Оценка эффективности предпринимательских структур: связь с теорией жизненного цикла организации
Баранова В.С.1
1 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 12 (Июнь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В данной статье рассматриваются вопросы оценки эффективности предпринимательских структур, их значение не только для компаний, но и для общества и государства. Проведен анализ существующих методик оценки эффективности, их достоинств и недостатков. Сформулированы основные принципы оценки эффективности предпринимательских структур, в т.ч. взаимосвязь с теорией жизненного цикла.
Ключевые слова: предпринимательство, система сбалансированных показателей, оценка эффективности, теория жизненного цикла, модель EFQM
Введение
Рассматривая предпринимательские структуры как особые хозяйственные единицы, в основе которых лежит создание дополнительной ценности, можно сделать вывод об их экономической и социальной значимости. Дополнительная ценность создается путем развития новых технологий, рынков, создания новых продуктов, поиска новых бизнес-моделей и пр. Насколько эффективно предпринимательские структуры используют свой потенциал, настолько они способствуют экономическому развитию страны. Соответственно, в повышении эффективности предпринимательской деятельности заинтересованы как сами предпринимательские структуры, так и экономическое сообщество в целом.
Для предпринимательских структур сложно переоценить важность оценки своей эффективности. На каждом этапе жизненного цикла у компании должен быть инструмент, который, во-первых, позволит определить текущее состояние предприятия, во-вторых, определить свои проблемные области и перспективы своего дальнейшего развития. По нашему мнению, многие компании, особенно на ранних стадиях развития, увеличили бы свой срок жизни, если в их арсенале были простые инструменты оценки эффективности.
Статистика по выживаемости вновь созданных предпринимательских структур достаточно негативная. Согласно исследованию «Глобальный мониторинг предпринимательства», в 2013-ом году в среднем только три предпринимательские структуры из ста пересекают рубеж существования в три года [6]. Данный показатель существенно хуже, чем в других странах со сходным количеством предпринимателей. Соответственно, существует большой потенциал развития предпринимательской деятельности, который, к сожалению, по сравнению с другими странами, пока реализован не в полной мере.
Среди основных причин, по которым компании прекращают свою деятельность, выделяют отсутствие рентабельности и финансовые проблемы [3]. Поэтому анализировать эффективность предпринимательских структур необходимо преимущественно с позиции внутренней эффективности. В данном контексте необходимо проанализировать максимально возможный комплекс факторов, который не позволяет предпринимательской структуре стать прибыльной, успешной и развиваться далее.
В отчете «Глобальный мониторинг предпринимательства» выделяются следующие факторы, потенциально тормозящие развитие предпринимательских структур, такие как: отсутствие новизны продукта или услуги, отсутствие применения новых технологий, ориентация только на внутренний рынок страны и др. [3]. Соответственно, проведение оценки эффективности для предпринимательских структур является исключительно важным инструментом определения сильных и слабых сторон. При этом подобная оценка должна быть комплексной, т.к. на результат оказывает влияние большое количество факторов.
С позиции общества в целом от эффективности предпринимательской активности зависит темп роста рабочих мест, выпуска товаров, инновационной активности и пр. Успешные и быстрорастущие предпринимательские структуры способствуют экономическому росту страны. Поэтому вопросы повышения эффективности предпринимательской деятельности настолько актуальны сегодня и обсуждаются на государственном уровне. Тем не менее, статистические данные говорят о том, что пока достичь эффективной предпринимательской активности не получается. Одним из индикаторов для подтверждения этого утверждения можно использовать показатель роста рабочих мест. Большинство предпринимателей на различных стадиях жизненного цикла утверждали в 2013 году, что в ближайшие 5 лет не планируют увеличения рабочих мест, а значит, их дальнейшее развитие и расширение ставится ими под вопрос [3]. Следовательно, есть основание поставить под сомнение их эффективность.
На текущий момент существует множество рекомендаций по повышению эффективности деятельности, однако, единого подхода к оценке эффективности предпринимательских структур не существует. Традиционные подходы к оценке эффективности предприятий, которые строятся только на методах финансового анализа, уже давно признаны недостаточными. В 1992 году Роберт Каплан и Дэвид Нортон поставили перед собой целью решить проблему ограниченности данного подхода, предложив новый инструмент – систему сбалансированных показателей (ССП или Balanced Scorecard), который позволил соединить как факторы финансового, так и нефинансового характера. Переход к комплексному подходу обусловлен сущностью предпринимательской деятельности, которая по природе своей является многогранной как по своей внутренней структуре, так и во взаимоотношениях с внешним миром. Поэтому сводить анализ эффективности только к анализу финансовой составляющей в корне неверно: требуется более глубокий всесторонний подход.
С точки зрения комплексного подхода, система сбалансированных показателей Р. Каплана и Д. Нортона может стать прекрасной основой для оценки эффективности предпринимательских структур. В модели ССП проведена группировка аспектов деятельности, которые потенциально могут стать объектами оценки. Напомним их названия: рынок, финансы, бизнес-процессы, потенциал [4]. Данные проекции (группировки) кажутся автору в целом достаточными, но требующими определенной переработки с позиции сегодняшнего понимания предпринимательской деятельности. Модель ССП имеет ряд существенных недостатков, которые не позволяют использовать ее для оценки эффективности предпринимательских структур, в том виде, как она представлена авторами. Во-первых, логика оценки, заложенная в модель ССП, предполагает каскадирование стратегии на цели в каждой проекции, а затем оценку поставленных целей. При этом формально оценке подвергается исполнение стратегии компании, а не деятельность компании. Соответственно, основным недостатком данной модели является невозможность определения правильности выбранной стратегии, что является существенным для оценки эффективности предпринимательской деятельности. Во-вторых, данная модель не подходит для компаний на ранних этапах жизненного цикла, т.к. разработана для устоявшихся организаций, для которых характерно наличие проработанной стратегии и каскадирование ее на цели. В зрелых компаниях использование ССП, как правило, формализовано и осуществляется путем использования специализированных информационных систем. В-третьих, модель ССП не учитывает, что существует определенная дифференциация в значимости факторов развития предпринимательских структур на различных этапах жизненного цикла. Соответственно, это приводит нас к выводу, что модель ССП не имеет связи с теорией жизненного цикла предпринимательских структур.
Предпринимательство – это процесс, который включает в себя прохождение различных стадий жизненного цикла. В общем виде предпринимательские структуры проходят следующий путь: от создания идеи к ранней стадии первых продаж и далее до состояния устоявшихся компаний. Однако далеко не все предпринимательские структуры доходят в своем развитии до следующей стадии. Поэтому анализировать эффективность предпринимательских структур целесообразно в динамике. Каждая стадия жизненного цикла диктует свои условия, имеет свои специфические факторы роста, свои трудности. Оценка эффективности должна проводиться после определения того, на какой стадии жизненного цикла находится компания. В качестве иллюстрации обратимся к ранним стадиям развития предпринимательских структур. В определенный момент времени перед каждой компанией встает вопрос масштабирования, без которого дальнейшее развитие ставится под сомнение. Если компания запускает процесс масштабирования, но при этом в полной мере не осуществила синхронизацию бизнес-процессов и не протестировала свою бизнес-модель, то вероятность краха достаточно велика. Таким образом, на данной стадии развития (до масштабирования) одним из наиболее важных факторов является проработка бизнес-модели, и вес этого фактора должен быть существенно выше, чем на последующих стадиях. Безусловно, это лишь один аспект. Таких аспектов в деятельности компании гораздо больше на каждой стадии жизненного цикла.
Безусловно, существуют иные концепции оценки эффективности. Например, модель EFQM. Модель EFQM была разработана как модель для анализа деятельности компаний и для поиска возможностей ее совершенствования с уклоном в сторону оценки системы управления [5]. Основное достоинство методики EFQM состоит в том, что на выходе считается интегральный показатель, который включает в себя как оценку возможностей, так и результатов деятельности компании. Однако она также имеет ряд недостатков с точки зрения ее применимости для оценки эффективности предпринимательских структур, которые схожи с теми, что перечислялись для модели ССП. В результате мы приходим к мысли, что существующие концепции не в полной мере соответствуют целям оценки эффективности предпринимательской деятельности. Поэтому требуется проработка методики, которая бы удовлетворяла этим целям.
Модель ССП или EFQM могут быть потенциально взяты как основа построения такой методики. Подведем промежуточные итоги и сформулируем основные принципы, на основе которых должна проводиться оценка эффективности предпринимательских структур:
- Многокритериальность. Набор критериев должен быть достаточным, чтобы по возможности охарактеризовать максимально полно все значимые элементы системы под названием «предпринимательская структура».
- Многоаспектность. Оценка эффективности предпринимательских структур должна затрагивать разные аспекты деятельности: финансовые и нефинансовые.
- Взаимосвязь возможностей (факторов) развития и результатов деятельности. Данный принцип определяет логику оценки эффективности: от определения факторов (зон роста) до оценки результатов деятельности по реализации этих факторов.
- Сбалансированность. Многоаспектность и многокритериальность являются необходимым, но недостаточным условием, если к первым двум не добавить принцип сбалансированности. Сбалансированность означает, что мы признаем важность всех элементов системы и не делаем уклон в ту или иную сторону.
- Взаимосвязь количественного и качественного анализа. Для того чтобы максимально полно оценить эффективность предпринимательских структур, недостаточно только количественных характеристик. Многие элементы системы требуют качественного анализа.
- Взаимосвязь с теорией жизненного цикла. Уровень значимости критериев для оценки эффективности предпринимательских структур варьируется от стадии к стадии жизненного цикла.
- Легкость восприятия. Данный принцип достигается путем расчета интегрального показателя, который бы давал ответ на вопрос об эффективности деятельности предпринимательской структуры.
Заключение
В качестве заключения делаем вывод о том, что существующие методики оценки деятельности компаний имеют ряд недостатков и требуют переработки для целей оценки эффективности предпринимательских структур. В дальнейшем автором планируется разработать методику комплексной методики оценки эффективности предпринимательских структур, основанной на теории жизненного цикла и тех принципах, которые были сформулированы в данной статье.
Соответствующая методика должна быть основана на комплексе аналитических коэффициентов, которые бы давали представление как об эффективности отдельных элементах системы под названием «предпринимательская структура», так и всей системы в целом.
Страница обновлена: 28.10.2024 в 04:46:43