The impact of international sanctions on the economic security of the Russian Federation

Shubtsova L.V.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Russia

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 1, Number 4 (October-December 2018)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=42691381
Cited: 5 by 07.12.2023

Abstract:
The paper investigates the impact of international sanctions on ensuring the economic security of the Russian Federation. It concluded that the formulation of the question, whether or not the Russian economy will survive from the new sanctions, with the answer «of course, will survive», leads us away from the essence of the issue and prevents us from objectively assessing the damage from sanctions and assessing the long-term negative consequences, and, therefore, developing strategic management decisions to improving the stability and security of the Russian economy in the future.

Keywords: the impact of international sanctions, ensuring economic security, the Russian Federation, western countries



Вопросы национальной безопасности в Российской Федерации выдвинулись на передний план в связи с усложнившейся геополитической обстановкой. Национальная безопасность предполагает рациональную реакцию государства на дестабилизирующие воздействия политических и экономических факторов и разработку мер, направленных на ликвидацию угроз, защиту интересов российских граждан, предпринимательства, национально-государственных интересов в целом. «Состояние экономической безопасности характеризуется, в частности, устойчивостью экономической системы к негативным воздействиям и сохранением в случае негативных воздействий извне нормального функционирования всех систем жизнеобеспечения как населения, так и национального предпринимательства» [1, с. 100-101; 5, с. 149-153].

Находясь более двух лет под санкциями, мы уже можем оценить основные тенденции в экономическом развитии страны и уровне обеспечения национальной безопасности в этой сфере. Особенно показателен в этом плане последний виток международных санкций, принятых 6 апреля 2018 года, который вызвал резкое падение российского фондового рынка, ослабление курса национальной валюты. Этот пакет санкций характеризуется значительной масштабностью по отношению к предыдущим. 

«Суть новых санкций сводится к следующему. Вводятся новые ограничения по финансированию нефтегазовых проектов, ограничения на поставку оборудования и технологий для новых арктических проектов по освоению ресурсов нефти и газа, ограничения на финансирование строительства трубопроводных систем» [2, с. 106]. Санкционный список лиц был расширен еще на 24 человека, среди которых Андрей Костин, Алексей Миллер, Олег Дерипаска, Сулейман Керимов, Виктор Вексельберг, а также был введен запрет на транзакции с их 15 компаниями, среди которых Rusal, «Группа компаний Ренова» и др. Санкции запрещают коммерческие взаимоотношения с этими компаниями, обязывают продать их акции и долговые обязательства, граждане США должны выйти из руководства компаний.

Реакция на санкции иностранных инвесторов выразилась в спешной и масштабной продаже активов, что вызвало стремительное падение акций компаний, за один день российский фондовый рынок, по данным РБК, потерял 820 млрд руб., индекс Мосбиржи опустился на 8,34 %, до 2090 пунктов, а индекс РТС на 11,44 %, до 1094 пунктов. Падение охватило не только компании из последнего списка, но и такие, как Сбербанк, у которого котировки упали на 17,04 %, аналогичные процессы прошли по «Роснефти» падение на 6,29 %, ЛУКОЙЛ на 8,10 %, НОВАТЭК на 6,74 %, Мечел на 19,26 %.

Особенно следует обратить внимание на ситуацию с госдолгом России в условиях новых санкций, так как нерезиденты в последнее время, желая заработать на высоких процентах, приобрели на 2 трлн руб. (35 млрд долл.) долговых обязательств правительства Российской Федерации, что тоже создает серьезные проблемы в системе национальной безопасности.

Безусловно, «с санкциями растет изоляция России, замедляются процессы модернизации в промышленном комплексе, а значит, падает конкурентоспособность, так как износ основных фондов будет нарастать» [4]. 

Ослабление курса национальной валюты приводит к росту цен на импортные товары, за которыми подтягиваются и цены на российскую продукцию. Инфляция в результате будет расти, а реальные доходы населения падать. «Компании, потерявшие в капитализации партнеров и рынки сбыта, будут заниматься санацией производств, за которыми последуют сокращения, вырастет безработица, сократится платежеспособный спрос» [6, с. 1-19].

«Экспорт снизится, по прогнозам экспертов Высшей школы экономики, на 3-4 млрд руб., а отток капитала из страны вырастет еще на 20 млрд долл. Это – недоинвестирование российской экономики. Следовательно, в целом темпы экономического роста снизятся» [3].

Россия на протяжении всего времени нахождения под санкциями выключена из мирового процесса обмена научно-технологическими знаниями, которые, по некоторым оценкам, приводят к отставанию в научно-технологической сфере на пять лет за каждый год пребывания под санкциями от таких стран, как Китай, Индия, которые не лишены доступа к этим знаниям.

Хотелось бы уточнить, ведь речь идет о влиянии санкций на обеспечение национальной безопасности, то есть о том, насколько устойчива экономика России к таким неблагоприятным внешним воздействиям, как международные санкции, о том, насколько российские граждане и бизнес защищены от негативных внешних воздействий, о том, насколько мы можем опереться на внутренние ресурсы и резервы, какова степень диверсифицированности нашей экономики, насколько рациональна и современна ее структура, как соблюдаются пороговые показатели обеспечения национальной безопасности, в какой степени мы зависимы от поставок по импорту современных машин и оборудования, продовольствия, лекарств и т.д. Поэтому постановка вопроса в плоскость, выживет или нет российская экономика от новых санкций, с ответом «конечно, выживет» уводит нас от сути вопроса и мешает объективно оценить ущерб от санкций и оценить долгосрочные негативные последствия, а, следовательно, и разработать стратегические управленческие решения по повышению устойчивости и безопасности экономики России в будущем.


References:

1. Bitkina I.V. Public administration in the context of the need to implement an import substitution policy. In the collection: Management of the reform of the socio-economic development of enterprises, industries, regions: Collection of scientific papers of the VII International Scientific and Practical Conference of students, masters, graduate students, teachers and practitioners. 2016.
2. Leshchenko Yu.G. Management of the external debt of the Russian Federation, as a means of ensuring the foreign economic security of the state under the conditions of sanctions Graduate student. 2016. No. 8 (24). P. 106.
3. Lomskaya T, Bazanova E. HSE experts assessed damage to the Russian economy // Vedomosti https: // www.vedomosti. com / economics / articles / 2018/04/16/766814-iz-za ktsii? utm_campaign = newspaper_17_04_2018 & utm_ medium = email & utm source = vedomosti.
4. Nureyev R.M. Economic sanctions against Russia: expectations and reality: Monograph / Collective of authors; under the scientific. Red R.M. Nureyev. – Moscow: Knorus, 2017.
5. Shedko Yu.N. Approaches to the management of sustainable development of the territory / Yu.N. Shedko // Actual issues of management and economic development: Materials of the I International scientific and practical conference, issue 1, part3. – M: ABiK, 2010.
6. Shubtsova L.V. State crisis management: a systematic approach // National interests: priorities and security. 2011. No. 5.

Страница обновлена: 28.04.2025 в 05:21:26