Жизненный цикл поставщика как компонент системы управления жизненным циклом высокотехнологичной продукции
Красникова А.С.1, Захаров Ф.П.1
1 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 19 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 3 (Март 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45600400
Цитирований: 2 по состоянию на 24.01.2023
Аннотация:
Проанализированы подходы к определениям «жизненный цикл продукта», «жизненный цикл предприятия». Предложено авторское понятие «жизненный цикл поставщика». Определены параметры жизненного цикла поставщика, характеризующие алгоритм перехода между стадиями. Рассмотрены взаимосвязи жизненных циклов предприятия, продукта и поставщика в рамках единой системы управления полным жизненным циклом высокотехнологичной продукции. Предложенный подход позволит обеспечить интегрированную поддержку в формировании и трансформации структуры всего жизненного цикла рассмотренных понятий на протяжении всех этапов. Статья предназначена для научных работников, менеджмента промышленных предприятий, государственных и муниципальных органов управления, и других организаций, осуществляющих деятельность в области управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Результаты исследования будут полезны специалистам при решении задач в области проработки архитектуры, облика системы управления жизненным циклом, создания единой платформы, учитывающей особенности многоуровневых, мультисистемных и многокомпонентных элементов.
Ключевые слова: жизненный цикл продукта, жизненный цикл предприятия, жизненный цикл поставщика, система управления полным жизненным циклом
JEL-классификация: M1, M21, O33
Введение. В рамках реализации указов Президента России «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» и «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и модернизации оборонно-промышленного комплекса» [1, 2] организована работа по созданию системы управления полным жизненным циклом высокотехнологичной продукции машиностроения гражданского и военного назначения, что предопределяет необходимость решения многочисленных научных и организационных задач, в том числе решение проблем управления сложной высокотехнологичной продукцией с многоуровневыми жизненными циклами, управления стоимостью жизненных циклов с учетом большого количества соисполнителей, автоматизации и создания нормативной базы интегрированной поддержки сопровождения жизненных циклов, разработки методик обработки информации и принятия решений [5, 8, 10] (Ganus, Starozhuk, 2020; Dadonov, Garina, 2019; Erofeev, 2020), стандартизации и оптимизации ключевых процессов жизненного цикла, внедрения новых технологий опытно-конструкторской работы, развития экономического обеспечения системы на основе принципов ресурсоэффективности и замкнутых циклов [3, 4, 6, 17] (Anisimova, 2015; Bagiev, Tarasevich, 2010; Guseva, Chizhankova, 2017; Podolskiy, Babkin, Rodin, 2020). Целью исследования является выявление взаимосвязей между жизненными циклами продукции и предприятия и предложенного понятия жизненного цикла поставщика с позиции обеспечения поддержки в формировании и трансформации структуры всего жизненного цикла высокотехнологичной продукции. Новизна статьи заключается в том, что предложено рассмотреть новое понятие «жизненный цикл поставщика» в качестве компонента системы управления жизненным циклом высокотехнологичной продукции и определить взаимосвязь с жизненным циклом предприятия и продукции.
Методы исследования: категориальный анализ, методы анализа и синтеза, моделирование. Общеметодологической основой работы является системный подход.
Результаты. Системы управления полным жизненным циклом (СУПЖЦ) в том или ином виде существовали применительно к разным типам военной и специальной техники и в прежние годы, однако присущие им недостатки затрудняют их интеграцию для решения задач технического перевооружения машиностроения и оборонно-промышленного комплекса. Научные разработки, которые ведутся в нашей стране и за рубежом в данном направлении, ориентированы, прежде всего, на решение проблем СУПЖЦ, а именно: недостаточный опыт и отсутствие требуемых условий для интеграции и эффективного взаимодействия с заказчиками, с широким кругом соисполнителей со всеми заинтересованными лицами всех категорий, вовлеченных в процессы СУПЖЦ, недостаточная проработка их ролей, требований к ним, функциональных задач и их обязанностей на протяжении всего жизненного цикла; накопленный практический опыт решения задач по оптимизации управления полным жизненным циклом сложных технических изделий зачастую обсуждается лишь в рамках отдельных отраслей [14, 15, 19, 22] (Kuranov, 2008; Lapukhin, 2018; Sabirzyanova, 2017; Shirokova, 2006). В условиях рыночной экономики жизненный цикл продукта и предприятия имеет существенное значение в структуре СУПЖЦ. В зависимости от стадий жизненного цикла обоих понятий необходимо применять различные организационно-управленческие и экономические решения. Подходы к определению понятия «жизненный цикл продукта» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Подходы к определению «жизненный цикл продукта»
Автор
|
Определение
|
Б.А. Разбейрг, Л.Ш.
Лозовский, Е.Б. Стародубцева
|
Период
времени, в течение которого товар пользуется спросом и приносит доход [18] (Razbeyrg,
Lozovskiy, Starodubtseva, 2011)
|
Стандарт ISO
9004-1
|
Совокупность процессов во времени возникновения
потребностей общества в данной конкретной продукции до удовлетворения этих
потребностей и утилизации бывшего в употреблении товара [20]
|
Л.Ф. Давлетбаева
|
Совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния
товара, в течение которого он пользуется спросом и приносит доход [7] (Davletbaeva, 2010)
|
Н.Р. Лапухин
|
Период времени, в течение которого товар обладает жизнеспособностью,
обращается на рынке, пользуется спросом, приносит доход производителям и
продавцам [15] (Lapukhin, 2018)
|
Н.В. Забабурина, Р.Г. Хачатурян
|
Концепция, которая пытается описать
сбыт продукта, прибыль, потребителей, конкурентов и стратегию маркетинга с
момента поступления товара на рынок и до его снятия с рынка [11] (Zababurina, Khachaturyan, 2017)
|
Стадии жизненного цикла продукта представлены на рисунке 1.
Источник: составлено авторами.
Стадии жизненного цикла продукта:
1) изучение рынка, маркетинговые исследования;
2) разработка проекта изделия;
3) разработка стратегии производства и подготовка к изготовлению;
4) приобретение необходимых материалов;
5) процесс производства;
6) упаковка готового продукта и создание условий хранения;
7) поставка готового продукта;
8) ввод в эксплуатацию;
9) обслуживание и техническая поддержка;
10) утилизация с возможной переработкой.
На первой стадии жизненного цикла продукта выявляются предпочтения и требования потребителей к предполагаемой продукции предприятия.
На второй стадии происходит обработка различной информации (маркетинговой, научно-технической, технологической и др.), связанной со всеми свойствами и особенностями продукта, а также предложение рекомендаций по его созданию. На третьей стадии возникает потребность в приобретении оборудования, инструментов, средств контроля, которые необходимы для изготовления продукции; анализ различных вариантов производства и создание необходимых условий для обеспечения оптимальной загрузки имеющегося оборудования для производства продукции. На четвертой стадии проводится анализ и выбор поставщиков для приобретения сырья и материалов и необходимых ресурсов для производства продукции. От работы поставщиков во многом зависят качество и безопасность производимой продукции, ее соответствие требованиям потребителей. После этого происходит непосредственно сам процесс производства. Следующий этап связан с упаковкой готового продукта и хранением, которые должны способствовать сохранению всех основных свойств и качества товара [21] (Fedoseev, Gitman, Stolbov, 2015). Далее стадия, отвечающая за доведение готового продукта до конечного потребителя и контроль деятельности, связанной с отгрузкой, погрузкой и транспортировкой. Стадия «Ввод в эксплуатацию» подразумевает приобретение и использование потребителем товара в своих целях, и от того, как именно он будет это делать, зависит срок службы продукции. «Обслуживание и техническая поддержка» заключается в организации сервисной сети, которая будет заниматься поставкой необходимых запасных частей и ремонтом товара. Последняя стадия жизненного цикла является особенно важной, так как необходимо проанализировать все варианты утилизации и переработки используемой продукции для минимального ущерба окружающей среде. Жизненный цикл продукта позволяет определить временные рамки всего проекта, оценить суммарные затраты и стоимость каждой стадии, а также грамотно структурировать деятельность, связанную с реализацией каждого этапа жизненного цикла предприятия.
В научной литературе нет единого мнения насчет определения «жизненный цикл предприятия». Основные определения представлены в таблице 2.
Таблица 2
Определения жизненного цикла предприятия
Автор
|
Определение
|
В.А Гусева, И.В. Чижанькова
|
Совокупность стадий
развития, через которые проходит фирма на момент своего существования [6] (Guseva,
Chizhankova, 2017)
|
Г.В. Широкова
|
Собирательная интерпретация окружающей среды организации,
построенная на ее оценке топ-менеджерами [22] (Shirokova, 2006)
|
М.В Куранов
|
Синтез жизненных циклов продукции, производимой
организацией в анализируемом периоде, и жизненного цикла технологий,
обеспечивающих производство [14] (Kuranov, 2008)
|
К.Р. Сабирзянова
|
Периоды, в которые организация
принципиально изменяет свои ценности и ориентацию своего развития [19] (Sabirzyanova, 2017)
|
Н.Л. Зайцев
|
Экономически обоснованный период
хозяйственной деятельности предприятия, который включает следующие стадии:
первая – производство и реализация товара или услуг на рынке; вторая –
дальнейшее развитие предприятия в направлении повышения уровня
конкурентоспособности производства и продукции; третья – расширение сферы
влияния на действующих рынках и завоевание новых рынков; четвертая –
перестройка действующей стратегии производства для подготовки к производству
новой конкурентоспособной продукции и формирование рынков для реализации
будущей продукции [12] (Zaytsev, 2007)
|
Стадии жизненного цикла организации представлены на рисунке 2.
Первая стадия жизненного цикла организации – «Создание», характеризующаяся отсутствием четких целей, нехваткой опыта, связей и высокими творческими возможностями у создателей компании. На данном этапе фирмы важным моментом является определение стратегии развития предприятия, возможны варианты: действие в сфере крупного производства товаров и услуг; удовлетворение индивидуальных потребностей конкретного человека; глубокая специализация в области свойств продукта, иными словами – на том, что организации удается лучше остальных [3] (Anisimova, 2015).
Стадия роста совпадает с этапом коллективности, который, в свою очередь, подразумевает появление неформальных общений, выстраивание простейшей структуры организации и появление большой доли ответственности у каждого члена компании. Главной задачей на этом этапе можно определить создание условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг. Накопленный на предшествующей стадии опыт прорабатывается, индивидуальные знания возводятся в ранг групповых и организационных, личностные ценности преобразовываются в ценности организации. Цели организации согласовываются, происходит формулировка неких правил сосуществования с внешней средой [9] (Dyachkova, 2017).
Третья стадия жизненного цикла организации характеризуется двумя этапами: формализации управления и выработки структуры. На данных этапах происходит формализация правил, выстраивается стабильная структура и делается упор на эффективность работы компании. Когда компания достигает зрелости, как правило, руководитель сводит к минимуму число делегируемых задач, усиливает контроль всех стадий процесса и затрат, все решения проходят процесс тщательного анализа рисков и взвешивания всех плюсов и минусов их реализации. Главной целью предприятия на данной стадии является удержание и выдвижение рекомендаций и идей по укреплению лидирующих позиций на рынке.
Последняя стадия – «Спад». На ней, как правило, происходит высокая текучесть кадров и возрастание конфликтов внутри компании, а также снижение таких показателей, как прибыль, продажи, конкурентоспособность. У организации появляется необходимость в экономии и снижении расходов, а также происходит процесс анализа возможных путей по выходу из данной стадии [3, 16] (Anisimova, 2015; Melnikov, Esipenko, Alabuzhev, 2020).
Авторами предложено ввести понятие «жизненный цикл поставщика», под которым понимается совокупность стадий развития отношений с поставщиком, которые проходит предприятие за период своего существования.
Поставщиками могут выступать как контрагенты предприятия (в том случае, если организация делает заказ на приобретение каких-либо комплектующих или материалов для создания своего продукта), так и само предприятие (если сама организация принимает решение о сотрудничестве и поставке необходимых ресурсов, которыми она обладает, для другой организации).
Стадии жизненного цикла поставщика представлены на рисунке 3.
На первой стадии происходит процесс заключения первого договора между предприятием-заказчиком и поставщиком. Далее, если обе стороны спустя некоторый промежуток времени решают продолжить сотрудничество, происходит переход на вторую стадию – «Согласование». Она характеризуется заключением n-го количества контрактов, а также формированием долгосрочных отношений и определением условий договоров. На стадии «Стабилизация» происходит сам процесс выполнения обязанностей в течение длительного периода обеих сторон, которые прописаны в соглашении между организацией и поставщиком. На последней стадии – «Спад» – происходит расторжение всевозможных контрактов с поставщиком.
Алгоритм перехода между стадиями жизненного цикла поставщика основан на изменении следующих параметров:
· количество договоров между организацией и поставщиком (N);
· время сотрудничества (t);
· лояльность поставщика (L);
· стоимость контракта (S).
Связь различных значений параметров со стадиями жизненного цикла поставщика представлена в таблице 3.
Таблица 3
Взаимосвязь значений параметров со стадиями жизненного цикла поставщика
Значения параметров
|
Стадия жизненного цикла
|
N=1
t ϵ [t0; t1] L = низкая/средняя S = низкая/средняя/высокая |
Формирование
|
t ϵ [t1; t2] L = низкая/средняя S = низкая/средняя |
Согласование
|
t ϵ [t2; tn] L = высокая S = низкая/средняя/высокая |
Стабилизации
|
S = низкая/средняя/высокая |
Спад
|
Сопоставление стадий трех моделей жизненных циклов продукта, предприятия, поставщика представлено в таблице 4.
Таблица 4
Связь стадий жизненных циклов продукта, предприятия и поставщика
|
Жизненный цикл продукта
|
Жизненный цикл организации
|
Жизненный цикл поставщика
|
Приобретение необходимых материалов
Поставка готового продукта |
Рост
|
Формирование
| |
Приобретение необходимых материалов
Поставка готового продукта |
Рост
|
Согласование
| |
Приобретение необходимых материалов
Поставка готового продукта |
Зрелость
|
Стабилизация
| |
Утилизация продукта
(его выход с рынка) |
Спад
|
Спад
|
Источник: составлено авторами.
Сопоставляя между собой модели жизненных циклов продукта, предприятия и поставщика, можно предположить, что на стадии «Формирование» организация будет находиться на стадии роста, так как организация увеличивается в масштабе, растет объем производимых продуктов, следовательно, предприятие имеет необходимость в большем количестве ресурсов. Это является тем параметром, который заставляет организацию начать принимать решение о заключении первого контракта с поставщиком. По мере роста организации и возможного увеличения ассортимента продаваемых продуктов либо модернизации существующего ассортимента организация может нуждаться в увеличении количества поставщиков, что сопоставляет данный этап развития организации также с этапом «Согласование». При переходе предприятия на стадию «Зрелость» оно уже обладает необходимой базой поставщиков, реализующей все потребности организации для исполнения необходимого количества и качества продукции, следовательно, данная стадия жизненного цикла развития компании соотносится со стадией «Стабилизация» жизненного цикла поставщика. Когда компания находится на стадиях роста и зрелости, она принимает решение, какое количество договоров заключить с поставщиками, исходя из разнообразия необходимых ресурсов для создания продукта, производством которого занимается предприятие. Впервые с оценкой данного решения она сталкивается, когда продукт находится на стадии «Приобретение необходимых материалов». Спустя некоторый промежуток времени перед компанией встает новый вопрос, связанный с доведением конечного продукта до потребителя. В данный период организация может нуждаться в увеличении количества поставщиков, продукт же в этот момент будет находиться на стадии «Поставка готового продукта». Когда у организации начинает прослеживаться снижение эффективности деятельности ниже границ рентабельности, потеря места на рынке, она переходит в стадию «Спад», ее продукт становится больше непривлекательным для потребителя, и он может перейти в стадию «Утилизация (выход с рынка)», соответственно, предприятие не имеет необходимости в ресурсах для производства и доведения товара до конечного потребителя. В данном случае организация расторгает контракты со своими поставщиками, что соотносит ее со стадией «Спад» жизненного цикла поставщика. Результаты проведенного исследования будут полезны специалистам при решении задач в области проработки архитектуры, облика системы управления жизненным циклом, создания единой платформы, учитывающей особенности многоуровневых, мультисистемных и многокомпонентных элементов.
Заключение. Предложенная взаимосвязь жизненных циклов продукта, предприятия и поставщика позволяет структурировать задачи СУПЖЦ заинтересованными лицами: заказчиком, эксплуатантом и соисполнителями, поставщиками материалов и комплектующих, позволяющих обеспечить непрерывное и эффективное поддержание требований заказчика и задач по их обеспечению эксплуатантом и партнером по интегрированной поддержке.
Кроме этого, предложенный подход позволит обеспечить интегрированную поддержку в формировании и трансформации структуры всего жизненного цикла рассмотренных понятий на протяжении всех этапов.
Источники:
2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 года № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и модернизации оборонно-промышленного комплекса». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70170938 (дата обращения: 02.03.2021).
3. Анисимова П.М. Жизненный цикл организации // Сельское, лесное и водное хозяйство. – 2015. – № 4(43). – c. 19-22.
4. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг. / 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010. – 576 c.
5. Ганус Ю.А., Старожук Е.А. Модель ключевой компетенции как базовая методика управления полным жизненным циклом высокотехнологичной продукции в долгосрочной перспективе // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1111-1134. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110721 .
6. Гусева В.А., Чижанькова И.В. Жизненный цикл организации // Материалы Ивановских чтений. – 2017. – № 3-1(14). – c. 47-54.
7. Давлетбаева Л.Ф. Жизненный цикл товара // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2010. – № 13(119). – c. 26-30.
8. Дадонов В.А., Гарина И.О. Совершенствование систем управления жизненным циклом наукоемкой продукции на основе блокчейн-технологии // XLIII Академические чтения по космонавтике, посвященные памяти академика С.П. Королева и других отечественных ученых – пионеров освоения космического пространства: сб. тез. всеросс. науч. конференции. Москва, 2019. – c. 180-181.
9. Дьячкова Е.А. Понятие жизненного цикла организации. Основные модели развития организаций // Инновационные процессы в экономике и бизнесе: научный взгляд. Саратов, 2017. – c. 47-51.
10. Ерофеев В.С. Методы и технологии управления жизненным циклом сложных изделий и инженерных проектов // Системы управления полным жизненным циклом высокотехнологичной продукции в машиностроении: новые источники роста: матер. III всеросс. Науч-практ. конференции. М., 2020. – c. 120-125.
11. Забабурина Н.В., Хачатурян Р.Г. Маркетинговые исследования на разных этапах жизненного цикла товара: понятие, сущность, практическая значимость // Государство, общество и политика: экономические, правовые и социальные аспекты: Сборник научных трудов по материалам I Международной научно–практической конференции. СПб., 2017. – c. 72-78.
12. Зайцев Н.Л. Краткий словарь экономиста. / 4-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 224 c.
13. Заяц Т.И., Епифанцева А.С. Жизненный цикл организации: особенности стадий и влияние на результаты деятельности организации // Современные методы управления процессами коммерческой организации: Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». Новосибирск , 2016. – c. 49-52.
14. Куранов М.В. Анализ факторов, характеризующих функционирование организации на различных этапах жизненного цикла // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 4(109). – c. 65-68.
15. Лапухин Н.Р. Маркетинговые исследования современности // Вопросы экономики. – 2018. – № 9. – c. 79-82.
16. Мельников О.Н., Есипенко Д.А., Алабужев Д.С. Расширение подходов к процессу управления жизненным циклом продукции при диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1301-1310. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110810 .
17. Подольский А.Г., Бабкин А.В., Родин А.А. Методические подходы к формированию стоимостных и временных параметров жизненного цикла высокотехнологичной продукции военного назначения // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1347-1364. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110599 .
18. Разбейрг Б.А. Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. / 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011.
19. Сабирзянова К.Р. Современные подходы к исследованию жизненного цикла организации // Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам: Сборник научных статей. Казань, 2017. – c. 38-41.
20. Стандарт ИСО 9004-1
21. Федосеев C.A., Гитман М.Б., Столбов В.Ю. Организационный подход при управлении качеством продукции на различных этапах её жизненного цикла // Системы проектирования, технологической подготовки производства и управления этапами жизненного цикла промышленного продукта: Труды международной конференции. Москва, 2015. – c. 283-286.
22. Широкова Г.В. Основные направления исследований в теории жизненного цикла организации // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Менеджмент. – 2006. – № 2. – c. 25-42.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:09