банков fзиатского региона на обеспечение финансовой безопасности совершения транзакций в системе отношений Индустрии 4.0 (табл. 2) .

Таблица 2

Расходы крупнейших банков азиатского региона на обеспечение финансовой безопасности совершения транзакций в системе отношений Индустрии 4.0

Показатели
Период анализа
Отклонение (+; –)
Темп роста (снижения), %
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2018 г. к 2017 г.
2019 г. к 2018 г.
2018 г. к 2017 г.
2019 г. к 2018 г.
1.Совокупные расходы банков на кибербезопасность крупнейших банков Азии, млн долл. США
В том числе:
589,6
1251,3
1669,7
661,7
418,4
212,2
133,4
- HSBC
161,0
319,1
407,4
158,1
88,3
198,2
127,7
- Bank of China
119,1
279,0
387,4
159,9
108,3
234,3
138,8
- Standard Chartered Bank
98,5
246,5
337,3
148,0
90,8
250,4
136,8
- CTBC Bank
91,4
180,2
258,8
88,8
78,6
197,2
143,6
- Hang Seng Bank
61,9
122,6
146,9
60,7
24,3
198,1
119,8
- CITIC Bank Inter-national
57,8
103,9
131,9
46,1
28,0
179,7
127,0
Источник: составлено по данным [10, 15] (Tsvetkov, Shutkov, Dudin, Lyasnikov, 2018).

Согласно приведенным расчетам, в 2017–2019 гг. отмечен значительный рост расходов на финансовую и кибербезопасность крупнейших банков азиатского региона: так, в 2017 г. объем инвестиций в данную сферу составил 589,6 млн долл. США, в 2018 г. – 1251,3 млн долл. США (рост составил 661,7 млн долл. США, или 212,2 %), в 2019 г. – 1669,7 млн долл. США (рост – 418,4 млн долл. США, или 133,4%).

На следующем этапе рассмотрим более подробно тренды развития азиатских банков в части реализации финансовой и кибербезопасности транзакций:

1. Проектирование современных систем распределения данных. Отказ от физических серверов, переход на облачные хранилища.

Так, китайское финансово-торговое трио BAT (Baidu, Alibaba, Tencent) в 2020 г. достигли уровня саморазвития и сегодня успешно удовлетворяют практически все типовые финансовые запросы клиентов, причем ни один из представителей не имеет собственных серверов. Их финансово-расчетные системы устанавливаются в формате анклавных приложений на смартфоны, ПК и используют его мощности для проведения операций. С 2018 г. на финансовом рынке Азии появилась еще одна финтех-звезда из Китая – мессенджер WeChat (разработчик – Tencent) со встроенным платежным приложением WeChat Pay с клиентской аудиторией более 837 млн жителей в КНР и 339 млн чел. в Индии (по данным на 01.09.2020 г.) [4; 7; 9].

2. Тотальная автоматизация – проектирование в формате NoOps, предполагающем, что IT-пространство может быть автоматизировано и абстрагировано от базовой инфраструктуры, тем самым делая его менее уязвимым со стороны физических атак или природных катаклизмов.

Так, японские банки Mitsubishi UFJ Financial Group, Japan Post Bank в 2019–2020 гг. активно инвестировали в разработку беспроводных платежных терминалов в сельской местности, а также в объектах придорожного сервиса, что позволило снизить ущерб и нарушение связи в случаях землетрясений и иных катаклизмов на 67,3%. Основная идея проекта заключается в передаче сигналов через систему мобильной связи или публичных сетей Wi-Fi по изолированному диапазону, что сокращает риск взлома [3, 5, 8].

3. Развитие эффективных agile-команд для разработки адаптивных программных комплексов и решений для кастомизации банковских сервисов для различных групп клиентов с учетом их индивидуальных предпочтений.

В данном направлении следует обратить внимание на опыт малазийских банков Maybank и PXB Bank, которые с 2018 г. запустили сервис проектирования банковских продуктов и услуг с активным участием клиентов: теперь каждый клиент может попробовать себя в качестве финансового инженера и разработать собственное видение банковских сервисов, а лучшие решения (оцениваются и тестируются профессиональными разработчиками) получают специальную премию и право на трудоустройство в банке. Например, в июле 2020 г. силами 4 студентов был разработан концепт-продукт оплаты проезда с помощью нанесения QR-кода на смартфон, кошелек или даже одежду, что, по мнению разработчиков, должно сократить количество телесных контактов клиента с терминалами, что особенно актуально в период эпидемии COVID-19 [2, 4, 7–9] (Barykin, 2019).

4. Переход от бизнес-модели управления проектами к управлению платформой взаимосвязанных проектов, функционирующих под единым брендом, и клиент имеет единый адресный ID для доступа ко всему комплексу услуг и сервисов (доступ дифференцирован в зависимости от уровня клиента или его принадлежности к определенной категории).

С 2019 г. сингапурский банк HSBC успешно управляет мультипродуктовыми платформами Gojek и Grab, которые представляют финансово-продуктовую экосистему, регулируемую банком. В рамках данной экосистемы клиенту доступны по единому входу полный список банковских сервисов, а также услуги и продукты компаний-сателлитов: такси, заказ еды, бронирование билетов, медицинские услуги, страхование. Весь сервис предоставляется в видоизмененном личном кабинете интернет-банкинга с простым и понятным интерфейсом [6–9].

5. Структурный реинжиниринг inside-процессов в сторону большей сервис-ориентированности и перенаправления инфраструктуры на клиентскую сторону (в таком формате банк выполняет функцию финансового проектировщика, а непосредственно ресурсное обеспечение лежит на стороне клиента, например, используются мощности корпоративных серверов, облачные хранилища, мощности гаджетов).

В данном вопросе значительно преуспели банки Филиппинских островов. В их случае клиенты разбросаны аж на 7000 островах, и физический контакт, а тем более перевозка физических денег и документов, значительно затруднены. Решением вопроса были заняты AMA Bank, 1st Tru Bank, ALABEL RURAL BANK, в результате чего появился продукт – виртуальный банковский счет, который размещается непосредственно на базе смартфона клиента путем установки специального приложения. Обеспечением безопасности занимается как сам владелец счета, так и встроенный антивирус, разработанный именно для реагирования на киберугрозы для финансовых транзакций [10, 15] (Tsvetkov, Shutkov, Dudin, Lyasnikov, 2018).

Сами же переводы и расчеты между клиентами осуществляются путем пересылки QR-кодов, которые позволяют получать денежные средства как в наличной форме в банкоматах, так и производить оплаты продуктов и услуг в безналичном формате. Кроме этого, банки реализуют выпуск QR-наклеек на ветровые стекла автомобилей, что позволяет заменить классические визитки с кодом, который мог быть легко скопирован третьим лицом и использован им [5, 8, 9–10, 17].

Заключение. Современный финансовый рынок становится мировым испытательным полигоном как для инструментов обеспечения безопасности, так и для хакерских атак. Обеспечение безопасности финансовых транзакций клиентов сегодня становится стратегической задачей банков, которая влияет на его устойчивость, клиентскую привлекательность и конкурентоспособность. Опыт азиатского региона показывает, что именно здесь рождаются очень прогрессивные решения в области безопасности, которые могут быть масштабированы на весь финансовый рынок.


Источники:

1. Андрюшин С.А., Кузнецова В.В. Финансовые рынки, технологические инновации и финансовая стабильность: риски и проблемы регулирования // Актуальные проблемы экономики и права. – 2019. – № 3. – c. 1315-1329. – doi: 10.21202/1993-047X.13.2019.3.1315-1329.
2. Барыкин С.А. Риски и перспективы государственного регулирования рынка финансовых технологий в Азии в рамках сценарного анализа // Ars Administrandi. – 2019. – № 3. – c. 473-487. – doi: 10.17072/2218-9173-2019-3-473-487 .
3. Необанки и lifetime-советники: банковские инновации ближайших десятилетий. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/futurology/5f4d3aa99a794781e4b9ae68 (дата обращения: 28.10.2020).
4. Великая банковская трансформация: тренды финансовых рынков в России, Юго-восточной Азии и на Ближнем Востоке. Bankstoday.net. [Электронный ресурс]. URL: https://bankstoday.net/last-articles/velikaya-bankovskaya-transformatsiya-trendy-finansovyh-rynkov-v-rossii-yugo-vostochnoj-azii-i-na-blizhnem-vostoke (дата обращения: 28.10.2020).
5. Платежный рынок Азии: взгляд изнутри // Плас. – 2020. – № 4. – c. 25-37.
6. Индустрия 4.0: почему всем финансовым учреждениям нужно трансформироваться в финтех. Банкир.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://bankir.ru/publikacii/20171110/industriya-4-0-pochemu-vsem-finansovym-uchrezhdeniyam-nuzhno-transformirovatsya-v-fintek-h-10009298 (дата обращения: 27.10.2020).
7. Лучшие практики финтеха Китая и Индии, которые можно использовать в цифровых финансовых сервисах на российском рынке. Markswebb. [Электронный ресурс]. URL: https://markswebb.ru/report/financial-services-review-asia-2020/#anchor-about (дата обращения: 26.10.2020).
8. Прорыв в диджитал-банкинге: как банк DBS провёл цифровую модернизацию и стал крупнейшим в Юго-Восточной Азии. Vc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/finance/98402-proryv-v-didzhital-bankinge-kak-bank-dbs-provel-cifrovuyu-modernizaciyu-i-stal-krupneyshim-v-yugo-vostochnoy-azii (дата обращения: 26.10.2020).
9. The Factory of the Future. Industry 4.0 – The challenges of tomorrow. Assets.kpmg.com. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.kpmg.com (дата обращения: 25.10.2020).
10. Цифровые технологии в российских компаниях: отчет аналитического обзора KPMG. Assets.kpmg. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2019/01/ru-ru-digital-technologies-in-russian-companies.pdf (дата обращения: 24.10.2020).
11. Дементьева М.А., Лихачева В.В., Козырев Т.Г. Киберпреступления в банковской сфере Российской Федерации: способы выявления и противодействия // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1009-1020. – doi: 10.18334/eo.9.2.40731.
12. Костюкова А.Р. Мир-системный подход в исследовании банковского сектора // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 527-538. – doi: 10.18334/eo.9.2.40627.
13. Рамазанов С.А. Денежно-кредитная политика центральных банков стран – участниц ЕАЭС в условиях углубления интеграционных процессов // Экономическая безопасность. – 2019. – № 4. – c. 335-346. – doi: 10.18334/ecsec.2.4.110113.
14. Урясьева Т.И., Майорова Е.А. Концептуальные подходы к информационно-аналитическому обеспечению потребностей современной коммерческой торговой организации // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 1135-1146. – doi: 10.18334/vinec.9.3.41056.
15. Цветков В.А., Шутьков А.А., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Криптовалюты (электронная наличность) как новая финансовая институция // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2018. – № 6. – c. 80-97.
16. Челекбай А.Д. Риски и возможности развития банковского сектора Казахстана // Экономическая безопасность. – 2018. – № 4. – c. 267-275. – doi: 10.18334/ecsec.1.4.100523.
17. Inflection point: Seven transformative shifts in US retail banking. Mckinsey.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/ (дата обращения: 23.10.2020).

Страница обновлена: 07.12.2023 в 13:46:00